Работа с детьми ОВЗ

Солодовникова Наталья Викторовна

Коррекционно-развивающая программа для детей-логопатов старшей группы

Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада рассчитана на детей-логопатов (детей с тяжелыми нарушениями речи) - это специальный курс занятий (этюдов, упражнений, игр), направленный на развитие эмоционально-волевой, познавательной сферы, коммуникативных способностей.

Рекомендуется проводить одно занятие в неделю продолжительностью 25-35 мин.

Эмоциональная регуляция поведения является ведущей в дошкольном возрасте, а социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании и воспитании межличностных отношений. Нравственное развитие и воспитание ребенка стоит начинать с формирования его эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств является важным условием в становлении личности маленького человека.

Цель программы для детей ОВЗ:

- создание у дошкольников позитивного настроения, психокоррекция эмоциональных проявлений (тревожности, агрессивности, импульсивности, конфликтности у детей-логопатов)

- развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти), воспитание сострадания, формирование умения освободиться от напряжения;

- эффективная стимуляция всего психического развития;

- социальная адаптация с приобретением социальных навыков и умения верить в свои силы.

Задача коррекционно-развивающей программы:

- создать позитивный настрой и атмосферу «безопасности» в группе сверстников;

- корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения;

- развивать у детей-логопатов навыки общения и решения конфликтных ситуаций;

- формировать положительные черты характера;

- совершенствовать память, мышление;

- развивать устойчивость и концентрацию внимания;

- повышать уровень контроля эмоционального состояния;

- обучать приемам саморелаксации, снятию мышечного напряжения.

Ожидаемые результаты

После реализации этой программы у детей-логопатов старшей группы уменьшится конфликтность, снизится тревожность, они приобретают коммуникативные способности. Повышается уровень развития психических процессов. Дошкольники овладевают навыками самоконтроля, у них формируются положительные черты характера, они раскрывают свой потенциал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx15.94 КБ
Файл 2.docx15.03 КБ
Файл 3.docx15.46 КБ
Файл 4.docx15 КБ
Файл 5.docx15.63 КБ
Файл 6.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1 из коррекционно-развивающей программы для детей-логопатов

Пояснительная записка к программе

Цель: создать благоприятную атмосферу в группе, удовлетворить потребность в признании, развивать групповую сплоченность, креативное мышление, эмпатию, научить понимать свои чувства, снизить эмоциональное напряжение.

Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи

Упражнение «Давайте познакомимся»

Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет свое имя, рассказывает что-то о себе.

Упражнение «Дополнительные слова в имени»

Психолог. Человека можно назвать по имени, а можно и любимым словом (солнышком, рыбкой).

- А какие вы знаете слова?

- Кто назовет больше?

- А может кого-то будем так называть?

- Как вас дома называют родители?

- Иногда дети называют друг друга некрасиво.

Как?

Вывод: будет хорошо, если мы будем называть друг друга ласково и нежно.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

В начале говорим о различных способах приветствия, реальные и шуточные. Предлагаем детям поздороваться плечами, спиной, рукой, носом, щекой. Предложите свой, необычный способ здороваться (нужно придумать на следующее занятие новый способ приветствия).

Игра «Встаньте все, кто ...»

Психолог говорит определенную фразу - дети должны встать.

Психолог. Встаньте все, кто:

- любит бегать;

- имеет младшую сестру;

- любит сладости, фрукты;

- имеет собаку;

- любит ходить в детский сад;

- любит животных.

Обсуждение игры.

Упражнение «Как сказать по-другому?»

- Часы идут (ходят)

- мальчик идет (шагает)

- снег идет (падает)

- поезд едет (мчится)

- весна идет (наступает)

- пароход идет (плывет).

Релаксация «Солнышко»

Психолог. От ласковых имен становится тепло, как от солнышка. Давайте мы все попробуем превратиться в солнышка и согреть друг друга.

Ежедневно восходит Солнце, чтобы обогреть всю Землю. Все рады Солнцу! Но пока оно спит. Ночь проходит. Сторож-Месяц ушел отдохнуть и постучал к Солнышку, чтобы оно просыпалось.

А Солнышко сладко спит. Услышало, что в дверь постучали. Раскрылоло глазки, а на улице темно.

 Не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова закрыло глаза. Но время не ждет. Надо будить Землю. Солнышко потянулось и встало с кровати. Умыло глаза, рот, щеки. Взяло расческу и расчесало свои золотые волосы-лучики. Они ярко засияли. Солнышко поправило свою одежду и вышло на небо. Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.

Обсуждение занятия

Прощание

Каждое занятие заканчивается одним и тем же прощанием. Такая процедура сближает и объединяет детей.

Психолог. Положите руки на плечи друг другу, покачайтесь из стороны в сторону.



Предварительный просмотр:

Занятие 2 из коррекционно-развивающей программы для детей-логопатов

Пояснительная записка к программе

Цель: развитие эмоционально выразительных движений, способности к эмпатии, произвольного внимания, креативного мышления, совершенствование коммуникативных навыков, снижение эмоционального напряжения.

Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи

Обсуждение домашнего задания, выбор традиционного приветствия

Игра «Волшебный мяч»

Психолог. Передавайте друг другу мяч, при этом следует сказать что-то хорошее о том, кому его даешь, или какое-то доброе пожелание.

Упражнение «Я умею»

Каждый ребенок пытается вспомнить как можно больше своих умений, не повторяясь. Объединяем умения. А возможно, кто-то что-то плохое умеет? Обсуждение хороших и плохих умений.

Психогимнастика «Надоедливая муха»

Психолог. Представьте, что вы на пляже, солнышко согревает, двигаться не хочется. Вдруг прилетает муха и садится на лоб. Чтобы согнать муху, подвигайте бровями. Муха крутится возле глаз – похлопайте ресницами, перелетает со щеки на щеку - надувайте поочередно каждую щеку, села на подбородок - подвигайте челюстью.

Игра «Запретное число»

Выбирается запрещенное число (например, 3), после этого произносится вслух несколько цифр. Каждый раз, когда звучит запрещенное число, надо хлопать в ладоши.

Игра «Ухо - нос»

Берясь за ухо или за нос, дети повторяют слова и движения, а затем психолог пытается запутать всех (повторение 2-3 раза).

Рисуем автопортрет

Релаксация

Цель: научить приемам саморелаксации (саморасслабления).

Психолог

У реки стоит тишь,

В норе спит мышь,

Вокруг не шумит камыш,

Малыши засыпают ш-шш, ш-шш.

Обсуждение занятия

Традиционное прощание



Предварительный просмотр:

Занятие 3 из коррекционно-развивающей программы для детей-логопатов

Пояснительная записка к программе

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения, развивать умение правильно оценивать себя, регулировать собственные чувства, эмоции, понимать их, развитие внимания, креативного мышления, воспитание самоуважения, повышение самооценки.

Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи

Традиционное приветствие

Упражнение «Кто я такой?»

Дети должны как можно больше сказать о себе:

- Кто я такой?

- Что я значу?

Психолог. Каждый человек имеет физическое тело, что это значит? Для чего оно? Для чего нам голова, уши, ноги, руки?

Упражнение «Прислушайся к себе»

Психолог. Дети, прислушайтесь к своему телу!

- Как вы чувствуете себя, как чувствует себя ваше тело, удобно вы сидите, не болит ничего: голова, зубы, руки и т.д.?

- Что делать, чтобы быть здоровым, сильным, чтобы ничего не болело?

- А сейчас прислушайтесь к своим мыслям: о чем вы думаете, мечтаете, чего хотите?

Игра «Запрещенное движение»

Дети садятся полукругом. Психолог показывает различные движения, а дети повторяют их, кроме одного (например, подпрыгивание). Кто ошибся - выбывает из игры.

Упражнение-тренинг «Удержи себя»

Психолог. Когда вы чувствуете, что взволнованы, сердиты, вам хочется кого-то ударить, что-то бросить - очень простой способ доказать себе, что можете овладеть собой и удержаться, показать силу воли: нужно обхватить ладонями свои локти и сильно прижать руки к груди - это поза сдержанного человека.

Упражнение «Составляем чемодан злых, недобрых слов»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

- Какие слова мы положим в чемодан (корзина)?

- Что с ними сделаем? (Уничтожим.)

Дыхательная гимнастика «Одно большое животное»

Дети становятся в круг и берутся за руки.

Психолог. Представьте себе, что мы - одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед - вдох, шаг назад - выдох (3-4 раза).

Релаксация

Цель: учить приемам саморасслабления.

Психолог

Руки на коленях,

Кулачки сомкнули,

Давим изо всех сил,

Подержали немного,

Раз - и отпустили (повторить 2-3 раза).

Обсуждение занятия

Традиционное прощание



Предварительный просмотр:

Занятие 4 из коррекционно-развивающей программы для детей-логопатов

Пояснительная записка к программе

Цель: создать благоприятную атмосферу в группе, совершенствовать фонематический слух, учить регулировать свои чувства, эмоции, развивать внимание, творческое воображение, корректировать негативные личностные черты.

Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи

Традиционное приветствие

Упражнение «Учимся хвалить себя»

- За что можно похвалить человека?

- За что можно похвалить себя?

Каждый ребенок пытается сказать о себе как можно больше добрых слов.

Упражнение «Игра в слова»

Назовите слово (игрушки, животные, мебель, профессии, книги, овощи, фрукты) на определенный звук: [с], [д], [т]. Кто назовет больше?

Игра «Летает - не летает»

Все дети становятся в круг. Психолог называет разные предметы, дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда произносятся названия предметов, которые могут летать.

Игра «Обижалки»

Цель: снижение невербальной агрессии.

Психолог, передавая мяч по кругу, просит назвать друг друга безобидными словами (заранее обговаривается условие, какими «обижалками» можно пользоваться, это могут быть названия овощей, фруктов, грибов и т.п.). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты ... яблочко». В заключении следует сказать своему соседу что-нибудь приятное.

Психогимнастика «Передай движение»

Дети стоят в кругу и по сигналу психолога делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжелую гирю, цветочек.

Игра-релаксация «Представь звук»

Цель: развитие творческого воображения.

Психолог. Вы знаете, что корова мычит, собака лает, двери хлопают, ребенок плачет. Все эти звуки вы слышали не один раз. А вот можете представить себе необычные звуки? Представьте, что слышите необычные звуки.

Представьте, что можете записать свои любимые звуки.

Представьте себе пушистую тучку. Опишите или нарисуйте ее звучание.

Обсуждение занятия

Традиционное прощание



Предварительный просмотр:

Занятие 5 из коррекционно-развивающей программы для детей-логопатов

Пояснительная записка к программе

Цель: снятие мышечного напряжения, создание благоприятной атмосферы в группе, коррекция негативных черт характера, развитие сообразительности и наблюдательности, мышления, произвольного внимания, дыхания, совершенствование коммуникативных навыков.

Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи

Традиционное приветствие

Этюд «Насос и мяч»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Психолог предлагает поделиться на пары. Один выполняет роль «мяча», второй - «насоса».

«Мяч надутый» - ребенок сидит на корточках.

«Насос надувает мяч» - ребенок делает движения руками, сопровождая звуками «с-с-с».

«Мяч становится все больше» - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.

«Насос заканчивает работу» - ребенок делает вид, будто выдергивает шланг.

«Мяч снова сдувается» - ребенок медленно садится, выпускает воздух, опускает руки. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение «Дополни предложение»

- Если мне грустно, то ...

- Если я болею, то ...

- Если мне мешают, то ...

- Если мне весело, то ...

Игра «Посмотри в зеркало»

Психолог предлагает взглянуть в зеркало и сделать артикуляционную гимнастику для языка («машина заезжает в гараж и выезжает»), губы (надуться, улыбнуться, покривляться).

Игра «Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем»

Выбираем ведущего, он выходит за дверь. Дети, которые остаются, договариваются, какие движения будут выполнять. Затем предлагают ведущему, а он говорит:

- Здравствуйте, дети!

- Где вы были?

- Что вы видели?

Дети хором отвечают:

- Где мы были - не скажем, а что делали - покажем.

Ведущий отгадывает.

Игра «Найди точное слово»

- Круглое, сладенькое, румяненькое - что это?

- Вкусное, большое, круглое - что это?

- Маленькое, красненькое, растет на дереве - что это?

- Маленькое, красненькое, растет на кусте - что это?

Психолог. Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие и тому подобное.

Вспомните, кто из животных как передвигается: ворона (летает), рыба (плавает), лошадь (скачет) и др.

Релаксация

Цель: научить приемам саморасслабления.

Психолог. Веки хотят спать, закрываются глаза. Мы тихо засыпаем, в сон мы погружаемся. Греет солнышко сильнее, отдыхаем в тишине. Всех нас окутывает спокойствие, и ласковое, и глубокое.

Обсуждение занятия

Традиционное прощание



Предварительный просмотр:

Занятие 6 из коррекционно-развивающей программы для детей-логопатов

Пояснительная записка к программе

Цель: снятие телесных барьеров, создание благоприятной атмосферы в группе, коррекция негативных черт, агрессивности, развитие дыхания, внимания, самоконтроля, эмоциональности и выразительности движений детей-логопатами.

Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи

Традиционное приветствие

Игра «Противоположные слова»

Психолог. Помогите найти слово, противоположное по содержанию: высоко - низко, далеко - близко, трус - храбрый, начало - конец, широко - узко, глубоко - мелко.

Упражнение «Будь внимателен»

Цель: создание благоприятной атмосферы. Психолог произносит слово зайчик - дети прыгают, птички - размахивают руками, коньки - ударяют ногой об пол, как копытом, раки - два шага назад, рыбы – как-будто плывут.

Чтение сказки «Пчела и Оса»

Жили две подруги - Пчела и Оса. Они имели много общего. Обе были обладательницами нежных прозрачных крыльев, которые носили их по полям и лугам, обе любили ласковое солнышко, и обе защищались от врагов с помощью маленького колючего жала.

Но в этом, к сожалению, прятались различия между Хорошей Пчелой и Злой Осой. Да-да, Пчела была хорошей, а Оса - злой. Почему так с ними случилось? А вот какая причина. Когда наши подруги были еще молодыми и беззаботными, они полетели далеко от знакомого луга и оказались в парке, где играли много детей. Дети были веселые, искали новых интересных знакомств. Поэтому увидев двух хорошеньких летучих подружек, решили подружиться с ними. Самые смелые протянули руки к их крылышкам (ведь они заменяют насекомым ручки) и ...

Вот здесь и произошло самое главное в жизни Пчелы и Осы. Обе сразу ужалили смельчаков. Но Пчела, увидев, как поморщился от боли мальчик, так пожалела о своей привычке выпускать жало, что чуть не умерла от жалости к мальчику. В тот же миг она решила: «Я буду защищаться так только для обороны. Я не хочу причинять боль другим, а хочу делать добро». Пчела придерживалась данного слова, поэтому начала собирать мед и пыльцу с цветков. Люди стали строить для нее избушки-ульи и даже подкармливали в трудное время.

Но не тут то было с Осой. Ужалив мальчика, она еще больше надулась от черной злобы, когда увидела, как больно ему стало. Жалости к мальчику у Осы не было совсем, волна жестокости застилала ей глаза, и Оса желала всем только зла, зла, зла.

И был удивительно! Как бы изначально и были похожи Пчела с Осой, но изменения в их поведении сделали их вполне отличными. Там, где всегда радушно ждали Пчелку, прогоняли и даже хотели уничтожить Осу. Ее природная злость делала соседство с ней несносным, отсутствие доброты не добавляло ей друзей, а большая злость стала бременем даже для нее самой.

И как-то одинокая Оса начала просить помощи: «Помогите мне стать другой!».

Обсуждение сказки.

Этюд «Тух-тиби-дух»

Цель: устранение негативных эмоций.

Психолог. Я по секрету вам скажу волшебное слово против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы это волшебное слово подействовало, надо ходить по комнате и ни с кем не разговаривать. Когда вы захотите поговорить с кем-то остановитесь, посмотрите другому ребенку в глаза и сердито-пресердито произносите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем дальше двигайтесь по комнате, время от времени останавливайтесь перед кем-то и снова произносите волшебное слово.

Упражнение «Беги, беги, злость»

Цель: снятие агрессии.

Раздайте каждому ребенку лист чистой бумаги. Дайте задание - сильно смять его и при этом говорить: «Беги, беги, злость». Затем все идут выбрасывать бумагу.

Обсуждение чувств

Психолог. А еще, когда вы начинаете сердится, можно спеть веселую песенку, поиграть с мячом.

Релаксация

Дети сидят на коврике. Один ребенок выполняет роль Феи Сна. К кому он прикасается палочкой, тот засыпает. Так постепенно должны заснуть все дети. Когда Фея хлопнет в ладоши - все просыпаются.

Обсуждение занятия

Традиционное прощание