Дидактические материалы с кодовым словом

Хрипунова Татьяна Владимировна

Сделать учебную работу насколько возможно интересной и не превратить в забаву-это одна из труднейших задач дидактики. ( К. Д. Ушинский)

Каким должен быть современный урок?Для меня современный урок-это интересный урок.Однажды мне ученики сказали:"Нам тогда все понятно,когда интересно".

Интерес - это синоним учебной мотивации.Так как же сформировать ее у ребенка? В 2003 году я купила тетрадь с заданиями для обучения и развития учащихся авторов Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова издательства "Интеллект-Центр". Это и стало началом использования в моей работе приема "кодовое слово" как средство формирования познавательного интереса.Часть заданий в статье взято из этой книги, есть авторские или использованные идеи со страниц журнала "Математика".

Прием " кодовое слово" было мной использовано при разработке конспекта урока" Действия с десятичными дробями" 5 класс, опубликованного в журнале " Урок в современной школе" ( методический сборник конспектов школьных уроков; с содержанием урока можно ознакомиться на моем сайте).

 

С использованием приема "кодовое слово"  у учителя появляется эффективный инструмент концентрации ванимания детей на учебной деятельности.На основе придуманного слова удается связать математику с окружающим миром, выстроить межпредметные и внутрипредметные связи. Прием "кодовое слово" поддерживает и возрастные особенности пятиклассников - склонность к фантазированию  и активности на уроке. Важно правильно подобрать слово. Если вы хотите проверить знания, то слово должно быть незнакомым. Если ваша цель коррекция знаний - слово угадываемое. Но помните, при использовании приема "кодовое слово" нужно четко продумать регламент урока, а то можно "заговориться". Как известно, пятиклассники быстро утомляются, поэтому яркие, занимательные задания помогут им сохранить работоспособность на уроке. Использование приема сделает урок занимательным и продуктивным.

Рассмотрим подробное использование данного приема на различных этапах урока.

Этап актуализации знаний и подведение учащихся к изучению новой темы 

Прочитайте дроби, изображенные на каждом рисунке. Для каждой дроби найдите соответствующую букву на лепестке ромашки и прочитайте получившееся слово.

Учитель проверяет умение называть дроби и после прочтения слова "сравнение" организует мини-диалог : что умеем сравнивать и чему научимся на уроке.

 

Этап формирования знаний.

Отрабатываем умения записывать десятичные дроби.

Учитель читает предложения, ученики записывают цифрами десятичные дроби и буквы, которые диктует учитель.

К- пятьдесят три целых и четыре десятых;

У- пятнадцать целых и шесть десятых;

М- шестнадцать  целых и пять десятых; *

Е- семнадцать целых и пять десятых;

А- восемнадцать целых и пятьдесят шесть сотых; *

Т- девятнадцать целых и пятьдесят шесть тысячных;

Р- двадцать целых и пятьсот тринадцать тысячных;

С- десять целых пять тысяч сто двадцать три десятитысячных; *

По окончании диктовки ученикам предлагается выписать те буквы, у которых в записи соответствующих десятичных дробей в разряде десятых стоит цифра 5.

Кодовое слово:Марс.

Можно говорить о планете Марс, ее тайнах и загадках, о полетах на Марс и т.д.

Устный счет

Всем известно, что у учеников с прочными вычислительными навыками меньше  проблем с математикой.Использование знаний с кодовым словом делает устный счет более интересным. Вот пример задания на закрепление навыков действий с натуральными числами. В результате вычислений ученик получает номера букв русского алфавита.

Расшифруйте слово:

1. 9 * 3 + 6;                   2. 6 * 8 : 12;

3. 7 * 8 - 5 * 8;               4. 72 : 9 - 15 : 5;

5. 8 * 8 : (16 * 4).

Кодовое слово: ягода (сколько примеров столько букв в слове).

Приведу примеры заданий, которые проверяют не только знания, но и  развивают умение делать выбор, работать по алгоритму.

Задание 1. Проверьте, по предложенному алгоритму, делится ли число x на 2; 3; 5; 9; 10.

Кодовое слово : колокольчик.

Задание 2. Узнайте,как называется наука, занимающаяся изучением происхождения слов. Для этого решите примеры и заполните таблицу:

Кодовое слово : этимология.

Верно ли высказывание : " Слова цирк и циркуль имеют одинаковое этимологическое происхождение?"

Для проверки надо воспользоваться этимологическим словарем. Можно поручить ученику класса сделать сообщение об истории изобретения циркуля и предложить всем найти к следующему уроку информацию о цирке.

Задание с кодовым словом можно использовать и для групповой работы. При этом важно обратить внимание на рациональные формы организации работы в группе. Пример одной из таких карточек приведен ниже.

Карточка 1

Задание 1. Найдите:

Задание 2. Заполните пропуски:


 

Задание 3. Выполните действия:

(0,32 * 3,5 : 0,25 + 0,02) * 3,2 + 321,6 =

Используя результаты выполнения заданий 1-3, заполните пропуски в тексте:

492,43,41,52 2/515
      

-это самое глубокое в мире озеро.

Его называют жемчужиной нашей планеты, так  ака в нем самая чистая вода. Его глубина  ? м. В него впадает  ?  больших и малых рек, а вытекает лишь одна - это

2,4604,52,4122 2/5