ТЕХНОЛОГИЯ "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"

Карлик Светлана Анатольевна

Актуальность. В Федеральном законе «Об образовании» определены направления дошкольного образования на развитие общей культуры, развитие физических, нравственных, эстетических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 г., является основой для разработки образовательных программ, которые позволяют осуществлять всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе способствуют достижению уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Театрализация как средство педагогического воздействия - это наиболее сильный и при этом тонкий рычаг воздействия на психофизическую природу ребёнка. Однако игровой материал требует тщательного отбора в соответствии с репертуаром и возможностями детей. Театрализованная деятельность дает возможность осуществлять практически все образовательные направления при наличии необходимых условий.

Вовлечение дошкольников в театрализованную деятельность обусловлено, на наш взгляд, социальной значимостью данного вида деятельности и её ролью в формировании человека. Театрализованная деятельность позволяет развивать коммуникативные возможности речи дошкольников, в частности, через ролевое разыгрывание литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). В результате этой деятельности дети становятся художниками, актерами, режиссерами.

При реализации задач по развития речи я опиралась на воспитательные возможности театрализованной деятельности: тематика театрализованных представлений не ограничена и может удовлетворить интересы и желания любого ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется лексический запас речевого словаря ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon tehnologiya_po_razvitiyu_rechi.pdf2.84 МБ
Файл persp.docx22.05 КБ
Файл persp.docx28.39 КБ
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx23.56 КБ
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                        Перспективное планирование

         Развитию речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности .

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для развития речи средствами театрализованной деятельности.

Диагностика детей.

Беседа «Давайте познакомимся» Цель: Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Дидактическая игра         «У кого похожая картинка?» Цель: формирования грамматического строя речи,

Дидактическая игра «Из какой сказки персонаж?» Цель: работа нал звуковой стороной речи

Театрализованная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Октябрь

Чтение рнс «Репка»

Цель: Познакомить детей со сказкой.

Упражнения: «Не перепутайте движения» Цель: снятия мышечного напряжения

Сказка «Репка» Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в

рассказывание сказки с помощью воспитателя

Театрализованная игра  «Превращение предмета»

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность,

воображение и фантазию. 

Дидактическая игра «Подскажи словечко» Цель: развитие связной речи

Театрализованная игра  «Угадай по звуку» Цель: развивать слуховое внимание детей.

Показ кукольного театра «Курочка Ряба».

Цель. Развивать смелость, сообразительность,

воображение. 

Сказка «Репка» (театр резиновой игрушки) Цель: Рассказывание сказки с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения.

Ноябрь

Чтение рнс «Теремок» обр. Е.Чарушина Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней.

Театрализованная игра

«Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Упражнения: «Дятел» Цель: снятия мышечного напряжения

Песенка «Заинька , попляши» Цель: формировать у детей необходимый запас эмоций.

Театрализованная игра  

«Кругосветное путешествие» задание «идти».

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Театрализованная игра  

«Кругосветное путешествие» задание «бежать».

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Театрализованная игра «Прятки»

Цель: развивать навык звукоподражания.

Театрализованная игра «Кругосветное путешествие» задание «размахивать руками». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Рнс «Теремок » (кукольный театр) Цель: Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов Побуждать детей к активному общению, развивать речь детей.

Декабрь

Чтение рнс «Лиса и волк» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям.

Дидактическая игра         "Подбираем рифму" Цель: формирования грамматического строя речи,

Театрализованная игра  «Угадай по звуку» Цельразвивать слуховое внимание детей.

Театрализованная игра  «Одно и тоже по разному» задание «идти»  Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. 

Театрализованная игра  

«Кругосветное путешествие» задание «Ловить зверюшку».

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Дидактическая игра «Что происходит в природе?».

На развитие связной речи

Театрализованная игра  «Одно и тоже по разному» задание «бежать»

.Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. 

Упражнения: «Стирка белья» Цель: снятия мышечного напряжения

Сказка «Лиса и волк » Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в

рассказывание сказки с помощью воспитателя

Театрализация рнс «Лиса и волк » (настольный театр) Цель: Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов 

Январь

Чтение унс «Рукавичка» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. Театрализованная игра  «Одно и тоже по разному» задание «Ловить зверюшку».

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. 

«В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка») Цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением, развивать воображение. Театрализованная игра

«Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Театрализованная игра  «Одно и тоже по разному» задание «идти».  Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. 

Сказка «Рукавичка» Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в

рассказывание сказки с помощью воспитателя

Театрализация унс «Рукавичка» (настольный театр) Цель: Рассказывание сказки с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения.

Февраль

Чтение рнс «Волк и семеро козлят» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям.

Театрализованная игра  «Угадай по звуку» Цель: развивать слуховое внимание детей.

Сказка «Волк и семеро козлят» Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в

рассказывание сказки с помощью воспитателя

Театрализованная игра  «Одно и тоже по разному» задание «идти».  Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. 

Театрализованная игра

«Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький козлёнок», и т. д. Цель: Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства.

Театрализация рнс «Волк и семеро козлят» (настольный театр) Цель: Рассказывание сказки с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения.

Март

Чтение рнс «Заюшкина избушка» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям.

Театрализованная игра  «Одно и тоже по разному» задание «идти».  Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. 

Дидактическая игра

«Кто может совершать эти действия?» Цель:  развитие движений

Театрализованная игра

«Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Упражнения: «Погрозим» Цель: снятия мышечного напряжения

Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик», и т. д. Цель: Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства.

Сказка «Заюшкина избушка »  Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в

рассказывание сказки с помощью воспитателя

Театрализация рнс «Заюшкина избушка»

( театр на палочке) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки.

Апрель

Чтение рнс «Колобок » обр. К. Ушинского Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям.

Театрализованная игра

«Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Сказка «Колобок »  Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в

рассказывание сказки с помощью воспитателя

Театрализованная игра  «Одно и тоже по разному» задание «идти».  Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. 

Театрализация рнс «КОЛОБОК»

(настольный театр) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки.

Май

Чтение рнс «Кот, петух и лиса» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. Дидактическая игра  «Лисьи прятки»      Цель: работа нал звуковой стороной речи

Дидактическая игра  "Загадки-описание"

Цель: формирования грамматического строя речи,

Упражнения: «До свидания» Цель: снятия мышечного напряжения

Дидактическая игра «Кто, как передвигается? Цель: развитие движений.

Театрализованная игра

«Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Сказка «Кот, петух и лиса »  Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в

рассказывание сказки с помощью воспитателя

Сказка «Кот, петух и лиса» обр. Боголюбской (фланелеграф) Цель: Создать условия для свободной импровизации

Театрализованная игра  «Одно и тоже по разному» задание «идти».  Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. 

Знакомство с потешкой «Кисонька-Мурысонька».

Драматизация сказки «Кот ,петух и лиса» (показ сказки родителям)

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.



Предварительный просмотр:

                                                        Перспективное планирование

                           Развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами

                                                       театрализованной деятельности.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для развития речи средствами театрализованной деятельности.

Диагностика детей.

Диагностика детей.

Беседа: «Что такое театр?» 

Цель: Знакомство с театром Воспитание у детей интереса к драматизации, театральной деятельности

Рассказ воспитателя о театре. Показ картинок. Цель: Познакомить детей с театром, с правилами поведения.

Чтение худ.л. О. Князевой «Что такое театр?»

Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр» Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в театре, расширить представления детей о профессиях работников театра.

Беседа (Какие театры ты знаешь? Для чего они нужны?..) Цель: Знакомство детей с видами театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки Демонстрация картинок с разными видами театров.

Театрализованная игра  «Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Чтение рнс «Репка » Цель: Рассказывание сказки

Обыгрывание детьми знакомой сказки «Репка» по ролям с помощью настольного театра. Цель: Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь.

Драматизация сказки «Репка» Цель: Развивать желания выступать перед детьми.

Октябрь

Беседа: «Театр – особое царство» Цель: Ознакомление с видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография. Чтение сказок.

Дидактическая игра «Похожи – непохожи.» Цель: Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики

Беседа:  «Сказки из сундучка»  Цель: Изучение театральной профессии: гример, костюмер, актёр.

Подвижная игра «Красная шапочка»  Цель: совершенствовать двигательную активность детей.

Показ воспитателей детям сказки «Красная шапочка»

Настольный театр «Красная шапочка» Цель: Учить управлять фигурами настольного театра.

«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить». Цель: Отождествление себя с театральным персонажем; развивать внимательность; сочетание движения и речь; закреплять знания об окружающем.

Беседа: «Тишина! Идёт спектакль!» Цель: Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете. Подвижная игра «Змея»   Цель: Учить детей с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на побуждения.

Пальчиковый театр «Кот, Петух и Лиса» - Цель: работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи.  Показ сказки детям младших групп.

Чтение сказки «Кот, петух и лиса» Цель: знакомство с художественной литературой.

Этюды на выразительность жестов «Поделись улыбкою своей» Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.

Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска»

Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.

Настольный театр «Кот, петух и лиса» Цель: Учить управлять фигурами настольного театра.

Дидактическая игра «Краски» Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ноябрь

«Всё о театре» Рассматривание альбома. Изготовление театральных билетов. Дидактическая игра «Небылицы» Цель: Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места. Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра. Вопросы по содержанию. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Упражнение «Фантазёры» Цель: познакомить с понятиями «жест», «мимика», «интонация», «диалог». Показ движений. Диалог с детьми.

Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток 

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики

Подвижная игра «Хлоп-хлоп, убегай!»   Цель: Учить детей выражать побуждения и отвечать на них.

«Вот это Колобок – хитрый маленький зверек» Цель:

Создание игровой мотивации. Ведение диалога с детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок – колючий бок».

Показ на фланелеграфе

Беседа «В зоопарке» Цель: Изучение музыкально-образных характеристик животных, птиц. Изучение животных и птиц в музыке и живописи Прослушивание музыкальных произведений с голосами птиц и животных. Отгадывание животных на картинках. Показ разных животных с помощью пластики рук.

Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток 

«Сценки-малышки из знакомой книжки» Цель: Обыгрывание небольших по объёму сценок из рнс «Колобок»

«Колобок не тот, а другой» Цель:

Отгадывание загадок с изображением из героев. Показ и рассказывание сказки педагогом (С помощью детей)

Дидактическая игра «Отвечай быстро» Цель: Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Сказка «Колобок » обр. К. Ушинского (кукольный театр) Цель: Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов

Упражнение «Вот как я умею» Цель: Развитие мимики и жестов у детей Проведение этюдов на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика. Театрализованная игра «Колобок» - закрепление в игре элементов актёрского мастерства, памяти, воображения.

Обыгрывание детьми знакомой сказки «Колобок наш удалой» по ролям с помощью настольного театра. Цель: Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь.

Декабрь

«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» Цель: Знакомство детей с содержанием сценической профессии. Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи. Участие детей в постановке сказки. Построение диалога между детьми.

Подвижная игра «Яша»   Цель: Закрепить умение детей выражать побуждения и отвечать на них.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка» Цель: обучения детей средствам речевой выразительности.

Дидактическая игра «Секрет в сундучке» Цель: Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты просьбы-побуждения.

Подвижная игра «Жмурки»   Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; внимательно выслушивать реплики, чтобы действовать по сигналу.

Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток 

Чтение унс «Рукавичка»

Разучивание русских народных потешек и прибауток

Дидактическая игра «Кто кого запутает» Цель: Учить детей высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение; развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных.

«Театральная разминка» Цель: Формирование речевого аппарата у детей Дидактическая игра «Волшебный ключ» Цель: Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Упражнение «Сказки на столе» Цель: Обучение способам действия в настольном театре. Понятие настольного театра. Демонстрация сценок с участием детей. «Рукавичка».

Упражнение «Весёлые зверушки» Цель: Изучение актерского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.

Инсценировка «В гости к ёлочке» - Цель: творческие задания, распределение ролей

«Новогодний праздник!» - создавать радостное настроение, вызывать желание активно участвовать в празднике.

Январь

Театральный этюд «Игра «Детки в клетке» по стихам С. Маршака» - чтение-беседа по содержанию, поиск выразительных интонаций, мимики, жестов для передачи образа.

Театрализованная игра сказки «Рукавичка» Цель: работа над отдельными эпизодами, выразительностью речи

Чтение рнс «Лиса и кувшин»

Отгадывание загадок с изображением героев сказки «Лиса и кувшин»

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики

Дидактическая игра  «Заводные игрушки», Цель: работа нал звуковой стороной речи

Пальчиковый театр «Лиса и кувшин» Цель:  работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи. 

Февраль

Артикуляционная гимнастика: «Заводим мотоцикл» Цель: обучения детей средствам речевой выразительности.

Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток

Упражнения: «Солдаты» Цель: снятия мышечного напряжения

Упражнения: «Барабанщики» Цель: снятия мышечного напряжения

Дидактическая игра «Фанты» Цель: Развивать умения так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа и осознанно отбирать слова, избегая «запретных» слов.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики

Чтение рнс «Лисичка со скалочкой» Цель: знакомство со сказкой

Дидактическая игра «Хорошо – плохо» Цель: Упражнять детей в умении поддерживать тему разговора, понимать сообщения партнеров по игре, корректно выражать свое мнение.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики

Обыгрывание персонажей сказки (Работа над речью) Цель: выбрать соответствующую интонацию, дать обобщенное представление о характере речи персонажа в целом. 

Театр би- ба- бо ««Лисичка со скалочкой!» Цель : Учить управлять фигурами би-ба-бо .

 

Март

 «Мы играли, танцевали» Цель: имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах. Импровизация на тему звучащими движениями, песенная импровизация

Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток

Театрализованная игра «Бабушка Маланья»

ЦельРазвивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Чтение рнс «Заюшкина  избушка»

Обыгрывание персонажей сказки (Работа над речью) Цель: выбрать соответствующую интонацию, дать обобщенное представление о характере речи персонажа в целом. 

Подвижная игра «Зайцы и лиса» Цель: Учить детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

Настольный театр по рнс «Заюшкина избушка» Обучение способам действия, соблюдая содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь.

Чтение рнс «Гуси-лебеди»

Театрализованная игра «День рождения»

Цель: Развивать навыки действия с

воображаемыми предметами,

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики

Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток 

Подвижная игра «Гуси- лебеди» Цель: Учить детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

Обыгрывание персонажей сказки (Работа над речью) Цель: выбрать соответствующую интонацию, дать обобщенное представление о характере речи персонажа в целом. 

Обыгрывание детьми знакомой сказки «Гуси-лебеди» по ролям с помощью настольного театра. Цель: Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь.

Апрель

Театрализованная игра  «Одно и тоже по разному» задание «сидеть».

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. 

Дидактическая игра «Передай письмо» Цель: Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Подвижная игра «Волк»    Цель: Закрепить умение детей выражать просьбу и отвечать на нее.

«Далёкое путешествие» Изучение имитации повадок животных. Поведение животных Загадывание загадок о животных. Дидактическая игра «Угадай, кто я»      Цель: Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Восприятие и обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке». Цель: Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения

Чтение рнс «Маша и медведь » 

С-р.  игра «Возьмем Машу на прогулку»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. 

Обыгрывание персонажей сказки (Работа над речью) Цель: выбрать соответствующую интонацию, дать обобщенное представление о характере речи персонажа в целом. 

Пересказ рнс «Маша и медведь» Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в

рассказывание сказки.

Творческие игры: «Хорошо - плохо» - правила поведения в театре, игроки изображают, используя мимику и пантомимику.

Дидактическая игра «Вежливые поиски» 

Цель. Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее.

С-р. игра «Пришла Маша с прогулки»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

«Маша и медведь» (фланелеграф) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки, развивать речь и умение строить диалог.

Май

Чтение рнс «Волк и козлята»

Обр. А.Н. Толстого Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям.

Подвижная игра «Волк и козлята»

Настольный театр «Серый волк и Козлятки», Беседа по содержанию. Вхождение в образ «Серый Волк и Козлятки» - интонационно и выразительно передать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа.

Беседа «Куклы на сцене» Цель: Изучение возможностей театральной ширмы. Назначение и удобство театральной ширмы. Дидактическая игра «Игровые диалоги» Цель: Учить детей импровизировать, сочиняя диалоги с опорой (или без опоры) на наглядность.

Театр фланелеграфа «Теремок» Цель: Развитие речи детей, эмоциональной направленности.

Настольный театр по рнс «Теремок» Цель: Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь.

Чтение рнс «Три медведя»

Сказка «Три медведя» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. Произведение для инсценировки «Игра в гостей (И. Фахилло) Цель: Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности.

«Удивительный мир кукол» Цель: Обучение детей кукловодческой деятельности по рнс «Три медведя»

Обыгрывание персонажей сказки (Работа над речью) Цель: выбрать соответствующую интонацию, дать обобщенное представление о характере речи персонажа в целом. 

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики

Драматизация сказки «Три медведя» Цель: Развивать желания выступать перед родителями,




Предварительный просмотр:

                                                              Перспективное планирование

по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами                          театрализованной деятельности.

 

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для развития речи средствами театрализованной деятельности.

Диагностика детей.

Диагностика речевого развития детей.

Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов. Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.

Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.

Октябрь

Беседа: кукольный театр , ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).Цель:     расширять знания театра как вида искусства; закрепить знания о видах театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

Сюжетно – ролевая игра «Театр». Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Драматизация сказки  «Волк и семеро козлят» в стихах Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Беседа «Виды театров» (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо). Цель: Закрепить знания детей о разных видах театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

Посещение театра (……), приехавшего в наш детский сад Предварительная беседа о правилах поведения в театре. Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.

Беседа о театральных профессиях (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист). Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос». Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

Игра-драматизация «Дунюшка» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Пересказ сказки «Заветное желание» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Драматизация сказки  «Заветное желание» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Ноябрь

Беседа: «Что такое ритмопластика». Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы). Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

«Диалог героев» Цель: Учить детей передавать эмоциональное со-стояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Пересказ сказки «Мы за солнышком идём» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Драматизация сказки «Мы за солнышком идём» Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.

Беседа: что такое психогимнастика. Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…» Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.

Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова «Киска» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Чтение сказки «Кто сказал «Мяу»? Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

П.и. «Кот» Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Игра – драматизация «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер). Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

Пересказ сказки «Кто сказал «Мяу»? Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Драматизация сказки «Кто сказал «Мяу»? Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Декабрь

Закрепление навыков владения пальчиковым театром. Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Чтение русской народной сказки «Теремок» на новый лад Работа над речью (интонация, выразительность). Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

«Диалог героев» Цель: Учить детей передавать эмоциональное со-стояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Инсценировка р. н. с. «Теремок» на новый лад(пальчиковый театр). Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

Пересказ сказки Сказка М.Ю. Картушиной " Заяц - портной" Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Драматизация сказки Сказка М.Ю. Картушиной " Заяц - портной" Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

 Игра-драматизация «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные советы» Г. Остер) Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

«Новогодний праздник!» - создавать радостное настроение, вызывать желание активно участвовать в празднике.

Январь

Беседа: Знакомство с понятием «ролевой диалог». Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

Беседа: теневой театр. Цель: продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности.

Техника речи. Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.

Теневой театр по сказке «Рукавичка» Цель: создать положительный настрой владения теневым театром; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

«Диалог героев» по сказке «Рукавичка» Цель: Учить детей передавать эмоциональное состояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Настольный театр по сказке «Рукавичка» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Февраль

 «Лиса и журавль». Чтение сказки, рассматривание иллюстраций. Цель: Продолжать учить детей понимать основную идею сказки.

Игра: «Пантомимы» Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

Пантомима сказки «Лиса и журавль» Цель: Этюды на выразительность жеста, воспроизведение отдельных черт характера. Помощь в превращении.

 

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!» Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Настольный театр Сказка «Лиса и журавль» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Игры - этюды: Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Игра «Тюльпан» Цель: Развивать пластику рук.

Игры на развитие выразительности и воображения «Лисичка подслушивает» Цель: учить передавать действия.

П.и «Лиски» Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение развивать тему разговора, упражнять в быстром беге.

Диалог героев сказки «Лиса и журавль» Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль» Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками. Цель: продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес.

Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками. Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности.

Пересказ сказки «Сказка про капризку!» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Драматизация сказки «Сказка про капризку!» (куклы – Петрушки; показ детям младших групп). Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Март

Закрепление навыков владения настольным театром. Цель: продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

Показ взрослыми р. н. с. «Заюшкина избушка» (теневой театр). Цель: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки.

Инсценировка р. н. с. «Заюшкина избушка» (теневой театр). Цель: совершенствовать навыки владения теневым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

Беседа: Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка). Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью.

Беседа: «театр масок». Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

Чтение стихотворения В. Антоновой «Зайки серые сидят». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку). Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.

Подготовка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят». Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

Инсценировка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят» (для детей младшей группы). Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.

Апрель

Пересказ сказки «Курочка Ряба на новый лад» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

«Диалог героев» Цель: Учить детей передавать эмоциональное со-стояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Подготовка спектакля «Курочка Ряба на новый лад» Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

Драматизация сказки «Курочка Ряба на новый лад» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Чтение сказки «Раз два дружно» Сутеев В. Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Рисование «Раз два дружно» Цель: Учить детей рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать из бумаги и бросового материала. «Диалог героев» Цель: Учить детей передавать эмоциональное состояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. 

Пересказ сказки «Раз два дружно» Сутеев В. Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Драматизация сказки «Раз два дружно» Сутеев В. Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Май

Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток 

Чтение сказки «Вежливый мышонок» Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Рисование сюжета «Вежливый мышонок» Цель: передавать в рисунке сюжет.

Обыгрывание эпизодов с помощью пальчикового театра Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Игры на развитие выразительной мимики. Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью. Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы). Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

Импровизация разговора Красной шапочки с волком, с мамой, с бабушкой, с охотниками. Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Показ сказки детям младшей группы Ш. Перро «Красная шапочка» Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.



Предварительный просмотр:

                                                          Перспективное планирование

                         Развитие речи детей подготовительной к школе группы средствами

                                                    театрализованной деятельности.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для развития речи средствами театрализованной деятельности.

Диагностика речевого развития детей

Создание предметно-развивающей среды для развития речи средствами театрализованной деятельности.

Диагностика речевого развития детей

Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях. Цель: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

НОД «Сказки-сказочки» Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в разговоре на сказочную тему.         

Досуг "Путешествие в сказочную страну" Цель: Закрепление и расширение знаний детей о сказках.

Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку» Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках» Цель: побуждать ребёнка придумывать что то изменять в сказке.

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки.

П.и.. «Заяц-месяц»   Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них коммуникативно, целесообразно, действовать по сигналу.

Октябрь

Игра «Как живешь?» Цель: Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Театрализованная игра «Гипнотизер» Цель: Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Театрализованная игра:  «Веселый Старичок-Лесовичок» (Д.Хармс) Цель: Вызывать интерес к театральной деятельности,

Игра на пальцах (Л.П.Савина)«Братцы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Драматизация рнс «Маша и медведь» с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. Цель: Вызывать интерес к театральной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

П.и. «Просо» Цель: Учить детей выражать побуждения и отвечать на них.

Игра «Ежик» Цель: Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.

Драматизация рнс «Пых» с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. Цель: Вызывать интерес к театральной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Игра «Что слышишь?» Цель: Тренировать слуховое внимание.

Игра «Вышивание» Цель: Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Игры - этюды: Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Игра на мышечное напряжение и расслабление «Мельница»

П.и. «Стадо»  Цель: Учить детей с вежливой интонацией обращаться с просьбой, реагировать на побуждение.

Игры на пальцах:

 Цели: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;

Пересказ сказки «Лесная история» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Драматизация сказки  «Лесная история» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Ноябрь

Игра «Поиграем. — угадаем.» (АБосева)

Цель: развивать пантомимические навыки.

Чтение сказки «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Пересказ сказки «Гадкий утенок» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Игра на мышечное напряжение и расслабление «Кошка выпускает когти»

Конкурс «Сочини сказку» Цель: побуждать ребёнка придумывать сказку.

Творческий вечер «Перевирание сказки» Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

Игры на развитие выразительной мимики. Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

Игра на мышечное напряжение и расслабление «Маятник»

Игра драматизация «Длинная шея» (по М. Пляцковскому) Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. 

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям» Цель: закреплять память, научить составлять связный рассказ по картинкам из знакомых сказок.

Драматизация сказки  «Гадкий утёнок» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Чтение сказки англ.н.с. «Три поросёнка» Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Пересказ сказки «Три поросёнка» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Игра «Не ошибись» Цель: Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Игра: «Представьте себе» Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.

Беседа «Сказка, но по-новому» Цель. На основе знакомых сказок составлять интересные сказки на новый лад.

Игры на развитие выразительности и воображения

 «Отгадай, кто мы»

Игры - этюды: Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Игра «Давайте хохотать»

Цель: развивать навыки импровизации и монологическую речь.

Игра «Тень» Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Теневой театр сказки «Три поросёнка» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Декабрь

Чтение сказки «Двенадцать месяцев», рассматривание иллюстраций к сказке зимних пейзажей. Цель: Продолжать приобщать детей к театральной культуре.

П.и. «Король» Цель: Учить обмениваться репликами поочередно, развивать умение давать ответ в виде выразительного жеста.

Игры - этюды: Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Этюд «Двенадцать месяцев» Цель: Учить согласовывать свои действия с действиями партнера, выполнять движения, действия согласно логике действия персонажа и с учетом места действий.

Пересказ сказки «Двенадцать месяцев» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Игры на мышечное напряжение и расслабление «Деревянные и тряпичные куклы»

Игры на развитие выразительной мимики. Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

Игра «Превращение предмета» Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Театрализованная игра «Снеговик» Цель: Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Игра « В детском мире» Цель: Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала. Цель: учить использовать выразительную мимику глядя на себя в зеркале.

Драматизация сказки  «Двенадцать месяцев» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Игра : «Моя Вообразия».

Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

Игры на развитие выразительности и воображения

 «Новая кукла» Цель: учить использовать выразительную мимику для создания фантазии, творческого воображения.

Чтение сказки «Как дед мороз парад принимал», Цель: Продолжать приобщать детей к театральной культуре.

«Как Дед Мороз парад принимал» (Игра-драматизация) Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. 

Январь

Чтение и обсуждение сказки ««Зимовье зверей» Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям» Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку угадав героя, последовательно и выразительно.

Игра «Превращение» комнаты Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Игра-пантомима «Сугроб» Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Упражнение на внимание и память, этюды на выражение основных иллюстраций, этюды на воспроизведение отдельных черт характера. «Заданный жест», «Заданные слова».

Игры - этюды: Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Пересказ сказки «Зимовье зверей» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Драматизация сказки «Зимовье зверей» Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Февраль

«Морозко». Чтение сказки, рассматривание иллюстраций. Цель: Продолжать учить детей понимать основную идею сказки.

Игра: «Пантомимы» Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

Пантомима рнс «Морозко» Цель: Этюды на выразительность жеста, воспроизведение отдельных черт характера. Помощь в превращении.

 Разыгрывание ситуации «Разговор под елью», отрывок из сказки «Морозко»

Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Настольный театр Сказка «Морозко» Цель: Вызывать интерес к театральной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников. П.и «Два мороза» Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение развивать тему разговора, упражнять в быстром беге.  

Игры - этюды: Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Игры на развитие выразительности и воображения

 «Морозко подслушивает» Цель: учить использовать выразительную мимику для создания фантазии, творческого воображения.

Диалог героев сказки «Морозко» Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Драматизация р. н. с. «Морозко» Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению» Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок Цель: закреплять память, научить составлять связный рассказ по картинкам из знакомых сказок.

Режиссёрская игра «Рыбак» Цель: Привлечь внимание детей к тому, что одна и та же фраза речевого этикета звучит по-разному, если она развернута, показать детям значение развернутой фразы; обогащать содержание режиссерских игр детей.

 «Игры-превращения».

Цель: научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

«Диалог героев» (По щучьему велению) Цель: Учить детей передавать эмоциональное со-стояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. 

Драматизация сказки «По щучьему велению» Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Март

«Заячья избушка». Чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке. Цель: Учить детей понимать главную идею сказки. Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Игры на развитие выразительной мимики. Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

Этюды «Заячья избушка» Цель: воспроизведение от-дельных черт характера, этюды на выразительность сказки.

 Режиссёрская игра «Утешение» Цель: Показать значение и привлекательность ласковой интонации.

Игра на мышечное напряжение и расслабление «Веревочки»

Рисование «Заячья избушка» Цель: Учить детей рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать из бумаги и бросового материала.

«Диалог героев» Цель: Учить детей передавать эмоциональное со-стояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. 

Игра «Марионетки» Цель: Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Игра с изготовленными персонажами. (самостоятельная деятельность)

Драматизация сказки «Заячья избушка» Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми.

Игры - этюды: Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Игра на развитие выразительности и воображения

 «Кто я» Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами.

Дидактическая игра «Справочное бюро» Цель: Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры, подскажите адрес бельчат. Я хотел (а) бы узнать адрес волчат. Вы не поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т.п. Формировать грамматически правильную речь: умение употреблять существительные, обозначающие детенышей животных во множественном числе родительного падежа.

Игра «Исправь ошибку» Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь.

Игра с воображаемым объектом Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами.

Игра-пантомима «Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки

Режиссёрская игра «Тим и Том» Цель: Показать на конкретных примерах привлекательность использования тона и мимики при вежливом обращении.

Апрель

НОД «Сказки – сказочки» Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему.

Игра «Превращение детей» Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Игра: Гимнастика для язычка Цель: учить выразительности речи.

Игра «Продолжи сказку» Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игры - этюды: Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Расскажи стихи руками

Цель:  побуждать детей к импровизации.

Инсценировка сказки Корнея Чуковского «Федорино горе»  Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, вызвать эмоционально-положительное восприятие инсценировки по сказке «Федорино горе» К.И.Чуковского.

Игра «Кто больше заметит небылиц» Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Игра «Одно и то же по-разному» Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Игра «Поварята» Цель: Развивать память, внимание, фантазию.

Расскажи стихи с помощью мимики и жестов. «Убежало молоко» (М.Боровицкая)

Цель: развивать пантомимические навыки у детей.

Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе» Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми.

Чтение и обсуждение сказки К. Чуковского «Мойдодыр» Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Игра на мышечное напряжение и расслабление «Стряхнуть воду с платочков»

Игры на развитие выразительной мимики. Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

Пантомима «Утренний туалет»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э.Мошковской)  

Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.

Инсценировка сказки Корнея Чуковского «Мойдодыр» Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, вызвать эмоционально-положительное восприятие инсценировки по сказке «Мойдодыр» К.И.Чуковского.

Май

Чтение и обсуждение сказки К. Чуковского «Телефон» Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Игра: «Представьте себе» Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.

Игра «Телефон»

Цель: Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, понимать юмор произведения, воспитывать интерес, бережное отношение к животным.

Игры - этюды: Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Игра «Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Игра «Угадай, что я делаю» Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Игры на развитие выразительной мимики. Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

Игра драматизация «Солнышко на память» (по М. Пляцковскому) Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми.

Драматизация сказки К. Чуковского «Телефон» Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми.

«Игра в спектакль» Постановка драматизации Подготовка детей к постановке драматизации. Проведение драматизации Цель: Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности.

Чтение и обсуждение сказки К. Чуковского «Муха цокотуха» Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Игра драматизация «Урок дружбы» (М. Пляцковский) Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми. 

Игра: «Договорим то, чего не придумал автор»

Цели: • развивать диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать коммуникативные качества; Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Игра «Кто во что одет?» Цель: Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Подвижная игра «Муха Цокотуха» 

Игра «День рождения» Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Игры на развитие выразительности и воображения Цель: учить использовать выразительную мимику для создания фантазии, творческого воображения.

«Кузнечик», «Вкусные конфеты» Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Игра на мышечное напряжение и расслабление «Цветочек»

Игра «Пчелы в улье»

Цели: развивать логическое и ассоциативное мышление, учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы.

 

Игра-пантомима 

«Муравейник» Цель: учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли. 

Драматизация сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха» Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми.

Диагностика речевого развития детей