Тема самообразования: Развитие познавательной деятельности у младших дошкольников Через организацию детского экспериментирования.

Актуальность:

 

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил,

 

Чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

 

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,

 

- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

 

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения

Цель моей работы - развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования  в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

 

1. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

 

3. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

 

 

4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

 

Предполагаемый результат:

 

1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

2.Умения использовать разные способы и приемы познания.

3.Интерес к экспериментированию у детей второй младшей группы.

4.Готовность к логическому познанию.

Предполагаемый результат:

 

 

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

 

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со  снегом и т.д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:

 

1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.)

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения материала (бросового и природного).

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода», или емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).

Приборы и оборудование мини-лабораторий :

1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные, магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терки, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл, мельницы.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: а) природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.); б) бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт).