Описание системы работы с одарёнными детьми (из личного опыта)

Жингалиева Кунслу Имашевна

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации. Обучаясь в школе, дети должны получить равные возможности для своего развития.

Через  организацию детского самоуправления следует развивать и социальную одаренность. При этом работа педагогического коллектива строится с учетом других критериев выделения видов одаренности:

-       вид деятельности (практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная) и обеспечивающие её сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая);

-       степень сформированности одаренности (актуальная одаренность - более высокий уровень выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой; потенциальная -наличие определенных психических возможностей для достижения высоких результатов, но ребенок не может их реализовать в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности);

-       форма проявления (явная одаренность, скрытая);

-       особенности возрастного развития (ранняя, поздняя).

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.

В основной школе (5-9-е классы) проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. В основной школе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется учебным планом школы): спецкурсы, мини - курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной   воспитательной   работы   в   школе.   Основой   такой   системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.

Определение  одаренных детей:

-             имеют более высокие по сравнению с большинством
интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие
возможности и проявления;

-              имеют доминирующую  активную,  ненасыщенную! познавательную потребность;

-              испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.


Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития

при  прочих  равных  условиях  (такие  дети  чаще  всего  встречаются  в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети    с    признаками    специальной    умственной    одаренности   -    в определенной области науки (подростковый образ).

3.Учащиеся,   не   достигающие   по   каким-либо   успехов   в   учении,   но обладающие    яркой    познавательной    активностью,    оригинальностью психического   склада,   незаурядными   умственными   резервами   (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-         принцип      максимального      разнообразия      предоставленных  возможностей для развития личности;

-          принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-         принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-         принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-          принцип      свободы      выбора      учащимся      дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

Прогнозируемый результат.

1. Максимальное развитие ученика в соответствии с его задатками, интересами, склонностями

2. Повышение качества обучения

3.Привлечение максимального количества учащихся в работу кружков,
секций

4. Активизация деятельности школьного самоуправления

5. Совершенствование методической работы в школе по проблеме обучения мотивированных учащихся

6. Использование разноуровневых технологий в обучении и воспитании, исследовательских, коммуникативных и информационных технологий

7. Формирование навыков культуры умственного труда, приобщение к навыкам исследовательской культуры.

Цели и задачи работы с одаренными учащимися.

ЦЕЛЬ: развитие способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.

ЗАДАЧИ:

1)       Формирование физически здоровой личности:

-       недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;

-       оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;

-       привлечение максимального количества детей к занятиям спортом.

2)      Развитие интеллектуальных способностей учащихся:

-          ориентация работы школы на раскрытие интеллектуального потенциала каждого учащегося;

-           совершенствование содержания образования через использование вариативной части учебного плана для введения факультативных курсов, курсов по выбору;

-           осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении.

3)      Развитие специальной одаренности:

-          создание   кружков,   секций   через   систему дополнительного образования.

4)      Развитие социальной одаренности:

-          формирование органов ученического самоуправления для развития
социальной одаренности;

-           совершенствование работы классных руководителей;

-           формирование и закрепление традиций школы.

5)                Формирование творчески работающего коллектива:

-           обеспечение оптимальной нагрузки;

-           совершенствование   методической   работы   в   школе   через   МО, методические семинары;

-           внедрение передового педагогического опыта в практику школы;

-           широкое использование современных образовательных технологий.

6)                Совершенствование системы управления школой:

-               оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации;

-               создание банка информации по проблеме работы со способными детьми.

Формы    работы    с    учащимися,    имеющими    высокий уровень развития учебно-познавательной сферы

-  Косультации                                                                     

-  Кружки по интересам

-  Конкурсы

-  Элективные курсы

-  Предметные олимпиады

-     Предметные недели

-     Интеллектуальный марафон

-     Научно-практическая конференция школьников

-     Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися

-     Работа по индивидуальным планам