Распространение педагогического опыта

Чадаева Людмила Геннадьевна

Практикумы, масстер-классы, опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obryadovaya_kukla.docx22.36 КБ
Файл tsvetoterapiya.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов «Обрядовая кукла» (Масленица)

Цель: Познакомить педагогов с историей народных кукол оберегов и выполнить русскую обрядовую куклу на основе традиционной технологии. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

•        познакомиться с историей возникновения народной куклы.

•        изготовить традиционную народную куклу.

Актуальность:

Приобщение детей к истокам народного творчества является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

 В современно мире развития информационных технологий люди не так часто вспоминают народную культуру, редко посещают музеи, выставки народного творчества, многие не знают и не могут различить народные промыслы

Актуальность практикума обусловлена важностью аспектов патриотического воспитания на основе народной педагогики. Народная педагогика помогает развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Ход практикума:

История народной куклы уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян. По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности и остается самой любимой игрушкой девочек. Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит народная мудрость. Наши предки считали, что чем дольше и больше ребенок играет, тем счастливее будет его жизнь.

Кукла «живет» рядом с человеком меняется со временем, отвечая требованиям и веяниям моды. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда.

Обычно кукол делали женщины. Изготовление куклы сопровождалось всегда произношением вслух добрых пожеланий или молитвой, т.к. у текстильных кукол есть свойство – впитывать в себя информацию и накапливать энергию. Именно поэтому в семьях для своих детей кукол делали из старой одежды, считалось, что «ношеная материя хранит в себе родовую силу и, воплотившись в кукле, передает ее ребенку, становясь оберегом». Примерно с 5-6 лет девочки начинали делать своих первых кукол. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним и судили о мастерстве девочки. В кукольных играх дети не только знакомились с традициями и обрядами своего народа, с жизненным укладом, но и непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания и особенности своего традиционного костюма.

К куклам относились бережно, их хранили, передавали от мамы к дочке, некоторым было более века. В избах насчитывалось до сотни кукол.

ВИДЫ КУКОЛ

Куклы-обереги.

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны.

Обрядовые куклы.

Это куклы использовавшиеся в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Куклы выполнялись для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям.

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Игровые куклы

Куклы, предназначенные для игры. Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье и даже замужние женщины. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле. И не зря – по красоте кукол судили о вкусе и умениях ее хозяйки.

В декоративных (костюмных) куклах тщательно прорабатывался костюм его детали, характерные для данного поселения и времени. Фактически эти куклы заменяли модные журналы, с их помощью сохранялись лучшие традиции и технологии пошива и украшения одежды. Авторы часто находили способы и средства стилизации народного костюма в кукле, придающие ей наибольшую ценность и выразительностьОчень часто в костюмной кукле стараются использовать старинные домотканые ткани, кружево. К ним можно отнести, прежде всего, куклу на-выхвалку, а также все возможные куклы, предназначенные для знати и их детей.

Правила при работе над куклой:

Проводить работу по изготовлению куклы следует только тогда, когда вы действительно этого хотите.

Ваши мысли должны быть только положительными, иначе вы рискуете перенести их на куклу, а это отрицательно скажется на ее магических способностях.

День недели, в который вы создадите куклу, не повлияет на ее защитную магию, а вот лунный период лучше всего выбирать растущий. В прибывающий месяц ваш оберег получит максимум силы.

Создавать куклу оберег нельзя с использованием острых и режущих предметов. Все нити следует обрывать, а не отрезать, а сшивание заменить связыванием.

Славянские куклы-обереги — это огромный своеобразный мир фантазии и мастерства. Куклы-обереги сопровождали наших предков на протяжении всей жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей и дарили их на праздники, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами.

ЗНАЧЕНИЕ ОБЕРЕЖНОЙ ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В соответствии с ФГОС ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно – игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры.

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоем, втроем (можно и больше). Главное — придумать занимательный сюжет.

Значение народной куклы в развитии ребенка очень велико, в чём мы - педагоги ежедневно убеждаемся. Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы. Игра с ней и участие ребенка в ее создании, позволяют развивать у него творческие начала, воображение, память, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детям необходимо обязательно рассказать о том, что означает каждая кукла, почему ее так называют, и когда в нее играют. На глазах детей кусочки ткани превращаются в какой-то объект, который дети сами могут сотворить и потом поиграть в него.

Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение, представлять её в разных игровых ситуациях. Многообразие материалов, используемых при изготовлении, способствует развитию креативности ребенка.

На занятиях по изготовлению народной куклы дети получают разносторонние знания народных ценностей, традиций, об истоках народной культуры. Дети учатся скручивать, складывать, отрезать нужного размера лоскуток, подбирать ткань по цвету, развивают глазомер, образное и пространственное мышление. Запоминают значение цвета в кукле (красный – от болезни), значение рисунка и узора в наряде. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При изготовлении конкретной куклы-поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников.

Играя с изготовленной куклой разговаривая с ней, баюкая ее, у детей так же развивается речь.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

А теперь предлагаю Вам  изготовить куклу – Масленицу.

Литература

1.Котова, И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котов. - СПб.: Паритет, 2003. - 240 с.

2.Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие - СПб ООО Издательство Детство пресс, 2011

3. Интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

Цветотерапия

Первым положительное влияние цвета на психику человека обнаружил немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Гёте, заложив, таким образом, основы современной цветотерапии. Он отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые.

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.

Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт.
Одним из основных требований к подбору материала является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение.

 В своей работе я использую такие игры:

«Волшебные камушки»

Цель: составление узора по заданной схеме или самостоятельно.

«Цветные полянки»

Цель: предложить детям пройти по разноцветным «полянкам» в заданном порядке или по желанию ребенка.

«Прозрачное покрывало феи» - применяется при желании ребенка уединится (спрятаться).

«Разложи по цвету»

Цель: объединение различных предметов разных форм и фактур.

«Разноцветное небо» - посмотреть на небо сквозь пластинки различных оттенков.

Также, часто использую в своей практике многим любимою игрушку нашего детства «Калейдоскоп».

Сегодня предлагаю вам выполнить его из подручных материалов, чтобы и ваше настроение было позитивным.