Для родителей

Наталья Владимировна Мартяшкова

Эта страничка моего портфолио  для вас, уважаемые родители. Здесь вы можете поучаствовать в опросах и анкетировании, чтобы лучше узнать своего ребенка, найдете методические рекомендации и буклеты по особенностям возрастного периода своего ребенка, его личностных качеств, обучения и воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Методические рекомендации

(педагог-психолог ЦПМСС Пудожского района

Мартяшкова Н.В.)

Уважаемые родители!

Скоро ваш ребенок пойдет в школу. Усложняющие школьные программы ставят 6-7-летнего ребенка в очень жесткие рамки. Обучение в школе меняет всю его жизнь: его самооценку, отношения со взрослыми и сверстниками. Он становится учеником, основная  деятельность которого получение знаний, а не игра, как раньше.

И конечно же вам, родителям, очень хочется, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе. А для этого нужно, чтобы он был готов к тому, чтобы учиться. Как плод созревает и становится зрелым, так и ваш ребенок должен созреть для школы.

Школьная зрелость – это такой уровень развития ребенка, который может выдержать нагрузки школы, ее мир правил и инструкций, мир требований, ее учебные программы, межличностные отношения между ребенком и учителем, ребенком и детьми.

Для подготовки ребенка к школе не главное научить его писать и читать, как думают многие родители, а главное, чтобы у него была сформирована психологическая готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, способность к волевым усилиям, достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления.

Компоненты психологической готовности к школе:

  1. Умственная (интеллектуальная) готовность.

        -Общий запас сведений, имеющийся у ребенка, достаточная степень осведомленности его об окружающем мире, о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях (должен знать свои ФИО, дату рождения, домашний адрес, ФИО своих родителей и их профессии,  времена года, их последовательность и  основные приметы, домашних и диких животных и их детенышей и мн. др.)

        -Ориентация в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ)

        -Достаточный уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления:

узнавание и правильное называние основных цветов, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), величину предметов;

умение выполнять логические операции (анализ, обобщение, сравнение,                     классификация предметов и явлений, определение сходства и различия);

запоминать материал путем многократного повтора;

в течении 10 минут заниматься каким-нибудь одним делом, связанным с познавательной деятельностью.

        - Сформированность предпосылок учебной деятельности: умение принять задание, проанализировать его, выбрать способы решения, спланировать последовательность выполнения и оценить свой результат.

        -Владение элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук, называть по порядку все звуки в слове, владеть вычислительными навыками в пределах 10, владеть счетом от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.

        -Хорошо развитая мелкая моторика (кисть руки): умение владеть карандашом, кисточкой, ножницами, иглой, линии на рисунке должны быть прямыми, ровными, а не «дрожащими», ребенок должен «видеть» клеточку в тетради и точно вести по ней рисунок, «видеть» строку и рисовать или писать в ней.

Развитие мелкой моторики необходимо ребенку для дальнейшего овладения письмом.

2. Мотивационная готовность -

 это желание учиться, стремление к общественно – значимой деятельности. Желание учиться является главным двигателем его успешного обучения. Если ребенок не хочет учиться, то научить его будет трудно.

Виды мотивов:

игровой («хочу идти в школу, чтобы там играть»)

позиционный («стать старше»)

социальный («стать потом тем, кем хочу»)

внешний («мама заставляет»)

мотив отметки («получать хорошие оценки»)

учебный (желание получать знания)

Почти все дети 5-6 лет хотят идти в школу, но мотивы у всех разные и у многих не учебные.

3. Эмоционально – волевая готовность.

Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды, конфликтные ситуации. Многие дети болезненно реагируют на замечания учителя, некоторые отказываются идти в школу. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением.

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, сидеть положенное время и только на одном месте, слушать учителя и выполнять все его указания, вместо «хочу это» делать то, что «надо» - все это требует от ребенка волевого напряжения.

4. Коммуникативная готовность (или социальная зрелость)

Потребность в общении, умение строить свои отношения со сверстниками и учителем, уметь обращаться ко взрослым с вопросами, согласовывать свои действия с действиями и интересами товарищей. Ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогом, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения.

5. Речевая готовность.

Правильное произношение всех звуков. Своевременно скорректированные речевые нарушения могут повлечь за собой новые, а именно – нарушения чтения и письма.

Кроме этого, у будущего первоклассника должны быть сформированы навыки самообслуживания: самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом. Возникающие на этой почве проблемы угнетающе действуют на ребенка, портят его отношения со сверстниками, вызывают негативное отношение к нему учителя, что вызывает отрицательное отношение к школе.

Большое значение для успешного обучения в школе имеет также физическое состояние ребенка. Чтобы выдержать до конца всю школьную нагрузку, не снижая при этом уровень развития мыслительных процессов, нужны физические и психические силы.

Если у ребенка будут сформированы все компоненты психологической готовности к школе, то и адаптационный период в школе пройдет быстро и безболезненно, у него будет желание получать знания, что положительно сказывается на успеваемости.

Рекомендации родителям по подготовке своих детей к школе.

1. Развитие мелкой моторики:

- Рисование, раскрашивание цветными карандашами, а не фломастерами, чтобы ребенок прилагал усилие.

- Складывание мелкого конструктора.

- Лепка из пластилина.

- Пальчиковая гимнастика.

- Рукоделие: вышивание, вязание, пришивание пуговиц.

- Штриховка в разных направлениях

- Шнуровка

-Массаж пальчиков и мн. др.