Участие в работе методических объединений

Таряшинова Лариса Леонидовна

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

 

Форма представленного опыта работы

 

Уровень

 

Тема представленного опыта работы

 

Время проведения

Доклад

Школьный на заседании МО

Системно- деятельностный подход на уроках бурятского языка и литературы

2017-2018

Открытый урок по бурятскому языку

Муниципальный

С.Монды

Сэдэб:« Ямар бэ?»

Анги: 4

2017-2018

Открытый урок по бурятскому языку

Межрегиональный

Стажировочная площадка.

Сэдэб: «Байгалай загаhад»

Анги: 2

2017-2018

Методический семинар

Кустовой

У.Галбай

«Формирование УУД в рамках реализации ФГОС ООО на уроках бурятского языка»

2017-2018

Внеклассное мероприятие

Школьный

Сагаалган 

 

2017-2018

Месячник бурятского языка

Муниципальный

 

Наадан «Своя игра»

2017-2018

 

Посещение уроков с целью обогащения собственного педагогического опыта

Республиканский

Г.Улан-Удэ

«Уроки родного языка»

2017-2018

Защита программы по элективному курсу

Школьный

«Тʏнхэн нютагай топонимика»

 

2017-2018

Участие в собрании диалектных слов

Муниципальный

«Тунхэн нютагай аялга»

В процессе

Участие в работе проекта III Международного конкурса «Мириады открытий»

Международный

«Путешествие по страницам книг А.Барто»

2016 -2017

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

« Системно-деятельностный подход на уроках бурятского языка и литературы»

Добрый день, Уважаемые коллеги!

В настоящее время происходят серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в основной школе не только влечет за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволит педагогам по- новому выстраивать школьное образовательное пространство.

        В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократичного гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, ЧТО? Зачем? и Каким образом? изменить в своей деятельности.

        Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные компоненты. В ней следует выделить пять основных компонентов- учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели).

        Системно-деятельности подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организованно так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Типология уроков А.К. Дусавицкого.

  1. Урок постановки учебной задачи.
  2. Урок решения учебной задачи.
  3. Уроки общеметодологической направленности
  4. Уроки развивающего контроля.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  • Мотивирование к учебной деятельности.
  • Актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  • Выявление места и причины затруднения.
  • Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
  • Реализация построенного проекта.
  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • Включение в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке. (итог)

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями:

Проблемно-диалогическая технология

Игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры);

Технология критического решения;

Технология исследовательской и проектной деятельности оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Технология сотрудничества;

ИКТ-технологии.

Учитель через использование различных эффективных педагогических технологий обеспечивает мотивированное включение школьников в учебно-познавательную деятельность с целью самостоятельного «добывания знаний» учениками.

Проблема: как эффективно использовать системно-деятельностный подход на уроках бурятского языка и литературы.

Цель: выяснить как эффективно использовать системно-деятельностный подход на уроках бурятского языка и литературы.

        Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

-раскрыть суть системно-деятельностного подхода;

-описать поэтапную работу над реализацией системно-деятельностного подхода на уроках бурятского языка и литературы.

Актуальность выдвинутой для обсуждения темы – низкая мотивация при изучения бурятского языка.  На современном этапе изучения языка, к сожалению, не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения родного языка. Таким образом вполне может стать использование системно-деятельностный подход на уроках бурятского языка бурятского языка и литературы.

Практическая значимость. Данная методическая разработка может быть полезна учителям бурятского языка. В ней содержатся практические рекомендации по реализации системно-деятельностностного подхода на уроках бурятского языка и литературы, способствующие повышению мотивации при изучении родного языка.

        Применяя системно-деятельностный подход на уроках бурятского языка и литературы внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат- опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

        Ведущими задачами школьного обучения стало не просто вооружать школьника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к саморазвитию. Организация образовательного процесса должна быть нацелена на формирование устойчивого интереса школьников к предмету и прцессу учения, успешному овладению умения учиться в творческом режиме, приобретать практический опыт через разные виды деятельности



Предварительный просмотр:

         Уважаемые коллеги! Сегодня мы живем на стыке столетий, когда в нашей стране, в мире происходят глобальные изменения, преобразования, рождаются люди нового поколения. Нам, педагогам, даются огромные возможности для творчества, но и в то же время ограничивают нас стандартами, рамками. А воспитанники наши живут в мире без границ. Именно в это непростое время глобализации приходится нелегко малым народностям, когда на грани исчезновения находится тот или иной язык, следовательно, если исчезнет язык, то вымирает и народ. Если проблема знания бурятского языка  несколько лет назад касалась в основном города и районных центров, то сегодня не обошла и сельскую местность.

Передо мной, учителем бурятского языка и литературы, как и многими моими коллегами, стоит вопрос, как построить учебный процесс так, чтобы ученики не только с удовольствием изучали предмет, но и гордились своим языком. Чтобы считали его одним из главных учебных предметов, умели общаться на родном языке на любых уровнях, использовали знания (традиций, обычаев, истории родного края и т.д.) для изучения других дисциплин.  Я долго искала пути решения данной проблемы, изучила множество научной, методической, педагогической литературы, экспериментировала. Наиболее  приемлемой для меня технологией явилась технология многоуровневого обучения.  Так как данная технология подразумевает идти «…не от программы к ученику, а от возможностей ученика к программе», стимулирует групповую, творческую работы учащихся. Одной из главных задач является целенаправленное развитие способностей учащихся, выявление личностей, обладающих нестандартным мышлением, способностями к творчеству. При этом учитель выступает как консультант, тьютор.

Сверхзадача многоуровневого обучения – целенаправленное развитие интеллектуальной, духовной и эмоциональной сферы ученика.

Самоанализ результативности работы выбранной педтехнологии.

  1. Учитель имеет возможность проводить всесторонний анализ учебной деятельности скользящих учебных групп, выявляются и вовлекаются в работу пассивные дети высокого интеллекта.
  2. Ведется сравнительный анализ учебной успеваемости школьников, анализ состояния индивидуализации учебного процесса, состояния дифференцированного обучения. Изучаются новые формы обучения с учетом внедрения глубокой индивидуализации.
  3. Особое внимание уделяется одаренным детям, учащимся повышенного интеллекта. Выявляются дети скрытого интеллекта в учебных группах и вовлекаются в работу.
  4. Планомерно ведется анализ тестовых срезов знаний и контрольных работ с целью эффективности выделения скользящих групп.
  5. Школьники с яркой одаренностью и пассивные дети высокого интеллекта вовлекаются в исследовательскую деятельность. Ведутся индивидуальные собеседования с отдельными школьниками с целью выявления видов одаренности, выявляются дети с ранней одаренностью. Изучаются исследовательские навыки у учащихся 3 уровня усвоения знаний.
  6. Деление учащихся по уровням обучения дает большой эффект: успеваемость значительно повысилась, качество знаний в конце учебного года по предмету составила 83% в 8 классе, а в 9 классе 84% против 78 и 71 % по итогам первой четверти.
  7. Кардинально изменилась роль учителя и ученика в ходе обучения.
  8. Базой для реализации многоуровневого обучения явились основные идеи Л. В. Занкова: а) построение обучения на высоком уровне трудности; б) признание ведущей роли теоретических знаний;  в) необходимость развития всех учащихся, а также следующие положения:

- учебный процесс организовывается на основе воспитывающих методов;

- овладение знаниями строится на возрастании нравственных принципов учебной деятельности;

- получают опережающее развитие общеучебные умения и навыки.

  1. Работа по данной технологии стимулирует учителя на разработку дидактического материала нового поколения, методического обеспечения учебно-методического комплекса, на разработки творческих заданий.



Предварительный просмотр:

Темэ: Байгал далайн загаһад (2-хи класс)

Зорилго:

практическа: шэнэ үгэнүүдые, холбуулалнуудые үгуулжэ, хэлэлгэдэ  хэрэглэхыень бэлдэхэ;

һургалгын: уншалгын дадал бэхижүүлхэ;

хүгжөөлгын: хэлэнэй нөөсэ баяжуулха, анхарал, ухаан бодолыень һайжаруулха, хурсадхаха;

хүмүүжүүлгын: Байгал далайгаар һонирхохыень урмашуулха;

хэрэгсэлнүүд: текст, загаһадай зурагууд, мультимедиин слайднууд;

Хэшээлэй дурсэ: презентаци

Хэшээлэй ябаса

  1. Эмхидхэлэй үе.
  1. Амаршалга.

Хэшээлэй темэ, зорилготой  танилсуулга.

Бидэ мүнөөдэр Байгал далай тухай мэдэсэеэ гүнзэгырүүлхэбди.

  1. Фонетическо һорилго.

ай – бай - Байгал

ой – ной – зонойм

яа – яад – Буряад

                       Байгал далай – баян далай

                       Буряад зонойм – шэмэг далай.

  1. Дабталга (предтекстовый этап)

  Беседа (актуализация опорных знаний)

- Энэ слайд дээрэ юу харанабта? (изображение озера)

- Байгал ямар далайб?

- Байгалай уһаниинь ямар бэ?

II.        Гол шата (текстовый этап)

  1. Шэнэ үгэнүүдтэй танилсуулга.

Загаһан – рыба

Суута – известный, знаменитый

Омоли – омуль

Алгана - окунь

Тула – таймень

Хадарин – хариус

Хилмэ – осетр

Сурхай – щука

Тоһон жараахай – голомянка

Хаб загаһан - нерпа

  1. Текст уншалга (первое прослушивание текста)

       Байгал дэлхэй дээрэ эгээн гүнзэгы ехэ нуур юм. Январь һарада нуур хүрэдэг. Июнь һара соо мүльһэниинь хайладаг.

       Байгал соо элдэб загаһад бии. Нэрлэбэл, суута омли, тула, хилмэ, хадарин алгана, сурхай, тоһон жараахай. Байгал сохи эгээ томо амитан хаб загаһан болоно.

  1. Текст шагнаад, асуудалнуудта харюусаха:

- Байгал далай ямар һарада хүрэдэг бэ?

- Ямар загаһад бииб?

- Ямар томо амитан далай соо бииб?

       4. Текст дахин шагналга (повторное прослушивание текста)

1-хи даабари. Текст сооһоо мэдүүлэлнүүдые оложо уншагты.

- Байгал ямар далайб?

- Ямар һарада хүрэдэг, хайладаг бэ?

- Загаһадай нэрэнүүдые?

- Ямар амитан бииб?

2-хи даабари. Холбуулал болгожо бэшэгты.

Байгал                                              томо амитан

Омоли                                               далай

Хаб загаһан                                      суута

3-хи даабари. Эдэ үгэнүүдһээ мэдүүлэлнүүдые зохеогты.

Соо, хаб загаһан, байдаг, далай, Байгал.

Июнь, мүльһэниинь, соо, хайладаг, һара.

Байгал, эгээн, далай, нуур, юм, гүнзэгы.

Элдэб, загаһад, янзын, бии, Байгал, соо.

Омоли, нэрлэбэл, хадарин, сурхай, тула, алгана, болоно.

  1. Хэшээлэй түгэсхэл.
  1. Дүн гаргалга.
  2. Сэгнэлтэ.
  3. Гэрэй даабари: Шэнэ үгэнүүдые сээжэлдэхэ. Текстнүүдые уншаха.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Темэ: «Байгал далайн загаҺад» «Рыбы озера Байкал»

Слайд 3

Фонетическо Һорилго: Байгал далай – баян далай Буряад зонойм – шэмэг далай.

Слайд 5

Суута – известный,знаменитый

Слайд 6

Омоли - омуль

Слайд 7

Тула - таймень

Слайд 8

Алгана - окунь

Слайд 9

Хадарин - хариус

Слайд 10

Хилмэ - осётр

Слайд 11

Сурхай - щука

Слайд 12

ТоҺон жараахай - голомянка

Слайд 13

Хаб загаҺан - нерпа

Слайд 14

Словарна ажал Суута – известный, знаменитый Омоли – омуль Тула - таймень Алгана – окунь Хадарин – хариус Хилмэ – осётр Сурхай – щука Тоһон жараахай – голомянка Хаб загаһан – нерпа

Слайд 15

Рыбки плавали, плескались В чистой тепленькой воде: То согнуться, разогнуться То зароются в песке.

Слайд 16

Байгал далайн зага һад. Байгал дэлхэй дээрэ эгээн гүнзэгы ехэ нуур юм. Январь һарада нуур хүрэдэг. Июнь һара соо мүльһэниинь хайладаг. Байгал соо элдэб янзын загаһад бии. Нэрлэбэл, суута омоли, тула, хилмэ, хадарин, алгана, сурхай, тоһон жараахай. Байгал соохи эгээ томо амитан хаб загаһан болоно.

Слайд 17

Эдэ үгэнүүдһээ холбуулал болгожо тааруулагты: Байгал томо амитан Омоли далай Хаб загаҺан суута

Слайд 18

Эдэ үгэнүүдһээ мэд үүлэл болгожо бэшэгты: Соо, хаб, байдаг, Байгал, загаҺан. Июнь, мүльһэниинь , соо, хайладаг,һара. Далай, эгээн,Байгал,нуур,гүнзэгы,юм. Һара,хүрэдэг,январь,нуур,соо. Элдэб,зага h ад,Байгал, соо,янзын,бии. Омоли,нэрлэбэл,хадарин,сурхай,тула, болоно.

Слайд 19

Шалгая: Байгал соо хаб загаһан байдаг. Июнь һара соо мүльһэниинь хайладаг. Байгал далай эгээн гүнзэгы нуур юм. Январь һара соо нуур хүрэдэг. Байгал соо элдэб янзын зага h ад бии. Нэрлэбэл,омоли,хадарин,сурхай,тула, болоно

Слайд 20

Дахин уулзатараа баяртай!!!



Предварительный просмотр:

Викторина  «Знатоки бурятского языка» 3 класс

Цель: повышение роли бурятского языка как государственного языка РБ, интереса к изучению бурятского языка и его популяризации.

Задачи:

  1. выявление грамотности по бурятскому языку среди учащихся;
  2. выявление творческого, культурного потенциала учащихся;
  3. выявление знатоков бурятских народных традиций и обычаев, популяризация родного языка и культуры.

Оборудование: проектор, слайдовая презентация.

Ход викторины

Вводный этап.

Класс делится на три команды, выбирает название и капитана. Игра состоит из 3 этапов.  В первый этап входит 5 тем по 3 вопроса, которые имеют свой балл от 10 до 30 баллов. Каждая команда выбирает вопрос по желанию. В случае правильного ответа команда зарабатывает столько баллов, сколько стоит вопрос. Второй этап конкурс капитанов (1 балл за правильный ответ.) Третий этап отгадывание ребуса. Каждой команде по одному ребусу (5 баллов за правильный ответ).

1 этап.

Тема «Алфавит».

Вопрос на 10 баллов. Сколько букв в бурятском алфавите?

Ответ: 36 букв

Вопрос на 20 баллов. Назовите буквы, которые есть только в бурятском языке.

Ответ: Ѳѳ, ү,h.

Вопрос на 30 баллов. Сколько гласных и согласных  в алфавите?

Ответ: 12 гласных, 22 согласных.

Тема «Местоимения».

Вопрос на 10 баллов. Перевести местоимения: я, мы, ты, вы.

Ответ: би, бидэ, ши, та.

Вопрос на 20 баллов. Перевести местоимения 3 лица: он, она.

Ответ: тэрэ.

Вопрос на 30 баллов. Перевести: Мы изучаем бурятский язык.

 Ответ: Бидэ буряад хэлэ үзэнэбди.

Тема «Животные».

Вопрос на 10 баллов. С этого животного начинается цикл восточного календаря.

Ответ: хулганай.

Вопрос на 20 баллов. Это животное живет на дереве и есть в цикле восточного календаря.

Ответ: бишэн.

Вопрос на 30 баллов. Перечислите на бурятском языке 5 видов домашних животных. Ответ: морин, үнеэн (үхэр), хонин, нохой, миисгэй.

Тема «Числительные».

Вопрос на 10 баллов. Сосчитайте до до 10.

Ответ: нэгэн, хоер, гурба, дүрбэ, таба, зургаа, долоо, найма, юhэ, арба.

Вопрос на 20 баллов. Сосчитайте до 100 десятками.

Ответ: арба, хори, гуша, дүшэ, таби, жара, дала, ная, ерэ, зуу.

Вопрос на 30 баллов. Запишите эти выражения словами: 3+7=10, 10-5=5.

Ответ: гурба дээрэ долоое нэмэхэдэ – арба; арбаhаа табые хорооходо –таба.

Тема «Разное».

Вопрос на 10 баллов. Встреча нового года по лунному календарю.

Ответ: Сагаалган.

Вопрос на 20 баллов. Назовите 4 времени года на бурятском языке.

Ответ: үбэл, хабар, зун, намар.

Вопрос на 30 баллов. Скажите, сколько учеников в вашем классе на бурятском языке?

Ответ: Манай ангида ____ hурагша.

2 этап.

Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается задание. Найти «лишнее» слово.

  1. Ши, би, үгы, бидэ, тэрэ, та, тэдэ
  2.  Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.
  5. Хэрмэн, шоно, хүбүүн, үнэгэн, баабгай, шандаган.

Музыкальный конкурс. От каждой команды песня или куплет на бурятском языке.

3 этап.

  Работа в команде. Отгадать ребусы.

1.

2.

3.

Подводим итоги.

Конкурс капитанов.

Найти «лишнее» слово.

  1. Ши, би, үгы, бидэ, тэрэ, та, тэдэ
  2.  Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.
  5. Хэрмэн, шоно, хүбүүн, үнэгэн, баабгай, шандаган.

Конкурс капитанов.

Найти «лишнее» слово.

  1. Ши, би, үгы, бидэ, тэрэ, та, тэдэ
  2.  Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.
  5. Хэрмэн, шоно, хүбүүн, үнэгэн, баабгай, шандаган.

Конкурс капитанов.

Найти «лишнее» слово.

  1. Ши, би, үгы, бидэ, тэрэ, та, тэдэ
  2.  Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.
  5. Хэрмэн, шоно, хүбүүн, үнэгэн, баабгай, шандаган.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ѳѳрын наадан

Слайд 2

1 этап. Темэнүүд. 2 этап. Капитануудай мүрысѳѳн. 3 этап. Ребусүүд.

Слайд 3

Алфавит 10 20 30 Местоимения 10 20 30 Животные 10 20 30 Числительные 10 20 30 Разное 10 20 30

Слайд 4

Вопрос на 10 баллов. Сколько букв в бурятском алфавите? назад

Слайд 5

Вопрос на 20 баллов. Назовите буквы, которые есть только в бурятском языке назад

Слайд 6

Вопрос на 30 баллов. Сколько гласных и согласных в алфавите? назад

Слайд 7

Вопрос на 10 баллов. Перевести местоимения: я, мы, ты, вы. назад

Слайд 8

Вопрос на 20 баллов. Перевести местоимения 3 лица: он, она. назад

Слайд 9

Вопрос на 30 баллов. Перевести предложение. Мы изучаем бурятский язык. назад

Слайд 10

Вопрос на 10 баллов. С этого животного начинается цикл восточного календаря. назад

Слайд 11

Вопрос на 20 баллов. Это животное живет на дереве и есть в цикле восточного календаря. назад

Слайд 12

Вопрос на 30 баллов. Перечислите на бурятском языке 5 видов домашних животных. назад

Слайд 13

Вопрос на 10 баллов. Сосчитайте до 10. назад

Слайд 14

Вопрос на 20 баллов. Сосчитайте до 100 десятками. назад

Слайд 15

Вопрос на 30 баллов. Запишите эти выражения прописью: 3+7=10 10-5=5 назад

Слайд 16

Вопрос на 10 баллов. Встреча нового года по лунному календарю. назад

Слайд 17

Вопрос на 20 баллов. Назовите времена года. назад

Слайд 18

Вопрос на 30 баллов. Скажите, сколько учеников в вашем классе на бурятском языке. назад

Слайд 19

Капитануудай мүрысѳѳн. «Үлүү» үгэ ологты.

Слайд 20

1 . Ши, би, үгы, бидэ, тэрэ, та, тэдэ. 2. Аба, аха, эгэшэ, эжы, нүхэр. 3. Хоолой, гэдэ h эн, хүн, толгой, шэхэн. 4. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи. 5. Хэрмэн, шоно, хүбүүн, үнэгэн, баабгай, шандаган.

Слайд 21

Баяртай!!!



Предварительный просмотр:

Викторина  «Знатоки бурятского языка» 4 класс

Цель: повышение роли бурятского языка как государственного языка РБ, интереса к изучению бурятского языка и его популяризации.

Задачи:

  1. Выявление грамотности по бурятскому языку среди учащихся;
  2. Выявление творческого, культурного потенциала учащихся;
  3. Выявление знатоков бурятских народных традиций и обычаев, популяризация родного языка и культуры.

Оборудование: проектор, слайдовая презентация.

Ход викторины

Вводный этап.

Класс делится на три команды, выбирает название и капитана. Игра состоит из 3 этапов.  В первый этап входит 5 тем по 3 вопроса, которые имеют свой балл от 10 до 30 баллов. Каждая команда выбирает вопрос по желанию. В случае правильного ответа команда зарабатывает столько баллов, сколько стоит вопрос. Второй этап конкурс капитанов (1 балл за правильный ответ.) Третий этап отгадывание ребуса. Каждой команде по одному ребусу (5 баллов за правильный ответ).

1 этап.

Тема «Алфавит».

Вопрос на 10 баллов. Сколько букв в бурятском алфавите?

Ответ: 36 букв

Вопрос на 20 баллов. Сколько гласных и согласных  в бурятском языке?

Ответ: 12 гласных, 22 согласных.

Вопрос на 30 баллов. Сколько дифтонгов в бурятском языке?

Ответ: 5 дифтонгов (ай, ой, эй, уй,үй).

Тема «Местоимения».

Вопрос на 10 баллов. Перевести местоимения: я, мы, ты, вы.

Ответ: би, бидэ, ши, та.

Вопрос на 20 баллов. Перевести местоимения 3 лица: он, она.

Ответ: тэрэ.

Вопрос на 30 баллов. Перевести: Мы  любим урок бурятского языка.

Ответ: Бидэ буряад хэлэнэй хэшээлдэ дуратайбди.

Тема «Животные».

Вопрос на 10 баллов. С этого животного начинается цикл восточного календаря.

Ответ: хулганай

Вопрос на 20 баллов. Это животное живет на дереве и есть в цикле восточного календаря

Ответ: бишэн

Вопрос на 30 баллов. Перечислите на бурятском языке 5 видов домашних животных. Ответ: морин, үнеэн, хонин, нохой, миисгэй.

Тема «Числительные».

Вопрос на 10 баллов. Сосчитайте до 100 десятками.

Ответ: арба, хори, гуша, дүшэ, таби, жара, дала, ная, ерэ, зуу.

Вопрос на 20 баллов. Назовите 1000 на бурятском языке.

Ответ: мянга

Вопрос на 30 баллов. Скажите,  какой сейчас год?

Ответ: хоер мянга арбан долоон он

Тема «Праздники».

Вопрос на 10 баллов. Встреча нового года по лунному календарю.

Ответ: Сагаалган

Вопрос на 20 баллов. Самый  распространенный летний праздник у нашего народа.

Ответ: Сурхарбаан.

Вопрос на 30 баллов. Назовите состязания, которые  входят в «Три игрища мужчин». Ответ: hур харбаан, мори урилдаан, бухэ барилдаан.

2 этап.

Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается задание. Найти «лишнее» слово.

  1. Гурба, долоо, дүрбэлжэн, найма, зургаа.
  2. Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хүн, толгой, шэхэн.
  4. Шүдэн, толгой, хамсы, хоолой, нюдэн, гэдэhэн.
  5. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.

Музыкальный конкурс. От каждой команды песня или куплет на бурятском языке.

3 этап.

  Работа в команде. Отгадать ребусы.

1.

2.

3.

Подводим итоги.

Капитануудай мүрысѳѳн

 «Үлүү» үгэ ологты

  1. Гурба, долоо, дүрбэлжэн, найма, зургаа.
  2. Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Шүдэн, толгой, хамсы, хоолой, нюдэн, гэдэhэн.
  5. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.

Капитануудай мүрысѳѳн

 «Үлүү» үгэ ологты

  1. Гурба, долоо, дүрбэлжэн, найма, зургаа.
  2. Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Шүдэн, толгой, хамсы, хоолой, нюдэн, гэдэhэн.
  5. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.

Капитануудай мүрысѳѳн

 «Үлүү» үгэ ологты

  1. Гурба, долоо, дүрбэлжэн, найма, зургаа.
  2. Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Шүдэн, толгой, хамсы, хоолой, нюдэн, гэдэhэн.
  5. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ѳѳрын наадан

Слайд 2

1 этап. Темэнүүд. 2 этап. Капитануудай мүрысѳѳн. 3 этап. Ребусүүд.

Слайд 3

Алфавит 10 20 30 Түлѳѳнэй нэрэ (местоимения) 10 20 30 Амитад 10 20 30 Тоогой нэрэ (числительные) 10 20 30 Һайндэрнүүд (праздники) 10 20 30

Слайд 4

Вопрос на 10 баллов. Сколько букв (үзэг) в бурятском алфавите? назад

Слайд 5

Вопрос на 20 баллов. Сколько гласных (аялган) и согласных (хашалган) в бурятском алфавите? назад

Слайд 6

Вопрос на 30 баллов. Сколько дифтонгов в бурятском языке? назад

Слайд 7

Вопрос на 10 баллов. Перевести местоимения (түлѳѳнэй нэрэ): я, мы, ты, вы. назад

Слайд 8

Вопрос на 20 баллов. Перевести местоимения (түлѳѳнэй нэрэ) 3 лица: он, она. назад

Слайд 9

Вопрос на 30 баллов. Перевести предложение (мэдүүлэл): Мы любим урок бурятского языка. назад

Слайд 10

Вопрос на 10 баллов. С этого животного (амитан) начинается цикл восточного календаря. назад

Слайд 11

Вопрос на 20 баллов. Это животное (амитан) живет на дереве и есть в цикле восточного календаря. назад

Слайд 12

Вопрос на 30 баллов. Перечислите на бурятском языке 5 видов домашних животных (табан хушуун мал). назад

Слайд 13

Вопрос на 10 баллов. Сосчитайте (тоологты) до 100 десятками. назад

Слайд 14

Вопрос на 20 баллов. Назовите 1000 на бурятском языке. назад

Слайд 15

Вопрос на 30 баллов. Какой сейчас год? (на бурятском языке) назад

Слайд 16

Вопрос на 10 баллов. Встреча нового года по лунному календарю. назад

Слайд 17

Вопрос на 20 баллов. Самый распространённый летний праздник у нашего народа. назад

Слайд 18

Вопрос на 30 баллов. Назовите состязания, которые входят в «Три игрища мужчин» (эрын гурбан наадан) назад

Слайд 19

Капитануудай мүрысѳѳн. «Үлүү» үгэ ологты.

Слайд 20

1 . Гурба, долоо, дүрбэлжэн, найма, зуу. 2. Аба, аха, эгэшэ, эжы, нүхэр. 3. Хоолой, гэдэ h эн, хүн, толгой, шэхэн. 4. Шүдэн, толгой, хамсы, хоолой, нюдэн, гэдэ h эн. 5. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.

Слайд 21

Баяртай!!!



Предварительный просмотр:

«Түнхэн нютагайм түрэл хэлэн»

Түнхэн нютагай диалект

Литературна

Оршуулга

1

Юумэнэй нэрэ

1

Аагаhан (зутараан)

Мука из толченных жареных зерен

2

аали

Собранные в валы сено

3

абгазы

Тётя по отцу

4

абгай

Дядя по отцу

5

арся

архи

Водка

6

ахай

аха

Старший брат

7

баавай

аба

Отец

8

боохолдой

Шолмо(с), шүдхэр

Черт

9

бытьхэ

10

дэбтхэр

Постель

11

ёлоо

Елец

12

загаан

загаhан

Рыба

13

иибии

Бабушка

14

шагаавар

сонхо

Окно

15

лонхо

гэрэл

Стекло

16

шэрээ

В значении Скамейка (в литер.языке стол)

17

гүдhээн

гузээн

Живот

18

зэдэгэнээ

гүлзөөргэнэ

Земляника

19

hамарhаан

hамар

Орехи

20

хүрээ

хорёо

Забор

21

соол

гэр

Дом

22

хаяа

хана

Стена

23

борбилоохой

борбилоо

Воробей

24

нажар

зун

Лето

25

нагацы

Тётя по матери

26

нооhон

үhэн

Волосы

27

гоогоhон

Дикий чеснок

28

мандиhан

мангир

Лук

29

загнуу

Ведро

30

шаадник

Чайник

31

сасарганай

шасаргана

Облепиха

32

ольтоопха

Хажуур

Коса(литовка)

33

саавья

сабхи

Сапоги кирзовые

34

сии

хохир

Сухой навоз (для скота)

35

сиивраан

Непогода, ненастье

36

сүү

hүү

Молоко

37

сүсэгээ

Сметана

38

сюмhаан

хюмhан

Ноготь

39

Тасяа

тахяа

Курица

40

тамсян

тамхин

Сигареты

41

таавай

Хүгшэн аба

Дедушка

42

теэвеэ

Хүгшэн эжы

Бабушка

43

тарся

тархи

Голова

44

хотьго

хутага

Нож

45

хүүдээшхэ

Мешочек

46

үүбэй

үлгы

Зыбка

47

үр

үри

Долг

48

үсьвүүн

үхибүүн

Ребёнок

49

үсин

Дочка

50

уурга

Палка для ловли рыбы(удочка)

51

ууринхай

уурхай

Гнездо

52

хорим

түрэ

Свадьба

53

халааса

Калач

54

хлеэмэ

хилээмэн

Хлеб

55

холёошхо

бэhэлиг

Кольцо

56

хулганайхай

хулгана

Мышь

57

Хур

бороо

Дождь

58

хурайха

Зять (например, муж сестры или тети)

59

хүшэ

хүсэн

Сила

60

хлюусэ

түлхюур

ключ

61

ушхаан

Глухой

62

ухэдэл

упрямец

63

ухлюуд

Упрямец

64

Шорой?????????????

тооhон

Пыль

65

шубуухай

шубуун

Птица

66

шэгшүүр

Сито

67

эрниг

хаабари

Ворота, калитка

68

яавалха

хартаабха

Картофель

2

Тэмдэгэй нэрэ

1

айдхатай

айхабтар

страшный

Бүлтгэр

пучеглазый

2

Гүдhээтэй (басаган)

хээлитэй

беременная

3

Заахан(зайхан)

жаахан

маленький

4

майтагар

маягар

кривоногий

5

мандагар

томо

Большой

6

Ониго

Узкоглазый

7

эдимэр

Эди мхэй

Прожорливый

8

саландай

Неряшливый

9

сэндэгэр

Пузатый(пухленький)

10

хатайр

хоршогор

Худой

11

hүсёотой

хүхюутэй

Весёлый

12

hэрхэ

hэрихэ

Просыпаться

3

Тоогой нэрэ

жоргоо

зургаа

Шесть

4

Yйлэ үгэ

аалиилха

Сгребать в кучу(сено)

басирха

бархирха

Плакать

дылдэхэ

диилдэхэ

Проигрывать

дылхэ

диилэхэ

Выигрывать

ерхэ гэхэ

дуудаха

звать

захалха

эхилхэ

Начинать

зугаалха

дуугарха

говорить

зүнтэгэлхэ

Сходить с ума от старости (старческий маразм)

муужаха

Упасть в обморок

сиидхэхэ

развеивать

сюhаха

хюhаха

Очищать, брить

табилдаха

наншалдаха

драться

түрсихэ

түрхихэ

Смазывать

түхеэрхэ

собираться

уусилха

пыхтеть

үхэтхүүлхэ

?????????

үшхэлхэ

үдьхэлхэ

пинать

хагалха

хахалха

Пахать, колоть(дрова), рвать

хальтарха

халтирха

кататься

Харайха

гүйхэ

Бегать, бежать

Хойнтохо

хожомдохо

опаздывать

хөөхэ

тууха

Гонять, гнать

хурайха

хуряаха

Убирать, собирать

хугалха

хухалха

ломать

hалганха

шэшэрхэ

дрожать, трепетать

hγгэлсэхэ

наншалдаха

драться

эшхээлдэхэ

hажааха

Подражать,

хγшэхэ

шэбхэдэхэ

Запирать

5

Дайбар үгэ

иншаа

эндэ

здесь

маргааша

завтра

Мэндэ

недавно

тыншаа

там

Тγлѳѳнэй нэрэ

Нѳѳси

тот самый

 

103 слова