Технология развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Л.А. Никифорова)

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которым он сам вступает в общение.

 Дети не умеют строить свои отношения с окружающими людьми.

Этому они учится у взрослых. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной конфликтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

142530, тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Технология развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

(Л.А. Никифорова)

Педагог-психолог:

Орехова Екатерина Сергеевна

Ребёнок как единый организм реагирует

на всё происходящее эмоциями. 

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в педагогической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровни развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир.

Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни делает полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его «Я».

 Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Маленькие дети отличаются тем, что они очень эмоциональны.

Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которым он сам вступает в общение.

 Дети не умеют строить свои отношения с окружающими людьми. Этому они учится у взрослых. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной конфликтов.

А для маленького растущего организма отрицательные эмоции очень вредны, они тормозят его рост и развитие, могут вызвать различного рода заболевания.

Заниматься эмоциональным воспитанием надо начинать как можно раньше, со всеми детьми и постоянно, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

    Ребёнок ищет ориентиры, чтобы строить мир в своей душе и одновременно выстраивать себя в этом мире. Он хочет быть с большинством, он не любит сказок с плохим концом, потому что он верит в победу добра над злом. А сейчас ребёнок видит зло повсюду и в таком огромном количестве, оно просто закачивается в него лошадиными дозами, происходит отравление такой еще хрупкой души, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Необходимость организации работы по эмоциональному развитию и воспитанию детей назрело давно, ведь дети, остро реагируют на окружающий мир, они беспомощны и поэтому так нуждаются в эмоциональной поддержке, в специальной организации воспитательной работы по эмоциональному воспитанию. Мы, воспитатели можем что- то сгладить, сделать менее заметным, облагородить. Но Ребенка надо научить понимать себя, свои эмоциональные переживания, соотносить их с эмоциями людей ближайшего окружения. Его нужно научить изменять, корректировать своё поведение в различных жизненных ситуациях.

Основная цель данной технологии – создание условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка, формирование эмоциональной сферы детей.

Задачи:

  1. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других, для овладения средствами эмоциональной выразительности
  2. Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен).
  3. Учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
  4. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен - пожалеть его, помочь, радуется – порадоваться вместе с ним, разгневан – постараться понять причину).
  5. Сформировать механизмы эмоционального предвосхищения, как условие развития подлинной способности к продуктивному общению.
  6. Обогащение словаря детей, за счет обозначения различных эмоциональных состояний.

Организация НОД по эмоциональному развитию может иметь как самостоятельный, так и включенный характер. Проводятся в свободной форме, строятся на использовании разнообразных игр, релаксационных упражнений, практически исключается умственная перегрузка. Часть материала можно использовать в процессе самостоятельной деятельности детей, что не означает организации дополнительных НОД. Часть НОД может быть организована в форме вечеров развлечений, а также включена в другие занятия дошкольной подготовки. Решение задач невозможно без активного участия родителей.

Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделении своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Проводим одно – два занятия в неделю, наряду с играми и игровыми упражнениями, беседами с детьми на темы, связанные личностными и нравственными переживаниями. Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия тревожности, страхов, преодоления ими неуверенности в общении со сверстниками и взрослыми. Детей наблюдает и ведет педагог-психолог и медицинская служба детского сада.  Специалисты ведут индивидуальные карты, куда заносят результаты обследования и диагностики. Делают сравнительный анализ. Выявляют детей с некоторыми отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Планируют и ведут работы по ее коррекции. Дают рекомендации воспитателям и родителям.

Дети учатся осознавать как меняется человек с возрастом. Достоинства других людей. За что ценят люди друг друга.

Начинают испытывать потребность в доброжелательности. На занятиях обучаются техникам снятия плохого настроения, раздражительности.

Развивают чувства юмора. Познают Язык эмоций. Правильно воспринимают образы разных героев сказок. На тренингах примеряют на себя разные социальные роли.

Узнают правила поведения при взаимодействии с людьми. Умение изменить свое поведение согласно правилу. Опыт пользования правилами, расскажи другим. Начинается смыслопоисковая деятельность для себя, для других. Предвидение последствий своих действий. Саморегуляция отношений со сверстниками. Умение стать на позицию другого.

Дети узнают, что каждый человек имеет свои неповторимые особенности.

Регулировать свое состояние, умение снимать напряжение, улучшать свое настроение, самочувствие. Осознавать реалистичность своих желаний, учитывать мнения и желания окружающих людей. Оказывать эмоциональную поддержку сверстникам. Мальчики и девочки, их полоролевые различия, особенности поведения, отношения между девочками и мальчиками.

Проявление заботы друг о друге. Помогать найти выход из трудного положения. Взаимодействовать друг с другом, уметь договариваться, слушать друг друга.

Развитие эмоционального мира. Уметь решать конфликты, переходить от ссоры к дружеским отношениям мирным путем. Развитие произвольных действий. Понимать юмор в общении.

Умение взаимодействовать в коллективе. Получать удовлетворение от совместной работы.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

  • комфортная организация режимных моментов
  • оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.)
  • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.)
  • арттерапия (рисование, ритмопластика, танец)
  • занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия
  • психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика)
  • телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка
  • задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.  
  • использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).