Родительский уголок средней группы "Теремок"
- Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию задачи по развитию речи в семье.
- Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию задачи по развитию речи, выписку из календарно - тематического планирования коррекционной работы.
- Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию рекомендации по тематическим неделям для совместной деятельности с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ
И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ.
1. РАЗВИВАТЬ ЗВУКОВУЮ КУЛЬТУРУ РЕЧИ:
Оказать необходимую посильную помощь своему ребенку в постановке и коррекции звуков, учитывая рекомендации логопеда и педагогов группы.
По рекомендации логопеда проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения по устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении.
Для развития фонематического слуха ( различения звуков ), речевого внимания ( умение слышать и слушать взрослого, выполнять действия согласно словесной инструкции ) предлагать своим детям специальные игровые упражнения и игры ( типа: « Слушаем звуки улицы », « Кто так кричит? » и т.п.; « Найди игрушку » - ребенок находит спрятанную игрушку по словесным указаниям взрослого, словесные инструкции даются поэтапно и т.п. ).
Для развития фонематического восприятия предлагать детям игры в рифмы ( или « поэты » ) на подбор слов близких по звучанию ( лягушка – петрушка – ватрушка – старушка …).
2. РАЗВИВАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ.
Для развития словаря много рассказывать и показывать детям. Обратить внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают; доказать ( показать ) это в практическом плане ( например: пластмассовая лодочка плавает, а металлический ключ тонет ).
В повседневной жизни или через игровые упражнения закрепить и расширить обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь и т. д.
После просмотра фильмов, прослушивания сказок помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие, что делал понравившийся ребенку персонаж.
3. РАЗВИВАТЬ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ ДЕТЕЙ.
Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога; - ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому.
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми.
Показать ребенку пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.п.
4. СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ.
Рассматривая с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных и воображаемых образах, предметах и явлениях окружающей действительности.
Создавать в семье условия для свободной театрально – игровой деятельности ребенка ( переодевание, ряженье ).
Побуждать ребенка обыгрывать созданные образы с помощью речи.
5. СОЗДАВАТЬ В ОКРУЖЕНИИ РЕБЕНКА КУЛЬТУРНУЮ, БОГАТУЮ РЕЧЕВУЮ СРЕДУ.
Всем членам семьи при общении с ребенком и друг с другом следить за правильностью речи и ее содержанием.
Организовать с детьми посещение театров, концертов; прослушивание грам- и аудиозаписей с литературными произведениями в исполнении чтецов – профессионалов.
6. РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУКИ РЕБЕНКА.
Развивать мелкую моторику рук через:
- игровые упражнения типа « Сорока – Белобока », « Пальчик – пальчик, где ты был? » и т.п.
- развитие ручной умелости ( давать детям в домашних условиях, под контролем взрослых: вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, рисовать и т.п. )
Предварительный просмотр:
Задачи по развитию речи
в средней группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
I период обучения (сентябрь – декабрь)
Развитие понимания речи.
- Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.
- Учить выделять названия предметов, действий, признаков.
- Формировать понимание обобщающего значения слов.
- Готовить детей к овладению диалогической и монологической
речью.
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.
- Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры /кот, муха, молоко/.
- Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -к /домик, шарик, ротик, ножка, лапка, шубка/.
- Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.
- Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.
- Учить навыку использования в речи качественных прилагательных /большой. красивый. вкусный, сладкий/.
- Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода /»мой-моя» и их согласованию с существительными.
- Закрепить навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении /Миша, иди! Миша, стой!/.
- Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения /Миша идет. Вова стоит/.
Развитие самостоятельной фразовой речи.
- Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто это? Что делает? Что?».
- Учить запоминать короткие двустишия и потешки.
- Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу /Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?/.
- Учить самостоятельному формулированию вопросов /Кто гуляет7 Где кукла? Можно взять?/.
- Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
- Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.
- Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений /я, ты, он, она, они /.
- Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений /по вопросному плану/.
Лексические темы:
«Здравствуй, детский сад», «Мой дом. Игрушки», «Урожай. Овощи. Фрукты.», «Краски осени», «Животный мир. Домашние животные», «Я – человек. Наше тело. Наше лицо», «Народная культура и традиции. Посуда», «Наш быт. Наша группа», «В гостях у осени», «Дружба», «Неделя добрых дел», «Транспорт», «Кто как готовится к зиме. Теплая одежда.», «Здравствуй, зимушка-зима», «Город мастеров. Цвет. Геометрические фигуры», «Новогодний калейдоскоп»
Задачи по развитию речи
в средней группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
II период обучения (январь – май)
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.
- Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные /один, два, много/.
- Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений /Таня и Вова играют, Вова взял мишку и мяч/.
- Продолжать учить изменять существительные по категории падежа /дательный, творительный, родительный падежи/.
- Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов /в, на, под/.
- Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы /поел, попил, поспал, ушел, убрал/.
- Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.
- Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями /много столов, много грибов/.
- Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами /я сижу, он сидит, они сидят/.
- Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос /Кто спит? Кошка. Собака./.
- Учить называть части предмета для определения целого /спинка - стул, ветки - дерево/.
- Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу /санки - зима, корабль - море/.
- Учить подбирать существительные к названию действия /кататься -велосипед, варит - суп, резать - хлеб/.
- Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.
- Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур /круг, квадрат, овал, треугольник/, основных цветов /красный, синий, зеленый, черный/ и наиболее распространенных материалов /резина, железо, дерево, камень и т.п./.
Развитие самостоятельной фразовой речи.
- Закреплять навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».
- Расширить объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений /Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч./.
- Заучивать короткие двустишия и потешки.
- Закрепить навык ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу /Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?/.
- Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений /по картинному и вопросному плану/.
- Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
- Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложения, начатое логопедом.
Развитие произносительной стороны речи.
- Учить детей различать речевые и неречевые звуки.
- Учить детей определять источник звука.
- Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.
- Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.
- Вызывать отсутствующие звуки /раннего и среднего онтогенеза/.
- Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.
- Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
- Формировать звуко - слоговую структуру слова.
- Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.
- Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией.
- Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков /па-по-пу/ и из разных согласных и гласных звуков /патоку/.
- Учить воспроизводить слоги со стечением согласных /та-кта, по-пто/.
Лексические темы:
«Минута славы. Спереди – сзади, справа – слева», «В гостях у сказки. Далеко - близко, высоко - низко», «Этикет. Гигиена», «Моя семья. Дикие животные. Помощь птицам зимой», «Азбука безопасности. Дом и его части», «Наши защитники», «Маленькие исследователи. Что может быть белым?», «Международный женский день», «Миром правит доброта. Приход весны», «Весна шагает по планете», «Встречаем птиц», «Цирк», «Быть здоровыми хотим. Обувь», «Приведем планету в порядок. Труд людей весной», «Волшебница вода. Сад-огород.», «Праздник весны и труда. Насекомые», «Мир природы. Лето», «Мир природы. Цветы»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 482 г.Челябинска»
Выписка
из календарно-тематического планирования работы с детьми в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
2018 - 2019 учебный год
I период | ||
Месяц | Неделя | Лексическая тема |
Сентябрь | I | Обследование детей. Здравствуй, детский сад! |
II | Обследование детей. Мой дом. Игрушки. | |
III | Урожай. Овощи. Фрукты. | |
IV | Краски осени. | |
Октябрь | I | Животный мир. Домашние животные. |
II | Я человек. Наше тело. Наше лицо. | |
III | Народная культура и традиции. Посуда. | |
IV | Наш быт. Наша группа. | |
Ноябрь | I | В гостях у осени. |
II | Дружба. | |
III | Неделя добрых дел. Домашние птицы. | |
IV | Транспорт. | |
V | Кто как готовится к зиме | |
Декабрь | I | Здравствуй, зимушка-зима |
II | Город мастеров. Цвет. Геометрические фигуры | |
III IV | Новогодний калейдоскоп | |
Выписка
из календарно-тематического планирования коррекционной работы с детьми
в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
2018 - 2019 учебный год
II период | ||
Месяц | Неделя | Лексическая тема |
Январь | I, II | каникулы |
III | Минута славы. Спереди – сзади, справа – слева. | |
IV | В гостях у сказки. Далеко-близко, высоко-низко | |
V | Этикет. Гигиена | |
Февраль | I | Моя семья. Дикие животные. Помощь птицам и животным зимой |
II | Азбука безопасности. Дом и его части | |
III | Наши защитники | |
IV | Маленькие исследователи. Что может быть белым? | |
Март | I | Международный женский день |
II | Миром правит доброта. Приход весны | |
III | Весна шагает по планете | |
IV | Встречаем птиц | |
Апрель | I | Цирк |
II | Приведем планету в порядок. Труд людей весной | |
III | Быть здоровыми хотим. Обувь | |
IV | Волшебница вода. Сад-огород | |
Май | I | Праздник весны и труда. Насекомые |
II | Мир природы. Лето | |
III | Мир природы. Лето | |
IV | Мир природы. Цветы | |
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Сентябрь, III
ТЕМА: «Урожай. Овощи. Фрукты.»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
- объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
- рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;
- обратить внимание на следующие признаки овощей и фруктов: цвет, форму, вкус;
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Сентябрь, IV
ТЕМА: «Краски осени.»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- рассказать ребенку о том, какое время года наступило;
- обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);
- обратить внимание на осенние изменения в живой и неживой природе.
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Сентябрь, V
ТЕМА: «Животный мир. Домашние животные.»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- рассмотреть с ребёнком иллюстрации с изображением домашних животных;
- отметить их внешние признаки;
- рассказать о том, где они живут, чем питаются;
- закрепить в словарном запасе ребёнка названия домашних животных и их детёнышей;
- в качестве экскурсии посетить контактный зоопарк.
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Октябрь, I
ТЕМА: «Я – человек. Наше тело. Наше лицо.»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- рассмотреть с ребёнком куклу, человека и назвать все части тела и лица человека, начиная с головы;
- определить назначение каждой части тела и лица человека;
- побеседовать с детьми о труде взрослых в семье.
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Октябрь, II
ТЕМА: «Народная культура и традиции. Посуда»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую;
- закрепить с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение;
- показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте);
- рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;
- сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие...), обратив внимание на то, что посуда может биться;
- в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Октябрь, III
ТЕМА: «Наш быт. Наша группа.»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;
- совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты,
- познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;
- рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду, в группе;
- выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым;
- выучить имена детей, посещающих группу.
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Октябрь, IV
ТЕМА: «В гостях у осени.»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- рассказать ребенку о том, какое время года наступило;
- обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);
- обратить внимание на осенние изменения в живой и неживой природе.
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Ноябрь, I
ТЕМА: «Дружба»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- прогуляться по осеннему парку с семьей друга своего ребенка и поиграть с детьми в подвижные игры;
- составить рассказ вместе с ребёнком на тему «У меня есть друг»;
- почитать рассказы, сказки, стихотворения об именах, о мальчиках и девочках (их взаимоотношениях, интересных делах, увлечениях);
- рассмотреть иллюстрации «Дружба», обсудить содержание;
- почитать русские народные сказки и произведения других народов на тему дружбы;
- вспомнить вместе с детьми пословицы о дружбе;
- послушать песни о дружбе: «Дружба начинается с улыбки», «Друг в беде не бросит…».
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Ноябрь, II
ТЕМА: «Неделя добрых дел. Домашние птицы.»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица - петух - цыплята, утка - селезень - утята, гусыня - гусь - гусята, индюшка - индюк - индюшата);
- объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются;
- закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки;
- уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек.
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Ноябрь, III
ТЕМА: «Транспорт»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;
- для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: какие машины перевозят грузы? людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?
- побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии шофера.
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Ноябрь, IV
ТЕМА: «Кто как готовится к зиме. Теплая одежда и обувь.»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- напомнить ребенку о том, какое сейчас время года; обратить внимание на погоду (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель);
- рассказать ребенку о зимней одежде, головных уборах и обуви, об их назначении;
- во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой;
- в качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различную одежду, головные уборы.
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Декабрь, I
ТЕМА: «Здравствуй, зимушка – зима!»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года;
- обратить внимание ребенка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время прогулки в парке;
- следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с растениями зимой;
- провести беседу о веселом празднике, который отмечают зимой;
- поговорить о том, какие зимние забавы и развлечения ребенок знает.
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Декабрь, II
ТЕМА: «Город мастеров. Цвет. Геометрические фигуры.»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- рассмотреть с ребенком картинки с изображением геометрических фигур, уточнить их названия, убедиться, что ребёнок различает геометрические фигуры, и знает их названия;
- обратить внимание ребенка на характерные признаки геометрических фигур, их сходство и отличия;
- убедиться, что ребёнок выделяет цвет по слову – названию, называет основные цвета;
- предложить ребёнку построить интересные предметы из геометрических фигур разных цветов.
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя Декабрь, III - IV
ТЕМА: «Новогодний калейдоскоп»
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает;
- если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;
- вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Январь, III
ТЕМА: «Минута славы. Спереди – сзади, справа – слева»
Родителям рекомендуется:
- рассмотреть с ребёнком тело человека, куклу, назвать части тела;
- познакомить ребёнка с наречиями спереди, сзади, справа, слева;
- рассказать и показать ребёнку, что находится у человека спереди, сзади, справа, слева;
- попросите ребёнка поднять правую руку, махнуть левой рукой, топнуть правой ногой, попрыгать на левой ноге и т.п.
- учить ребёнка ориентироваться в пространстве относительно своего тела.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Январь, IV
ТЕМА: «В гостях у сказки. Далеко – близко, высоко – низко.»
Родителям рекомендуется:
- познакомьте ребёнка со словами, которые обозначают размерные отношения по высоте и пространственные представления;
- рассмотрите с ребёнком предметы разной высоты, одинаковой высоты;
- учите ребёнка располагать предметы по высоте в порядке возрастания и убывания;
- учить ребёнка ориентироваться в пространстве относительно своего тела.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [ А ]
- губы в спокойном положении;
- зубы на расстоянии 1 – 1,5 см;
- широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка расположен близко к нижним резцам;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [ А ]
- гласный, потому что тянется, поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука не встречает преграду.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Январь, V
ТЕМА: «Этикет. Гигиена»
Родителям рекомендуется:
- расширять представления о правилах поведения в детском саду, на улице, общественных местах;
- обсуждать прочитанное, формировать адекватную самооценку, учить сравнивать себя с литературным героем;
- вспомнить и закрепить алгоритмы умывания, одевания;
- рассказывать ребёнку о правилах поведения за столом, о правильном и безопасном использовании столовых приборов (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки);
- привлекать ребенка к выполнению простых трудовых поручений;
- составить и пополнять «Словарик вежливых слов».
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [ У ]
- губы трубочкой выдвинуты вперёд;
- зубы не смыкаются, они закрыты губами;
- задняя часть языка поднята к мягкому нёбу;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [ У ]
- гласный, потому что тянется, поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука не встречает преграду.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Февраль, I
ТЕМА: «Моя семья. Помощь птицам и животным зимой»
Родителям рекомендуется:
- поговорить с ребёнком о том, какое сейчас время года;
- обратить внимание на природные условия зимой;
- вспомнить знакомых ребёнку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;
- рассказать ребёнку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме;
- пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за зимующими птицами. При этом следует обратить внимание на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать;
- рассказать, где они живут и чем питаются;
- обратить внимание ребёнка на то, какие птицы часто прилетают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [О]
- губы округлены и немного выдвинуты вперёд;
- зубы закрыты округлёнными губами;
- корневая часть языка немного приподнята;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [ О ]
- гласный, потому что тянется, поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука не встречает преграду.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Февраль, II
ТЕМА: АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ. ДОМ И ЕГО ЧАСТИ.
Родителям рекомендуется:
- во время прогулки по городу обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные);
- показать, что каждый дом имеет свой номер;
- рассмотреть и назвать части дома: фундамент, стены, окна, двери, крыша, лестница, крыльцо;
- совершить с ребенком «экскурсию» по своей квартире, обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат (спальня, гостиная, детская комната, кухня, ванная комната, туалетная комната, прихожая, подсобные помещения), объяснив их назначение;
- выучить с ребенком свой домашний адрес;
- рассказать ребёнку правила безопасности в доме.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [Ы]
- губы не напряжены;
- зубы разомкнуты;
- кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка поднята к твёрдому нёбу;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [ Ы ]
- гласный, потому что тянется, поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука не встречает преграду.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
ТЕМА: НАШИ ЗАЩИТНИКИ.
Родителям рекомендуется:
- рассказать ребёнку об этом празднике – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;
- рассмотреть вместе с ним иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах;
- провести с ребёнком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [И]
- губы в улыбке;
- зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;
- широкий кончик языка лежит за нижними резцами. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка поднята к твёрдому нёбу;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [ И ]
- гласный, потому что тянется, поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука не встречает преграду.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Февраль, IV
ТЕМА: «Маленькие исследователи. Что может быть белым?»
Родителям рекомендуется:
- выяснить, как пахнут полезные для здоровья вещества (пища, мыло и т.д.) и как пахнут вредные;
- сходить на экскурсию с ребёнком в планетарий;
- обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения и устанавливать простейшие закономерности;
- создать дома условия для исследовательской деятельности детей (игры с водой, помощь в приготовлении обеда, особенно в выпечке);
- приготовление совместно с детьми мороженого в домашних условиях;
- обсудить, какие предметы имеют всегда окраску белого цвета, а какие – могут быть белыми.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [ Э ]
- губы в улыбке;
- зубы сближены, но не смыкаются, передние зубы видны;
- широкий кончик языка находится за нижними резцами. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка поднята;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [ Э ]
- гласный, потому что тянется, поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука не встречает преграду.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Март, I
ТЕМА: «Международный женский день»
Родителям рекомендуется:
- рассказать ребёнку о празднике 8-е Марта, кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день»;
- научить ребёнка словам поздравления, который он должен сказать в этот день маме, бабушке, воспитательнице и другим женщинам;
- побеседовать с ребёнком о женских профессиях (врача, повара, продавца, воспитателя);
- объяснить ребёнку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ
[ М ] [ М’ ]
- губы сомкнуты без напряжения;
- расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за М гласного;
- мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
[ М ] [ М’ ]
- согласный, потому что не тянется, не поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука встречает преграду.
- [ М ] – твердый, [ М’ ] – мягкий.
- звонкий.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Март, II
ТЕМА: «Миром правит доброта. Приход весны»
Родителям рекомендуется:
- поговорить с ребёнком о том, какое время года наступило;
- во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной;
- понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче;
- обратить внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ
[ Н ] [ Н’ ]
- губы находятся в положении следующего за Н гласного;
- передние зубы видны, они сближены, но не сомкнуты;
- передняя часть спинки языка при сочетании Н с гласными А, О, У, Ы (твёрдый звук Н) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается.
При сочетании Н с гласными Я, Е, Ё, Ю, И (мягкий звук Н’) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжён;
- мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
[ Н ] [ Н’ ]
- согласный, потому что не тянется, не поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука встречает преграду.
- [ Н ] – твердый, [ Н’ ] – мягкий.
- звонкий.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Март, III
ТЕМА: «Весна шагает по планете»
Родителям рекомендуется:
- поговорить с ребёнком о том, какое время года наступило;
- во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе весной: что делает солнце, что происходит со снегом, что делают ручейки, что появляется на земле, что растёт на проталинках;
- обратить внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ
[ Т ] [ Т’ ]
- губы находятся в положении следующего за Т гласного;
- зубы сближены, но не сомкнуты;
- передняя часть спинки языка при сочетании Т с гласными А, О, У, Ы (твёрдый звук Т) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха.
При сочетании Т с гласными Я, Е, Ё, Ю, И (мягкий звук Т’) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжён;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
[ Т ] [ Т’ ]
- согласный, потому что не тянется, не поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука встречает преграду.
- [ Т ] – твердый, [ Т’ ] – мягкий.
- глухой.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Март, IV
ТЕМА: «Встречаем птиц»
Родителям рекомендуется:
- Познакомить ребёнка с перелётными птицами (грачом, скворцом, ласточкой);
- рассмотреть изображения этих птиц на иллюстрациях, обсудить их внешний вид и отличительные признаки;
- рассказать, откуда птицы к нам прилетели;
- во время прогулок научить ребёнка узнавать грача и скворца;
- учить ребёнка бережному отношению к живой природе;
- обратить внимание на сезонные изменения в природе.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ
[ К ][ К’ ]
- губы находятся в положении следующего за К гласного;
- расстояние между резцами зависит от следующего за К гласного;
- при сочетании К с гласными А, О, У, Ы (твёрдый звук К) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При сочетании К с гласными Я, Е, Ё, Ю, И (мягкий звук К’) кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твёрдого нёба;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
[ К ][ К’ ]
- согласный, потому что не тянется, не поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука встречает преграду.
- [ К ] – твердый, [ К’ ] – мягкий.
- глухой.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Апрель, I
ТЕМА: «Цирк»
Родителям рекомендуется:
- организовать посещение цирка, контактного зоопарка;
- рассматривать иллюстрации, картинки о цирке;
- познакомить с профессиями акробата, клоуна, дрессировщика, режиссёра, художника, костюмера, билетера и др.;
- побеседовать о правилах поведения в цирке и театре;
- осуществить подборку фотографий и создать фотоальбом «Смешные фотографии в кругу семьи»;
- нарисовать животных, в том числе фантастических.
- обсудить атмосферу праздника, цирковые костюмы, декорации…
- побеседовать о пользе юмора, смеха для здоровья ребенка;
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ
[ П ][ П’ ]
- в начале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;
- расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за П гласного;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
[ П ][ П’ ]
- согласный, потому что не тянется, не поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука встречает преграду.
- [ П ] – твердый,[ П’ ] – мягкий.
- глухой.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Апрель, II
ТЕМА: «Приведём планету в порядок. Труд людей весной.»
Родителям рекомендуется:
- Поговорить с ребёнком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе весной;
- понаблюдать за изменениями в природе во время совместной прогулки в парке;
- рассказать ребёнку о весенних работах в городе, парках, садах, огородах, полях.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ
[ Б ][ Б’ ]
- губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;
- расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за Б гласного;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
[ Б ][ Б’ ]
- согласный, потому что не тянется, не поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука встречает преграду.
- [ Б ] – твердый,[ Б’ ] – мягкий.
- звонкий.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Апрель, III
ТЕМА: «Быть здоровыми хотим. Обувь.»
Родителям рекомендуется:
- рассказать ребёнку о том, какое время года наступило;
- обратить внимание на весенние изменения погоды (тает снег, стало теплее);
- объяснить ребёнку, почему человек меняет обувь в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать весеннюю обувь, определить её качество и назначение;
- во время прогулки будет полезно обратить внимание ребёнка на то, как обуты люди весной;
- в качестве экскурсии посетить магазины, где продают обувь.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ
[ Д ][ Д’ ]
- губы находятся в положении следующего за Д гласного;
- зубы сближены, но не сомкнуты;
- передняя часть спинки языка при сочетании Д с гласными А, О, У, Ы (твёрдый звук Д) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха.
При сочетании Д с гласными Я, Е, Ё, Ю, И (мягкий звук Д’) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжён;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
[ Д ][ Д’ ]
- согласный, потому что не тянется, не поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука встречает преграду.
- [ Д ] – твердый,[ Д’ ] – мягкий.
- звонкий.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Апрель, IV
ТЕМА: «Волшебница вода. Сад-огород»
Родителям рекомендуется:
- поговорить с ребёнком о том, какое время года наступило;
- во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе весной;
- обратить внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями;
- посетить огород, сад, отметить их сходство и отличия;
- привлекать детей к посильной помощи в весенних работах в саду и на огороде;
- организовать прогулку к водоему, обращая внимание ребёнка на свойства воды, разное состояние воды;
- понаблюдать за солнечными бликами на лужицах;
- поиграть в развивающие игры, направленные на знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.;
- прослушать аудиозаписи тематического литературного материала, тематических детских песен, например «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик), «Лесной ручей» муз. А. Аренского;
- посмотреть и обсудить м/ф: «Грибной дождик», «Дождик, дождик, пуще!», «Заяц Коська и родничок», «Капитошка», «Земляничный дождик», «Беги, ручеёк».
- привлечь к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых природных явлений.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ
[ Х ] [ Х’ ]
- губы находятся в положении следующего за Х гласного;
- расстояние между резцами зависит от следующего за Х гласного;
- при сочетании Х с гласными А, О, У, Ы (твёрдый звук Х) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка, сближаясь с мягким нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.
При сочетании Х с гласными Я, Е, Ё, Ю, И (мягкий звук Х’) кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка, сближаясь с твёрдым нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
[ Х ] [ Х’ ]
- согласный, потому что не тянется, не поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука встречает преграду.
- [ Х ] – твердый, [ Х’ ] – мягкий.
- глухой.
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Май, I
ТЕМА: «Праздник весны и труда. Насекомые.»
Родителям рекомендуется:
- спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых;
- побеседовать с ребенком о насекомых;
- рассмотреть насекомых, их части тела (голову, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики );
- рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку;
- рассказать о том, как зимуют насекомые;
- учить бережному отношению к природе;
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ
[ Г ][ Г’ ]
- губы находятся в положении следующего за Г гласного;
- расстояние между резцами зависит от следующего за Г гласного;
- при сочетании Г с гласными А, О, У, Ы (твёрдый звук Г) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При сочетании Г с гласными Я, Е, Ё, Ю, И (мягкий звук Г’) кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твёрдого нёба;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
[ Г ][ Г’ ]
- согласный, потому что не тянется, не поется, выдыхаемый воздух при произнесении звука встречает преграду.
- [ Г ] – твердый, [ Г’ ] – мягкий.
- звонкий,
Предварительный просмотр:
Средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц, неделя Май, II - IV
ТЕМА: «Мир природы. Лето. Цветы.»
Родителям рекомендуется:
- Побеседовать с ребёнком о том, какие изменения произошли в природе поздней весной, с наступлением лета, назвать признаки лета;
- рассмотреть, какие цветы появились, объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами;
- активизировать словарь детей по теме;
- вспомнить, какие цветы появились в мае, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе);
- обратить внимание на цвет и запах цветов;
- воспитывать чувство любви к природе;
- учить бережному отношению к природе.
