Тема самообразования: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Угулава Роза Серёжаевна

Тема самообразования: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

 

  1. Цель, задачи и ведущие идеи самообразования

 

Цель: Развить речь и творческие способности у детей посредством различных видов театра.

 

Задачи:

  • Развивать речь, воображение.
  • Помочь застенчивым детям принимать участие в театрализованной игре.
  • Формировать представление о различных видах театра.
  • Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности.
  • Основной целью моей работы является развитие речи и творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности.
  • Закреплять и развивать у детей устойчивый интерес к книге, воспитывать любовью художественному слову.
  • Помогать ребёнку не только осмысливать поступки персонажей (героев), но и их мысли, чувства, воспитывать умение видеть скрытые причины поступков.
  • Помогать ребёнку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям сказок.
  • Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские и народные приёмы изображения.
  • Развивать и воспитывать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения.

 

 

 

 

 

 

Ведущие идеи:

  • потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • готовность к педагогическому творчеству.
  • личностно-ориентированный подход к воспитанникам.
  • сотрудничество педагога и воспитанника.

Основные принципы:

  • непрерывность
  • целенаправленность
  • интегративность
  • единство общей и профессиональной культуры
  • взаимосвязь и преемственность
  • доступность
  • опережающий характер
  • вариативность

Источники:

  • СМИ (газеты, журналы)
  • литература (методическая, специальная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет
  • видео материалы

 


 


 

 

 

 

 

2. Ожидаемые результаты

 

 

Умение владеть навыками выразительной речи.

Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

Умение последовательно высказывать свои мысли.

Расширятся представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

  • Совместная работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Ребёнок, воспитатель

  • Формируются  коммуникативные функции, умение сотрудничать с взрослыми и друг с другом.
  • Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Воспитатель

  • Методических рекомендаций, разработка  занятий.

 

 

3.Актуальность и новизна темы

 

 

Театрализованная деятельность дает возможность детям познавать окружающий мир. Позволяет дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивает их способности в различных видах деятельности. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные эмоции, характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость; радость, грусть, удивление, страх. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи.

Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Особенность театрализованных игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир

В нашей группе есть дети, которые плохо говорят, некоторые  не выговаривают слова. Основная проблема в работе с детьми с 3-4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Мне показалось очень интересной организация театральной деятельности детей, то - как дети свободно себя ведут в игре с театральными, пальчиковыми, куклами разговаривают, изменяя мимику, интонацию.

Сегодня в условиях изменения социальной жизни, в век компьютеризации и телефонии возникает проблема у детей с речью.

Поэтому я выбрала тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух. Развитие этих навыков и способностей – важнейшая задача воспитателя детского сада. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и театрализованной деятельности.

Новизна темы в том, что мы используем театрализованную деятельность не только в форме тематических развлечений, праздников, игр - драматизаций, но и в нетрадиционных формах работы с детьми. А именно, в проектной деятельности, которая допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ. В числе них и глобальное раскрытие поставленной проблемы, и активное взаимодействие с родителями.

Здесь дети как самостоятельно, так и при поддержке взрослых являются авторами любых видов проектов. Через театрализацию мы нацеливаем воспитанников к исследовательской деятельности, что способствует развитию любознательности. Главная педагогическая задача – сформировать интерес детей как основной предпосылки для дальнейшего успешного обучения.

Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в своей работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступают воспитатели, а соавторами - сценаристами, артистами, декораторами и костюмерами родители воспитанников

Состав такой технологии позволяет развить у детей дошкольного возраста следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции.


 


 

4. Взаимодействие с родителями

Подготовка консультаций для родителей по следующим темам (Приложение №1):

 

  • Консультация «Театр и дети»
  • Информационный стенд «Как можно сделать кукольный театр своими руками».
  • Консультация: Какие произведения нужно читать детям 3-4 лет согласно программе и возрасту детей.
  • Анкетирование «Вы любите театр?»
  • Привлечь родителей к пошиву театральных костюмов
  • Рекомендация: Собрать бросовый материал для изготовления разных видов театра.
  • Консультация: « Играем совместно с детьми с театральными куклами дома».
  • Папка передвижка: «Почитай мне сказку мама».
  • Консультация: «Игры детей с игрушками-персонажами»
  • Рекомендации: «Сказки нужны детям»
  • Рекомендации: «Театр и родители».
  • Консультация: «Веселый язычок»
  • Выставка: «Праздник старой перчатки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_3-4goda.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

  1. Цель, задачи и ведущие идеи самообразования

Цель: Развить речь и творческие способности у детей посредством различных видов театра.

Задачи:

  • Развивать речь, воображение.
  • Помочь застенчивым детям принимать участие в театрализованной игре.
  • Формировать представление о различных видах театра.
  • Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности.
  • Основной целью моей работы является развитие речи и творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности.
  • Закреплять и развивать у детей устойчивый интерес к книге, воспитывать любовью художественному слову.
  • Помогать ребёнку не только осмысливать поступки персонажей (героев), но и их мысли, чувства, воспитывать умение видеть скрытые причины поступков.
  • Помогать ребёнку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям сказок.
  • Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские и народные приёмы изображения.
  • Развивать и воспитывать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения.

Ведущие идеи:

  • потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • готовность к педагогическому творчеству.
  • личностно-ориентированный подход к воспитанникам.
  • сотрудничество педагога и воспитанника.

Основные принципы:

  • непрерывность
  • целенаправленность
  • интегративность
  • единство общей и профессиональной культуры
  • взаимосвязь и преемственность
  • доступность
  • опережающий характер
  • вариативность

Источники:

  • СМИ (газеты, журналы)
  • литература (методическая, специальная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет
  • видео материалы



2. Ожидаемые результаты

Умение владеть навыками выразительной речи.

Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

Умение последовательно высказывать свои мысли.

Расширятся представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

  • Совместная работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Ребёнок, воспитатель

  • Формируются  коммуникативные функции, умение сотрудничать с взрослыми и друг с другом.
  • Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Воспитатель

  • Методических рекомендаций, разработка  занятий.

3.Актуальность и новизна темы

Театрализованная деятельность дает возможность детям познавать окружающий мир. Позволяет дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивает их способности в различных видах деятельности. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные эмоции, характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость; радость, грусть, удивление, страх. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи.

Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Особенность театрализованных игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир

В нашей группе есть дети, которые плохо говорят, некоторые  не выговаривают слова. Основная проблема в работе с детьми с 3-4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Мне показалось очень интересной организация театральной деятельности детей, то - как дети свободно себя ведут в игре с театральными, пальчиковыми, куклами разговаривают, изменяя мимику, интонацию.

Сегодня в условиях изменения социальной жизни, в век компьютеризации и телефонии возникает проблема у детей с речью.

Поэтому я выбрала тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух. Развитие этих навыков и способностей – важнейшая задача воспитателя детского сада. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и театрализованной деятельности.

Новизна темы в том, что мы используем театрализованную деятельность не только в форме тематических развлечений, праздников, игр - драматизаций, но и в нетрадиционных формах работы с детьми. А именно, в проектной деятельности, которая допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ. В числе них и глобальное раскрытие поставленной проблемы, и активное взаимодействие с родителями.

Здесь дети как самостоятельно, так и при поддержке взрослых являются авторами любых видов проектов. Через театрализацию мы нацеливаем воспитанников к исследовательской деятельности, что способствует развитию любознательности. Главная педагогическая задача – сформировать интерес детей как основной предпосылки для дальнейшего успешного обучения.

Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в своей работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступают воспитатели, а соавторами - сценаристами, артистами, декораторами и костюмерами родители воспитанников

Состав такой технологии позволяет развить у детей дошкольного возраста следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции.



4. Взаимодействие с родителями

Подготовка консультаций для родителей по следующим темам (Приложение №1):

  • Консультация «Театр и дети»
  • Информационный стенд «Как можно сделать кукольный театр своими руками».
  • Консультация: Какие произведения нужно читать детям 3-4 лет согласно программе и возрасту детей.
  • Анкетирование «Вы любите театр?»
  • Привлечь родителей к пошиву театральных костюмов
  • Рекомендация: Собрать бросовый материал для изготовления разных видов театра.
  • Консультация: « Играем совместно с детьми с театральными куклами дома».
  • Папка передвижка: «Почитай мне сказку мама».
  • Консультация: «Игры детей с игрушками-персонажами»
  • Рекомендации: «Сказки нужны детям»
  • Рекомендации: «Театр и родители».
  • Консультация: «Веселый язычок»
  • Выставка: «Праздник старой перчатки»