Методы и формы организации деятельности учащихся и средства

Таряшинова Лариса Леонидовна

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, которые применяю на своих уроках:

Название

Особенности

Ведущий метод

Формы работы

Игровые технологии

Направленность на жизненно важную ситуацию и поиск путей решения.

Игра

Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра, урок –путешествие, викторины, загадки.

Внеурочная деятельность.

Личностно-ориентированные технологии

Гуманистическая и психотерапевтическая направленность. Цель: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Метод диалога, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации выбора и успеха.

 

Урок-творчество, урок-игра, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Исследовательские технологии

Обучение через «открытие»

 

Проблемное обучение, метод проектов

 Проекты, творческие задания наблюдения, практические занятия, опыт, 

исследование, экскурсии на природу, предприятия и организации.

Информационно – коммуникативные технологии

Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий.

 

 

 

Контроль

Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и логические задания.

Внеурочная деятельность.

Здоровьесберегающие технологии

Направленность на потребность здорового образа жизни.

Укрепление здоровья

Физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д.

 

Все указанные технологии связанны между собой и зависят от типа урока, от целей, которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.

 На уроках применяю фронтальную, парную, групповую и индивидуальную формы работы, а также нетрадиционные формы, которые позволяют поддерживать интерес к учению и процессу познания и могут удивить ученика: КВН, турнир, соревнование, игра, квест и др.

В своей практике использую различные приёмы, создаю ситуации, в которых учащиеся сами: 

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

Методы, которые я использую в своей педагогической деятельности:

- Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

- Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

- Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

- Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план изложения нового материала. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

- Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

  Завершая анализ своей методической системы, хотелось бы отметить, что, применение системно-деятельностного подхода в преподавании бурятского языка гарантирует высокую результативность обучения через использование различных эффективных педагогических технологий, обеспечивает мотивированное включение школьников в учебно-познавательную деятельность с целью самостоятельного «добывания знаний» учениками, что способствует на улучшение качества успеваемости учащихся по предмету.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\34 001.jpg

Пояснительная записка

Соответствие Региональному образовательному стандарту

        Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также на основе авторской программы по бурятскому языку Г-Х.Ц.Гунжитовой.

Адресат        

Программа рекомендована учащимся для обучения бурятскому языку в 3 классе МБОУ «Кыренской средней общеобразовательной школы».

Объём и сроки обучения

Программа по бурятскому языку общим объёмом 34 часа изучается в течение учебного года, согласно Базисного учебного плана ОУ.

Предполагаемые результаты

В результате изучения курса «Амар мэндээ!» ученик должен:

Знать /понимать:

  • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
  • особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных типов предложения;
  • основные нормы речевого этикета;
  • роль владения бурятским языком в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад).

Умение

Говорение

  • начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение;
  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах;

Аудирование

  • понимать основное содержание коротких, несложных текстов и выделять значимую информацию;
  • использовать переспрос, просьбу повторить.

Чтение

  • читать тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль, выделять главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
  • читать несложные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
  • читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.

Письменная речь

  • писать поздравления, письма с опорой на образец; выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета.

Общие цели и задачи курса

Цель: осознание учащимися 3 класса овладением бурятского языка как средство самовоспитания и совершенствования в духе национальных традиций; как база для развития диалога двух культур и как основа, обеспечивающая им расширение общего кругозора и интеллекта.

       В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные традиции, нравственно-этические правила своего народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в Республике Бурятия.

       Цели регионального компонента:

       Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по бурятскому языку;

Способствовать формированию личности как достойного представителя нового поколения.

      Задачи регионального компонента:

  1. Создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов, населяющих наш регион.
  2. Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой работы на уроках бурятского языка.

       Предлагаемая программа построена на основе УМК. С методических позиций основной характеристикой УМК является коммуникативная направленность. При отборе и организации учебного материала автором учитывались возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся младшего возраста, их ценностно-ориентационные и мотивационные характеристики.

Задачи:

Коммуникативные:

  1. определенной системы знаний об изучаемом языке;
  2. умений понимать на слух и говорить на бурятском языке;
  3. умений читать и осмысливать извлеченную из текстов информацию, а также использовать ее в процессе обучеия;
  4. элементарных умений писать, чтобы совершенствовать познавательную и коммуникативную функции общения.

Воспитательные:

  1. Духовно-нравственных качеств средствами изучаемого языка;
  2. приобщения к культурному наследию и духовным ценностям бурятского народа;
  3. воспитание любви к своей Родине, толерантности;
  4. экологической культуры бережного отношения к окружающей среде, к здоровью своему и окружающих.

Развивающие:

  1. интеллекта (памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.);
  2. чувств и эмоций учащихся;
  3. развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний.

Общая характеристика предмета

Изучение бурятского языка в курсе «Амар мэндээ!» рассматривается как процесс межкультурного развития, взаимопонимания, взаимоотношения народов. Курс создает такую образовательную среду, в которой обучающийся на базе мирового, российского культурного пространства усваивает родную культуру, язык и включается в диалог культур, способствующий формированию чувств равенства, достоинства, толерантности и уважения межнациональных отношений.

Основные технологии обучения: технология критического мышления, здоровьесберегающие и инновационные;

В качестве базовых методов используются: словесный, наглядный;

 

       Роль и место дисциплины (курса, предмета)

       Предмет «Бурятский язык как государственный» занимает подобающее ему место среди предметов, обеспечивающих языковое образование. Изменился социальный контекст изучения бурятского языка, приведший к пересмотру содержания и задач языкового образования.

       Актуальность программы

Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые предоставляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственному. Основной целью обучения бурятскому языку является формирование у школьников коммуникативных умений, поэтому в качестве минимальных требований в программе указываются требования к овладению коммуникативными умениями (говорением, аудированием, чтением и письмом)

       Особенности программного материала

       Основным приоритетом при обучении бурятскому языку как государственному является гуманитаризация образования, когда стратегией обучения провозглашается личностно-ориентированный подход. Центром образовательного процесса становится личность школьника, учёт его образовательных потребностей, возможностей, склонностей, способностей. Это предполагается реализовать на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования соответствующих технологий. Младший школьный возраст отличается общительностью и эмоциональностью. У них интенсивно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Формируется способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению. У детей этого возраста велик интерес к чтению, рассказов с острой и занимательной фабулой, к сказкам, научно-познавательной литературе. Им интересны знания об окружающем мире, поэтому важно пробудить в них любознательность, познавательную активность.

       Для успешной реализации программы необходимо создать благоприятные психологические условия и образовательные ресурсы.

       Базой данного курса является учебник (Г-Х.Ц.Гунжитова «Амар мэндээ!» 1 и 2-го года обучения), который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя, а также на реализацию ФГОС НОО нового поколения.

     УМК

  1. учебник «Амар мэндээ!»
  2. аудиодиск «Амар мэндээ!»
  3. электронный учебник бурятского языка
  4. музыкальный диск «Би томо болооб» («Я уже большой»)
  5. учебник «Оюун түлхюур» (« Волшебный ключ»)
  6. сборник стихов и рассказов «Шэгшуудэй»
  7. словари: русско-бурятский, бурятско-русский
  8. плакаты: «Птицы нашего края», «Зимние забавы», «Бурятия», «Части тела», «Бурятская одежда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Табан хушуу мал».

Формы организации учебного процесса.

       Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, экскурсий.

Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых.

       При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно: использование знаний, требующих поиска, переработка информации в новом виде. Освоение курса согласно требованиям ФГОС НОО предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.

Календарно – тематическое планирование  по бурятскому языку в 3 классе

по учебнику Г-Х.Ц. Гунжитовой «Амар мэндээ!»

 (2-ой год обучения) 34 часа

1 четверть

Название тем

Количество часов

Дата

1.

Знакомство с учебником. «А» үзэг – эрдэмэй дээжэ…

1

2.

Υгэ. Υзэг. Мэдүүлээл.

1

3.

Прибавим. Нэмэе.

1

4.

Изучаем разные языки. Элдэб хэлэ үзэе.

1

5.

 Учимся вычитать. Хороое.

1

6.

Арифметические фигуры.

1

7.

Мой любимый урок. Минии дуратай хэшээл.

1

8.

Контрольная работа.

1

Итого:

8

2 четверть

Название тем

Количество часов

Дата

1.

Маша – эмшэн. Минии. Шинии.

1

2.

Мүнɵɵ бидэ зурахабди.

1

3.

Маша – фотограф.

1

4.

Машатай хатарая.

1

5.

Шамда бүмбэгэ бии гу?

1

6.

Арифметические фигуры.

1

7.

Мишкада айлшалаабди.

1

8.

Контрольная работа.

1

Итого:

8

3 четверть

Название тем

Количество часов

Дата

1.

Минии таhалга.

1

2.

Миисгэй хаанаб?

1

3.

Эдеэнэй таhалга. Эдеэн.

1

4.

«Дэгэл захатай – хүн ахатай»

1

5.

Гэрэй ажал.

1

6.

Тооhоо арша!

1

7.

Жаргалтай байгаарайгты!

1

8.

Хабар. Сэсэгүүд.

1

9.

 Хабарай байгаали.

1

10.

Контрольная работа.

1

Итого:

10

4 четверть

Название тем

Количество часов

Дата

1.

Саг хэдыб даа?

1

2.

Υдэрэй журам.

1

3.

Минии гараг. Минии түсэб.

1

4.

Замби олтирог.

1

5.

Нютагайм ургамал.

1

6.

Малида ошоё.

1

7.

Дабталгын хэшээл.

1

8.

Контрольная работа.

1

Итого:

8

Итого:

34



Предварительный просмотр:

E:\35 001.jpg

1. Пояснительная записка

        В соответствии с «Законом о языках народов Республики Бурятия» № 221- ХII от 10 июня 1992 года государственными языками Республики Бурятия являются бурятский и русский языки.   Бурятский  язык стал вторым государственным языком нашей республики.

Данная  рабочая  программа  по  бурятскому  языку  как  государственному  составлена  на  основе  следующих  документов:

  • Закона  РФ  «Об  образовании» №3266-1 ФЗ  от  10.07.1992г. с последующими  изменениями;
  • Федерального  компонента  государственного  стандарта  основного  общего  образования  на  базовом  уровне (Приказ  МОРФ от 05.03.2004г.№1089);
  • Регионального  стандарта  начального  и  основного  общего  образования  по  бурятскому  языку  как  государственному  в общеобразовательных  учреждениях  с  русским  языком  обучения, (Приказ № 830 от 9 июня 2008 г.);
  • Регионального  базисного  учебного  плана (Вестник  образования и науки РБ, №8, 2008г.);
  • Программы  по  бурятскому  языку  как  государственному  для  2-9  классов  общеобразовательных  школ  с  русским  языком  обучения;
  • Правила  орфографии  и  пунктуации  бурятского  языка, (Приказ №43 от 23.01.2009г.);
  • Авторской  программы  по  бурятскому  языку  для  4  класса  ОУ  «Амар мэндээ!»  третьего  года  обучения  

Г-Х.Ц. Гунжитовой.

Данная  программа  по  бурятскому  языку  как  государственному  рассчитана  на  учащихся  4  класса  общей  продолжительностью  34  учебных  часа, 1  час  в  неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Амар мэндээ!» для 4 класса общеобразовательных  учреждений / Г-Х.Ц.Гунжитова, У-У.: Бэлиг, 2013 год;/

        Основное назначение предмета "Бурятский язык, как  государственный" состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Бурятский   язык как  государственный  как учебный предмет характеризуется:

  • межпредметностью (содержанием речи на бурятском языке могут быть сведения из разных областей знаний, например литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
  • многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);
  • многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях). Являясь существенным элементом культуры народа — носителя данного языка и средством передачи ее другим, бурятский язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение бурятским  языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Бурятский язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Цели обучения бурятскому языку

      В процессе изучения  бурятского языка, как  государственного реализуются следующие цели:

  • формирование универсальных учебных действий - умение общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
  • развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования бурятского языка как средства общения;
  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка:  с национальным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы;
  • формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

 Место предмета в базисном учебном плане 

        Рабочая  программа рассчитана на 34 учебных часа  в  4  классе.

Основные содержательные линии.

Можно выделить следующие содержательные линии:

  • коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
  • языковые средства и навыки пользования ими;
  • социокультурная осведомленность;
  • общеучебные и специальные учебные умения.

      Основной содержательной линией из четырех перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения бурятским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомленностью младших школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета.

       Обучение по перечисленным видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Однако наблюдается некоторое устное опережение, вызванное объективными причинами: овладение письменными формами общения (чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования техники чтения и письма, происходит более медленно. Поэтому темпы овладения разными видами учебной деятельности уравнивается только к концу обучения в начальной школе.

Коммуникативные УУД по видам речевой деятельности

 Говорение:

Диалогическая форма

Уметь вести:

  • этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
  • диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
  • диалог-побуждение к действию.

Монологическая форма

Уметь пользоваться:

  • основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом, характеристикой (персонажей).

Аудирование:

Воспринимать на слух и понимать:

  • речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
  • небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале;
  • небольшие доступные тексты в аудиозаписи с отдельными новыми словами.

 Чтение:

Читать:

  • вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
  • про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).

 Письмо:

Владеть:

  • техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией).

Языковые средства:

Графика, каллиграфия, орфография.

Все буквы бурятского алфавита. Основные буквосочетания. Звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетическая сторона речи.

Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний бурятского языка. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, дифтонгов, оглушение звонких согласных в конце слога или слова, перед  глухими  согласными, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Отсутствие ударения. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений. Интонация перечисления.

Лексическая сторона речи.

Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики - простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета.

Грамматическая сторона речи.

Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова: Хэн? Юун? Ямар? Хэнэй? Хэзээ? Хаана? Хаанаһаа?

Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения.

Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения) c неопределенным, определенным и нулевым артиклями. Родительный падеж существительных.

Личные местоимения.

Количественные числительные до 10.

Наиболее употребительные послелоги: соо, доро, дээрэ, хажууда, саана.

Социокультурная осведомленность

В процессе обучения  бурятскому языку в начальной школе учащиеся  знакомятся: со столицей  республики, флагом, некоторыми достопримечательностями; некоторыми литературными персонажами и сюжетами популярных детских произведений, а также с небольшими произведениям детского фольклора (стихов, песен) на бурятском языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения.

Специальные учебные умения

Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) УУД:

  • пользоваться бурятско-русским, русско-бурятским словарем;
  • пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
  • вести словарь (словарную тетрадь, словарь в картинках);
  • систематизировать слова, например, по тематическому принципу;
  • пользоваться языковой догадкой;
  • делать обобщения на основе анализа изученного грамматического материала;
  • опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке.

 Общеучебные умения и универсальные учебные действия

Младшие школьники:

  • совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текс т, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
  • совершенствуют свои общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
  • учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

Общеучебные специальные учебные умения, универсальные учебные действия, а также социокультурная осведомленность осваиваются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности.

Планируемые результаты обучения

       В данной программе в соответствии с требованиями ФГОС НОО в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счет освоения предмета «Бурятский язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развернутой форме.

Личностные результаты изучения  бурятского языка в начальной школе являются:

  • общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном

сообществе;

  • осознание языка, в том числе  родного, как основного средства общения между людьми.

Метапредметные результаты изучения бурятского языка в начальной школе являются:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
  • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению бурятского языка;
  • овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.)

Предметные результаты

В соответствии с программой по бурятскому языку, как  государственному, предметные результаты дифференцируются по пяти сферам: коммуникативной, познавательной, регулятивной.

Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Бурятский язык»:

  • коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
  • языковые средства и навыки пользования ими;
  • социокультурная осведомленность;
  • общеучебные и специальные учебные умения.

В данной программе предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере представлены двумя блоками, выделяемыми наследующих основаниях:

I блок «Выпускник научится» включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Достижение планируемых результатов данного блока служит предметом итоговой оценки выпускников начальной школы.

II блок «Выпускник получит возможность научиться» включает отражает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему и выступающих как пропедевтика по развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития. Достижения планируемых результатов, отнесенных к данному блоку, не является предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке образовательных учреждений с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных ФГОС НОО, и значимости для формирования личностных и метапредметных результатов.

2. Содержание программы (34 часа)

Говорение

Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера — уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос — уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?; диалог-побуждение к действию — уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания — 3—5 реплик с каждой стороны.

Соблюдение элементарных норм речевого этикета.

Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз.

Слушание (аудирование)

        Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования — до 3 минут.

Чтение

        Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов — примерно 30-40 слов.

Письмо и письменная речь

        Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.

Языковые знания и навыки (практическое усвоение)

Графика и орфография

        Все буквы бурятского алфавита, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетическая сторона речи

        Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний бурятского языка. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, дифтонгов, оглушение звонких согласных в конце  слова  и  перед  глухими  согласными,  смягчение согласных перед йотированными гласными. Отсутствие ударения, членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений.

Лексическая сторона речи

        Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики, в объеме 100 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета. Начальное представление о способах словообразования: аффиксации, словосложении, конверсии, заимствованные слова.

Грамматическая сторона речи

        Учащиеся  4  класса учатся употреблять и распознавать в речи:

  • основные коммуникативные типы предложения: повествовательное вопросительное, побудительное;
  • общий и специальный вопрос, вопросительные слова: хэн, юун, юу хэнэ, яана, ямар, хэды, хэдындэ, хэзээ, юундэ, хаана, хайшаа;
  • порядок слов в предложении;
  • утвердительные и отрицательные предложения;
  • количественные и порядковые числительные  от 20 до 100, простые и составные  числительные;
  • существительные в единственном и множественном числе;
  • местоимения (личные, вопросительные, указательные, собирательные, неопределённые, различительные);
  • прилагательные;
  • глагол, времена  глаголов, окончание  глаголов  по  лицам  в  единственном и множественном  числе.

3. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих  4  класс.

1.1. Коммуникативная компетенция (владение бурятским языком как средством общения)

Говорение

I. научится:

  • вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог —побуждение к действию;
  • уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;
  • уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.

II. получит возможность научиться:

  • участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
  • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
  • составлять краткую характеристику персонажа;

Аудирование

I. научится:

  • понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/ невербально реагировать на услышанное;
  • воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.

II. получит возможность научиться:

  • воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале
  • использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

I. научится:

  • соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
  • читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;
  • читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.

II. получит возможность научиться:

  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

Письмо

I. научится:

  • владеть техникой письма;
  • списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

II. получит возможность научиться:

  • в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту
  • делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.

3.1. Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

Графика, каллиграфия, орфография

I. научится:

  • пользоваться бурятским алфавитом, знать последовательность букв в нем;
  • воспроизводить графически и каллиграфически корректно все бурятские буквы алфавита (полупечатное написание букв, слов);
  • находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово;
  • применять основные правила чтения и орфографии, изученные в 4 классе

II. получит возможность научиться:

  • сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского языка;
  • группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
  • уточнять написание слова по словарю учебника.

Фонетическая сторона речи

I. научится:

  • адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков;
  • соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
  • корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

II. получит возможность научиться:

  • соблюдать интонацию перечисления;
  • читать изучаемые слова по транскрипции;
  • писать транскрипцию отдельных звуков, сочетаний звуков по образцу.

Лексическая сторона речи

I. научится:

  • распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
  • оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

II. получит возможность научиться:

  • узнавать простые словообразовательные элементы;
  • опираться на языковую догадку при восприятии сложных слов в процессе чтения и аудирования;

Грамматическая сторона речи

I. научится:

  • распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения;
  • распознавать и употреблять в речи изученные существительные с неопределенным/определенным/нулевым артиклем, в единственном и во множественном числе; личные местоимения; количественные (до 10) числительные; наиболее употребительные послелоги.

II. получит возможность научиться:

  • распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы);

3.2.  Социокультурные  УУД.

I. научится:

  • узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);
  • соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения в учебно-речевых ситуациях.

II. получит возможность научиться:

  • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на английском языке;
  • осуществлять поиск информации о республике изучаемого языка в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.

4. Предметные результаты в познавательной сфере

       Научиться:

  • сравнивать языковые явления русского и бурятского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
  • действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
  • совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текстапо заголовку, иллюстрациям и др.);
  • пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
  • осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.

5. Оценка достижений учащихся

Оценка и самооценка достижений учащихся в процессе обучения  способствует формированию чувства успешности, повышению мотивации к изучению бурятского языка, развитию стремления демонстрировать свои способности.

Критерии оценивания говорения.

Монологическая форма

Отметка

Характеристика ответа

«5»

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры используются уместно. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 5-6 фраз.

«4»

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Учащийся допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не препятствуют пониманию его речи. Речь понятна, учащийся не допускает фонематических ошибок. Объём высказывания не менее 5 фраз.

«3»

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда логично, имеются повторы. Допускаются лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь в целом понятна, учащийся в основном соблюдает правильную интонацию. Объём высказывания - менее 5 фраз.

«2»

Коммуникативная задача не выполнена. Допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок.

Диалогическая форма

Отметка

Характеристика ответа

«5»

Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей; демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 5 реплик с каждой стороны.  

«4»

Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Учащийся в целом демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый словарный запас  и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Могут допускаться некоторые лексико-грамматические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, в основном соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 5 реплик с каждой стороны.  

«3»

Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Однако учащийся не стремится поддерживать беседу. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Фонематические, лексические и грамматические ошибки  не затрудняют общение. Но встречаются нарушения в использовании лексики. Допускаются отдельные грубые грамматические ошибки. Объём высказывания - менее 4 реплик с каждой стороны.  

«2»

Коммуникативная задача не выполнена. Учащийся не умеет строить диалогическое общение, не может поддержать беседу. Используется крайне ограниченный словарный запас, допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок.

Итоговый контроль осуществляется по окончании изучения  раздела и представляет собой комплексную контрольную работу (Test). Шкала отметок по итогам выполнения контрольной  работы:

«5» - 81-100 %

«4» - 61-80 %

«3» - 41-60 %

«2» - 0- 40 % (в этом случае неудовлетворительная оценка не выставляется, а учащимся после анализа ошибок предлагается написать другой вариант теста).

6. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Авторская программа по бурятскому языку к УМК  «Амар мэндээ!» для учащихся 2-4 классов  общеобразовательных учреждений/

Г-Х.Ц.Гунжитова, У-У: Бэлиг, 2008

  1. Электронный учебник бурятского языка
  2. Музыкальный диск «Би томо болооб» («Я уже большой»)
  3. Учебник «Оюун түлхюур» (« Волшебный ключ»)
  4. Сборник стихов и рассказов «Шэгшуудэй»
  5. Электронный словарь: русско-бурятский, бурятско-русский
  6. Ц.Б.Цыренова «Булагай эхин» («Начало родника»)
  7. Плакаты: «Птицы нашего края», «Зимние забавы», «Бурятия», «Части тела», «Бурятская одежда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Табан хушуу мал».

Календарно-тематическое  планирование 4 класс

1 четверть

Название тем

Количество часов

Дата

 

  1. Шэнэ ангида

1.

Танилсая! Входное тестирование.

1

2.

Эрдэм дүрбэдэхи ангида hурадаг.

1

3.

Эгээ бэрхэ hурагша хэн бэ? Тэмдэгэй нэрэ.

1

4.

Хэн юу хэхэ дуратайб? Υйлэ үгэ.

1

5.

Хэн ямар тамирта дуратайб?

1

6.

Шинии дуратай уран зохёолшо хэн бэ?

1

7.

 Буряадай мэдээжэ хүнүүд.

1

8.

Контрольная работа.

1

Итого:

8

2 четверть

Название тем

Количество часов

Дата

  1. Эрдэмэй бүлэдэ

1.

Эрдэм арбатай.

1

2.

Эрдэмэй уг гарбал.

1

3.

Минии бүлэ.

1

4.

Мэргэжэл. Хэн хаана юу хэдэг бэ?

1

5.

 Эрдэмэй үдэр.

1

6.

Эдеэнэй дэлгүүртэ.

1

7.

Хубсаhанай дэлгүүртэ.

1

8.

Контрольная работа.

1

Итого:

8

3 четверть

Название тем

Количество часов

Дата

  1. Һайндэрɵɵр!

1.

Түрэhэн үдэрɵɵр! Амаршалга.

1

2.

12 жэл. Онтохон.

1

3.

Сагаалганаар! Сагаалганай амаршалга.

1

4.

Сагаан эдеэн.

1

5.

Эжын hайндэр.

1

6.

Ц-Д. Дондогой «Эжыдээ дуратайб»

1

7.

Сурхарбаан.

1

8.

Алтан намарай hайндэр.

1

9.

Уншалгын хэшээл.

1

10.

Контрольная работа.

1

Итого:

10

4 четверть

Название тем

Количество часов

Дата

  1. Буряад орон.

1.

Жэлэй дүрбэн саг.

1

2.

Газаа ямар бэ?

1

3.

Ута шэхэтэй, хурса шүдэтэй юун бэ?

1

4.

Тоомгүйхэн Шандаган.

1

5.

Эрдэмэй дуратай онтохон.

1

6.

Буряад орон уужамхан даа! Аймагууд.

1

7.

 Хэшээл – проект.

1

8.

Итоговая контрольная работа.

1

Итого:

8

Итого:

34



Предварительный просмотр:

Темэ: Байгал далайн загаһад (2-хи класс)

Зорилго:

практическа: шэнэ үгэнүүдые, холбуулалнуудые үгуулжэ, хэлэлгэдэ  хэрэглэхыень бэлдэхэ;

һургалгын: уншалгын дадал бэхижүүлхэ;

хүгжөөлгын: хэлэнэй нөөсэ баяжуулха, анхарал, ухаан бодолыень һайжаруулха, хурсадхаха;

хүмүүжүүлгын: Байгал далайгаар һонирхохыень урмашуулха;

хэрэгсэлнүүд: текст, загаһадай зурагууд, мультимедиин слайднууд;

Хэшээлэй дурсэ: презентаци

Хэшээлэй ябаса

  1. Эмхидхэлэй үе.
  1. Амаршалга.

Хэшээлэй темэ, зорилготой  танилсуулга.

Бидэ мүнөөдэр Байгал далай тухай мэдэсэеэ гүнзэгырүүлхэбди.

  1. Фонетическо һорилго.

ай – бай - Байгал

ой – ной – зонойм

яа – яад – Буряад

                       Байгал далай – баян далай

                       Буряад зонойм – шэмэг далай.

  1. Дабталга (предтекстовый этап)

  Беседа (актуализация опорных знаний)

- Энэ слайд дээрэ юу харанабта? (изображение озера)

- Байгал ямар далайб?

- Байгалай уһаниинь ямар бэ?

II.        Гол шата (текстовый этап)

  1. Шэнэ үгэнүүдтэй танилсуулга.

Загаһан – рыба

Суута – известный, знаменитый

Омоли – омуль

Алгана - окунь

Тула – таймень

Хадарин – хариус

Хилмэ – осетр

Сурхай – щука

Тоһон жараахай – голомянка

Хаб загаһан - нерпа

  1. Текст уншалга (первое прослушивание текста)

       Байгал дэлхэй дээрэ эгээн гүнзэгы ехэ нуур юм. Январь һарада нуур хүрэдэг. Июнь һара соо мүльһэниинь хайладаг.

       Байгал соо элдэб загаһад бии. Нэрлэбэл, суута омли, тула, хилмэ, хадарин алгана, сурхай, тоһон жараахай. Байгал сохи эгээ томо амитан хаб загаһан болоно.

  1. Текст шагнаад, асуудалнуудта харюусаха:

- Байгал далай ямар һарада хүрэдэг бэ?

- Ямар загаһад бииб?

- Ямар томо амитан далай соо бииб?

       4. Текст дахин шагналга (повторное прослушивание текста)

1-хи даабари. Текст сооһоо мэдүүлэлнүүдые оложо уншагты.

- Байгал ямар далайб?

- Ямар һарада хүрэдэг, хайладаг бэ?

- Загаһадай нэрэнүүдые?

- Ямар амитан бииб?

2-хи даабари. Холбуулал болгожо бэшэгты.

Байгал                                              томо амитан

Омоли                                               далай

Хаб загаһан                                      суута

3-хи даабари. Эдэ үгэнүүдһээ мэдүүлэлнүүдые зохеогты.

Соо, хаб загаһан, байдаг, далай, Байгал.

Июнь, мүльһэниинь, соо, хайладаг, һара.

Байгал, эгээн, далай, нуур, юм, гүнзэгы.

Элдэб, загаһад, янзын, бии, Байгал, соо.

Омоли, нэрлэбэл, хадарин, сурхай, тула, алгана, болоно.

  1. Хэшээлэй түгэсхэл.
  1. Дүн гаргалга.
  2. Сэгнэлтэ.
  3. Гэрэй даабари: Шэнэ үгэнүүдые сээжэлдэхэ. Текстнүүдые уншаха.

 



Предварительный просмотр:

Темэ: Монгол литэ

       

Тип урока: Формирование лексических навыков.

Вид урока: комбинированный

Зорилго:

практическа: Шэнэ угэнуудтэй танилсуулха, тэрэ угэнуудые хэрэглэн холбуулал зохёохо,холбуулал хэрэглэжэ мэдуулэл зохёохо.

hургалгын: зургаан шэнэ угэнуудтэй танилсуулха, тэрэ угэнуудые  хэрэглэн холбуулал, мэдуулэл зохёожо hургаха. 12 жэл хадуужа абаха.

Хугжэлгын: харалгын ба хадуун абалгын арга боломжонуудые бэелуулхэ, аман хэлэлгэ хугжоохэ, юрэнхы болбосорол дээшэлуулхэ.

 Хумуужуулгын: буряад хэлэндэ hонирхол туруулхэ

Хэрэгсэлнууд:  дэбтэр, элдэб янзын литэнууд,  плакат-литэ, хайрсаг, амитадай зураг,карточканууд.

        

ШАТА

БАГША

hУРАГША

I. Хэшээлэй эхин

1. Эмхидхэлэй уе.

2. Абяануудые бэхижуулгэ.

3.Амитадай нэрэнуудые дабтаха, бэхижуулхэ.

Багша гол зорилготой танилсуулна. Энэ шатада литэ гэжэ угэтэй танилсуулха, литэ тухай хоорэлдоо унгэргэхэ. Григорианска календарь, наранай,

hарын календарь тухай хоорэхэ, монгол литэдэ жэлнууд амитадай нэрээр нэрлэгдэдэг, ооhэдын hууритай байдаг гэжэ ойлгосо угэхэ.

2. Фонетическэ hорилго. Амитад тухай ямар жорооо угэ, шулэг, дуу мэдэхэбтэ?

«Моодэй» гэжэ юу хэлэнэб?

«Маадай гэжэ юун бэ?

Стол дээрэ хайрсаг байна.

Энэ юун бэ?

Энэ шэдитэ хайрсаг. Хайрсаг нээхын тула таабари таагты. Ой соош байдаг, гэртэш байдаг юун гээшэб?

Хайрсаг сооhоо 12 жэлэй амитад гараба.

Ямар амитадые танибат, нэрлэгты.

(илгажа улгэхэ)

Бултыень юун гээд нэрлэхэб?

Ямар амитад бэ?        

        

Танигдаагуй амитад улэбэ.

« Моодэй» гэжэ дуу дуулана.дуулана.

«Моодэй» - ухэр, унеэн

«Маадай» - хонин

Энэ хайрсаг

Амитад

Гэрэй амитад, зэрлиг амитад

II. Гол шата.

Шэнэ угэнуудтэй танилсалга.

 УРУ

Имитация (вопросно-ответное)

 

Мэдэсэ шалгалга

Литэ зохёолго

Мэдэсэ шалгалга.

Подстановка

Трансформаци

Мэдэсэ шалгалга

III. Хэшээлэй тугэсхэл

  1. Дун.
  2. Сэгнэлтэ.
  3. Гэрэй даабари.

Шэнэ угэнууд: хулгана, бар, луу, бишэн, туулай, литэ.

- зурагаар ажаллаха; ( семантизация)

- Ямар хулганаб?

- Бар яанаб? г.м.

- Энэ амитан луу гу?

- Энэ шандаган гу? г.м.

- Бишэн шуран амитан гу?

Шэдитэ амитан юун бэ?

Карточкаар худэлмэри: энэ юун бэ?

12 жэлэй аха заха хулгана болоно, гээд саашань литэ зохёохо, амитады hууряарнь табиха

Наадан» Тургэн нэрлэ, hууридаа ерэ»

Даабари: Ямар угэ хоргодооб?

12 жэлэй аха заха…

 Хусэтэй, шэдитэй … жэл.

Ута шэхэтэй, аймхай…. хэбтэнэ.

Амитан бухэниие айлгадаг, алаг эреэн…

Муухай, … бишэн гуйнэ.

 

Даабари: Харлуулhан угэ hэлгэхэ.

 Бар зэрлиг амитан.

 Бишэн жаахан, шуран амитан.

Боро, аймхай хулгана литэ соо ородог.

Зурагаар наадан: (12 жэл ба миисгэй, нохой, самбарта улгоотэй)

 «Юун улууб, юундэ»

Кроссворд тааха. Снимать трудности.

Багша гэрэй даабари харуулжа, уншажа, ойлгуулжа угэхэ.

                

Кроссворд

  1. 12 жэлэй аха заха….
  2. Сагаан бэетэй, мааран ябадаг.
  3. Бумбэр, бумбэр гуйдэлтэй, ута шэхэтэй…
  4. Хур-хар гэhэн, газарай хурьhэ онгилдог…
  5. Хон-хон дуутай, хусадаг амитан…
  6. Амтатай hу угэдэг…
  7. Ута эреэн бэетэй…
  8. Уулзаhан бухэниие hажаадаг, муухай, шуран…
  9. Аянгын hомо буулгадаг, хусэтэй, шэдитэ…
  10. Гоё, hайхан бэетэй, хурдан…
  11. Амитан бухэниие айлгадаг, алаг эреэн…
  12. Ундэгэ угэдэг, эртэ углоо донгододог…

               

                                                                                 

 багшын хэлэhые ухибууд шагнана, дабтана, хэлэжэ hурана.

Боро хулгана, жаахан хулгана г.м.

- Бар хэбтэнэ, гуйнэ, харана

- тиимэ, луу.

- угы, шандаган бэшэ, туулай.

- тиимэ, бишэн шуран амитан г.м.

Шэдитэ амитан луу.

Ухибууд амитадта таараhан карточка ургэжэ харуулна, нэрлэнэ.

Дабтана, нэрлэнэ, хадуужа абана.

Луу, туулай, хулгана, бишэн, бар,шуран.

Дэбтэр соогоо бэшэлгэ.

Бишэн зэрлиг амитан.

Хулгана жаахан, шуран амитан.

Боро, аймхай туулай литэ соо ородог.        

Миисгэй,нохой улуу. Литэдэ ороногуй.

 



Предварительный просмотр:

Хэшээлэй темэ:           Сагаан эдеэнэй  аша  туhа

Хэшээлэй   тΥхэл:        Урок  совершенствования  речевых  навыков.

Хэшээлэй зорилго: 

Практическа: Текст  уншажа  гол  удхыень  элирγγлжэ  шадаха;

Һургалгын:     Һγнэй хγнэй бэедэ, элγγр энхэдэ  туhатай   шанар тухай мэдэсэеэ  гγнзэгы-

                           рγγлхэ;

                           Буряад  арадай  заншалта эдеэнэй  зγйл  ондоо  арадуудай   эдеэ  хоолтой                                                      

                            зэргэсγγлэн  хаража  γзэхэ;

Хγгжѳѳлгын:  Текстын  удхаар  хѳѳрэлдѳѳ эмхидхэхэ, γхибγγдэй  анхарал, ухаан бодолые  

                              хурсадхаха;                             

Хγмγγжγγлгын: Бэеынгээ  элγγр энхэдэ  гамтайгаар  хандажа  ябаха  гэжэ  ойлгуулха;

Хэшээлэй  хэрэгсэл:   Компьютер, проектор, карточки с  ЛСС, ФСТ;

                                      I.Хэшээлэй  эхин. ( 1 слайд)

  1. Эмхидхэлэй Υе.
  2. Хэлэлгэ hорилго:  Уужам, уужам  Буряадайм

          (2 слайд)        Ууган  заншалаар,

                                   Уураг, айраг  табингаа

                                   Буужал  айлшалааш.

                                       «Сагаалган»  гэhэн  дуунай  куплет дуулаха, зγб  γгγγлбэридэ  тон  ехэ

                                         анхаралаа  хандуулха. 

  1.  Зай  γхибγγд, мγнѳѳ  хэшээлдээ  сагаан  эдеэн  тухай  хѳѳрэлдѳѳгѳѳ γргэл-

                                       жэлγγлхэбди. Буряад  арад  урда  сагhаа  хойшо γхэр  малаа γдхэжэ ябаhан

                                       арад  гэжэ бидэ  мэдэнэбди. Тиимэhээ, эдеэндээ сагаан   ба  мяхан  эдеэ

                                       хэрэглэдэг  байhан. Ямаршье  арад  ѳѳрын  заншалта  эдеэ хоолтой  байдаг  

                                         гээшэ.

                                       - Yхибγγд, ямар  арадуудай заншалта эдеэн тухай мэдэхэбта?

                                        Ород  арадай  заншалта  эдеэн  хадаа ехэнхидээ таримал эдеэнhээ

                                         буридэнэ. Тэдэ щи, борщ хоолдоо  хэрэглэхэ тон  дуратай.

                                         Украин  арад          салада тон  

                                        дуратай, хитад  арад – ристэ,  узбек  арад – пловто…    

                                        _ Ши ямар  эдеэнэй  зγйлдэ  дуратайбши?

                                       -  h1,

                                        - h2

                                        - h3

                                         -h4                                

                                     II.  Гол шата.                                          

                                      - Зай, бидэ мγнѳѳ  хэшээлдээ  «Сагаан   эдеэнэй аша туhа» гэhэн текстын          

                                         удхаар   хѳѳрэлдѳѳ  эмхидхэжэ, текстын  гол  удха  элирγγлхэ гэжэ  

                                         оролдохобди.

                                       1. Антиципаци

                                        Б. – Энэ рассказай нэрые уншаад   юун тухай хэлэгдэнэ гэжэ hананат?

                                      -  h1,

                                        - h2

                                        - h3

                                         -h4                                

Б.- «Һγнэй  хγсэн»  компани  манай  республикада «Yхибγγдэй элγγр  энхэ»

   гэhэн  программа  бэелγγлхэ  тухай   Буряад    республикын     прави-

тель ствада   дурадхаба.  Энэ  программын  гол  зорилго -   hурагша  бγхэниие   γдэрэй  200  грамм  hγѳѳр  хангаха  арга  болоно.

Асуудал: - Юундэ  энэ  компани  иимэ  дурадхал оруулба  гээшэб? -  гэжэ  

                    элирγγлхэ   манай  мγнѳѳдэрэй  хэшээлэй   зорилго.

   

                                      2. Текст соохи  угэнуудые ба угуулбэринуудые хунгэдхэхэ:

                                                                      Yбшэ  эмнэлхэ  нюуса – целебные  секреты

                                 Эмшэдэй hанамжаар – по мнению врачей

                                                                      Бγхэжγγлнэ – укрепляет

     Дурадхадаг – прописывают

           Һэргэг болгодог – взбадривает

   

                                     -  Yгэнγγдэй  γгγγлбэри  дээрэ  ажаллаха;

                                     - Шэнэ γгэнγγдэй   удха   тайлбарилха;

                                      - Шэнэ    γгэнγγдые  хэлэлгэдэ   хэрэглэлгын   жэшээнγγдые   харуулха;

                                         Жэшээнь:  Yбшэ  эмнэлхэ  нюуса мэдэхэ. Эмшэд :  Yбшэ  эмнэлхэ  нюуса

                                       мэдэхэ.Мγнѳѳдэр  сэнхир  экранаар  γбшэ  эмнэлхэ  нюуса  тухай хѳѳрѳѳ.

                                        Эмшэдэй  hанамжаар, хγн γдэртэ 5-6 дахин эдеэлхэ ёhотой. Эмшэдэй

                                       hанамжаар,  бидэ  хоолдоо  hайн  шанартай эдеэ  хэрэглэхэ ёhотойбди.

                                                                                                                 

3.Текст  дээрэ  ажал.

Б.- Yхибγγд, мγнѳѳ  текст  анхаралтайгаар  уншагты, удхыень  ойлгохо  гэжэ   оролдогты.

- Текст  уншахадаа,   текстын  гол  удха  элирγγлхэ  гэжэ  оролдохо.

«Сагаан   эдеэнэй  аша туhа»

         Һγн  γбшэ  эмнэлхэ  нюусаар  тон  баян гэжэ бултанда  мэдээжэ. Япон  эмшэдэй hанамжаар, hγн соохи  лактоферин белок  хγнэй  иммунитет    

бγхэжγγлнэ. Yшѳѳ «С» гепатидай  вирус γгы  хэхэ  аргатай. Энээниие  аймшагтай туберкулёзоор  γбдэhэн хγнγγдтэ дурадхадаг. Yни саг соо компьютерай урда hуубал, хγйтэн  hγѳѳр   компресс  хэхэдэ  хγнэй   нюдэн

амардаг. Υшѳѳ hγн соо хγнэй бэедэ туhатай фосфор, кальций бии. Энэ хγнэй шγдэ, яhа бγхэ болгодог.

         Энээнhээ гадна, н хγнэй  шэг шарай гоё  болгодог. Yдэр  бγри  дулаан  hγѳѳр  амаа  зайлажа  байбал, хγнэй шγдэн  сагаан  болодог. Эхэнэрнγγд  hγѳѳр  элдэб  маскануудые хэжэ, шэг шарайгаа  гоё  болгодог.  

          Эрдэмтэдэй hанамжаар, hурагша бγхэн  γдэртэ 400 -500 грамм , 40-60 грамм  айраг, 10-15 грамм  тоhо хэрэглэхэ ёhотой. Бэеын  элγγр  энхэ байхын  тула, Росси гγрэнэй ажаhуугша  бγхэн  жэлдэ 167 килограмм сагаан  эдеэ хоолдоо  хэрэглэхэ ёhотой.   γглѳѳгγγр  ууха  хэрэгтэй, юундэб  гэхэдэ, hγн хγниие hэргэг болгодог.

- ухибуудэй уншалга

4. Текстын  удха хэр зэргэ ойлгоhыень шалгаха.

Асуудалнууд:       - Япон эмшэдэй hанамжаар, hγн  юундэ туhатайб?

                               - hγн соо ямар белок бииб? Юу γгы хэхэ аргатайб?

                               - Υшѳѳ hγн юугээр баян бэ?

                               - Кальций, фосфор юундэ туhатайб?

                              -  hγн  хγнэй шγдэ ямар  болгодог  бэ?

                               - hурагша  хэды грамм hγ  γдэртэ  ууха ёhотойб?

                               - Росси гγрэнэй ажаhуугша  хэды килограмм  сагаан  эдеэ

                                  хоолдоо  хэрэглэхэ ёhотойб?

                               - Танай бγлэ  сагаан  эдеэ  хоолдоо  хэрэглэдэг   гγ? 

                               - Юундэ   γглѳѳгγγр  ууха  хэрэгтэйб?

                               - Шинии  hанахада сагаан  эдеэ  хоолдоо  хэрэглэхэ  

                                  хэрэгтэй  гγ? Юундэ?

   

Упражнения:

  • Текст  сооhоо удхаараа  энэ  мэдγγлэлдэ  таарамаар мэдγγлэлнγγдые  ологты.

hγн   хγнэй  бэедэ  тон  хэрэгтэй, туhатай  витаминуудаар  баян

эдеэ  хоолой  зγйл.

  • Рассказай  абзац бγхэнhѳѳ  тэдэнэй удха  харуулhан  мэдγγлэлнγγдые  ологты.

1 – дэхи  абзац………………….

2 – дохи  абзац……………………

3 – дахи  абзац…………………….

                                                   - Сагаан  эдеэ  хоолдоо  хэрэглэхэ ёhотой гγ?

                                                   -  Сагаан  эдеэн хγнэй  бэедэ ямар  аша туhа хγргэнэб?

                                                   - Ши  компьтерай  урда хэды  саг  соо  hуудагбши?

                                               Б. – Компьютерай  урда удаан  саг  соо  hуухада хγнэй нюдэн  муудадаг,

                                                      шаладаг. Нюдэнэй  шаласа  болюулхын  тула юу  хэхэ  ёhотойб?

                                                   -  Арюна  шγдэеэ  сагаахан  болохын   тула γнэтэй  пастаар

                                                      шγдэеэ  сэбэрлэнэ. Харин тэрэнь оройдоо  туhалнагγй. Арюнада

                                                      юун  гэжэ хэлэхэ  байнабта?  

                                                   - Һγн гансашье  шγдэ  сагаан  болгохоhоо  гадна, хγнэй  шэг  шарай  

                                                      гоё  болгоно. Тэрэ  яагаад  шарай  гоё  болгоноб?

                                                   - h1,

                                                   - h2,

                                                   - h3..

                                                   - Шинии  эжы  hγѳѳр  маска  хэдэг  гγ? Ши  хэдэг гγш?

                                                   - h1

                                                   -,h2,

                                                   - h3…

                                               Б. – Минии  hанахада, γнэтэй крем  абанхаар,  hγѳѳр  маска  хэхэ  

                                                       хэрэгтэй. Һγн хγнэй нюуршье  сагаан  болгохо  аргатай.

                                                   -  Дарима, hγн хγнэй бэедэ туhатай эдеэн  гэжэ Васяда  ойлгуула.

                                         -  Шинии  дуратай  сагаан  эдеэн юун  болоноб?

                                   - Эрдэни, би  шамайе  сагаан  эдеэндэ тон  дуратай  гэжэ  мэдэхэб. Ши

                                      нγхэдтѳѳ  ямар зγйл  дурадхаха  байнабши?        

                                   - Йогурт кефир  хоёрые дурадхаа  hаань, юуень шэлэхэбши? Юундэ?

                                                  - Йогуртодо  олон хγγгэд  дуратай юундэб  гэхэдэ, тэрэ саахартай,

                                                    улаан, ягаан     γнгэтэйшье  байдаг. Харин йогурт  соо  элдэб амта  

                                                    оруулhан, хγнэй бэедэ туhагγй  олон  консервантнууд   бии.

                                                    Тиимэhээ,  йогурт  хоолдоо  бγ хэрэглэгты  гэжэ  хандаха байнаб.

                                                    Юундэб  гэхэдэ, тэрэ сагаан  эдеэнэй зγйлшье  hаа, элдэб

                                                     хэрэггγй  нэмэлтэhээ  боложо,  хγнэй  бэедэ хоро  хγргэнэ.                                              

-  Манай  магазинуудта  элдэб  hγнэй заводуудай  продукци  наймаанда  бии  болонхой.  Ямар  заводой  продукци  абахаяа мэдэнэгγйб? Намда зγблѳѳ  γгыт.

  • Минии  нγхэр  сагаан  эдеэндэ  дурагγй, ходо  ханяадаг.  Минии  нγхэртэ таанар  юун тухай ойлгуулха байнабта?

- h1, Һ2…

- Зγб даа, хоолдоо  hγ, hγнэй зγйлнγγдые  хэрэглэхэ хэрэгтэй. Сагаан  эдеэн хγнэй иммунитет  шанга болоно. Иммунитет  шангатай  хγнγγд  γбшэндэ  абтадаггγй.

Мγнѳѳ     ханяадаар  γхибγγд  олоор  γбдэдэг  болонхой. Һургуулияа  дγγргэhэн,

  хоёрдохи γхибγγн  бγхэн   гастрит  γбшѳѳр  γбдэнхэй  гарана.

 Тэрэ юун  дээрэhээ болоно гээшэб?

5. Интерпретаци (Yхибγγд  hанамжаараа  хубаалдана)

- h1,

- h2…..  

Б.-Танай hанахада, юундэ  «Һγнэй  хγсэн»  компани «Yхибγγдэй  элγγр  энхэ»  

      гэhэн  программа  Буряадай правительствада   дурадхаа гээшэб?

- h1,h2,h3….

Б. –Зγб  даа, нэгэдэхеэр, олонхи  γхибγγдэй  гэртэхин  хγγгэдэйнгѳѳ  эдеэ   хоолдо дγγрэн     анхаралаа          хандуулнагγй.

- Хоёрдохёор, γхибγγд  муу  шанартай, тγргэн  бγтээлэй  эдеэ  хоолдоо  хэрэглэнэ.

- Гурбадахяар, hургуулимнай  столоводо  сагаан  эдеэнэй  зγйл  менюда  γгы.

-

  Энээнhээ боложо, «Һγнэй  хγсэн»  компани γхибγγдэй  элγγр энхэдэ  hанаата  боложо,

 «Yхибγγдэй  элγγр  энхэ»  гэhэн  программа  дурадхаба.  Тиимэhээ, элγγр  энхэ байхын  тула, сагаан  эдеэ  хоолдоо  заатагγй  хэрэглэхэ ёhотой.

                                      III. Хэшээлэй тγгэсхэл

  1. Бэхижγγлгэ.  – Сагаан  эдеэ юундэ хоолдоо  хэрэглэхэ  ёhотойб?

                          -  Юундэ олон γхибγγд  ханяадан γбшѳѳр  γбдэнэб?

                           - Бγхы сагаан  эдеэн  аша туhатай  гγ?

                           - Юундэ «Һγнэй хγсэн» компани  γхибγγдые  hγѳѳр

                             хангалгада   анхаралаа  хандуулнаб?

- Зай γхибγγд, сагаан  эдеэн хγнэй  элγγр  энхэдэ тон ехэ  аша туhа γзγγлнэ  гэжэ бидэ  ойлгобобди. Тиимэhээ, хоолдоо  сагаан  эдеэ  хэрэглэжэ,  элдэб  γбшэнγγдтэ  нэрбэгдэнгγй  элγγр  энхэ  байха  гэжэ

булта  оролдохо  ёhотойбди.

  1. Дγн гаргалга.

  1.  Гэрэй даабари:  - подготовиться к выставке – ярмарке  молочной  продукции;    Каждая группа представляет свою продукцию; Готовит рекламу продукции, можно с применением ИКТ;  Придумать  свой   логотип предприятия;

                                           

                                     

     


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Υнгэргэhэн хэшэлээр багшын ɵɵрын hанамжа

Энэ хэшээл «Амар мэндэ-э!» номоор 4-дэхи ангиин үхибүүдтэ «Ямар бэ?» гэhэн темэдэ Буряад хэлэн гүрэнэй хэлэн гэhэн программаар үнгэргэгдэбэ.

Классай бүлгэм соо 10 hурагшад, 6 хүбүүд ба  4 басагад.

Хэшэлээ хээд байхадаа, эдэ үхибүүд hуралсалай зорилго түргэнɵɵр ойлгоод абана, тэрэнээ хэлэжэ шадана гэжэ элирүүлэгдэбэ. Тиимэhээ, хэшэлдээ түсэблэгдэhэн ажал хэрэг эдэбхитэйгээр хэгдээ.

Хэшээлэй  гол зорилго: «Ямар бэ?» гэhэн темээр үхибүүдэй буряад хэлэн дээрэ харилсаха шадабари саашань хүгжɵɵхэ, үгын нɵɵсэ шэнэ үгэнүүдээр текст дээрэ хүдэлжэ баяжуулха.

Хэшээлэй задачанууд:

  • Практическа:  бэшэгэй текст уншаха, удха дээрэнь ажал ябуулха, бэшэг бэшэхэ шадалтай болгохо.
  • Һургалгын: бэшэгэй текстын удхыень ойлгуулха.
  • хүгжɵɵлгын: буряад хэлэн дээрэ шэнэ үгэнүүдээр баяжуулха.
  • хүмүүжүүлгын: бэшэг бэшэхэ hонирхол түрүүлхэ, бэшэхэ, уншаха дура хүмүүжүүлхэ.

 Хэшээлэй янза: (текстын аргаар) лексическэ дадал хүгжɵɵхэ.

Һуралсалай түсэблэhэн дүн (планируемые результаты)

 Буряад хэлээр шадабари (предметные): темээр мэдэсэнүүдые гүнзэгырүүлгэ, буряад хэлэн дээрэ зүбɵɵр, уран гоёор хэлэжэ hургалга;

Υхибүүнэй ɵɵрын хүгжэлтын дүнгүүд (личностные):ɵɵрынгɵɵ шадабари харуулха, уншаха, харилсаа дуратай байха, ɵɵрынгɵɵ хэhэн ажал сэгнэжэ шадаха.

Метапредметнэ дүнгүүд:

  • бэеэ гуримшуулаад ябаха шадабари (регулятивные УУД): багшатаяа хамта хэшээлэйнгээ зорилго табижа hурана, юу хэхэ гээшэбииб гэжэ уридшалан хэлэхэ, ɵɵрынгɵɵ, нүхэдэйнгɵɵ ажал багшатаяа сугтаа шалгаха, багшын үгэhэн түсэбɵɵр хүдэлжэ шадаха.
  • оршон тойрониие шудалха шадабари (познавательные УУД): асуудалнуудта харюу олохо, зурагаар хүдэлхэ, багшатаяа болон нүхэдтэеэ дүн гаргаха.
  • харилсаха шадабари (коммуникативные УУД): хоер хоёроор хүдэлхэ, нүхэдɵɵ шагнаха ба тэдэнэй хэлэhэниие ойлгохо, ɵɵрынгɵɵ hанаа бодол аман хэлэлгээр харуулха.

Υгтэhэн 45 минутын сагай болзор зүбɵɵр түсэблэгдэжэ, хэшээлэй зорилгонууд бэелүүлэгдээ. Хэрэглэгдэhэн хэрэгсэлнүүдни хэшээлэй удхада таараа. Бүхы табиhан зорилгонуудаа бэелүүлжэ шадааб гэжэ hананаб.

 

        

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

томо – тоомгүй ү ндэр – бүдүүн набтар - жаахан сэбэрхэн – шамбай нариихан – томоотой бэрхэ - хүхюутэй

Слайд 3

Сайн байна , Монгой үхибүүд! Манай класста хорин табан h урагшад . Булта бидэ томоотой , хүхюутэй үхибүүдэбди. Манай класс соо эгээ үндэр Лера, эгээ набтар Аюна , эгээ шамбай Боря, эгээ сэбэрхэн Кристина. Танай класста ямар үхибүүд h уранаб ? Бэшэг хүлеэнэбди. Баяртай ! Хэрэнэй h ургуулиин 4– дэхи «в» класс h аа .

Слайд 5

Эгээ үндэр – Султан Косен (2 м. 26 см)

Слайд 6

Эгээ набтар – Джунри Баулинг (60 см.)