Технология педагогического сопровождения сюжетно- ролевой игры.

Ломакина Юлия Викторовна

В своей работе я использую "Технологию внедрения сюжетно- ролевой игры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_soprovozhdeniya_syuzh.rol_.igr_.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

Сентябрь

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Цель: учить детей отражать в игре знания о профессиях работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, медицинская сестра, уборщик, дворник).

Задачи: учить распределять роли в игре, действовать в соответствии с ролью, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь.

Примерные игровые действия и необходимая подготовка:

  • выбор роли;
  • знакомство с представителем профессии;
  • проигрывание отдельных действий, соответствующих выбранной  роли:
  • медицинский осмотр;
  • уборка столов, группы, территории;
  • работа с «детьми» (помощь в одевании, умывании, укладывании спать, рисовании, совместной игре…);
  • приготовление пищи для детского сада.

Предметно-игровая среда: 

  • фартуки;
  • наборы посуды и наборы муляжей продуктов;
  • набор для доктора;
  • мебель для кукол или наборы для конструирования;
  • набор для уборки;
  • демонстрационные плакаты для рисования;
  • наборы для рисования;
  • куклы («воспитанники» детского сада), одежда для кукол;
  • наборы продуктов.

Октябрь.

 Сюжетно-ролевая игра «Хлеборобы».

Цель: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях.

Задачи:  учить выполнять роли, использовать предметы-заместители, создавать новую игровую обстановку, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, развивать воображение, активизировать речь

Примерные игровые действия:

  • руководство работой фермы;
  • выращивание урожая, уход за растениями;
  • сбор урожая, организация работы овоще- (зерно-) хранилища;
  • подсчет урожая;
  • ремонт и обслуживание сельскохозяйственной техники

Предметно-игровая среда и оборудование:

  • наборы овощей;
  • сельскохозяйственная техника (предметы-заместители);
  • спецодежда;
  • инструменты.

Ноябрь.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

 Цель: учить детей отражать в игре знания о профессиях работников кафе (кондитер, повар, официант, кассир, уборщик).

Задачи:  самостоятельно распределять роли в игре, действовать в соответствии с ней, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь.

Примерные игровые действия:

  • выбор столика;
  • знакомство с меню;
  • прием заказа;
  • приготовление заказа;
  • прием пищи;
  • работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность);
  • оплата заказа;
  • уборка столика, мойка посуды.

Предметно-игровая среда и оборудование:

  • фартуки;
  • наборы посуды;
  • подносы;
  • меню;
  • скатерти;
  • полотенца;
  • салфетки;
  • наборы продуктов;
  • пиццерия (набор для лепки Play door).

Декабрь.

 Сюжетно-ролевая игра «Банк и монетный двор».

 Цель: учить детей отражать знания о профессии сотрудник банка, монетного двора.

Задачи: учить детей самостоятельно распределять роли сотрудников банка, действовать в соответствии с ними; формировать навыки сотрудничества, умение отражать в игре явления социальной действительности, использовать предметы-заместители.

Примерные игровые действия:

  • посещение банка,
  • выбор необходимых услуг;
  • работа кассы, пункта обмена валют;
  • оформление документов;
  • прием коммунальных платежей;
  • работа с пластиковыми картами;
  • консультации с директором банка;
  • подсчет денег;
  • передача денег для перевозки инкассаторам;
  • чеканка железных монет;
  • хранение денег (раскладывание денег, согласно обозначенным номиналам).

Предметно-игровая среда и оборудование:

  • бланки;
  • касса;
  • сберегательные книжки;
  • компьютер;
  • купюросчетчик  (предмет - заместитель: обрезанная с одной стороны коробка);
  • пластиковые карточки;
  • деньги разных стран;
  • мешочки;
  • спецодежда (кассирам - нашейные платочки, инкассаторам и охранникам – кепки)
  • аппарат для работы с пластиковыми карточками.

Январь

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

 Цель: учить детей отражать в игре знания о профессиях работников магазина.

Задачи: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры, побуждать детей использовать знания об окружающей жизни, закрепить правила совершения покупок (поведение в супермаркете, решение конфликтных ситуаций с администратором, выбор товаров для покупки)

Примерные игровые действия:

  • приход в супермаркет;
  • покупка необходимых товаров;
  • консультации менеджеров;
  • объявления о распродажах;
  • оплата покупок;
  • упаковка товара;
  • решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.

Предметно-игровая среда и оборудование:

  • касса;
  • наборы продуктов;
  • спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров;
  • сувениры;
  • чеки, сумки, кошельки, деньги;
  • наборы мелких игрушек;
  • журналы, газеты;
  • одежда, обувь, головные уборы ;
  • учетные книги, ценники, указатели, названия отделов;
  • телефоны, рации;
  • упаковка, тележки или корзинки для продуктов.

Февраль.

 Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения».

 Цель:  учить детей отображать в игре свои знания о работе службы спасения.

Задачи: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, мобильности службы спасения в чрезвычайных ситуациях, расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, учить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, развивать воображение, речь, воспитывать чувство сострадания, сочувствия.

Примерные игровые действия:

  • вызов по тревоге;
  • осмотр места происшествия,
  • ориентировка на местности;
  • распределение спасательных работ между разными группами;
  • использование техники специального назначения;
  • спасение пострадавших;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • доставка необходимых предметов в район происшествия;
  • возвращение на базу.

Предметно-игровая среда и оборудование:

  • набор техники специального назначения;
  • рации, телефоны;
  • планы, карты;
  • символика службы спасения;
  • инструменты;
  • пилотки пассажиров;
  • кепка водителя;
  • аптечка;
  • фуражки полицейских, перчатки, дорожный жилет со светоотражающими элементами;
  • светофор;
  • фонарик;
  • использование атрибутов из игровых уголков («Больница»«СТО»«ПДД»).

Март. 

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Цель: учить детей в игре отображать свои знания о работе школы.

Задачи: закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ней, расширять сферу социальной активности ребенка и его представление о жизни школы, предоставив ему занимать различные позиции взрослых и детей.

Примерные игровые действия:

  • поступление в школу;
  • подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей;
  • 1 сентября, торжественная линейка;
  • урок;
  • перемена;
  • уход домой.

Предметно-игровая среда и  оборудование:

  • школьные принадлежности;
  • школьная доска (мольберт);
  • журналы;
  • указка;
  • карты, атласы, книги;
  • дневники.

Апрель.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель: учить детей использовать в игре свои знания о работе почты.

Задачи: уточнить знания детей о современных профессиях работников связи, учить выполнять правила игры , согласовывать свои действия с выбранной ролью, воспитывать дружеские чувства, развивать диалогическую речь.

Примерные игровые действия:

  • оформление почтового отделения с различными отделами;
  • работа отдела доставки;
  • работа отдела связи;
  • работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей.

Предметно-игровая среда и оборудование:

  • сумки почтальонов;
  • конверты;
  • открытки;
  • газеты, журналы;
  • посылки;
  • подписные листы;
  • бланки;
  • справочные журналы;
  • печати, ножницы для ажурного вырезания краев «почтовых марок», цветные журналы  - как материал, из которого нарезаются марки.

Май.  Итоговые занятия «Шоферы» и «Город».

Сюжетно-ролевая игра «Город».  

Объединенный сюжет «Банк»«Кафе»«Супермаркет»«Почта»«Служба спасения»«Школа», «Детский сад» и  д.р.

Цель: закреплять умение развертывать многосюжетную игру.

Задачи: учить детей применять свой игровой и жизненный опыт в игру, развивать игру сюжетными линиями, учить использовать предметы-заместители, самостоятельно создавать игровую обстановку, распределять роли, соединять в единый сюжет различные игровые линии, учить отражать в игре представителей различных профессий, развивать воображение, диалогическую речь, воспитывать чувство товарищества.

Примерные игровые действия: включают в себя действия сюжетных игр, знакомые детям.

Предметно-игровая среда и оборудование: обогащенная в результате применения технологии педагогического сопровождения сюжетно - ролевых игр предметно - пространственная среда группы, игрушки, предметы-заместители, оборудование, спецодежда к знакомым сюжетным играм.

Сюжетно - ролевая игра «Водители и пассажиры».

Объединенный сюжет «Банк»«Кафе»«Супермаркет»«Почта»«Служба спасения»«Школа», «Детский сад» и  д.р.

Цель: закреплять умение развертывать многосюжетную игру.

Задачи: учить детей применять свой игровой и жизненный опыт в игру, развивать игру сюжетными линиями, учить использовать предметы-заместители, самостоятельно создавать игровую обстановку, распределять роли, соединять в единый сюжет различные игровые линии, учить отражать в игре представителей различных профессий, развивать воображение, диалогическую речь, воспитывать чувство товарищества.

Примерные игровые действия: включают в себя действия сюжетных игр, знакомые детям.