Методическая копилка

Есина Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

111 Кто это? Что это? Мой моя моё мои она он оно они 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 5 9 нет много 1 2

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексическая тема «Быть здоровыми хотим» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Уважаемые родители! Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает! Предлагаю поиграть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых навыков , качеств и свойств в речевом развитии ребёнка! Учитель – логопед высшей квалификационной категории О.В. Есина

Слайд 2

ТЕМА «Быть здоровыми хотим» Артикуляционная гимнастика 1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз. 2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево. 3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты). 4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот. Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Слайд 3

Разминка для ума Игра “Веселый мяч” Цель: упражнять в различии видо - родовых отношений: части тела человека, продукты питания, спорт. Взрослый бросает мяч, произнося одно слово (либо части тела человека, или продукты питания, или спорт). Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие к родовому.

Слайд 4

« Солнышко и тучка» Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться ( задержать дыхание ). Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться – разморило на солнце ( на выдохе ). Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании:

Слайд 5

«Где вы были?» Ножки, ножки, где вы были? За грибами в лес ходили. (ходьба на месте) Что вы, ручки, работали? Мы грибочки собирали. (присели, собирают грибы) А вы, глазки, помогали? Мы искали да смотрели, Все пенёчки оглядели. (смотрят из-под руки, поворот влево, вправо) Развитие диалогической речи, тембровой окраски и высоты тона, упражнение на координацию речи с движением

Слайд 6

Однажды я ждал гостей и приготовил угощения. Назови, какие угощения стоят на столе. Когда все ушли, я увидел, что мои угощения гостям понравились. Назови, чего не стало Отвечаем полным предложением

Слайд 7

ПРО НОС И ПРО ЯЗЫК Согласование имени числительного с существительным У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один. Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос тоже один? А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтоб ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила, меньше болтала, да нос свой, куда не надо, не совала. По Е. Пермяку 1. Прочитать рассказ, обсудить содержание. 2. Игра «1 – 2 – 5 – 9» со словами: вредный микроб, полезная витаминка . 3. Придумать сказку «Витамины против микробов!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Волшебница вода. Аквариумные рыбки.» Старшая группа для детей с ТНР Учитель – логопед Есина О.В.

Слайд 2

Игра « Кораблик » Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки. «Ныряльщики за жемчугом» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох. Развитие речевого дыхания

Слайд 3

Игра “Что откуда?” Цель: закрепить представления о слогах и длине слов, развивать слуховое восприятие. Назови, что изображено на картинках. Дети проговаривают эти слова по слогам, определяют их количество в слове (по количеству гласных звуков). Потом называют самые короткие и самые длинные слова. Слова: капля, пруд, родник, ручей, лужи, река, озеро, море, океан Развитие слоговой структуры слова

Слайд 4

Игра “Добавь слово” Цель: развитие объема памяти и произвольного внимания. Первый ребенок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова по порядку и называет свое и т.д. Аналогично играем со словами, обозначающими аквариумных рыб. Развитие памяти и внимания Отгадать и объяснить загадки. Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. У родителей и детей вся одежда из монеток. Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

Слайд 6

Подбери родственные слова к слову РЫБА Слова: рыбка, рыбак, рыболов, рыбный Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».

Слайд 7

Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у рыбы голова - рыбья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - ....

Слайд 8

Назови, чего не хватает. Чего нет?

Слайд 9

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО С ПРИСТАВОЧНЫМИ ГЛАГОЛАМИ Придумай новые слова к действиям

Слайд 10

Игра «Сосчитай рыбок» Цель: согласование имен существительных с числительными: одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок. аквариумная рыбка Аналогично выполняем задание со словами, которые обозначают названия аквариумных рыбок. Выложить фигуру из спичек или счётных палочек по образцу. Нарисовать аквариум с рыбками. Или Вырезать картинки с изображением аквариумных рыб и вклеить их в альбом.

Слайд 11

Выучить скороговорку. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Выучить стихотворение. В банке - чистая вода, пустим рыбок мы туда. Будут рыбки там играть, плавать, Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Дифференциация звуков [ С ] [ Ц ] » Старшая группа для детей с ТНР Учитель – логопед Есина О.В.

Слайд 2

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ [ С ] [ С ’ ] [ с ’ ] Тянем губки прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Вот заборчик как красив! За забором кошечка сидит. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула … Рассердилась киска – Не подходите близко! Воздух ротиком вдыхаем C квозь заборчик посередине Очень дружно выдыхаем … Мы в насос сейчас играем Струйку сильную пускаем, Холодок мы ощущаем. Звук согласный, твёрдый, мягкий. Колокольчик не звенит, Весело звук С свистит. Артикуляция звука [ С ]: губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты; широкий кончик языка находится за нижними резцами; передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам и только посередине остается узкая щель в виде желобка; посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот; голосовые связки раскрыты, голос не звучит. Артикуляция звука [ С’ ] такая же, только добавляется подъём средней части языка к твёрдому нёбу.

Слайд 3

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ [ Ц ] Тянем губки прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Вот заборчик как красив! За забором кошечка сидит. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – Не подходите близко! Воздух ротиком вдыхаем, Сквозь заборчик в серединке Мы толчками выдыхаем. Струйку сильную пускаем, Холодок мы ощущаем. Будем тихо мы сидеть «Тс» тихонько будем петь. Звук согласный, только твёрдый. Колокольчик не звучит, Весело звук Ц свистит. Артикуляция звука [ Ц ] губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты; широкий кончик языка находится за нижними резцами; передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними; посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Слайд 4

Определи место звука [ С ] в слове

Слайд 5

Определи количество слогов в этих словах, по количеству гласных звуков.

Слайд 7

Найди лишнее слово. Объясни.

Слайд 9

Найди лишние слова. Объясни.

Слайд 11

Назови слова, в которых одновременно встречаются звуки [ С ] [ Ц ] . Игра «Образуй новое слово» : салат – салатник, мыло -…, т.д.

Слайд 12

Читаем слоги

Слайд 13

Читаем слоги. Например: АС АЦ СА ЦА САЦ ЦАС

Слайд 14

1. Читаем слова. 2. Выполни звуко – слоговой анализ слов: ЛИСА ПТИЦА

Слайд 16

Цветик-семицветик Света нарисовала цветок. У цветка семь лепестков. Каждый лепесток она раскрасила разноцветными карандашами. Один лепесток синий, другой .... Назвала Света свой цветок «цветик-семицветик». 1. Назови остальные цвета. 2. Как назвала Света свой цветок? 3. Почему она назвала свой цветок «цветик-семицветик» ? 4. Нарисуй и ты такой цветок. 5. Перескажи рассказ, как запомнил.