Оценивание результатов обучающихся

Ермолаева Оксана Алексеевна

Для оценки сформированности компетенций учащихся использую диагностики, основанные на технологии саморазвивающего обучения Г.К.Селевко, позволяющий оценить степень развития у обучающихся самосовершенствования и саморазвития личности, коммуникативной, культуроведческой компетенций. Для оценки качества обученности применяю тесты, составление кроссвордов, творческие задания, контрольные работы, промежуточную аттестацию. Практикую в своей работе самооценку и взаимооценивание учащимися основных видов работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.).

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями.

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

•   в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

•   в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявле ние своих способностей и сил);

•   в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, кол лективная деятельность);

•   в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому

 Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая, антропософская.

По основному фактору развития: психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое самоуправление личности - СУМ.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + программная.

По организационным формам: классно-урочная + клубная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.

По категории обучающихся: массовая.

Акценты целей

•  Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men).

•  Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.

•  Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

•  Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Концептуальные положения

•  Ученик - субъект, а не объект процесса обучения. -,

•  Обучение приоритетно по отношению к развитию.

•  Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ.

•  Ведущая роль теоретических, методологических знаний.

Дополнительные гипотезы

•  Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации — являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья значит открыть путь к повышению качества школьного образования.

•  Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

•  На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

•  Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.

Особенности содержания

СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы (рис. 19).

1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента -курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.

2.   «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.

3.   «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

ЗУН. Содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами.

Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.

Особую группу ЗУН представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);

V кл. - Познай себя (психология личности);

VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл - Учись учиться (самообразование);

VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);

IX кл. - Самоопределение;

X кл. - Саморегуляция;

XI кл. - Самоактуализация.

СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой особого рода знания - методологические, оценочные и мировоззренческие.

В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук.

В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими).

Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности».

СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А.А.Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:

-  осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;

-  участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

-  адекватные стиль и методы внешних воздействий.

Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим

•  психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;

•  составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития;

•  осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;

•  тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.

Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной системе И.П.Волкова.

Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное — при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.

Особенности методики

Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину.

Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.

Межличностные отношения «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

Организация учебного процесса по предметам основана на

•  перенесении акцента с преподавания на учение;

•  превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

•  использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);

•  приоритет самостоятельных методов и приемов.

Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).

В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.

Литература

I. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.

2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание - М., 1986.

3.      Газман О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996.

4.      Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989.

5.      Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания - Минск, 1974.

6.      Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. - М.,1996.

7 Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990.

8.      Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

9.      Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. - 1995. - № 8;

10. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.|

II. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Л., 1950. 12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интер-

пракс, 1995.

13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.



Предварительный просмотр:

К проблеме системы оценивания художественно-творческих достижений учащихся на уроках изобразительного искусства

Андреев В.Н. , к.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии, член-корреспондент МАНПО

Признавая необходимость учета динамики личностного развития учащегося, где показателями достижений являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, мы отмечаем, что в области «Изобразительное искусство» до сих пор нет однозначного подхода к решению проблемы оценивания учителем ИЗОискусства художественно-творческих достижений учащихся. Это касается как детского творческого рисунка, так и в целом познавательной и созидательной деятельности ребенка на уроке ИЗОискусства.

Проблема оценивания связана, прежде всего, с существующей вариативностью программ, имеющих отличные взгляды на изобразительную деятельность ребенка, их принципиальными подходами к художественному творчеству. Если программа «Изобразительное искусство» под редакцией В.С. Кузина разработана на основе концепции «Школа рисунка – графическая грамота», то программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского – на основе  «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной». Соответственно данные программы различаются по целеполаганию, задачам и признанию положения по отношению к художественному творчеству. Так, одной из главных задач программы «Изобразительное искусство» является овладение учащимися знаний элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры. Как следствие, учителя, работающие по данным программам, при оценивании детских рисунков противопоставляют творчеству как рисованию, связанному с отражением окружающего мира, творчество как выражение свойств личности, заложенных от рождения. То есть, одни при оценивании детского рисунка исходят из основ изобразительной грамоты, другие – из авторской позиции ребенка по отношению к окружающему миру.

Другим важным аспектом проблемы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся на уроке ИЗО является существующий подход к оцениванию только созидательной деятельности детей через конечный продукт  рисунок, без учета их познавательной деятельности на уроке – включенности в процесс к приобщению к искусству. То есть, учитель проставляет отметку в конце урока ученику только на основе анализа выполненного им рисунка, что влечет за собой необъективность всей выполняемой им деятельности на уроке.

На необходимость переосмысления системы оценивания художественно-творческих достижений учащихся на уроках ИЗО оказывает влияние переориентация обучения на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и разумно действовать в современном меняющемся мире. Ставится вопрос как о развитии творческих возможностей ребёнка, так и об активизации его самостоятельности (формировании и развитии элементов самостоятельной контрольно-оценочной деятельности), что является его основным вектором взросления. Это в корне меняет расстановку акцента к существующим задачам в области «ИЗОискусства». Среди задач формирования общей грамотности и коррекции, развития природных данных учащихся приоритетной является последняя. Как следствие, это влечет за собой новый взгляд на роль учителя в контрольно-оценочной деятельности.

Возникает потребность использовать такую оценочную систему на уроке ИЗО, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику, т.е. не устраняла бы системы контроля со стороны учителя, администрации школы, родителей, а, наоборот, еще и усилила бы роль самоконтроля и самооценки ученика. При этом необходимо, чтобы найденные при совместном поиске учителя и учащихся технологии формирования всех составляющих контрольно-оценочной деятельности передать детям, так как формирование контрольно-оценочной самостоятельности является ядром и основной формой развития всей учебной самостоятельности ребенка.

Существует необходимость поиска и использования реалистичных, прозрачных для учителя и учащихся требований, выполнение которых и будет оцениваться через оптимальную форму с признанием главного – права ребенка на самостоятельное принятие решений, оценку и самооценку именно личностных достижений школьников, в частности, в художественно-творческой деятельности. Тогда введение системы контрольно-оценочной деятельности, предусматривающей передачу контрольно-оценочных «инструментов» в руки учащихся (оценивания значимости создаваемого продукта ребенком как для самого себя, так и школы), создаст ситуации успешности обучения для каждого ребенка.

На данный момент можно констатировать, что существующая отметочная система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанная только на одном конечном продукте – детском рисунке, а именно:

 не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, формирования и развития их приращений посредством изобразительной деятельности;

 не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности;

 затрудняет индивидуализацию обучения;

 является малоинформативной, в ней нет прозрачности критериальных особенностей изобразительной деятельности школьников;

 вызывает проблематичность в сравнительной характеристике ученика по количественным и качественным данным;

 часто имеет травмирующий характер.

На основании вышеизложенного рекомендуем учителям ИЗОискусства определять систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих:

 что оценивать (что именно подлежит оцениванию в изобразительной деятельности);

 как оценивать (какими средствами и по каким критериям должно фиксироваться то, что оценивается);

 каким образом оценивать (какова сама процедура оценивания, этапы ее осуществления).

Что оценивать

Считаем принципиально необходимым в основе целеполагания уроков ИЗО иметь ввиду не детский рисунок как результат, а те приращения, возникновение которых позволяют творчески развиваться ребенку. Тогда все внимание будет уделяться не конечному продукту (рисунку), а самому художественно-творческому процессу, результатом которого будут являться приобретенный определенный уровень развития творческого воображения, мастерства и др., а следствием  детский рисунок, через который прочитывается уровень имеющихся приращений.

Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Особенно, если учесть, что принцип связи искусства с жизнью осуществляется не только и не столько в рамках урока, то существенным для нас является вопрос оценивания познавательной деятельности учащегося вне школы. Это его работа по выполнению домашнего задания, которая может быть представлена в поисково-исследовательской деятельности, самостоятельная работа по выполнению творческих заданий и др.

Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д. Здесь мы исходим из того, что сама творческая способность человека предполагает наличие двух составляющих: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое. Причем свое социальное признание учащиеся могут получить и во внеклассных мероприятиях: викторинах, конкурсах и т.д.

Следует иметь ввиду, что если вся оценочная деятельность будет проводиться только по результатам созданной детской продукции, тоже имеющей свои нюансы: по мастерству или творческой выразительности, – то школьнику станет ясно, что его оценивают в основном как исполнителя, следующего учительским образцам, по определенным правилам, инструкциям. Тогда, естественно, неумение школьника при выполнении рисунка вписаться в предъявляемые учителем требования будут его приводить к неудовлетворенности, а, следовательно, к снижению интереса к изобразительной деятельности.

Как оценивать

При определении критериев оценивания художественно-творческих достижений учащихся необходимо учитывать, что нужна такая система оценивания, которая позволила бы:

  • отслеживать путь развития ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности (познавательной, созидательной);
  • оценивать мотивационную деятельность;
  • предоставить картину роста личностных достижений для родителей ученика;
  • более эффективно участвовать в накопительной системе («портфолио»).

При этом необходим более широкий взгляд на личностно-деятельностный подход, который иногда трактуется как деятельностно-личностный. Поскольку формирование личности происходит как благодаря той деятельности, в которую она включена, так и тем отношениям, которые возникают и упрочиваются в процессе этой деятельности, что имеет едва ли не решающее значение для становления личности (И.Ф. Харламов), то здесь будет правильнее говорить о продуктивности, так сказать, деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Основания для такой точки зрения очевидны: именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально коренятся социальные и психолого-педагогические источники личностного формирования растущего человека.

При определении критериев оценивания рекомендуем не разъединять критерии оценки детского рисунка и детского художественного творчества. Их обозначать условно, ибо творческий процесс – целостный и обязательно включает в себя конечный продукт (в данном случае детский рисунок), без которого вообще нет смысла говорить о каком-либо творчестве. Результатом же творчества определять те качественные приращения личности (личные достижения учащихся), которые осознаются личностью как положительный и значимый для нее результат. Кроме того, рисование и другая изобразительная деятельность есть вершина взаимодействия детей с художественной средой. И здесь мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём мы видим возможность развития их творчества.

Здесь всю познавательную и созидательную деятельность школьника на уроке мы предлагаем оценивать по четырем критериям:

  • готовность к сотрудничеству с учителем;
  • отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;
  • мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;
  • общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, предусматривающее значимость результата как для развития школьника, так и окружающих.

Под критерием готовность к сотрудничеству с учителем имеется ввиду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного домашнего задания, поисково-исследовательская деятельность (Приложение 1).

Второй критерий (Приложение 2)  отношение, интересы – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:

 эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);

 волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);

 возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).

Третий критерий (Приложение 3) – мастерство (способы творческих действий)  призван определить уровень владения школьником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:

 передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);

 сложность замысла  предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);

 сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);

 оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме.

Третий критерий по своей сути отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.). Рекомендуем в начальной школе оценивать его совместно с учеником, в средней школе– учеником.

Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов художественного труда школьников  включает в себя:

 соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);

 сопоставление самооценки учащегося с оценкой учителя (данная составляющая оценивается учителем).

Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках. Оно является итоговым, дает полное представление о значимости детских работ (их ценности), о возможности их участия в тех или иных выставках, без чего творческая деятельность считается неполной, т.е. незавершённой. Кроме того, участие в выставках детей является непременным условием в критериях оценки творческой деятельности детских коллективов (студий, кружков, художественных школ).

Таким образом, с нашей точки зрения, совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа.

Каким образом оценивать

Мы предлагаем следующую балльную систему по изложенным критериям:

  • готовность к сотрудничеству с учителем – 1 балл;
  • отношения, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве – 1,5 балла;
  • способы творческих действий, с учетом качества детской продукции – 2 балла;
  • общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, предусматривающее значимость результата как для развития школьника, так и окружающих – 0,5 балла.

Каждый критерий предусматривает трехуровневую систему, что должно решить задачу отражения художественно-творческого роста ученика (Приложения 1-4). При этом метод сравнения по балльной системе позволяет «снять барьер» не только в сравнении ученика, группы детей, классов внутри уровней, но и обтекаемо рассматривать переходы между самими уровнями, то есть снять ряд вопросов, связанных с отнесением школьника (группы детей) к тому или иному уровню, например, к какому уровню развития отнести школьника, имеющего общий показатель – 3,5б. Кроме того, балльная система сможет показать рост ребенка, находящегося в начале учебного процесса четверти и по ее завершении на одном уровне, но повысившим свои результаты, скажем с 4 баллов до 4,7 баллов.

Балльная система позволяет по каждому определенному критерию составить отдельно таблицу, отражающую градации по перечисленным уровням: предбазового, базового, сверхбазового. Здесь, чтобы снять негатив межличностных характеристик учащихся, мы предлагаем в обозначении уровней уйти от традиционной терминологии: низкий, средний, высокий уровни.

Особенность процедуры оценивания по данной системе состоит в том, что учитель кроме классного журнала заводит специальный журнал художественно-творческих достижений школьников в познавательной и созидательной деятельности (всего по четырем критериям). В нем для каждого занятия отводится четыре графы, в которых по ходу или завершению урока проставляются баллы. Балльная система позволит гибко оперировать имеющейся информацией, проводить мониторинг как каждого ученика, так и класса, выявлять доминирование склонностей ученика к познавательной или созидательной деятельности, выстраивать методику развития его художественно-творческого потенциала.

№ п/п

Ф.И.О.

ученика

(5 «а» класс)

Месяц, число / критерии

Содержание тем уроков

05.09.

12.09.

I

II

III

IV

I

II

III

IV

1.

Иванов Петр Иванович

2

2

3

3

05.09. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Окончательный результат (в виде отметки) рекомендуем отмечать по завершению каждой четверти в классном журнале, определяя при этом в специальном журнале (в целях последующего ведения учителем сравнительной характеристики) минимальный уровень в баллах по каждому уроку и в целом по итогам четверти согласно требований к содержательному минимуму по дисциплине ИЗО. Это позволит, например, невыполнение школьником определенного минимума (базового уровня), соответствующего неудовлетворительной отметке или «незачету», объективно продемонстрировать, разъяснить и сделать учителем рекомендации по ликвидации «пробелов» как для ученика, его родителей, так и администрации школы.

При работе по данной системе оценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Текущая оценка познавательно-творческих достижений фиксируется по методике, указанной выше, где особое место отводится самооценке ученика, его саморазвитию. Независимо от форм фиксации главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.

Не следует идти по пути «давления» своим авторитетом на школьника. Специфичность заключается в том, чтобы увидеть в ребенке его индивидуальную особенность и помочь ему при сохранении определенных правил изобразительной грамотности развиться творчески. Для этого мы можем рекомендовать на усмотрение учителя ведение «портфеля индивидуальных достижений учащегося», в котором будут отражены его увлечения в области изобразительной деятельности (объем времяпровождения за рисованием, просмотра телепередач, посещение музеев и др.). «Портфель» может представлять собой подборку личных работ ученика: творческие работы, отражающие его интересы; продукты учебно-познавательной деятельности – доклады, сообщения и пр. За основу составления таких «портфелей» целесообразно брать анализ художественно-творческих способностей ученика и его интересы.

Лист «портфеля» может заполняться раз в две недели как учителем, так и самим учеником (совместно с учителем или под его контролем). Для активизации совместной работы с родителями по развитию познавательной и созидательной деятельности ребенка заполнение листа личных достижений можно рекомендовать родителям.

Введение продуманной методики «Портфеля личных достижений ученика» призвано обогатить систему оценивания, представить учителю, родителю дополнительную информацию об индивидуальном развитии ребенка, поспособствовать активизации детей в оценке своей собственной работы (развитии навыков контрольно-оценочной деятельности).

На основе обобщения учителем итоговых результатов по окончании учебного года в сравнении с результатами предыдущих тестовых данных (стартовой работы) ему возможно будет выстроить аналитическую работу по корректировке и планированию изучения учеником содержания как предмета ИЗО, так и других курсов данной образовательной области в следующем учебном году.

Литература

  1. Афанасьева М. Личностный подход в обучении – метод в теории и на практике. http://psy.1september.ru/2001/32/7_10.htm.
  2. Выготский Л.С. Воображение, творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  3. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. – Л., 1990.
  4. Драматургия урока //Искусство в школе. – 1998. - №4. – С.21-28.
  5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1997.
  6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1996.
  7. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – Рига, 2000.
  8. Хорошилова Н. Диагностика творческих способностей. – М., 1996.
  9. Якубова К.Т. Художественный образ как процесс. – СПб., 1996.

Приложение 1

Критерии оценки готовности учащегося к сотрудничеству с учителем

изобразительного искусства (по уровням)

Степень готовности к сотрудничеству с учителем

  1. Параметры
  1. Уровни (в баллах)

С/б

Б

П/б

Поисково-исследовательская и самостоятельно-творческая деятельность учащихся

0,5-1

имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме

выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность

0-0,5

имеются в наличии художественные материалы, выполнена частичная по объему или содержанию поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., велась самостоятельно-творческая художественная деятельность

0

нет в наличии художественных материалов,

не выполнялась поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., отсутствует самостоятельно-творческая художественная деятельность

* сверхбазовый уровень (С/б), базовый (Б), предбазовый (П/б)


Приложение 2

Критерии оценки увлеченности, вдохновения учащихся на уроке изобразительного искусства (по уровням)

Степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к изображаемому в художественной работе

  1. Параметры
  1. Уровни (в баллах)

С/б

Б

П/б

Эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами)

0,5

проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы

0 – 0,5

эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению базируется на внешней мотивации, выраженной в «угоду» педагогу

0

отсутствие эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению, отсутствие внутренней и внешней мотивации

Волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов (упорство и настойчивость в исканиях решения нового произведения)

0,5

наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация

0 – 0,5

проявление волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, проявление упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация

0

отсутствие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, отсутствие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация

Возникновение потребности, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности)

0,5

постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ

0 – 0,5

периодическая потребность к творчеству, интерес, выраженный в эпизодических выполнениях домашних творческих работ

0

отсутствие потребности к творчеству, интересу к области изобразительного искусства, систематические невыполнения домашних творческих работ


Приложение 3

Критерии мастерства (способов художественной деятельности) учащихся на уроке изобразительного искусства с учетом качества детской продукции

Степень владения художественными способами, относящимися к изобразительной грамоте и навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче формы

  1. Параметры
  1. Уровни (в баллах)

В/б

Б

П/б

Передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита)

0,5

переданы чувства формы и фактуры.

Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла

0 – 0,5

проявление характеристик передачи чувства формы и фактуры (или наличие одного из характеристик: светотеневого объема или гармонии колорита)

0

отсутствие передачи чувства формы и фактуры, отсутствует применение цветовых колористических сочетаний цветов, не решено эмоционально-цветовое исполнение замысла

Сложность замысла – продуманность использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям)

0,5

образное, пространственное решение сюжета с применением композиционных, графических или живописных выразительных средств

0 – 0,5

образное решение темы построено только на сочетании основных цветов с меньшими пустотами и эмоционально-цветовом исполнении

0

присутствие в рисунке «пустот», оторванность предметов и объектов между собой, отсутствие их цветового объединения, бедная палитра в передаче сюжета

Сложность применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.)

0,5

соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразние выразительных средств

0 – 0,5

соответствие выбранной художественной техники темы замысла, однообразие выразительных средств

0

несоответствие выбранной художественной техники темы замысла, отсутствие использования выразительных средств

Оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме

(оценивается учащимся)

0,5

присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы

0 – 0,5

индивидуальность работы проявляется в частичной интерпретации предложенных учителем схем, шаблонов решения заданной темы

0

отсутствие оригинальности и индивидуальности в решении заданной темы, копирование схем, способов решения заданной темы


Приложение 4

Критерий общественно-полезной значимости результатов художественного труда школьников

Уровень овладения учащимся художественно-творческими способами освоения окружающего мира

Параметры

Уровни (в баллах)

В/б

Б

П/б

Соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы)

(оценивается учащимся)

0,5

сюжет работы соответствует определенной теме и наиболее полно раскрывает ее содержание;

в основе работы лежит творческая переработка (интерпретация) образцов худо жественного творчества (иллюстраций, репродукций и др.); возможность выполненной работы в участии в разноуровневых выставках

0 – 0,5

сюжет работы соответствует определенной теме и в основном раскрывает ее содержание;

в основе работы лежит переработка образцов худо жественного творчества (иллюстраций, репродукций и др.); возможность выполненной работы в участии во внутришкольных выставках

0

сюжет работы не соответствует определенной теме и не раскрывает ее содержание;

в основе работы лежит механическое копирование образцов художественного творчества (иллюстраций, репродукций и др.)

Адекватность сопоставления самооценки учащегося с оценкой учителя

(данная составляющая оценивается учителем)

адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)

завышенная самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся проводит оценивание своих успехов на уроке, пытается дать им оправданную характеристику)

неадекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся не может объективно оценить свои успехи на уроке, дает им неоправданную характеристику)



Предварительный просмотр:

Тестовая работа по ИЗО в 5 классе за I четверь

  1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека:
  1. пейзаж
  2. картина
  3. ДПИ

  1. Выберите элемент, не относящийся к декоративному убранству русской избы:
  1. наличник
  2. печь
  3. лобовая доска

  1. Выберите принципы, которыми руководствовался народный мастер при изготовлении предметов быта:
  1. польза, прочность, красота
  2. изящество, польза, прочность
  3. дешевизна, красота, польза, прочность

  1. Для чего народный мастер так тщательно украшал окружающие его предметы знаками и символами, выстраивая из них причудливые узоры:
  1. для красоты
  2. для защиты
  3. для удобства

  1. Окно в избе служило:
  1. для входа света солнца
  2. для красоты
  3. для связи домашней жизни с внешним миром

  1. Где находилось почетное место в избе  «красный угол» –
  1. в центре избы
  2. у порога
  3. в переднем углу избы

  1. Какой инструмент был неизменной спутницей женщины:
  1. веретено
  2. челнок
  3. прялка

  1. Какой материал не использовали для изготовления посуды:
  1.  дерево
  2.  сталь
  3. глина

  1. Какой цвет преобладал в русской народной вышивке:
  1. жёлтый
  2. красный
  3. чёрный

  1. Какой предмет одежды для женщин и мужчин был традиционен:
  1. тулуп
  2. рубаха
  3. сапоги

  Ключи:

  1.  в
  2. б
  3. в
  4. б
  5. а,в
  6. в
  7. в
  8. б
  9. б
  10. б

Источник информации

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для  5 кл. общеобразоват. учреждений / Горяева Н. А., Островская О. В.; под. ред. Неменского Б. М., М.: Просвещение, 2005 г.



Предварительный просмотр:

Кроссворд по ИЗО

3

2

6

7

9

4

1

8

5

Вопросы

  1. Искусство зданий и сооружений
  2. Народная глиняная игрушка, яркая, расписанная кругами и волнистыми линиями.
  3. Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
  4. Египетский священный жук, перекатывающий солнце.
  5. «Душа» крестьянского дома.
  6. «Золотая» роспись по дереву.
  7. Русское народное женское одеяние поверх рубахи.
  8. Греческий сосуд для хранения масла и вина.
  9. Художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

3О

2Д

Р

Ы

Н

М

А

К

М

О

Е

В

Н

6Х

7С

9И

4С

К

У

С

С

Т

В

О

А

К

К

Х

Р

А

А

Л

А

1А

Р

Х

И

Т

Е

К

Т

У

Р

А

Я

О

Ф

А

8А

М

Ф

О

Р

А

Б

А

Н

5П

Е

Ч

Ь

И

Ответы



Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по изобразительному искусству в 5 классах

Ι вариант

ΙΙ вариант

1

Крестьянский дом-жильё в России

а) юрта   б) хата      в)изба

1

Деревянные украшения на передней части крыши

а) фронтон  б)  наличники  в) причелина

2

Головной убор в народной одежде - как представление людей образа

а) земли б) подземной жизни в) неба

2

Основной цвет в народной вышивке

а) зелёный  б) красный  в) синий

3

Из представленных ниже изображений выбери городецкую роспись.

3

выбери хохломскую роспись.

а)http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/6369_34c04c5895a52a71867cfaae3953acdc.jpg.jpg           б) http://www.tvorim-sami.ru/uploads/posts/2014-06/1402218282_00.gif              в)http://www.nogtiki.com/data/design/ethnic_nail_art/gjel_plate.jpg

4

Геральдика – это наука, связанная с составлением…

а)экслибрисов;

б)гербов;

в)флагов.

4

Батик – это…

а)художественно исполненный тканый ковёр для украшения стены;

б)искусство росписи ткани;

в)техника украшения металла.

5.

Что такое Декоративно-прикладное искусство?

а) это создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту;

б) заводские изделия;

в) изделия из соломки;

5

Плакат-это:

а)рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

б)это броское, сравнительно крупное по размеру изображение с кратким текстом,

в) изображение на плоскости, созданное средствами графики.



Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по изобразительному искусству (тест)

6 класс

1. Выбери 3 основных хроматических цвета в живописи:

а) красный, желтый, синий

б) черный, белый, серый

в) оранжевый, фиолетовый, зеленый

г) красный, желтый, зеленый

2. Определите холодные цвета:

а) синий, красный, зеленый;

б) серый, красный, оранжевый;

в) голубой, сиреневый, синий;

3. Художник, который писал картины на сказочные сюжеты:

а) В.Васнецов  

б) И.Шишкин

в) Леонардо да Винчи

4. В каком жанре создана картина И.Левитана «Золотая осень»

а) батальный б) анималистический в) натюрморт г) пейзаж

5. Что является основным в художественном языке живописи?

а) линия б) штрих в) декоративность г) цвет

6. В какой художественной деятельности получил широкую известность И. И. Шишкин?

а) живопись б) иконопись в) архитектура г) скульптура

7. Для создания каких произведений наиболее важно знание законов линейной перспективы?

а) изделия народных промыслов

б) икона

в) скульптура

г) городской пейзаж

8.Назовите  жанр   изобразительного   искусства , предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта?

 а) натюрморт

 б) пейзаж

 в) портрет.

 9.В каком виде изобразительного искусства используются следующие материалы: тушь, карандаш, фломастер, гелевая ручка?

 а) живопись

 б) скульптура

 в) графика

10. Как называется  жанр   изобразительного   искусства  с изображением одного человека или группы людей?

 а) натюрморт

 б) пейзаж

 в) портрет.

 11. Какой  жанр   изобразительного   искусства  связан с изображением животных в

 живописи, графике и скульптуре и декоративном искусстве?

 а) анималистический

 б) пейзаж

 в) натюрморт

 12. Назовите автора картины «Богатыри»

 а) В.Серов

 б) В.Васнецов

 в) К.Юон

                             

13.  Как называют художников, изображающих море?  

14. Линия, передающая внешнее очертание человека, животного или предмета?

а) контур

б) силуэт

в) набросок

15. Процесс создания скульптурного  произведения, связанный с  обработкой мягких материалов?

а) литьё

б)лепка

в) высекание

16.Запишите последовательность цветов спектра.

17.Какой цвет не относится к составным цветам?

а)оранжевый

б)зеленый

в)фиолетовый

г)жёлтый

18.Основа выразительности скульптуры:

а) объёмные формы

б) линия

в) цвет

19. Кто из русских живописцев написал знаменитую картину «Девятый вал»?

а) А.И.Куинджи;

б)  И.К.Айвазовский;

в)  Б.М.Кустодиев;

г)  В.В.Верещагин.

20. как называется портрет художника самого себя.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по изобразительному искусству 2 четверть

1 вариант

2 вариант

  1. Обозначьте  ХОЛОДНЫЕ  цвета:
  • - синий
  • - фиолетовый
  • - красный
  • - голубой
  • - оранжевый
  • -сине-зеленый
  • - желтый
  • -зеленый

0,5 б

1.Обозначьте  ТЕПЛЫЕ цвета:

  • - синий
  • - фиолетовый
  • - красный
  • - голубой
  • - оранжевый
  • -сине-зеленый
  • - желтый
  • - светло-коричневый
  • -розовый

0,5 б

  1. Перечислите три  составных цвета:

0,5б

  1. Перечислите три  основных  цвета:

0,5б

  1. Назовите жанры  изобразительного искусства

4.Дать определение:

Портрет –это…

Бытовой жанр-это…

Пейзаж-это..

Натюрморт-это…

5.Найти фамилии  художников-пейзажистов:

5.Найти фамилии художников-портретистов:

И.Е.Репин,   И.И.Шишкин, Леонардо да Винчи,  М.Нестеров, И.Левитан, В.М.Васнецов, А.Г.Саврасов, В.Л.Боровиковский, В.А.Тропинин

6. Перечислить фамилии художников бытового жанра      0,5б

7. Для каждого из следующих элементов - полутень, рефлекс, блик, свет, собственная тень  и падающая тень - укажите по рисунку соответствующую букву. Букву выбранного элемента запишите в таблицу под соответствующим названием элемента.

полутень

рефлекс

блик

свет

собственная тень

падающая тень

C:\Documents and Settings\Анжела\Мои документы\Мои результаты сканирования\2009-02 (фев)\сканирование0006.jpg

Ответы

1 вариант

2 вариант

  1. Обозначьте  ХОЛОДНЫЕ  цвета:

  • - синий
  • - фиолетовый
  • - голубой
  • -сине-зеленый

1.Обозначьте  ТЕПЛЫЕ цвета:

  • - красный
  • - оранжевый
  • - желтый
  • -светло-коричневый
  1. три  составных цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый

  1. три  основных  цвета: красный, желтый, синий

  1. жанры  ИЗО: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исторический, батальный, анималистический

4.Дать определение:

Портрет –это…

Бытовой жанр-это…

Пейзаж-это..

Натюрморт-это…

5.Найти фамилии  художников-пейзажистов:

 И.И.Шишкин, И.Левитан, , А.Г.Саврасов,

5.Найти фамилии художников-портретистов: И.Е.Репин,   Леонардо да Винчи,  В.Л.Боровиковский, В.А.Тропинин

6.Венецианов А.Г., Федотов,

                                                                          7

полутень

рефлекс

блик

свет

собственная тень

падающая тень

В

Е

А

Б

Г

Д



Предварительный просмотр:

Муниципальная контрольная работа по  изобразительному искусству

7 класс

Фамилия, Имя ученика ___________________________________________________________

Класс  ________                                                2 вариант

1. Определите цвета, относящиеся к группе ахроматических цветов

а) красный;  б) серый;  в) белый;  г) желтый;  д) зеленый;  е) черный.

2. Вставьте пропущенное название цвета.

А.

+

желтый

=

оранжевый

Б.

желтый

+

синий

=

В.

красный

+

=

фиолетовый

3. По данному определению впишите название вида изобразительного искусства

А.

 это -

ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически 3-мерного изображения.

Б.

 это -

вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

В

это -

раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.

4. На данном рисунке проиллюстрирован метод  линейной перспективы.

Проанализируйте этот способ создания трехмерных изображений на плоскости, и с помощью линейки и простого карандаша дострой прямоугольники до объемного тела (прямоугольного параллелепипеда)

5.  Найди среди представленных репродукций картины сказочно-былинного жанра, натюрморт и пейзаж. Ответ запиши в таблицу.

still-life-vase-with-fifteen-sunflowers-1888-1

А

Б

В

Г

Д

Сказочно-былинный жанр

Натюрморт

Пейзаж

6.  Определите название глиняных игрушек и место их возникновения.

C:\Users\User\Desktop\1.jpg

C:\Users\User\Desktop\1261323202_2.jpg

C:\Users\User\Desktop\barina_filimonovskaj_enl.jpg

Название:

Название:

Название:

Место:

Место:

Место:

7. Лицо на рисунке разделено на две равные половинки вертикальной средней осью и горизонтальными вспомогательными линиями. Дорисуйте вторую половину, соблюдая пропорции.

сканирование0002

8.На формате половины листа А4 передать светотень  данного натюрморта, используя простой карандаш. Источник освещения расположите в левом верхнем углу.



Предварительный просмотр:

I вариант

Соотнести примеры и

виды, жанры искусства.

1.Живопись

А.Эйфелева башня

2.Скульптура

Б.«Опять двойка»

Ф.Решетников

3.Архитектура

В.«Богатыри» В.Васнецов

4.Сказочно-былинный жанр

Г.«Постоянство памяти»

С.Дали

5.Бытовой жанр

Д.«Памятник Петру 1»

Б.К.Растрелли

II вариант

Соотнести примеры и

 виды, жанры искусства.

1.Сказочно-

Былинный жанр

А.«Покорение Сибири Ермаком»

В. Суриков

2.Батальный жанр

Б.«Девятый вал»

Айвазовский

3.Декоративно-прикладное искусство

В.«Царевна-Лебедь»

М.Врубель

4.Пейзаж, марина

Г.«Церковь Саграда Фамилиа»  А.Гауди

5.Архитектура

Д.Хохломская роспись

III вариант

Соотнести примеры и

виды, жанры искусства.

1.Бытовой жанр

А.«Оперный театр в Сиднее»

Й. Уотцон

2.Натюрморт

Б.«Девочка с персиками» В.Серов

3.Архитектура

В.«Тройка»

В.Перов

4.Графика

Г.«Подсолнечники»

В Ван Гог

5.Живопись

Д.Златоустовская гравюра

Пример:

1-Г

2-А

3-Д

4-В

5-Б



Предварительный просмотр:

I вариант

II вариант

III вариант

1. Перечислить пространственные виды искусства

1.Перечислить временные виды искусства

1.Перечислить пространственно-временные виды искусства

2. Сценография – это ..

2.Сценография –это …

2. Сценография –это …

3.Перечислить художников театра

3.Перечислить художников театра

3.Перечислить художников театра

4.Перечислить виды сценического оформления

4.Перечислить театральные службы и цеха.

4.Перечислить виды сценического оформления

5.Прообразом фотоаппарата является

5.Первая фотография появилась в_____         году и называлась

5.Автор первой фотографии -

6.Изобразите знак «ландшафт» в

фотоаппарате.

6.Изобразите знак «режим стабилизации» в фотоаппарате.

6.Изобразите знак «автопортрет» в фотоаппарате.

7.Найдите верный ракурс фото (линию горизонта)

           а)               б)              в)

7.Для чего это нужна в искусстве фотографии эта сетка?

7.Чтобы на фотопортрете человек выделялся на фоне, нужно …


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Инструментарий критериев при выполнении практических творческих работ. 
1. Компоновка листа. 
2. Организация плоскости листа 
- многоплановость (ближе- ниже, дальше – выше, ближе – больше, дальше – меньше, 1, 2, 3 …план); 
- линия горизонта; 
- способ загораживания; 
3. Использование композиционных правил, принципов, законов: 
- ритм; 
- центр композиции; 
- симметрия; 
- асимметрия; 
- статика; 
- динамика; 
- цельности; 
- жизненности; 
4. Линейная перспектива. 
5. Воздушная перспектива. 
6. Для живописи (и не только): 
- механическое смешивание; 
- теплые цвета; 
- холодные цвета; 
- многочисленность оттенков; 
- нюансы; 
7. Для графики (и не только) 
- выразительность линии; 
- выразительность пятна; 
- растяжка тона;
8. Декоративная переработка форм растительного и животного мира. 
9. Владение техникой выполнения 
10. Оригинальность работы 
11.Самостоятельность выполнения работы. 
12.Законченность работы. 

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. 
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. 
Критерии оценивания основываются на трех уровнях успешности: 
• Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. 
• Программный повышенный уровень (дополнительный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний 
• Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. 

Оценочная деятельность осуществляется на основе критериального подхода по алгоритму: каждое успешно выполненное задание (действие) оценивается в определенное количество баллов, общее количество баллов за все выполненные задания составляет 100% . Соотношение набранных баллов и максимально возможных фиксируется в виде дроби (в числителе - набранное количество, в знаменателе - возможное (максимальное) количество баллов) с последующим переводом в процентное соотношение и отметку в утвержденных документах (в дневник и рабочий журнал учителя - процентное соотношение и отметку, в официальный журнал-отметку; в Таблицу результатов достижений учащихся – процент или отметку). Задания повышенного и максимального уровней оцениваются при условии правильного выполнения учеником не менее 30% необходимого уровня. 
Задания повышенного и максимального уровней оцениваются по отдельным шкалам, начиная с 50% выполнения заданий (выполнение заданий менее 50% не оценивается). 
В оценивании результатов учебной работы участвуют учитель и ученик, которые по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка и самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную оценку. Родители, совместно с учителем и учащимся периодически анализируют результаты учебной деятельности ученика, через таблицы требований. 

Оценивание учебных достижений обучающихся по предметам: технология, физкультура, ИЗО, музыка осуществляется с учетом особенностей данных предметов, на основе осознанного действия начиная с начальной школы. 

Отметки выставляются на основе планируемых результатов и с учетом индивидуального роста каждого ученика по отметочной шкале: 
3 – средний уровень 
4 – высокий (достаточный) уровень 
5 – очень высокий достаточный 
При невыполнении заданий необходимого уровня в течение семи дней ученик имеет возможность воспользоваться правом пересдачи. 

Предметные результаты освоения изобразительного искусства 
должны отражать: 
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); 
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); 
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. 

Критерии итогового оценивания предметных результатов.(5 кл) 

Учащийся должен знать: 
- истоки и специфику образного языка ДПИ 
- особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)
- несколько народных промыслов России 
-различать по стилистическим особенностям ДПИ разных времен и народов (Др .Греция, Др. Египет, Китай, западная Европа 17 в.) 
- несколько современных видов ДПИ 
- особенности фольклорного творчества родного края 
Учащийся должен уметь: 
- создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств 
- работать различными художественными материалами и в разных техниках, в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ 
- воспринимать, интерпретировать и оценивать произведения искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. 

Метапредметные результаты УУД. 

Регулятивные: 
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения, составлять план и последовательность действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно использовать речь для регуляции своего действия, преобразовывать практическую задачу в познавательную, концентрировать волю, предвидеть возможности получения конкретного результата, вносить необходимые дополнения и изменения в действия, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок Вносить необходимые коррективы после завершения работы. 
Познавательные: 
осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, подводить под понятие на основе выделения существенных признаков, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. использовать общие приемы решения задач, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, создавать модели для решения задач. сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни, рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми 
Коммуникативные: 
строить монологическое высказывание, вести устный диалог, проявлять активность для решения познавательных задач. формулировать свои затруднения, слушать собеседника, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, соблюдать правила общения, строить понятные для партнера высказывания , оказывать в сотрудничестве взаимопомощь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формировать собственное мнение, обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, 
Личностные результаты: 
Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость 
Ценностное отношение к природному миру 
Понимание чувства других людей и сопереживание им. 
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов 
Эмоционально-нравственная отзывчивость 
Эмоционально-нравственная отзывчивость 
Самооценка работы

Компоненты для общей оценки работы обучающегося.

• Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

• Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

• Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.



Предварительный просмотр:

1 вариант

2 вариант

1.Привести 3  примера:

  • Детали
  • Комплекта

1.Привести 3 примера:

  • Сборочной единицы
  • Комплекса

2.Дать определение неразъемных соединений

2.Дать определение разъемных соединений

3.Перечислить разъемные соединения

3.Перечислить неразъемные соединения

4.В болтовое соединение входит: перечисли

4.В шпилечное соединение входит: перечисли

5.Выполнить чертеж

  • Клеевого соединения
  • Сварного соединения

5.Выполнить чертеж

  • Паяного соединения
  • Сшивного соединения

6.Выполнить условное изображение резьбы на стержне

6.Выполнить условное изображение резьбы в отверстии на разрезе

1 вариант

2 вариант

1.Привести 3  примера:

  • Детали
  • Комплекта

1.Привести 3 примера:

  • Сборочной единицы
  • Комплекса

2.Дать определение неразъемных соединений

2.Дать определение разъемных соединений

3.Перечислить разъемные соединения

3.Перечислить неразъемные соединения

4.В болтовое соединение входит: перечисли

4.В шпилечное соединение входит: перечисли

5.Выполнить чертеж

  • Клеевого соединения
  • Сварного соединения

5.Выполнить чертеж

  • Паяного соединения
  • Сшивного соединения

6.Выполнить условное изображение резьбы на стержне

6.Выполнить условное изображение резьбы в отверстии на разрезе

1 вариант

2 вариант

1.Привести 3  примера:

  • Детали
  • Комплекта

1.Привести 3 примера:

  • Сборочной единицы
  • Комплекса

2.Дать определение неразъемных соединений

2.Дать определение разъемных соединений

3.Перечислить разъемные соединения

3.Перечислить неразъемные соединения

4.В болтовое соединение входит: перечисли

4.В шпилечное соединение входит: перечисли

5.Выполнить чертеж

  • Клеевого соединения
  • Сварного соединения

5.Выполнить чертеж

  • Паяного соединения
  • Сшивного соединения

6.Выполнить условное изображение резьбы на стержне

6.Выполнить условное изображение резьбы в отверстии на разрезе

1 вариант

2 вариант

1.Привести 3  примера:

  • Детали
  • Комплекта

1.Привести 3 примера:

  • Сборочной единицы
  • Комплекса

2.Дать определение неразъемных соединений

2.Дать определение разъемных соединений

3.Перечислить разъемные соединения

3.Перечислить неразъемные соединения

4.В болтовое соединение входит: перечисли

4.В шпилечное соединение входит: перечисли

5.Выполнить чертеж

  • Клеевого соединения
  • Сварного соединения

5.Выполнить чертеж

  • Паяного соединения
  • Сшивного соединения

6.Выполнить условное изображение резьбы на стержне

6.Выполнить условное изображение резьбы в отверстии на разрезе



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ № 1

Вопросы

Варианты ответа

А)

Б)

В)

Г)

1

Угол наклонного шрифта к основанию строки составляет

700

450

750

950

2

Чему равен раствор циркуля при делении окружности на шесть равных частей?

диаметру

радиусу

длине окружности

6 мм.

3

Названия основных плоскостей проекции

фронтальная, горизонтальная профильная

центральная, нижняя, боковая

передняя, левая, верхняя

передняя, левая боковая, верхняя;

4

При соединении части вида и части разреза границей является

Ось симметрии

Волнистая линия

Основная линия

Штриховая линия

5

Найдите правильно выполненный разрез

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img106.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img103.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img104.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img105.jpg

ВАРИАНТ № 2

Вопросы

Варианты ответа

А)

Б)

В)

Г)

1

Для показа размеров изображенного  на чертеже предмета проводят

линию связи

кривую линию

размерную линию

ничего не проводят

2

Если размер шрифта № 14, то чему равна высота строчных букв?

5

7

10

14

3

Какой масштаб относится к масштабу увеличения

1: 2

1:4

4:1

1:10

4

Если секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки  (ребра жесткости), спицы, колеса, то на разрезе…

Показывают заштрихованной

Показывают

незаштрихованной

Показывают контур штриховой линией

Показывают контур штрихпунктирной с двумя точками

5

Определите cечение

img052a

img054

img055

img060

img061

ВАРИАНТ № 3

Вопросы

Варианты ответа

А)

Б)

В)

Г)

1

Угол наклонного шрифта к основанию строки составляет

700

450

750

95

2

Чему равен раствор циркуля при делении окружности на шесть равных частей?

диаметру

радиусу

длине окружности

6 мм.

3

Названия основных плоскостей проекции

фронтальная, горизонтальная профильная

центральная, нижняя, боковая

передняя, левая, верхняя

передняя, левая боковая, верхняя;

4

При соединении части вида и части разреза границей является

Ось симметрии

Волнистая линия

Основная линия

Штриховая линия

5

Найдите правильно выполненный разрез

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img106.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img103.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img104.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img105.jpg

6.По двум видам выполнить чертеж, содержащий необходимые разрезы, проставить размеры.

F:\школа\9 черчение\промежуточная аттестация\1.JPG

6.По двум видам выполнить чертеж, содержащий необходимые разрезы, проставить размеры.

F:\школа\9 черчение\промежуточная аттестация\4.JPG

6. По двум видам выполнить чертеж, содержащий необходимые разрезы, проставить размеры.

F:\школа\9 черчение\промежуточная аттестация\5.JPG

ВАРИАНТ № 4

Вопросы

Варианты ответа

А)

Б)

В)

Г)

1

Угол наклонного шрифта к основанию строки составляет

700

450

750

950

2

Чему равен раствор циркуля при делении окружности на шесть равных частей?

диаметру

радиусу

длине окружности

6 мм.

3

Названия основных плоскостей проекции

фронтальная, горизонтальная профильная

центральная, нижняя, боковая

передняя, левая, верхняя

передняя, левая боковая, верхняя;

4

При соединении части вида и части разреза границей является

Ось симметрии

Волнистая линия

Основная линия

Штриховая линия

5

Найдите правильно выполненный разрез

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img106.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img103.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img104.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img105.jpg

ВАРИАНТ № 5

Вопросы

Варианты ответа

А)

Б)

В)

Г)

1

Для показа размеров изображенного  на чертеже предмета проводят

линию связи

кривую линию

размерную линию

ничего не проводят

2

Если размер шрифта № 14, то чему равна высота строчных букв?

5

7

10

14

3

Какой масштаб относится к масштабу увеличения

1: 2

1:4

4:1

1:10

4

Если секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки  (ребра жесткости), спицы, колеса, то на разрезе…

Показывают заштрихованной

Показывают

незаштрихованной

Показывают контур штриховой линией

Показывают контур штрихпунктирной с двумя точками

5

Определите cечение

img052a

img054

img055

img060

img061

ВАРИАНТ № 6

Вопросы

Варианты ответа

А)

Б)

В)

Г)

1

Угол наклонного шрифта к основанию строки составляет

700

450

750

95

2

Чему равен раствор циркуля при делении окружности на шесть равных частей?

диаметру

радиусу

длине окружности

6 мм.

3

Названия основных плоскостей проекции

фронтальная, горизонтальная профильная

центральная, нижняя, боковая

передняя, левая, верхняя

передняя, левая боковая, верхняя;

4

При соединении части вида и части разреза границей является

Ось симметрии

Волнистая линия

Основная линия

Штриховая линия

5

Найдите правильно выполненный разрез

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img106.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img103.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img104.jpg

C:\Documents and Settings\СемьЯ\Рабочий стол\23.01\img105.jpg

6.По двум видам выполнить чертеж, содержащий необходимые разрезы, проставить размеры.

F:\школа\9 черчение\промежуточная аттестация\11.JPG

6.По двум видам выполнить чертеж, содержащий необходимые разрезы, проставить размеры.

F:\школа\9 черчение\промежуточная аттестация\17.JPG

6. По двум видам выполнить чертеж, содержащий необходимые разрезы, проставить размеры.

F:\школа\9 черчение\промежуточная аттестация\7.JPG