Консультации для родителей

Есина Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 482 г. Челябинска»

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Составила учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Есина О.В.

                                       


СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 1 ГОДА.

Показатели развития речи

месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет или прекращает плач

*

При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки

*

Первая улыбка при общении со взрослым.

*

Крик интонационно выразительный. Начальное гуление

*

Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление

*

Четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы.  Певучее продолжительное гуление. Начинает смеятся в голос.

*

Продолжительно певуче гулит цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем и пр. Различает строгий и ласковый тон.

*

На вопрос «где»  повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальцем. Подолгу активно лепечет.

*

Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет

*

По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачива ется на зов

*

Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Интонационно-выразитсльная имитация фразы.

*

По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет  известные действия «сорока», «ладушки», до свидания,  показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, ушки

*

Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя

*

Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова. Начинает понимать слово «нельзя».

*

Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке. Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения.

*

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 2 ГОДА.

Основные показатели

Понимание речи

 Понимает короткий рассказ о знакомых событиях. Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает названия деталей лица и тела.

Звукопроизношение

  • а о у и м п б к г дь ть нь ль сь
  • хь ць й
  • твердые н т д
  • появляются стечения согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
  • большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Фонематические процессы

Различает фонемы?

Слоговая структура слова

  • воспроизводятся двусложные слова;
  • в трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный;
  •  может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.

Словарный запас

до 200 – 300 разнопроизносимых слов.

  • называет предметы на картинке: по просьбе взрослого и самостоятельно;
  • говорит слова приветствия и прощания;
  • дает оценку себе «хороший», «большой», «красивый».

Грамматический строй речи

  • рост предложения до 3-4 слов, многие строятся аграмматично;
  • существительные: начинают употребляться падежи: В. И. П., суффиксы уменьшительности;
  •  18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа,  инфинитив, наст. вр. 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки.
  • появляются прилагательные чаще в  И.п. ед. числа мужского и женского рода.
  • появляются наречия.
  • смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3-м лице).

Связная речь

  • договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает;
  •  в двух – трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент;
  • задает вопросы.

 

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 3 ГОДА.

Основные показатели

Понимание речи

По словесному указанию находит предмет по цвету, размеру. Задает вопросы познавательного характера (где?, куда?, почему?, когда?…) Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой. Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию. Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» (показывает на пальчиках) Отличает и называет людей по принадлежности к полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка) Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Звукопроизношение

- изолированно произносит все звуки. В словах и предложениях:

  • заменяет свистящие и шипящие;
  •  пропускает соноры;
  • смягчает в речи согласные и шипящие звуки.

Фонемати ческие процессы

  • воспринимает, воспроизводит близкие по звучанию звукоподражания;
  • соотносит звукоподражания с соответствующей картинкой.

Слоговая структура слова

  • нарушается редко, главным образом в малознакомых словах;
  • сокращает длинные и малознакомые слова.

Словарный запас

до 1000 произносимых слов

  • называет по картинке несколько животных (их детенышей), игрушки, предметы мебели, некоторые фрукты, овощи, транспорт ближайшего окружения предметы быта, одежду, посуду, технику, растения  
  • знает части тела человека и их назначение.

Граммати ческий строй речи

  • слова изменяет по числам и падежам;
  • согласует слова в предложении;
  •  правильно употребляет простые предлоги и многие союзы чтобы, если, потому что и др.;
  • согласует имена существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени.

Связная речь

  • говорит простыми, грамматически оформленными фразами;
  • произносит сложные предложения при общении;
  • начинает использовать придаточные предложения;
  • вступает в речевые диалоги с детьми и взрослыми;
  • пользуется ролевой речью в игре, говорит за себя и за куклу;
  • отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке;
  • рассказывает связно по картинке знакомую сказку;
  • передает словами, интонацией, жестом содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения;
  • высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию);
  •  может досказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 4 ГОДА.

Основные показатели

Понимание речи

- понимает функциональное значение предметов, изображенных на картинках.

Звукопроизношение

- изолированно произносит все звуки. В словах и предложениях:

  • иногда  смешивает свистящие и шипящие;
  • смешивает соноры;
  • смягчает в речи согласные и шипящие звуки;

  • оценивает чужое и свое произношение.

Фонематические процессы

  • дифференцирует гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные;
  • воспринимает, дифференцирует близкие по звучанию слова.

Слоговая структура слова

         произносит слова разной слоговой структуры

Словарный запас

1500 – 2000 слов.

  • отражает в речи сначала предметы ближайшего окружения, затем животных, детенышей животных, овощи, фрукты, растения и т. д.;
  •  выделяет признак предметов (форма, цвет, величина);
  • вопросы о значении слов.

С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения («Детские этимологии»)

Грамматический строй речи

  • активно употребляет грамматические формы;
  • различает единственное и множественное число предметов;
  •  согласовывает глагол во времени с существительным;
  • понимает назначение предлогов, появляются предлоги  по до вместо после;    союзы что, куда, сколько, столько;
  • усваиваются сравнительные степени прилагательных и наречий;
  • пользуется разной интонацией (вопросительной, повествователь ной, побуждающей);
  • иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении существительных (конь – на ко'не);
  • часто нарушается чередование в основах глаголов

          (бегу, бежать);

  • частицы не опускаются;
  •  имеет место нарушение согласования прилагательных с существительными в среднем роде.

Связная речь

  • дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;
  • способен поделиться увиденным и пережитым;
  • вычленяет индивидуальные обращения к нему;
  • показателем является инициативная речь.

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5 ЛЕТ.

Основные показатели

Понимание речи

- понимает функциональное назначение предметов, изображенных на картинке.

Звукопроизношение

звуковая сторона речи усвоена

Фонематические процессы

  • дифференцирует гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, сонорные, шипящие и свистящие звуки;
  • в слове выделяет определенный звук.

Слоговая структура слова

самостоятельно и отраженно воспроизводит слова сложной слоговой структуры

Словарный запас

 до 2500 – 3000 слов

  • выделяет в предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозначает;
  • умеет подбирать к предмету соответствующие действия;
  • способен к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда, одежда)
  • определяет и называет:
  • местонахождение предметов (слева, справа, между, около, рядом);
  • время года, время суток, настроение людей;
  • употребляет:
  • существительные, обозначающие профессии;
  • глаголы, обозначающие трудовые действия;
  • словотворчество является нормой.

Грамматический строй речи

  • упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения;
  • с 5 лет размышления, по поводу рода существительных,
  • употребляет существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • наблюдения над синонимами;
  • допустимы замены сложных предлогов простыми.

Связная речь

  • свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • высказывания детей напоминают короткий рассказ;
  • во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений;
  • без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

 

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6 ЛЕТ.

Основные показатели

Понимание речи

Применяет слова в смысловом контексте (Весной тает снег и текут ручьи). Понимает и точно выполняет словесную инструкцию. Дает ответ на поставленный вопрос, близкий к словарному определению. Рассуждает самостоятельно о праздниках.

Звукопроиз

ношение

Звуковая сторона речи усвоена, владеет всеми звуками родного языка: изолировано;  в слогах;  в словах;  в связной речи.

Фонемати ческие процессы

  • различает на слух: твердые и мягкие согласные; глухие и звонкие согласные;
  • выделяет первый и последний гласный и согласный звук;
  • определяет наличие звука в слове;
  • звуковой анализ слогов, слов.

Слоговая структура слова

изолированно и в предложениях произносит слова различной слоговой структуры.

Словарный запас

2500-3000 слов

  • свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам;
  • развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях)

Граммати ческий строй речи

  • усваиваются все частные грамматические формы;
  • овладевает окончательно всеми типами склонения существительных;
  • усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах;
  • предлоги употребляются в самых разнообразных значениях;
  • образует однокоренные слова (по образцу).
  • употребляется одно деепричастие сидя;
  • пользуется прямой и косвенной речью, несклоняемыми существительными;
  • имеют место нарушения согласования числительного с существительными в косвенных падежах;
  • нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм.

Связная речь

  • хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы;
  • использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе;
  • может рассказывать по картинке (по серии картин),  и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку; способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности;
  • иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который.

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 7 ЛЕТ.

Основные показатели

Понимание речи

Понимает, объясняет смысловые оттенки знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных, образованных с помощью суффиксов (зайка-зайчишка - зайчище); с помощью приставок (шел-отошел-вошел). Понимает переносный смысл значения прилагательных (злая зима, золотые руки).

Звукопроизноше ние

Владеет всеми звуками родного языка: изолировано;  в слогах;  в словах;  в связной речи.

Фонематические процессы

Определяет:

  • место звука в слове;
  • последовательность звуков в слове;
  • подбирает слова на заданный звук.

Слоговая структура слова

Произносит слова различной слоговой структуры в потоке речи.

Словарный запас

3000-3500 слов

  • насыщен обобщающими существительными, прилагательными;
  • обозначает свойства, названия действий и их качества;
  • использует активно синонимы и антонимы;
  • в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу;
  • осознанно употребляет родовые и видовые понятия.

Грамматический строй речи

  • правильно изменяет и согласовывает слова в предложении;
  • может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов;
  • самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные;
  • пользуется в речи союзами, союзными словами;
  • использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения;
  • критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности.

Связная речь

  • хорошо развита диалогическая речь: отвечает на

     вопросы, подает реплики, задает вопросы;

  • свободно пользуется интонациями;
  • способен построить краткие сообщения;
  • умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно;
  •  точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи.

                                                                     



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

     Мы очень надеемся на Вашу помощь. Уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Введение

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь  была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже приводятся комплексы упражнений для основных групп звуков:

- свистящих (С, З, Ц); - шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч);  - сонорных (Л, Р)

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ЯЗЫКА И ГУБ.

Статические упражнения для языка:

« Птенчики ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

« Лопаточка ». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

« Чашечка ». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов, середина языка опущена.

« Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

« Горка »,  « Киска сердится ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

« Трубочка ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

« Грибок ». Рот открыт. Язык присосать к небу.

Каждое упражнение выполняется 6 – 8 раз.

Динамические упражнения для языка:

« Часики »,  « Маятник ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

« Змейка ». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

« Качели ». Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

« Футбол ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

« Почистим зубы ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

« Катушка ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык « выкатывается » вперед и убирается в глубь рта.

« Лошадка » Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

« Гармошка ». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

« Маляр ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба и обратно.

« Вкусное варенье ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта.

Упражнения для губ:

« Улыбка ». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

« Заборчик ». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

« Трубочка ». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

« Хоботок ». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

« Бублик », « Рупор ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

« Кролик ». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чередование положений губ: « Заборчик » - « Бублик »; « Улыбка » - « Хоботок ».

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ                                       ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ       СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С] [С’] [З] [З’] [Ц].

« Улыбка »,  « Заборчик »,  « Горка » или « Киска сердится »,  « Качели »,  

« Катушка »  ( и другие см. комплекс упражнений для языка и губ ).

А  ТАКЖЕ:

« Загнать мяч в ворота ».

Цель: Выработать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его между двумя кубиками.

« Кто дальше загонит мяч? ».

Цель: Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

« Почистим зубы ».

Цель: Учить удерживать кончик языка за нижними резцами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » нижние резцы, делая движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

« Фокус ».

Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.

Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

«Открыть – закрыть заборчик»

  Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.


КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ [Ш] [Ж] [Ч] [Щ].

« Бублик »,  « Рупор »,  « Вкусное варенье »,  « Грибок »,  « Гармошка »,              « Чашечка »    (см. комплекс упражнений для языка и губ ).

А ТАКЖЕ:

« Наказать непослушный язык »

Цель: учить расслаблять мышцы языка.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки   ПЯ – ПЯ – ПЯ…

« Почистим зубы ».

Цель: Учить удерживать кончик языка за верхними резцами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » верхние резцы, делая движения языком из стороны в сторону.

« Кто дальше загонит мяч? ».

Цель: Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

« Фокус ».

Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.

Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

       

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ [Л] [Л’] [Р] [Р’].

“ Иголочка »,  « Змейка »,  « Чашечка »,  « Лошадка »,  « Маляр »,      « Вкусное варенье »,  « Качели »,  « Грибок »,  « Гармошка »              (см. комплекс упражнений для языка и губ ).

А ТАКЖЕ :

« Индюк »

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ – БЛ ( как индюк болбочет ).

« Пароход гудит »

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].

« Самолет гудит »

Цель: Вызывание звука, близкого к звуку [л].

Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится звук [л].

« Дятел »

Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Улыбнись, открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

« Капельки дождя »

Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Улыбнись, открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердые звуки [д - т]. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

« Ступеньки »

Цель: Выработать подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.

Приоткрой рот, широким кончиком языка обними верхнюю губу – это первая ступенька; широким кончиком языка обними верхние зубы – это вторая ступенька; широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам – это третья ступенька.

« Муха в паутинке »

Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным, вызывать дрожание языка.

Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос [д - ж].

« Фокус ».

Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.

Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  1. Желобок - высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек.
  2. Парус - рот широко раскрыть. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удержать язык в таком положении под счет до 10.
  3. Утиный клювик *: губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.
  4. Шторки - рот прикрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется. (5-6 раз),
  5. Утюжок Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: то назад, то вперед. Проводить 20-25 поглаживаний.
  6. Прогони комарика - верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка, приводит его в движение. Язык дрожит.
  7. Катание шарика - губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) - 5-6 кругов; затем в другом направлении (против часовой стрелки) - 5-6 кругов. Скорость движения можно менять.
  8. Мясорубка - губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкивается между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. (3-4 р.)

  1. Прятки - рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка приподнимается и "выглядывает" из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, "прячется". Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять до 10 раз.
  2. Настроение - Губы растянуты в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения олицетворяет хорошее настроение (помогает мимика).

Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Повторить 5 раз и закончить улыбкой, то есть хорошим настроением.

Упражнения на преодоление слюнотечения.

I – упражнения с помощью зондов:

  • зонд « Толкач » - под уздечку и производятся толкательные движения вперед, назад;
  • « Усики » - вместе с зондом « Толкач ».

II – упражнения:

  • жевание с запрокинутой головой ( можно дать печенье );
  • глотание слюны с жеванием;
  • глотание слюны с подсасыванием;
  • глотание слюны разовым толчком;
  • глотание слюны разовым толчком с последующим выполне- нием определенных артикуляционных поз;
  • глотание слюны разовым толчком с последующим проговариванием отдельных звуков, слогов, слов, фраз;
  • постоянно напоминаем « проглоти, а потом скажи ».




Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 482 г. Челябинска»

Развитие фонематического слуха

                                                                                Составила учитель – логопед

                                                                                  высшей категории Есина О.В.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, "Р" и "Л", "Ц" и "Ч" и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной. Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
Игра № 1 "Кто больше"
Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук "Р" (звук "С" и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
Игра № 2 "Придумай больше"
Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.
Игра № 3 "Красный - белый"
Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ("Л", "Ш", например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет - белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.
Игра № 4 "Поймай рыбку"
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок "вылавливает" удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть "Ж", "Д", "К" и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове "самокат" "С" слышится в начале слова, в слове "весы" - в середине, а в слове "лес" - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!
Игра № 5 "Кто внимательнее"
Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук "З". Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра № 6 "Звенит-"жужжит""
Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками "З" и "Ж". затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть "З", ведущий констатирует: "Звенит". Если присутствует "Ж": "Жужжит".

Игра № 7 "Цепочки слов"
Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?
Игра № 8 "Отстукивание слогов"
Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно "отстучать" или "отхлопать" по количеству слогов: МА - ШИ - НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно "отстучать" слово вместе с ним.
Игра № 9 "Есть волшебные слова, скажешь слово - слышишь два"
Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова "ВЕСНА", "СОСНА". Слышите, получаются слова "НАВЕС" и "НАСОС". У поэта А.Шибаева этому явлению посвящены такие строки:
- Зверек, зверек, куда спешишь, как звать тебя, малышка?
- Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ, Я - МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!

Отец работать научил смышленого Данилку:
Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ - Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

У меня, промолвил дед, ни забот, ни горя нет.
Захочу, отдохну, есть моложе руки,
Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ - Мчатся ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.

Говорит Ивану ганка: - Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!
- Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? - удивляется Иван.
Игра № 10 "Найди ошибку"
Удивился дед Тарас, бородой своей затряс:
Сорняки на гряде, а морковка в БОРОДЕ. (В борозде)
По дороге Машенька идет, на веревочке козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза: очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)
Я осла узнаю сам - по его большим УСАМ. (Ушам)
Ехал дядя без ЖИЛЕТА, заплатил он штраф за это. (Без билета)
Интересно, не правда ли? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 482 г. Челябинска»

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВАЯ ИГРА

                                                                             Составила учитель – логопед

                                                                               высшей категории Есина О.В.


Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю вам - мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!
«Аты-баты, шли солдаты» (модель И. Бодраченко по народной потешке)
Аты-баты,                           Дети маршируют.
Шли солдаты.                     Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».
Аты-баты,                           Маршируют.
На базар.                             Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».
Аты-баты,                           Маршируют.
Что купили?                       Разводят руки в стороны - вопросительная интонация -

                                             «спросить ручками».
Аты-баты,                            Маршируют.
Самовар.                             Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра,  

                                             локти в стороны - «я самовар».
Аты-баты,                           Маршируют.
Сколько стоит?                   Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед -  

                                              вопросительная интонация.
Аты-баты,                            Маршируют.
Сто рублей!                         Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».
Аты-баты,                           Маршируют.
Заходите,                            Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой –

                                             пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю                       Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».
Поскорей!                          Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над

«блюдцем» держат «чашечку».
Считалка «Мы сидели на печи» (слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи,    Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются

                                      руками в бедра - «сидят на печке».
Ели булки,                   Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони

                                      булку».
Калачи.                        Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела,         Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле»,

                                                слегка сжимают правую руку в кулак перед собой -  

                                                «держат помело», левой кистью руки выполняют
                                               круговые движения в воздухе - «ветерок от полета».
Все бараночки поела,     Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки -  

                          «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон,   Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон»,    

                                              говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел,                         Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон!                  Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем  

                                              указывают на «выход».

Речевая игра «Как у бабушки Наташи» (слова народные)
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу.           Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку»,

                                                   показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком,       Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»;    

                                                   указательным пальцем правой руки рисуют
                                                  воображаемый дымок, идущий от горячей каши и  

                                                   поднимающийся вверх, поэтому текст произносят  

                                                   нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком,       Повторяют те же движения, но с правой рукой –

                                                   «тарелка», с левой - «дымок».
С хлебом,                                  Выставляют правую руку перед грудью, локоть в  

                                                   сторону, внутреннюю сторону ладони вниз –

                                                   «ломоть хлеба».
С маслом,                                 Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком.                               Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые

                                                   вверх большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки,     Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и

                                                   разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки!  Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят

                                                   «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша                         Снова делают «тарелку» и показывают ее всем,    

                                                   стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи!                Снова берутся за воображаемые концы платочка,

                                                   говорят по-старушечьи.
Речевая игра «Барабек» («Как дразнить обжору» из английского фольклора,
пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек          Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят,

                                               переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек        Взявшись руками за голову, удивляются, произнося  

                                              текст с удивленной интонацией.
И корову,                              Приставляют указательные пальцы к голове - «рога»,

                                               говорят низким голосом.
И быка,                                 Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу,  

                                              слегка наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника,             Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными

                                               пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу,                               Слегка расставив ноги, опираются о колени руками,

                                               локти в стороны - «сидят на телеге».
И дугу,                                  Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь

                                               кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу,                                Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в

                                               ней «метла».
И кочергу,                             Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают

                                               резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть

                                              сгибают - «кочерга в печи».
Скушал церковь,                 Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие

                                               пальцы рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча»,

                                                      голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся    

                                                      текст серьезно и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом,                                Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики

                                                      пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом,        Двумя руками берут воображаемый молот, широко  

                                                       замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по  

                                                      «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме  

                                                      движений.
А потом и говорит:                     Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!!             Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят

                                                      тоненьким голосом, жалостливо.



Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад № 482 г. Челябинска»

Сенсорное развитие детей

с речевыми нарушениями

                                                                                Составила учитель – логопед

                                                                                  высшей категории Есина О.В.

 

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.

Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 482 г. Челябинска»

ПРАВИЛА ХОРОШЕГО СЛУШАНИЯ

                                                                     

                                                                                 Составила учитель – логопед

высшей категории Есина О.В.

Правила хорошего слушания

Одним из эффективных способов поддерживать контакт является умение быть хорошим слушателем. Вспомните часто повторяющиеся в Евангелии слова: "Слышащий да услышит". Речь идёт прежде всего о правильном восприятии и понимании услышанного. Умение слушать содержит в себе ещё и умении показать другому человеку, что вы его слушаете. Этому и надо учить ребёнка.
Помимо самой речи в процессе общения играют поза, жесты и мимика. Вы легко можете продемонстрировать вашему ребенку их значение во время разговора с помощью несложных опытов. Прежде всего обратите его внимание на то, что ему небезразлична поза, в которой находится человек, с которым он общается. Хорошо если в этом опыте будет участвовать несколько человек. Попросите для начала двоих детей или ребёнка и взрослого поговорить между собой, сидя лицом друг к другу. Затем посадите их рядом (как в театре) и, наконец, спиной друг к другу. Обычно последний вариант вызывает бурную эмоциональную реакцию. Важно использовать эту реакцию и подчеркнуть, что мы не всегда помним о том, что, например, продолжая во время разговора заниматься каким-либо делом, мы порой отворачиваемся от собеседника, а если он выражает недовольство этим обстоятельством, иногда можем успокоить его словами: "Ты говори, говори, я тебя слушаю". Почти каждый бывал в ситуации, когда при важном для нас разговоре вдруг вместо внимательного взгляда собеседника наталкивался на его спину. Очень трудно при этом поверить, что вас продолжают внимательно слушать. Таким образом, во время разговора желательно повернуться лицом к собеседнику, несколько наклонить корпус в его сторону и руки держать открытыми перед собой. Расстояние между говорящими должно быть достаточным для того, чтобы хорошо слышать партнёра.
Важнейшим условием хорошего контакта с собеседником является взгляд. Недаром существует выражение "отводить глаза", которое означает уход от нежелательного разговора. А при положительной характеристике человека часто упоминают его "открытый" взгляд. Вместе с тем следует понимать, что не всякий взгляд способствует хорошему контакту собеседников. Почти каждый человек сталкивался, например, в транспорте, с неприятным ощущением, когда ловил на себе чей-то любопытный взгляд. Если кто-то разглядывает нас слишком долго и внимательно, это создаёт ощущение вторжения в наш внутренний мир, воспринимается как навязчивость. Поэтому для снижения такого негативного эффекта время от времени стоит отводить взгляд от собеседника., а некоторые специалисты советуют смотреть не в глаза собеседнику, а чуть выше.
Кроме взгляда, большое значение имеют мимика и выражение лица. Демонстрация хорошего слушания в наибольшей мере соответствует благожелательная улыбка, свидетельствующая о вашем хорошем отношении к партнёру. Именно на достижение такого результата направлено знаменитое американское выражение "Держи улыбку". Один наш соотечественник, вернувшись из Японии, восхищался вежливостью продавцов в магазинах "Страны восходящего солнца", на что ему возразили: "Стоит ли ценить искусственную улыбку, ведь она не настоящая, фальшивая, не может продавец искренне улыбаться тысячам своих клиентов". На этот довод путешественник резонно ответил: "Лучше искусственная вежливость, чем естественное хамство". Давно замечено, что грустный человек, начав улыбаться, через некоторое время ощущает явный прилив положительных эмоций. Это нетрудно проверить: попробуйте сами и предложите вашему ребёнку. Если вы вспомните жизненные ситуации, то наверняка убедитесь, что предпочитаете общаться с улыбчивыми, весёлыми, а не мрачными людьми.
Итак, вы научили своего ребёнка (и конечно научились сами) использовать позу, обращенную к тому с кем говорите, взгляд и улыбку для привлечения внимания и подтверждения, что вы его слушаете. Ещё одним средством показать своё внимание к говорящему - кивки головой. Очевидно, что они должны соответствовать каким-то законченным фрагментам рассказа и не противоречить его содержанию. В ином случае вы рискуете попасть впросак и из хорошего слушателя превратиться в плохого. Также можно подтверждать своё согласие, говоря время от времени "да", но не следует злоупотреблять таким несколько механическим способом.
Если вы действительно заинтересованы в разговоре, следует прибегнуть к некоторым формам уточнения слов партнёра. Можно попросить его повторить неясное вам место его речи или задать какой-либо вопрос. Достаточно эффективным приёмом демонстрации внимания к речи собеседника является пересказ услышанного с просьбой подтвердить правильность вашего понимания. Такой приём позволяет во вполне доброжелательной форме выявить имеющиеся скрытые разногласия.
В случае общения с ребёнком этот приём позволяет стимулировать его речь, в частности использование различных слов или грамматических форм выражения мысли. Ваше умение слушать ребёнка укрепит его веру в свои возможности. Для него самого использование правил хорошего слушания полезно в двух отношениях. С одной стороны, оно позволит улучшить качество его общения, научит принимать во внимание поведение партнёра и в некоторой степени регулировать его, а с другой - выполнение правил хорошего слушания послужит отвлечению от "страха речи".



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 482 г. Челябинска»

«Учим ребенка речевому общению»

Составила учитель – логопед

высшей категории Есина О.В.

                                                                             

       Что делать, если ребенок отстаёт от своего возраста в развитии речевого общения?  Если в 5-6 лет не в состоянии  поддержать простой разговор? Можно ли научить его общению? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, характер которых должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Индивидуальная работа с ребенком- необходимое условие развития речевого общения. Однако, несмотря на большое разнообразие конкретных индивидуальных занятий с детьми по развитию речевого общения, можно выделить общий принцип их организации: опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы общения. Следовательно, чтобы учить детей тому или иному виду  речевого общения, нужно уметь общаться самому.

Это не просто демонстрировать перед ребенком различные формы речевого общения (познавательные, личностные),  а вести его за собой. Это возможно только в том случае, если взрослый хорошо знает, понимает ребенка, опирается на достигнутый им уровень развития.

    Занятия лучше начинать с того, что ребенок уже умеет и что ему интересно. Это может быть совместная игра, которая особенно нравится малышу и которую он сам выбирает: подвижная игра, игра с правилами и т.д. В таких играх могут участвовать и несколько детей. Родители при этом должны выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в тоже время сам включаться в игру. В таких совместных играх ребенок учится ориентироваться на партнера, сдерживать свои эмоции  при неудачи. Он ощущает радость от совместной деятельности со сверстниками и со взрослым, чувствует себя включенным в общее занятие. Кроме того во время игры замкнутые и стеснительные дети чувствуют себя более легко и свободно.

    Нужно постепенно в ходе игры или после нее вовлекать малыша в разговор: рассказывать ему о жизни и повадках животных, о машинах, явлениях природы и т.д. Например, после игры в «кошки-мышки»  можно спросить ребенка: чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет, рассказать о диких кошках. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказа. Хорошим наглядным материалом для таких бесед могут служить различные виды детского лото  –  зоологическое, ботаническое и т.д.

     Чтобы ребенок стал равноправным участником беседы, нужно чаще интересоваться его познаниями, наводить на правильные ответы, стимулировать собственные вопросы. Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность ребенка, его любознательность: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все высказывания, касающиеся основной темы разговора.

      Познавательная беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания самого ребенка. Важно, чтобы на протяжении этого времени тема разговора не менялась. Для этого нужно предварительно подобрать несколько познавательных тем, интересных и доступных для дошкольника. Например: «Из чего делают сыр?», «Как растут булки?», «От семечки до яблока» и т.д. В качестве основы для беседы можно использовать детские книги с иллюстрациями, в которых содержится дополнительная информация.

       Хорошей опорой для познавательного речевого общения может быть не только иллюстрированный материал, но и жизненный опыт самого ребенка. Малыш обычно сам делиться своими впечатлениями, общаясь со взрослым. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких зверей или птиц, куда они ходили с родителями и т.д.  Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уклонялся от основной темы разговора и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни.

      Занятия по формированию личностного речевого общения усилиями родителей должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к оценке собственных умений и достижений в хорошо знакомой ему деятельности. Важно, чтобы ребенок научился более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями сверстников, формировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять свое мнение с мнениями других. Взрослый при этом высказывает и обосновывает свое отношение к результатам детской деятельности, но его нельзя навязывать как единственно верное, чтобы не подавлять инициативу ребенка. Желательно начинать с чтения и обсуждения книг, рассказывающих о событиях из жизни детей – об их конфликтах, отношениях, поступках. После прочтения такой книги спросите ребенка, кто из персонажей больше ему понравился и почему, на кого хотелось бы походить. Если он не может ответить на подобные вопросы, выскажите свое мнение и обоснуйте его. После этого следует предложить ребенку другую историю для обсуждения. Важно, чтобы он сам попытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения,

     Постепенно можно переводить беседу с обсуждения конкретного случая, описанного в книге, к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его сверстников. Так, спросите ребенка, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в отношениях со сверстниками возникают те же проблемы, о которых он узнавал из книги. При этом взрослый должен высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе и своих знакомых. Интерес к мнению родителей обычно ярко проявляется во взгляде ребенка, в его сосредоточенности, в готовности отвечать на вопросы.

      Продолжительность беседы зависит от желания ребенка. Если вы почувствовали, что  ребенок тяготится разговором, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру. Опыт показывает, что через  2-3 месяца такой работы с ребенком у него формируется способность к речевому личностному общению.

       Итак, мы рассказали о возможных и проверенных на практике способах выявления и формирования наиболее сложных для дошкольников видов общения со взрослыми.  Описанные приемы не являются единственно возможными, поскольку каждый  раз приходится учитывать поведение и индивидуальные особенности ребенка.

Литература:

Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова  «Ступени общения от года до семи лет»
Москва, «Просвещение», 1992

В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова  «Ребенок учится говорить»  Педагогический факультет  1988/3,   Москва

     



Предварительный просмотр:

Готовность к школе: Что мы не понимаем?

                                                                                   учитель – логопед

высшей категории Есина О.В.

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»

Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.

В чём же суть «готовности»?

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.

Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их порождает.

Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что отличает ребёнка, готового к школе?

Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.

Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.

Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.

И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».

Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить.

Он ещё не доиграл.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 482 г. Челябинска»

РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ

                                                                            Составила учитель – логопед

высшей категории Есина О.В.


Работа над интонационной выразительностью

Интонация - это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.
Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и селе.
Темп - ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.
Фразовое ударение - выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.
Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т.д.
При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания. Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в самостоятельной своей речи начинают использовать нужные интонации. Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребенком любое стихотворение, например:
Маша варежку надела: -Ой, куда я пальчик дела?
Нет ведь пальчика, пропал, в свой домишко не попал.
Маша варежку сняла: - Поглядите-ка, нашла!
Ищешь-ищешь, не найдешь, здравствуй, пальчик! Как живешь?

Получилось? Здорово!
Теперь поговорим о работе над темпом речи. Ребенок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Артикуляция звуков ухудшается. Иногда отдельные звуки, слоги и даже слова проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Учите детей отхлопывать ритмы. Например, такие:

Простые ритмы

Сложные ритмы

!! - !
! - !!
!! - ! - !
! - ! - !!
! - !!!
! - !! - !
! - !!!! - !
!!! - !! - !
! - !!! - !!!
! - ! - !!

!!! - ! - !
! - !! - !!
! - !!! - !
!! - !!! - !

!! - !!! -!!!
!!! - !! - !!
! - !! - !!!
!!! - !! - !
! - !!! - ! - !!

Вы уже задумывались над тем, как научить ребенка читать? Тогда вам будет интересна таблица, демонстрирующая постепенное усложнение ритмической и слоговой структуры слов для более успешного овладения чтением.

  • Двусложные слова с хореической ритмической структурой (лето, лужа).
  • Двусложные слова с ямбической ритмической структурой (лиса, вода).
  • Трехсложные слова с размером амфибрахий (корова, пилили, бежала).
  • Трехсложные слова с размером дактиль (дерево, весело).
  • Трехсложные слова с размером анапест (берега, пироги).

В такой же последовательности вводятся слова со стечениями согласных.
Слова со структурой ГЛАСНЫЙ - СОГЛАСНЫЙ - СОГЛАСНЫЙ - ГЛАСНЫЙ (арка, окно, ёлка) вызывают при чтении большие затруднения, чем вышеприведенные СГСГ. Существенное значение имеет вышеприведенные стечения согласных по отношению к ударному слогу (в предударной позиции читать их легче).