ТЕХНОЛОГИЯ "Воспитание основ толерантности у дошкольников"

Карлик Светлана Анатольевна

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Презентация к технологии https://nsportal.ru/video/2021/01/tehnologiya-vospitanie-osnov-tolerantnosti-doshkolnikov

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание основ толерантности у дошкольников

Актуальность проблемы толерантности

   Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальностикультуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно-угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, для России в последнее время стала очень актуальной.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: в законе «Об образовании в РФ», «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.          В наш детский сад «Ёлочка», в старшие и подготовительные группы, ходят дети семи национальностей: русские, один украинец, один армянин, одна кабардинка, одна узбечка, одна казашка, один татарин.                                

 Моя работа по проекту заключалась в формировании толерантного отношения именно к представителям этих национальностей. Свою каждодневную работу я проводила в нерабочее время, организовывая для детей образовательную деятельность, досуг, развлечения, внедряя новые дидактические и подвижные игры иных народов.                                             Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Я встречалась с родителями ребенка (представителя той или иной национальности) для знакомства с речью, фольклором, обычаями, традициями, литературой, национальными костюмами народа, с искусством народа, (национальным орнаментом, театром, танцами, песнями, музыкой). Знакомство с национальной кухней и её дегустацией происходило с разрешения родителей, на совместном с детьми родительском собрании, а также на чаепитии для детей. Я хочу выразить огромную благодарность родителям в организации предметно-пространственной среды (предметы быта, художественная литература), в консультировании по описанию национальных костюмов.

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Московскую область. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

                                                   Цель

 Объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям иной национальностей

                                            Задачи

Образовательные.

1. Расширить знания о жизни людей: русской, украинской, армянской, кабардинской, узбекской, казахской, татарской  национальностей, их быте, обычаях, традициях, фольклоре.

3. Приобщить детей к русским, украинским, армянским, кабардинским, узбекским, казахским, татарским  народным играм.

4. Расширить знания родителей о русской, украинской, армянской, кабардинской, узбекской, казахской, татарской  национальностей

Развивающие.

1. Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия

Воспитательные.

1. Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                               Перспективное планирование

                                             по формированию основ толерантности у детей      

                                                            младшего дошкольного возраста.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для формирования основ толерантного развития.

Диагностика детей.

Создание предметно-развивающей среды для формирования основ толерантного развития.

Диагностика детей.

Беседа о друзьях «Очень жить на свете туго без подруги или друга». Цель: формирование понятия «дружба», кто такой «друг».

Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Цель: продолжать формирование у детей устойчивого интереса к сказкам, к театрально-игровой деятельности

Беседа по содержанию.

Игра «Скажи о друге ласковое слово». Цель: Воспитывать доброе отношение к сверстникам. Расширять словарный запас.

Октябрь

Собери кубик «Русские народные сказки» (Репка) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок.

Игра- ситуация «Два мальчика поссорились – помири их». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Подвижная игра:

«Солнышко и дождик» Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Пазл по рнс «Репка» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

Игра- ситуация «Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Беседа: «Дружат сказки всей земли»

Цель: побеседовать о сказках, формировать знания «Добро побеждает зло»

Дидактическая игра «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового

внимания.

Игра- ситуация «У тебя не получается застегнуть молнию на ботинке – попроси товарища

помочь тебе». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Хороводная игра «Раздувайся, пузырь!»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Дидактическая игра «Волшебный стул».

Цель: воспитывать умение быть ласковым, продолжать формировать в активном словаре детей нежные, ласковые слова.

Игра- ситуация «К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Хороводная игра «Карусели»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Ноябрь

Дидактическая игра «У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Игра- ситуация «Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или

бабушке». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Подвижная игра  «Воробушки и автомобиль» 

Цель: учить детей бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей

Разрезные картинки «Куклы в национальных костюмах»

Цель: Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

С-р. игра «Наряди куклу» Цель: сформировать представление о народных костюмах России

Упражнение ««Кто я?» Цель: расширить у детей представление о себе, формировать принятие себя.

Хороводная игра

«Мы с друзьями»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Беседа:

«Мы разные, но мы дружим»

Цель: вызывать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора, уточнить представления об окружающем мире, совершенствовать все психологические процессы.

Собери кубик «Русские народные сказки» (Колобок) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок.

Игра- ситуация «Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Подвижная игра «Бегите ко мне».

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу воспитателя.

Пазл по рнс «Три медведя» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

Игра- ситуация «Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения,

помириться с ним

». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Хороводная игра «Машенька»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Декабрь

Дидактическая игра «Давай поговорим»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Упражнение «Можно – нельзя» Цель: учить детей оценивать эффективность различных способов общения.

Хороводная игра «Пришла снежная зима»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Беседа: «Хоровод дружбы»

Цель: Формировать знания о дружеских отношениях,

Собери кубик «Русские народные сказки» (Лиса и волк) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок.

Игра- ситуация «Ты потерял свою игрушку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Хороводная игра «Веселая посуда»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Пазл по рнс «Маша и медведь» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

Хороводная игра «Петрушка» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Беседа: «Мы маленькие дети на большой планете». Цель: вызывать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора, уточнить представления об окружающем мире, совершенствовать все психологические процессы.

Найди половинки «Куклы в национальных костюмах», 
Цель: Приобщить детей к знанию национальных костюмов

Дидактическая игра «Волшебники».

Цель: продолжение формирования дружелюбных отношений друг к другу, умения проявлять внимание и заботу.

Хороводная игра «На опушке»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Январь

Пазл по рнс «Лиса и волк» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

Хороводная игра  

«Кукла — неваляшка»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Упражнение «До свидания – здравствуй»

Цель: как можно поздороваться и попрощаться движением руки.  

Собери кубик «Русские народные сказки» (Курочка Ряба) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок.

Дидактические игры

 «Давайте поздороваемся» Цель: почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, преодолеть отчужденность.

Хороводная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Дидактическая игра «Снежный ком».

Цель: помочь детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.

Игра- ситуация «». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Февраль

Игра- ситуация «Ты нашёл на улице слабого, замученного щенка – пожалей его». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Хороводная игра «Мы топаем ногами».

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Дидактическая игра «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

.

 С-р. игра «В детский сад пришёл гость»

Цель: Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом.

Собери кубик «Русские народные сказки» (Теремок) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок.

Упражнение «Ласка»

Цель: ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней.

Хороводная игра «Медведь»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Беседа: «Россия- Родина моя»

Цель: Формировать знания о России, привить любовь к родной земле, краю.

Пазл по рнс «Теремок» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

С-р. игра «Накроем стол для гостей»

Упражнение «Рыба – птица – зверь» Цель: учить детей внимательно слушать друг друга.

 Хороводная игра «Зайка»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Март

Разрезные картинки «Куклы в национальных костюмах»

Цель: Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Упражнение «Благодарю тебя»

Цель: учить детей выражать положительное отношение к другому, развивать чувство принадлежности к группе.

Хороводная игра «Матрешки»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Игра- ситуация «Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик.

Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя

схватился за глаз и вскрикнул. – Что ты скажешь о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Хороводная игра «За весною»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Пазл по рнс «Волк и семеро козлят» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

С-р. игра «Семья» Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья».

Упражнение «Проснись»

Цель: будить спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривая: «Проснись, моё

солнышко!» и т.п.

Коммуникативные игры:

«Назови соседа ласково»

Цель: установление положительного контакта между детьми.

Игра- ситуация «Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Подвижная игра: «Птички в гнёздышках» Цель: Учить детей ходить и бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, приучать быстро действовать по сигналу воспитателя.

С-р. игра «Кормление куклы Кати» Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Апрель

Дидактическая игра «Найди отличие»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Игра- ситуация «». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Коммуникативная игра «Дружба это чудо» 

Цель: познакомить детей с правилами дружбы, формировать навыки общения со сверстниками.

С-р. игра «День рождения» Цель: Продолжать формировать положительное отношение к событиям жизни людей, нормам и правилам поведения в обществе. Развивать игровые действия по сюжету, обогащать социально-игровой опыт между детьми.

Найди половинки «Народные промыслы России»

Игра- ситуация «». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Подвижная игра «Воробушки и кот».

Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Беседа:

«Мы жители планета земля»

Цель: вызывать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора, уточнить представления об окружающем мире, совершенствовать все психологические процессы.

Игра- ситуация «Ребёнок плачет – успокой его». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Упражнение «Угадай настроение» Цель: учить детей по мимике лица, жестам, позам, расположению в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека

Подвижная игра «Найди свой домик» Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.

Собери кубик «Русские народные сказки» (Заюшкина избушка) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок.

Упражнение «Рисунок по заказу»

Цель: развивать умение слушать, слышать и понимать другого ребёнка.

Хороводная игра «Зайка шел»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Май

Игра- ситуация «Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Как ты поступишь, если они тебя не захотят с тобой играть?». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики.

Хороводная игра «Флажок»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Дидактическая игра «Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Упражнение «Закончи предложение» Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, увлечения и рассказывать о них.

Хороводная игра «Весенние цветочки»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Беседа: «Моя семья»

Цель: побеседовать о семье, сказать добрые слова для мамы, папы, бабушки, дедушки.

Собери кубик «Русские народные сказки» (Три медведя) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок.

Хороводная игра «Вокруг домика хожу»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями

Беседа: «Широкие просторы Родины моей»

Цель: Формировать знания о России, привить любовь к родной земле, краю.

 

Найди половинки « Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Формировать  ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать мышление, навыки коммуникативного общения; воспитывать доброжелательность.

Упражнение «Прошу – не надо»

Цель: предложить ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится.

Коммуникативная игра «Я хочу с тобой дружить»

Цель: познакомить детей с правилами дружбы, формировать навыки общения со сверстниками.

Беседа: «Для чего нужны друзья»

Цель: Формировать знания о дружеских отношениях,



Предварительный просмотр:

                                                               Перспективное планирование

                                             по формированию основ толерантности у детей      

                                                            среднего дошкольного возраста.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для формирования основ толерантного развития.

Создание предметно-развивающей среды для формирования основ толерантного развития.

Рассказ «Мой друг.» Цель: Формировать умение: составлять небольшой рассказ творческого характера; формулировать личную оценку поступков.

Рисование «Портрет моего друга». Цель: Продолжать знакомить с искусством портрета. Учить понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих людей,

Октябрь

Комплексное занятие. «Поэзия народного костюма»

Экскурсия в холл толерантности. Цель: Познакомить с многообразием костюмов, их назначением, рассматривание костюмов, кукол. Дидактическая игра «Чей костюм», 

Рассказ- беседа «Я и мои друзья»- Цель: продолжать формировать представление о строении и функционировании организма человека, вызвать у детей позитивное отношение друг к другу, развивать умения осуществления полезных привычек)

Игра «Эхо» Цель: Развивать голосовой аппарат детей: учить произносить громко и тихо имена одногруппников.

АППЛИКАЦИЯ Тема: Новый район города. Цель: Учить создавать несложную композицию; Закреплять умение по-разному располагать в пространстве листа изображения зданий.

Чтение пословиц, поговорок о Родине;

Рассказывание о современных достижениях Родины;

Рассматривание иллюстрации о городах России; о взрослых; о жизни детей в разных регионах России, мира.

Ноябрь

«Мы такие разные»

Интегрированное занятие «Разноцветные дети планеты»

Цель: Расширять знания детей о жителях нашей планеты.

Беседа «Мы и непохожие на нас люди»

 Цель: Развивать толерантное отношение к другим людям (например, людям без постоянного места жительства)

Рассказ воспитатель «Наша планета». Цель: дать представление о наличии разных стран на планете Земля. Воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран.

Беседа: «Я и все вокруг» Цель: Развивать уважительное отношение к другим людям

Беседа: «Дружбой дорожить умейте!» Цель: Формировать умение слушать и понимать представление о дружбе.

Беседы: «Что такое друг», «Для чего нужны друзья» Цель: формирование представлений о дружбе, взаимопомощи Аттракцион «Подари улыбку другу» Рисование портрета друга

Цель: рисовать положительное настроение друга.

Беседа та тему «Эти добрые словечки» Цель: Прививать детям умение благодарить за оказанную услугу, вежливо здороваться, прощаться.

тренинг «Как можно поздороваться» Цель: обучить детей здороваться разными способами.

Декабрь

Рассматривание альбома с фотографиями «В садике «Ёлочка» своём очень дружно мы живём» Цель: создать дружескую атмосферу, предложить детям рассмотреть фотографии, помочь вспомнить различные события из жизни детского сада, Ситуативный разговор «Какие мы все дружные» Цель:  Давайте найдём в альбоме фотографии, где мы все вместе.

Беседа «Мои друзья» Цель: формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Игра «Встаньте все, кто…»  Цель: в сплочении, установление доверительного контакта между детьми.

Ситуативная беседа «Какое доброе дело я сделал?» Цель: Акцентировать внимание детей на различных событиях, предложить дать оценку поступкам товарищей, учить чутко, доброжелательно относиться друг к другу.

Мастерская деда Мороза. Изготовление открыток-сувениров Цель: Знакомство с историей праздника, традициями празднования в России и зарубежном. Выставка творчества «Новогодний талисман»

Январь

Дид. игра «Назови друга ласково» Цель: Развивать речевую активность, побуждать детей доброжелательно относиться друг к другу. Вызывать радостное настроение от общения друг с другом.

Беседа: «Русские традиции» Цель: Вызвать у детей интерес к русским традициям.

«Рождество»

Цель: Ознакомление с историей праздника.

разучивание песен-колядок, стишков, потешек.

«Рождественская звезда» изготовление сувениров  Цель: изготовление рождественской звезды из бумаги.

Знакомство с традицией рождественских посиделок. Цель: познакомить с историей и традициями русского народа.

Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов о рождестве Цель: познакомить с историей и традициями русского народа.

Игровая ситуация «Давайте жить дружно» Цель: Закрепить значение слова «Здравствуйте! », в зависимости от времени суток употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией..

Игра «Дружные ребята» Цель: формировать сплочённость в игре.

Февраль

Беседа «Что такое дружба?» Цель: формировать представления детей о понятии «настоящая дружба», способствовать становлению товарищеских взаимоотношений в группе, акцентировать внимание детей на случаях взаимопомощи, взаимовыручки в группе.

Дид. игра «Хорошо или плохо» Цель: Формировать представление о хороших и плохих поступках, умение анализировать и делать выводы.

Игра «Назови эмоцию» Цель: Формировать эмоциональную лексику у дошкольников.

Просмотр серии мультфильма «Приключения кота Леопольда» Цель: знакомить детей с добрым, положительным героем – котом Леопольдом, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание жить дружно, развивать навыки правильного социального поведения

«Масленица пришла!»

Разучивание стихотворений, песен, танцев, хороводов Цель: Знакомство с историей праздника, традициями празднования в России и зарубежном.

Март

Рассуждения «Что значит выражение «Настоящий друг» Цель: Продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

Беседа: «Наши эмоции» Цель: Развивать умение выражать своё эмоциональное состояние

Беседа «как можно узнать настроение человека» Цель: формировать представление о человеке

Игра «Назови эмоцию»

Цель: Формировать эмоциональную лексику у дошкольников. Учить детей определять и называть психоэмоциональное состояние человека.

Беседа: «Радость»

Цель: знакомство с чувством радости,

расширение эмоционального опыта.

Упражнение «Подарим друг другу улыбку» Цель: воспитывать доброжелательные и отзывчивые отношения между детьми, налаживание контактов с детьми.

Беседа: «Злость» Цель: знакомство с чувством злости,

расширение эмоционального опыта.

Упражнение «На что похожа злость»

Этюд «Злюка» Цель: Учить детей преодолевать негативные чувства: агрессивность, конфликтность. 

Беседа «Когда я злюсь»

Цель: Обогащение опыта детей в распознавании эмоций, установление позитивного тактильного контакта. 

Беседа: «Грусть» Цель: Познакомить детей с эмоцией «грусть». Учить передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Коллективная работа. Цель: вызвать у детей желание создавать поделку вместе с воспитателем. 

Беседа: «Обида» Цель: Знакомство с эмоцией обиды.

Игра «Страна грусти»

Цель: расширение представлений детей об эмоции «грусть»; формирование умения выражать свои эмоции.

Беседа «Как можно пожалеть» Цель: развивать теплые и дружеские отношения между детьми.

дид. игра «Друг или враг» Цель: побуждать детей определять положительных и отрицательных героев сказок, взаимоотношения между ними.

Беседа «Друг в беде не бросит»

Цель: Обогатить знания детей о дружбе

Игра «Я радуюсь, когда…» Цель: Закрепление знаний о чувстве радости.

Упражнение «Найди эмоцию» Цель: закрепить знания детей об эмоциях.

Апрель

Рассказ воспитателя «День Земли» Цель:

Знакомство с историей праздника.

Рассуждения, размышления на тему «Что такое доброта?» Цель: На личном примере продемонстрировать ситуацию проявления доброты, выслушать детей. Предложить детям оценить несколько ситуаций, поступков, предложенных воспитателем. (из художественных произведений)

Рассказ воспитателя: «Пасха» Цель:

Ознакомление с историей праздника.

Выставка детского работ «Роспись пасхальных яиц» Цель: Знакомство с традицией празднования «пасхи».

Развлечение «Когда мои друзья со мной» Цель: расширять представление детей о дружбе, закреплять навыки употребления в повседневной жизни вежливых форм обращения к сверстникам и взрослым с помощью коммуникативных игр; воспитывать чувство поддержки, доброго, товарищеского отношения друг к другу.

Май

Проблемная ситуация «Мальчик Петя называл своих друзей так – Мишка, Колька, «Эй, ты». Вскоре Миша и Коля не стали дружить с Петей». Почему, как вы думаете? А как ласково, по-доброму обращаться к друзьям?

Словесная игра «Каким должен быть друг» Цель: обогащать словарный запас детей качественными прилагательными. (надёжный, честный, верный, добрый, щедрый, преданный, вежливый).

Сюжетно-ролевая игра: «Семья» Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья».

Конкурс рисунков «О моей семье»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному краю» Цель: повторить и закрепить знания детей о родном крае,



Предварительный просмотр:

                                                              Перспективное планирование

по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

 

  «Дни русской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном русском костюме. 

Интегрированное занятие «Русский национальный костюм»

Интегрированное занятие «Рушник с русским орнаментом»

Чтение русских народных сказок

  «Дни русской культуры» 

Дидактическая игры: лото «Русский национальный костюм», пазл «Народные промыслы», «Найди пару».

Чтение художественной литературы                

Работа с родителями         5Совместное творчество детей и родителей «Одень куклу в русский национальный костюм»

Чтение русских народных сказок

Октябрь

«Дни татарской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном татарском костюме.

Беседа «Знакомство с республикой Татарстан»

Аппликация «Тюбетейка с татарским орнаментом»                

 Дидактические игры: «Найди по описанию», «Найди пару», «Скажи какой»                        

Подвижная народная татарская игра «Юрта»

 Чтение художественной литературы         Татарские сказки: Сёстры, Глупые братья, Гульчечек.                

Работа с родителями        

6. Совместное творчество детей и родителей «Одень куклу в татарский национальный костюм.

«Дни мордовской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном мордовском костюме.

Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,)

Чтение мордовских сказок

«Дни грузинской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном грузинском костюме.

Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,)

Чтение грузинских сказок

«Дни украинской культуры»

1Беседа «Наш славянский сосед Украина»

2Лепка «Друзья в украинском национальном костюме»

3Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,)

4. Настольный театр по украинской народной сказке «Рукавичка»

Работа с родителями

Совместное творчество детей и их родителей «Одень куклу в украинский национальный костюм»

Ноябрь

«День народного единства» (4 ноября)

«Международный день толерантности» (16 ноября)

«Дни туркменской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном туркменском костюме.

Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,)

Чтение туркменских сказок

Декабрь

«Дни культуры народов севера» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном  костюме народов севера.

Чтение сказок народов Севера

« День прав человека» (10 декабря)

«Международный день чая» (15 декабря) чаепитие с со сладостями разных народов

«Деды морозы народов России»

«Новый год шагает по планете»

Январь

«Рождество» (приготовление кутьи на рождество)

«Международный день объятий» (21 января)

НОД «Путешествие в страну Обнимания»

«Дни молдавской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном молдавском костюме.

Чтение молдавских сказок

Февраль

«Дни узбекской культуры»

1Интегрированное занятие «Путешествие в республику Узбекистан»

2Дидактические игры «Найди по фрагменту», «Одень куклу в национальный узбекский костюм», «Разрезные картинки», «Найди пару»

3Подвижные игры:

Подвижная народная узбекская игра «Чапан», подвижная народная узбекская игра «Канатоходцы»

4Прослушивание аудио-сказки «Злой сын»        

Работа с родителями

5Совместное творчество детей и родителей «Одень куклу в узбекский национальный костюм» 

«Дни узбекской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном узбекском костюме.

Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,)

Чтение узбекских сказок

«День спонтанного проявления доброты» (17 февраля)

«Международный день родного языка» (21 февраля

«Масленица» (24февраля-1марта)

Март

«Международный день 8 Марта»

Беседа: «По странам и континентам»

Цель: изучению природы, культуры Австралии, Африки,

«Дни армянской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном армянском костюме.

Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,)

Чтение армянских сказок

«Дни армянской культуры»

1Интегрированное занятие «Россия- Армения»

2Дидактическая игра «Найди по описанию», Кубики «Куклы в национальных костюмах»

3.Подвижная игра «Битва на яйцах»

Работа с родителями

4.Совместное творчество детей и их родителей «Одень куклу в армянский  национальный костюм»

«Дни казахской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном казахском костюме.

 Интегрированное занятие «Знакомство с республикой  Казахстан» Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Найди пару»

Работа с родителями Совместное творчество детей и родителей «Одень куклу в казахский национальный костюм»

Чтение казахских сказок

Апрель

«Международный день детской книги» (2 апреля)

«Дни белорусской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном белорусском костюме.

Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,)

Чтение белорусских сказок

02 апреля «Беларусь и Россия: День единения народов.

07 апреля «Международный день цыган»

«Дни цыганской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном цыганском костюме.

Чтение цыганских сказок

15 апреля «Международный день культуры»

«Дни кавказской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном костюме народов кавказа.

Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,)

Чтение кавказских сказок

23 апреля «Всемирный день книги и авторского права»

«Дни азербайджанской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном азербайджанском костюме.

Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,)

Чтение азербайджанских сказок

Май

«Дни европейской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном костюме стран Европы.

Чтение сказок Европы

«Дни восточной культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном  костюме народов Востока.

Чтение сказок Востока

Беседа: «По странам и континентам»

Цель: изучению природы, культуры Арктики и Антарктиды.

Чтение сказок народов севера

Беседа: «По странам и континентам»

Цель: изучению природы, культуры Евразии, Америки, Африки.

Чтение сказок народов Евразии, Америки, Африки.

Итоговое мероприятие «Народы России и стран соседей»



Предварительный просмотр:

                                                              Перспективное планирование

по формированию основ толерантности у детей подготовительного к школе возраста. 

 

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

 

 

Октябрь

Беседа: «Города России».

Беседа: «Города Европы».

Беседа: «Города стран соседей».

 «Международный день городов» (31 октября) Москва, Киев, Казань, Ереван, Ташкент, Нур-султан.

Ноябрь

«День народного единства» (4 ноября)

Оформление центральной стены в детском саду «Я в мире человек»

Совместное творчество детей и родителей.

«Международный день толерантности» (16 ноября)

Неделя толерантности: Развлечение «Мы такие разные, но мы вместе»

Лепка «Хоровод дружбы»

Работа с родителями

Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»

4.Консультация для родителей «Как воспитать толерантного ребёнка»

«День рождение Деда мороза» (18 ноября)

Беседа «Всемирный день ребёнка» (20 ноября)

Беседа «Всемирный день приветствий» 21 ноября

НОД «Приветствия народов мира»

Коллективная аппликация «Дружат дети на планете»

Дидактическая игра . «Круг желаний»

Акция «Дерево дружбы» пожелания и отзывы о дружбе детей

Декабрь

Работа с родителями                                                           1.Родительское собрание «Национальные блюда разных стран и республик»        

Дидактические игры: «Найди пару» (символика, национальная одежда), «Одень куклу в национальный костюм»

«Международный день чая» (15 декабря) чаепитие с со сладостями разных народов

Беседа и чаепитие «Традиции чаепития» 15 декабря

«Новый год шагает по планете»

Беседа «Деды морозы народов России»

«Новый год шагает по планете»

1. Интегрированное занятие «Новый год шагает по планете»

2.Русская народная подвижная  игра «Бубенцы»

Январь

«Рождество» (приготовление кутьи на рождество)

1. Беседа «Рождество Христово»        

2.Беседа Всемирный день «Спасибо»

«Международный день объятий» (21 января)

НОД «Путешествие в страну Обнимания»

Занятие «Страна Восходящего солнца»

по изучению Японии. Цель: Познакомить с историей, территориальным расположением и культурой этой страны.

Конструирование бумажной японской куклы «Чиогами нингё»

Февраль

«День спонтанного проявления доброты» (17 февраля)

1Беседа «Путешествие в страну Вежливости и Доброты»

«Международный день родного языка» (21 февраля

1. Беседа «День родного языка»                        

2. Дидактические игры: Игра- ходилка «Народы России», лото «О чём речь»                        

«Масленица» (24февраля-1марта)

Проведение праздника «Масленица».

Русские народные подвижные игры: «Кошки-мышки», «Жмурки», «У медведя во бору», «Гуси», «Салки», «Прятки», «Горелки», «Алёнушка и Иванушка», «Красочка», «Удочка», «Старые лапти» и др.

Март

Занятие «Путешествие по Франции»

викторина «Путешествие по Елисейским полям»

«Международный день 8 Марта»

Интегрированное занятие-путешествие по истории Англии, викторина «Путешествие по Темзе»

«Международный день счастья» (20марта)

Беседа: «Самые счастливые страны мира»

Изготовление книжки-малышки «Одень куклу в национальный костюм».

Апрель

«Международный день детской книги» (2 апреля) чтение сказок народов мира.

05 апреля «Международный день супа» Беседа «Первые блюда народов мира»

«Международный день культуры» 5 апреля

10 апреля «День братьев и сестёр» НОД «Расскажи о своей семье»

 «Международный день Матери-Земли» 22 апреля

Беседа «Мы жители земли»

23 апреля «Всемирный день книги и авторского права»

Май

09 мая «День Победы»

Беседа « Одна победа на всех»

Досуговая деятельность «Семейная память»

С-р игра «Дружат дети всей земли»

Подвижные игры народов мира

24 мая «День славянской письменности и культуры»

1 июня День защиты детей


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: