Технология развития эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии детей дошкольного возраста (Гребенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.)

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через игры с песком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

__________________________________________________________________

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.,

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru     

Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru

Технология развития эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии детей дошкольного возраста

(Грабенко Т.М., Зинкувич – Евстигнеева Т.Д.)

Педагог-психолог:

Орехова Екатерина Сергеевна

г.о. Электрогорск

Проблема эмоционально-личностной сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.

Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Многие психологи занимались исследованием развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Запорожец А.В., Неверович Я. З., Кошелева А.Д., Кулагина И.Ю., Минаева В.М. и др.) По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Эта деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.

Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-личностной сфере ребёнка.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.

Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-личностной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности.

Родители и педагоги нередко обращаются в психологическую службу нашего ДОУ за помощью,  сталкиваясь с  такими трудностями в поведении  детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Велико число запросов по проблемам гиперактивности, агрессивности, замкнутости, тревожности у дошкольников. Такие проявления у детей иногда приводят к возникновению конфликтов с другими детьми, трудностям в общении с родителями и педагогами. В целом, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития.

Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы очень актуальна и важна.

Работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы мы начали проводить с 2015-2018г. Наблюдая за детьми ДОУ, их общением и поведением, работая с ними, мы поняли, что проблема заключается в том, что дети затрудняются выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, рассказывать о своем внутреннем мире, зачастую им сложно понять, описать свое эмоциональное состояние и чувства других людей. В связи с этим дошкольники могут испытывать эмоционально-психологическое неблагополучие. К тому же, в дошкольном возрасте еще не сформирована способность управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Так, еще В. С. Мухина, рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, отмечала, что дошкольник находится «в плену» эмоций.

Мы пришли к выводу, что развитие и коррекция недостатков эмоционально-личностной сферы,  необходимо рассматривать в качестве одного из наиболее важных направлений работы детского психолога. В связи с этим нами была запланирована и проведена работа по развитию и коррекции эмоциональной сферы и профилактике возникновения эмоционального дискомфорта  у детей. Велась работа по трем направлениям: с детьми, родителями, педагогами.

Целью нашей работы является – профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника в ДОУ. Реализация поставленной цели проводилась по основным направлениям:

  • психодиагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • психологическое консультирование;
  • психопрофилактика.

Психологическую работу со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, родителями дошкольников и педагогами ДОУ) мы строили поэтапно:

  • 1 этап – диагностический;
  • 2 этап – планово – организационный;
  • 3 этап – коррекционный;
  • 4 этап – контрольный.

На первом этапе мы выявили уровень развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста используя диагностические методики:

  1. Для выявления уровня тревожности - проективный тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен, который помогает определить общий уровень тревожности ребенка.
  2. Для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус».

В работе с родителями применили опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВВР) и выявили влияние семьи на развитие ребенка.

Используя анкетирование, определили наличие или отсутствие синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

На планово-организационном и коррекционно-развивающем этапах нами была проведена достаточно эффективная работа с родителями, где решались следующие задачи:

  • формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
  • осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности родителей.

Взаимодействие с родителями по интересующим их вопросам проходит в виде индивидуальных консультаций, опросов, тематических выступлений на родительских собраниях, практических занятий, семинаров - тренингов, круглых столов с применением ИКТна темы:«Эмоциональное развитие ребёнка», «Что вас тревожит в собственном ребёнке?» и т. д.

Целью нашей работы с педагогами является: повышение уровня компетентности педагогов по развитию эмоционально – личностной сферы дошкольников. В соответствии с этой целью мы выделили следующие задачи:

  • формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;
  • развивать у воспитателей умение взаимодействовать с данной категорией детей обеспечивая их эмоциональное благополучие.

В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов в ДОУ мы ежегодно планируем и проводим: консультации, беседы, круглые столы, практические занятия, семинары-практикумы по проблемам педагогического общения: «Проблема эмоционального выгорания педагогов», «Как помочь эмоциональным детям?» и т. д.

Для детей старшего дошкольного возраста была разработана комплексная система коррекционно-развивающих игр и упражнений на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры, дидактические игры  направленные на развитие эмоциональной сферы личности ребенка через использование метода песочной терапии и игротерапии используемых в коррекционно-развивающих занятиях.

При работе с песком, в основе каждого занятия лежит игровой сюжет, занятия построены в виде необычных сказочных путешествий, открывающих для детей нечто новое, меняющих их представление о себе, о мире, о своих отношениях с окружающими людьми

Таким образом, комплекс методических приемов с одной стороны обеспечил формирование психологического здоровья, а с другой обеспечил формирование основных новообразований.

Для эффективной психологической поддержки детей использовались как индивидуальные, так и групповые формы работы.

В своей работе мы используем методические разработки, программ, пособия таких авторов как Епачинцева О. Ю., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Алябьевой Г.А.. Сакович Н. А., Конаныхина Е. Ю., Хухлаевой О.В., а также адаптированную программу «Тропинка к своему Я» по развитию коммуникативных и эмоционально-личностных качеств детей.

На коррекционно-развивающем этапе мы вводим ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогаем прожить определенное эмоциональное состояние, объясняя им простую истину – человеку нужны и важны все чувства и эмоции для того, чтобы он адекватно оценивал себя и окружающих в различных жизненных ситуациях. Вся индивидуальная коррекционная работа с детьми в ДОУ строится нами в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

В работе с детьми мы решали следующие задачи:

  • познакомить детей с эмоциями: радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес;
  • научить детей различать эмоции по выражению лица людей и схематическим изображениям;
  • передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
  • переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
  • развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
  • научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

По завершению цикла развивающих занятий мы провели сравнительный анализ результатов работы на выявления уровня развития эмоционально – личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Выявили, что у детей, прошедших весь цикл занятий, отмечается положительная динамика: снижение интенсивности проявления тревожности, нежелательных форм поведения, позитивная оценка себя, непринуждённое их поведение при общении со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, можно точно сказать, что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны - существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяют направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Проводимая нами психологическая работа с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции эмоционально – личностной сферы получила положительную оценку со стороны родителей и воспитателей. По мнению родителей и педагогов, в результате прохождения курса занятий, дети стали увереннее в себе, активнее участвуют в играх и отвечают на вопросы педагога. У детей повысилась степень устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений. Дети стали демонстрировать способность изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом желаний и потребностей другого ребенка.

Считаем, что дальнейшая работа по развитию эмоциональной сферы, сохранению психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей должна проводиться совместно: «родитель-ребёнок-педагог», так как данная проблема актуальна в настоящее время и требует комплексного подхода к решению задач.