Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Поспелова Людмила Андреевна

 

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
Белинский В. Г.

Общая характеристика учащихся с математическими способностями.

Рассмотрим  отдельно  понятие трактовки математических способностей. Ясно, что математические способности есть целый комплекс качеств личности.

1-я характеристика – способность к формализованному восприятию  математического материала, к схватыванию формальной структуры задачи.

2-я характеристика – способность к логическому мышлению в сфере количественной и пространственной информации, числовой и знаковой символики.

3-я характеристика – способность к свёртыванию процесса математических рассуждений.

4-я характеристика – способность к обобщению (быстрому и широкому) математических объектов и отношений.

5-я характеристика – гибкость ума (мыслительных процессов математической деятельности).

6-я характеристика – стремление к ясности, простоте и рациональности решения.

7-я характеристика – способность к свободной и быстрой перестройке мыслительного процесса с прямого на обратный ход размышления.

8-я характеристика – математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).

Отметим, что в структуру математических способностей не входят:

  1. Быстрота мыслительных процессов как временная характеристика;
  2. Вычислительные способности;
  3. Память на числа, формулы, цифры;
  4. Способность к пространственному представлению (есть математики, которые сделали открытия в алгебре, но не сделали того же  в геометрии, заметим, что гармонический склад ума – наличие аналитических и геометрических способностей);
  5. Способность к наглядному представлению абстрактных математических отношений и зависимостей (эта способность, видимо, характеризует методическое мастерство учителя).

Роль  учителя  и родителей в  работе с одаренными детьми.

Ни для кого не секрет, чтобы развивать творческие способности у детей, учителю нужно самому быть творцом. Заинтересовать – выявить - научить - развить.

Так как познавательные потребности и стиль их учения отличается  от потребностей и стиля учения их одноклассников. Очень важно, чтобы  усилия педагогов, их учителей, носили систематический и целенаправленный  характер. Для удовлетворения индивидуальных потребностей одарённых детей нужны специально подготовленные учителя.     Это одна из главных проблем в деле организации работы с одарёнными детьми.  Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой  не может не приносить плоды. Каждый учитель должен иметь индивидуальный план работы с одаренным учащимся, куда входят работа на уроке, дифференцированные домашние задания, индивидуальные занятия во внеурочное время, вовлечение учащихся во внеклассную работу.

Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости или гордости родителей и школы. Не следует и приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его «быть как все».

Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это желание работать ради работы, а не стремление обогнать школьных товарищей. Уверена, что успешность профессиональной деятельности учителя в значительной степени определяется его умением управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Это особенно важно в работе с одаренными детьми, поскольку творчески одаренные дети нередко испытывают трудности общения со сверстниками, непонимание, а порой и неприязнь с их стороны.

Большую роль в данной работе играют и родители. Ведь, благодаря их поддержке, заинтересованности и пониманию талант ребенка не пропадет.  Поэтому родители моих учеников  являются постоянными  гостями, участниками и членами жюри математических турниров, олимпиад, конкурсов.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Выделяют шесть основных типов одаренности:

  • Интеллектуальный тип одаренности: эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и выходящий за рамки учебного материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
  • Академический тип одаренности: учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы – мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.
  • Художественный тип одаренности: этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником.
  • Креативность: главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
  • Лидерская, или социальная одаренность: эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
  • Психомоторная или спортивная одаренность: учащиеся этого типа одаренности часто не очень хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Информатика – еще молодая наука. Причем наука, имеющая свою определенную специфику. С одной стороны: если убрать уровень обычного пользователя ПК, то все довольно просто. Большинство учащихся с легкостью осваивают работу с графическим интерфейсом, обработку графической и текстовой информации, особенный интерес вызывают мультимедийные возможности компьютера. С другой стороны – такие темы как «Алгоритмизация и программирование» легко даются в среднем одному ученику из десяти. А ведь олимпиады по информатике проводятся на знание именно этих тем.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

 

,

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Золотое сечение» Выполнила: Берсенева Вера, ученица 7 «б» класса Научный руководитель: Поспелова Л.А., учитель математики, информатики и ВТ

Слайд 2

Цель: воспользовавшись различной литературой по геометрии, по черчению, различными справочными материалами для более подробного изучения темы «Золотое сечение» дать наиболее полное представление о данной теме; рассмотреть применение «золотого сечения» в архитектуре города Улан - Удэ.

Слайд 3

Задачи проекта: Ввести понятие «золотое сечение» (немного об истории). Рассмотреть применение «золотого сечения» в искусстве древней Греции. 3. Рассмотреть «Золотую пропорцию» и связанные с нею отношения. 4. Продемонстрировать и разобрать понятие золотой спирали в живой природе. 5. Показать применение «золотого сечения» в архитектуре г. Улан - Удэ. б. Частично изучив архитектуру нашего города, указать наиболее известные здания с применением золотого сечения .

Слайд 4

Предметы исследования: здание оперного театра, здание «Буркопсоюза»

Слайд 8

Актуальность данной темы не вызывает сомнения т.к. в искусстве с древнейших времен и до наших дней многие здания строились на основе применения «золотого сечения».

Слайд 9

Методы: теоретические : анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; эмпирические: анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа и др.; статистические : оценка статистической значимости гипотезы.

Слайд 10

Немного истории: В дошедшей до нас античной литературе «золотое сечение» впервые встречается во II книге «Начал» Евклида, применял «золотое сечение» при построении правильных 5- и 10-угольников После Евклида исследованием «золотого сечения» занимались Гипсикл (II в. до н. э.), Папп Александрийский (III в. н. э.) и др.

Слайд 11

Немного истории В ХV—ХV1 вв. усилился интерес к «золотому сечению» среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре.

Слайд 12

Рассмотрим теперь применение «золотого сечения» в скульптурах древней Греции. В своём трактате «Канон» Поликлета (вторая половина V в. до н. э.).стремился установить законы пропорциональности человеческого тела.

Слайд 13

Проанализируем пропорции знаменитой статуи. Расстояние от подошвы копьеносца до его колена равно ф3, высота шеи вместе с головой равна ф4, длина шеи до уха — ф5, а расстояние уха до макушки — ф6. Таким образом, в этой статуе мы видим геометрическую прогрессию со знаменателем ф: ф2, ф3 ф4ф5ф6.

Слайд 14

Парфенон

Слайд 15

Парфенон Известен целый ряд пропорций. Так, приняв за ширину торцевого здания, можно получить геометрическую прогрессию, состоящую из восьми членов: расстояние между второй и седьмой колоннами равно ф, между третьей и шестой ф2, между четвертой и пятой — ф4. Аналогичные закономерности мы видим и в построении здания по высоте. Объединив их, получим прогрессию: 1, ф, ф2, ф3, ф4, ф5.

Слайд 17

«Золотое сечение» и «золотая спираль» в живой природе Одним из первых проявления «золотого сечения» в природе подметил немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер (1571-1630). т.е наблюдения математических закономерностей в ботанике и зоологии

Слайд 18

Подсолнух Рассмотрим расположение семечек в корзинке подсолнуха. Они выстраиваются вдоль спиралей, которые закручиваются как слева направо, так и справа налево. В одну сторону закручено 13 спиралей, в другую — 21. Похожее спиральное расположение наблюдается у чешуек сосновых шишек или ячеек ананаса. В верхушках очень многих побегов можно различить такие же системы спиральных рядов

Слайд 19

Применение «золотого сечения» в архитектуре города Улан - Удэ № п / п Параметры здания Размеры , полученные при помощи линейки, м Размеры , полученные после вычислений , м1 . Высота 0,1917,42. Высота колонны 0,13123. Расстояния между двумя колоннами 0,044,34. Расстояния между четырьмя колоннами 0,077,25. Расстояния между шестью колоннами 0,12126. Расстояния от верхней части до колонны 0,0535,3

Слайд 22

Заключение Мы думаем, что наша работа является мини-пособием для изучения «золотого сечения». Возможно , не все подробно, но в проекте затронуты все опорно-полагающие аспекты. Также мы рассмотрели применение «золотого сечения» в искусстве с древнейших времен до наших дней. Секрет того могучего эмоционального воздействия, которое эти здания оказывают на зрителя, многие искусствоведы искали и находили в соотношениях «золотой пропорции». В нашем проекте мы описали применение «золотого сечения» только на нескольких зданиях, но здания, при построении которых применяли «золотое сечение», встречаются в нашем городе неоднократно

Слайд 23

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно - исследовательская работа на тему: «Элементы геометрических фигур в архитектуре города Улан-Удэ» Выполнила: ученица 7 «Б» класса МАОУ «Сотниковская СОШ» Коновалова Людмила Научный руководитель: учитель математики, информатики и ВТ Поспелова Л.А.

Слайд 2

Геометрия - это раздел математики, в котором изучаются пространственные формы - геометрические фигуры. Слово возникло от греческих слов ge - земля и metreo - измеряю. Архитектура -это вид искусства, представляющий собой систему, зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Слайд 3

Цель нашей работы: исследование взаимосвязи геометрии и архитектуры. Задачи : Изучить разнообразие геометрических форм и фигур. Рассмотреть варианты использования геометрических фигур и тел в отдельных архитектурных объектах нашего города

Слайд 4

Объекты исследования: архитектурные здания и строения г.Улан-Удэ. Предмет исследования: геометрические формы и фигуры в архитектуре г.Улан-Удэ Гипотеза исследования: геометрические фигуры, являясь идеальными объектами, находят свое наглядное воплощение в разнообразных архитектурных сооружениях.

Слайд 5

Актуальность работы Актуальность нашего исследования в том, что архитектурные объекты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Наше настроение, эстетическое восприятие мира зависят от того, какие здания и сооружения нас окружают. Мы решили исследовать то многообразие объектов, которое появилось в нашем городе и выяснить, какие из них наиболее полюбились жителям. Если раньше архитектурные конструкции представляли собой однообразные сооружения, то в настоящее время геометрические формы и современные технологии позволили разнообразить архитектурный облик города. Все здания, которые нас окружают – это геометрические фигуры, они, с одной стороны, являются абстракциями от реальных объектов, а, с другой, являются прообразами, моделями формы тех объектов, которые создает архитектор.

Слайд 6

Прошли века, но роль геометрии не изменилась. Она по-прежнему остается грамматикой архитектора Французский архитектор и теоретик архитектуры Ле Корбюзье Города, как и люди, имеют свое лицо. У каждого из них только ему присущие черты и своя неповторимая биография. Улан-Удэ — столица Республики Бурятия. Он выделяется как своей славной историей, так и своим особым обликом: планировкой, архитектурой, уникальными памятниками. Архитекту́р а или зо́дчество (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Слайд 7

В основе любого архитектурного сооружения лежат геометрические фигуры, следовательно, можно утверждать, что геометрия является основополагающей наукой в архитектуре. Рассмотрим основные геометрические фигуры, которые используются в архитектуре.

Слайд 8

Планиметрия происходит от латинского "planum"- плоскость, и греческого "metreo" - измеряю. . Стереометрия - это раздел геометрии, который изучает фигуры в пространстве.

Слайд 9

Попытаемся выяснить какие геометрические фигуры можно увидеть в архитектурных сооружениях нашего города? В большинстве зданий, окружающих нас, преобладают четкие линии и прямые углы, что очень схоже с такой фигурой как прямоугольный параллелепипед. Примером может служить здание БГУ в центре города.

Слайд 10

В данном сооружении представлены различные геометрические фигуры. Купола собора являются совмещением полусферы и конуса. Широко используются арки – совмещение прямоугольника и полусферы. В основании храма лежит окружность, в которую он как бы вписан. Сам собор отличается тем, что выполнен в мягких, круглых объектах, в нем нет жестких форм и фигур. В оформлении также широко используются полуокружности. Свя́то-Одиги́триевский собо́р — православный храм , кафедральный собор Бурятской митрополии и Улан-Удэнской епархии Русской Православной Церкви .

Слайд 11

Здание правительства Республики Бурятия – яркий пример использования трех выпуклых многогранников, которые являются прямоугольными параллелепипедами и у одного лицевая сторона в виде цилиндра. Окна выполнены в виде прямоугольников

Слайд 12

Следующим объектом нашего внимания становится здание ЕВРОЗОНЫ. Главный фасад – это перевернутый усеченный конус, а крыша в виде полуовала, эти формы придают жестким и строгим формам изящность и элегантность. Также в оформлении фасада используются прямоугольники, Кроме этого, над входом можно заметить очертания треугольника.

Слайд 13

Триумфальная арка "Царские ворота" установлена в г. Улан-Удэ в честь значимого события, которое произошло в 1981 году: Верхнеудинск посетил наследник российского престола, Великий князь Николай Александрович. Его посещение - свидетельство большого значения, которое придавала царствующая династия развитию города для укрепления торговых связей с восточно-азиатскими странами, прежде всего с Китаем. Современная арка - не настоящая, она является каменной копией первой деревянной арки и больше её по размерам. В верхней части арки - двуглавый орел и дата посещения, 20 - 21 июня 1891 года. Здесь представлены новые, до этого не звучавшие в тексте исследовательской работы, геометрические фигуры – цилиндры. Именно цилиндры образуют колонны нашей арки. Сама арка по форме напоминает прямоугольник, в ней же используется полуокружность, а также сфера.

Слайд 14

Кроме исследования наличия в архитектуре нашего города геометрических фигур, мы провели опрос учащихся класса, чтобы узнать мнение по поводу архитектуры города. Были заданы следующие вопросы и получены следующие результаты. Вопрос: «Нравится ли вам архитектура нашего города?» В опросе приняли участие 30 человек.

Слайд 15

Вопрос : «Какие архитектурные сооружения вы бы хотели видеть в нашем городе?» В опросе приняли участие 30человек. Вопрос: « Какое сооружение вы бы могли назвать символом нашего города?» В опросе приняли участие 30 человек. Абсолютную и безоговорочную победу одержал Свято-Одигитриевский собор, чем еще раз подтвердил свое звание одного из символов нашего города.

Слайд 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассмотрев множество объектов, мы убедились в том, что геометрия играет важную роль в архитектуре. Геометрия - это замечательный инструмент, который помогает установить порядок и гармонию в нашей жизни, понять эстетическую красоту мира. Благодаря данной работе , мы еще раз убедились, что геометрия имеет практическое значение в нашей жизни. Подтверждение этому мы нашли, изучая здания, находя в них различные геометрические фигуры. Да и просто оглянувшись вокруг себя можно увидеть прямоугольники – столы и окна, прямоугольные параллелепипеды – комната, т.е. те фигуры, которые чаще всего встречаются в нашей жизни в виду своей практичности. Проводя опросы, мы знакомились с мнением учащихся. Конечно, иногда результаты нас огорчали, например, всеобщее мнение о том, что нужно в корне менять архитектуру нашего города. Тем не менее, мы очень рады, что в наших опросах приняли свое участие школьники.

Слайд 17

Ле Корбюзье : «……Окружающий нас мир - это мир геометрии, чистой, истинной, безупречной в наших глазах. Все вокруг - геометрия. Никогда мы не видели так ясно таких форм, как круг, прямоугольник, угол, цилиндр, шар, выполненных так отчетливо, с такой тщательностью и так уверенно».

Слайд 18

Спасибо за внимание!