РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ

Швабауэр Марина Анатольевна

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно.

Алексей Николаевич Острогорский

Полезные ссылки для вас, родители:

http://metenovanm.ru/ Сайт Метеновой Надежды Михайловны, автора современных методик по семейному воспитанию. 

http://petranovskaya.ru/main Сайт Петрановской Людмилы, семейного психолога, автора многочисленных книг для родителей, в том числе "Тайная опора", "Если с ребёнком трудно" и др.

http://detstvo.ru/ Сайт для детей, пап и мам. На сайте имеется детская библиотека, кулинарная книга, песни и сказки для детей.

http://www.kindereducation.com/  "Дошколенок". Электронный журнал для детей и родителей.

http://doshkolnik.ru/ Всероссийское интернет-издание  журнала "Дошкольник.РФ", много полезной информации для родителей о детях и для детей.

 

 

Полезные рекомендации:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebenka_k_shkole.doc34 КБ
Microsoft Office document icon konfliktnye_situatsii.doc30 КБ
Microsoft Office document icon krizis_7_let.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

        Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.

        В возрасте 5,5-7 лет отличается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка. Ребенок быстро прибавляет в весе и росте, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения в деятельности нервной системы. Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

        В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, сверстников; желание выполнять важные для других, «взрослые» дела; активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; проявляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т. д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

        На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудачи в деятельности.

        Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Ребенок стремиться узнать как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении Вселенной и т.д. Дети начинают отдавать явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими(головоломки, шарады, кроссворды, загадки).

        Старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

        Все эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

        Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение («Я уже школьник!»). Все это проходит и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способом деятельности и поведения.

        Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям.

        Первый этап адаптации – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реакцией. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели. На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.

        Второй этап адаптации – неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.

        Третий этап адаптации – период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную), которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.

        Продолжение всех трех фаз адаптации – пять – шесть недель; наиболее напряженные – первые четыре недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания и памяти.

        Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.

        Те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учебе могут иметь различные причины и определяются индивидуальными особенностями развития и готовности к школьному обучению.

        

           

        



Предварительный просмотр:

Конфликтные ситуации в жизни ребенка.

        При взаимодействии с детьми в детском саду и дома нередко возникают конфликтные ситуации, как между детьми, так и между взрослыми и детьми.

        Конфликт – трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

        Наиболее распространены:

  1. внутриличностный конфликт – представляет собой столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п.;
  2. межличностный конфликт – определяется как ситуация, где действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно, в конкретной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон.

        Конечно, желательно не допускать и своевременно предотвращать конфликтные ситуации. Для этого необходимо научить детей взаимодействовать друг с другом и разрешать конфликты гуманным и конструктивным способом.

        Однако если конфликтная ситуация возникла, то всегда следует помнить о динамике ее протекания. По результатам исследования психологов динамика конфликтной ситуации складывается из трех основных стадий:

  • стадия 1 – нарастание;
  • стадия 2 – реализация;
  • стадия 3 – затухание.

Наиболее успешно блокировать развитие конфликтной ситуации можно на стадии первой (нарастание). Для этого необходимо перевести конфликт из плоскости коммуникативных взаимодействий (общения) в предметно-деятельностную плоскость. Например, во время нарастания напряженности между двумя детьми можно поручить им выполнение какого-нибудь совместного задания. Очень важно, чтобы оно было связано с физическим трудом или спортивным состязанием (уборка группы, чистка снега, соревнование по бегу и т. д.). Мышечные нагрузки помогут выплеснуть «отрицательную» энергию и сгладят конфликтную ситуацию.

        Если конфликтная ситуация все же перешла во вторую стадию (реализация), то подавить ее уже едва ли удастся. Участники конфликта будут возбуждены и не пойдут на примирение. На этой стадии «отрицательная» энергия находит выражение в силовых приемах (вербальных, телесных и т. д.). Воспитательные мероприятия на этой стадии не принесут успеха.

        На третьей стадии (затухание), когда конфликтная ситуация исчерпана и участники конфликта выплеснули «отрицательную» энергию, происходит разрядка напряжения. У детей возникает чувство вины, сожаления и раскаяния. Участники конфликта хотят стать лучше и готовы к позитивным переменам. На этой стадии уже будут эффективны воспитательные беседы, анализ причин возникновения конфликтной ситуации, совместное моделирование других способов выхода из нее.

        Для того, чтобы избежать конфликтной ситуации между взрослым и ребенком, взрослому необходимо самому сбросить напряжение и раздражение. Для этого можно сделать несколько простых упражнений:

  1. дыхание – перед беседой с ребенком глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох Вы снимаете с себя охватывающие Ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи и груди. После этого начинайте беседу!
  2. Массирование. Возможно, Вам подойдет другой способ снятия напряжения. Перед началом беседы дотроньтесь кончиками пальцев до своих век, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, «снимая» старую маску. Это жест, на который у Вас уйдет 1-1,5 секунды.

    Почти всегда конфликтное поведение ребенка является сигналом, что и с Вами, уважаемые взрослые, что-то не так. Поэтому, занимаясь с конфликтным ребенком, будьте готовы к тому, что и Вам придется несколько изменить свое поведение. Это иногда бывает довольно сложно сделать, но успеха без такого изменения Вам добиться будет очень сложно.

         

        



Предварительный просмотр:

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ.

        Развитие ребенка представляет собой закономерное чередование критических и стабильных периодов развития.

        В стабильные периоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.

        Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь.

        Этот период сопровождает так называемое «семизвездие кризиса», семь симптомов кризиса.

        Негативизм – такие проявления в поведении ребенка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания.

        Упрямство – ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотив упрямства – потребность в самоутверждении: ребенок поступает таким образом потому, что «он так сказал».

        Строптивость – направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни.

        Своеволие – стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому.

         Протест-бунт – все поведение ребенка приобретает форму протеста, он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу.

        Обесценивание – проявляется по отношению к взрослым (ребенок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвет книжки, ломает игрушки).

        Деспотизм – ребенок стремиться проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Проявляется в семье с единственным ребенком. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу – детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.

        В старшем дошкольном возрасте стремление к самостоятельности – своеволие – основано на осознании (правда еще ограниченном) своих возможностей и опирается на достаточно обширный индивидуальный опыт ребенка. С помощью взрослого старший дошкольник может анализировать свои действия и их результаты, делают логические выводы. В работе с детьми 6-7-летнего возраста надо не запрещать, а убеждать. Нужно предоставить ребенку возможность действовать самостоятельно, предварительно обсудив с ним способы действий, научив тому, что он еще не умеет, но очень хочет делать.

        В переходные периоды детского развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым потому, что система применяемых к нему требований не соответствует новому уровню его развития и его новым потребностям.

        Кризисы, в их негативном понимании, не являются обязательными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, как таковые, а переломы, качественные сдвиги в развитии.

        Психологический смысл критических (переходных) возрастов и их значение для психического развития ребенка заключается в том, что в эти периоды происходят наиболее существенные, глобальные изменения всей психики ребенка: меняется отношение к себе и другим, возникают новые потребности и интересы, перестраиваются познавательные процессы, деятельность ребенка приобретает новое содержание. Изменяются не только отдельные психические функции и процессы, но перестраивается и функциональная система сознания ребенка в целом. Появление в поведении ребенка симптомов кризиса свидетельствует о том, что он перешел на более высокую возрастную ступень.

        Кризис семи лет связан с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Утрата непосредственности и наивности в поведении ребенка означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным, осознание включается во все сферы жизни, хотя оно (осознание) еще ограничено.

        Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В этом возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности.