Образовательные технологии, используемые в практической и профессиональной деятельности

Рыбак Галина Николаевна

Приложение 5

  1. Информация

об образовательных технологиях,

используемых педагогом в практической профессиональной деятельности

(заполняется педагогом)

 

п/п

Название
образовательной  технологии
 (с указанием автора)

Цель использования
образовательной 

технологии

Описание порядка использования 
(алгоритм применения)  технологии в
практической профессиональной

деятельности

Результат использования
образовательной 

технологии

Ссылка на

 электронные ресурсы *

(при наличии)

  1.  

Технология групповой деятельности.

(Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Е.Е. Шулешко, Г.А. Цукерман)

Повышение эффективности обучения в целом.

Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Воспитание у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности.

 

Использую:

групповую организацию учебных занятий (на принципах дифференциации);

однородную групповую работу (небольшие группы выполняют одинаковую для всех работу);

групповой опрос;

нетрадиционные уроки (где класс делится на группы)

Основные этапы:

1.Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

2.Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

4.Групповая работа.

5.Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

6.Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

7.Подведение итогов группового задания.

8. Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах.

9. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

10.Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.

1. Оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей.

2. Актуализация, конкретизация, закрепление  знаний при работе в группе.

3.Увеличение объема самостоятельных работ. Наблюдается распределение обязанностей в группе. Дети становятся более уверенными и высказываются, не стесняясь.

4. Отсутствие неуспевающих по предмету.(100% обученность)

5. Знания усваиваются более прочно, повышается личная мотивация.

 

  1.  

Проблемное обучение

(Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмудов, В.Оконь)

 

 

Развитие мыслительных способностей, формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.

 Развитие познавательных и творческих способностей, усвоение способов самостоятельной деятельности.

Основные этапы:

1.Подвожу детей к противоречиям, предлагаю самим найти способы их разрешения.

2.Излагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос.

3.Побуждаю делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуаций.

4.Формулирую проблемные задачи ( с недостаточными или избыточными данными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций:

- подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагаю  классу   рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы  из ситуации, сопоставлять факты;

- ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- определяю проблемные теоретические и практические задания;

- ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными  или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Результатом использования технологии проблемного обучения являются:

1.  формирование предметной компетенции;

-развитие познавательной активности и самостоятельности (в олимпиадах участвовали  52, 38% учащихся; в конкурсах –  57, 14%, всего участников – 59 %)

- развитие мышления;

-развитие творческих способностей;

-формирование коммуникативной компетенции и толерантности.

Знания усваиваются прочнее, что повышает качества знаний по предметам ( от 55 до 85, 35%)

 

 

  1.  

Игровые технологии

(Б.Н. Никитин, Л.А.Венгер, А.П.Усова,  В.Н.Аванесова)

Развитие познавательной активности, общеучебных, трудовых  умений и навыков.

Развитие мотивации учебной деятельности.

Воспитание самостоятельности,

сотрудничества, коллективизма, общительности.

На разных этапах урока ввожу игровые моменты. Использую в качестве технологии урока (урок-сказка, урок-исследование, урок-игра,  урок-путешествие).

Использую как технологию внеклассной работы.

Основные этапы:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры- распределение ролей;

- учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом, подводится итог.

 

1. Развитие интереса к предмету, появился стимул к учебной деятельности - учебная мотивация составляет 100 %.

2.Проведение предметных недель. Все учащиеся, 100%, с удовольствием принимают участие во всех предложенных конкурсах, викторинах…

2. Сформированность  детского коллектива.

 

 

  1.  

Информационно-коммуникативная технология (Г.К.Селевко, В.Олифер, Н.Олифер)

Формирование коммуникационных умений и навыков работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ.

Формирование умения находить нужную информацию, обрабатывать и представлять.

Порядок использования технологии:

-создание презентаций

-создание дидактических материалов;

-использование готовых проограммных продуктов;

-использование Интернет-ресурсов;

-создание тестовых работ;

-обобщение методического опыта в электронном виде.

 ИКТ в учебно-воспитательном процессе

 применяю следующим образом:

- консультирую учащихся по созданию презентаций,

- привлекаю учащихся к созданию дидактического материала при выполнении заданий к творческим зачётам, осуществлении исследовательской работы;

- консультирую и контролирую учащихся по соответствию содержания материала и его оформлению.

    Уроки проводятся в кабинете, который оборудован  компьютером для работы учителя и обучающихся.  Класс оснащён современными  компьютерными средствами для фронтальной  работы обучающихся. В кабинете установлен мультимедийный проектор  и компьютер для учителя. Занятия сопровождаются показом мультимедийных презентаций, созданных учителем и обучающимися, либо используются готовые компьютерные программы. 80%  уроков, все  внеклассные мероприятия,  проводятся с показом мультимедийных презентаций. Для их создания  использую ресурсы интернета, электронные энциклопедии. Использую  тренинговые программы «Словарная работа», «Таблица умножения».

 

 

1. В результате повысился интерес учащихся к изучению нового материала, предмету, высокий уровень концентрации внимания.

( повышается объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.)

2. Овладение практическими способами работы с информацией.

3. Повышение  качества знаний (от 55% до 85, 35%),

4. Обучающиеся принимают активное участие в различных интернет - конкурсах и онлайн - олимпиадах.  (Приложение 2)

 

Использование технологий на уроках, например, русского языка, применение тренажеров для словарной работы,  на уроках математики «Уравнение»  и др. активизирует познавательную деятельность, развивает мышление, речь и творческие способности ребят, что позволило им достичь хороших результатов во внеурочной образовательной деятельности по изучаемым предметам, в олимпиадах и конкурсах разных уровней.

Интересными и незабываемыми прошли общешкольные внеклассные мероприятия «У Новогодней ёлки», «Праздник первой книги», «Осенний блюз»,выпускной вечер в начальной школе «Прощай, начальная школа», урок «Россия, устремленная в будущее!», классный час «Люблю тебя, мой край родной!»!»  с использованием мультимедийных презентаций, в создании которых учащиеся принимали активное участие.

 

 

  1.  

Образовательная технология разноуровневого дифференцированного обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, М.Б.Кирсанов)

Создание оптимальных условий для выявления задатков интересов и способностей учащихся.

 

Обеспечение равных возможностей получения качественного образования с учетом разного уровня подготовки учащихся.

1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся.

2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.

3.Условное деление класса на группы с учётом результатов диагностики (по способностям, по интересам, по психологической совместимости). Работа в группах сменного состава.

4. Организация самостоятельной работы на уроке с использованием вариативных заданий.

-карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи;

-альтернативные задания для добровольного выполнения;

-разноуровневые задания.

5. Реализация на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым меняется состав групп.

1. Повышение качества знаний (математика с 65% до 66, 67%;

чтение с 70% до 71, 43%, русский язык с 55% до 66, 67 %, окружающий мир с 85 % до 85, 71 %)

 

2. Развитие личности каждого школьника, создание условий для максимального развития детей с разным уровнем способностей.

3. Успеваемость 100%, стабильный уровень обученности – 70,68 % (за первое полугодие 2018-2019.гг.)

4. Победители и призёры предметных олимпиад (52, 38 % учащихся были победителями или призерами).