Готовимся к уроку (задания для обучающихся)

Кузнецова Елена Борисовна

Предварительный просмотр:

Тест «Опорно-двигательная система». 8 класс.

А. Выберите одни верный вариант ответа.

1.Как соединяются кости черепа?

 а) подвижно; б) неподвижно;     в) полуподвижно

2.Почему у детей чаще наблюдаются искривления костей, а не их переломы? а) в костях много минеральных веществ; б) в костях много органических веществ; в) костная ткань богата водой.

3.Мышцы-антагонисты выполняют:

а) одно движение; б) противоположные движения; в) согласованное движение.

4.Утомление мышц быстрее наступает при:

а) статической работе; б) динамической работе; в)полном покое.

5.К костям плечевого пояса относится:

а) плечевая кость; б) ключица;  в) локтевая кость.

6.В скелете человека с помощью сустава соединены:

 а) плечевая и локтевая кости;  б) позвонки;  в) лобная и теменная кости.

7.Рост кости в толщину происходит за счет:

 а) суставных хрящей;  б) красного костного мозга;  в)клеток надкостницы.

8.Особенностью скелета человека по сравнению со скелетом животных является:

 а) наличие пяти отделов; б) наличие четырех изгибов; в) 7 шейных позвонков.

9.Мышца снаружи покрыта:  

а) хрящом;   б) фасцией;   в) эпителием.

10.Мышцы прикрепляются к костям, коже, органам с помощью:

 а) брюшка; б)хряща; в)сухожилий; г)фасции.

В. Выберите три правильных ответа.

1.Костями черепа являются: а) теменная кость; б) большая берцовая кость; в) плечевая кость;               г) нижняя челюсть; д) скуловая кость;  е) ключица.

2.К мышцам туловища относятся: а) мышцы спины; б) мимические мышцы; в)икроножная мышца; г)диафрагма; д) межреберные мышцы; е) жевательные мышцы.

3. Установите соответствие по расположению мышц в организме:

Мышцы

Расположение

                     1.    Длинные

  1. Короткие
  2. Широкие
  3. Круговые

А) Вокруг глаз, рта, и анального отверстия

Б) На конечностях.

В) На туловище

Г) Между ребрами и позвонками

4.Установи соответствие между группами мышц и их названием.

    Запишите последовательно двухзначным числом.

Группы мышц

Примеры мышц

  1. Мимические
  2. Жевательные
  3. Мышцы шеи
  4. Мышцы груди
  5. Мышцы живота
  6. Мышцы спины
  7. Мышцы верхних конечностей
  8. Мышцы нижних конечностей
  1. Портняжная, ягодичная, икроножная, прямая.
  2. Височная, наружная, внутренняя, крыловидная.
  3. Дельтовидная, двухглавая, трехглавая, подлопаточная
  4. Грудино-ключично-сосковидная, лестничная.
  5. Большая, малая, межреберные, передняя зубчатая.
  6. Широчайшая, трапециевидная, ромбовидная
  7. Круговые мышцы, надчерепная, щечная.
  8. Косые, поперечная и прямая мышцы, диафрагма.

5. Установите соответствие:

Термины

Значение

  1. Надкостница
  2. Костный мозг
  3. Мышцы
  4. Сухожилия
  5. Рецептор
  6. Суставная сумка
  7. Центральная НС
  8. Трубчатое строение

А) Место подвижного соединения костей

Б) Согласовывает деятельность мышц – сгибателей и разгибателей.

В) Помещается внутри трубчатой кости.

Г) Растущий слой кости

Д) Обеспечивает легкость и прочность длинных костей

Ж) Присоединяют мышцы к костям

Е) Воспринимает раздражение

И) Обладают сократимостью.



Предварительный просмотр:

Карточка 1.

  1. К периферической нервной системе относятся
  1. Спинной и головной мозг
  2. нервы, нервные узлы, нервные окончания
  3. Нервы и спинной мозг

4) Нервные узлы, нервы, спинной мозг.

  1. Головной мозг – это часть
  1. Позвоночника
  2. Спинного мозга
  3. Периферической нервной системы
  4. Центральной нервной системы
  1. Мозг человека состоит из

1)Ствола, мозжечка, полушарий большого мозга

2) Продолговатого мозга, мозжечка, среднего мозга

3) Мост, промежуточный мозг, ствол

4) Продолговатый, средний, промежуточный мозг

4. Спинной мозг выполняет следующие функции

1) транспортную, рефлекторную

2) рефлекторную, проводящую

3) проводящую, питательную

4) транспортную, питательную

5. Серое вещество головного мозга образовано

1) отростками нейронов

2) телами нейронов

3) длинными отростками нервных клеток

4) короткими отростками нервных клеток

6. Самая молодая в эволюционном отношении часть головного мозга

1) Мост

2) мозжечок

3) полушария большого мозга

4) средний мозг

7. Ствол состоит из ....

8. Кору полушарий большого мозга образует ...

9. Крупные борозды делят полушария на следующие доли: ...

10. В затылочной доле находится .... зона

11. в височной доле ... зона.



Предварительный просмотр:

Тест «Головной мозг»

Вариант 1

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Масса головного мозга человека колеблется в пределах:

A. От 500 до 1000 г

Б. От 1100 до 2000 г

B. От 2000 до 2500 г

2. Наиболее древней в эволюционном отношении частью мозга является:

А. Ствол

Б. Мозжечок

В. Большой мозг

3. Центры управления сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системами расположены:

A. В среднем мозге

Б. В промежуточном мозге

B. В продолговатом мозге

4. Часть мозга, связывающая кору со спинным мозгом:

А. Мост

Б. Мозжечок

В. Промежуточный мозг

5. Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые импульсы осуществляются:

A. Промежуточным мозгом

Б. Средним мозгом

B. Мозжечком

6. Центры жажды, голода, а также поддержания постоянства внутренней среды организма находятся в:

A. Промежуточном мозге

Б. В среднем мозге

B. В мозжечке

7. Осуществление координации движений и поддержание тонуса скелетных мышц – это функция:

А. Продолговатого мозга

Б. Моста

В. Мозжечка

8. Полушария большого мозга впервые появились у:

А. Рыб

Б. Земноводных

В. Пресмыкающихся

9. Полушария большого мозга соединены между собой с помощью:

А. Мозолистого тела

Б. Червя

В. Ствола мозга

10. Значение борозд и извилин на поверхности коры состоит в:

A. Увеличении активности нейронов коры

Б. Увеличении объема мозга

B. Увеличении площади поверхности коры

11. Зрительная зона коры расположена:

A. В лобной доле

Б. В височной доле

B. В затылочной доле

12. Слуховая зона коры расположена:

A. В лобной доле

Б. В височной доле

B. В затылочной доле

13. Информация от рецепторов кожи, мышц и органов чувств поступает для анализа:

A. В чувствительные центры коры

Б. В двигательные центры коры

B. В мозжечок

14. За образное мышление, восприятие музыки и творческие способности отвечает:

A. Левое полушарие

Б. Правое полушарие

B. Ствол мозга



Предварительный просмотр:

                            Тема: «Водоросли».

Выберите один правильный ответ:

А1.  Водоросли, в отличие от растений других групп,

  1. не образуют половых клеток
  2. состоят из разнообразных тканей
  3. имеют небольшие размеры и живут в воде
  4. не имеют дифференцированных тканей и органов

А2.  Почему хлореллу и спирогиру относят к водорослям

  1. они обитают в водной среде
  2. в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания
  3. в их клетках происходит фотосинтез
  4. их тело не дифференцировано на ткани и органы

А3. Какое растение относят к водорослям

  1. хламидомонаду
  2. элодею
  3. стрелолист
  4. лотос

А4.  К каким растениям относятся водоросли

  1. к низшим
  2. к высшим
  3. к покрытосеменным
  4. к голосеменным

А5.  Тело водорослей хламидомонады и хлореллы представлено:

  1. слоевищем, не разделённым на поглощающую и фотосинтезирующую части
  2. слоевищем, имеющим ризоиды
  3. слоевищем, не имеющим ризоидов
  4. одной клеткой

А6. Проводящие ткани отсутствуют у:

  1. плаунов
  2. водорослей
  3. папоротников
  4. цветковых растений

А7.  Какие из перечисленных групп растений не относятся к высшим

  1. красные водоросли
  2. мхи
  3. хвощи
  4. голосеменные

А8.  Растения, состоящие из одной клетки или множества клеток, не дифференцированных на ткани, относят к группе

  1. мхов
  2. водорослей
  3. лишайников
  4. хвощей

А9.  Взаимодействие гриба и водоросли в лишайниках является примером

  1. хищничества
  2. конкуренции
  3. симбиоза
  4. изменчивости

А10.  Какие из водорослей способны жить на глубине до 200 м?

  1. зелёные
  2. бурые
  3. красные
  4. все перечисленные

А11.  У зелёных водорослей хлорофилл находится в:

  1. цитоплазме
  2. хлоропластах
  3. хроматофоре
  4. вакуолях

А12.  Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью:

  1. корней
  2. корневища
  3. ризоидов
  4. слоевища

А13.  Тело водорослей состоит из:

  1. корня и побега
  2. слоевища и ризоидов
  3. стебля и листьев
  4. мицелия

А14.  Реакция на свет у хламидомонады осуществляется с помощью:

  1. ядра
  2. вакуоли
  3. хроматофора
  4. стигмы

А15.  Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:

  1. ризоидами
  2. листьями
  3. корнями
  4. всем телом

А16.  В хроматофорах на свету образуется:

  1. хлорофилл
  2. сахар
  3. агар-агар
  4. йод

А17.  К бесполому размножению одноклеточных водорослей относится:

  1. деление клетки одноклеточных водорослей
  2. размножение спорами
  3. размножение фрагментами тела
  4. все указанные выше способы

А18.  Какая фаза жизни улотрикса диплоидна

  1. зелёная нить
  2. зооспора
  3. зигота
  4. гаметы

А19.  Из названных растений водорослью является:

  1. ряска
  2. элодея
  3. морская капуста
  4. кувшинка

С1. Дайте краткий ответ на вопрос.

В чём проявляется симбиоз гриба и водоросли в лишайнике?



Предварительный просмотр:

Карточка 1
Отдел Плауновидные

Эти растения, как и моховидные, произошли, возможно, от псилофитов. Ныне сохранилось около 1000 видов плауновидных, относимых к четырем родам, трем порядкам, двум классам. В настоящее время плауновидные чаще встречаются в хвойных и смешанных лесах.

Строение

Размножение

Значение

Это травянистые, многолетние, обычно вечнозеленые растения, живущие на земле или стволах деревьев. Плауны имеют прямостоячие, полегающие, свисающие или стелющиеся побеги. Длина прямостоячих побегов у наземных растений – до 1-1,5м., у стелющихся – до 10м.

У стелющихся видов от главного стебля отходят боковые, а также придаточные корни.

Верхушечная меристема со временем теряет свою активность, поэтому плауновидные ограничены в росте.

Верхушечные побеги заканчиваются спороносными колосками из стержня, покрытого мелкими и тонкими листочками. У основания листочков развиваются спорангии, в которых созревают в зависимости от вида в течение нескольких месяцев или лет. Зрелые споры, прорастая, образуют мелкие (от 1 до 5 мм) обоеполые гаметофиты (заростки). Мужские и женские половые органы созревают неодновременно, что повышает вероятность перекрестного оплодотворения. Из образовавшейся в результате оплодотворения зиготы развивается спорофит.

Плаунам свойственно также вегетативное размножение – почками, побегами.

Некоторые плауны ядовиты, и животные их не едят. Споры этих растений, богатые жирными маслами, использовались в пиротехнике, в медицине (в качестве кожных присыпок) и технике (для обсыпки форм под фигурное литье). В современном растительном покрове плауновые заметной роли не играют.

Карточка 2        Отдел Хвощевидные

В настоящее время сохранилось около 30 видов; распространены они, преимущественно, во влажных местах. Хвощевидные также произошли от псилофитов.

Строение хвощей

Размножение хвощей

Размножение хвощей

В настоящее время хвощи представлены многолетними травянистыми растениями с хорошо развитым корневищем с придаточными корнями. Надземная часть стебля достигает 0,5-1 м и более.

Характерно особое строение побегов, состоящих из члеников (междоузлий) и узлов с мутовчато расположенными листьями. Листья – сильно измененные боковые веточки.

Другая особенность хвощей – накопление кремнезема в стенках клеток всего растения, играющего механическую и защитную роль. Подземный стебель (корневище) располагается на разной глубине. Бывают горизонтальные и вертикальные корневища. Горизонтальные корневища толще, с более длинными междоузлиями, чем у вертикальных. На корневищах образуются клубни – утолщенное и видоизмененное междоузлие ветви. Клетки клубней очень крупные и заполнены крахмальными зернами.

Функцию фотосинтеза несет более или менее разветвленный зеленый стебель.

Весной на корневищах вырастают побеги, на которых располагаются спороносные колоски. Колоски содержат спорангии, в которых путем митоза формируются гаплоидные споры. После раскрытия спорангия споры высыпаются и разносятся ветром. Из спор развиваются гаметофиты (заростки) в виде пластинок диаметром от нескольких мм до 3 см. На нижней стороне гаметофита возникают бесцветные ризоиды длиной до 1 см, с помощью которых он прикрепляется к почве и всасывает воду с растворенными в ней минеральными солями. У хвощей имеются три типа гаметофитов: мужские, женские и обоеполые, при этом женские гаметофиты крупнее мужских

Оплодотворение у хвощей осуществляется в присутствии капельно-жидкой влаги на поверхности гаметофита. Зигота прорастает в спорофит.

Почти все они злостные

трудноискоренимые сорняки. Осенью и зимой служат кормом для оленей и кабанов. Молодые вегетативные побеги хвоща полевого применяют в медицине как мочегонное средство, но в целом значение хвощей невелико.

Карточка 3        Отдел папоротниковидные или папоротники.

Папоротники широко распространены по всему зеленому шару и встречаются в самых разных местообитаниях.

Как и у большинства высших растений, спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает господствующее положение по сравнению с половым поколением и является, как правило, многолетним растением.

Папоротники умеренного пояса в большинстве – многолетние наземные травянистые растения. Жизненные формы тропических папоротников более разнообразны: древовидные формы, лиановидные папоротники, эпифитные папоротники и др.

Строение

Размножение

Значение

Тело папоротника расчленено на корень, стебель и лист.

Листья папоротников, называемые вайями, произошли в результате уплощения крупных ветвей. Листья папоротников длительное время продолжают верхушечный рост, образуя при этом характерную разворачивающуюся “улитку”. В большинстве случаев фотосинтезирующие листья расчленены на черешок и пластинку. У большинства папоротников листья перистые – однократно, дважды или многократно. Пластинка перистого листа имеет ось, или рахис, представляющий собой продолжение черешка. Рахис соответствует главной жилке цельного листа. По массе и размерам они, как правило, значительно преобладают над стеблем. У некоторых папоротников листья дифференцированы на стерильные (фотосинтезирующие) и фертильные (несущие спорангии). Стебель папоротников обычно не бывает сильно развит. Только у древовидных папоротников он представлен прямостоячим стволом, несущим на верхушке крону листьев. У большинства же папоротников короткий горизонтально расположенный стебель представлен корневищем. Корневище бывает радиальным, т.е. придаточные корни и листья покрывают его равномерно, или дорсивентральным, листья которого сидят на верхней спинной стороне, а корни главным образом на нижней – брюшной.

Спорангии развиваются на обыкновенных зеленых листьях или на специализированных листьях. Располагаться они могут одиночно или группами – сорусами. Сорусы расположены с нижней, лучше защищенной стороны листьев (спорофиллов).

При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются. Споры папоротника гаплоидны, гаплоиден и гаметофит.

Большинство папоротников – равноспоровые растения. Гаметофиты (заростки) обитают обычно на поверхности почвы. Они обоеполые, зеленые, маленькие, разные по форме, питаются самостоятельно, реже – лишены хлорофилла и развиваются под землей. К почве гаметофит прикреплен многочисленными ризоидами. На нижней, брюшной стороне гаметофита развиваются архегонии. Антеридии, которые обычно развиваются раньше, также сосредоточены на нижней поверхности гаметофита. Каждый антеридий содержит сперматозоиды. В архегониях созревают яйцеклетки. Оплодотворение происходит только в капельно-жидкой среде, обеспечивающей активное движение сперматозоидов к архегонию. Зигота, возникающая из оплодотворенной яйцеклетки, дает начало диплоидному зародышу, развивающему в диплоидный спорофит.

Некоторые виды папоротников используют в качестве декоративных растений (адиантум, полиподиум, нефролепис). Молодые листья определенных видов употребляют в пищу. Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств.

Вариант 1

 

Плауны

Побег

 

Стебель

 

Листья

 

Корни

 

Вегетативное размножение

 

Бесполое размножение

 

Половое размножение

 

Вариант 2

 

Хвощи

Побег

 

Стебель

 

Листья

 

Корни

 

Вегетативное размножение

 

Бесполое размножение

 

Половое размножение

 

Вариант 3

 

Папоротники

Побег

 

Стебель

 

Листья

 

Корни

 

Вегетативное размножение

 

Бесполое размножение

 

Половое размножение

 



Предварительный просмотр:

Тема "Прокариоты"

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

1. Самое древнее подцарство из ныне живущих прокариот …

А) Настоящие бактерии

Б) Оксифотобактерии

В) Архебактерии

Г) Клубеньковые бактерии

2. Метанообразующие бактерии относятся к подцарству …

А) Настоящие бактерии

Б) Оксифотобактерии

В) Архебактерии

Г) Клубеньковые бактерии

3. В чем пользу клубеньковых бактерий?

А) Участвуют в переваривании пищи

Б) Обогащают почву соединениями азота

В) Участвуют в приготовлении сыра

Г) Участвуют в приготовлении кумыса

4. Бактерии рода Анабена относятся к подцарству …

А) Настоящие бактерии

Б) Оксифотобактерии

В) Архебактерии

Г) Клубеньковые бактерии

5. Какая из единиц самая крупная?

А) Подцарство Архебактерии

Б) Подцарство Оксифотобактерии

В) Царство Прокариоты

Г) Подцарство Настоящие бактерии

6. Галобактерии относятся к подцарству …

А) Настоящие бактерии

Б) Оксифотобактерии

В) Архебактерии

Г) Клубеньковые бактерии

7. Цианобактерии – это в большинстве случаев …

А) Разрушители органического вещества

Б) Гетеротрофы

В) Хемосинтетики



Предварительный просмотр:

Б–7                                                             Тест «Класс Птицы»                                                  Вариант №1

При выполнении заданий  А1-А16 из предложенных вариантов ответов выберите тот,  который вы считаете правильным.

А1.  В позвоночнике птиц:

1) 2 отдела;                   2) 3 отдела;                      3) 4 отдела;                       4) 5 отделов

А2. У птиц различают следующие виды перьев:

1) контурные, пуховые, пух;                     3) контурные, маховые, пуховые;

2) контурные, маховые, пух;                     4) контурные, маховые, контурные покровные, пуховые, пух.

А3. Цевка - часть конечности птицы:

1) образована сросшимися костями стопы                2) образована сросшимися позвонками;

3) увеличивает длину шага у птиц;                            4) служит для уменьшения массы тела птицы.

А4. По сравнению с пресмыкающимися в головном мозге птиц лучше развиты:

1) передний мозг и мозжечок   2) передний, средний мозг и мозжечок   3) передний и средний мозг.

А5. Челюсти птиц

1) Имеют зубы                                    2) Лишены зубов

А6. Сердце у птицы

1) Однокамерное                   2) Двухкамерное                  3) Трехкамерное           4) Четырехкамерное

А7. У птиц голова с туловищем соединена

1) Неподвижно                         2) Подвижно                           3) Полуподвижно

А8. Птицы – это

1) теплокровные беспозвоночные животные               2) теплокровные позвоночные животные

3) холоднокровные позвоночные животные

А9. Широкая и мягкая часть пера называется:

1) Ствол             2) Опахало                     3) Очин                    4) Бородки

А10. Контурные перья налегают друг на друга и создают обтекаемую поверхность за счет:

1) Бородок                 2) Опахала                    3) Очина                      4) Ствола

А11. Что предохраняет птиц от перегревания?

1) кожа                  2) легкие                       3) желудок                       4) воздушные мешки

А12. Птицы отличаются от пресмыкающихся наличием в скелете:

1) шейного отдела позвоночника    2) грудной клетки     3) крестцового отдела позвоночника    4) цевки

А13. Опускание крыльев происходит за счет сокращения мышц:

1) Больших грудных         2) Подключичных            3) Мышц ног              4) Межреберных

А14. Изменение объема грудной клетки осуществляется за счет сокращения мышц

1) Больших грудных         2) Подключичных            3) Мышц ног              4) Межреберных

А15. Размягчается пища под влиянием желудочного сока в:

1) Железистом отделе            2) Мускульном отделе                  3) Железистом и мускульном отделе

А16. Цветным зрением обладают:

1) Ракообразные               2) Земноводные                     3) Пресмыкающиеся                 4) Птицы

В заданиях В1-В2  Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

В1.  Выберите три ответа: головной мозг птиц отличается от головного мозга земноводных:

1) наличием продолговатого мозга                        4) наличием промежуточного мозга

2) увеличением переднего мозга                             5) большим развитием среднего мозга

3) уменьшением переднего мозга                           6) лучшим развитием мозжечка

В2. Отличие скелета птиц по сравнению со скелетом пресмыкающихся:

1) Наличие позвоночника                           4) Передние конечности видоизменены в крылья

2) Наличием киля                                         5) Имеется цевка

3) Наличие ребер                                          6) Передние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти

В задании В3 установите соответствие.  Ответ запишите в виде последовательности цифр.

В3. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных.

Особенностями кровеносной системы

Класс животных

А) В сердце венозная кровь

1) Рыбы

Б) В сердце 4 камеры

2) Птицы

В) Два круга кровообращения

Г) Один круг кровообращения

Д) Венозная кровь из сердца поступает к легким

Е) В сердце две камеры

А

Б

В

Г

Д

Е

Для задания С1 дайте полный развернутый ответ.

С1(5 баллов). Какие прогрессивные черты в строении дыхательной системы возникли у птиц в отличие от пресмыкающихся?

С2 (5 баллов) Рассмотрите изображение яйца птиц. Укажите элементы строения которые отмечены цифрами:

Б–7                                                             Тест «Класс Птицы»                                                  Вариант №2

При выполнении заданий  А1-А16 из предложенных вариантов ответов выберите тот,  который вы считаете правильным.

А1.   Кожа у птиц:

1) тонкая, сухая, вся покрыта роговыми образованиями;

2) тонкая, сухая, лишена желез (только копчиковая), вся покрыта перьями;

3) тонкая, сухая, имеется одна копчиковая железа, на теле есть участки, лишенные перьев.

А2. Органами газообмена у птиц являются:

1)        лёгкие           2)        воздушные мешки            3) воздушные мешки и лёгкие       4)трахея и бронхи.

А3. Сердце у птиц:

1) четырехкамерное                                             2) трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

3) трехкамерное или четырехкамерное             4) двухкамерное

А4. На грудине у птиц имеется большой выступ, который называется

1) Крюк                         2) Киль                            3) Грудинка

А5. Желудок птицы состоит из

1) одного отдела                        2) двух отделов                         3) трех отделов

А6. Нижняя часть стержня пера называется

1) Опахалом                       2) Очином                          3) Контуром

А7. Кожа птиц

1) Лишена желез                       2) Имеет многочисленные железы

А8. Клюв у птиц состоит из

1) Надклювья             2) Подклювья                 3) Подклювья и надклювья

А9. Сохраняют тепло тела птиц:

1) Контурные перья                  2) Пуховые перья             3) Пух               4) Пуховые перья и пух

А10. При посадке птиц роль амортизаторов играет:

1) Киль              2) Цевка                       3) Бедро                    4) Стопа

А11. Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются

1) у птиц         2) у земноводных          3) у пресмыкающихся                  4) у млекопитающих

А12. Желудок птиц имеет:

1) один отдел-мускульный                                    2) два отдела – железистый и мускульный

3) два отдела – мускульный и цедильный          4) три отдела – железистый, мускульный и цедильный

А13. Поднятие крыльев происходит за счет сокращения мышц

1) Больших грудных         2) Подключичных            3) Мышц ног              4) Межреберных

А14. Временное запасание пищи у птиц осуществляется в:

1) Желудке                    2) Кишечнике                        3) Зобу                         4) Пищеводе

А15. Перетирание пищи происходит в:

1) Железистом отделе            2) Мускульном отделе                  3) Железистом и мускульном отделе

А16. Птицы – это

1) теплокровные беспозвоночные животные               2) теплокровные позвоночные животные

3) холоднокровные позвоночные животные

В заданиях В1-В2  Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

В1.  Выберите три ответа: К выводковым птицам относятся:

1) утки                            4) орлы

2) гуси                            5) воробьи

3) ястребы                    6) куры

В2. В Пищеварительной системе птиц в отличии от пресмыкающихся:

1) Содержится пищевод                                    4) Имеется желудок, состоящий из двух отделов

2) Отсутствуют зубы                                         5) Имеется клоака

3) Имеется  зоб                                                   6) Имеется кишечник

В задании В3 установите соответствие.  Ответ запишите в виде последовательности цифр.

В3. Установите соответствие между признаком позвоночных и классом позвоночных.

Признак позвоночных

Класс животных

А) тело покрыто перьями  

1) Пресммыкающиеся

Б) челюсти с мелкими зубами

2) Птицы

В) кости наполнены воздухом

Г) Кожа сухая покрыта роговыми чешуйками

Д) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой

Е) Дыхательная система представлена легкими и легочными мешками

А

Б

В

Г

Д

Е

Для задания С1 дайте полный развернутый ответ.

С1(5 баллов). Какие приспособления к полёту возникают в скелете птиц? Почему?

С2 (5 баллов) Рассмотрите изображение головного мозга птиц. Укажите элементы строения, которые отмечены цифрами и их функции:



Предварительный просмотр:

Итоговый тест по биологии за курс 7 класса

Часть А. Задания с выбором одного правильного ответа.

1. У ланцетника и других бесчерепных животных скелет:

1)отсутствует

2)наружный

3)внутренний хрящевой или костный

4)в течение всей жизни представлен хордой

 

2. Клетка простейших:

1)выполняет определенную функцию

2)представляет собой самостоятельный организм

3)является составной частью тканей

4)имеет плотную оболочку

 

3. Приспособлением к расселению и перенесению неблагоприятных условий у многих простейших служит способность:

1)активно передвигаться

2)образовывать цисту

3)размножаться путем деления

4)восстанавливать поврежденные органоиды

 

4. Беспозвоночных животных с лучевой симметрией тела, добывающих пищу и защищающихся от врагов с помощью стрекательных клеток, относят к типу:

1) Членистоногих                      2) Моллюсков

3) Кольчатых червей                4) Кишечнополостных

 

5. С помощью боковой линии рыба воспринимает:

1) запах предметов                      2) окраску предметов

3) звуковые сигналы                   4) направление и силу течения воды

  

6. Членистоногих, у которых к грудному отделу тела прикрепляются три пары ног, относят к классу:

1) Ракообразных                                  2) Паукообразных

3) Насекомых                                       4) Сосальщиков

 

7. Преодолевать сопротивление воды при движении окуню помогает

1) боковая линия

2) хороший слух

3) покровительственная окраска

4) черепицеобразное расположение чешуи

 

8. Кровеносная система в процессе исторического развития впервые появляется у

1) моллюсков                                2) плоских червей

3) кольчатых червей                     4) кишечнополостных

 

9. Что предохраняет птиц от перегревания?

1) кожа                             2) легкие

3) желудок                       4) воздушные мешки

 

10. Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появление у них:

1) полового размножения, влажной кожи

2) питания готовыми органическими веществами

3) приспособлений к дыханию кислородом воздуха и передвижению по суше

4) костного или хрящевого внутреннего скелета

 

11. У каких животных в процессе эволюции появляется второй круг кровообращения?

1) хрящевых рыб                           2) костных рыб

3) земноводных                             4) пресмыкающихся

 

12. Где начинается переваривание пищи у пауков?

1) в желудке                                      2) в кишечнике

3) в ротовой полости                        4) вне организма

 

13. Признаки усложнения в строении дыхательной системы млекопитающих (по сравнению с пресмыкающимися):

1) появление правого и левого легких

2) наличие трахеи и бронхов

3) увеличение  дыхательной  поверхности  благодаря многочисленным легочным пузырькам

4) формирование ноздрей и носовой полости

 

14. Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным

превращением?                                

1) яйца                                   2) личинки

3) куколки                             4) взрослого насекомого

 

15. Какие приспособления, защищающие организм от перегревания, сформировались у млекопитающих в процессе эволюции?

1) наружные слущивающиеся клетки кожи

2) потовые железы

3) сальные железы

4) роговые образования на теле

 

16. Какие насекомые снижают численность вредителей растений?

1) вши, блохи, клопы, мухи

2) наездники, лесные муравьи

3) оводы, слепни, майские жуки, короеды

4) белянки, цветоеды

 

17. Определите последовательность этапов эволюции позвоночных животных

1) рыбы – земноводные – пресмыкающиеся – птицы - млекопитающие

2) рыбы – земноводные - пресмыкающиеся

3) рыбы – пресмыкающиеся - земноводные - птицы - млекопитающие

4) рыбы - земноводные - пресмыкающиеся - млекопитающие – птицы

 

18. К какому типу относят беспозвоночных животных, тело которых, как правило, находится в раковине?

1)Плоские  черви                              2) Круглые черви

3) Моллюски                                      4) Членистоногие

 

19. Нервная система хордовых животных:

1) представляет   собой   трубку,   расположенную   на спинной стороне тела

2) представляет собой нервную цепочку, расположенную на брюшной стороне тела

3) состоит из нервных стволов и нервных узлов

4) состоит из нервных клеток, образующих нервную сеть

 

20. У каких животных в процессе эволюции впервые сформировался внутренний скелет?

1) паукообразные                            2) насекомые

3) головоногие                                 4) хордовые

 

21. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию:

1) волосяного покрова и ушных раковин

2) голой кожи, покрытой слизью

3) рогового панциря или щитков

4) сухой кожи с роговыми чешуями

 

 Часть В. Задание с выбором нескольких ответом или на соответствие

В 1. В чем состоит сходство грибов и животных?

1) размножаются при помощи спор

2) питаются гетеротрофно

3) состоят из тканей и органов

4) образуют гликоген как запасное вещество

5) растут в течение всей жизни

6) не имеют в клетках хлоропластов

 

 

В 2. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАК                

А)растут в течение всей жизни     

Б)активно перемещаются в пространстве

В)питаются готовыми органическими веществами                   

Г)образуют органические вещества в процессе фотосинтеза               

Д)имеют органы чувств                 

Е)являются основным поставщиком кислорода на Земле                     

А

 Б

 В

 Г

 Д

 Е

 

 

 

 

 

 

   

ЦАРСТВО:

 1)Растения

 2)Животные

 

 

В 3. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы животных, относящихся к разным классам:

ОСОБЕННОСТИ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ:

А) В сердце венозная кровь           

Б) В сердце четыре камеры

В) Два круга кровообращения        

Г) Один круг кровообращения       

Д) Венозная кровь из сердца поступает к легким           

 А

 Б

 В

 Г

 Д

 Е

 

 

 

 

 

 

Е) В сердце две камеры

 

 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

1) Рыбы

2) Птицы

 

В 4. Укажите последовательность, в которой возникали организмы в

процессе эволюции:

A) Инфузории        Б) Бактерии            B)Кишечнополостные               

Г) Жгутиковые      Д) Плоские черви    Е) Кольчатые черви

 

 

С 1. Почему дельфинов относят к млекопитающим, а не к рыбам?

 



Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЯ. Входная диагностика 7 класс. 1 вариант

1. Клеточное строение имеют:

  1. Растения
  2. Бактерии
  3. Животные
  4. Все живые организмы

2. Раздражимость характерна:

  1.  
  2. Только для растений
  3.  только для животных
  4.  Для всех живых организмов
  5. Только для человека

3.Хранителем наследственной информации является:

  1. рибосомы
  2.  ядро
  3. Аппарат гольджи
  4. Клеточный центр

4. В результате митоза образуются

  1. 1 клетка
  2. 2 клетки
  3. 3 клетки
  4. 4 клетки

5.В результате мейоза образуются:

  1. 1 клетка
  2. 2 клетки
  3. 3 клетки
  4. 4 клетки

6. Ткань которая придает опру растению и его органам и клетки которой имеют утолщенные одревесневшие оболочки, называется:

  1. Образовательная
  2. Покровная
  3. Механическая
  4. Проводящая

7. Образовавшиеся в результате фотосинтеза органические вещества перемещаются в корень по:

  1. Механической
  2. Проводящей
  3. Соединительной
  4. Основной

8. Стержневая корневая система отличается от мочковатой:

  1. Недоразвитым главным корнем
  2. Наличием мощного главного корня
  3. Наличием придаточных еорнй
  4. Недоразвитые боковые корни

9. Главной частью цветка является:

  1. Пестик и лепестки
  2. Венчик и тычинки
  3. Тычинки ипестик
  4. Лепестки и чашелистики

10. К пищеварительной ситеме НЕ относится:

  1. Тонкая кишка
  2. Толстая кишка
  3. Почка
  4. Желудок

11.Дыхательная система птиц представлена:

  1. Жабрами
  2. Легкими
  3. Трахеями
  4. Почками

12. Кровеносная система состоит из:

  1. Сердца и сосудов
  2. Только сосудов
  3. Только сердца
  4. Легкие

13. Нервная система позвоночного представлена:

  1. Головной и спинной мозг
  2. Только головной мозг
  3. Только нервами
  4. Спинным головным мозгом и нервами.

14. Питание-это процесс:

  1. Переваривание пищи
  2. Получение питательных веществ
  3. Механической и химической переработки пищи
  4. Образование кислорода и выделение углекислого газа

15. Фотосинтез происходит в организме:

  1. Гриба
  2. Животного
  3. Растения
  4. Всех известных в природе бактерий

16. при фотосинтезе: атомная энергия превращается в электрическую

  1. Электрическая энергия превращается в тепловую
  2. Химическая энергия превращается в атомную
  3. Световая энергия превращается в химическую

17. Газообмен у цветковых растений происходит:

  1. Через все поверхность растения
  2. Только через устьица
  3. Только через чечевички
  4. Через устьица и чечевички

18. При дыхании выделяется

  1. Кислород
  2. Углекислый газ
  3. Азот
  4. Хлор

19. Дыхательная система рыб представлена:

  1. Жабрами
  2. Легкими
  3. Трахеями
  4. Почками

20. Кровь движется от сердца по:

  1. Венам
  2. Капиллярам
  3. Артериям
  4. Капиллярам и венам

21. Кровь переносит:

  1. Только кислород
  2. Только углекислый газ
  3. Только питательные вещества
  4. Все перечисленное

22. В сосудах древесины происходит:

  1. передвижение воды и минеральных веществ от корней к наземным частям
  2. Образование органических веществ
  3. Передвижение органических веществ, образовавшихся в листьях в процессе фотосинтеза
  4. Отложение органических веществ в запас

23. Кровь состоит из

  1. Только плазмы
  2. Из белых и красных кровяных клеток
  3. Из плазмы и красных кровяных клеток
  4. Из плазмы, красных и белых кровяных клеток

24. В ситовидных трубках происходит:

  1. передвижение воды и минеральных веществ от корней к наземным частям
  2. Образование органических веществ
  3. Передвижение органических веществ, образовавшихся в листьях в процессе фотосинтеза
  4. Отложение органических веществ в запас

25. Жидкие отходы из организма позвоночных удаляется из:

  1. Почки
  2. Сократительные вакуоли
  3. Выделительные канальцы
  4. Все перечисленное

26. К системе органов выделения не относится:

  1. Прямая кишка
  2. Почки
  3. Мочевой пузырь
  4. Мочеточники

27. Теплокровные животные:

  1. Рыбы и земноводные
  2. Пресмыкающиеся и птицы
  3. Земноводные и пресмыкающиеся
  4. Птицы и млекопитающие

28. Одна из причин которая позволила млекопитающим заселить области, недоступные для пресмыкающихся:

  1. Непостоянная температура тела
  2. Наличие пищеварительной, кровеносной и других систем органов
  3. Теплокровность и высокий уровень обмена веществ
  4. Наличие внутреннего скелета

29.Обмен веществ млекопитающих по сравнению с земноводными протекает:

  1. С такой же скоростью
  2. Значительно быстрее
  3. Медленнее

30. Ткань из которой состоят кости скелета:

  1. Соединительная
  2. Эпителиальная
  3. Мышечная
  4. Нервная

31. Скелета нет:

  1. Волка
  2. Карася
  3. Амебы
  4. Речного

рака

32.У голубя:

  1. Наружный скелет
  2. Нет скелета
  3. Внутренней скелет

33. У улитки:

  1. Наружный скелет
  2. Нет скелета
  3. Внутренний скелет

34. У цветковых растений:

  1. Имеется способность к активным движениям
  2. Могут перемещаться в пространстве отдельные органы
  3. Абсолютно отсутствует способность к движению

35. Рефлекс –это:

  1. Ответная реакция организма на раздражение при посредстве нервной системы
  2. Способность организма ориентироваться в пространстве
  3. Способность организма выживать в определенных условиях окружающей среды

36. При бесполом размножении:

  1. 1родитель
  2. 2 родителя
  3. Родителей нет
  4. Один и тот же организм выполняет роль обеих родителей

37. При бесполом размножении никогда не происходит:

  1. Слияние половых клеток
  2. Деление клеток
  3. Почкование
  4. Образование спор

38.Процесс слияния ядер мужской и женской половых клеток называют:

  1. Опылением
  2. Делением клетки
  3. Оплодотворением
  4. Ростом организма

39. Сперматозоиды вырабатываются в организме самцов позвоночных животных:

  1. В яичниках
  2. В семенниках
  3. В печени
  4. В почках

40.Опыление –это:

  1. Слияние гамет
  2. Переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика
  3. Образование двух дочерних клеток из материнской
  4. Прорастание пыльцы с образованием пыльцевой трубки

41 . У цветковых растений семязочатки находятся:

  1. Внутри пестика
  2. Внутри тычинки
  3. На поверхности пестика
  4. На поверхности лепестков

42. Пыльцевые зерна образуются:

  1. В тычинках
  2. В зародышевом мешке
  3. В эндосперме
  4. В плоде

43. Если ядро зиготы содержит 12 хромосом, то ядро сперматозоида:

  1. 4
  2. 6
  3. 12
  4. 24

44. Семя содержит:

  1. Околоплодник
  2. Половые клетки
  3. Пыльцевое зерно
  4. Зародыш

45. Необратимые изменения организма в течении жизни, увеличение массы, размеров-это:

  1. Рост
  2. Развитие
  3. Поведение
  4. Размножение

46. Зигота представляет собой:

  1. 1клетку
  2. 2 клетки
  3. 4 клетки
  4. Много клеток

47. Наука о взаимоотношении между живыми организмами и средой их обитания называется:

  1.  биология
  2. экология
  3.  Физиология
  4. Гигиена

48. Организмы которые используют другой организм в качестве места обитания, источника пищи, но не вызывает его мгновенную гибель, называют:

  1.  конкурентами
  2.  разрушителями
  3.  Паразитами
  4.  Производителями

49. К экологическим факторам относят:

  1. растения, животные, грибы, бактерии
  2. свет, вода, температура, характер грунта, град, ветер.
  3.  Деятельность человека
  4.  Все перечисленное

50. Цепи питания-это:

  1. связи между родителями и потомством
  2.  генетические связи
  3. Обмен веществ в клетках организма
  4. Пути передачи веществ и энергии а природном сообществе от организма к организму.



Предварительный просмотр:

Биология – 6. Тест по теме «Ткани растений и животных» Вариант 1

I. Выберите один правильный ответ

1. Тканью называют:

А. группу клеток, сходных по размерам, строению, выполняемым функциям

Б. мякоть ягоды

В. часть стебля

Г. часть листа

2. Функции образовательной ткани:

А. Придает прочность органам

Б. Запасает питательные вещества

В. обеспечивает рост растения

Г. Осуществляет проведение питательных веществ во все части растения

3. Образующие растение ткани могут состоять:

А. живых и мертвых клеток

Б. только живых клеток

4. Эпителиальная ткань состоит:

А. из клеток с отростками

Б. из клеток, соединенных между собой плотным межклеточным веществом

В. из плотно прилегающих клеток

II. Найдите соответствие:

1. Какой признак соответствует эпителиальной и соединительной тканям?

1.Эпителиальная ткань 2. Соединительная ткань

А – почти нет межклеточного вещества

Б – много межклеточного вещества

2. К какому типу тканей относится кровь, а каким типом тканей образованы стенки внутренних органов?

1. Кровь 2. Стенки внутренних органов

А. мышечная ткань

Б. Соединительная ткань

3. Найдите соответствие между тканью растения и ее функцией:

1.основная 2. покровная 3. механическая 4. образовательная 5. проводящая

А. рост растения

Б. транспорт органических веществ

В. Защита от повреждения, высыхания

Г. Участвует в фотосинтезе

Д. прочность растения

Е. транспорт воды

Ж. запас питательных веществ, воды

З. испарение воды, газообмен

III. Выберите правильное утверждение:

1. Рост растений обеспечивает образовательная ткань

2. Механическая ткань защищает растение от повреждений и неблагоприятных воздействий

3. Проводящая ткань растений проходит через корень, стебель к листьям.

4. Хлоропласты находятся в клетках основной ткани мякоти листа, зеленых плодов

5. Полости внутренних органов, поверхность тела выстилает и покрывает эпителиальная ткань,

 которая так же участвует в образовании желез: печени, поджелудочной, слюнных

6. Жировая ткань относится к эпителиальной ткани

7. Главные свойства мышечной ткани – сократимость и возбудимость

8. Среди тканей животных определяют 6 типов тканей.

Биология – 6. Тест по теме «Ткани растений и животных» 

Вариант 2

I. Выберите один правильный ответ

1. Клетки в тканях соединены:

А. водой

Б. цитоплазмой

В. межклеточным веществом

Г. гиалоплазмой

2. Функции образовательной ткани:

А. обеспечивает фотосинтез и минеральное питание растений

Б. защищает органы растений от неблагоприятных воздействий

В. Осуществляет проведение питательных веществ

Г. обеспечивает рост растения

3. Ткань, которая обеспечивает опору растения:

А. механическая

Б. проводящая

В. покровная

Г. основная

4. Нервная ткань образует:

А. скелет, жир, кровь

Б. наружную поверхность тела, выстилает полости внутренних органов, железы

В. нервную систему

Г. стенки внутренних органов

II. Найдите соответствие:

1. Какой признак соответствует покровной и проводящим тканям?

1. Проводящая ткань 2. Покровная ткань

А. Клетки живые и мертвые

Б. клетки чаще всего мертвые

2. Какие типы тканей характерны для растений и животных?

1. Ткани растений 2. Ткани животных

А. основная

Б. эпителиальная

В. Нервная

Г. механическая

Д. образовательная

Е. соединительная

Ж. покровная

З. мышечная

И. проводящая

3. Найдите соответствие между тканью животного и ее функцией:

1. эпителиальная 2.нервная 3. соединительная

4. мышечная

А. почти нет межклеточного вещества

Б. много межклеточного вещества

В. Клетки с отростками

Г.Поперечно-полосатая ткань, многоядерные клетки

Д. Клетки плотно прилегают

Е. гладкая ткань, клетки одноядерные

III. Выберите правильное утверждение:

1. Зародыш полностью состоит из образовательной ткани

2. Кожицу листа, пробковый слой деревьев образуют мертвые клетки покровной ткани

3. Функция основной ткани – защита растения от неблагоприятных условий

4. Нервная система животного образована одной нервной клеткой с многочисленными отростками.

5. Функции соединительной ткани: опорная, защитная, а так же определяет форму тела

6. Мышечная ткань бывает гладкой и полосатой

7. Кровь – это разновидность соединительной ткани

8. Среди тканей животных определяют 6 типов тканей.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа №1

6 класс    по теме: "Строение и свойства живых организмов"

Часть А

1.Какие  вещества в клетке  выполняют   функцию хранения и передача наследственной информации                                                                          

  А. Жиры.   Б. Нуклеиновые  кислоты.   В. Белки.   Г. Углеводы.

2. Красящие  вещества  растительной  клетки  называются:                                                                                а) целлюлозой;  б) клеточным  соком;   в) цитоплазмой;  г) пигментами.

3.Как называются округлые органоиды клетки, выполняющие сборку сложных молекул белка

а) рибосомы   б) лизосомы   в)митохондрии    г)ядро

4. К  какой  группе  тканей  относится  кожица  листа?                                                                                                   А. Покровным.   Б. Образовательным.  В. Механическим.  Г. Проводящим.

5.К какой группе тканей относится кровь?

а)жировая   б)хрящевая   в) нервная      г) соединительная

6. Боковые  корни  расположены:                                                                                                                        

 а) на  главном  и  придаточном  корнях;   б) только  на  главном  корне;                                                                              в) только  на  придаточных  корнях;           г) на  любом  органе  растения.

7. Зона  проведения  расположена:                                                                                            

а) после  зоны  всасывания;                         б) между  зонами  всасывания  и  растяжения;                                                                 в) после  зоны  растяжения;                          г) после  зоны  растяжения  и всасывания.

8.Зачаточный побег это?

а)стебель   б)лист   в)почка

9.Цветки, содержащие как пестик, так и тычинки, называются:

а)обоеполые    б) раздельнополые   в)двудомные

10.Трахея относится к какой системе органов?

а)пищеварительная   б) дыхательная    в) выделительная

11. Рост  стебля  в  толщину  происходит  за  счет:                                                                                                    а) почек;  б) камбия;  в) коры;  г) луба.      

12. Развитие  семян  происходит:                                                                                                                                                    а) на  тычиночной  нити;     б) на  рыльце;    в) в пыльниках;      г) в завязи.

13. Плоды, имеющие  острые  зубчики, распространяются  с  помощью:                                                                                 а) животных;       б) воды;          в) ветра;               г) саморазбрасыванием.

14)Могут ли кости соединяться друг с другом неподвижно?

а)да     б)нет

15)Как называется процесс получения организмами веществ и энергии

а)дыхание   б)питание   в)выделение

16. Какие  почки  развиваются  на  междоузлиях?

а) Придаточные.    б) Пазушные.   в) Генеративные.    г)Верхушечные

17. Какие  органоиды  отсутствуют  в   животной   клетке?                                                                                                   а) Вакуоли.    б)Включения.     в) Лизосомы.    г) Пластиды.

18. Какая  функция  НЕ  характерна  для  листа?                                                                                                                                 а) Испарение  воды.   б) Газообмен.   в) Поглощение  воды.   г) ФотосинтезiCAW0FFB5.jpg

19 Какой  корень изображен  на  рисунке?                                                                          

А. Мочковатый.    Б. Стержневой.

20. Плод  образуется:                                                                                                                                                                            а) на  пыльнике;        б)  на  рыльце;      в)  из  семязачатка;      г)  из  завязи.

ЗАДАНИЕ №2 "Определить части цветка" 10 балов

Рисунок1.jpg

ЗАДАНИЕ №3 "Определите виды листьев" 3 бала

какие листья изображены на рисунках

А.                                       Б.                                 В.                                       Г.                                           Д.                                                                                                  

iCABGNBKE.jpgiCABI2L79.jpg171[1].jpg151[1].jpg



Предварительный просмотр:

Проверочная тестовая работа

по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости

Вариант № 2

1. Наука, изучающая наследственность и изменчивость:

а) цитология            б) селекция            в) генетика            г) эмбриология

2. Способность организмов передавать свои признаки и гены от родителей к потомкам

    называется:

а) генетика            б) изменчивость           в) селекция          г) наследственность

3.  Половые клетки у большинства животных, человека являются

а) Полиплоидными       б) Диплоидными        в) Гаплоидными      г) Тетраплоидными

4.  Единица наследственной информации – это:

а) Генотип             б) Фенотип                в) Ген                 г) Белок

5.  Генотип:

а) Совокупность всех генов особи                      б) Совокупность всех признаков организмов

в) Всегда полностью совпадает с фенотипом       г) Определяет пределы нормы реакции организма

6. Муж и жена имеют ямочки на щеках, а их дети нет. Доминантный или рецессивный признак

    наличия ямочек на щеках:

а) доминантный         б) рецессивный        в) сцепленный с полом       г) сцепленный

7. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака называются:

а) гибридными         б) гомозиготными;       в) гетерозиготными      г) гемизиготными

8. Признак, который НЕ проявляется в гибридном поколении называют:

а) доминантный        б) рецессивный         в) промежуточный        г) мутантным

9. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании

    двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

а) 75%                 б) 50%               в) 25%              г) 0%

10. При скрещивании особей с генотипами Аа и Аа (при условии полного доминирования)

     наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении

а) 1:1                     б) 3:1                 в) 9:3:3:1             г) 1:2:1

11.  Третий закон Менделя:

а) Описывает моногибридное скрещивание

б) Это закон независимого наследования признаков

в) Утверждает, что каждая пара признаков наследуется независимо от других

г) Утверждает, что при дигибридном скрещивании в F2 наблюдается расщепление по генотипу  9:3:3:1

12. Наследование признаков, определяемых, локализованными в половых хромосомах

      называется:

а) дигибридным       б) сцепленным       в) моногибридным     г) сцепленным с полом

13. Какая хромосома будет иметь решающее значение при определении женского пола у птиц?

      а) Х-хромосома сперматозоида                  б) Y-хромосома сперматозоида

      в) Х-хромосома яйцеклетки                         г) Y-хромосома яйцеклетки

14. Особь с генотипом АаВв дает гаметы:

 а) АВ, Ав, аВ, ав            б) АВ, ав             в) Ав, аВ           г) Аа, Вв, АА, ВВ

15. Хромосомный набор половых клеток мужчин содержит:

 а) Одну Х – хромосому и одну У – хромосому            б) 22 аутосомы и одну Х или У хромосому

 в) 44 аутосомы и ХУ – хромосомы                                  г) 44 аутосомы, одну Х или У – хромосомы

16.  Мутации  могут  быть  обусловлены

       а) новым  сочетанием  хромосом  в  результате  слияния  гамет

       б) перекрестом  хромосом  в  ходе  мейоза

       в) новыми  сочетаниями  генов  в  результате  оплодотворения

       г) изменениями  генов  и  хромосом

17. Потеря участка хромосомы называется…
       а) Делеция                б) Дупликация                  в) Инверсия              г) Транслокация
18. Синдром Шерешевского-Тернера может возникнуть в результате…
      а) Полиплоидии              б) Полисомии                 в) Трисомии                г) Моносомии

19. Укажите направленную изменчивость:
      а) Комбинативная изменчивость                           б) Мутационная изменчивость
     в) Соотносительная изменчивость                        г) Модификационная изменчивость
20. Кроссинговер – это механизм…
      а) Комбинативной изменчивости                          б) Мутационной изменчивости
     в) Фенотипической изменчивости                        г) Модификационной изменчивости

21. Ненаследственную изменчивость называют:

      а) неопределенной;                     б) определенной;                     в) генотипической.

22.Полиплоидные организмы возникают в результате:

      а) геномных мутаций;                                                 б) генных мутаций;

      в) модификационной изменчивости;                         г) комбинативной изменчивости.

Задание 2.

Выберите три верных ответа из шести.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

1. Мутациями являются:

      а) позеленение клубней картофеля на свету                  б) брахидактилия

в) синдром Дауна                                       г) искревление ствола сосны, растущей в трещине скалы

д) превращение головастика в лягушку                         е) возникновение белых глаз у дрозофилы

2. Норма реакции у организмов:

      а) определяется совокупностью генов;                                                                                              

      б) разная для разных признаков;

      в) существует непродолжительное время и может меняться;

      г) позволяет им приспосабливаться к условиям существования;

      д) одинаковая у разных признаков одного организма;

      е) определяется условиями среды.

Задание 3.

Установите соответствие:

Между видами мутаций и их характеристиками.

                              Характеристика:                                                            Виды мутаций:                                              

  1. Число хромосом увеличилось на 1-2.                                                 А) генные;
  2. Один нуклеотид ДНК заменяется на другой.                                    Б) хромосомные;                                      
  3. Участок одной хромосомы перенесен на другую.                            В) геномные.                                                      
  4. Произошло выпадение участка хромосомы.
  5. Участок хромосомы повернут на 180°.
  6. Произошло кратное увеличение числа хромосом.

Задание 4.

Выберите неправильные утверждения.

  1.  Синдром Дауна вызывается геномной мутацией.
  2.  Генные и геномные мутации – это синонимы.
  3.  Изменения признаков, вызванные факторами внешней среды, наследуются.
  4.  Мутации, вызывающие понижение жизнеспособности, называются полулетальными.
  5.  Ненаследственная изменчивость – изменение фенотипа в пределах нормы реакции.
  6.  Искусственный мутагенез применяют для увеличения количества мутаций.
  7.  Мутации в половых клетках передаются по наследству.
  8.  Источником комбинативной изменчивости является митоз.
  9.  Гены, определяющие развитие разных признаков, называются аллельными.
  10.  Совокупность генов организма составляет его фенотип.
  11.  Примером анализирующего скрещивания может служить скрещивание Аа х  аа.
  12.  Группы сцепления генов находятся в разных хромосомах.
  13.  Условия внешней среды, как правило, изменяют норму реакции организма.



Предварительный просмотр:

Наследственность и изменчивость живых организмов

Выберите один правильный ответ

1. Генетика – это:

А) наука, изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов

Б) наука, изучающая многообразие форм жизни и их проявления

В) наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов

Г)  наука, изучающая клетку

2. Учёный, открывший законы наследования признаков:

А) Ч.Дарвин                   Б) Н.Вавилов                            В) Т.Морган               Г) Г.Мендель

3. Способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение называется:

А) изменчивость          Б) наследственность              В) мутация                  Г) селекция

4. Ген – это:

А) участок молекулы ДНК, отвечающий за проявление признака

Б) совокупность всех признаков организма

В) совокупность все хромосом организма

Г) единица живого организма

5. Желтый цвет гороха – это признак:

 А) доминантный           Б) рецессивный            В) слабый              г) врожденный

6. Свойство живых организмов приобретать новые признаки называется:

А) генотип                  Б) фенотип                В) наследственность             Г) изменчивость

7. Первый закон Г. Менделя называют:

А) закон расщепления                                           Б) закон единообразия

В) закон независимого наследования                  Г) закон зависимого наследования

8. У человека число хромосом составляет:

А) 43                          Б) 46                           В) 23                   Г) 26

 

9. Выведением новых сортов культурных растений занимается наука:

А) цитология                          Б) физиология                            В) экология                   Г) селекция

10. Новые породы свиней выводят путём:

А) скрещивания и искусственного отбора                 Б) правильного кормления                             В) правильного ухода за животным                            Г) влиянием на организм среды обитания

 

11. Выберите 3 правильных ответа.

Результатом селекции является получение нового:

А) сорта

Б) вида

В) породы

Г) рода

Д) типа

Е) штамма

12. Установите соответствие между видами изменчивости и их признаками:

А) изменяется генотип                                                          1) наследственная изменчивость

Б) носит групповой характер                                                2) ненаследственная изменчивость

В) наследуются изменения

Г) индивидуальная

Д) изменяется фенотип

Е) происходят мутации

13. Установите соответствие между генетическими символами

знак скрещивания

женский организм

×

гены, кодирующие рецессивные признаки

P

родительские организмы

F1, F2

гены, кодирующие доминантные признаки

А, В, С...

гаметы

а, b, с...

мужской организм

гамета  , гамета 

дочерние организмы первого и второго поколения

14.Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1.Какие два вида изменчивости  выделяют?

2. Чем они отличаются друг от друга?

3. Где человек использует знания о  изменчивости?

ИЗМЕНЧИВОСТЬ - это способность живых организмов приобретать новые признаки и качества. Учитывая причины и характер изменений, обычно выделяют два основных типа изменчивости.

Наследственная, или генотипическая, изменчивость обусловлена изменениями в генетическом материале (генотипе), которые передаются из поколения в поколение. Изменения в генотипе могут быть вызваны мутациями – изменениями в структуре генов и хромосом или изменениями числа хромосом в хромосомном наборе. При мутационной изменчивости возникают новые варианты генов, причём мутации происходят сравнительно редко и внезапно. Другая форма генотипической изменчивости - комбинативная изменчивость, в основе которой лежит перегруппировка хромосом при половом размножении. В результате набор генов, а, следовательно, и признаков у потомков всегда отличается от набора генов и признаков у родителей. Комбинативная изменчивость создаёт новые сочетания генов и обеспечивает как всё разнообразие организмов, так и неповторимую генетическую индивидуальность каждого из них.

Ненаследственная, или модификационная, изменчивость – способность организмов изменяться под действием различных факторов окружающей среды (температуры, влажности и т. п.). Этот тип изменчивости не связан с изменениями в генотипе и не наследуется. Эта изменчивость носит групповой характер – изменения возникают у всех особей популяции, которая подвергается влиянию определённого внешнего воздействия. Другая её особенность – обратимость: обычно модификации сразу или постепенно исчезают при устранении вызвавшего их фактора.

Различные способы целенаправленного использования изменчивости  лежат в основе создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа N2 по теме «Строение и функции клетки»

Вариант 1

Часть 1

К каждому из заданий А1 -А11 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный.

А1. Клеточная стенка растительной клетки состоит

  1. из белка        3) из клетчатки
  2. из липидов        4) из хитиноподобного вещества

А2. Большую роль в жизнедеятельности клетки играет ядро, в котором расположены

  1. рибосомы        3) митохондрии
  2. лизосомы        4) хромосомы

АЗ. Какую функцию выполняет изображённая на рисунке структура клетки?

  1. служит матрицей для синтеза органических веществ
  2. придаёт клетке упругость
  3. обеспечивает избирательное поступление веществ в клетку
  4. на ней располагаются ферменты в определённой последовательности

C:\Users\xxx\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

А4. В каком органоиде клетки происходит окисление органических веществ?

  1. в лизосоме        3) в хлоропласте
  2. в митохондрии        4) в комплексе Гольджи

А5. Молекулы хлорофилла встроены в структуры

1)хлоропластов        3) хромосом

2) митохондрий        4) ядрышка

А6. Какой буквой обозначен на рисунке комплекс Гольджи?

  1. А2)Б  3)В  4)Г

C:\Users\xxx\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpeg

А7. Органоид, в котором биополимеры расщепляются на мономеры, — это

1)митохондрия        3)хлоропласт

2)лейкопласт        4) лизосома

А8. Синтез молекул белка происходит

1)в митохондриях                       2)в комплексе Гольджи

3)в шероховатой ЭПС                   4)в лизосомах

А9. Система связанных между собой разветвлённых канальцев, по которым перемещаются вещества в клетке, — это

  1. плазматическая мембрана        3) комплекс Гольджи
  2. эндоплазматическая сеть        4) крупная вакуоль

Al0.В ядре клетки наследственная информация сосредоточена

  1. в ядрышке
  2. в ядерном соке
  3. в хромосомах
  4. в рибосомах

А11. Органоид, состоящий из двух маленьких сферических телец (субъединиц), расположенный в цитоплазме, — это

1) хроматиды        3)центриоли

2) рибосомы        4) лизосомы

Часть 2

При выполнении заданий В1 –В2 выберите три верных ответа из шести и запишите цифры в порядке возрастания. При выполнении задания В4 установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Запишите в правильном порядке цифры, соответствующие выбранным ответам.

В1. Какие части и органоиды клетки содержат молекулы ДНК?

  1. митохондрии
  2. рибосомы
  3. хлоропласты

4)ядро

5)комплекс Гольджи

6)плазматическая мембрана

В2. Какие функции выполняет в клетке цитоплазма?

  1. является носителем наследственной информации
  2. является средой, в которой располагается ядро и все органоиды
  3. обеспечивает поступление веществ в клетку
  4. обеспечивает связь между ядром и органоидами
  5. участвует в синтезе молекул АТФ
  6. обеспечивает протекание реакций обмена веществ

В3. Установите соответствие между строением, функцией клетки и её компонентами.

Строение, функция клетки        Компоненты клетки

  1. содержит наследственную информацию        1) хромосома

Б) внутренняя среда клетки        2) цитоплазма

  1. осуществляет связь между органоидами

Г) состоит из молекулы ДНК и белка

Д) включает гиалоплазму

Е) участвует в передаченаследственной информации

А

Б

В

Г

Д

Е

Контрольная работа N2 по теме «Строение и функции клетки»

Вариант 2

Часть 1

К каждому из заданий А1 -А11 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный.

А1. Клеточная стенка грибной клетки состоит

1)        из белка        3) из клетчатки

2)        из липидов        4) из хитиноподобного вещества

А2. В какой структуре клетки хранится наследственная информация?

1)        в ядре        3) в цитоплазме

2)        в рибосоме        4) в комплексе Гольджи

А3 Какой буквой на рисунке обозначена плазматическая мембрана?

1)        А        2) Б        3) В        4) Г

C:\Users\xxx\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image3.jpeg

А4. Скелет клетки образуют микротрубочки и нити, расположенные

  1. в ядре        3) в лизосомах
  2. в вакуолях        4) в цитоплазме

А5. Каково значение крист митохондрий?

  1. увеличивают поверхность внутренней мембраны
  2. способствуют передвижению веществ
  3. придают прочность клетке
  4. обеспечивают синтез белка в клетке

А6. Какой буквой на предыдущем рисунке обозначен органоид, в котором накапливаются синтезируемые в животной клетке органические вещества?

1)         А                     2)Б               3)         В        4) Г

А7. Органоид, в котором полимеры расщепляются до мономеров, представляет собой

1)        митохондрию        3)        комплекс Гольджи

2)        рибосому        4)        лизосому

А8. Органоид, состоящий из большой и малой субъединиц, в которых происходит синтез белка, — это

1)        лизосома        3)        хромосома

2)        рибосома        4)        комплекс Гольджи

А9. Единый комплекс с рибосомой, обеспечивающий биосинтез белка в клетке, составляет

1)        эндоплазматическая сеть2)        плазматическая мембрана

3)        лейкопласт4)        цитоплазма

Al0. Большую роль в жизнедеятельности клетки играют хромосомы, так как в их состав входят

1)        белки2)        ферменты3)        аминокислоты4)        нуклеиновые кислоты

А11. Клеточный центр участвует в процессе

1)        фотосинтеза2)        биосинтеза белка

3)        деления клетки4)        синтеза молекул АТФ

Часть 2

При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных ответа из шести и запишите цифры в  порядке возрастания. При выполнении задания В5 определите последовательность биологических объектов, процессов, явлений. Запишите в правильном порядке буквы выбранных ответов.

В1. Каковы химический состав и функции хромосомы:

1)        состоит из одной молекулы ДНК и молекул белков

2)        состоит из множества разнообразных аминокислот

3)        является хранителем наследственной информации

4)        выполняет ферментативную функцию

5)        участвует в синтезе молекул АТФ

6)        перед делением клетки образует две сестринские хроматиды

В2. Какие функции в клетке выполняет плазматическая мембрана?

1)        обеспечивает поступление веществ в клетку, путём фагоцитоза и пиноцитоза

2)        служит матрицей для синтеза белка

3)        избирательно транспортирует вещества

4)        входит в состав клеточной стенки

5)        осуществляет активный перенос веществ

6)        участвует в синтезе белка

В5. Определите последовательность процессов, происходящих в клетке при фагоцитозе.

  1. образование пищеварительной вакуоли

Б) впячивание части плазматической мембраны с пищевой частицей внутрь клетки

  1. отрыв пузырька с пищей от мембраны

Г) образование пузырька с пищей в цитоплазме


Контрольная работа N2 по теме «Строение и функции клетки»

Вариант 3

Часть 1

К каждому из заданий А1 -А11 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный.

А1. Клетки каких организмов не имеют клеточной стенки?

1)        животных        3) бактерий

2)        растений        4)грибов

А2. Какую функцию выполняет изображённая на рисунке структура?

1)        способствует перемещению хромосом к полюсам клетки

2)        участвует в процессе окисления органических веществ

3)        осуществляет избирательный транспорт веществ

4)        участвует в передаче наследственной информации в клетке

C:\Users\xxx\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image5.jpeg

А3. Что составляет в клетке внутреннюю среду?

  1. вакуоль        3) цитоплазма
  2. лизосома        4) эндоплазматическая сеть

А4. В каком органоиде клетки происходит окисление органических веществ до углекислого газа и воды?

  1. в хлоропласте        3) в митохондрии
  2. в комплексе Гольджи        4) в цитоплазме

А5. Какие структуры клетки участвуют в поглощении и преобразовании солнечной энергии?

  1. кристы митохондрий        3) рибосомы
  2. центриоли        4) граны хлоропластов

А6. Какую функцию выполняет изображённый на рисунке органоид?

  1. синтеза белка
  2. образования лизосом
  3. окисления органических веществ
  4. поглощения и использования солнечной энергии

C:\Users\xxx\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image6.jpeg

А7. Какой органоид содержит комплекс ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы?

1) лизосомы        3) митохондрии

2) рибосомы        4) комплекс Гольджи

А8. Какой органоид клетки содержит молекулы и-РНК, которые выполняют функцию матрицы в процессе биосинтеза белка?

  1. на плазматической мембране
  2. на рибосоме
  3. на лизосоме
  4. на комплексе Гольджи

А9. Мембрана гладкой эндоплазматической сети выполняет функцию синтеза молекул

  1. АТФ
  2. белка
  3. и-РНК
  4. липидов

Al0. В основе удвоения числа хромосом в клетке лежит процесс редупликации молекул

  1. иРНК
  2. АТФ
  3. ДНК
  4. липидов

А11. В образовании митотического веретена деления в клетке участвуют

1) рибосомы        3) хлоропласты

2)центриоли        4) митохондрии

Часть 2

При выполнении заданий В1 –В2 выберите три верных ответа из шести и запишите цифры в порядке возрастания. При выполнении задания В4 установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

В1. В клетках каких организмов не происходит фагоцитоз?

  1. растений        4)грибов
  2. инфузорий        5) лейкоцитах человека
  3. бактерий        6) лимфоцитах человека

В2. Ядро отсутствует

  1. у водорослей        4) у грибов
  2. у инфузорий        5) у стафилококков
  3. у бактерий        6) у цианобактерий

В4. Установите соответствие между функцией органоида и его видом.

Функция органоида        Вид органоида

А) поглощает и преобразует энергию света        1) хлоропласт

Б) расщепляет биополимеры до мономеров        2) лизосома

В)из углекислого газа и воды образует глюкозу

Г) расщепляет отмершие части клетки

Д) осуществляет синтез молекул АТФ

А

Б

В

Г

д