Работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся

Таряшинова Лариса Леонидовна

Основной задачей по выявлению и развитию способностей учащихся является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся; развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей, вовлечение их в разнообразную творческую деятельность. Внеурочная деятельность занимает важное место в преподавании бурятского языка. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического. В своей практике использую разные формы организации внеклассных мероприятий: конкурсы, проводимые в рамках праздника Сагаалган, конкурсы чтецов, посвященных творчеству писателей, памятным датам, конференции, экскурсии по культовым местам села и района. Такие мероприятия способствуют формированию у учащихся ответственного отношения к природе, к Родине, к её культурно-историческому прошлому, прививают чувство гордости за свою республику, воспитывают уважение к бурятскому языку, народным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Сагаалган»

Ведущая: Дорогие дети! Уважаемые гости! Поздравляю вас с праздником Сагаалган! Белой дороги, белой мечты я вам желаю в месяц луны.

Праздник Белого месяца,

Праздник Белого месяца,

Только доброе ценится,

Только в светлое верится!

«Приветственный танец девочек с хадаками»

 Ведущая: Хадак - символ гостеприимства, чистоты, дружеского и радушного отношения.

Синий хадак – цвет синего неба, чтоб в мире царила дружба.

Красный хадак – цвет огня, чтоб тепло и уют царили в доме.

 Желтый хадак – цвет Солнца, богини матери

  Белый хадак – цвет материнского молока, цвет чистоты души человека.

  Зеленый хадак – цвет изобилия и богатства.

 Ведущая:

Гостеприимен мой народ бурятский,

И гостю он знаком иль не знаком.

Повсюду где горит огонь очажный

Он преподносит чашу с молоком.

 (в руках у неё голубой хадак и пиала с молоком)

- Сагаан hараар! Сагаан hараар амаршалнабди! С праздником белого месяца вас, дорогие друзья!

Ведущий: Сагаалган - в переводе Белый месяц

Дети читают стихи:

1.  В феврале морозный ветер

Вьюжный воет, кружит снег

Выплыл в небо белый месяц!

Его просит человек

Белый месяц, белый месяц!

Озари планету ярче

Чтоб радовалось сердце

И здоровье стало крепче

2.  Белый месяц, белый месяц

Подари нам доброты                                                                                                       

Чтобы в мире и согласие

Лучше краше жили мы

Пусть добреют наши души

Навсегда уходит зло

Чтобы будущее наше

Полным счастьем рассвело.

3.  В праздник Белого месяца

Так у нас повелось,

Людям надо встречаться,

Чтоб светлее жилось,

Чтоб убавилось горя,

Чтоб тучнели стада,

Чтобы небо над взгорьем

Голубело всегда.

Ведущая:

Нам песни многих стран известны,

Мы с ними дружим и поем.

А где найти нам лучше песни,

Рожденной, здесь в краю родном.

 

Дети исполняют песню про маму на бурятском языке «Эжыдээ»

 

Ведущий: Викторина для гостей:

Как называется верхняя национальная одежда? (Дэгэл)

Как по - бурятски называется шапка? (Малгай)

Какой народный танец исполняется на всех праздниках? (Ёхор)

Обряд очищения огнём? (Дугжууба)

Переносное жилище кочевых народов? (Юрта)

В праздник Белого месяца люди ходят, друг к другу в гости, поздравляют с праздником, дарят подарки, готовят множество разных блюд, по традиции угощают белой пищей.

Ведущий: Самое святое у бурят? (Огонь)

Пусть в ваших домах царит мир и спокойствие и всегда горит огонь благополучия! Счастья вам и здоровья!

Игра со зрителями «Я знаю пять бурятских имён девочек, мальчиков»

Игра «Сложить по цветам флаг Российской Федерации и флаг Бурятии»

Ведущий: Сагаалган - самый добрый праздник на свете, любят его особенно дети.

Девочка исполняют частушки про Сагаалган

Ведущая:

Встречайте гостя нашего праздника, кто это?

Входит Петух

- Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети! Узнали кто я?

-Петух!

-Почему ты к нам пришёл?

- Каждый Новый год каким-нибудь животным выступает. В этом году, я хозяин года! Ушёл год обезьяны. Пришёл год Петуха.

Я - символ года!

- А чем ты нас петух повеселишь?

 Моё задание детям:

Игра «Перегони яйца»

Приглашаются две команды. Каждой команде дается ракетка. Берут ракетку за ручку, перегоняют шары ( не допуская потерь)

 Ведущая:

 Есть у бурят удивительный обычай произносить благопожелания – Υреэлы. Желающие говорят благопожелания

Ведущая:

 Пускай Петух, хозяин года,

Вам море счастья принесёт.

В любое время и погоду

Пусть только лучшее Вас ждёт.

Ведущий:

Ехор, ехор веселей!

Позову я всех друзей.

Мы по кругу все пойдем,

Дружно Ёхор заведем.

Шаг назад, шаг вперед

Веселиться весь народ.

Крепко за руку держись,

 В стороне не окажись.     

Дети исполняют «Ёхор».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сагаалган Встреча Нового года по лунному календарю Произошло от слова « сагаан », что означает «белый». « Сагаан h ара» - счастливый праздничный месяц.

Слайд 4

В символике цветов белый с понятиями добра, счастья, благополучия, честности, чистоты: Сагаан h анаан – чистосердечность Сагаан үйлэ хэрэг – доброе дело Сагаан зан – добродушие С агаан хүн – добрый, порядочный человек Сагаан харгы – добрый, светлый путь

Слайд 5

Дугжууба

Слайд 6

Б үтүү үдэр

Слайд 9

Сагаан эдеэн



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тункинский район богат флорой и фауной, памятниками природы и истории, сакральными местами и минеральными источниками.

Предлагаемый лингвокраеведческий курс посвящен одному из самых интересных разделов лексикологии - топонимике, занимающейся изучением географических названий.

Географические имена таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка. Рано или поздно у каждого непроизвольно возникают вопросы: почему слово - название так необычно? Кто придумал его? Что оно значит? Курс может удовлетворить естественное желание ученика, разгадать тайну появления названия на родном языке.  

Исследование оставленных в наследство нашими предками названий сел, рек, гор - все это вместе взятое складывается в образ малой Родины, это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой Тункинской земли, уважение к духовному наследию прошлого. Знать прошлое родного края нужно каждому, так как без прошлого нет будущего.

Цель курса: Через изучение топонимов родных мест помочь учащимся ближе и глубже познать свой край, привить интерес к изучению его истории, способствовать

патриотическому воспитанию.

Задачи:

  • знакомство учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией; сбор топонимического материала; изучение особенностей лексики, отражающей географические названия.
  • формирование навыка поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края; развитие умения вести диалог с различными категориями собеседников; формирование навыка оформления лингвистического бюллетеня; расширение лингвистического кругозора.
  • воспитание чувства гордости и уважения к самобытной языковой культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры района; бережного отношения к народному слову.
  • курс рассчитан на учащихся 5-6 классов , проявляющих интерес к этимологии языка, истории родного края, земле, где довелось родиться.
  • данный курс поможет учащимся определиться в выборе профиля обучения в старшей школе, а в дальнейшем и в выборе жизненной дороги, одной из которых могла бы стать наука.


Наименован ие тем курса

Количест во часов

Содержание темы

Организационная

форма

1

Что такое топонимия?

1

Топонимика (от греч. 1;-место и (опота)-имя, название)-наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

Топонимия-совокупность названий (топонимов) на какой-либо территории.

Лекция с

элементами беседы.

2

Виды

топонимов.

Гидронимы

4

Собственные названия гидрографии:рек,ручьёв,озёр. Информац ионный диалог с коренными жителями,старожилами села и окрестных деревень(Кырен, Охор-Шибирь, Жемчуг, Далахай и т.д.)

Экспедиция за гидронимами.

3

Ойконимы.

5

Собственные названия населённых пунктов (Кырен, Нуган, Хужиры, Шимки)

Работа с книгой, архивными документами, газетн ыми материалами.

4

Оронимы.

6

Собственные названия объектов рельефа местности: гор, холмов и т.

д.Запись легенд, связанных с названиями оронимов. Объяснение смыслового значения их этимологии с помощью словарей. Составление топонимических карточек.

Встречи со старожилами.

Хонгор-Уула, Улаан Горхон, Хара болдог


5

Микротопони

мы

6

Собственные названия небольшого объекта,известность

которого,ограничена узким кругом местных жителей.

Беседа

информантами

с

6

Практическое

занятие

3

Оформление страницы лингвистического бюллетеня.

Обработка

собранных

материалов.

7

Разработка экскурсионно го маршрута «По тропам предков»

6

Открытие маршрута: Жемчужина-Хонгор Уула

Экскурсия

8

Открытие краеведческог о кружка «

Итоговое

1

Запись членов кружка.

9

занятие.

Конференция.

2

Выступление учащихся с сообщениями, докладами и т.д.

Требования к уровню подготовки:

Учащиеся должны знать:

  • определения основных понятий, связанных с топонимикой как наукой (топонимика, топонимия, гидроним, ойконим, ороним, микротопоним);
  •  основные принципы и способы номинации географических объектов;
  •  топоним родного края, их этимологию.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять вопросы для бесед с жителями села;
  • вести информационный диалог;
  • работать с научно-популярной и справочной литературой;

систематизировать собранные материалы; выступать с сообщением по топонимике



Предварительный просмотр:


                                                             Паспорт проекта

  1. Название проекта: Эколого- краеведческий тур «Жемчужина-Хонгор Уулы».
  2. Направленность проекта: предметные области: биология, химия, этноэкология.
  3. Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.
  4. Руководитель проекта: учитель биологии и химии Замбулаева Екатерина Васильевна, учитель биологии и химии
  5. Цель проекта: Создание эколого-краеведческого тура «Жемчужина-Хонгор-Уулы» (конно-пеший)

                                                             

                                                        Эколого-краеведческий маршрут

«Жемчужина – Хонгор-Уулы»

Актуальность: минеральные источники «Жемчужина и Хонгор-Уулы», являются основным рекреационным и туристско - познавательным центром. Деятельность человека и поток туристов может привести к уничтожению природных и культурных ценностей.

Цель: создание конно-пешого тура «Жемчужина-Хонгор-Уулы» на традициях неразрушающего природопользования для сохранения природного и культурного наследия народа.

Задачи: привлечение внимания  общественных и административных  структур для реализации проекта по сохранению  природного и культурного наследия.

- формировать ключевые компетентности учащихся в вопросах этического отношения к природе.

- выявить культурные ценности народа

- проанализировать воздействие на природную среду.

Объект исследования: 15 точек-объектов маршрута

Методика исследования:

 - рекогносцировка местности,
- разметка и картографирование тропы,
- оформление аншлагами,
- разработка экскурсий, проведение традиционных праздников,
- подготовка путеводителя по маршруту.

Проблемное поле: Тур, выполняя немаловажную роль в социокультурном пространстве села, должен привести к финансовой самостоятельности школы.

                           

                     Эколого-краеведческий маршрут минеральные источники

«Жемчужина-Хонгор-Уула»

        Сезонность: начало июня – конец августа

Страна: Россия

Регион: Восточная Сибирь

Область: Республика Бурятия, Тункинский район

Место проведения тура: минеральный источник Жемчужина,

Хонгор-Уула»

Размещение: Пансионаты «Учитель», мин. источники «Жемчужина», «Хонгор-Уула»

Оптимальный состав: 4-6 человек

Продолжительность: 1-2 дня

Режим: Отдых с ограниченным разведением костров, лов рыбы на берегу реки Харагун, учебные исследования, экскурсии.    

Транспортные сообщения: от источника Жемчужина до Жэмhэг автотранспортом 4,5км., переход через р. Харагун.

 

                 

                 

                                               

                                    Оглавление

   Введение    __________________________________________  1

1.Основная часть ________________________________________2-3

2.Выводы и практические рекомендации_____________________ 4

3 Список литературы ______________________________________ 5

     

 

                                                            Введение

Тункинский район – один из удивительнейших уголков Сибири. От высочайшей вершины Саян -  Мунко-Саридака на западе, до священного озера Байкала на востоке,  раскинулась  моя Тункинская долина. В наши дни невозможно представить наш район без туристов, как отечественных, так и иностранных. В последнее время все большей популярностью пользуются у туристов минеральные источники Хонгор-Уула.
Внимательное отношение к природе, чуткое всматривание в явления мира изначально присуще традиционной культуре, оно основано на предельно простой идее: необходимо бережно использовать то, что окружает и даёт жизнь тебе и твоим детям - и так от поколения к поколению. Бережливое отношение к природе - к тому, что не всегда понятно и обозримо, что пугает и угрожает, и даёт жизнь, и спасает род, оберегая его, пронося в тысячелетия. Так существовали многие традиционные культуры прошлого, поглощённые, растворённые затем более сильными и напористыми культурами-космополитами. Невозможно вернуться к прошлому, да наверно это и ненужно. Но информация, накопленная поколениями, может помочь современным детям по-новому увидеть и осознать окружающий мир. В этом - залог спасения людей и природы.

Эколого-краеведческие точки-объекты маршрута

Данный эколого-краеведческий тур представляет собой маршрут, объединяющий 15 эколого-краеведческих точек-объектов, рассказывающих о традиционной экологической культуре.

 1-я стоянка Минеральный источник «Жемчужина»

В 3 километрах от федеральной трассы  Култук-Монды расположен минеральный источник «Жемчужина» (Вышка). Горячие источники и грязи помогут при болезнях сосудов и нервов. Здесь вас ждут ванные и душевые кабины.

Название Вышка произошла от установленной вышки для выкачивания нефти. Впоследствии вместо нефти были обнаружены горячие термальные воды.

2- стоянка - Гостевой дом «Жэмhэг».

В живописнейшей местности Жэмhэг возле красивой белой юрты, по древнему обычаю седому, Вас встретят гостеприимные хозяева с хадаком и молоком. Вы у них почувствуете желанными, уважаемыми гостями. Так у нас повелось с древних пор. В юрте вы увидите традиционный интерьер бурятского народа, попробуете блюда национальной кухни, вы узнаете их целебность. Сами попробуете приготовить сливочное масло из сметаны, узнаете вкус очень полезного прохладительного напитка хурэнгэ.

Здесь вас встретят гиды и фольклорная группа «Булжамуур». Вы услышите мелодичные звуки  хуура, познакомитесь с фольклором бурятского народа.

Название местности Жэмhэг происходит от слова «жэмэс» - ягода, плод т.е ягодный, плодовый., что  соответствует действительности.

3-стоянка – река Харагун.

Река берет свое начало в хребтах Хамар-Дабана, название происходит от слова «хара»- черный. Эпитет черный по отношению к воде имеет такое значение: чистая, прозрачная вода. Река Харагун относится к малым рекам славится сибирской форелью-хариусом, карасем, пескарем, налимом. Можно наблюдать птиц: иглохвостого стрижа, рыжую овсянку, орлана-белохвоста, большого подорлика, малого и серого жаворонка. Основные ландшафты на месте проведения тура: в пойме реки – типичные пойменные заросли из ив, и различных ягодных кустарников (черемуха, рябина и прочие). Пихтовое редколесье, темнохвойная (кедрово-пихтовая) тайга.

4- я стоянка - м. Нурай

Площадь М. Нурай составляет 45000 кв.м. По преданию в начале 1870 года сюда пришли 3 брата-сойета. Один остался, попросил разрешения остаться у потомков рода шошоолог, живущих в центре нынешнего с. Охор-Шибирь. Отсюда вышли сойоты, одной из представительниц рода является мать Баира  Дугарова. Поэт Баир Дугаров в воспоминаниях о детстве написал такие строки:

                              «Глубокая лесная колыбель

                              Мне человека дорого очень

                              Улус Нурай, туманом гладя ель

                           Не мать мою ли вспомнил этой ночью

                              Цветы, капель, деревья, ледостав

                              Саянских гор прекрасная частица

                              Взяла ты, мама нежность рек и трав

                            Чтобы дать ей в сыне тайно воплотится»

       Сойоты – это малочисленная нация, проживающая в Тункинском и Окинском районах.  Растительный и животный мир очень разнообразен. Здесь произрастает тридцать шесть видов разнотравья, которые не изучены  до конца. Можно встретить редкие исчезающие виды растений: пион Марьин корень, лилия кудреватая, лилия тигровая, которые занесены в Красную книгу Бурятии.

5-я стоянка – Обоо.

Местные жители весной проводят обряд Обоо тахилга, просят у хозяев хорошей погоды, богатого  и обильного  урожая.  В 2011 году силами сельчан и земляков построен  субарган «Юндэн», которому поклоняются  жители и гости долины.

6-я стоянка – Бариса.

Здесь местные жители и отдыхающие поклоняются хозяину Хонгор-Улы  Житан таабай.

Ему преподносят белую пищу и сладости. Они при этом просят хозяина о благополучном отдыхе и здоровья.

7-я стоянка – желудочный  аршан.

8 – я стоянка общеукрепляющий аршан.

9 –я стоянка кишечный аршан.

10-я стоянка глазной аршан.

11-я стоянка- легочный аршан. Расположен на правом берегу реки Харагун.

12-я стоянка – почечный арщан

13-я стоянка – печеночный аршан

14 –я стоянка – женский аршан.

Выводы:

Ежегодно в летне-осенний период увеличивается число неорганизованных туристов. Но в условиях развивающего туризма заметные изменения происходят в окружающей среде.

Ведь 300 лет знают люди бесценный дар природы Хонгор-Улы. Надо сделать так, чтобы этот дар всегда исцеляли людей, не угасая многие годы.

Наш эколого-краеведческий тур (конно-пеший) будет пользоваться  популярностью у туристов и гостей Тункинской долины. Тур заложен на традициях неразрушающего природопользования для сохранения природного и культурного наследия народа.

                                                            Литература

1.Минеральные воды юга Восточной Сибири. Т. 1.

2. Иметхенов А.Б. памятники природы Бурятии.

3. Тункинскому Национальному парку – 10 лет



Предварительный просмотр:

Прошлое и настоящее с. Кырен

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».

Чтобы сохранить в памяти подрастающего поколения информацию об истории и  архитектуре нашего села, я решила  исследовать эту тему, изучив краеведческий материал сельской библиотеки, справочную литературу по архитектуре. Это я считаю главной задачей моей работы.

Цель: изучить историю административных строений, ее прошлое и настоящее.

Мой проект актуален,  так как у каждого села есть своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. 

Архитектура (От лат. architectura, от греч. architekton- строитель) – система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. 

Байгал далайн баруун бэедэ, Түнхэн нютагай үндэр хизаар оршодог. Эндэл энэ хизаартаа, бууса нютагтаа дуратай хүбүүд басагад түрэжэ, хурдан хүлэг моридой хазаар адхаад, эрдэм бэлигэй харгыгаар, ажалай  нэрьемэ замаар табилуулдагынь бултанда мэдээжэ. Бууралхан Саяанай һарьдагууд һүрөөтэйгөөр дабхасалдаад, буянтай хүнүүд манайл эндэ түрэдэг юм гэлсэдэг. Би мүнөө Түнхэнэй түб болоһон Хэрэн һуури  тухай  презентаци таанадта хөөрэжэ үгэхэм.

1 слайд -  Би Намдакова Таня 6-дахи  ангиин һурагшаб.

2 слайд -  «Хэрэн» -  гэжэ үгэ хадаа «хирээ» гэһэн удхатай юм.Мянга юһэн зуун хорин нэгэн ондо Хэрэн гэһэн  һуури,Түнхэнэй аймагай  түб гэжэ байгуулагдаһан юм. Ехэнхи  байшангуудынь дасан дуган байһан гээшэ.

3 слайд -  Энэл һайхан Хэрэн тоонтодомни ёһотойл баатар бэрхэ зоригтой хүбүүд,  сэбэр дангина басагад түрэдэг гэжэ хаанашье мэдээжэ.

4 слайд -  Мянга юһэн зуун хорин нэгэн ондо Хэрэндэмнай түрүүшын комендатура бии боложо хилэ һахилгын таһаг  нээгдэһэн ушартай. Мүнөө хадаа сагдаагай Гаин таһалга болоод байна, харин нугоо гэрынь хожомынь – байрын гэр болоо.

5  слайд - Мянга юһэн зуун дүшэн ондо Промкомбинат байгулагдаа. Мянга юһэн зуун жаран найма- юһэн ондо аймагаймнай КБО болоо.

6 слайд - Мүнөө байдаг хүгжэмэй һургуули соомнай, табяад онуудаар « Дом Пионеров» байжа, һүүлэрнь далаад онуудта Районо байһан юм.

7 слайд – Энэ гэр мянга юhэн зуун хорин табан ондо баригдаа. Харин энэ байшан соо прокуратура ба Районо байhан юм. Мүнɵɵ хадаа байрын гэр болоод байна.

8 слайд - Хэрэн һууридамнай  ерэһэн, ябаһан зон амтатай эдеэ хоол «Чайной» гэһэн байшан соомнай халуун хоол барижа гарадаг. Нэн түрүүн дүшөөд оноор энэ байшан соомнай сберкасса байһан түүхэтэй, табяад оноор “Промтовары” гэһэн дэлгүүр байжа, далан онһоо “Номой “ дэлгүүр байһан юм.

Топонимика улиц села Кырен

Рассматривая карту Кырена можно систематизировать название улиц по следующим признакам:

 Отражающая географическое положение: Подгорная, Нагорная, Овражная, Степная, Луговая, Полевая, Таежная, Лесная, Пограничная, Солнечная и т. д.

Улицы отражающие революционное прошлое и имена лидеров революции: Ленина, Дзержинского, Кирова, Свердлова, Калинина, Чапаева, Октябрьская, Советская, Коммунистическая, Комсомольская, 50-лет Октября,

Улицы названные в честь героев Гражданской войны: Чапаева, Сухэ-Батора, Каландарашвили, Истомина

 Деятели науки и культуры: Некрасова, Пушкина, Ломоносова, Лермонтова, Менделеева, Банзарова, Намсараева, Маяковского, Есенина, Ябжанова, Аюшеева, Мунко — Саридака.

Улицы названные в честь победы советского народа в годы Великой Отечественной войны: Парк победы, Жукова, Тулаева, Булутова, Ивахинова, Хусаева, 40-лет Победы, Мира.

Улицы названные в честь освоения космоса: Гагарина, Первого космонавта, Титова, Королева, Терешковой, Савицкой.

Улицы отражающие профессии жителей с. Кырена:

 Строителей, Мелиораторов, пер. Энергетиков, Кооперативная.

Улица названная в честь исчезнувшего с. Нурай: Нурайская.

Улицы названые в честь почетных граждан Кырена: Бобоева, супругов Власовых.

9 слайд - вывод

Гүрэнэй түүхэ үе сагай бэшэгүүдтэ, фотозурагуудта, элдэб хэрэгсэлнүүдтэ зүйлнүүдтэ ба архитектурын хэрэгээр гэршэгдэдэг гэхэдэ буруу бэшэ.

Урдын сагта барилгада хэрэглэгдэhэн гоёлто  мүнɵɵ сагта хэрэглэгдэнэ гэхээр. Энэ хадаа урданай ба мүнɵɵ сагай нягта холбоо харуулна.

Мэдээжэ публицист Ефремовэй үгэнүүдээр дүүргэхэ hананаб:

Дуратайгаа би мэдэнэб, дураяа мэдэрээ хадаа дурланаб,

Ехээр дураяа мэдэрээ хадаа, үшɵɵшье ехээр мэдэнэб.



Предварительный просмотр:

Викторина  «Знатоки бурятского языка» 3 класс

Цель: повышение роли бурятского языка как государственного языка РБ, интереса к изучению бурятского языка и его популяризации.

Задачи:

  1. выявление грамотности по бурятскому языку среди учащихся;
  2. выявление творческого, культурного потенциала учащихся;
  3. выявление знатоков бурятских народных традиций и обычаев, популяризация родного языка и культуры.

Оборудование: проектор, слайдовая презентация.

Ход викторины

Вводный этап.

Класс делится на три команды, выбирает название и капитана. Игра состоит из 3 этапов.  В первый этап входит 5 тем по 3 вопроса, которые имеют свой балл от 10 до 30 баллов. Каждая команда выбирает вопрос по желанию. В случае правильного ответа команда зарабатывает столько баллов, сколько стоит вопрос. Второй этап конкурс капитанов (1 балл за правильный ответ.) Третий этап отгадывание ребуса. Каждой команде по одному ребусу (5 баллов за правильный ответ).

1 этап.

Тема «Алфавит».

Вопрос на 10 баллов. Сколько букв в бурятском алфавите?

Ответ: 36 букв

Вопрос на 20 баллов. Назовите буквы, которые есть только в бурятском языке.

Ответ: Ѳѳ, ү,h.

Вопрос на 30 баллов. Сколько гласных и согласных  в алфавите?

Ответ: 12 гласных, 22 согласных.

Тема «Местоимения».

Вопрос на 10 баллов. Перевести местоимения: я, мы, ты, вы.

Ответ: би, бидэ, ши, та.

Вопрос на 20 баллов. Перевести местоимения 3 лица: он, она.

Ответ: тэрэ.

Вопрос на 30 баллов. Перевести: Мы изучаем бурятский язык.

 Ответ: Бидэ буряад хэлэ үзэнэбди.

Тема «Животные».

Вопрос на 10 баллов. С этого животного начинается цикл восточного календаря.

Ответ: хулганай.

Вопрос на 20 баллов. Это животное живет на дереве и есть в цикле восточного календаря.

Ответ: бишэн.

Вопрос на 30 баллов. Перечислите на бурятском языке 5 видов домашних животных. Ответ: морин, үнеэн (үхэр), хонин, нохой, миисгэй.

Тема «Числительные».

Вопрос на 10 баллов. Сосчитайте до до 10.

Ответ: нэгэн, хоер, гурба, дүрбэ, таба, зургаа, долоо, найма, юhэ, арба.

Вопрос на 20 баллов. Сосчитайте до 100 десятками.

Ответ: арба, хори, гуша, дүшэ, таби, жара, дала, ная, ерэ, зуу.

Вопрос на 30 баллов. Запишите эти выражения словами: 3+7=10, 10-5=5.

Ответ: гурба дээрэ долоое нэмэхэдэ – арба; арбаhаа табые хорооходо –таба.

Тема «Разное».

Вопрос на 10 баллов. Встреча нового года по лунному календарю.

Ответ: Сагаалган.

Вопрос на 20 баллов. Назовите 4 времени года на бурятском языке.

Ответ: үбэл, хабар, зун, намар.

Вопрос на 30 баллов. Скажите, сколько учеников в вашем классе на бурятском языке?

Ответ: Манай ангида ____ hурагша.

2 этап.

Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается задание. Найти «лишнее» слово.

  1. Ши, би, үгы, бидэ, тэрэ, та, тэдэ
  2.  Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.
  5. Хэрмэн, шоно, хүбүүн, үнэгэн, баабгай, шандаган.

Музыкальный конкурс. От каждой команды песня или куплет на бурятском языке.

3 этап.

  Работа в команде. Отгадать ребусы.

1.

2.

3.

Подводим итоги.

Капитануудай мүрысѳѳн

 «Үлүү» үгэ ологты

  1. Ши, би, үгы, бидэ, тэрэ, та, тэдэ
  2.  Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.
  5. Хэрмэн, шоно, хүбүүн, үнэгэн, баабгай, шандаган.

Капитануудай мүрысѳѳн

«Үлүү» үгэ ологты

  1. Ши, би, үгы, бидэ, тэрэ, та, тэдэ
  2.  Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.
  5. Хэрмэн, шоно, хүбүүн, үнэгэн, баабгай, шандаган.

Капитануудай мүрысѳѳн

«Үлүү» үгэ ологты

  1. Ши, би, үгы, бидэ, тэрэ, та, тэдэ
  2.  Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.
  5. Хэрмэн, шоно, хүбүүн, үнэгэн, баабгай, шандаган.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ѳѳрын наадан

Слайд 2

1 этап. Темэнүүд. 2 этап. Капитануудай мүрысѳѳн. 3 этап. Ребусүүд.

Слайд 3

Алфавит 10 20 30 Местоимения 10 20 30 Животные 10 20 30 Числительные 10 20 30 Разное 10 20 30

Слайд 4

Вопрос на 10 баллов. Сколько букв в бурятском алфавите? назад

Слайд 5

Вопрос на 20 баллов. Назовите буквы, которые есть только в бурятском языке назад

Слайд 6

Вопрос на 30 баллов. Сколько гласных и согласных в алфавите? назад

Слайд 7

Вопрос на 10 баллов. Перевести местоимения: я, мы, ты, вы. назад

Слайд 8

Вопрос на 20 баллов. Перевести местоимения 3 лица: он, она. назад

Слайд 9

Вопрос на 30 баллов. Перевести предложение. Мы изучаем бурятский язык. назад

Слайд 10

Вопрос на 10 баллов. С этого животного начинается цикл восточного календаря. назад

Слайд 11

Вопрос на 20 баллов. Это животное живет на дереве и есть в цикле восточного календаря. назад

Слайд 12

Вопрос на 30 баллов. Перечислите на бурятском языке 5 видов домашних животных. назад

Слайд 13

Вопрос на 10 баллов. Сосчитайте до 10. назад

Слайд 14

Вопрос на 20 баллов. Сосчитайте до 100 десятками. назад

Слайд 15

Вопрос на 30 баллов. Запишите эти выражения прописью: 3+7=10 10-5=5 назад

Слайд 16

Вопрос на 10 баллов. Встреча нового года по лунному календарю. назад

Слайд 17

Вопрос на 20 баллов. Назовите времена года. назад

Слайд 18

Вопрос на 30 баллов. Скажите, сколько учеников в вашем классе на бурятском языке. назад

Слайд 19

Капитануудай мүрысѳѳн. «Үлүү» үгэ ологты.

Слайд 20

1 . Ши, би, үгы, бидэ, тэрэ, та, тэдэ. 2. Аба, аха, эгэшэ, эжы, нүхэр. 3. Хоолой, гэдэ h эн, хүн, толгой, шэхэн. 4. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи. 5. Хэрмэн, шоно, хүбүүн, үнэгэн, баабгай, шандаган.

Слайд 21

Баяртай!!!



Предварительный просмотр:

Викторина  «Знатоки бурятского языка» 4 класс

Цель: повышение роли бурятского языка как государственного языка РБ, интереса к изучению бурятского языка и его популяризации.

Задачи:

  1. Выявление грамотности по бурятскому языку среди учащихся;
  2. Выявление творческого, культурного потенциала учащихся;
  3. Выявление знатоков бурятских народных традиций и обычаев, популяризация родного языка и культуры.

Оборудование: проектор, слайдовая презентация.

Ход викторины

Вводный этап.

Класс делится на три команды, выбирает название и капитана. Игра состоит из 3 этапов.  В первый этап входит 5 тем по 3 вопроса, которые имеют свой балл от 10 до 30 баллов. Каждая команда выбирает вопрос по желанию. В случае правильного ответа команда зарабатывает столько баллов, сколько стоит вопрос. Второй этап конкурс капитанов (1 балл за правильный ответ.) Третий этап отгадывание ребуса. Каждой команде по одному ребусу (5 баллов за правильный ответ).

1 этап.

Тема «Алфавит».

Вопрос на 10 баллов. Сколько букв в бурятском алфавите?

Ответ: 36 букв

Вопрос на 20 баллов. Сколько гласных и согласных  в бурятском языке?

Ответ: 12 гласных, 22 согласных.

Вопрос на 30 баллов. Сколько дифтонгов в бурятском языке?

Ответ: 5 дифтонгов (ай, ой, эй, уй,үй).

Тема «Местоимения».

Вопрос на 10 баллов. Перевести местоимения: я, мы, ты, вы.

Ответ: би, бидэ, ши, та.

Вопрос на 20 баллов. Перевести местоимения 3 лица: он, она.

Ответ: тэрэ.

Вопрос на 30 баллов. Перевести: Мы  любим урок бурятского языка.

Ответ: Бидэ буряад хэлэнэй хэшээлдэ дуратайбди.

Тема «Животные».

Вопрос на 10 баллов. С этого животного начинается цикл восточного календаря.

Ответ: хулганай

Вопрос на 20 баллов. Это животное живет на дереве и есть в цикле восточного календаря

Ответ: бишэн

Вопрос на 30 баллов. Перечислите на бурятском языке 5 видов домашних животных. Ответ: морин, үнеэн, хонин, нохой, миисгэй.

Тема «Числительные».

Вопрос на 10 баллов. Сосчитайте до 100 десятками.

Ответ: арба, хори, гуша, дүшэ, таби, жара, дала, ная, ерэ, зуу.

Вопрос на 20 баллов. Назовите 1000 на бурятском языке.

Ответ: мянга

Вопрос на 30 баллов. Скажите,  какой сейчас год?

Ответ: хоер мянга арбан долоон он

Тема «Праздники».

Вопрос на 10 баллов. Встреча нового года по лунному календарю.

Ответ: Сагаалган

Вопрос на 20 баллов. Самый  распространенный летний праздник у нашего народа.

Ответ: Сурхарбаан.

Вопрос на 30 баллов. Назовите состязания, которые  входят в «Три игрища мужчин». Ответ: hур харбаан, мори урилдаан, бухэ барилдаан.

2 этап.

Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается задание. Найти «лишнее» слово.

  1. Гурба, долоо, дүрбэлжэн, найма, зургаа.
  2. Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хүн, толгой, шэхэн.
  4. Шүдэн, толгой, хамсы, хоолой, нюдэн, гэдэhэн.
  5. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.

Музыкальный конкурс. От каждой команды песня или куплет на бурятском языке.

3 этап.

  Работа в команде. Отгадать ребусы.

1.

2.

3.

Подводим итоги.

Капитануудай мүрысѳѳн

 «Үлүү» үгэ ологты

  1. Гурба, долоо, дүрбэлжэн, найма, зургаа.
  2. Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Шүдэн, толгой, хамсы, хоолой, нюдэн, гэдэhэн.
  5. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.

Капитануудай мүрысѳѳн

 «Үлүү» үгэ ологты

  1. Гурба, долоо, дүрбэлжэн, найма, зургаа.
  2. Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Шүдэн, толгой, хамсы, хоолой, нюдэн, гэдэhэн.
  5. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.

Капитануудай мүрысѳѳн

 «Үлүү» үгэ ологты

  1. Гурба, долоо, дүрбэлжэн, найма, зургаа.
  2. Аба, ахай, эгэшэ, эжы, нүхэр.
  3. Хоолой, гэдэhэн, хун, толгой, шэхэн.
  4. Шүдэн, толгой, хамсы, хоолой, нюдэн, гэдэhэн.
  5. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ѳѳрын наадан

Слайд 2

1 этап. Темэнүүд. 2 этап. Капитануудай мүрысѳѳн. 3 этап. Ребусүүд.

Слайд 3

Алфавит 10 20 30 Местоимения 10 20 30 Животные 10 20 30 Числительные 10 20 30 Праздники 10 20 30

Слайд 4

Вопрос на 10 баллов. Сколько букв в бурятском алфавите? назад

Слайд 5

Вопрос на 20 баллов. Сколько гласных и согласных в бурятском языке? назад

Слайд 6

Вопрос на 30 баллов. Сколько дифтонгов в бурятском языке? назад

Слайд 7

Вопрос на 10 баллов. Перевести местоимения: я, мы, ты, вы. назад

Слайд 8

Вопрос на 20 баллов. Перевести местоимения 3 лица: он, она. назад

Слайд 9

Вопрос на 30 баллов. Перевести предложение. Мы любим урок бурятского языка. назад

Слайд 10

Вопрос на 10 баллов. С этого животного начинается цикл восточного календаря. назад

Слайд 11

Вопрос на 20 баллов. Это животное живет на дереве и есть в цикле восточного календаря. назад

Слайд 12

Вопрос на 30 баллов. Перечислите на бурятском языке 5 видов домашних животных. назад

Слайд 13

Вопрос на 10 баллов. Сосчитайте до 100 десятками. назад

Слайд 14

Вопрос на 20 баллов. Назовите 1000 на бурятском языке. назад

Слайд 15

Вопрос на 30 баллов. Какой сейчас год? (на бурятском языке) назад

Слайд 16

Вопрос на 10 баллов. Встреча нового года по лунному календарю. назад

Слайд 17

Вопрос на 20 баллов. Самый распостраненный летний праздник у нашего народа. назад

Слайд 18

Вопрос на 30 баллов. Назовите состязания, которые входят в «Три игрища мужчин». назад

Слайд 19

Капитануудай мүрысѳѳн. «Үлүү» үгэ ологты.

Слайд 20

1 . Гурба, долоо, дүрбэлжэн, найма, зуу. 2. Аба, аха, эгэшэ, эжы, нүхэр. 3. Хоолой, гэдэ h эн, хүн, толгой, шэхэн. 4. Шүдэн, толгой, хамсы, хоолой, нюдэн, гэдэ h эн. 5. Хитад, монгол, хэлэн, ород, солонгос, англи.

Слайд 21

Баяртай!!!



Предварительный просмотр:

Оролто үгэ.

Актуальность. 

Мүнөө сагта еhо заншалаа hэргээлгын асуудалай хурсаар табигдаад байхада, элинсэг хулинсагуудайнгаа сахижа ябаhан ёһо заншал тухай гүнзэгыгөөр бодомжолхо хэрэгтэй болоод байна. Энэ асуудал хэзээ хэзээнэйхиһээ шангаар эрид хурса эрилтэтэйгээр табигдана. Тиигэхэ зуураа мүнөө үеын залуушуулай һанал бодолдо байгаали хамгаалха, ёһо заншалаа сахиха асуудалаар шэнэ үзэлэй бүрилдэлгэ, даруу зан нэбтэрүүлэн хүмүүжүүлгэ ба болбосоруулга шухала болоно. Урда сагайнгаа үндэһэн соёл болбосорол, түрэл нютагайнгаа түүхэ ба байгаали гүнзэгыгөөр шэнжэлжэ, бүхы хүсэ шадалаа зорюулан хүмүүжүүлхэ гэһэн һайн һайхан зорилгонууд манай  урда табигдаха ёһотой. Ёһо заншал hэргээжэ, ажабайдалдаа хэрэглэжэ ябаха шухала (актуально) болоо гэжэ hанагдана.

Шэнжэлэлгын зорилго:

Буряад арадай эртэ урда сагhаа сахижа ябаhан ёhо заншал шэнжэлжэ үхибүүдтэ дурадхалга гаргаха.

Практическа туhа:  Докладай практическа туhа хадаа сахижа ябаhан ёhо заншал арадайнгаа hургаалнуудые ажабайдалдаа хэрэглэхэ.

Гол хуби.

        

Элинсэг хулинсагаймнай үеhөө уедэ наринаар сахин абажа, үри hадаhатаа сэгнэшэгүй бэлэг болгон дамжуулhан түрэлхи хэлэеэ, ёhо заншалнуудаа, соёлоо, искусстваяа асарhаниинь ямар hайн гээшэб! Манай буряад зоной түүхэ, ёhо заншал хизааргүй баян дэлгэр. Манай буряад зоной ёhо заншалнуудаа, hургаалнуудаа үеhөө үедэ дамжуулжа ябадагынь аргагүй hайшаалтай.

Арадайнгаа ёhо заншалнуудhаа – гэзэгэ гүрэлэгэ тухай хөөрэжэ үгэхэмни.

                Буряад зон эхэнэр бүһэтэйгүй гэзэгэтэй ябадаг байгаа.  Yхибүүнэй жэлтэй болоходо эхэ сооһоо гараһан үһыень абадаг заншалтай. Абаагүй  һаа, шэнгэн зөөлэн, үрбэгэр, тулюур үһэтэй болохо гэдэг. Тиимэһээ һайн үһэтэй болохын түлөө оролдодог байһаниинь гайхалгүй.

                          Хүбүүншье басаганшье hаа таба хүрэтэрѳѳ нэгэ гэзэгэтэй ябадаг байгаа. Басагад табатайhаа арбатай болотороо дүрбэн гэзэгэ гүрэдэг байhан. Таб гэзэгэ, ара талын гэзэгэ, баруун талын гэзэгэ, зүүн талын гэзэгэ.

    Арбан наhанhаа  арбан таба хүрэтэрѳѳ басагад зургаан гэзэгэ гүрэдэг hэн. Ара талын гэзэгэ, баруун талын хоер гэзэгэ, зүүн талын хоер гэзэгэ.

   Арбан табанhаа арбан найма хүрэтэрѳѳ найман  гэзэгэ гүрэдэг hэн. Ара талын гэзэгэ, баруун талын гурбан гэзэгэ, зүүн талын гурбан гэзэгэ. Энэ хадаа Сагаалганда, хурим түрэдэ, хурал бүхэндэ басагад найман гэзэгэ гүрѳѳд, гэзэгэ бүхэндѳѳ уяа, гунжаа, алтан мүнгэн шагта, ооhор уяад хангир-янгир ябадаг байгаа.

     Арбан найманhаа хадамда гаратараа басагад нэгэ гэзэгэ гүрэдэг байгаа. Гэзэгэ дээрээ гоелтотой, толгойдоо ябуутай басагад хадамда гарахаар бэлэн байhые гэршэлнэ, иимэ басаганда хадамуудые эльгээхэдэ болохо. Басаганай хадамда гарахада гэзэгыень таhалжа хоер болгон гүрэдэг байгаа. Энэ заншал үhэ заhаха гэжэ нэрлэдэг.

 Ямаршье угсаатанай хадамда гараhан эхэнэр хоер гэзэгэ гүрэдэг байгаа. Хоёр гэhэн тоо- үбгэ hамган гэжэ тоологдодог. Нүхэрэйнь наhа барааhаа hамганайнь нэгэ гэзэгынь таhалаад, нүхэртэйнь хадагалдаг байгаа.

   Жаран наhанhаа дала хүрэтэр наhанай эжынэр сахил үргэжэ, орхимжоо зүүжэ ѳѳрѳѳ лама багшатай боложо бурханай шаби болоно. Үhэеэ хюhана, маани мэгзэм уншана. Иигэжэ эхэнэр хүн хүбүүн шэнжэhээ басаган боложо, басаганhаа hамган боложо, hамганhаа шабганса болоно. Бурханай шаби болодог гуримтай.

Тобшолол

Ямаршье арад өөрын баян түүхэтэй, hонирхолтой, гүнзэгы удхатай ёhо заншалнуудтай гээшэ. Теэд тэдэнээ мүнөө үе болотор бүхэдөө дамжан ерээгүйнь халагламаар, зүгөөр элинсэг хулинсагуудайнгаа дамжуулан абажа ябаhан заншалнуудай заримыень мэдэхэ болоhондоо баяртайб. Буряад угсаатанайнгаа гуримшалан hайн hайхан ёhо заншалые сахижа, hэшхэлые үргэн хүндэлжэ, ухаан бодол ехэтэйгээр, үнэн сэхээр, алдар солотойгоор, ажал хүдэлмэридөө, наhан соогоо аша туhатайгаар, энхэ байдал мандуулхын түлөө оролдожо ябаха – манай гол зорилго гэжэ hананам.  Саашадаа ехэ туhатай байха гэжэ найданаб, арадайнгаа түүхые hэргээжэ, мэдэжэ ябахамнай манай нанги уялгя болоно.

Литература:

  1. Анханаймнай һургаалнууд Аюржанаева Д.
  2. Заяанаймнай заншал. Сэрсэгмаа.
  3. Э.Х.Галшиев  «Бэлигэй толи».
  4. Буряад зоной урданай һуудал  байдалай толи. С.д. Бабуев, Ц.Ц. Бальжинимаева



Предварительный просмотр:

Цель урока:  Создать условия основных навыков плетения бурятского узла «сомпи».

Обучающая  расширить представление об узлах в целом, его видах, элементах, назначении и применении;

Развивающая развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение;

Воспитательная воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру творчества;

Задачи:

·         Воспитывать любовь к малой родине, доброжелательное отношение к окружающим, готовность сотрудничать, вежливость;

·         Развить умения и навыки в  обучении плетении узла у учащихся;

·         Формировать потребность к самоорганизации: аккуратность, самостоятельность выполнения задания, умение доводить начатое дело до конца;  

·         Формировать  умение видеть прекрасное  не  повторимое, гигиенические знания и умения, доброжелательное отношение к труду;

Зрительный ряд: образцы готового узла, национальная одежда, стилизованные костюмы, шапка сверхушкой «жинче». Презентация.

Методы проведения занятия:  Наглядный, словесный метод обучения и метод практической работы.  Объяснение нового материала, практическая работа учащихся под контролем педагога.

Оборудование: для педагога: ПК, медиапроектор, шнур, ножницы, схемы плетения узлов (распечатка),

План урока:

1.      Организационный момент.

2.      Подготовительный этап.

3.      Этап актуализации имеющихся знаний у детей.

4.      Этап работы по новому материалу. Сообщение темы урока.

Бурятские узлы.

Основные виды узлов.

Символика узел.

5.      Этап первичного закрепления полученных знаний.

6.      Этап обобщения.

7.      Этап закрепления нового материала, практическая работа.

    Последовательность выполнения работы.

         Самостоятельная работа учащихся.

8.      Контрольный этап.

9. Поведение итогов.

10. Уборка рабочего места.

 

 В.  Сухомлинского:

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

 Ход занятия:

Добрый день, ребята!

- Ребята, вы хотите познать, дерзать, творить?

 Все вы талантливые и творческие. Яркое весеннее солнышко и улыбки  одноклассников пусть поднимут вам настроение.

Начатое дело всегда доводи до конца.

Старайся  выполнять работу, как можно лучше.

Будь  трудолюбивым и требовательным к себе.

Научился сам - научи товарища.

Тот, кто сделает быстро,  помогите своему товарищу.

  1. Вводный инструктаж.

Сегодня мы узнаем об истории вида декоративно-прикладного искусства, познакомимся с плетением бурятского национального узла «сомпи», и, самое главное, овладеем технологией плетения пуговицы из шнура, который используется в шитье национальной бурятской одежды. Перед вами стоит задача сделать красивую пуговицу, выполненную в этой необычной технике, и продемонстрировать друг другу.

  1. Изложение нового материала.

Бурятская национальная одежда имеет богатую историю, многовековые художественные традиции. Пословица «По одежде встречают, по уму провожают» точно характеризует бурятскую национальную одежду. Одежда бурят может рассказать о социальной, территориальной принадлежности и возрасте хозяина. Художественное оформление одежды бурят, ее колорит и украшение –все очень символично.

Трудолюбивые буряты в хозяйственной деятельности применяли разнообразные узлы, но больше украшали одежду.

Остроконечная шапка бурят оформлялась наверху металлическим навершием  «дэнзэ» или «жинче». «Жинче» завязывается узлом «сомпи» толстым шнуром, а пуговицу плели тонким шнуром, убирая верхнюю петлю и затягивая.

Также вместо нитей использовали узконарезанную, хорошо выделанную кожу.

Изготовление бурятской одежды – искусство: технология обработки швов, краев, украшений требует специальных умений и навыков. Портниха (это было женское ремесло) должна была быть и художницей, и вышивальщицей, знать символику орнаментов, плести узлы –символы. Портниха была уважаемым человеком. Если ее приглашали домой, то подавали телегу, сани или коня под седлом. А угощали всем лучшим, что имелось в доме: «Уран хүнэй урда – ууса, үбсүүн», те.е мастер подавали именные мясные блюда. 

  1. Практическая работа «Изготовление плетенного навершия бурятской шапки.

Для изготовления шнура лучше использовать полоски ткани из шелка, парчи. Они должны быть богатой яркой окраски.

Приступая к работе, организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало. Соблюдайте технику безопасности. А теперь внимательно наблюдайте за моими действиями.

Приступайте к выполнению пуговицы. Почувствуйте себя бурятскими мастерицами.

Заключительный инструктаж: Анализ допущенных отклонений и оценка работы каждого ученика. Рассмотреть возможности изготовления жинче и пуговиц разными шнурами.

Каждая пуговица на одежде имеет свое назначение, свой символ. Верхняя пуговица означает счастье, средняя – богатство, нижняя – скот. Поэтому понятно, как старались мастерицы, пришивая пуговицы.

  1. Подведение итогов урока.

Сегодня на занятии вы научились плести из шнура пуговицы. Согласны ли вы с тем, что умение плести вручную узлы поможет вам украсить интерьер дома, сделать одежду оригинальной? Овладение искусством плетения узлом, возможно, станет первым шагом к вашей будущей профессии, связанной с моделированием и художественным оформлением.

Домашнее задание. Выполнить дома 6 пуговиц в технике плетения узлом из шнура.  

5.     Рефлексия

Поднимите и покажите, что у вас получилось.

Что вам помогало или мешало в изготовлении узла «сомпи»?

Какие трудности испытывали, над чем надо работать.

Всем гостям, я дарю памятку с информацией, как плести узел счастья.

 Помните, что «не то дорого, что из красна золота сделано, а то, что добрым мастером сработано»

 - Благодарю всех за работу.

Спасибо, за внимание!