Я ВЫБИРАЮ ТРИЗ: системный оператор

Швабауэр Марина Анатольевна

В целевых ориентирах ФГОС на этапе завершения дошкольного образования говорится о том, что выпускник должен обладать начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, уметь устанавливать причинно-следственные связи. В свою очередь установление связей разного уровня является основополагающим механизмом системного мышления. На мой взгляд, наиболее интересным инструментом формирования мыслительных операций системного характера считаю системный оператор. Автором и разработчиком алгоритма системного мышления является Г.С.Альтшуллер. В мою практику этот алгоритм вошел в процессе освоения методического комплекса «Я познаю мир» Т.А.Сидорчук. Целью использования системного оператора является формирование у детей основ системного мышления, умения достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию

(старшая группа)

Тема: «Дом»

Интеграция видов деятельности (познавательно – исследовательская деятельность (системный оператор), коммуникативная)

Цель: формирование у детей  умения системно мыслить по  отношению к  любому объекту.

Задачи:

- учить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;

- формировать познавательный интерес к окружающему миру;

- систематизировать знания детей о домах с помощью системного оператора;

- развивать системное мышление, понятийное мышление, воображение, креативные способности, внимание;

- воспитывать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи;

- прививать уважительное отношение друг к другу через умение слушать собеседника.

Средства, оборудование, материалы:  телевизор, системный оператор, подборка энциклопедий.


Технологическая карта образовательной деятельности

Этап  образовательной деятельности

Ход  образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

- Ребята, посмотрите, к вам сегодня пришли замечательные гости.

Всех нас встретил и приютил здесь вот этот замечательный дом. А как он называется? (детский сад)

Отвечают.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

-Дома бывают разные. Скажите,  как называется дом, в котором учатся ваши старшие братья и сёстры? (школа)

- в котором лечат? (больница, поликлиника)

- в котором продают продукты, одежду? (магазин)

- в котором продают лекарства? (аптека)

- в котором шьют одежду? (ателье)

- в котором живут люди? (жилой дом)

Активно отвечают на вопросы педагога.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам  образовательной деятельности

- Сегодня я предлагаю вам познакомиться поближе именно с жилыми домами. А поможет мне в этом необычный экран.

Проходят к системному оператору.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

- Скажите, зачем нам нужды дома? (определение функции дома - изменение или сохранение).

- В следующем окне нашего экрана располагаются части дома. А какие части вы знаете? (стены (окна, двери), крыша (потолок, чердак, труба),фундамент (пол, крыльцо, подвал) и т.д..) Если в доме пять этажей, то это дом пятиэтажный, а если девять этажей? семь этажей? два этажа? один этаж?

-  В этом окне находятся места расположения домов в окружающем мире. Где мы можем встретить дома? (В городе, в деревне.) А как можно назвать одним словом все - все дома? (жилище, здание, сооружение и т.д.)

- А теперь мы узнаем прошлое дома. Всегда ли жили люди в многоэтажных современных домах? А что люди называли своим домом в древние времена? (избы, дворцы, терема, пещеры и т.д.). Как мы можем узнать новую информацию? Какие источники вы знаете? (Используются модели источников). Разбейтесь, пожалуйста, на подгруппы по два человека, пригласите себе двух помощников из взрослых и пройдите к источникам за новыми знаниями.

- А теперь я предлагаю заглянуть в будущее и пофантазировать - каким же может стать дом? 

Высказывают ответы-рассуждения, исходя из этапа работы по системному оператору.

Самостоятельно делятся на подгруппы, работают с источниками информации.

1) интернет - информация о замках

2)телевизор - передача о русской избе

3)энциклопедии - о жизни первобытных людей в пещерах

4) педагог - рассказ о чуме с использованием иллюстраций.

Вернувшись к мольберту каждая подгруппа детей вместе со своими кураторами рассказывают о том, что они узнали.

Ребята предполагают будущее, исходя из изменения признаков объекта -  дома.

2.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Обобщая полученные знания, педагог рассказывает стихотворение.

- Если мы рассмотрим ЧТО – ТО.

 Это ЧТО - ТО для чего-то.

Это ЧТО - ТО из чего-то.

Это ЧТО - ТО часть чего-то.

Чем - то было раньше ЧТО – ТО.

Что-то будет с этим ЧТО - ТО.

Наш экран ты рассмотри

Об объекте расскажи.

Совместно с педагогом «вспоминают» наиболее сложные моменты системного оператора, актуализируя информацию.

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

- Ребята, я предлагаю вам сейчас рассказать нашим гостям, что вы сегодня узнали о домах.

Дети рассказывают систематизированную информацию присутствующим.

Рефлексия

- Ребята, я предлагаю вам сейчас нарисовать любой дом, о котором мы сегодня говорили. Все необходимое для рисования вы найдете в уголке ИЗО.

Дети приступают к рисованию.



Предварительный просмотр:

Сценарий образовательного мероприятия с использованием системного оператора.

Цель: формирование у детей  умения системно мыслить по  отношению к  любому объекту.

Задачи:

- учить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;

- формировать познавательный интерес к окружающему миру;

- систематизировать знания детей о термометрах с помощью системного оператора;

- развивать системное мышление, понятийное мышление, воображение, креативные способности, моторику, внимание;

- развивать способность видеть противоречия в системе;

- воспитывать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи;

- прививать уважительное отношение друг к другу через умение слушать собеседника.

Оборудование:  медицинский термометр, магнитная доска, телевизор, подборка энциклопедий.

Ход деятельности.

- Ребята, я вчера была у вас в группе и Олесю не видела. Олеся, где же ты была? ( Простыла) Сейчас ты себя хорошо чувствуешь? (Да) А какие еще проявления, симптомы бывают при простуде? (Горло болит, повышается температура) А как узнать, что у человека повысилась температура? (Измерить градусником) А что это такое? (Предположение детей) А хотите вы узнать, что такое градусник, как он правильно называется и кто его изобрел? (Да) Я вас приглашаю к системному оператору. (Дети занимают места перед системным оператором).

Работа с системным оператором.

Экран системного оператора

Направление деятельности педагога

Методы, приемы

Деятельность детей

1 экран

Констатация объекта исследования. Выявление его функции.

Словесный метод: мозговой штурм

Дети высказывают предположения.

2 экран

Выделение подсистемы объекта.

Практический метод: исследование объекта.

Наглядный метод: работа с книгой.

Практический метод: моделирование объекта.

Рассматривают с педагогом объект, высказывают предположения о названиях его частей.

Выбирают необходимую энциклопедию. Слушают чтение педагога.

По ходу чтения педагога аппликационно изготавливают модель объекта.

3 экран

Выявление надсистемы объекта.

Словесный метод: мозговой штурм.

Словесный метод: вопросы проблемно-поискового характера.

Высказывают предположения о классификационной принадлежности объекта.

Выбирают  классификационную группу, исходя из анализа представленных групп.

Определяют местонахождение объекта в окружающем мире с условием выполнения его функции.

4 экран

Определение прошлого системы.

Словесный метод: вопрос проблемно-поискового характера.

Словесный метод: рассказ педагога.

Наглядный метод: использование ЦОР (просмотр телепередачи).

Словесный метод: опрос.

Высказывают предположения, исходя и собственного опыта.

Слушают рассказ педагога о  ртутном термометре.

Смотрят отрывок из передачи «История вещей».

Сообщают об увиденном, систематизируют полученную информацию.

Переход к 7 экрану

Создание условия для элементарного прогнозирования развития системы.

Практический метод:  игра «Хорошо - плохо».

Дети высказывают предположения о положительных и отрицательных качествах объектов, расположенных в 4 и 1 экранах.

7 экран

Прогнозирование развития системы посредством работы с признаками.

Словесный метод: вопросы проблемно-поискового характера.

Исходя из выявленных отрицательных качеств современного термометра,  высказывают свои предположения о его развитии в будущем – изменяют объект по признакам.

- Ребята, что вам сегодня  больше всего запомнилось из нашей беседы? О чем было интересно узнать? (Высказывания детей)

- Спасибо вам большое за вашу активность и любознательность. Желаю вам как можно реже таких ситуаций, в которых необходим термометр. Здоровья вам и много интересных открытий!