План по самообразованию

Оксана Павловна Буюкли

«Национально-региональный компонент

в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Буюкли Оксаны Павловны

ФИО

на 2015-2017 учебный год

2015 г.

Личная карта

ФИО педагога: Буюкли Оксана Павловна

Дата рождения: 28.09.1971

Образование (когда и какое учебное заведение окончил)

высшее, в 1996 год Измаильский Государственный Педагогический институт,

в 2012 году Уральский Государственный Педагогический университет

Специальность по диплому учитель начальных классов

Занимаемая должность воспитатель

Дата назначения на должность17.09.2009

Общий стаж трудовой деятельности  18 лет

Педагогический стаж 14 лет

Квалификационная категория, дата присвоения

1 квалификационная категория., 27.12.2011г.

Курсы повышения квалификации

2014г. «Стандартизация дошкольного образования: проблемы, перспективы»

2015г. «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

План самообразования

Тема самообразования

«Национально-региональный компонент

в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм - не противопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, помогающее видеть истинную ценность любой другой культуры.

(У. Хейнс)

Цель формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры, художественных традиций народов, с удовлетворением потребностей дошкольников в самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.

Задачи

 - формирование способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни, оценивать их

-формирование эстетического вкуса;

-развитие детского творчества и воображения;

-приобщение к изобразительному искусству на основе традиций народов;

-воспитание уважения к людям, к их традициям и обычаям.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • Изучение психолого – педагогической литературы
  • Разработка программно – методического обеспечения
  • учебно – воспитательного процесса
  • Проектная и исследовательская деятельность
  • Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей
  • Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов
  • Планомерное и систематическое совершенствование  методов учебно – воспитательного процесса

Срок реализации: 2 года


Предполагаемый результат 

формирование у дошкольников на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования положительной динамики формирования национально культурной направленности личности дошкольника ,

толерантное отношение к представителям «иных» культур, в повышение интереса  детей не только к культурам народов, представленных в социально-этнической среде дошкольников, но и других стран, в творческом использовании полученных знаний в игровой и культурно-досуговой деятельности.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педагогических советах, участие в конкурсах.

Форма самообразования: индивидуальная

Этапы

Планируемые мероприятия/работы по самообразованию

Сроки

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ:

Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы;

газет, журналов;

интернет, видео, аудио информации на различных носителях.

Составление списка литературы по данной теме:

1. Е.А.Алябьева

«Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2007г

2.Ветохина, А.Я. «Нравственно- патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста»:методическое пособие для педагогов – СПб. «ООО

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

3.Гаврилова Т.П. «О воспитании нравственных чувств» – М., 1984.

4. Каирова И.А. "Азбука  нравственного воспитания»- М.

5. В. В. Малова «Конспекты занятий по

духовно-нравственному воспитанию

дошкольников»-М.,2010.

6. «Нравственное воспитание в детском

саду»  Под ред. Нечаевой В.Г. и Марковой Т.А. –М., Педагогика,2006

7.Л.В.«Воспитание нравственно этических понятий у дошкольников»

/Справочник воспитателя - 4 - М., 2008.

8.Эльконин Д.Б. «Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет)» М., 1980

1.Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2.Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики;

3.Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

 4.Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики.

5.Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов;

6.Изучение статей освещающих проблему тему:

7.Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме;

2015-2016 уч.год.

2.

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ:

Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Выступление на педагогическом совете «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»

Разработка диагностических карт по нравственному воспитанию

2015-2016

уч. год.

3.

ПРАКТИЧЕСКИЙ:

Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями,

мастер-классы,

мероприятия по обмену опытом.

Составление собственной литературной подборки по изучению «Этического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Создание медиатеки по данной проблеме.

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Выступление на педагогическом совете  Презентация «Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»

2016-2017

уч. год.

.4.

ОБОБЩАЮЩИЙ:

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов  др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации;

2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег;

3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме.

 4. Общение с социальными педагогами и психологами других учреждений, в интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью.

5.Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т.д.

7. Создание картотеки игр.

8. Создание презентации «Город Дружбы»

9. Участие в работе сайта учреждения.

10.Консультитативная помощь родителям, родственникам, кандидатам в приемные родители по данной теме

2015-2016

5.

ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ:

Распространение опыта работы

1.Участие в работе МО педагогов учреждения

2.Публикации на сайтах «Педсовет», «Социальной сети работников образования»,    « NUMI »

3.Выступление на педагогическом совете «Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ»

2016-2017

уч. год.

6.

САМООТЧЕТ:

1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему;

2) Подготовка консультации для воспитателей  про изучаемой теме;

3)Составление картотеки игр по нравственному и этическому развитию дошкольников;

3)Запись на компакт-диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиабазы (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению).

Май 2017

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Основные направления деятельности по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, формирование толерантного отношения к другим.

Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что  хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. Также  включаю проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов является создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепляют свои знания.

В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.

Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействую с родителями, которые помогают собирать экспонаты, для краеведческого уголка, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду.

С целью повышения этнокультурной компетентности участвую в творческих и профессиональных конкурсах.

И так, для успешной реализации регионального компонента важно создать единую систему, которая даёт более эффективные результаты

- по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

- позволяет осуществлять поиск нестандартных форм деятельности;

- даёт возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.

Перспективный план на 2015 – 2016 уч.год по самообразованию на тему

«Национально-региональный компонент

в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

№ п/п

Содержание деятельности

Цель

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Сентябрь

Сбор литературы, пополнить личную библиотеку о городе  и его достопримечательностях

Цель: найти и изучить методическую литературу о традициях и культуре города.

Анкетирование родителей

"Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию"

Анкетирование педагогов

Октябрь

Посетить районную детскую библиотеку, краеведческий музей.

Цель: ознакомиться с предметами старины; формировать знания о культуре предков.

Тематическое панно «Югра в России»

Сбор природного материала (шишки, мох, береста, кора сосны). Работа с природными материалами (изготовление поделок по мотивам хантыйских сказок);

Ноябрь

Сбор материала и изучение обрядов, обычаев, праздников, народное творчество и искусство хантов и манси

 Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: найти и изучить народное творчество, пословицы, поговорки

Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных народов севера

привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, приобщать семью к здоровому образу жизни;

Практикум для воспитателей «История традиций – встреча первая»

Декабрь

НОД образовательной области  «Художественно-эстетическое »

внеклассного мероприятия по тематике «Югре-85».

 «Коренные малочисленные народы Севера:

 культура, быт».

Тема: «Украшение одежды и обуви хантыйскими узорами» с ИКТ

(дети 6-7 лет)

праздник  Русский новый год.

Цель: приобщить дошкольников к глубинному наследию Югорских народов, формировать нравственные основы личности.

Цель: Знакомить детей с традициями встречать новый год на Руси. Познакомить с Родиной Деда Мороза.

Родительское собрание в нетрадиционной форме.

Интеллектуальная викторина для родителей: «Что, где, когда?»

Тема: «Наш край ЮГРА»

Цель:Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья».

Январь

НОД

«Приди коляда накануне Рождества»

Целевая прогулка в ДК «Сибирь»

Цель: Рассказать детям о празднике Рождества, о народных традициях.

Цель: познакомить детей с ансамблем «Радуга».

силуэты для украшений и рисования, аппликации по мотивам хантыйской национальной одежды (малица, кисы, рукавиц)предметов быта (туесок, короб).

Консультация для воспитателей «Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, ее традициям и культуры»

Февраль

Экскурсия в детскую библиотеку. Посетить музей

НОД «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов».

Праздник

« Русские богатыри

Цель: продолжать знакомить детей с культурно-массовыми представлениями в библиотеке, с предметами старины.

Цель: объяснить детям на доступном их пониманию этимологию слов «защитники Отечества», «славяне», «предки».

Индивидуальная работа – беседы.

Совместная подготовка к 23 февраля

Март

НОД  «Матрёшка»

 Развлечение «Русская изба»

Цель: формировать уважительное отношение к народной национальной культуре, традициям.

Цель: познакомить с традициями русского народа –Расширение знаний детей и их родителей  о национальных традициях (гостеприимстве, почитании родителей), быте, об укладе жизни и обрядах русского народа.

Знакомство с русскими народными праздниками, играми, поговорками и пословицами.

Заучивание стихотворения «Малая родина - Югра».

Разучивание  песни советские мы.

Консультация для воспитателей «Русские народные подвижные игры»

Апрель

Целевая экскурсия в детскую  библиотеку.

НОД образовательной области «Художественное творчество» Декоративное рисование. «Композиция с цветами и птицами».

Цель: ознакомление с книгами о природе родного края.

Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Май

Подведение итогов и проведение диагностики

Обобщающий этап работы по самообразованию (самоанализ)

Июнь  

Сбор информации о достопримечательностях города

Июль  

Август

Экологическая акция «Очистим территорию от мусора»

Труд детей в природе «Уборка участка детского сада»

Цель: привлечь воспитателей к совместной трудовой деятельности.

Привлечь воспитателей к районной экологической акции «Очистим планету от мусора»

Сентябрь

Беседа с детьми «Семейные традиции».

Сшить для кукол в национальный уголок народные костюмы -

Игра «Путешествие по городу»

Цель:  Учить составлять генеалогическое древо. Формировать представление о том, что такое род и родословная.

Цель: воспитывать уважение к нашим предкам, семейным традициям.

Цель: закрепить представление детей о разнообразии жилищ для людей.

Анкета для родителей

«Знакомство с традициями и народной культурой детей в семье».

Проведение мастер-класса с воспитателями детского сада Народная кукла ХМАО  воспитателя средней группы Савиновой Л.Л..

Октябрь

НОД «История и легенды моего города»

Цель: познакомить детей с историей города, его достопримечательностями.

Подготовить вместе с родителями фотовыставку «Мы живём в Югре» - фотографии детей в самых красивых местах города, района.

Ноябрь

Беседа «К истокам культуры предков»

Цель: познакомить детей с костюмами русского народа.

Практикум – викторина «Россия, Россия – края дорогие! – встреча вторая»

Декабрь

Экологический КВН «Что мы знаем о природе и ее охране»

Развлечение

для детей старшей

и подготовительной групп

«На просторах Югры»

Цель: формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Цель:Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края. Развивать внимание и память детей. Воспитывать заботливое, бережное отношение к окружающей нас природе. Вызвать эмоциональный отклик на достижение  коллективной победы команды.

Командам старшей и подготовительной к школе группы подготовить приветствие, эмблему, плакаты на экологическую тему, творческий номер.

Совместная подготовка к экологическому КВНу с воспитателями средней группы

Январь

Беседа о женских головных уборах.

НОД «Одежда наших предков».

Цель: познакомить детей с историей женских головных уборов.

Цель: познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами.

Вместе с родителями оборудовать в группе мини-музей (предметы сельского быта, фотографии, слайды)

Февраль

Рассказ воспитателя на занятии, чтение произведений, рассматривание портретов, беседа о жизни и творчестве писателей, поэтов, их вкладе в культуру края, России.

Художественное творчество детей, посвященное родному городу

Беседа на тему «Российская армия».

Цель: знакомство с жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры и искусства наших земляков: Ф.И.Васильев, О.Пыхтеева, В.Трефилов и др.

Цель: уточнить представления детей о Российской армии, охраняющей границы нашей России.

Подготовить беседу для ребенка о своих семейных традициях и обычаях.

Групповое родительское собрание «В своей семье традиции я сохраняю». 

Мастер-класс «Куклы нашего детства».

Привлечь воспитателей к народным играм в детском саду (картотека, оборудование, проведение с детьми)

Март

Праздник к 8 марта «Сказки нашего детства – нашим детям!»

Художественное творчество «Чудо-чудное, диво – дивное  -золотая хохлома»

Цель: подвести к пониманию содержания при помощи  характеристики и сравнения старых сказок на новый лад.

Цель: продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам.

Ознакомление воспитателей с новой брошюрой «Вот оно, какое - село мое родное!»

Апрель

Рисование «Подарок для бабушки».

Составление рассказов о бабушке.

Разучивание частушек, песен, стихотворений.

Развлечение «Бабушкины посиделки».

Цель: формировать уважение к старшему поколению.

Привлечь бабушек (родителейк совместному развлечению.

Май

Диагностика

Отчет на педсовете Презентация «Моя Югра- моя планета»

Выводы:

1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития дошкольников, так как несёт в себе национальный колорит.

2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.

3. Ведь именно Предметное окружение, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора вида деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.

4. Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства.

5. Народное творчество – источник чистый и вечный Наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции, на земле который мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Беспалова Л. Тюменский край и писатели XIX века /очерки по литературному краеведению/, Свердловск, 1970 г.
  2. Беспалова Л. Г. Живое прошлое. Писатели XIX века о Тюмени. Средне-Уральское кн. изд.-во, Свердловск, 1987 г.
  3. Веселкина В.В. История тюменского края. / /. Свердловск, 1975 г.
  4. Вольхина М.Г. и др. Творчество народов Тюменской области. Москва, 1999 г. -  252 с.
  5. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Урал. Отд-ние РАН, 1995. 606 с.
  6. Давыдов И. Тюменские ковровщицы. Тюмень, Кн. изд.-во, 1956 г.
  7. Егоров В. Бог сотворил человека из глины. Газета «Тюменский курьер», 30 октября, 1993 г.
  8. Жученко Б.А., Заварихин С.П. Тюмень архитектурная. Свердловск, 1984 н.
  9. Заварихин С.П. Ворота  в Сибирь. М., «Искусство», 1981 г.
  10. Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. М., «Искусство», 1987 г.
  11. Земля тюменская. Сот. Н.Р. Сидорова. М., «Художник РСФСР», 1979 г.
  12. Зотов И.А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина. М., «Просвещение», 1982 г.
  13. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX, начала XX веков.
  14. Игошев В.А. Каталог выставки. М., «Советский художник», 1988 г.
  15. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов, 2 тома, Томск. – 1995. 570 с.
  16. Канисто А. Статьи по искусству обских угров. Томск. – 1999.- 50 с.
  17. Кирякина С. Узоры на снегу. Журнал «Северные просторы», №№ 3-4, 1996 г., с.72.
  18. Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории. Средне-Уральское кн. изд.-во, Свердловск, 1994 г.
  19. Крупник И.А. Арктическая этнология. М.: Наука, 1989. 272 с.
  20. Кулемзин В.М. Своеобразие эмоциональных проявлений хантов и селькупов //Сибирский психологический журнал. Томск, 1996. вып. 2.
  21. Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX – начале XX вв. Томск: ИЗД.- во Том. ун – та, 1977. 225 с.
  22. Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. 136 с.
  23. Куриков В.М. Российский Север. Проблемы, вопросы, решения: Краткий социально-экономический очерк. СПб.: Алфавит, 1996.104 с.
  24. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск. – 1998. – 114с.
  25. Лапина М.А. правила поведения хантов в отношении предметов их быта // Интеграция археологических и этнографических исследований: тезисы докладов. Новосибирск; Омск, 1996 94-96 с.
  26. Лапина М.А. Современное состояние этических традиций хантов /Этносы Сибири: язык и культура: Материалы международной конференции (ч.1). Томск, 1997. 27 – 29 с.
  27. Лукина Н.В. Культурные традиции в хозяйственной деятельности хантов // Культурные традиции народов Сибири. Л.: Наука, 1986.  121-138 с.
  28. Марикова Л. мастерица /П.А. Ванюкова – ковровщица, Ишимский р-н/. Газета «Ишимская правда», 26 сентября, 1992 г.
  29. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и дальнего Востока. М., «Просвещение», 1983 г.
  30. Мифы, предания, сказки хантов и манси /Сост.. предисл. И прим. Н.В. Лукиной, М.: Наука, 1990. 568 с.
  31. Полынская, И.Н. Педагогические условия реализации национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства в Ханты-Мансийском округе [Текст] / И.Н.Полынская // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №  11
  32. Полынская, И.Н. Региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании школьников [Текст] Человек и образование. – 2009. – № 1
  33. Полынская, И.Н. Региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании школьников Человек и образование. – 2009. – № 1
  34. Полынская, И.Н. Программа по изобразительному искусству (Национально-региональный компонент. Для общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры). — Нижневартовск: НГГУ, 2008

Методический фонд: таблицы орнаментов, национальная одежда, изделия ДПИ, брошюры «Поэтапное выполнение…» (народной куклы, оленя, и т.д.)

ТСО: телевизор, видео и DVD магнитафоны.