ФОП ДО для родителей (законных представителей)

Шайхутдинова Инга Зайдулловна

ФОП ДО для родителей (законных представителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fop_do.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОП ДО

 

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.               

Когда и кем была утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об  утверждении  федеральной  образовательной  программы  дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России  28.12.2022 N 71847). 

2.               

Что является целью Федеральной программы?

Цель ФОП ДО - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

3.               

Какие задачи помогают реализовать цель ФОП?

- обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеала, крепкая семья, созидательный труд, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память, преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становление опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.

- построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;

- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.

- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

4.               

Что представляют собой планируемые результаты освоения Федеральной программы?

Планируемые результаты  освоения Федеральной программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.

5.               

Назовите возрастную периодизацию планируемых результатов освоения ФОП?

- планируемые результаты в младенческом возрасте (к 1 году)

- планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам)

- планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 4 годам, к 5 годам, к 6 годам)

- планируемые результаты на этапе завершения освоения ФОП (к концу дошкольного возраста)

6.               

Чем определяется цель педагогической диагностики?

Определяются требованиями ФГОС ДО

7.               

Для чего могут быть использованы результаты педагогической диагностики?

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

8.               

Как называется диагностика по выявлению и изучению индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы и кто её проводит?

Психологическая  диагностика развития детей.  Проводят  квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

9.               

 Назовите разделы из которых состоит Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Общие положения, целевой, содержательный и организационный разделы,

10.           

Что включает в себя целевой раздел Федеральной образовательной программы?

Пояснительную записку; цель и задачи для реализации  ФОП,  принципы построения ФОП, планируемые результаты, педагогическую диагностику.

11.           

 Что включает в себя содержательный раздел Федеральной образовательной программы?

Задачи и содержание образования по образовательным областям.  Вариативные формы, способы, методы и средства  реализации ФОП. Особенности образовательной деятельности  разных видов и культурных практик. Способы и направления  поддержки детской инициативы.  Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.  Направления и задачи коррекционно-развивающей работы. Содержание КРР на уровне ДО.  Федеральную рабочую программу воспитания.

12.           

Что включает в себя организационный раздел Федеральной образовательной программы?

Психолого-педагогические условия реализации ФОП. Особенности организации РППС. Материально-техническое обеспечение ФОП.  Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП. Кадровые условия реализации ФОП. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах. Федеральный календарный план воспитательной работы. 

13.           

Назовите образовательные области предложенные ФОП

Социально-моральное  развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Логико-математическое развитие

Эмоционально-ценностное развитие

Речевое развитие

Творческое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

14.           

Перечислите направления построения педагогической работы по образовательным областям:

Социально -коммуникативное развитие Познавательное  развитие

Речевое развитие

Художественно -эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие:  сфера социальных отношений, область формирования основ гражданственности и патриотизма, сфере трудового воспитания, область формирования основ безопасного поведения.

Познавательное развитие: сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления, окружающий мир, природа.

Речевое развитие: формирование  словаря,  звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте, интерес к художественной литературе.

Художественно-эстетическое развитие: приобщение к искусству, изобразительная деятельность (рисование (предметное, сюжетное, декоративное),  лепка (декоративная лепка), аппликация (прикладное творчество),  народное декоративно-прикладное искусство), конструктивная деятельность,  музыкальная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах),  театрализованная деятельность ,  культурно-досуговая деятельность.

Физическое развитие: основная гимнастика (основные движения, строевые и общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика), подвижные игры, спортивные игры и спортивные упражнения, формирование основ здорового образа жизни, активный отдых (физкультурные праздники и досуги,  дни здоровья, туристические прогулки).

15.           

На приобщение детей к каким ценностям направлено решение совокупных задач воспитания в рамках ОО?

Социально -коммуникативное развитие Познавательное  развитие

Речевое развитие

Художественно -эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие:  «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».

Познавательное развитие: «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа»

Речевое развитие: «Культура», «Красота»

Художественно-эстетическое развитие: «Культура», «Красота»

Физическое развитие: «Жизнь», «Здоровье»

16.           

Какие формы реализации ФОП может использовать педагог в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями?

В младенческом возрасте (2 месяца-1 год): непосредственное эмоциональное общение со взрослым; двигательная деятельность; предметно-манипулятивная деятельность;

речевая; элементарная музыкальная деятельность.

 В раннем возрасте (1 год - 3 года): предметная деятельность (орудийно-предметные действия), экспериментирование с материалами и веществами, ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого, двигательная деятельность, игровая деятельность (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками), речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь),  изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала, самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.), музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения).

В дошкольном возрасте (3 года - 8 лет): игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и др.); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);  речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и др.); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

17.           

Какие методы для достижения задач воспитания в ходе реализации ФОП может использовать педагог.

Методы:

- организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);

- осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример);

- мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы)

18.           

В основу каких методов положен характер познавательной деятельности детей?

Информационно - рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический метод (частично-поисковый), исследовательский метод и метод проектов.

19.           

Что включает в себя образовательная деятельность в ДОУ?

- образовательную деятельность,  осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности  (предметной,  игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной);

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.

20.           

Перечислите образовательную деятельность осуществляемую в утренний отрезок времени?

игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами;

беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), рассматривание картин, иллюстраций,

практические, проблемные ситуации, упражнения (по освоению культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и др.);

наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых;

трудовые поручения и дежурства;

индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

продуктивную деятельность детей по интересам детей;

оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность .

21.           

Перечислите образовательную деятельность осуществляемую во время прогулки?

наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

экспериментирование с объектами неживой природы;

сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

свободное общение воспитателя с детьми, индивидуальную работу;

проведение спортивных праздников (при необходимости).

22.           

Перечислите образовательную деятельность осуществляемую во вторую половину?

элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей);

проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и др);

игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и др.);

опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и др.; чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и др.;

слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;

выставки детского творчества, изобразительного искусства, мастерские, просмотр репродукций картин классиков и современных художников и др.;

индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям;

работу с родителями (законными представителями).

23.           

Что относится к культурным практикам?

К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы

24.           

Какая культурная практика способствует становлению определённого вида детской инициативы

Творческая  инициатива

Инициатива  целеполагания

Познавательная  инициатива

Коммуникативная   инициатива

Творческая  инициатива - ……(игровая практика)

Инициатива  целеполагания - ……..(продуктивная)

Познавательная  инициатива - …… (познавательно-исследовательская практика)

Коммуникативная  инициатива-  …( коммуникативная практика)

Чтение   художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности).

25.           

Что является главной целью взаимодействия педколлектива ДОУ с семьями воспитанников?

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;

- повышение воспитательного потенциала семьи.

26.           

Решение каких основных задач способствует реализации главной цели взаимодействия пед коллектива ДОО с семьями воспитанников?

-  информирование родителей  (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ, о мерах поддержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;

- просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической  компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

- способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

- построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

27.           

По каким направлениям осуществляется построение взаимодействия педагогического коллектива с семьями?

- диагностико-аналитическое

- просветительское

- консультационное

28.           

Дайте определение понятия «воспитания» изложенного в ФОП?

Воспитание  - это … деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации  обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей  и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

29.           

Что предусматривает программа воспитания?

Приобщение детей к традиционным ценностям российского общества

30.           

Какие ценности лежат в основе

Патриотического воспитания

Духовно -нравственного воспитания

Социального  направления воспитания

Познавательного  направления воспитания

Физического  и оздоровительного направления воспитания

Эстетического  направления воспитания

патриотического воспитания - …..Ценности «Родина» и «Природа»

духовно-нравственного воспитания -…. Ценности «Милосердие», «Жизнь», «Добро»

социального направления  воспитания - … Ценности «Человек», «Семья», «Дружба», «Сотрудничество», «Родина», «Природа», «Жизнь», «Милосердие», «Труд».

познавательного направления  воспитания -… Ценность «Познание», «Родина», «Природа»,  «Человек», «Семья».

физического и оздоровительного направления воспитания - ….Ценности «Жизнь» и «Здоровье»

трудового направления воспитания - …Ценность «Труд»

эстетического направления воспитания - … «Культура»  и «Красота», «Человек», «Природа».

31.           

С какими направлениями воспитание соотносятся образовательные области

Социально -коммуникативное развитие

Познавательное  развитие

Речевое  развитие

Художественно -эстетическое развитие Физическое  развитие

Социально-коммуникативное развитие - ….( с патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым)

Познавательное развитие - …..(с познавательным, патриотическим)

Речевое развитие - ….(социальным и эстетическим направлением воспитания)

Художественно-эстетическое развитие - …(эстетическое направление)

Физическое развитие - … (физическое и оздоровительное направление воспитания)

 

32.           

Что включает в себя содержательный раздел Программы воспитания?

Уклад образовательной организации. Описание воспитывающей среды образовательной организации. Общности образовательной организации. Задачи воспитания в образовательных областях. Формы совместной деятельности в образовательной организации. Работа с родителями. События образовательной организации. Совместная деятельность в образовательных ситуациях. Организации ПРРС.

33.           

Является ли единым для всей ДОО календарный план воспитательной работы?

План является единым для ДОО.

34.           

Дайте расшифровку  аббревиатурам

ФГОС

ФОП ДО

ФАОП ДО

КРР

НОО

ОВЗ

ООП

ПМПК

РППС

ЧБД

УМК

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт

ФОП ДО – Федеральная образовательная программа дошкольного образования

 ФАОП ДО – Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования

КРР – коррекционно-развивающая работа

НОО – начальное общее образование

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

ООП – особые образовательные потребности

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия

РППС – развивающая предметно-пространственная среда

ЧБД – часто болеющие дети

УМК – учебно-методический комплект