Урок истории- основная форма патриотического воспитания школьников.

Жингалиева Кунслу Имашевна

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит роль патриота.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

Конечно, учитель,  в первую очередь, является носителем всех духовных ценностей. И его первоочередной задачей является передача всех этих ценностей подрастающему поколению.

Воспитание патриота страны - одно из главных условий национального возрождения.Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма — он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.
 Будущее  нашего государства-это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа. Как воспитать чувство любви к Родине у современного ребенка, окруженного компьютерами, телевизорами и прочими достижениями XXI века?  Эту задачу должна решать прежде всего школа при поддержке родителей.

Да, духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценностиусваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Как учитель истории, я считаю, что развитие патриотических  качеств личности должно происходить на уроках истории, а также на внеклассных занятиях. Каждый урок пропитан духом патриотизма. Изучая  историю страны мы говорим детям о героях войн и революций, говорим об исторических деятелях. И пусть учитель не поставивший цель урока – воспитание патриотических чувств, - он всё равно пытается достичь этой цели.Ведь именно занятия по истории способны более, нежели другие предметы, сформировать принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Всё это в целом способствует формированию принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Среди основных форм  воспитательной работы следует выделить:

1) интегрированные уроки;  2) исследовательские и творческие работы;  З) уроки мужества;   4) создание музея истории школы;   5) экскурсии, поездки, походы; б) проекты по краеведению; 7) спортивные игры;  8) создание цикла классных часов «Моя малая Родина». 

Воспитание патриотизма, в первую очередь,  должно обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. Достижение степени идентичности – это высшая степень патриотических качеств личности, а значит, и решение проблем патриотического воспитания.
         Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Необходимо увлечь учащихся примерами из отечественной истории, свидетельствующими о преданности наших соотечественников Родине. Но одни лишь рассказы здесь не помогут. Принцип единства патриотического воспитания должен быть положен в основу деятельности образовательных учреждений.Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех участников воспитания - это семья, школа, учреждения дополнительного образования, культура, спорт, СМИ.   

     Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_konferencii.docx813.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Урок истории- основная форма патриотического воспитания школьников».

К.И. Жингалиева

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит роль патриота.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

Конечно, учитель,  в первую очередь, является носителем всех духовных ценностей. И его первоочередной задачей является передача всех этих ценностей подрастающему поколению.

Воспитание патриота страны - одно из главных условий национального возрождения. Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма — он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.
Будущее  нашего государства
- это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа. Как воспитать чувство любви к Родине у современного ребенка, окруженного компьютерами, телевизорами и прочими достижениями XXI века?  Эту задачу должна решать прежде всего школа при поддержке родителей.

Да, духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Как учитель истории, я считаю, что развитие патриотических  качеств личности должно происходить на уроках истории, а также на внеклассных занятиях. Каждый урок пропитан духом патриотизма. Изучая  историю страны мы говорим детям о героях войн и революций, говорим об исторических деятелях. И пусть учитель не поставивший цель урока – воспитание патриотических чувств, - он всё равно пытается достичь этой цели. Ведь именно занятия по истории способны более, нежели другие предметы, сформировать принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Всё это в целом способствует формированию принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Среди основных форм  воспитательной работы следует выделить:

1) интегрированные уроки;  2) исследовательские и творческие работы;  З) уроки мужества;   4) создание музея истории школы;   5) экскурсии, поездки, походы; б) проекты по краеведению; 7) спортивные игры;  8) создание цикла классных часов «Моя малая Родина».        

Воспитание патриотизма, в первую очередь,  должно обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. Достижение степени идентичности – это высшая степень патриотических качеств личности, а значит, и решение проблем патриотического воспитания.
           Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Необходимо увлечь учащихся примерами из отечественной истории, свидетельствующими о преданности наших соотечественников Родине. Но одни лишь рассказы здесь не помогут. Принцип единства патриотического воспитания должен быть положен в основу деятельности образовательных учреждений. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех участников воспитания - это семья, школа, учреждения дополнительного образования, культура, спорт, СМИ.         

     Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания подрастающего поколения.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области

Волгоградская государственная академия

повышения квалификации и переподготовки

работников образования

400120, Волгоград, ул. Буханцева, 32                                8(8442) 94-99-48, 48-47-20.

Исх. №                427  от  «  21»     сентября     2011 г.ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Кафедра общественных наук Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования при поддержке Комитета по образованию Администрации Волгоградской области и издательства «Дрофа», Волгоградское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» проводит 20 октября 2011 года Всероссийскую научно-практическую конференцию «ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Приглашаем принять участие в работе конференции специалистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, руководителей и педагогов учреждений образования Волгограда и Волгоградской области, ученых и преподавателей вузов, студентов и молодых исследователей.

Основные вопросы для обсуждения на конференции:

– историческое самосознание народа: теоретическое осмысление;

– учебные занятия как основа становления исторического сознания школьников;

– роль гуманитарных наук в формировании исторического сознания общества и индивида;

– историческая мифология и историческая наука в школьных уроках;

– национальное образование: философско-методологические аспекты;

– Запад и Восток в российском общественном сознании: диалог или конфронтация;

– современное историческое образование: концептуальные и практико-ориентиро-ванные детерминанты;

– патриотические аспекты образования и воспитания в ходе воспитательной работы;

– современная информационная цивилизация и историческая идентичность: политико-правовое, государственное и региональное измерение;

– историософия как мировоззрение: опыт практического осуществления

– воспитательный потенциал учебников издательства «Дрофа;

– феномен самоопределения: национальное, социальное и индивидуальное;

– этнокультурный аспект исторического сознания;

– средства массовой информации и их влияние на становление исторического сознания школьников;

– возрастные аспекты исторического сознания: диалог поколений;

– ценностно-мировоззренческие аспекты современных научных теорий;

– региональный контекст национального самосознания и проблемы социокультурного развития местного сообщества;

– историческое сознание донского казачества и его изучение на уроках истории и во внеурочной деятельности;

– ментальные основания национального самосознания и перспективы социально-исторического развития современной России.

Место проведения конференции: МОУ лицей № 9 им. А.Н. Неверова Дзержинского района г. Волгограда.

Проехать: троллейбусами № 11, 15, 15а, автобусом № 77, маршрутными такси № 7, 8с, 64а, 80         до остановки «33-я школа».

Регистрация: с 9.00 до 10.00.

Начало работы: 10.00.

По итогам конференции будет опубликован сборник докладов и материалов.

Заявки для участия в конференции и тексты докладов принимаются до 20 октября 2011 г.

Образец заявки:

1. Фамилия, имя отчество (полностью);

2. Должность;

3. Место работы;

4. Ученая степень, ученое звание, почетное звание;

5. Членство в «Ассоциации учителей истории и обществознания»;

6. Контактный телефон (рабочий, мобильный или домашний);

7. e-mail;

8. Почтовый адрес (с индексом).

Требования к оформлению материалов:

Материалы представляются в распечатанном и электронном виде

на кафедру общественных наук ВГАПК РО (ул. Новодвинская, 19а, 5 этаж)

или по электр. адресу: convgapkro@mail.ru

с пометкой: НА КОНФЕРЕНЦИЮ «ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ».

Поля: верхнее, нижнее, левое, правое – 2 см; интервал полуторный; отступ – 1,25; размер шрифта (кегль) – 14; тип – Times New Roman; стиль – Обычный.

Название печатается прописными буквами, шрифт жирный, выравнивание по центру. На второй строке печатаются инициалы и фамилия автора (ов), выравнивание по центру.

После основного текста помещаются примечания с выходными данными работ, процитированных в тексте. Общих библиографических списков не прилагать!

Стоимость публикации составляет 150 рублей за 1 полную (неполную) страницу (для членов Ассоциации учителей истории и обществознания – 120 рублей за 1 стр.), оплачивается при регистрации. В случае соавторства оплата производится каждым из авторов в полном объёме (для получения сборника).

Адрес оргкомитета:

400012, г. Волгоград, ул. Новодвинская, 19 а. ВГАПК РО. 5-й этаж. Каб. 5-03.

Кафедра общественных наук.

Телефон: (8442) 48-47-20.                        ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ

Заявка

на участие во Всероссийской научно- практической конференции «Формирование исторического сознания на уроках истории и во внеурочной деятельности»

1

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Жингалиева Кунслу Имашевна

2

Должность

Учитель истории

3

Место работы

МОУ»Садовская СОШ» Быковского муниципального района Волгоградской области

4

Учёная степень, учёное звание, почётное звание

  -

5

Членство в «Ассоциации учителей истории и обществознания»

 Да

6

Контактный телефон (рабочий, мобильный или домашний)

8 904 418 02 04

7

e-mail

zhingalieva@rambler.ru

8

Почтовый адрес (с индексом)

404064 Волгоградская область, Быковский район, с. Садовое, ул. Школьная,25.