Участие в работе методических объединений. Распространение и обобщение собственного педагогического опыта.

Жамбалова Майя Александровна

Распространение и обобщение собственного педагогического опыта

 

Учебный год

Форма

Мероприятие

Тема

Уровень

2012-2013

доклад

НПК «Земля отцов-моя земля» (секция для рук.музеев)

«Использование средств музейной педагогики в учебном процессе»

районный

2012-2013

Защита проекта

Семинар начальников летних лагерей

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием «Следопыты»

районный

2012

Разработки уроков

К-с образоват. Интернет-ресурсов по предметам этнокультурного компонента

Нестандартные уроки по бурятской литературе

республиканский

2012-2013

Творческий отчёт

Обобщение педагогического опыта

«Учение с увлечением. Из опыта внеклассной работы по бурятскому языку и литературе»

школьный

2013методические разработки уроковКонкурсная интернет площадка "Мунгэн дугы"разработки нестандартных уроков по бурятскому языкуреспубликанский

2013-2014

статья

  Фестиваль – олимпиада по бурятскому языку для учителей бур.языка

«Буряад хэлэеэ, буряад нэрэеэ бурхан шэнгеэр сахижа ябая!

(о развитии бурятского языка)

Республиканский

(заочный конкурс)

2014пакет документовЗаочный конкурс музеев"Музей образовательного учреждения -пространство интеграции основного и дополнительного образования детей"республиканский

2014-2015

Открытый урок

Семинар учителей бурятского языка «Уран үгын дээжэ»

«Ухаан бодол тухай баснинууд»

Республиканский

(диплом 2 степени)

2014-2015

Книга, диск

конкурс проектов по бур.лит-ре

«Дундаршагүй бэлиг,

дууһашагүй хэшэг»

(метод.пособие)

Республиканский

(диплом 1 степени)

2016

доклад

РМО учителей бурятского языка

«Буряад хэлэн манай hургуулида»

районный

2016-2017книга, диск"Алтаргана-2016" ундэhэн ехэ нааданда номуудай мурысоон

"Дундаршагуй бэлиг, дууhашагуй хэшэг"

(метод.пособоие)

республиканский
2017

"Уран угын абьяас"

(шулэгуудэйй суглуулбари)

"Уран угын абьяас"

гэhэн урилдаан

В.Б.Саганов тухай магтаал

(шулэг)

республиканский

2017-2018

Разработки уроков

НПК «Литература Бурятии», посв.80-летию Д.Дамбаева

Метод.разработка

Республиканский

(диплом 3 степени)

2017-2018докладРМО учителей бурятского языка и литературыПроектная технологя на уроках и во внеурочной деятельностирайонный

2017-2018

Разработка урока

Конкурс методических разработок по бурятской литературе

Метод.разработка

Межрегиональный

(сертификат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

Багшын бодолнууд

 Барандаа багшынгаа урда уялгатайбди,

Багшашье hаа, багшадаа дохидогбди.

Ц.Номтоев 

         Багша! Яаһан гоё, удха ехэтэй үгэ гээшэб! Энэ үгын сэнтэйе бага наһанһаа хойшо бүхөөр хадуун абааб. Ямар мэргэжэл шэлэхэб гэжэ асуудал өөртөө хэзээдэш, нэгэтэшье табяагүйб. Мүнөө хорин жэл буряад хэлэнэй  багшаар  ажалланаб. Багшын ажал – энэ минии жаргал, энэ минии хуби заяан гэжэ би этигэнэб. Багша болохо табисууртай байгаал ёһотойб. Тиигээд үндэр нэрэ зэргэтэй, суута багшаараа омогорхон ябадагби. Тэрэ хадаа Зайганова Екатерина Базыровна болоно. Иимэ бэлигтэй багшатай байhандаа  баяр хүргэн  ябадагби, үшөө суг хамта хүдэлхэ аза талаантай байгааб.  

         Багшын ажал гээшэмнай хүнгэн бэшэл, сэб сэхээр шугам татаад ябашаhан арюухан зүргэ харгы бэшэл, тэсэжэ, дабажа, һанаһандаа хүрэжэ, зориһоноо бэелүүлхэ хэрэг гээшэл даа. Минии hанахада, багшын эгээл шухала хоёр шанар шэнжэ гэхэдэ,  мэргэжэлдээ болон  үхибүүдтэ дурлал болоно. Багша үндэр хэмжээнэй эрдэм мэдэсэтэй, болбосорол ехэтэй байха ёһотой. Һурагшадые һургалга, хүгжөөлгэ, хүмүүжүүлгын зорилгонуудые сагай эрилтэдэ таарамаар бэелүүлхэ хэрэгтэй. Багша хадаа өөрынгөө эрдэм мэдэсые, дүй дүршэлые саг үргэлжэ дээшэлүүлжэ, эрдэмтэдэй, шэнэдхэгшэ багшанарай хүдэлмэринүүдые, дурадхалнуудые ба түрүү дүй дүршэл үзэжэ, шүүмжэлжэ, ажал хүдэлмэридөө нэбтэрүүлжэ байха ёһотой.

             Һаяхана нэгэ ном соо иигэжэ уншааб: «Багшын 10 бэлиг (зүүн зүгэй һургаал):

1.        Номгон тайбан байха.

2.        Зөөлэн энэрхы сэдьхэлтэй.

3.        Эрдэмэй олон абьяастай.

4.        Тэсэбэритэй.

5.        Баян сэсэн үгэтэй.

6.        Хүлисэхэ, тэбшэхэ шадалтай.

7.        Юумэнэй үнэн удхые мэдэхэ.

8.        Үнэншэ үлүү үгэгүй.

9.        Хэлэхэ, ярихадаа бэрхэ.

10.        Уйдхаргүй байха ёһотой.

Нээрэшье, багшын ажал ехэл харюусалгатай гээшэ даа.  Дээрэ хэлэгдэһэн 10 бэлигтэй байбал, ёһотой багша гэхээр.  Эдэ жэлнүүдтэ һургуулида хүдэлхэдөө, минии сэдьхэлдээ хадуужа абаhан юумэн гэхэдэ, шабинарайнгаа досоохи сэдьхэлэйнь байдалда, абари зандань, арга шадалдань анхаралтайгаар хандалга болоно.

        Эдэ булта багша бүхэнэй уялга ха юм даа. Харин буряад хэлэнэй багшын үүргэ мүнөө сагта ямар бэ? Тэрэмнай болбол буряад хэлэнэй мүнөөдэрэй байдалтай нягта холбоотой.

Элинсэгүүдэймнай хэр угhаа дээрэ  үргэжэ, бурхан шэнгеэр абажа ябаhан, энэ болотор үргэжэ асарhан Эхэ буряад хэлэмнай хүндэ байдалда оронхой байнал даа.   Хэлэнэй үгы болоходо, арад үгы болодог гэжэ мэдээжэ.  Хэлэеэ алдабал, буряад арад үгы болохо гэжэ шабинартаа ойлгуулха  шухала. Түрэлхи хэлэеэ һайн шудалһан арад алишье талаараа хүгжэнги байдаг. Тиимэhээ ухаан бодолой, хүгжэлтын эхин – түрэл хэлэн мүн. «Түрэл хэлэнэйнгээ хүсөөр хүн гээшэ бүхэжэдэг, далижадаг, арад зонойнгоо түүхэ домогые, абари зангые, оюун ухаанайнь баялигые бэедээ шэнгээн абадаг», -гэжэ ородой агууехэ багша К.Д.Ушинский хэлэhэн юм.

         Түрэл хэлэеэ хүгжөөхэ, ёhо заншалаа уһанда хаянгүй, хүгжөөн һалбаруулха үүргэтэйбди.  Буряад хэлэтэй, буряад сэдьхэлтэй, үндэһэн арадаа хүндэлдэгөөр үхибүүдээ хүмүүжүүлэел даа!

Буряад хэлэеэ, буряад нэрэеэ

бурхан шэнгеэр сахижа ябая!



Предварительный просмотр:

Саганов тухай магтаал.

Түрүү хүн – түүхын орой,

түрэл нютагай түхэл шарай,

түби дэлхэйн ёhотой шэмэг,

түхэреэн Харбяангуудайм хэшэг.

Урдаа хараха хүмнай,

Урма зориг омогорхолнай.

Харбяангууд hайхан нютагайм

Хурдан бодолтой хүмнай.

Алтан дэлхэй дээрэхи

агуу хунуудэй дунда

Саганов Владимирай нэрэ

суутай солотой гээшэл.

Хүдѳѳгэй буряад хүбүүн

хүн түрэлтэнэй урда

буряадуудай солодо

бардам нэмэри оруулаал!

Түбиин ехэ түбүүд –

Тайвань, Корей,

Омог США, Голланди

урдань сэлеэ үүдэнүүдээ.

Экономист, ветеринар,

эрдэмтэн, политик,

министр, посол,

миин hайн хүн.

Иимэл байгаал даа

Владимир Саганов.

Саганов шэнги хүнүүд

Сыренов Владимирай үгѳѳр:

«Зуун жэлдэ нэгэл дахин

зула шэнги бадардаг юм».



Предварительный просмотр:

Мүнөө үеын буряад хэлэнэй болон уран зохёолой хэшээл.

          Сагай сахариг түргэн эрьенэ. Тэрэнэй эрьесэ бүхэнтэй оршон тойронхи байдалнай хубилан хүгжэнэ. Мүнөө һургуули бүхэндэ компьютер, мультимедиа аппаратура, Интернет болон оньһото техникэ бии. Һурагшад һонор ухаатай, өөрын һанал бодолтой, интернедэй арга боломжонуудые, оньһото техникэ хэрэглэжэ шададаг байна. Иимэ үе сагта үхибүүдэй ухаан бодол үдэр бүри хүгжэнэ, баяжана ха юм.

         Мүнөө үеын үхибүүдые яажа буряад хэлээр ба уран зохёолоор һонирхуулха, арадайнгаа ёһо заншал мэдэдэг болгохо гэһэн бодолнууд буряад хэлэнэй багшанарта ерэжэл байдаг. Нэн түрүүн хэшээлнүүднай Россин эрдэм һуралсалай түсэбые баримталан, мүнөө үедэ хэрэглэгдэдэг программын үндэһөөр «Буряад хэлэнэй» стандартда, ФГОС-эй шэнэ эрилтэнүүдтэ тааруу байха ёhотой. Буряад хэлэндэ, уран зохёолдо дурлал татаха гээшэ һургуулида буряад хэлэ болон уран зохёол заалгын шухала зорилго ха юм. Һурагшадайнгаа оюун бэлиг, ухаан бодолыень хүгжөөн, бэеэ даагаад, үзэжэ байһан юумэеэ гүнзэгырүүлхэ, өөһэдөө ухаалдин хүдэлхэ шадабари хүгжөөхэ гээшэ баһал гол зорилгонуудаймнай нэгэн болоно.

        Тиимэһээ буряад хэлэнэй багшанар ажалдаа элдэб түхэлэй хүдэлмэри, һонирхолтой хэрэгсэлнүүдые, үзүүлбэринүүдые, шэнэ онол аргануудые хэрэглэжэ, үхибүүдэй һуралсал һонин болгохо гэжэ оролдоно. Мүнөө үеын иимэ технологинуудые хэшээлнүүдтээ би хэрэглэнэб: ИКТ-технологи, проектнэ технологи, нааданай технологи. Информационно технологи хэрэглэһэн багшанарай ажал һайн үрэ дүнтэй байдаг гэжэ адагламаар. ИКТ хэшээлдээ хэрэглэхэдэ, һурагшад шэнэ мэдэсэ һайнаар хадуужа абадаг. Буряад хэлэнэй  электронно ном манай хүдэлмэридэ тон туhатай, ёһотой нэмэри материал болоно. Һурагшадай һонирхол татахын түлөө элдэб заншалта бэшэ хэшээлнүүдые үнгэргэдэгби. Жэшээлбэл, хэшээл-наадан, хэшээл-мүрысөөн, хэшээл-КВН, «Хэн миллионер болохоёо һананаб?», «Аза талан», «Одото саг» гэхэ мэтэ.

         Мүн хэшээлһээ гадуур хүдэлмэри хэхэдээ, һурагшадай холбоо хэлэлгэ хүгжөөлгөөр, үгын нөөсэ баяжуулгаар элдэб ажал хараалагдана. Жэшээлхэдэ, һургуулиингаа сониной  хүтэлбэрилэгшэ байхадаа, сониной хахадынь буряад хэлэн дээрэ гарганабди. Υхибүүд зохёолгонуудаа, шүлэгүүдээ, һанамжануудаа  хэблэнэ. Υшөө тиигээд «Гуурhаяа туршанабди» гэжэ нэрэтэйгээр һурагшадай ажалнууд суглуулбари боложо гаргагданхай. Тэрэнэй хажуугаар һурагшадаа шэнжэлгын болон проектнэ ажалда һурганаб. Энэ талаар олон амжалтанууд бии. Аймаг дотор үнгэргэгдэһэн һурагшадай эрдэм шэнжэлгын бага хуралнуудта үхибүүдни түрүү һуури эзэлнэ. Эндэ һургуулимнай музей ехэ туһа болоно. Музей сооһоон хэрэгтэй материалнуудаа абанабди.

          Иигэжэ буряад хэлэн дээрээ ажал ябуулжа байхадамнай, үхибүүд түрэлхи хэлэеэ һайнаар шудалжа, гүнзэгыгөөр мэдэдэг болоно. Һурагшаднай өөрынгөө һанал бодол, мэдэрэл эхэ хэлэн дээрээ зүбөөр дамжуулха, хэшээлдээ абаһан мэдэсэеэ бодото байдалда хэрэглэхэ шадалтай болоно.          

         Мүнөөнэй түргэн сагта тааруугаар, үхибүүдэй һонирхол татаха, буряад үгэдөө дурлал түрүүлхэ, шэнэ ёһоор буряад хэлэ болон уран зохёолойнгоо хэшээлнүүдые үнгэргэжэ, хэшэгтэй, буянтай ажалаа хүндэтэ дээрэ үргэн ябахаб.  



Предварительный просмотр:

Аймагай буряад хэлэнэй багшанарай семинар

         Мүнөө хадаа буряад хэлэ бэшэг шудалалгада  ехэ анхарал хандуулмаар саг тогтоод байна. 1992 оной июниин 10-да баталагдаһан Хуулиин ёһоор буряад хэлэн гүрэнэй хэлэнүүдэй нэгэн болоо. 2004 ондо ЮНЕСКО-гой мэдээсэһэнэй ёһоор, үсөөн тоото буряад үндэһэтэнэй хэлэн ерээдүйдэ хосорон, үгы болохо хэлэнүүдэй тоо бүридхэлдэ абтаһан байна. 2007 онhоо «Буряад хэлэнэй Үдэр» жэл бүхэндэ үнгэргэхэ тухай республикымнай Правительствын тусхай захиралта абтаа.

         Буряад  хэлэндэ, уран зохёолдо hурагшадай дурлал татаха гээшэ буряад хэлэнэй багшанарай шухала зорилго ха юм. Тиимэһээ бидэ, буряад хэлэнэй багшанар ажалдаа элдэб түхэлэй хүдэлмэри, һонирхолтой хэрэгсэлнүүдые, үзүүлбэринүүдые, шэнэ онол аргануудые хэрэглэжэ, үхибүүдэй һуралсал һонин болгохо гэжэ оролдонобди.

         Энэ талаар манай hургуулида ямар ажал ябуулагданаб гэжэ тобшохоноор хэлэхэеэ hананаб. Мүнөө үеын технологинуудые хэшээлнүүдтээ би хэрэглэнэб: ИКТ-технологи, проектнэ технологи, нааданай технологи. Информационно технологи хэрэглэһэн багшанарай ажал һайн үрэ дүнтэй байдаг гэжэ адагламаар. ИКТ хэшээлдээ хэрэглэхэдэ, һурагшад шэнэ мэдэсэ һайнаар хадуужа абадаг. Буряад хэлэнэй  электронно ном манай хүдэлмэридэ тон туhатай, ёһотой нэмэри материал болоно. Һурагшадай һонирхол татахын түлөө элдэб заншалта бэшэ хэшээлнүүдые үнгэргэдэгби.

         Мүн хэшээлһээ гадуур хүдэлмэри хэхэдээ, һурагшадай холбоо хэлэлгэ хүгжөөлгөөр, үгын нөөсэ баяжуулгаар элдэб ажал хараалагдана. Жэшээлхэдэ, би һургуулиингаа сониной  хүтэлбэрилэгшэ байхадаа, сониной хахадынь буряад хэлэн дээрэ гарганабди. Υхибүүд зохёолгонуудаа, шүлэгүүдээ, һанамжануудаа  хэблэнэ. Υшөө тиигээд «Гуурhаяа туршанабди» гэжэ нэрэтэйгээр һурагшадай ажалнууд суглуулбари боложо гаргагданхай. Тэрэнэй хажуугаар һурагшадаа шэнжэлгын болон проектнэ ажалда һурганаб. Энэ талаар олон амжалтанууд бии. Аймаг дотор үнгэргэгдэһэн һурагшадай эрдэм шэнжэлгын бага хуралнуудта үхибүүдни түрүү һуури эзэлнэ. Мүн «Одон» гэжэ хүүгэдэй сэтгүүл, «Бэлигэй туяа» гэжэ шэнжэлгын ажалнуудай суглуулбаринуудта һурагшадай эрхим ажалнууд хэблэгдэнхэй. һургуулимнай музей ехэ туһа болоно. Музей сооһоон хэрэгтэй материалнуудаа абанабди.

            Жэл бүри буряад хэлэнэй hара hургуули дотороо үнгэргэнэбди. Сагаалганай үеэр  арадайнгаа заншал баримталан элдэб наадануудые эмхидхэнэбди. Октябрь hарада hургуули дотороо Владимир Бизьяевич Сагановай 80 жэлэй ойдо зорюулагдаhан hурагшадай эрдэм шэнжэлэлгын аймагай конференци буряад хэлэн дээрэ үнгэргѳѳбди.

          Манай Харбяангууд нютагта 800-аад хун, 180-аад айл ажаhууна. Һургуулидамнай 40 hурагша, хүүгэдэй сэсэрлигтэ 45 үхибүүд. Һургуули хүүгэдэй сэсэрлиг хоёр зэргэлээд байдаг. Хэшээлэй забhарта газаа байгаад шагнахада, хүүгэдэй сэсэрлигэйшье болон hургуулииншье үхибүүд ехэнхидээ ород хэлэн дээрэ хоорондоо хѳѳрэлдэнэ. Зарим hурагшад буряадаар уншаад, уншаhанаа дүүрэн ойлгоногуй. Зохёолго бэшэхэ гээшэ бүхы hурагшадта эгээл хүндэ хүшэр ажал гээшэ. Энэмнай аймагай буряад хэлээр олимпиада үнгэрхэдэ эли тодоор харагдана.

          Хэдышье ажал хаа хаанагуй ябуулагдажа байгаашье hаа, буряад хэлэмнай иимэ байдалда ороод байна гэхээр. Хайшан гэбэл ондоо болохоб?

  1. Эгээ шухала юун бэ гэхэдэ минии hанаагаар түрэлхидһѳѳ дулдыдана. Гэртээ үхибүүдээрээ буряад хэлэн дээрэ хѳѳрэлдэхэ хэрэгтэй.
  2. Хари хэлэ үзэдэг методико дууряажа, буряад хэлээр ажалай дэбтэрнүүдые гаргаха хэрэгтэй.
  3. Үхибүүдэй һонирхохоор үнгэтэ гоёор шэмэглэһэн номуудые шэнээр, элбэгээр хэблэхэ.
  4. Бага үхибүүдтэ зорюулжа, буряад мультфильм, кинонуудые буулгаха, үгы һаа оршуулан гаргаха.
  5. FM  радиостанци бүхы аймагуудаар буряад хэлэн дээрэ дамжуулха.
  6. Мэдээжэ зон тухай видео буулгажа, наймаанда худалдаха.
  7. Ёһо заншалаар фильмуудые буулгаха.

           Буряад хэлэнэй багшын үүргэ мүнөө сагта ямар бэ? Тэрэмнай болбол буряад хэлэнэй мүнөөдэрэй байдалтай нягта холбоотой. Элинсэгүүдэймнай хэр угhаа дээрэ  үргэжэ, бурхан шэнгеэр абажа ябаhан, энэ болотор үргэжэ асарhан Эхэ буряад хэлэмнай хүндэ байдалда оронхой байнал даа.   Хэлэнэй үгы болоходо, арад үгы болодог гэжэ мэдээжэ.  Хэлэеэ алдабал, буряад арад үгы болохо гэжэ шабинартаа ойлгуулха  шухала гэжэ би hананаб. Түрэлхи хэлэеэ һайн шудалһан арад алишье талаараа хүгжэнги байдаг. Тиимэhээ ухаан бодолой, хүгжэлтын эхин – түрэл хэлэн мүн. «Түрэл хэлэнэйнгээ хүсөөр хүн гээшэ бүхэжэдэг, далижадаг, арад зонойнгоо түүхэ домогые, абари зангые, оюун ухаанайнь баялигые бэедээ шэнгээн абадаг», -гэжэ ородой агууехэ багша К.Д.Ушинский хэлэhэн юм.

         Түрэл хэлэеэ хүгжөөхэ, ёhо заншалаа уһанда хаянгүй, хүгжөөн һалбаруулха үүргэтэйбди.  Буряад хэлэтэй, буряад сэдьхэлтэй, үндэһэн арадаа хүндэлдэгөөр үхибүүдээ хүмүүжүүлэел даа!

Буряад хэлэеэ, буряад нэрэеэ

бурхан шэнгеэр сахижа ябая!



Предварительный просмотр:

Буряад хэлэеэ, буряад нэрэеэ бурхан шэнгеэр сахижа ябая!

«Уян hайхан буряад хэлээрээ

Урин зөөлэхэнөөр хэлэжэ hураял,

Уг изагуураа, удха заяагаа

Улам сэгнэжэ, үргэн ябаял».

Э.Манзаров

        Ухаан бодолой, хүгжэлтын эхин – түрэл хэлэн мүн. «Түрэл хэлэнэйнгээ хүсөөр хүн гээшэ бүхэжэдэг, далижадаг, арад зонойнгоо түүхэ домогые, абари зангые, оюун ухаанайнь баялигые бэедээ шэнгээн абадаг», -гэжэ ородой агууехэ багша К.Д.Ушинский хэлэhэн юм.

         Элинсэгүүдэймнай хэр угhаа дээрэ  үргэжэ, алта мүнгэн шэнгеэр абажа ябаhан, энэ болотор үргэжэ асарhан Эхэ буряад хэлэмнай хүндэ байдалда оронхой байнал даа. Буряад хэлэеэ абарха, аршалха  сагнай буугаад  байна.  

       Манай республикын үхибүүд гүрэнэй хоёр хэлэ тон адлихан, нэгэ хэмжээндэ мэдэхэ, шудалха, харилсаха ёһотой.  Буряад хэлэ үзэлгэ үхибүүдтэ һаалта болохогүй. Бусад хэлэ шудалалгада туһа болодог юм гэжэ эрдэмтэд шэнжэлэнхэй бшуу. Буряад хэлэ ганса факультативай түхэлдэ оруулаад, һайн дураараа үзэхэ болобол, одоол буряад хэлэмнай хосорхо бшуу.

        Һургуулида хэлэеэ үзэнгүй, буряад хэлэн дээрээ дуугарангүй, уншангүй байбал, манай арад һүнэһэ голоо алдаһан хүн  шэнгеэр үлбэртэн хосорхол!

         Бидэ, буряадууд, өөрынгөө түрэл  хэлэ мартангүй, дэмжэхэ, үргэдхэхэ, шудалха, үеһөө үедэ дамжуулха, баяжуулха уялгатай байха ёhотойбди. Арадайнгаа түмэн жэлдэ абажа ябаhан ёhо заншал,соёл, үльгэр түүхэ, домог, үндэһэн хэлэ саашань дамжуулха – бүгэдэ манай буряад зоной нангин хэрэг гээшэ.

        Хэлэгүй  арад  хадаа  арад   бэшэ   гэжэ  хэлсэдэг  гээшэ  ааб  даа.  Хэлэеэ алдабал, буряад арад үгы болохо гэжэ мэдэрхэ шухала. Түрэлхи хэлэеэ һайн шудалһан арад алишье талаараа хүгжэнги байдаг.

         Буряад хэлэтэй, буряад сэдьхэлтэй, үндэһэн арадаа хүндэлдэгөөр үхибүүдээ хүмүүжүүлэел даа! Түрэл хэлэеэ хүгжөөхэ, соёл заншалаа уһанда хаянгүй, хүгжөөн һалбаруулха зэргэтэйбди.

          Хайрата буряад хэлэмнай иигээд хосоржо дүүрэхэ ёһогүй!

Буряад хэлэеэ аршалая!



Предварительный просмотр:

                                        Проектная технология

на уроках и во внеурочной деятельности

          В современной педагогике проектная технология активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет.  Метод проектов ориентирован на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацелен на активизацию творческих возможностей личности.

       Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа.

        Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, практическая деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

История возникновения и развития метода учебных проектов.

Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном  Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Согласно теории Джона Дьюи

  • ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании
  • усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс
  • ребёнок усваивает материал, не просто слушая и воспринимая материал, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

  • проблематизация учебного материала
  • активность ребёнка
  • связь обучения с жизнью, игрой, трудом

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Так, тема "Работа в гончарной комнате" предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек.

После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Целью проектной деятельности является:

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Классификация проектов

1. Исследовательский проект.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

При выполнении проекта ученик:

- Структурирует проект в логике научного исследования,

- Включает в проект аргументацию его актуальности,

- Определяет объект и предмет исследования,

- Обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования,

- Определяет методы исследования,

- Конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования,

- Определяет пути решения проблем,

- Осваивает новое опытным путем,

- Оформляет проект в виде выводов,

- Подтверждает или опровергает гипотезу,

- Выходит на новый спектр проблем. 

Примером такого проекта может служить работа учащейся  8  класса Сакияевой Светы «Бурятский орнамент и его значение». В ходе исследования учащейся были поставлены вопросы: Что такое орнамент? Какие они выполняют функции? Какие выделяются составные части? Какова классификация бурятских орнаментов? Какое значение имеет каждый бурятский орнамент? В практической части ученица  провела социологический опрос, провела поисково-исследовательскую работу в школе, родном селе  с целью найти изображения бурятских  орнаментов и истолковать их значения, составила  словарь бурятских орнаментов, подготовила презентацию, собрала и систематизировала  теоретический материал по теме. Работа презентовалась в рамках НПК «Шаг в будущее» и заняла 4  место в районе.

2. Информационный проект. 

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки") и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции,

- Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,

- Обобщает и анализирует информацию,

- Делает выводы,

- Корректирует поиск по уточненным направлениям,

- Анализирует и обобщает новые факты,

- Проводит презентацию,

- Организует проведение «внешней» оценки.

Примером такого проекта может являться работа Ошорова Володи, ученика 9  класса. В ходе работы ученик  собрал  и обобщил  материал по биографии Юрия Гагарина, прочитал и изучил материалы  по теме, посмотрел фильмы о нём. В ходе работы был создано сочинение о Юрие Гагарине, которое заняло 3 место на районном конкурсе сочинений на бурятском языке.

 3. Творческий проект.

Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);

- Договаривается с группой или учителем о жанре,

- Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,

- Стремится получить творческий продукт,

- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

Примерами таких творческих проектов могут являться авторские работы ребят. Первая работа – это работа Сыренова Алёши. Он пишет стихи на бурятском языке. Свои стихи он оформил в форме буклета, подобрал рисунки к стихам и выступил с ними на районном литературно-краеведческом конкурсе «Моя родина», где занял 1 место. Следующая работа – это работа Булутова Алдара.  Он свои сочинения оформил в форме книжки в цветном исполнении и презентовал её на НПК «Серебряная альфа» и занял 6 место в районе.

4. Игровой проект.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая, приключенческая;

- Намечает «игровые» роли,

- Подчиняет логику ролей содержанию проекта,

- Моделирует ситуации,

- Проигрывает «виртуальные реальности».

Игровым проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений.  Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам.

Игровые проекты постоянно используются на уроках бурятской литературы. Это, например, инсценировки басен  или инсценировки сказок в 5 классе.

5. Практико-ориентированный проект.

Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы  самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

- Обозначает результат в начале проектной деятельности,

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

- Получает конкретный материальный продукт...

- Задает жесткую структуру,

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

- Получает конкретный материальный продукт, который  заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города и т. д. Например, учебное пособие для кабинета по предмету. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Думаю, многие это делают. Но ещё лучше - оформить работу в виде презентации. Тогда это и нагляднее, и легче используется на уроке.

К практико-ориентированным проектам можно отнести выпуск школьной газеты «Перемена». Газету издаём раз в четверть и к знаменательным праздникам. На районном конкурсе детской прессы «Салют, юнкор!» пресс-служба школы заняла 2 место в районе. Также сюда отнесём театрализованное представление «Сагаалган», которое мы провели в школе в рамках недели, посвящённой празднику Белого месяца. Учащиеся 5-9 классов показали все обычаи и традиции этого национального праздника.

Общеучебные  умения и навыки, формирующиеся

в процессе проектной деятельности.

Рефлексивные умения:

  • умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

Навыки оценочной самостоятельности:

  • Умения работать сотрудничая:
  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Использование средств музейной педагогики в учебном процессе»

            Являясь руководителем школьного краеведческого музея, широко применяю средства музейной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.

Отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX - начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров и др.)

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.

Музейная педагогика  может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры.

Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.

Музейная педагогика дает возможность:

  • осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
  • сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
  • раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
  • попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
  • объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
  • организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

 Занятия в музее решают следующие задачи:

  1. научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;
  2. формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;
  3. формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
  4. развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию;
  5. формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.

Мной составлен план работы музея (см. «Приложения»). Есть совет музея, куда входят ученицы 8-9 классов. Школьный краеведческий  музей действует  с 1999 года (свидетельство №7544 от 20 августа 1999 г.). На сегодня в музее собрано более 1500 экспонатов. Размещены следующие экспозиции:

  • История школы;
  • История села и совхоза;
  • Знаменитые люди села;
  • Родословная жителей села;
  • Ветераны войны и труда;
  • Писатели и поэты Тунки;
  • Предметы домашнего обихода.

Основной фонд составляют материалы о выдающемся политическом деятеле В.Б.Саганове, чьё имя носит школа. Особую ценность составляют личные вещи, фотоальбомы, документы, письма Владимира Бизьяевича. За 5 последних  лет наш музей посетили более 500 человек. Были гости из Германии, Греции, Польши, Москвы, Финляндии, Швеции.

       Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте района. Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям.

         На базе музея проводятся классные часы, встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ и труда, участниками военных действий в Афганистане и Чечне, встречи с выпускниками школы, уроки мужества, конкурсы чтецов, конференции.  Организуются тематические экскурсии. Учащиеся активно используют материалы школьного музея при подготовке и написании рефератов, сочинений, докладов. Экспозиции и материалы музея используются на уроках бурятской литературы, истории, музыки. Для жителей и гостей села организуются выставки к юбилею села, школы. Есть «Уголок боевой славы». Школьный музей взаимодействует в селе с сельской администрацией, ДОУ «Сэсэг», сельской библиотекой, художественным коллективом «Уетэн», а также с музеями района, районным архивом, центром туризма и краеведения, архивом г.Иркутск.

       Так при знакомстве с творчеством тункинских писателей и поэтов я использую материалы музея. При проведении внеклассных мероприятий по бурятскому языку и литературе, праздников, посвящённых  Сагаалгану,  также используем материалы и экспонаты музея.

      Например, в апреле этого года в школьном музее мы провели встречу с ветераном ВОВ Лопсоновым Дамжунай Дагбаевичем и Мумаевой Хамадай Дылыковной, участницей пеше-лыжного перехода Улан-Удэ - Москва, ветераном труда. Они оба по возрасту ровесники нашей республики и района. Члены совета музея за учебный год посетили 2 музея в нашем районе: в Хойтоголе и Тунке. На слёте юных музееведов Зайганова Даяна и Сакияева Света заняли 2-ые места в разных секциях (их грамоты в «Приложениях»). Они являются активными членами совета музея. Зайганова Даяна, подготовив доклад о Владимире Бизьяевиче Саганове,  заняла 1 место на районной краеведческой конференции «Земля отцов – моя земля». Используя музейные материалы, Халудоров Мунко написал сочинение о нашем селе и занял 3 место в литературно-краеведческом конкурсе «Моя родина» на муниципальном уровне.

         В ходе занятий, проводимых в музее, школьники изучают и начинают осознавать историю собственной семьи, села, района. Это важно для осмысления жизни и роли своей семьи в истории развития страны. В этой связи происходит осмысление собственной роли, места в жизни общества, жизни семьи. В результате появляются научно-исследовательские работы "Родословная моей семьи",  которые дети защищают на научно-практических конференциях. Таким образом  я использую средства музейной педагогики.

Еще раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания  детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.