ТЕХНОЛОГИЯ "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"
Актуальность. В Федеральном законе «Об образовании» определены направления дошкольного образования на развитие общей культуры, развитие физических, нравственных, эстетических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 г., является основой для разработки образовательных программ, которые позволяют осуществлять всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе способствуют достижению уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Театрализация как средство педагогического воздействия - это наиболее сильный и при этом тонкий рычаг воздействия на психофизическую природу ребёнка. Однако игровой материал требует тщательного отбора в соответствии с репертуаром и возможностями детей. Театрализованная деятельность дает возможность осуществлять практически все образовательные направления при наличии необходимых условий.
Вовлечение дошкольников в театрализованную деятельность обусловлено, на наш взгляд, социальной значимостью данного вида деятельности и её ролью в формировании человека. Театрализованная деятельность позволяет развивать коммуникативные возможности речи дошкольников, в частности, через ролевое разыгрывание литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). В результате этой деятельности дети становятся художниками, актерами, режиссерами.
При реализации задач по развития речи я опиралась на воспитательные возможности театрализованной деятельности: тематика театрализованных представлений не ограничена и может удовлетворить интересы и желания любого ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется лексический запас речевого словаря ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_po_razvitiyu_rechi.pdf | 2.84 МБ |
persp.docx | 22.05 КБ |
persp.docx | 28.39 КБ |
perspektivnoe_planirovanie.docx | 23.56 КБ |
perspektivnoe_planirovanie.docx | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
Развитию речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности .
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Создание предметно-развивающей среды для развития речи средствами театрализованной деятельности. Диагностика детей. | Беседа «Давайте познакомимся» Цель: Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. | Дидактическая игра «У кого похожая картинка?» Цель: формирования грамматического строя речи, Дидактическая игра «Из какой сказки персонаж?» Цель: работа нал звуковой стороной речи | Театрализованная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации. |
Октябрь | Чтение рнс «Репка» Цель: Познакомить детей со сказкой. Упражнения: «Не перепутайте движения» Цель: снятия мышечного напряжения | Сказка «Репка» Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывание сказки с помощью воспитателя Театрализованная игра «Превращение предмета» Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. | Дидактическая игра «Подскажи словечко» Цель: развитие связной речи Театрализованная игра «Угадай по звуку» Цель: развивать слуховое внимание детей. Показ кукольного театра «Курочка Ряба». Цель. Развивать смелость, сообразительность, воображение. | Сказка «Репка» (театр резиновой игрушки) Цель: Рассказывание сказки с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. |
Ноябрь | Чтение рнс «Теремок» обр. Е.Чарушина Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней. Театрализованная игра «Зверята» Цель: формировать у детей навыки звукоподражания. Упражнения: «Дятел» Цель: снятия мышечного напряжения | Песенка «Заинька , попляши» Цель: формировать у детей необходимый запас эмоций. Театрализованная игра «Кругосветное путешествие» задание «идти». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей. | Театрализованная игра «Кругосветное путешествие» задание «бежать». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей. Театрализованная игра «Прятки» Цель: развивать навык звукоподражания. | Театрализованная игра «Кругосветное путешествие» задание «размахивать руками». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей. Рнс «Теремок » (кукольный театр) Цель: Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов Побуждать детей к активному общению, развивать речь детей. |
Декабрь | Чтение рнс «Лиса и волк» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. Дидактическая игра "Подбираем рифму" Цель: формирования грамматического строя речи, Театрализованная игра «Угадай по звуку» Цель: развивать слуховое внимание детей. | Театрализованная игра «Одно и тоже по разному» задание «идти» Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. Театрализованная игра «Кругосветное путешествие» задание «Ловить зверюшку». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей. | Дидактическая игра «Что происходит в природе?». На развитие связной речи Театрализованная игра «Одно и тоже по разному» задание «бежать» .Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. Упражнения: «Стирка белья» Цель: снятия мышечного напряжения | Сказка «Лиса и волк » Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывание сказки с помощью воспитателя Театрализация рнс «Лиса и волк » (настольный театр) Цель: Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов |
Январь | Чтение унс «Рукавичка» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. Театрализованная игра «Одно и тоже по разному» задание «Ловить зверюшку». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. | «В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка») Цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением, развивать воображение. Театрализованная игра «Зверята» Цель: формировать у детей навыки звукоподражания. Театрализованная игра «Одно и тоже по разному» задание «идти». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. | Сказка «Рукавичка» Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывание сказки с помощью воспитателя Театрализация унс «Рукавичка» (настольный театр) Цель: Рассказывание сказки с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. | |
Февраль | Чтение рнс «Волк и семеро козлят» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. Театрализованная игра «Угадай по звуку» Цель: развивать слуховое внимание детей. | Сказка «Волк и семеро козлят» Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывание сказки с помощью воспитателя Театрализованная игра «Одно и тоже по разному» задание «идти». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. | Театрализованная игра «Зверята» Цель: формировать у детей навыки звукоподражания. Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький козлёнок», и т. д. Цель: Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства. | Театрализация рнс «Волк и семеро козлят» (настольный театр) Цель: Рассказывание сказки с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. |
Март | Чтение рнс «Заюшкина избушка» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. Театрализованная игра «Одно и тоже по разному» задание «идти». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. | Дидактическая игра «Кто может совершать эти действия?» Цель: развитие движений Театрализованная игра «Зверята» Цель: формировать у детей навыки звукоподражания. Упражнения: «Погрозим» Цель: снятия мышечного напряжения | Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик», и т. д. Цель: Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства. Сказка «Заюшкина избушка » Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывание сказки с помощью воспитателя | Театрализация рнс «Заюшкина избушка» ( театр на палочке) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки. |
Апрель | Чтение рнс «Колобок » обр. К. Ушинского Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. | Театрализованная игра «Зверята» Цель: формировать у детей навыки звукоподражания. Сказка «Колобок » Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывание сказки с помощью воспитателя | Театрализованная игра «Одно и тоже по разному» задание «идти». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. | Театрализация рнс «КОЛОБОК» (настольный театр) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки. |
Май | Чтение рнс «Кот, петух и лиса» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. Дидактическая игра «Лисьи прятки» Цель: работа нал звуковой стороной речи Дидактическая игра "Загадки-описание" Цель: формирования грамматического строя речи, | Упражнения: «До свидания» Цель: снятия мышечного напряжения Дидактическая игра «Кто, как передвигается? Цель: развитие движений. Театрализованная игра «Зверята» Цель: формировать у детей навыки звукоподражания. Сказка «Кот, петух и лиса » Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывание сказки с помощью воспитателя | Сказка «Кот, петух и лиса» обр. Боголюбской (фланелеграф) Цель: Создать условия для свободной импровизации Театрализованная игра «Одно и тоже по разному» задание «идти». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. Знакомство с потешкой «Кисонька-Мурысонька». | Драматизация сказки «Кот ,петух и лиса» (показ сказки родителям) Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями. |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
Развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами
театрализованной деятельности.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Создание предметно-развивающей среды для развития речи средствами театрализованной деятельности. Диагностика детей. | Диагностика детей. Беседа: «Что такое театр?» Цель: Знакомство с театром Воспитание у детей интереса к драматизации, театральной деятельности Рассказ воспитателя о театре. Показ картинок. Цель: Познакомить детей с театром, с правилами поведения. Чтение худ.л. О. Князевой «Что такое театр?» Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр» Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в театре, расширить представления детей о профессиях работников театра. | Беседа (Какие театры ты знаешь? Для чего они нужны?..) Цель: Знакомство детей с видами театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки Демонстрация картинок с разными видами театров. Театрализованная игра «Игра с пальчиками» Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями. | Чтение рнс «Репка » Цель: Рассказывание сказки Обыгрывание детьми знакомой сказки «Репка» по ролям с помощью настольного театра. Цель: Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь. Драматизация сказки «Репка» Цель: Развивать желания выступать перед детьми. |
Октябрь | Беседа: «Театр – особое царство» Цель: Ознакомление с видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография. Чтение сказок. Дидактическая игра «Похожи – непохожи.» Цель: Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументированно доказывать свою точку зрения. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики | Беседа: «Сказки из сундучка» Цель: Изучение театральной профессии: гример, костюмер, актёр. Подвижная игра «Красная шапочка» Цель: совершенствовать двигательную активность детей. Показ воспитателей детям сказки «Красная шапочка» Настольный театр «Красная шапочка» Цель: Учить управлять фигурами настольного театра. «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить». Цель: Отождествление себя с театральным персонажем; развивать внимательность; сочетание движения и речь; закреплять знания об окружающем. | Беседа: «Тишина! Идёт спектакль!» Цель: Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете. Подвижная игра «Змея» Цель: Учить детей с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на побуждения. Пальчиковый театр «Кот, Петух и Лиса» - Цель: работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи. Показ сказки детям младших групп. | Чтение сказки «Кот, петух и лиса» Цель: знакомство с художественной литературой. Этюды на выразительность жестов «Поделись улыбкою своей» Цель: Развитие эмоциональной сферы детей. Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска» Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным. Настольный театр «Кот, петух и лиса» Цель: Учить управлять фигурами настольного театра. Дидактическая игра «Краски» Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. |
Ноябрь | «Всё о театре» Рассматривание альбома. Изготовление театральных билетов. Дидактическая игра «Небылицы» Цель: Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места. Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра. Вопросы по содержанию. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. | Упражнение «Фантазёры» Цель: познакомить с понятиями «жест», «мимика», «интонация», «диалог». Показ движений. Диалог с детьми. Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики Подвижная игра «Хлоп-хлоп, убегай!» Цель: Учить детей выражать побуждения и отвечать на них. «Вот это Колобок – хитрый маленький зверек» Цель: Создание игровой мотивации. Ведение диалога с детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок – колючий бок». Показ на фланелеграфе | Беседа «В зоопарке» Цель: Изучение музыкально-образных характеристик животных, птиц. Изучение животных и птиц в музыке и живописи Прослушивание музыкальных произведений с голосами птиц и животных. Отгадывание животных на картинках. Показ разных животных с помощью пластики рук. Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток «Сценки-малышки из знакомой книжки» Цель: Обыгрывание небольших по объёму сценок из рнс «Колобок» «Колобок не тот, а другой» Цель: Отгадывание загадок с изображением из героев. Показ и рассказывание сказки педагогом (С помощью детей) | Дидактическая игра «Отвечай быстро» Цель: Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника. Сказка «Колобок » обр. К. Ушинского (кукольный театр) Цель: Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов Упражнение «Вот как я умею» Цель: Развитие мимики и жестов у детей Проведение этюдов на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика. Театрализованная игра «Колобок» - закрепление в игре элементов актёрского мастерства, памяти, воображения. Обыгрывание детьми знакомой сказки «Колобок наш удалой» по ролям с помощью настольного театра. Цель: Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь. |
Декабрь | «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» Цель: Знакомство детей с содержанием сценической профессии. Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи. Участие детей в постановке сказки. Построение диалога между детьми. Подвижная игра «Яша» Цель: Закрепить умение детей выражать побуждения и отвечать на них. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики | Артикуляционная гимнастика: «Лошадка» Цель: обучения детей средствам речевой выразительности. Дидактическая игра «Секрет в сундучке» Цель: Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты просьбы-побуждения. Подвижная игра «Жмурки» Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; внимательно выслушивать реплики, чтобы действовать по сигналу. Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток Чтение унс «Рукавичка» | Разучивание русских народных потешек и прибауток Дидактическая игра «Кто кого запутает» Цель: Учить детей высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение; развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных. «Театральная разминка» Цель: Формирование речевого аппарата у детей Дидактическая игра «Волшебный ключ» Цель: Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения. | Упражнение «Сказки на столе» Цель: Обучение способам действия в настольном театре. Понятие настольного театра. Демонстрация сценок с участием детей. «Рукавичка». Упражнение «Весёлые зверушки» Цель: Изучение актерского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки. Инсценировка «В гости к ёлочке» - Цель: творческие задания, распределение ролей «Новогодний праздник!» - создавать радостное настроение, вызывать желание активно участвовать в празднике. |
Январь | Театральный этюд «Игра «Детки в клетке» по стихам С. Маршака» - чтение-беседа по содержанию, поиск выразительных интонаций, мимики, жестов для передачи образа. Театрализованная игра сказки «Рукавичка» Цель: работа над отдельными эпизодами, выразительностью речи | Чтение рнс «Лиса и кувшин» Отгадывание загадок с изображением героев сказки «Лиса и кувшин» Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики | Дидактическая игра «Заводные игрушки», Цель: работа нал звуковой стороной речи Пальчиковый театр «Лиса и кувшин» Цель: работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи. | |
Февраль | Артикуляционная гимнастика: «Заводим мотоцикл» Цель: обучения детей средствам речевой выразительности. Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток Упражнения: «Солдаты» Цель: снятия мышечного напряжения | Упражнения: «Барабанщики» Цель: снятия мышечного напряжения Дидактическая игра «Фанты» Цель: Развивать умения так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа и осознанно отбирать слова, избегая «запретных» слов. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики | Чтение рнс «Лисичка со скалочкой» Цель: знакомство со сказкой Дидактическая игра «Хорошо – плохо» Цель: Упражнять детей в умении поддерживать тему разговора, понимать сообщения партнеров по игре, корректно выражать свое мнение. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики | Обыгрывание персонажей сказки (Работа над речью) Цель: выбрать соответствующую интонацию, дать обобщенное представление о характере речи персонажа в целом. Театр би- ба- бо ««Лисичка со скалочкой!» Цель : Учить управлять фигурами би-ба-бо .
|
Март | «Мы играли, танцевали» Цель: имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах. Импровизация на тему звучащими движениями, песенная импровизация Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток Театрализованная игра «Бабушка Маланья» Цель: Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. | Чтение рнс «Заюшкина избушка» Обыгрывание персонажей сказки (Работа над речью) Цель: выбрать соответствующую интонацию, дать обобщенное представление о характере речи персонажа в целом. Подвижная игра «Зайцы и лиса» Цель: Учить детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы. Настольный театр по рнс «Заюшкина избушка» Обучение способам действия, соблюдая содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь. | Чтение рнс «Гуси-лебеди» Театрализованная игра «День рождения» Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток | Подвижная игра «Гуси- лебеди» Цель: Учить детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы. Обыгрывание персонажей сказки (Работа над речью) Цель: выбрать соответствующую интонацию, дать обобщенное представление о характере речи персонажа в целом. Обыгрывание детьми знакомой сказки «Гуси-лебеди» по ролям с помощью настольного театра. Цель: Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь. |
Апрель | Театрализованная игра «Одно и тоже по разному» задание «сидеть». Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. Дидактическая игра «Передай письмо» Цель: Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы. Подвижная игра «Волк» Цель: Закрепить умение детей выражать просьбу и отвечать на нее. | «Далёкое путешествие» Изучение имитации повадок животных. Поведение животных Загадывание загадок о животных. Дидактическая игра «Угадай, кто я» Цель: Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение. Восприятие и обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке». Цель: Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения Чтение рнс «Маша и медведь » | С-р. игра «Возьмем Машу на прогулку» Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. Обыгрывание персонажей сказки (Работа над речью) Цель: выбрать соответствующую интонацию, дать обобщенное представление о характере речи персонажа в целом. Пересказ рнс «Маша и медведь» Цель: эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывание сказки. Творческие игры: «Хорошо - плохо» - правила поведения в театре, игроки изображают, используя мимику и пантомимику. | Дидактическая игра «Вежливые поиски» Цель. Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее. С-р. игра «Пришла Маша с прогулки» Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. «Маша и медведь» (фланелеграф) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки, развивать речь и умение строить диалог. |
Май | Чтение рнс «Волк и козлята» Обр. А.Н. Толстого Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. Подвижная игра «Волк и козлята» Настольный театр «Серый волк и Козлятки», Беседа по содержанию. Вхождение в образ «Серый Волк и Козлятки» - интонационно и выразительно передать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа. | Беседа «Куклы на сцене» Цель: Изучение возможностей театральной ширмы. Назначение и удобство театральной ширмы. Дидактическая игра «Игровые диалоги» Цель: Учить детей импровизировать, сочиняя диалоги с опорой (или без опоры) на наглядность. Театр фланелеграфа «Теремок» Цель: Развитие речи детей, эмоциональной направленности. Настольный театр по рнс «Теремок» Цель: Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь. | Чтение рнс «Три медведя» Сказка «Три медведя» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. Произведение для инсценировки «Игра в гостей (И. Фахилло) Цель: Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. «Удивительный мир кукол» Цель: Обучение детей кукловодческой деятельности по рнс «Три медведя» | Обыгрывание персонажей сказки (Работа над речью) Цель: выбрать соответствующую интонацию, дать обобщенное представление о характере речи персонажа в целом. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Цель: Развивать умения детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики Драматизация сказки «Три медведя» Цель: Развивать желания выступать перед родителями, |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Создание предметно-развивающей среды для развития речи средствами театрализованной деятельности. Диагностика детей. | Диагностика речевого развития детей. | Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов. Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа. | Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность. |
Октябрь | Беседа: кукольный театр , ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).Цель: расширять знания театра как вида искусства; закрепить знания о видах театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру. Сюжетно – ролевая игра «Театр». Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» в стихах Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. | Беседа «Виды театров» (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо). Цель: Закрепить знания детей о разных видах театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас. Посещение театра (……), приехавшего в наш детский сад Предварительная беседа о правилах поведения в театре. Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру. | Беседа о театральных профессиях (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист). Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос». Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей. Игра-драматизация «Дунюшка» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. | Пересказ сказки «Заветное желание» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения. Драматизация сказки «Заветное желание» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. |
Ноябрь | Беседа: «Что такое ритмопластика». Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом. Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы). Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. «Диалог героев» Цель: Учить детей передавать эмоциональное со-стояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. | Пересказ сказки «Мы за солнышком идём» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения. Драматизация сказки «Мы за солнышком идём» Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе. | Беседа: что такое психогимнастика. Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка. Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…» Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным. Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова «Киска» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. Чтение сказки «Кто сказал «Мяу»? Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. | П.и. «Кот» Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Игра – драматизация «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер). Цель: создать положительный эмоциональный настрой. Пересказ сказки «Кто сказал «Мяу»? Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения. Драматизация сказки «Кто сказал «Мяу»? Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. |
Декабрь | Закрепление навыков владения пальчиковым театром. Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Чтение русской народной сказки «Теремок» на новый лад Работа над речью (интонация, выразительность). Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным. | «Диалог героев» Цель: Учить детей передавать эмоциональное со-стояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Инсценировка р. н. с. «Теремок» на новый лад(пальчиковый театр). Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества. | Пересказ сказки Сказка М.Ю. Картушиной " Заяц - портной" Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения. Драматизация сказки Сказка М.Ю. Картушиной " Заяц - портной" Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. | Игра-драматизация «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные советы» Г. Остер) Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. «Новогодний праздник!» - создавать радостное настроение, вызывать желание активно участвовать в празднике. |
Январь | Беседа: Знакомство с понятием «ролевой диалог». Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность. Беседа: теневой театр. Цель: продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности. | Техника речи. Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку. Теневой театр по сказке «Рукавичка» Цель: создать положительный настрой владения теневым театром; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. | «Диалог героев» по сказке «Рукавичка» Цель: Учить детей передавать эмоциональное состояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Настольный театр по сказке «Рукавичка» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. | |
Февраль | «Лиса и журавль». Чтение сказки, рассматривание иллюстраций. Цель: Продолжать учить детей понимать основную идею сказки. Игра: «Пантомимы» Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа. Пантомима сказки «Лиса и журавль» Цель: Этюды на выразительность жеста, воспроизведение отдельных черт характера. Помощь в превращении.
Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!» Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы. Настольный театр Сказка «Лиса и журавль» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. | Игры - этюды: Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Игра «Тюльпан» Цель: Развивать пластику рук. Игры на развитие выразительности и воображения «Лисичка подслушивает» Цель: учить передавать действия. П.и «Лиски» Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение развивать тему разговора, упражнять в быстром беге. Диалог героев сказки «Лиса и журавль» Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль» Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения. | Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками. Цель: продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес. Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками. Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности. | Пересказ сказки «Сказка про капризку!» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения. Драматизация сказки «Сказка про капризку!» (куклы – Петрушки; показ детям младших групп). Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. |
Март | Закрепление навыков владения настольным театром. Цель: продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру. Показ взрослыми р. н. с. «Заюшкина избушка» (теневой театр). Цель: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки. | Инсценировка р. н. с. «Заюшкина избушка» (теневой театр). Цель: совершенствовать навыки владения теневым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества. Беседа: Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка). Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью. | Беседа: «театр масок». Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес. Чтение стихотворения В. Антоновой «Зайки серые сидят». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку). Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию. | Подготовка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят». Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа. Инсценировка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят» (для детей младшей группы). Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность. |
Апрель | Пересказ сказки «Курочка Ряба на новый лад» Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения. «Диалог героев» Цель: Учить детей передавать эмоциональное со-стояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. | Подготовка спектакля «Курочка Ряба на новый лад» Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа. Драматизация сказки «Курочка Ряба на новый лад» Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. | Чтение сказки «Раз два дружно» Сутеев В. Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Рисование «Раз два дружно» Цель: Учить детей рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать из бумаги и бросового материала. «Диалог героев» Цель: Учить детей передавать эмоциональное состояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. | Пересказ сказки «Раз два дружно» Сутеев В. Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения. Драматизация сказки «Раз два дружно» Сутеев В. Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. |
Май | Обыгрывание знакомых детям русских народных потешек и прибауток Чтение сказки «Вежливый мышонок» Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Рисование сюжета «Вежливый мышонок» Цель: передавать в рисунке сюжет. Обыгрывание эпизодов с помощью пальчикового театра Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества. | Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Игры на развитие выразительной мимики. Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа. | Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью. Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы). Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества. | Импровизация разговора Красной шапочки с волком, с мамой, с бабушкой, с охотниками. Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. Показ сказки детям младшей группы Ш. Перро «Красная шапочка» Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность. |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
Развитие речи детей подготовительной к школе группы средствами
театрализованной деятельности.