Система оценивания образовательных достижений

Поспелова Людмила Андреевна
 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, 
а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»       
К. Д. Ушинский

Система оценивания на уроках математики, информатики в средней школе

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

  1. определять  основные направления и цели оценочной деятельности,  ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и  границы применения системы оценки;

  2. ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам  освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  3. обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной  образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

  4. обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

  5. предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

  6. позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного  учреждения и системы образования разного уровня.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

1.3.1. Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов (далее – система оценки)  является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией собственного "Положения об оценке образовательных достижений обучающихся".

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной

организации в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются:

  • оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как

основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального регионального и федерального уровней;

  • оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур;
  • оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой  выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

 

1.3.2 Особенности оценки личностных,  метапредметных и предметных результатов.  

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая  внеурочную  деятельность.

Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

  1. сформированность основ гражданской идентичности личности;
  2. сформированность индивидуальной учебной самостоятельности,  включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;
  3. сформированность социальных компетенций, включая  ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Особенности оценки метапредметных результатов

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом.

Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.

1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур

Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования.

Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета.

Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из результатов внутренней и внешней оценки.

Критерии оценивания

Обозначение и название критерия

Краткое описание содержания критерия

А.  Знание и      понимание

Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях

В.  Исследование

Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними

С.  Коммуникация

Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения

D.  Рефлексия

Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения

 

 

 

Четвертная ОЦЕНКА

  • выражается в словесной (устной) характеристике уровня развития ученика: какие предметные действия и на каком уровне он смог продемонстрировать в ходе решения задач по темам данной четверти;
  • главное внимание при этом уделяется сравнению с уровнем самого ученика на предыдущих этапах, подчёркивается продвижение и выделяются действия, развитие которых необходимо продолжить в будущем;
  • высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило.

Могут ли ученики сами определять свои четвертные отметки?

Наиболее эффективно в конце  четверти дать  возможность  каждому  ученику самому  высчитать   свою  четвертную отметку.   Для этого необходимо,   чтобы у него был перечень всех текущих отметок. Например, «Таблицы результатов» в дневнике (если они ведутся регулярно), или выписка/распечатка «Таблицы результатов»  или  сведения классного журнала, электронного дневника.

Оценочная деятельность учителя.

  • Оценивание является постоянным процессом.
  • Оценивание может быть только  критериальным.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
  • В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

При оценивании за основу берутся  познавательные процессы  

  • Знание фактов, процедур и понятий: вспоминание,  узнавание, поиск информации, вычисление,  измерение, классификация или последовательность  Выстраивания алгоритма решения задачи.
  • Применение знаний:  выбор методов, разнообразие  способов подачи математической информации,  моделирование и решение рутинных заданий. 
  • Рассуждения: обоснование, анализ, синтез,  обобщение, оценка результатов, решение  нерутинных заданий.

Формы оценивания

Формирующее оценивание отражает общие умения решать задачи и логическое мышление, а также отношение учащегося к  математике и информатике.

Обобщающее оценивание позволяет учителю накапливать  информацию об усвоении материала каждым учеником,  анализировать ее и планировать  дальнейшую работу, даёт возможность учителю  сделать заключительное суждение о достижениях  учащихся.  Производится в ходе обучения с помощью самостоятельных работ, тестов и в конце изученной темы с помощью контрольной помогает учащемуся скорректировать свою работу и достичь более высоких  результатов.

5 принципов формирующего оценивания:

  1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и  т.п. по поводу их деятельности.  
  2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.  
  3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения  учащихся. 
  4.  Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает  мотивацию и самооценку учащихся. 
  5.  Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Техники формирующего оценивания:

  1. Наблюдение
  • (формальное) как метод  оценивания с выставлением отметок может использоваться при: устном ответе, устной презентации;  работе в парах, группах;
  • (неформальное) может возникнуть, когда ученики работают над текущими обучающими задачами  в классе или за его пределами.  Следует проводить неформальное наблюдение и фиксировать наблюдения в журнале. Выберите одного или двух учеников и отмечайте их позитивные и негативные  показатели во время уроков. Продолжайте наблюдение за учениками, пока у вас не появятся комментарии на всех учеников.  Таким образом, вы можете увидеть прогресс ваших учеников.
  1. Проверка ошибочности понимания.

Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или ошибочные  предсказуемые суждения о каких-либо идеях, принципах или процессах. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

 Варианты

На доске пишется задание с пятью вариантами ответов. При этом неверные ответы должны иллюстрировать наиболее часто повторяющиеся ошибки.  

Например: Найдите неправильные утверждения,  докажите их неверность и замените правильными.  

Ученики получают задание: Разбор решения задачи, в которой допущены ошибки. Учитель должен продумать эти задания так, чтобы ошибки были сделаны в местах, где учащиеся допускают их чаще всего.

  1. Мини-тест.

Мини-тесты (небольшое количество заданий) призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала. На выполнение мини-теста отводится не более 5 минут  времени урока.

  1. Формативный тест

Учитель произвольно делит учеников на группы (по 4-5 учащихся в группе).  Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. 

Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в группах.  После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно.  Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.

  1. Формативный опрос

Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке.  Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы:  Формативный опрос:  Почему?  Каким образом?  Как?…

  1. Самооценивание – один из видов оценочной деятельности, связанный не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания.  Это не только оценивание своей работы учеником, но и самостоятельное определение проблем и путей их решения.

Формирует у школьников умение оценивать свои результаты, видеть свои ошибки, знать требования к работам разного вида.

Алгоритм самооценивания:

  1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель?  
  2. Что нужно было получить в результате?  2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ? 
  3. Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой?  Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются  затруднения?  Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон  правильного решения задачи и сравнить с ним свое решение; 
  4.  Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо  помощью (кто помогал, в чем)?
  5.  Какие умения развивались при выполнении задания?   
  1. Взаимооценивание

Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания.

Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга.  Преимущество взаимооценивания состоит в том,  что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом,  анализируют собственный прогресс.

  1. Техника формирующегого оценивания  «Две звезды и желание»

Учитель предлагает каждому ученику проверить работу своего одноклассника. При этом учащийся комментируя другую работу не оценивают ее, а лишь  определяет два положительных момента и отмечают звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживает доработки («желание»).  Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена в письменной форме.  Каждый ученик получает свою работу с комментариями. Для доработки «желания» предоставляется им время (например, 2-3 дня).  Следующую проверку проводит учитель, после  которого может выставить отметку.

Достижения учащихся можно оценить по четырем критериям:

  1. Знание и понимание  Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях 
  2. Исследование закономерностей  Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь  между ними.
  3.  Передача информации на формальном языке  Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения 
  4. Размышления в математике и информатике. Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения

Шаги деятельности учителя по организации  формирующего оценивания:

  1. планирование образовательных результатов по каждой теме;
  2. определение «опорных точек» каждой темы;
  3. определение в рамках программы обучения тем, при изучении  которых целесообразно использование листов обратной связи; 
  4. предъявление учащимся планируемых образовательных  результатов; 
  5.  разработка листов обратной связи для каждой «опорной точки» 
  6. использование листов обратной связи для оценки образовательных результатов и организации самооценки учащихся: промежуточное комментирование результатов выполнения учащимся задания (одно-два), работа учащегося над заданием с учетом комментариев, собеседование с учащимися  по поводу образовательных результатов.
  7. итоговое оценивание образовательных результатов в рамках  темы, выставление отметки.

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

 Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки выполнения практического задания

 Отметка «5»:

  1. работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
  2. работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

 Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена. Критерий оценки выполнения тестового задания

При выставлении оценок желательно придерживаться общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3» 71 – 85% - «4» 86 – 100% - «5»

Уровни сформированности мыслительных операций (УУД)

(уровневые шкалы разработала кпн С.Н.Распопова)

Мыслительные операции

Уровни

высокий

средний

низкий

Анализ

Легко и быстро разделяет целое на части, выделяет много признаков, отличающих части и целое

Испытывает трудности при разделении целого на части, требуется много времени для выделения признаков частей и целого

С трудом выделяет части. Требуется очень много времени, или совсем не справляется с заданием на анализ объекта

Обобщение

Легко и быстро объединяет предметы и явления по существенным признакам

Иногда испытывает трудности в нахождении общих свойств предметов, явлений, тратит много времени на эту операцию

С трудом объединяет только некоторые предметы и явления по какому-либо признаку или совсем не справляется с заданием

Сравнение

Легко устанавливает много черт сходства и различия объектов

Устанавливает недостаточное (малое) количество черт сходства и различия объектов

Не может правильно выделить черты сходства и различия объектов

Синтез

Легко объединяет отдельные элементы в целое и самостоятельно называет это целое

Не сразу замечает элементы, которые можно объединить, с трудом объединяет их в целое и только с помощью учителя

Не может объединить элементы в целое даже с помощью учителя

Классификация

Легко и быстро группирует или выстраивает объекты по заданному основанию и может сам найти основание для группировки объектов

В некоторых случаях затрудняется сгруппировать или выстроить объекты по каким-либо заданным основаниям

С трудом группирует или располагает объекты по какимлибо заданным основаниям, или совсем не справляется с заданием

 

Система критериального оценивания образовательных результатов

(Екатерина Машина, зам.директора по УМР, АНО «Школа “Премьер”», г. Москва)

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, отражающим достижения обучающихся по разным направлениям их развития. Критерии формулируются в соответствии с целями личностного развития, по каждому критерию выбираются показатели, а для каждого показателя должны быть предложены дескрипторы, в которых (для каждой работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания. Оценивание по любому показателю представляет собой степень приближения ученика к цели.

Таким образом:

• критерии определяют цели изучения данного материала или выполнения того или иного проекта;

• показатель конкретизирует, что мы будем оценивать;

 • уровневые дескрипторы устанавливают договорные отношения по уровню оценки: «что такое – хорошо, и что такое – плохо».

• При грамотном проектировании дескрипторов обучающиеся могут самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует их для достижения более высокого результата, появляется возможность рефлексии, осмысления результатов.

Технология критериального оценивания используется в системе Международного бакалавриата. Она применяется в урочной и внеурочной деятельности, в проектно-исследовательской деятельности, при оценивании предметных и метапредметных результатов. Система успешно реализуется. Благодаря этому оценка образовательных результатов становится открытой и объективной. Применение технологии в урочной деятельности Обучающиеся заранее знают, чему должны научиться при изучении конкретной темы (метапредметные и предметные результаты) и на что им следует обратить внимание. То есть оценивание учитывает два компонента: знаниевый (предметный) и деятельностный (метапредметный). Применение данной технологии помогает повысить мотивацию к обучению и познавательной деятельности. Снижается уровень тревожности, так как дети знакомы с требованиями к предлагаемому виду работы. С критериями оценивания учебных работ по своему предмету учитель знакомит учащихся на первых уроках в сентябре. Они вывешены на стенде в кабинете. Перед каждой работой, знакомя с демоверсией и спецификацией, учитель обращает внимание на критерии. Ребята могут в любой момент к ним обратиться, это своего рода инструкция, эталон для них. При таком оценивании результаты сравниваются с эталоном, сравнение учеников между собой исключено.

В своей работе использую ЭОР Семакина И.Г. и др.: http://lbz.ru/files/6427/ 

Авторская мастерская УМК Семакин И.Г., Хенер Е.К.: http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/2/

Электронные приложения: http://lbz.ru/files/

Электронные ресурсы: http://www.lbz.ru/metodist/iumk/informatics/er.php

Электронные ресурсы по математике: http://www.lbz.ru/metodist/iumk/mathematics/er.php         

Сайты олимпиад по математике: http://www.lbz.ru/metodist/iumk/mathematics/olimpi...

  

 

 

 

 

image           ,            ,