Дополнительное образование дошкольников

Даньшина Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение  города Когалыма  « Буратино»

дополнительная общеобразовательная программа

« Пластилиновая сказка»

На 2023 -2024 г

Picture background

Автор:

Воспитатель

Даньшина Т.А.

г.Когалым , 2023 г.

Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка         2

               Актуальность программы         4

  1. Цели и задачи реализации Программы         4
  2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса         5
  3. Новизна и  практическая значимость Программы 6 1.5   Планируемые результаты освоения программы 6 1.6   Обьем образовательной нагрузки 7

        1.7  Характеристика возрастных особенностей воспитанников         7

 

  1. Содержательный раздел.         7
  1. Формы , методы , технологии.         7 2.2  Перспективное планирование   дополнительной образовательной  кружка

«Пластилиновая сказка»

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников         12
  2. Взаимодействие с социумом         13

 

  1. Организационный раздел.          3.1  Учебный план.         13
  1. Календарный учебный график.         13
  2. Обеспеченность методическими материалами и средствами
  3. Материально-техническое обеспечение программы.          
  1. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы
  2. Список литературы для педагогов.         15
  3. Приложение .                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка 

   Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

 

 

    Пластилинография— это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

   Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.     Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

 

 

  Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

  Занятия пластилинографией, представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

  Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

  Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилиновая фантазия». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве и в общении. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.

Актуальность программы:

   Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

  Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.

  Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.

 

1.2  Цель: Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.

       Задачи: 

  • Обучающие:
  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
  • Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. 
  • Учить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • С помощью пластилина  создавать  иллюстрации к сказке.
  • Развивающие:
  • Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
  • Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
  • Способствовать  создание художественных образов героев сказки, создание книги сказок.
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывающие:
  • Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественнотворческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

1.3 .  Принципы и подходы к формированию  программы 

  • Разрабатывая рабочую программу «Пластилиновая сказка », опиралась на следующие принципы:
  • принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • принцип личностно-ориентированной методике;
  • принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • принцип         поддержки         инициативы         детей         в         различных         видах деятельности;
  • принцип сотрудничества дошкольной организации с семьей.
  • Принцип свободы выбора.
  • Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.
  • Закрепляется у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.
  • Предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
  • Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей.

 

  1. Новизна программы- заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений. Основным материалом в пластилинографии является пластилин разного цвета, а основным инструментом-руки. Непосредственный контакт ребёнка с материалом (пластилином, элементарные опыты с ним позволяют знать свойства материала (пластилина, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.

 

  1. Планируемые результаты освоения программы

Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

  • Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
  • Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.  Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
  • Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
  • Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
  • Получат навыки совместной работы.
  • У детей появиться  интерес к сказкам, как к виду искусства.
  • Сформируется интерес к русским народным сказкам.

 

 

 

 

 

1.7 .  Характеристика возрастных особенностей воспитанников 

 

    Возраст от пяти  шести  лет - это старший  дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма Дети способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Продолжает развиваться интерес к лепке; совершенствуется умение лепить из пластилина.

 

 

2.Содержательный раздел.

2.1.  Формы , методы , технологии. 

 

   Формы организации деятельности воспитанников: совместная деятельность, индивидуальная и групповая работа.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь воспитанникам должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место руководителя кружка в деятельности по обучению работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития овладения навыками. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества воспитанников.

Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.

При организации работы необходимо постараться соединить, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.

Все задания соответствуют по сложности детям дошкольного возраста. Это гарантирует успех каждого и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

 

2.2.  Перспективное планированиедополнительной образовательной программы кружка «Пластилиновая сказка»

 

октябрь  

Сказка « Колобок»

1

По мотивам сказки «Колобок» с помощью пластилиниграфии создать свою книгу «Колобок-румяный бок»

«Фон картины» Определение цвета фона, Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Учить размазывать  пальцами по всей поверхности не заходя за контур рисунка. Развивать мелкую моторику.Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

 

2

«Выкладывание контура рисунка ,образ героя  сказки «Колобок»» Учить скатываются небольшие жгутики, выкладывать  по контуру рисунка, прижимать и размазывать пальцем к середине заполняя центр элемента рисунка. Развивать творческое воображение, цветовосприятие. Добиваться точной передачи образа сказочного героя « Колобок» Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми

движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок  

 

3

«Выкладывание контура картины тонкими жгутиками чёрного цвета.» Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у сказочного героя.Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии 

 

4

«Оформление готовой работы в рамку»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Использование вспомогательных предметов (косточки, горошки, бусины,

перышки, крупу и т.д.)

Формировать композиционные навыки. Воспитывать желание доставлять радость своей работой.С помощью пластилина  создавать  иллюстрации к сказке.

 

ноябрь

Сказка « Теремок»

1

«Создание фона картины»

Показ техники намазывания пластилина на ровную поверхность. Определение цвета фона, Вызвать интерес к миру природы,

формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умения детей работать  с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Учить размазывать  пальцами по всей поверхности не заходя за контур рисунка.

Развивать мелкую моторику.

2

 «Выкладывание контура основных героев к сказке « Теремок»»  Развивать у детей творческое воображение.

Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали.

Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

3

« Оформление сложного фона рисунка дорабатывание фона картины».  

Сложный контур элемента рисунка, обкладываем жгутиками и размазываем от краев к центру.  Собираем  композицию в одно целое.

 

4

«Украшение  и оформление работы.»

 Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца.

 

декабрь

Сказка « Золотая рыбка»

1

«Золотая рыбка» (по сказке А. С. Пушкина). Знакомство со сказкой показ приемов лепки.» Оформлением  фон картины»

Формировать элементарное восприятие художественного слова в искусстве. Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъеме.  

2

«Выкладывание контура основных героев к сказке  « Золотая рыбка»Учить отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики. Готовые шарики выкладываются и немного прижимаются на подготовленный заранее фон с силуэтным изображением.

Добиваться выразительности и необычности исполнения .

3

« Оформление сложного фона рисунка дорабатывание фона картины». Сложный контур элемента рисунка, обкладываем жгутиками и размазываем от краев к центру.  Собираем  композицию в одно целое.

4

«Украшение  и оформление работы»

Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Поддерживать в детях

желание доводить начатое дело до конца. Использование вспомогательных предметов (косточки, горошки, бусины,

перышки, крупу и т.д.)

январь

Сказка « Три поросенка»

1

«Работа с фоном картины»  Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

 

2

« Оформление сложного фона рисунка дорабатывание фона картины». Сложный контур элемента рисунка, обкладываем жгутиками и размазываем от краев к центру.  Собираем  композицию в одно целое. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов в работе с пластилином: раскатывания, сплющивания. Учить создавать образ трех поросят. Подбирать пластилин по цвету .

 

3

«Выкладывание контура картины тонкими жгутиками чёрного цвета.» Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у сказочного героя. 

 

4

«Оформление готовой работы в рамку»Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Использование вспомогательных предметов (косточки, горошки, бусины, перышки, крупу и т.д.) Формировать композиционные навыки. Воспитывать желание доставлять радость своей работой.

февраль

Сказка  «Три медведя »

1

         «Делаем         фон         картины»  

Развивать цветовосприятие.  Расширить представления детей о животных, условиях их обитания. Научить изображать медведей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.

Воспитывать самостоятельность.

2

«Выкладывание контура основных героев к сказке» упражнять в передаче относительной величины частей тела, в подборе подходящих цветов и оттенков. Создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы рисование пластилином.

3

«Собираем  композицию в одно целое». Поддерживать в детях

желание доводить начатое дело до конца. . Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту.

4

«Оформление готовой работы в рамку»Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Использование вспомогательных предметов (косточки, горошки, бусины, перышки, крупу и т.д.)

март

Сказка «Репка»

1

«Оформление фона картины»Учить детей рисовать в нетрадиционной технике (пластилином) помотивам  русской народной сказки «Репка» Аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали. Закреплять умение определять способы и приемы лепки.

Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

2

«Лепка основных героев сказки.»

Развивать умения выбирать сюжет или отдельного героя. В зависимости от характера героя придавать ему необходимые позы, выражение лица, элементы одежды. Правильно подбирать цвета и оттенки. Научить изображать героев , передавать особенности внешнего облика.

3

«Выкладывание контура героев ,тонкими жгутиками подбирая их по цвету »

Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту.. Применять в работе стеку для разрезания .

4

«Украшение  и оформление работы.» Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Правильно подбирать цвета и оттенки.

апрель

 Сказка « Курочка ряба»

1

«Создание фона картины»  Показ техники намазывания пластилина на ровную поверхность. Определение цвета фона, Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. 

2

« Оформление сложного фона рисунка дорабатывание  фона картины». Сложный контур элемента рисунка, обкладываем жгутиками и размазываем от краев к центру.  Собираем  композицию в одно целое.

3

«Выкладывание контура картины тонкими жгутиками чёрного цвета.» Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Развивать

композиционные умения, равномерно располагать

4

«Украшение  и оформление работы.» Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело

до конца. Использование вспомогательных предметов .

май  

Сказка « Колосок»

1

« Создаем фон картины с помощью мазков пластилина» Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможности данного материала. Наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

 

2

«Лепка основных героев сказки.»

Развивать умения выбирать сюжет или отдельного героя. В зависимости от характера героя придавать ему необходимые позы, выражение лица, элементы одежды. Правильно подбирать цвета и оттенки. Учить детей рисовать в нетрадиционной технике .Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы.

 

3

 « Оформление сложного фона рисунка, дорабатывание фона картины». Сложный контур элемента рисунка. Научить изображать мышей , передавать особенности внешнего облика.

 

4

«Украшение  и оформление работы.» Использование вспомогательных предметов (косточки, горошки, бусины, перышки, крупу и т.д.)

Июнь  

Выставка   детских работ

 

 

 

 

I.          

2.3.  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 

 

 

  • Целью первых собраний – встреч с семьями воспитанников был обсужден вопрос по проблеме решения развития мелкой моторики рук.
  • Родители были проинформированы об актуальных задачах обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данной задачи.
  • Начиная со старшей группы, использую метод пластилинографии, включая его в кружок «Пластилиновая сказка».
  • Живой интерес у родителей вызывают выставки детских работ по «пластилинографии».
  • Информирование родителей происходит при непосредственном общении, при получении информации из стенда: «Наше творчество», интернет – сайта, электронной переписки.
  • В работе с родителями своих воспитанников по проблеме развития мелкой моторики рук использованием техники «пластилинография», использовала различные формы работы:
  • дни открытых дверей;
  • папки передвижки - где были подобраны тематики:
  • «Как развивать мелкую моторику через пластилинографию"
  • «Что дает ребёнку лепка?»

 

 

 

 

2.4.  Взаимодействие с социумом.   Непосредственно  индивидуально изучается

запрос  семьи  на воспитательные  и  образовательные услуги, учитываются их  пожелания;

- проводятся  консультации, беседы,  анкетирование родителей; -организовываются  выставки  детских  работ.

 В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилинография – детский дизайн» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы .

 

 

 

 

3.  Организационно - педагогические условия реализации  программы 

 

  1. 1.Учебный план. 

 

Программа творческой мастерской составлена с учетом психофизиологических особенностей детей 5 - 6 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня с группой детей из  10 человек, в не ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество встреч в год – 36, при частоте встреч -1 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиН для старшей группы-

  25минут.

 

 

 

  1. Календарный учебный график. 

 

 

 

  1. Расписание занятий.    

Занятия проводятся во второй половине дня .

День недели четверг. Время проведения   15.30 – 16.00  продолжительность 25 мин.

 

 

  1. Методические материалы и средства реализации программы. 

     Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.: ТЦ Сфера,2009.

Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009

   

  1. Материально-техническое обеспечение программы. 
  • Центр художественного творчества
  • Пластилин
  • Стеки
  • Дощечки для раскатывания пластилина          Салфетки для рук          Бросовый материал.

 

3.7.  Мониторинг 

 

     При реализации  программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности работы.

Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:

  • знаний воспитанников 
  • умений воспитанников 

Методы: наблюдение, беседа, диагностические задания ,анализ продуктов детской деятельности.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в октябре и мае).

В проведении диагностики участвуют педагоги.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:

 

Категории

Методика исследования

Описание

                            Пластилинография « Пластилиновая сказка»

Умение  передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

Наблюдения

Ребенок  точно передает форму. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. 

Освоение

приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. 

 

Диагностическ ое задание .

Ребенок. Выполнил работу по образцу, заполнил все пространство пластины (углы, края,  середину, может допустить незначительные неточности в симметричном расположении узора, чередовании элементов   (цвет,  величину, форму) использовал    приемы:

отщипывание, раскатывание, расплющивание, примазывание.

С  помощью         Наблюдение         Умеет лепить  героев сказки, пластилина  создавать          самостоятельно определяя цвет и иллюстрации к сказке.         количество пластилина, способы          лепки,         составить         композицию,

дополняя ее деталями.  

 

Композиция.         Диагностическ        По         всей         плоскости         листа, ое задание         соблюдается пропорциональность между предметами.

Общая ручная Наблюдение Хорошо развита моторика рук, умелость.         аккуратность.  

Самостоятельность.         Наблюдение.         Выполняет задание самостояте льно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

 

 

 

 

3.7Список литературы для педагогов.

  1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.
  2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
  3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
  4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
  6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
  7. Давыдова         Г.         Н.         Пластилинография.         Цветочные         мотивы.

Издательство «Скриптория-2003» 2011, 72 стр..

  1. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
  2. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
  3. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис-пресс. 2008
  4. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008.

 

 

 

 

 

3.8.   Приложение 1. Основные приёмы: 

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже          на         предыдущий         прием,         но         после         захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Надавливание и размазывание. Важно научить детей прилагать усилие пальчиками. Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Смешивание пластилина 

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Приложение 2. 

Таблица смешивания цветов: 

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами.

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

 

 

 



Предварительный просмотр:

 

        Муниципальное автономное образовательное учреждение  города Когалыма           « Буратино»

Дополнительная общеобразовательная программа

 « Школа Журналистики»

Направленность : Социально-педагогическая

Уровень :стартовый

Возраст обучающихся : 6-7 лет

Срок реализации : 1 год

Автор:

Воспитатель

Даньшина Т.А.

г. Когалым , 2024 г.

Содержание

 

  1. Пояснительная записка         1

 

                 Направленность Программы         1

                 Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность         1

                 Перечень нормативно-правовых актов         3

                 Цель и задачи Программы         4

                 Адресат программы         4

                 Уровень программы, объем и срок реализации         4

         Условия реализации Программы(формы обучения, форма         5 реализации Программы, формы, режим и расписание занятий)

 

  1. Учебный план         5

 

  1. Содержание  Программы         7

 

  1. Планируемые (ожидаемые) результаты         12

 

  1. Формы аттестации (контроля), оценочные материалы         13

 

  1. Методические материалы         15

 

  1. Организационно-педагогические условия реализации         15 программы

 

                 7.1.Календарный учебный график         16

                 7.2.Материально-технические условия         19

                 7.3.Кадровое обеспечение реализации Программы         19

                 7.4.Список литературы         20

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка Направленность программы: социально – педагогическая. 

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Программы: Актуальность: Мы живем в век открытий и потрясений, в век телевидения и Интернета. Современная жизнь динамичная, сложная, быстро меняющаяся.  Необходимо помочь ребенку войти в современный мир, найти свое место в жизни, быть активным, успешным, коммуникабельным, целеустремленным, ориентированным на самообразование. Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы современному человеку.  

Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации  своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как  общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я и общество», «Я в обществе».

Новизна программы заключается в том, что формирование социальнокоммуникативной компетентности, речевого и художественно – эстетического развития происходит на основе общего интересного детского дела – журналистской деятельности. Педагогическая  целесообразность  Программы 

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование.  Играя в журналистов, мы многому учимся, потому что детская журналистика дает огромные возможности для активизации познавательной активности, раскрытия художественно-творческого потенциала, речевого развития и социализации детей. Маленьким журналистам до всего есть дело. Играя, они могут побывать и в Антарктиде, и в джунглях Амазонки, полететь в космос. Так же они могут познакомиться с людьми различных профессий: врачами, пожарниками, строителями… Они рассказывают обо всех праздниках, события, которые происходят в стране, в детском садике. Одним словом, детским журналистам интересно все!

А если еще у маленьких журналистов есть свой собственный телевизионный канал, то это их еще больше объединяет и придает их деятельности значимость и делает ее более вариативной и свободной.

 

     Перечень нормативно-правовых актов 

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от           09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г.         №         41         «Об         утверждении         СанПиН         2.4.4.3172-14         «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Методическими         рекомендациями         по         проектированию         дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо от 18.11.2015 № 09-3242)
  • Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Буратино» (далее – Учреждение). 

 

Цель и задачи программы: 

Цель: Программы  создание благоприятных условий, для формирования творческой личности. Способствовать познавательному развитию, речевому развитию, социализации детей в обществе - их активному общению со сверстниками и взрослыми. Эта цель реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, продуктивной, музыкальнохудожественной. Достижение цели обеспечивает решение следующих     задач:

Формировать умение создавать продукт деятельности на основе полученных представлений в процессе медиаобразования – создание в дошкольном учреждении детского канала СГ3, видиовыпусков, собственной газеты «В объективе».

Развивать познавательную активность, любознательность, умение задавать корректные вопросы взрослым и сверстникам (ведение диалога). Развивать умение целостно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами при взятии интервью, ведении диалога или репортажа; корректно общаться друг с другом, сотрудниками и гостями детского сада, родителями; использовать свои представления, творческие и интеллектуальные способности в процессе медиаобразования.

Воспитывать общую культуру личности детей, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; воспитывать уверенность и чувство собственного достоинства в общении со

сверстниками и взрослыми.

 

Адресат  Программы: дошкольники 6-7 лет (подготовительная к школе группа) Уровень программы, объем и срок реализации 

 

Уровень Программы

Объем Программы

Кол-во недель/месяцев/лет

Форма обучения

Срок реализации программы

Стартовый

1/4/32

 

32/8/1

 

очная

 

с 1.10.2024 г. по 31.05.2025 г.

 

Условия реализации Программы 

Рабочая программа реализуется в очной форме, предназначена для детей 6 – 7 лет и рассчитана на 8 месяцев, 32 недели. Режим кружковой работы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.

В объединение принимаются дети по желанию, без предъявления специальных требований, зачисление производится по заявлению родителей или лиц их заменяющих. Количество воспитанников в группе - 12 человек.

 

 

Формы занятий

Периодичность

Продолжительность

Расписание

Групповые

 

четверг

30 мин

15-30

Для детей седьмого года жизни образовательная деятельность по кружковой работе составляет 1 академический час в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет 30 минут соответственно. Выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни. Объем программы - 32 академических часа.

Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности.

 

 

2. Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество занятий

Формы аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

1

Октябрь

Тема1. Кто такой журналист? Тема 2. Видео экскурсия в редакцию газеты « Когалымский

Вестник»

Тема 3. Как стать настоящим журналистом?

Тема 4. Интервью - командировка в медицинский кабинет.

4

1

3

Творческое задание 

2

Ноябрь

Тема 5.  4 ноября День народного единства.

Тема 6. Творческое задание

Собираем информацию для статьи

«Коренные  народы

нашего края. Культура, обычаи, традиции».

Тема 7. В мире животных.

Тема 8.   29.11  День матерей России (День Матери) Выпуск печатной газеты.

4

0

4

Творческое задание 

3

Декабрь

Тема 9.  Зимние забавы

Тема  10.   8.11 Международный день художника

Тема  11. Здравствуй праздник

Новый год

Тема 12.  Поздравительная открытка к новому году

4

0

4

Творческое задание 

4

Январь

Тема 13 Вместе «оживим» сказку Тема 14.   11.01 Международный день «Спасибо»

Тема  15.  27  января День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда Тема  16. «Учимся брать интервью по схеме»

4

0

4

Творческое задание 

5

Февраль  

Тема 17 .   Дикторы

Тема  18 « Азбука безопасности» Тема 19.  Жить - Родине служить 23 февраля.  

Тема  20.  « Профессия моего папы»

4

0

4

Творческое задание 

6

Март

Тема 21. Подготовка (съемка) небольшого поздравительного видеосюжета к 8 марта.

Тема 22. Цветы 12.03 День посадки цветов

Тема 23.   27. 03.Всемирный день театра

Тема 24 .  «Игрушки наших бабушек»

4

0

4

Творческое задание 

7

Апрель

Тема 25.   1.04  Международный день птиц

Тема  26.  Здравствуй космос! 12.04

Всемирный день авиации и космонавтики

Тема. 27 Составление рассказов о спорте.

Тема 28. Сюжетно-ролевая игра  «

Телевидение»

4

0

4

Творческое задание 

8

Май

Тема  29. Первомай — другие названия: День труда, День весны

Тема  30.9 мая –« Великий день

Победы»

Создание стенгазеты.

Тема 31. Съемки видеосюжета «Прощай наш детский сад» Сьемка видеосюжета.

Тема 32. Выпуск газеты «До свидания детский сад»

4

0

4

Творческое задание 

Всего

 

32

1

31

 

 

3.Содержание  Программы.

В начале учебного года отбирается состав детей старшего дошкольного возраста в кружок. Основными характеристиками детей являются инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов. Для таких детей работа в кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления таких детей используются следующие методы:

  • беседа с воспитателями, родителями;
  • направленное наблюдение за ребенком, его общением с взрослыми и детьми, выполнение им различных видов деятельности;
  • беседа с самим ребенком, выявляющая его интересы, а также желание участвовать в кружке.

Работа кружка начинается с экскурсии в редакцию газеты

« Когалымский Вестник» Дети знакомятся с ней, её внешним обликом, внутренним содержанием, и после этого знакомства детям предоставляется возможность вспомнить газеты «Когалымского Вестника прошлых лет» прошлых лет. Они читают рубрики «Спортивная колонка», «Новости детского сада», «Гости детского сада», «Творческие командировки» и многие другие, предлагают свои. Целью таких занятий, является – расширение представлений детей. После этих занятий возникает потребность узнать - кто издает газеты. На этих занятиях мы подробно знакомимся с профессиями – журналист, фотограф, редактор, а также с их орудиями труда. Занятия состоят из таких заданий, чтобы дети почувствовали, какие навыки и умения нужны людям этих профессий. Они отмечают, что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной памятью. Для закрепления знаний о деятельности журналиста мы составляем модель:

  • дети посещают интересные мероприятия в ДОУ;
  • обрабатывают письма, пришедшие в редакцию;
  • берут интервью, сочиняют свои статьи;
  • печатают вместе с редактором обработанную информацию;          художественно оформляют газету;          делают верстку газету.

После того как у детей сформировался целостный образ журналиста, мы приступаем собственно к созданию газеты: распределяем роли, берем интервью, ходим в творческие командировки, которые могут быть организованными в ДОУ – это посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями детского сада, также могут проходить и вне ДОУ (экскурсии, творческие мероприятия).

Перед интервью предшествует предварительная работа. Она состоит из обсуждения вопросов, которые можно задать в данной ситуации. После того как дети составили статьи, я как редактор набираю их на компьютере, и мы приступаем к монтажу и дизайну газеты: клеим, рисуем иллюстрации, печатаем фотографии.

Кружок «Юные журналисты» реализует социальную компетентность, дети в ходе издания газет высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим развивает инициативность. В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить общие цели планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание.

 

Содержание Программы Тема1. Кто такой журналист?

Пополнить знания детей о профессиях, познакомить детей с профессией  журналиста. Показать роль и значение профессии журналиста в освещении событий в стране и мире.

Теория: Введение.(Знакомство с профессией)

 

Тема 2. Видео экскурсия  Редакцию газеты « Когалымский Вестник»

Просмотр видео ролика. Виртуальная  студия «Редакция » 

Практика: Упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?» Речевая игра

«Правила приличия журналиста»

 

Тема 3. Как стать настоящим журналистом?

Знакомство детей с профессиями: «Оператор» «Репортер», «Редактор», «Диктор» Видео презентация.

Практика :Упражнения «Угадай, о ком я говорю», «Не пропусти профессию», «Угадай, какая профессия» Игра « Интервью»

 

Тема4. Интервью - командировка в медицинский кабинет.

А где еще работают медсестры и чем занимаются, хотите узнать? Сегодня мы узнаем много нового и интересного о профессии медицинская сестра! Составление вопросов по схеме. Практика: Взятие  интервью.

 

Тема 5.  4 ноября День народного единства.

Познакомить детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям.

Кинопутешествие: просмотр фильма. « Россия Родина моя» Практика: Коллаж по теме.

 

Тема 6.Творческое задание Собираем информацию для статьи «Коренные  народы нашего края. Культура, обычаи, традиции». Знакомство с традициями и обычаями коренных народов видео презентация.

Практика: Создание газеты   «Быт  и культура коренных народов Севера»

 

Тема 7. В мире животных.

Просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением: «Красная книга Югры» Беседа и рассматривание материалов из Красной книги (фотографий исчезающих животных, растений, насекомых, цветов и т. д.) Практика: Пишем статью в газету « Берегите животных»

 

Тема 8.   29.11  День матерей России (День Матери) Выпуск печатной газеты. Видео поздравление

Закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей» Учить доброму, внимательному отношению к матери;

Развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту; умение рассматривать произведения художников и фотографов. Практика: Видео поздравление

 

Тема 9.  Зимние забавы

Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.

Закрепление знаний о зиме. Уточнять признаки этого времени года.

Практика: Оформление детской газеты «В объективе» детьми (подбор фотографий, рубрик, названий, художественное оформление газеты на зимнюю тематику)

 

Тема  10.8.11 Международный день художника

Расширить представления детей о профессии художника.

Углубить знания детей об изобразительных материалах, способах рисования. Дать представления о том, что художники в произведениях отражают свое мироощущение, передают свои мысли и чувства.

Практика: Подбор материала для газеты  (фотографии, темы, названия)

 

Тема  11. Здравствуй праздник Новый год

Познакомить с символами и древними традициями Нового Года.  

Фонематический слух. Воспитывать нравственные качества. Практика: Выпуск новогодней газеты

 

Тема 12.  Поздравительная открытка к новому году

Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись. Убедитесь, что открытка остается на память, поэтому особенно важно ее подписать красиво. Практика: Игра упражнение  « Мои пожелания»

 

Тема 13 Вместе «оживим» сказку

Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.

Учить понимать глубинный смысл сказок. Учить находить общие образы в разных сказках. Чтение сказки « Мойдодыр»

Практика: Театрализованная игра по произведению Чуковского «Мойдодыр» (актерское мастерство) Сьемки  представления.

 

Тема 14.   11.01 Международный день «Спасибо»

Познакомить  детей с днём 11 января – Всемирный день «Спасибо»

Вспомнить добрые, волшебные слова, закрепить в разговорной речи . Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах. Выучить  наизусть стих С.Я.Маршака «Добрые слова», обратить на разные выражения, которыми пользуется Маршак в разное время суток

Практика: выпуск Художественно-творческое задание: оформление газеты  «Наши добрые дела»

 

Тема  15.27  января День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда

расширять знания детей о героической обороне города Ленинграда. Воспитывать любовь и гордость к Родине, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Видео презентация. Активизировать словарь детей: город - герой, добровольцы, , мемориал.

Практика: Составление рассказов, о подвигах людей во время блокады Ленинграда.( Заметки для статьи»

 

Тема  16. «учимся брать интервью по схеме»

закреплять умение составлять рассказ по схеме, беседа. о чем корреспондент может спросить у повара?

Практика: «творческая командировка на кухню» двое детей-корреспондентов по очереди берут интервью у поваров.

(см. схему ведения диалога в форме интервью)

 

Тема 17 .   Дикторы

Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.

Учить произносить скороговорки.

Закреплять умение слушать собеседника, не перебиваяего.

Практика: Игротека (игры по развитию дикции и силы голоса): «Телевизор», «Возьми интервью у …», «Специальный репортаж», «Представь что…»

 

Тема  18 « Азбука безопасности»

Закрепить у детей знания о пожарной безопасности, убедить в необходимости

Соблюдения правил пожарной безопасности. Систематизировать знания детей о Безопасности дорожного движении

Практика : Создание газеты « Что можно что нельзя»

 

Тема 19.  Жить - Родине служить 23 февраля.

Объяснить значение слова «подвиг», смысл пословицы «Жить – родине служить».

Практика: Упражнять   в   составлении описательных рассказов о людях военных профессий. ( Заметки в стенгазету)

 

Тема  20.  « Профессия моего папы»

Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание. Закреплять в речи детей профессиях своих пап. Практика: Создание коллажа о профессии  папы , дедушки.

 

Тема 21. Подготовка (съемка) небольшого поздравительного видеосюжета к 8 марта. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, ознакомление с поговорками о маме, беседы. Ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова для мамы…» «Бабушке любимой все секреты расскажу…») Практика:  видео репортажа.

 

Тема 22. Цветы 12.03  День посадки цветов

Закреплять в речи детей виды цветов: комнатные, садовые, луговые. В составлении описательного рассказа Практика: Коллаж цветы .

 

Тема 23.   27. 03.Всемирный день театра

«Почему я люблю театр» Актерское мастерство. Беседа, видео презентация.

Практика: Игра « Интервью с актером»

 

Тема  24 .  «Игрушки наших бабушек»

Беседа с детьми, знакомство с русской народной игрушкой, показ иллюстраций. Практика : Составление описательного рассказа об игрушке.

 

Тема 25.   1.04  Международный день птиц

Уточнение понятий«перелѐтные»,«водоплавающие».  в образовании

существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами ,закреплять умение согласовать числительные с существительными.

Практика: Игра «Я диктор передачи в мире животных» (рассказы о птицах). Сьемки сюжета.

 

Тема  26.  Здравствуй космос!12.04 Всемирный день авиации и космонавтики Закреплять знания о профессии космонавта, о качествах которыми должен обладать космонавт. Беседы, просмотр презентации.

Практика: Художественно творческое задание: оформление плаката «В мире космонавтики»

 

Тема  27.  Составление рассказов о спорте.

Закрепление знаний о здоровом об- разе жизни, составление схемы: что влияет на Организм человека.

Практика: Сьемки видео ролика « Как я с родителями занимаюсь спортом»

 

Тема 28. Сюжетно-ролевая игра  « Телевидение» Беседы, Чтение. худ. лит, дидактические игры. Практика: Сюжетная игра.

 

Тема  29. Первомай — другие названия: День труда, День весны

История праздника 1 мая в России Практика: Фото коллаж посвященный празднику.

 

 

Тема  30.9 мая - Великий день Победы»

Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны     1941-1945 г о героическом прошлом народа;  Дать детям понятие о значимости Дня Победы. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание. Развивать наблюдательность, мышление, творческое воображение.

Практика: Учить составлять рассказ о героях войны и их подвигах.( Заметки в газету)

 

 

Тема 31. Съемки видеосюжета «Прощай наш детский сад»

Беседы по теме , обсуждение вопросов, пожелания работникам детского сада. Практика: Сьемка видеосюжета.

 

Тема 32. Выпуск газеты «До свидания детский сад»

Дидактические игры: «Это я, это я, это все мои друзья!», «А мы в школу пойдем»,

«Хорошо – плохо», Практика:  Создание стенгазеты .

 

 

4. Планируемые (ожидаемые) результаты

К концу года будут знать

  • особенности телевизионных жанров, газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;
  • что такое макет газеты, построение телевизионной передачи, новостей; Будут уметь:
  • собирать информацию;
  • высказывать свои убеждения;
  • размышлять на заданную тему;
  • анализировать отснятый материал, оформление и содержание печатного издания;
  • работать в команде.

 

  1. Формы аттестации (контроля), оценочные материалы

Описание форм подведения итогов реализации Программы. При реализации программы проводится входной, текущий, и итоговый контроль за усвоением пройденного материала обучающимися. Входной контроль проводится при зачислении ребёнка на обучение по программе с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей области для установления уровня сложности освоения программы. Входной контроль проводится в форме наблюдения и беседы. Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления правильности применения теоретических знаний и практических умений. Текущий контроль может быть реализован посредством следующих форм: творческие работы, творческие задания, творческие задачи, проблемные задачи, практические работы и т. д. Комплексное применение различных форм позволяет своевременно оценить, насколько освоен обучающимися изучаемый материал, и при необходимости скорректировать дальнейшую реализацию программы. Итоговый контроль проводится в форме наблюдения и беседы. Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.

 

 

Критерии оценки:

  1. баллов - требуется пошаговый контроль и помощь педагога;
  2. балл - требуется небольшая помощь, совет педагога;
  3. балла - выполняет задание самостоятельно;
  4. балла – с заданием справляется легко, готов оказать помощь в его выполнении сверстникам.

 

Критерии  

 

Показатели  

 

 

Уровни  

оптимальный

достаточный

недостаточный

Представление о профессии  

Владение устной речью, умение

Имеет представле ние о

Имеет представле ние о

Не имеет представления о профессии  

Журналист

 

выражать свои мысли

профессии  журналист

профессии  журналист

журналист, плохо владеет устной речью.

Умение брать интервью

Знание особенности телевизионных жанров, газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;

Умеет брать интервью и задавать вопросы

Затрудняется самостоятель но брать интервью и задавать вопросы,

опирается  на помощь взрослого

Не  умеет брать интервью и задавать вопросы

Умение создавать газету.

Художественн

ое оформление

газет; умение подбирать название, знание что такое макет газеты, построение телевизионной передачи, новостей; умение работать в команде.

 

Проявляет активность и заинтересованн ое участие в создании газеты. Умеет достигать общей цели, согласовывать свои действия с действиями

других

 

Затрудняется  В создании газеты. Достигает своей цели с помощью взрослого.

Не проявляет активность и заинтересованн ое участие в создании газеты. Не умеет достигать общей цели.

Умение составлять рассказ , статью.

Высказывание своих убеждений .умение  размышлять на заданную тему; составлять заметки, статьи

,рассказы.

Умеет составлять оригинальный

рассказ, статью с

использованием синонимов, ант онимов, с описанием необходимых для понимания деталей

 

Затрудняется  составлять

оригинальны й рассказ, статью самостоятель но ,нужна помощь взрослого.

Не умеет составлять

оригинальный рассказ, статью, не умеет выражать свои мысли.

Уровень сформированности образовательных

Обладает элементарным представление м из области

Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно  

Нуждается в помощи, допускает много

Не отвечает, делает всё неправильно,

часто

способностей

журналистской деятельности и  ее областей  

ошибок  

ошибается  

 

 

 

  1. Методические материалы

 

       Основные методы обучения и воспитания: 

 словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);  

 наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);  

 практический (составление программ, сборка моделей конструирование, программирование);  

 объяснительно-иллюстративный;  

 репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);  

 частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);  

 исследовательский метод;  

 проблемный;

 игровой метод;

 проектный метод;

 метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

Способы         и         направления         поддержки         детской         инициативы         обеспечивает использование         интерактивных         методов:         проектов,         проблемного         обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения.

 

         Описание технологий. 

Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Содержание программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций cuboro - конструирования, которые дети решают в сотрудничестве со взрослым.  

        Игра – как основной вид деятельности, способствующий развитию самостоятельного мышления и творческих способностей на основе воображения, является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу.  

  • технология индивидуализации обучения,
  • технология дифференцированного обучения,
  • технология развивающего обучения, - технология проблемного обучения,  технология игровой деятельности,
  • здоровьесберегающая технология.

 

 

 

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

 

  1. Календарный учебный график

Годовой календарный учебный график

1

полугодие месяц

Кол-во недель и дней

Кол-во рабочих дней

Зимние  каникулы

 

2

полугодие месяц

Зимние  каникулы

 

Кол-во недель и дней

Кол-во рабочих дней

Летние каникулы

 

01.09.2020-

27.12.2020

 

 

 

09.01.2021

-

31.05.2021

 

 

 

 

 

сентябрь

4 недели,

2 дня

22

28.12.2020

08.01.2021

январь

28.12.2020

08.01.2021

3 недели  

15

01.06.2021-

31.08.2021

октябрь

4 недели,

2 дня

22

февраль

3 недели 4 дня

19

ноябрь

4 недели

20

март

4 недели, 2 дня

22

декабрь

  1. недели,
  2. дня

19

апрель

4 недели, 2 дня

22

 

 

 

 

май

3 недели 4 дня

19

 

 

 

 

июнь-

август

 

 

 

Кол-во недель и дней

12 недель,

1день

61 день

11 дней

 

11 дней  

19 недель,

2 дня

97 дней

13 недель,  

 (92 дня)

Итого

 

31 неделя 3 дня;  

Каникулы  

 

2 недели 1 день;

Календарный учебный график

 

Месяц

Число

Время занятия

Фор ма

заня тия

Кол

-во час ов

Тема занятия

Форма  контроля

Место  

проведен ия 

1

Октябрь

01.10

15-30

НОД

1

Введение Тема1. Кто такой журналист?

 

Творческое задание

Групповая комната

2

 

08.10

15-30

ОД

1

Тема 2. Видео экскурсия в редакцию газеты

« Когалымский Вестник»

 

Творческое задание

Групповая комната 

3

 

15.10

15-30

ОД

1

Тема 3. Как стать настоящим журналистом?

 

Творческое задание 

Групповая комната 

4

 

22.10

15-30

ОД

1

Тема 4.

Творческое

Медицинс

Интервью - командировка в медицинский кабинет.

задание 

кий кабинет

5

 

29.10

15-30

ОД

1

Тема 5.  4 ноября День народного единства.

 

Творческое задание 

Групповая комната 

6

Ноябрь

05.11

15-30

ОД

1

Тема 6. Творческое задание Собираем информацию для

статьи «Коренные  народы нашего края. Культура, обычаи, традиции».

 

Творческое задание 

Групповая комната 

7

 

12.11

15-30

ОД

1

Тема 7. В мире животных.

 

Творческое задание 

Групповая комната 

8

 

19.11

15-30

ОД

1

Тема 8.   29.11  

День матерей России

Творческое задание 

 

9

 

26.11

15-30

ОД

1

Тема 9.  Зимние забавы

 

Творческое задание 

Групповая комната 

10

Декабрь

05.12

15-30

ОД

1

Тема  10.   8.11

Международный

день художника

 

Творческое задание 

Групповая комната 

11

 

12.12

15-30

ОД

1

Тема  11. Здравствуй праздник Новый год.

Творческое задание 

Групповая комната 

12

 

19.12

15-30

ОД

1

Тема 12.  Поздравительная открытка к новому году

Творческое задание 

Групповая комната 

13

 

26.12

15-30

ОД

1

Тема 13 Вместе

«оживим» сказку

 

Творческое задание 

Групповая комната 

14

Январь

14.01

15-30

ОД

1

Тема 14.   11.01

Международный день «Спасибо

Творческое задание 

Групповая комната 

15

 

21.01

15-30

ОД

1

Тема  15.  27  

Творческое

Групповая

января День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда

 

задание 

комната 

16

 

28.01

15-30

ОД

1

Тема  16.

«Учимся брать интервью по схеме»

Творческое задание 

Групповая комната 

17

Февраль

04.02

15-30

ОД

1

Тема 17 .  

Дикторы

 

Творческое задание 

Групповая комната 

18

 

11.02

15-30

ОД

1

Тема  18 «Азбука безопасности»

Творческое задание 

Групповая комната 

19

 

18.02

15-30

ОД

1

Тема 19.  Жить - Родине служить 23 февраля.  

 

Творческое задание 

Групповая комната 

20

 

25.02

15-30

ОД

1

Тема  20.  

«Профессия моего папы»

Творческое задание 

Групповая комната 

21

Март

04.03

15-30

ОД

1

Тема 21.

Подготовка (съемка) небольшого поздравительног о видеосюжета к 8 марта.

Творческое задание 

Музыкаль ный зал.

22

 

11.03

15-30

ОД

1

Тема 22. Цветы

12.03

День посадки цветов

 

Творческое задание 

Групповая комната 

23

 

18.03

15-30

ОД

1

Тема 23.   27. 03.Всемирный

день театра

 

Творческое задание 

Групповая комната 

24

 

25.03

15-30

ОД

1

Тема 24 .  

«Игрушки наших бабушек»

Творческое задание 

Групповая комната 

25

Апрель

01.04

15-30

ОД

1

Тема 25.   1.04  

Международный день птиц

 

Творческое задание 

Групповая комната 

26

 

08.04

15-30

ОД

1

Тема  26.  

Здравствуй

Творческое задание 

Групповая комната 

космос! 12.04

Всемирный день авиации и

космонавтики

 

27

 

15.04

15-30

ОД

1

Тема. 27 Составление рассказов о спорте.

Творческое задание 

Групповая комната 

28

 

22.04.

15-30

ОД

1

Тема 28. Сюжетно-

ролевая игра  «Телевидение»

Творческое задание 

Групповая комната 

29

 

25.04

15-30

ОД

1

Тема  29.

Первомай — другие названия: День труда, День весны

 

Творческое задание 

Групповая комната 

30

Май

06.05

15-30

ОД

1

Тема  30.   9 мая –«Великий день

Победы» Создание стенгазеты.

 

Творческое задание 

Группова я комната 

31

 

13.05

15-30

ОД

1

Тема 31. Съемки видеосюжета «Прощай наш детский сад» Сьемка видеосюжета.

 

Творческое задание 

Группова я комната 

32

 

20.05

15-30

ОД

1

Тема 32. Выпуск газеты «До свидания детский сад»

Творческое задание 

Группова я комната 

 

  1. Материально-технические условия

Материально- техническое оснащенность кружковой работы имеет большое значение. Совместными усилиями детей педагогов и родителей на базе старшей группы №3 создана развивающая, полифункциональная, трансформируемая, вариативная предметно-пространственная среда для занятия журналистской деятельностью. В группе отведено место для создания игрового – офиса «Детского канала СГ  Офис оснащен всеми необходимыми атрибутами для работы:

  • Переносной шкаф;
  • Переносной мультимедийный проектор;
  • Форма для журналистов: майки, козырьки с эмблемами канала, шейные платочки по количеству детей
  • Зеленый, синий студийный фон;
  • Флажки с названием и эмблемой канала (3 шт)
  • Видеокамера;
  • Фотоаппарат;
  • Микрофоны (2 шт);
  • Бейджики для каждого члена команды;
  • Ноутбук;
  • Белый экран для проектора (переносной);          Магнитофон.
  • Материально-техническая база Учреждения обеспечивает возможность успешно заниматься детской журналистикой:
  • Музыкальный зал;          Экран на штативе (2м);          Музыкальный центр;
  • Театральные костюмы;
  • Декорации
  • Переносной мультимедийный проектор с экраном.

 

Учебно – наглядные пособия:

Схемы – модели составления рассказа, построения интервью (коллажи, мнемодорожки, мнемоталицы, пиктографические картинки, сиквейн… ).

Методические разработки: сценариев «Детсадовских новостей» (1, 2, 3… выпуски),  клипов («Бибика», «Если очень захотеть…», «Праздник в лесу»…), промо-ролика

«Маленькие журналисты»…; сценарии открытых мероприятий («День рождения

Канала«СГ 3», «Закрытие фотоконкурса «Осенний калейдоскоп», «Пресс-конференция

Детского канала СГ 3»… ); создание информационной газеты «В объективе» для детей (вместе с детьми), воспитателей и родителей (печатный вариант); журнала

«Суперзнайка»…

Видиотека: презентации: «Профессия журналист», «Что такое промо-ролик», «История детского журнала»…; видеоматериал: Выпуски детсадовских новостей, DVD диски «Мои веселые друзья животные», коллекция интерактивных игр «Скажи правильно», «Профессии», «Что нужно журналисту для работы», «Правильно-неправильно»…, подборка фильмов «Во круг света», аудиозаписи…

Дидактические пособия: набор карточек «Мы журналисты»; игры «Собери картинку», «Продолжи ряд», «Что лишнее», «Звукооператор»; напольная игра «Вопрос-ответ» (с кубиком)…

 

 

  1. Кадровое обеспечение реализации Программы

       Программу реализуют педагогические работники в должности воспитатель. Образование: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Другие специалисты к реализации Программы не привлекаются.

 

7.4 Литература

Амосова, Т.Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой: [Текст]/ Т.Ю. Амосова. –

М.: РИПОЛ классик,2008

Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей [Текст]/О.Ю.Безгина. – М.: Мозаика-Синтез,2004

Горчакова, Т.В., Бударина, Л.Н., Коростелѐва, Т.В. Я красивый мир творю:

Методическое пособие к рабочей тетради [Текст]/Т.В. Горчакова, Л.Н.Бударина,

Т.В.Коростелѐва.- Томск: «Твердыня»,2011

Горчакова, Т.В., Бударина, Л.Н., Коростелѐва, Т.В. Я красивый мир творю: Рабочая тетрадь по основам детской журналистики /Т.В. Горчакова, Л.Н.Бударина,

Т.В.Коростелѐва.- Томск: «Твердыня»,2011

Горчакова, Т.В., Бударина, Л.Н., Коростелѐва, Т.В. Я. Дорогою добра: Методические рекомендации по основам детской журналистики [Текст]/Т.В. Горчакова,

Л.Н.Бударина, Т.В.Коростелѐва.- Томск: «Твердыня»,2011

Горчакова, Т.В., Бударина, Л.Н., Коростелѐва, Т.В. Дорогою добра: Ра-бочая тетрадь по основам детской журналистики /Т.В. Горчакова, Л.Н.Бударина, Т.В.Коростелѐва.- Томск: «Твердыня»,2011