Работа с дошкольниками

Солодовникова Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Игровые техники в помощь психологу при адаптации ребенка в детскому саду

Реализация представленных игровых техник облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, к условиям детского сада, поможет им адекватно воспринимать себя и других детей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности. Данные игры могут быть включены психологом в различные занятия с детьми, а также могут использоваться при работе с адаптационной программой для детей раннего дошкольного возраста к детскому саду.

Игры для адаптации ребенка в детском саду

Игра 1. «А меня зовут ...»

Цель:

- развивать желание познакомиться, учить вежливо обращаться друг к другу;

- развивать чувство единства, причастности к группе.

Оборудование: цветок или мяч.

Ход игры

Каждый ребенок, стоя в кругу, обращается (поочередно) к своему соседу справа, передает ему цветок или мяч, называет свое имя и по желанию немного рассказывает о себе.

Игра 2. «Луна»

Цель:

- учить запоминать имена детей группы;

- развивать единство, удовольствие от пребывания в центре внимания.

Ход игры

Дети сидят по кругу на ковре. Ребенок, который сидит справа от психолога, говорит свое имя и хлопает в ладоши так: «Ма-ри-на», а дети всей группы повторяют за ним это имя, как эхо. Суть игры заключается в многократном повторении имени каждого ребенка, что способствует точному запоминанию его всеми детьми.

Подвижная игра 3. «Улитка»

Цель:

- продолжать знакомить детей друг с другом;

- развивать внимание, память, умение отвечать на сигнал.

Ход игры

Дети произвольно двигаются по комнате, а на сигнал: «Улитка», все - приседают, затем дети называют поочередно свое имя, и становятся в позицию улитки. Затем дальше продолжают двигаться по комнате. Игра продолжается пока все не назовут имена.

Игра 4. «Большое дерево»

Цель:

- учить чувствовать, что вместе, в группе лучше и играть, и учиться, и работать, и отдыхать;

развивать положительную мотивацию к посещению детского сада.

Ход игры

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, образуя большое, сильное дерево. Прислушиваются, как шелестят его листья, когда дует ветер (дети вместе раскачиваются). Чувствуют, как оно живет, дышит (дышат вместе: шаг вперед - вдох, поднимают руки; шаг назад - выдох, опускают руки).

Приходим к выводу: «Когда мы вместе - нас много, и мы большое, крепкое дерево».

Игра 5. «Поезд»

Цель:

- закреплять умение знакомиться различными способами;

- развивать слуховое восприятие, координацию движений;

- способствовать нейтрализации негативной эмоциональной энергии и агрессивного поведения.

Ход игры

Психолог: Сейчас мы с вами создадим поезд. Сначала я буду «паровозом», и когда буду ехать по кругу, то буду хлопать в ладоши и говорить имя: «Иван, Иван - едем!» Я сделаю круг, а теперь на мое место становится кто-то из вас, а я стану, как и вы, вагончиком - прицеплюсь к «паровозом».

Теперь он поедет, а мы все вместе проговариваем его имя: «Антон, Антон-едем!» И так до тех пор, пока все дети по очереди не побудут в роли «паровоза» и не примут участие в игре.

Игра 6. «Морской банан»

Цель:

- развивать чувство единства, сплоченности;

-  навыки самоконтроля и коммуникабельности.

Ход игры

Играют группами по пять детей, сидя на скамейке. Психолог перед началом игры объясняет, что морской банан - это резиновая лодка, по форме несколько похожа на банан. Предлагает детям представить, что они катаются на морском банане: для этого они должны крепко держаться друг друга за локти, чтобы не разорвалась цепочка и никто не упал в воду. По команде психолога дети наклоняются вправо, влево. Задача: не потерять никого из «пассажиров», и не сделать никому больно. Если кто-то «падает» с банана, все вместе должны проговорить его имя.

Игра 7. «Клубочек»

Цель:

- закрепить знания детей друг о друге, их умение обращаться к товарищам по имени, участвовать в коллективной игре;

- вырабатывать положительное отношение к посещению детского сада.

Ход игры

Психолог стоит в центре круга, образуемого всеми детьми группы. Он выполняет роль клубочка. Один из малышей первый подходит к психологу, берет его за руку; в это время вся группа называет вместе имя ребенка; затем то же делает второй ребенок, беря за руку уже первого ребенка и «наматываясь» вокруг «клубочка» - психолога. Игра заканчивается, когда последний ребенок «намотается» вокруг клубочка. Вывод, к которому должны прийти дети: «Вместе- хорошо; меня все знают, и я знаю всех».

Игра 8. «Отгадай, кто тебя позвал»

Цель:

- закрепить навыки положительного социального поведения;

- дифференцировать слуховое восприятие, соотнося человека с его голосом.

Ход игры

Играют по двое детей, третий ребенок - ведущий. Дети, каждый по очереди, называют ведущего по имени. Задача ведущего, который стоит к ним спиной - отгадать, кто его позвал.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе: «Учись владеть собой. Оскорбление и доброта»

Задача: закрепить приобретенный опыт общения и конструктивных форм поведения и эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию.

Материал: сердечки-жетоны с именами детей, «Мешочек добрых дел», талисман Гномик, воздушный шарик, «Шкатулка обид», панно «Радуга».

Ход занятия психолога со старшими дошкольниками

1. Упражнение «Мое настроение сегодня»

В начале занятия детям раздаются жетоны - сердечки. Психолог предлагает детям подумать и прикрепить свой жетон на полоску радуги того цвета, который соответствует его настроению сегодня.

Психолог: Я вижу по этой радуге, что у вас сегодня веселое жизнерадостное настроение, но так бывает не всегда. Иногда возникают ситуации, когда нам становится грустно и больно, обидно и одиноко. Да, действительно, дети, вы, вероятно, заметили, что в жизни часто рядом встречаются добро и зло, счастье и слезы, радость и печаль (показываем на изображение солнышка и плачущее облако).

- Дети, сегодня я принесла «Ящик обиды». В нем находятся картинки, на которых изображены различные неприятные и оскорбительные ситуации, которые часто случаются, пожалуй, и с вами. Если вы найдете правильное решение этих ситуаций, то все обиды исчезнут навсегда. А все добрые дела, которые вы предложите, я буду собирать в эту волшебную «Мешочек добрых дел».

2. Дидактическая игра «Как поступить?»

Демонстрируются карточки с изображением проблемных ситуаций. Дети самостоятельно подбирают маленькие карточки с вариантом ответов, как бы они поступили в данной ситуации и раскладывают их в соответствии с выбором в «Мешочек добрых дел» или в «Ящик обид».

- Дети, вы помогли нам найти выход из этих ситуаций. А теперь расскажите, когда вам бывает неприятно, когда вы обижаетесь? А помогать вам будет маленький талисман, веселый гном. Говорить будет тот, у кого в руках этот волшебный талисман.

3. Психотехника «Я обижаюсь, когда ..»

- А теперь попробуйте представить свою обиду (визуализация обиды).

- Какой она величины?

- Какого цвета?

- Какой она формы?

- На что похожа?

А теперь давайте сконструируем ее из бумаги (детям розданы листы тонкой бумаги, который разрешается рвать, мять, свертывать, скручивать). Давайте сложим все свои обиды в сумку и ... что нам делать с нашими обидами? (Предложения детей)

- Дети, у меня тоже есть обида, вот она (надуть воздушный шарик). Я тоже хочу, чтобы она исчезла. Вот так я ее уничтожу (придавить, чтобы лопнул).

- Желаю вам, чтобы все обиды на земле исчезли навсегда. А сейчас закройте глаза, расслабьтесь, отдохните и послушайте музыку.

Звучит легкая музыка, психолог читает текст.

- Дети, обиду нельзя увидеть, понюхать, прикоснуться к ней. Но от обид все вокруг кажется нам печальным, невеселым, темным, холодным и нам становится больно и одиноко, как будто нас никто не любит. Но это не так. Ведь можно очень долго обижаться друг на друга.

Можно сразу об оскорблении забыть,

Можно просто улыбнуться,

Можно даже отвернуться,

Можно и пошутить,

Посидеть, поговорить,

И обиды все простить!

Надо дружбой дорожить -

А обиды отпустить!

А теперь открывайте глаза и покажите, как вы умеете прощать друг друга. Надо посмотреть другу в глаза, улыбнуться и обнять его. Можно сказать слова: «Мирись, мирись и больше не дерись!»- и простить друг друга.

4. Психологический этюд «Поссорились - помирились»

- Дети, действительно, обиды надо уметь прощать и лучше дружить со всеми, и дарить друг другу только свою доброту.

- А вы знаете, что такое доброта?

- Можно ли ее увидеть?

- Представьте себе, какая она?

  - Да, дети, доброту, как и обиду, нельзя увидеть, потрогать, но от нее нам становится тепло, приятно и радостно на сердце. Нам хорошо, когда рядом с нами добрая, ласковая мама, добрые, хорошие люди и искренние друзья.

доброта -

- это просто приятное, хорошо, вежливое слово;

- это ваша искренняя помощь или совет тому, кто в ней нуждается;

- это просто ваша улыбка, как теплое солнышко, которое согреет в лютый мороз того, кому тяжело и грустно.

Давайте подарим всем свою доброту, ведь это нам ничего не будет стоить, а всем будет приятно ее получить. А знаете, как это сделать? Нет? Очень просто! Сейчас я вас научу. Станьте в круг. Давайте согреем свои руки теплым дыханием, как будто вкладываем в них свою добрую душу. Представьте себе, что от вашего теплого дыхания в ваших ладошках загорелась маленькая искорка, как будто солнечная капля - теплая и мягкая.

А теперь протяните свои руки ко всем, улыбнитесь и подарите им свою доброту. Вот так! (Дети сдувают кажущуюся искорку со своих ладоней)

Теперь вы знаете, как дарить людям доброту.

Дорогие дети! Желаю, чтобы доброта, которую подарили вы друг другу, было так много, чтобы хватило на всю жизнь, чтобы вы дарили ее всем, и чтобы она у вас никогда не кончалась!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия психолога в подготовительной группе: «Чудесная сила доброты»

Цель: развитие социальной компетентности, понимания силы добра в отношениях с людьми, учить дошкольников ценить хорошие поступки, хорошие отношения.

Оборудование: карточки, бумага, краски, пуговица, скрепка.

Ход занятия психолога в подготовительной группе детского сада

1. Приветствие

2. Стихотворение

Маленький-маленький мальчик для маленькой-маленькой птички

На маленьком блюдечке крошку хлеба принес.

Птичка сказала: «Спасибо. Большое - большое спасибо».

Такое огромное «Спасибо», что мальчик даже подрос.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

3. Беседа психолога с детьми: «Откуда приходит доброта?»

- что такое доброта?

- как связаны слова «добро» и «помощь»?

- почему добрые поступки делают человека «больше», как в стихотворении о мальчике?

- как понять, что кто-то нуждается в помощи?

- что ты чувствуешь, когда делаешь доброе дело?

4. Упражнение «Отличия»

Психолог спрашивает у детей: как отличить хорошее дело от плохого и предлагает посмотреть на карточки-если дело плохое-они показывают красный круг, если хорошее зеленый.

- Вынуть птицу из гнезда и принести домой;

- Поймать ежа;

- Раскрасить стекло;

 Помочь собрать игрушки;

- Сказать доброе слово;

- Накормить кота котлетами со своей тарелки;

- Подарить цветы

- Собрать букет с клумбы на улице и т.п.

5. Психологический этюд «Я доволен собой»

Дети вспоминают что чувствует человек, когда сделал хорошее дело, как он себя хвалит, гордо стоит, и пытаются воспроизвести жестами, мимикой, настроением.

6. Игра «Большое желание»

Психолог: когда мы делаем добро для другого, надо думать о том, для кого ты это делаешь, чтобы ему было лучше, а не себе. Того, кто заботится только о себе называют - «эгоист». Однако следует не забывать, делая добро другим, себе - не навреди! Тогда это будет хорошее дело.

А теперь попробуем и мы сделать хорошее и не навредить, я начну ..

- Я хочу, чтобы у меня было много ..

- Я хочу, чтобы мне подарили ...

- Я хочу суметь ...

Когда все сказали свое «хочу», переходят на то, что можно для других сделать:

Я хочу, чтобы у ... было ..

Я хочу подарить ...

Я хочу, чтобы у моих друзей было ...

Я хочу, чтобы у родителей ...

Психолог: сделайте вывод: хотеть, это хорошо или плохо?

7. Рисование «Цветок доброты»

Детям раздают по лепестку цветка, и они должны нарисовать доброе дело, мнение.

Обсуждение.

8. Прощание



Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие психолога с дошкольниками: «Злость»

Цель: знакомство с эмоцией «злость», развивать умение адекватно выражать свои эмоции с помощью мимики, жестов, поведения, интонации.

Оборудование: карандаши, бумага, пиктограмма «злость», рисунки с животными.

Ход занятия психолога в детском саду

Приветствие «На зеленом лугу цветет мак»

На зеленой лужайке цветет мак

Поздороваемся как ... (дети подражают звукам указанных животных).

Упражнение «Отгадай эмоцию»

Сегодня мы продолжаем знакомиться с эмоциями. Посмотрите на картинку и скажите, что чувствует человек? (Злость). Как вы узнали? (Мимикой, жестами).

Знакомство с пиктограммой злости

Беседа психолога о злости

коррекционно развивающие занятия психолога, занятия психолога с детьми, конспект занятия психолога, занятия психолога в доу, занятия педагога психолога с детьми, занятия психолога в саду

- Когда люди сердятся?

- На что похожа злость?

- Как вы думаете, какая злость на вкус?

- Вспомните злых сказочных героев.

Упражнение «Найди животное»

Детям предлагается найти злое животное и обвести его карандашом.

Упражнение «Навыки саморегуляции эмоционального состояния»

- Детей следует ознакомить со способами:

- адекватного выражения гнева-

- порвать газету или помять пластилин;

- побить по подушке;

- потопать ногами;

- выполнить несколько спортивных упражнений;

- гармонизации эмоционального состояния –

- сделать несколько глубоких вдохов;

- посчитать от 1 до 10;

- обхватить ладонями локти и сильно прижать их к груди, как бы «взять себя в руки»;

- принять позу «стойкого оловянного солдатика»: стать на одну ногу, а другую согнуть в колене, руки опустить и постоять так в течение нескольких секунд, а затем повторить упражнение на второй ноге.

Игра «Потерялся мальчик»

Дети становятся в круг. Психолог, имитируя радио, громко произносит: «Внимание! Внимание! Потерялся мальчик пяти лет: высокий, с темными волосами, всегда веселый».

Дети угадывают, о ком идет речь.

Прощание

Психолог протягивает руку ладонью вверх, а дети накладывают свои ладони, создавая пирамиду и при этом добавляют такие слова: «До свидания, друг, жду новой встречи с тобой!»

Рефлексия занятия

- Что на занятии больше всего понравилось?

- Какие эмоции вы испытываете сейчас?