План по самообразованию
Воспитание гражданских чувств через ознакомление с народной культурой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Воспитание гражданских чувств через ознакомление с народной культурой
методическое пособие
Перескокова Н.М, воспитатель
г. Советский, 2017
Содержание
№ п/п | Содержание | Страница |
Введение | ||
I. | Задачи воспитания любви к Родине у детей дошкольного возраста | |
II. | Роль русской народной культуры в воспитании любви к Родине | |
Ш | Система работы по воспитанию любви к Родине посредством народного творчества | |
3.1. | 3-4 | |
3.2 | 4-5 | |
3.3. | 5-6 | |
3.4 | 6-7 | |
IV | Система работы с родителями по воспитанию гражданских чувств через ознакомление с народной культурой | |
4.1. | План работы с родителями по воспитанию гражданских чувств через ознакомление с народной культурой 3-4 лет | |
4.2. | 4-5 | |
4.3. | 5-6 | |
4.4. | 6-7 | |
V | Диагностика О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры | |
Литература | ||
Приложения | ||
1 | Подвижные игры | |
2 | ||
Введение
В своей истории многие народы осуществляют духовнотворческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Россия –родина для многих.Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего рода и творчески утвердить себя в ней , принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Академик Лихачев так говорил по этому поводу «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета , достойно завоеванного русским искусством , литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом о наших памятниках, литературе, языке, живописи….»
Все эти ценности, складывавшиеся веками, сбросили с «парохода современности», как иные «неистовые ревнителю» призывалисброситьс этого же парохода и Пушкина , и Толстого, и Достоевского. Но их, к нашей радости, не удалось сбросить , а вот обряды- сбросили, «искоренили», как сбрасывали кресты с церквей, как жгли тысячами сложенные в поленницы иконы, старинные рукописи и старопечатные книги.
В. М Межуев и В.Паперный в своих исследованиях подчеркивают, что культурный опыт былых эпох продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, а подчас и с современным смыслом.
Именно поэтому при знакомстве детей с обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. И возрождать то , что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. При ознакомлении детей дошкольного возраста с народной культурой надо брать только то , что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно , позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.
Жаль , что молодые люди, стараясь подражать чужой «массовой культуре», все чаще включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей культуре. А ведь русский фольклор –песни , былины, сказки, православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой Широтой, размахом и весельем- это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.
Приобщение детей к нравственным традициям , способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Это и определило тему моей углубленной работы «Воспитание гражданских чувств через ознакомление с народной культурой».
Цель: создать условия для воспитания у детей гражданских чувств через ознакомление с народной культурой.
Для достижения цели поставила задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников на материале народного творчества.
2. Разработать перспективный план по знакомству детей 4-7 лет с народными традициями( праздниками , играми , устным народным творчеством, народно-прикладным искусством)
3.Создать в группе развивающую среду способствующую воспитанию гражданских чувств через народную культуру( оформить наглядный иллюстративный материал, уголок родного края, дидактические игры, мини – музей русского быта, полочку красоты и др.)
4. Разработать диагностический инструментарий по усвоению знаний детей о народной культуре.
5. Оформить подборку русских народных игр, русского фольклора, сценариев русских народных праздников.
В работе с детьми определила следующие задачи .
- Расширить знаний о малой родине, о достопримечательностях России;
- Научить детей играть в народные игры;
- Ввести русский фольклор в активный словарь детей;
- Формировать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами;
- Способствовать осмысленному и активному участию детей в проведении календарно-обрядовых праздников;
- Дать знания об истории русского костюма;
- Формировать умения различать изделия разных народных промыслов;
- Формирование у детей потребностив применении (художественно-продуктивная, музыкальная деятельность).
Формы работы:
1.Беседы с рассматриванием иллюстраций, картин, фотографий, развлечения;
2.Огранизация русских народных игр;
3.Экскурсии, наблюдения;
4.Кукольный театр;
5.Чтение художественной литературы;
6.Оформление с детьми альбомов;
Работа с детьми строится на протяжении всего дня:
-Русский фольклор использую в повседневной жизни и на занятиях;
-Русские народные игры провожу на прогулке и во втору половину дня;
-Раз в неделю планируются беседы в утренний или вечерний отрезок времени с рассматриванием иллюстраций;
-В вечерний отрезок времени оформляем с детьми альбомы, фризы.
Новизна: Разработана система работы по воспитанию у детей гражданских чувств через ознакомление с народной культурой.
Предполагаю ,что созданная система работы позволит воспитать у детей уважение к народной культуре.
Задачи воспитания у детей гражданских чувств через ознакомление с народной культурой.
Ранний возраст
Учить детей проявлять интереск устному народному творчеству(песенки, сказки, потешки, скороговорки), с помощью взрослых рассказывает, договаривает их.
Дошкольный возраст
Расширять знания об основных литературных понятиях по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Учить рассказать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; Использовать в игре предметы быта русского народа;
Создавать творческие работы по фольклорным произведениям.
Роль русской народной культуры в воспитании любви к Родине
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит –сохранение ее в наших детях. Знания наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое это фундамент, стабильной полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Народные традиции , передаваемые из поколения в поколение передают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий и проверенным народом. Дети и сказка неразделимы они, созданы друг для друга. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравиться детям и усиливает воспитательное значение. В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.
Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы , пожелания в труде, приветы,осуждения. «Родительское слово мимо не молвиться», «Добрая совесть –глаз божий».
Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания , но и родная страна, Родина. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга –матушка. Землю мы до сих пор называем матерью – и это трудно оспорить. Только вот мы с вами обращаемся с ней почтительно. Как же называли богиню Земли? Некоторые ученые считают, что имя Мякошь(ма-мать, кошь-кошелек , счастье, судьба). А как же короб , корзина куда складывали урожай. Вот и получается –Макошь- всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом- Земля.
Из явлений , прямо и непосредственно связанных с воспитанием , ближе всего к природе стоит игра . Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игра- удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней , традициями, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды резвитесь, играйте, смейтесь чтобы не сожалеть позднее». Воспитательное значение народных игр трудно переоценить.
«Игры не пустое занятие.
Это первая школа для ребенка.
С первых младенческих лет он привык вверх ногами ходить,
Он привык в недетские игры играть
Он как воин воспитан был»
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры , почти исчезают сегодня из детства. Видимо, надо помнить , что народные игры жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
В образовании народной культуры важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями , не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами , т.е исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.
Раскрывая роль воспитания любви к народной культуреподрастающнго поколения , мы берем в качестве отправной точки народную мудрость : «Без большого корня древа не бывает».
Традиции как бы организуют связь поколений , на них держится духовно- нравственная жизнь народа.Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику.
Обряды , традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную ит личную жизнь. Обязательные для всего общества , они духовно сплачивали народ: общественный и общительный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб. Их особенностью является стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.
Бережно передаваемые из рода в род , традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений .
Масленица- переломная пора, любимый народный праздник. Важную роль в масленичной обрядности играет сама продолжительность особых действий -обязательное исполнение длинных песен во всем долгих гуляний вдоль села, долгое катание с гор на санях.
В образовании традиций входят и обряды. С древнейших времен в обряд входило дарование «Любишь подарки- люби и отдарки», напоминает пословица.
У древних считалось, что подарок обладает магической силой.Вещь , подаренная от чистого сердца, приносит удачу.
На масленицу дарили пряники с надписями «Чин чина почитай , а подарок не забывай». На пасху дарили друг другу крашеные пряники и яйца.
Так в годы войны одним из главных сувениров , отсылаемых на фронт, оказался кисет –вещь сугубо мужская, но делают –то его женщины. Сшитый и вышитый он непременно должен был хранить в себе тепло, заботу и ласку женских рук, напоминать о доме, родных.
В последнее время самым распространенным подарком стали изделия художественного промысла, произведения народного искусства . Они возвращают человека к его корням , напоминают о связи поколений , о том, что он не первый на этой земле, инее последний , и что поэтому ответственен перед прошлым и будущим своей Родины.
Народная культура живет в старом и в новом.
Дети до сих пор любят старинный способ выбора считаться в игре и придумывают новые.
Шел козел по лавочке,
Считал свои булавочки, 1,2,3,4,5
Выходи , тебе искать.
В гараже стоят машины
Волга, Лада , Жигули
От какой берешь ключи?
В семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», т.е в основе семейного воспитания был положен авторитет родителей , их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи.
Важнейшее в воспитании детей , всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природы.
У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом «Кто не уважает хлеб, тот ослепнет», «Хлебнатопчешь, бог накажет- земля проглотит». Эти пословицы внушают надежду на бережливость , трудолюбие, терпение. В этой традиции проявляются чувство любви к своей земле, ее плодами и результатами труда.
Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах , связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Важно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших- все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.
Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, ее сохранить, развивать и передать нашим детям.
Работа ДОУ по воспитанию гражданских чувств через ознакомление дошкольников с народной культурой поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заниматься их самообразованием. Для этого предполагается глубокое изучение теории, программ по формированию у детей любви ко всему русскому, экспериментирование и поиск, создание пособий и методических рекомендаций, использование новых форм работы, игровых методов и приемов. Я сама стараюсь принимать активное участие в семинарах- практикумах по проблеме формирования у детей глубокого уважения к своим корням, Также проводим круглые столы , обмениваемся опытом в виде презентаций на педсоветах.
Проведенные диагностические исследования позволили выявить общие для детей представления о русской народной культуре:
-у детей нет необходимого запаса о русской народной культуре;
-недостаточно сформированы представления детей о духовно-нравственном воспитании, самобытности и уникальности русского народа.
Педагогический анализ знаний умений и навыков проводиться 2 раза в год(вводный в сентябре, итоговый в мае) на основе программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией Князевой О.Л., Маханевой М.Д и программы «Из детства – в отрочество» под редакцией Т.Н.Дороновой.
Целью диагностического обследования является выявление представления детей старшего дошкольного возраста о русской национальной культуре.
Основным методом диагностического………………..
Диагностика
Результаты диагностики представлены в таблице № 1, из которой можно отметить, что прослеживается положительная динамика
Год Показатель | 2015-2016 | 2016-2017 |
Высокий | ||
Низкий |
Литература
Приложение
1.Конспекты НОД
2. Подвижные игры и упражнения
3. Развлечения
4 Рекомендации, памятки для родителей
Предварительный просмотр:
План работы по воспитанию гражданских чувств у детей 4-5 лет через ознакомление с народной культурой
Месяц | Тема | Задачи | Содержание работы | Литература |
Сентябрь | «Моя семья» | Расширять знания детей о семье. Учить называть членов семьи и близких родственников. Воспитывать любовь к родителям, братьям, сестрам. | 1.Беседа о членах семьи. С\ролевая игра «Дружная семейка» 3.Оформление газеты «Моя семья» | Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Октябрь | «Наш край» | Расширять знания детей о родном крае. Воспитывать любовь к родному краю. | 1.Беседа о природе родного края (леса, дары природы животные, растения). 2.Д\игра «Собери урожай»(закрепление знаний о ягодах, грибах, фруктах, овощах) 3.Изготовление коллажа «Наш край» | Л.А.Кондрыкинский «С чего начинается Родина» |
Ноябрь | «Столица нашей Родины» | .Продолжать расширять знания детей о достопримечательностях города Москвы. Воспитывать любовь к Родине, гордость за нее. | 1.Беседа о Москве(Кремле, правительстве). 2.Пословицы о Москве , столице нашей Родины. 3.Создание альбома о Москве. | Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» М.Ф.Литвинова «Русские народные игры» |
Декабрь | «Наша Родина- Россия наш язык» | Расширять знания детей о Родине ее традициях. Дать понятие, что в России живут русские люди. Большинство говорят на русском языке. Воспитывать гордость за свою Родину | 1.Беседа и рассматривание геральдики (герб, флаг). 2.Рассматривание иллюстраций разных национальностей. 3.Слушание гимна. | Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Январь Декабрь | «Русские народные сказки» | Расширять знания о русском народном творчестве( о русской народной сказке) Упражнять в узнавании сказок. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | 1.Беседа о сказках 2.Чтение русских народных сказок 3.Выставка книг по русской народной сказке. | Е.А.Никитина «Народное творчество» |
Февраль Январь | «Наша добрая матрешка» | Познакомить с русским народным творчеством Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России | 1.Беседа о русской матрешке 2.Рисование матрешки 3.Чтение стихотворения о матрешке. | М.Ф.Литвинова «Русские народные игры» Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Март | «Русские народные игры» | .Приобщать детей к русским народным играм. Развивать ловкость, быстроту, внимание и эмоциональную отзывчивость. Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому. | 1.Беседа о народных играх 2.Разучивание правил игры. 3.Игры сбегом, игры с мячом, игры с прыжками, малой подвижности. | М.Ф.Литвинова «Русские народные игры» |
Апрель Март | «Сказочные персонажи» | Закреплять умения находить позитивные решения в конфликтных ситуациях . Определять образ «доброго» и «злого» героя в движениях.
| 1.Беседа о сказочных персонажах 2.Игровая ситуация «Встреча со сказочными героями»(Баба-Яга, Кощей Бессмертный) 3.Русская хороводная игра с Василисой | . Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Май | «Посуда вчера и сегодня» | Дать представление о том , что какая посуда была раньше. Воспитывать любовь к русским традициям. | 1.Загадывание загадки «Сама не ем , а всех людей кормлю» 2..Рассматривание разной посуды, ложек(деревянных какие были раньше и какими ложками, посудой пользуются в настоящее время). | Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Предварительный просмотр:
План работыпо воспитанию гражданских чувств у детей 5-6 летчерез ознакомление с народной культурой
Месяц | Тема | Задачи | Содержание работы | Литература |
Сентябрь | Русские народные праздники | .Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русским народным праздникам, ее традициям | Беседа о народных праздниках Рассматривание иллюстраций Игровые ситуации | Образовательная программа ОЛ.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Л.В.Коломейченко «Программа социального развития»Ветохина А.Я «Нравственно-патриотическое воспитание»Н.Г Пантелеева «Знакомим с малой Родиной» |
Октябрь | Обряды и традиции | Познакомить детей с историей русских обрядов и обычаев гостеприимством. Обогащать речь детей образными выражениями. | Беседа о русской избе. Игра «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» | .Ветохина А.Я «Нравственно-патриотическое воспитание»Н.Г Пантелеева «Знакомим с малой Родиной |
Ноябрь | Устное народное творчество | Продолжать знакомить с устным народным творчеством- пословицами, поговорками, прибаутками | Заучивание пословиц , поговорок Загадывание загадок о предметах быта (граблях, вилах, косе) | Л.А Кондрытинский «С чего начинается РодинаОЛ.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры |
Декабрь | Знакомство с русским народным костюмом | . Формировать уважение к традициям русского народа, к человеку труженику. Знакомить с русской старинной одеждой. Уточнить детали одежды. Познакомить с орнаментом в русской народной одежде. | Беседа , рассматривание одежды. Место приобретения одежды-ткань-раньше и сейчас: -нить шерстяная (прялка, веретено) -льняная (чесало) ткацкий станок ручной и фабричный. -игла и швейная машинка. Орнамент и украшения –оберег, украшения обереги9пояса, орнаменты) | Н.Г Пантелеева «Знакомим с малой Родиной» Ветохина А.Я «Нравственно-патриотическое воспитание» Образовательная программа ОЛ.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
Январь Декабрь | Зимние святки | Вызвать у детей интерес к народной культуре русского народа, календарно-обрядовые праздники «Зимние святки» | Рассказывание о зимних святках. Изготовление пряников из теста. Выставка «Русский пряник» | ОЛ.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ»Ветохина А.Я «Нравственно-патриотическое воспитание» |
Февраль Январь | День Защитника Отечества | Расширять представления детей об Армии, о родах войск. Воспитывать гордость за своих предков, дать почувствоватьсвою причастность к нашему великому народу. | Беседа об нашей армии, родах войск Развлечение «Мой папа лучше всех» | Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» .В.Коломейченко «Программа социального развития ОЛ.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры |
Март | Наша добрая матрешка | Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить с русским народным творчеством. | Беседа о русской матрешке Рисование матрешки Чтение стихотворения о матрешке. | М.Ф Литвинова «Русские народные игры» Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Апрель Март | Русские народные игры | Приобщать детей к русским народным играм, развивать ловкость, быстроту внимание и эмоциональную отзывчивость, воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому | Беседа о народных играх Разучивание правил игры Игры сбегом, игры с мячом, игры с прыжками, малой подвижности. | . М.Ф Литвинова «Русские народные игры»ОЛ.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры |
Май | Посиделки | Формировать у детей понятие о русском народном фольклоре, играх потешках, развивать связную речь, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Игра-посиделка «Ладушки в гостях у бабушки» | М.Ф Литвинова «Русские народные игры» ОЛ.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры |
Предварительный просмотр:
План работыпо воспитанию гражданских чувств у детей 6-7 лет через ознакомление с народной культурой
Месяц | Тема | Задачи | Содержание работы | Литература |
Сентябрь | «Приглашение к путешествию» | Конкретизировать представления о традиционном убранстве русской избы, познакомить с устаревшими формами обращения и с русской традицией гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной. Познакомить с пословицами и поговорками | 1.Беседа о русской избе 2.Знакомство с поговорками. 3.Знакомство с пословицами 4.Заучивание пословиц, поговорок. | Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Октябрь | «Хлебосольство» | Познакомить детей с одной из традиций русского народа - гостеприимство (хлебосольство, рассказать о народных праздниках, формировать любовь к близким, семье. Воспитывать черты характера (вежливость, внимание, уважение к окружающим) | 1.Беседа о традициях 2..Рассказывание о народных праздниках 3.С\рол игра «Семья» | Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Ноябрь | «Хлеб всему голова» | Упорядочить представление детей о всей цепочке, которое проходит зерно, чтобы стать хлебом, познакомить со старинным орудием труда- серпом. Закрепить названия злаков из которых мелют муку. Воспитывать любовь к труду, уважение к людям, выращивающим хлеб. | 1.Рассматривание иллюстраций 2.Видио просмотр «Орудия труда» 3.Оформление альбома «Откуда хлеб пришел?» | Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Декабрь | «Уж небо осенью дышало» | Расширять представления детей о многообразии природных явлений. родного края. Воспитывать любовь к природе через народный фольклор- приметы, песенки, поговорки, пословицы. | 1.Рассматривание альбома «Времена года» 2.Заучивание пословиц «Лето со снопами, осень с пирогами» 3.Игровые упр-ния о народном фольклоре. | Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Январь Декабрь | «Русский народный костюм» | Познакомить с историей русского костюма, с особенностями его внешнего вида, сравнивать с современной одеждой . Воспитывать уважение к труду рукодельниц, бережное отношение к предметам, имеющим историческую ценность. | 1.Видиоролик «История русского костюма» 2.Рассматривание русского костюма 3. Хороводная игра в народных костюмах. | Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Февраль Январь | «Победа в воздухе не вьется , а руками достается» | Продолжать знакомить детей с людьми , прославившими своим героизмом Россию. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое страны, родного края, уважение к военным, желание служить и защищать Родину. | 1.Беседа о защитниках Родины. 2.Рассматривание альбома «Наши защитники» 3.С\рол игра « Мы будущие защитники» | Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» |
Март | «Сердце матери лучше солнца греет» | .Воспитывать любовь к маме, уважение к близким людям (бабушке, сестре) . Побуждать детей делать добрые поступки, быть вежливыми. | Беседа о празднике «Международном женском дне 8 марта). Рассматривание фотографий в альбоме «Наши мамы лучше всех» | Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ |
Апрель Март | «Красная горка-рассказ о Пасхе» | Познакомить с праздником, с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Формировать представление о празднике- его значении для народа, о традициях печь куличи, красить яйца. Развивать интерес к народной культуре. | Показ презентации «Пасха» Беседа о просмотре презентации. Украшение Пасхальных яиц. Рассказывание детей «Как готовились дома вместе с родителями к Пасхе» | Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ |
Май | «День Победы» | Закрепить знания о памятниках защитникам Отечества, повторить имена героев, участвовавших в сражениях, защищавших страну от иноплеменных нашествий. Воспитывать патриотизм, мужество, уважение к старшему поколению. | Рассматривание альбомов «Этот День Победы» Рассказывание о героях нашего края. Просмотр презентации «День Победы» | Е.А Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ |
Предварительный просмотр:
План работы с родителями по воспитанию гражданских чувств через ознакомление с народной культурой на 2015-2016 г.
Месяц | Тема |
Сентябрь | . ●Разучивание потешек, пальчиковых игр. Цель: познакомить детей с устным народным творчеством через разучивание потешек. ●Чтение русских народных сказок: «Три медведя», «Теремок». |
Октябрь | ● Чудесный сундучок. Цель: приобщение детей к разгадыванию загадок. ● Оформление и дополнение семейного альбома. Цель: закрепить целостного понятия «семья» у детей. ● У бабушки в деревне Цель: познакомить детей с русскими народными загадками о домашних животных. |
Ноябрь | ● Хороводные игры. Цель: познакомить детей с русскими народными развлечениями. ● Добро и зло в русских народных сказках. Цель: научить детей видеть в произведениях положительный и отрицательный пример для подражания. Разучивание русского народного танца «Калинка». Цель: знакомство с русской празднично пляской |
Декабрь | 1. ●Мастерская Деда Мороза. ● «Новогодняя сказка» праздник Нового Года |
Январь | 1. ● Месяц зимних волшебных сказок. Цель: учить детей верить в чудо, волшебство тем самым развивать фантазию. ● Беседа: Подарки Деда Мороза. Цель: учить детей верить в волшебство для развития детской фантазии. ● Дымковская игрушка.(совместно с руководителем ИЗО студии). Цель: познакомить с дымковской игрушкой. ● Сошью Маше сарафан. Цель: знакомство с женской русской народной одеждой. ● Русская изба. Цель: формировать представление об облике русской деревни. |
Февраль | 1. ● Малая Родина (город, микрорайон). Цель: вызвать любовь к тому месту где родился и живешь. 2. ● Масленица. ● Чтение преданий и былин. Цель: знакомство с народным устным творчеством через чтение былин и преданий. ● Кто такие богатыри? Цель: познакомить с образами защитников Родины, богатырями. ● Русские народные инструменты. Балалайка и дудочка. Цель: знакомство с русскими народными инструментами. ● Масленица – знакомство. Цель: формирование у детей представлений о Масленице как русском народном празднике. ● Кто же в гости к нам пришел? Цель: знакомство детей с добрым духом группы домовенком Кузей. |
Март | 1. ● Весна, весна, поди, сюда. Цель: познакомить со старинными обычаями встречи весны. ● Возрождение природы. Цель: показать детям красоту и волшебство пробуждения природы |
Апрель | 1. ● Пасха. Театральное представление. Цель: приобщать детей к русской народной культуре и ее традициям через знакомство детей с календарно-обрядовым праздником Пасхой ● То березка, то рябина. Цель: воспитать бережное отношение к окружающему миру, любовь к России, родному краю |
май | ● Песня – душа народа. Цель: рассказать о любви русского народа к песни; ● Хоровод: «Змейка». Цель: учить двигаться друг за другом плавным шагом. |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Каждый народ в бездонных копилках своей памяти имеет никогда не иссякающие богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, самобытные праздники и национальная кухня. Человеку просто необходимо знать свою малую родину, свой родной уголок. Я думаю, что проблема нравственно – патриотического воспитания очень актуальна в настоящее время, развитие личности ребенка невозможно без приобщения его культурному богатству русского народа.
Привитие любви к родному краю, к родному дому, к детскому саду, к родным и близким людям является приоритетным направлением деятельности ДОУ. Поэтому, у меня возникла идея и потребность в создании мини – музея национальной культуры: для того чтобы в окружении старинных предметов быта, дети знакомились с особенностями жизни русских людей далекого прошлого.
Работа по созданию мини – музея началась с поиска и сбора, старинных вещей. В поисках экспонатов для музея участвовала не только я, а также родители и сотрудники детского сада. О каждом новом предмете русского старинного быта я рассказывала детям, как на занятиях, так и в повседневной жизни. И все же основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Параллельно с накоплением экспонатов для мини—музея я провела совместные экскурсии с родителями в краеведческий музей поселка Мишкино, где дети ознакомились с понятием экспозиция, коллекция и познакомились с правилами поведения в музее.
Собранные предметы русского быта подсказали название нашего мини—музея « Горенка». В «Горенке» разместили утюг, который разжигался горячими углями, керосиновую лампу, ухват, чугунок, глиняную и деревянную посуду, валек для глажки белья, прялку и многое другое, а стену украшали вышитыми полотенцами и картинами. Образ русского деревенского быта дополнили бутафорской печью, люлькой, скамейками. Пол в «Горенке» застелили домоткаными половичками. Вместе с детьми организовали презентацию мини—музея для детей, сотрудников ДОУ, родителей от лица кукольного персонажа—домовенка Кузи. В нашем музее можно было не только рассмотреть старинные вещи, но что самое главное все потрогать и поиграть ими. Дети испытывали радостное настроение от самостоятельной познавательной деятельности, которую давал особый самобытный мир «Горенки».
После создания мини – музея нам захотелось использовать накопленный материал для дальнейшего приобщения детей к русской народной культуре, Поэтому, был разработан тематический план мероприятий, которые проводились в нашем музее для детей старшей и подготовительной группы.
Предварительный просмотр:
Тематический план работы в мини- музеи «Горенка»
Постепенно стало традицией приходить на посиделки в «Горенку» не только детям, но и родителя.
Особенный интерес вызывали фольклорные праздники, на которые мы приглашали главных союзников детей—бабушек. Бабушки пели частушки, играли на ложках и балалайке, рассказывали сказки и прибаутки, загадывали загадки, тем самым приобщали внуков к устному народному творчеству. Своим творчеством, рукодельным мастерством простой народ вносил в свою повседневную жизнь красоту. В мини – музее с помощью родителей организовали кружок вышивания, где с большим удовольствием занимались не только девочки , но и
мальчики. Дети постигали рукодельное мастерство простого народа, учились вышивать «крестиком» и « стебельчатым швом», овладевали практическими трудовыми навыками, формировали художественный вкус к русской народной вышивке. А свои вышитые работы дети дарили мамам на 8 марта.
«Горенка» стала любимым местом для изобразительной деятельности. Дети познакомились с творчеством художника В.Васнецова, рисовали былинных богатырей, создавали журнал моды Василисы Прекрасной. По рисункам детей родители изготовили костюмы, а ребята, как настоящие модели продемонстрировали их на показе народных костюмов в «театре моды».
Экспонаты мини – музея мы использовали в театральных постановках по мотивам русских народных сказок «Колобок», «Теремок» и басни А.Крылова «Стрекоза и муравей».
В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа я проводила беседы об играх детей в далеком прошлом , активно использовала в работе с детьми забытые народные игры. В нашей местности играли в игры «Ручеек», «Горелки», «Бояре», «Жмурки» и другие. Детям эти игры тоже понравились, и они играли в них с большим удовольствием.
Особенно приятно было детям вместе с родителями, после проведения каких – либо праздников и досугов посидеть за столом в «Горенке» и попить чай из настоящего русского самовара с баранками и пряниками. Такие посиделки в теплой домашней обстановке объединяют семьи каждого воспитанника, создают атмосферу взаимопонимания, общности интересов, а самое главное влияют на развитие духовности детей, приобщают к культурному наследию прошлого. Я думаю, что создание мини – музея «Горенка», дала положительный результат по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Даже после выпуска из ДОУ дети моей группы активно участвуют в конкурсах рисунков, знатоков родного края, занимаются в школе народного танца, посещают кружки, народного творчества связанного с народным промыслом, так как у детей в детском саду воспитывался интерес к познанию, уважение к истории, культуре, языку русского народа.
Мини-музей «Горенка»
Цель: выведение процесса обучения детей за рамки организованных занятий;
Привлечение детей к активному поиску новой информации;
Получение радости от самостоятельной деятельности.
Задачи:
1. способствовать формированию у детей понятий: « экспонат», «коллекция» и так далее для возникновения интереса по созданию мини-музея в группе; Объединить усилие детей, родителей по созданию экспозиции;
2. создать атмосферу общности интересов детей и взрослых объедение их усилия по созданию экспозиции;
3. приобщать детей к народной культуре
Этапы работы по созданию и деятельности музея:
- Знакомство с понятием: коллекция, рассматривание коллекций значков, наклеек, открыток , пуговиц, киндер-сюрпризов, разновидности бумаги и ткани, собранных в семьях и детском саду;
- Знакомство с музеем:
-Рассказ воспитателя и показ иллюстраций о музеях и о музее в Мишкино;
-Знакомство с правилами поведения в музеи;
-Совместные экскурсии родителей и детей, воспитателя в музей;
-Беседы о посещении музея;
3) Сбор детьми совместно с родителями материала , экспонатов к созданному мини-музею в группе;
- Рассматривание материалов по мери поступления и беседы с детьми;
- Рассказ воспитателя о новом экспонате.
4) Создание экспонатом в мини-музее «Горенка»
5) Презентация мини-музея для родителей, детей, сотрудников.
6)Досуги, развлечения, занятия связанные с тематикой музея.
Предварительный просмотр:
Материал для родителей.
Консультация по теме:
« Ознакомление детей младшего дошкольного возраста(3 – 4 года) с русской народной культурой (фольклором) в семье»
Составила
Перескокова.Н.М
воспитатель
Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с народной игрушкой дома, в семье. Это пирамидка, матрёшка, качалка, игрушки – забавы. Так же ребёнка нужно знакомить с народными играми, хороводами, потешками, скороговорками, загадками. Восторг вызывает у детей знакомство с декоративно – прикладным искусством (дымковская, городецкая игрушка). Очень мало взрослые используют в быту пословиц, поговорок, которыми так богат русский язык.
Знакомя детей с русскими сказками, фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Наверняка у вас дома что- то есть из народной декоративной росписи. Покажите это ребёнку, рассмотрите с ним вместе эти изделия. Роспись пленит душу ребёнка гармонией и ритмом, она способна увлечь ребёнка национальным изобразительным искусством.
Чаще используйте в занятиях с детьми дома колыбельные песенки, загадки. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности и трудолюбии.
Предлагаю вашему вниманию материал, который вы, уважаемые родители, можете использовать для чтения и заучивания с детьми дома:
Потешки:
Катя, Катя, маленькая, Солнышко – колоколнышко,
Катенька удаленькая, Ты пораньше взойди,
Пойди, Катя, горенькой, Нас пораньше разбуди:
Топни, Катя, ноженькой. Нам в поле бежать,
Хлопни, Катя, в ладушки, Нам весну встречать!
Хороши оладушки:
Горячи, румяны,
С маслицем, сметаной.
Заклички:
Весна, весна красная! Мороз, Мороз!
Приди, весна, с радостью, Не морозь мой нос!
С радостью, с радостью, Иди, кисель поешь,
С великой милостью: Ты зимой гуляй,
С льном высоким, А летом не бывай!
С корнем глубоким,
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными!
Колыбельные песни:
Все ласточки спят, Баю, баю, баю, бай,
И касаточки спят, Ты, собаченька, не лай,
И куницы спят, Ты, собаченька, не лай,
И синицы спят, И Ванюшу не пугай!
Нашему Ванечке спать велят! И в гудочек не гуди,
Ходит сон близ окон, До утра не разбуди!
Ходит дрёма возле дома, А приди к нам ночевать,
И глядят – все ли спят? В люльке Ванечку качать.
Колядки:
Коляда, коляда, накануне Рождества.
Тётенька добренька, пирожка – то сдобренька,
Не режь, не ломай, а по целому давай!
Двоим, троим, давно стоим, да не выстоим.
Печка – то топится, пирожка – то хочется!
Пришла коляда, отворяй ворота!
Дайте коровку, масляну головку!
Коляда, коляда! Подавай пирога,
Блин да лепёшку в заднее окошко!
Загадки:
Какой это мастер на стёкла нанёс
и листья, и травы, и заросли роз? (мороз).
Круглое, румяное, я расту на ветке,
любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко).
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился (варежки).
Без досок, без топоров,
через речку мост готов (лёд).
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки,
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик, вечером – домой (валенки).
Предварительный просмотр:
Материал для родителей.
Консультация по теме:
« Ознакомление детей среднего дошкольного возраста(4 – 5 г) с русской народной культурой (фольклором) в семье»
Составила воспитатель
Перескокова/Н.М
Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с народной игрушкой дома, в семье. Это пирамидка, матрёшка, качалка, игрушки – забавы. Так же ребёнка нужно знакомить с народными играми, хороводами, потешками, скороговорками, загадками. Восторг вызывает у детей знакомство с декоративно – прикладным искусством (дымковская, городецкая игрушка). Очень мало взрослые используют в быту пословиц, поговорок, которыми так богат русский язык.
Знакомя детей с русскими сказками, фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Наверняка у вас дома что- то есть из народной декоративной росписи. Покажите это ребёнку, рассмотрите с ним вместе эти изделия. Роспись пленит душу ребёнка гармонией и ритмом, она способна увлечь ребёнка национальным изобразительным искусством.
Чаще используйте в занятиях с детьми дома колыбельные песенки, загадки. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности и трудолюбии.
Предлагаю вашему вниманию материал, который вы, уважаемые родители, можете использовать для чтения и заучивания с детьми дома:
Потешки:
Катя, Катя, маленькая, Солнышко – колоколнышко,
Катенька удаленькая, Ты пораньше взойди,
Пойди, Катя, горенькой, Нас пораньше разбуди:
Топни, Катя, ноженькой. Нам в поле бежать,
Хлопни, Катя, в ладушки, Нам весну встречать!
Хороши оладушки:
Горячи, румяны,
С маслицем, сметаной.
Заклички:
Весна, весна красная! Мороз, Мороз!
Приди, весна, с радостью, Не морозь мой нос!
С радостью, с радостью, Иди, кисель поешь,
С великой милостью: Ты зимой гуляй,
С льном высоким, А летом не бывай!
С корнем глубоким,
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными!
Колыбельные песни:
Все ласточки спят, Баю, баю, баю, бай,
И касаточки спят, Ты, собаченька, не лай,
И куницы спят, Ты, собаченька, не лай,
И синицы спят, И Ванюшу не пугай!
Нашему Ванечке спать велят! И в гудочек не гуди,
Ходит сон близ окон, До утра не разбуди!
Ходит дрёма возле дома, А приди к нам ночевать,
И глядят – все ли спят? В люльке Ванечку качать.
Колядки:
Коляда, коляда, накануне Рождества.
Тётенька добренька, пирожка – то сдобренька,
Не режь, не ломай, а по целому давай!
Двоим, троим, давно стоим, да не выстоим.
Печка – то топится, пирожка – то хочется!
Пришла коляда, отворяй ворота!
Дайте коровку, масляну головку!
Коляда, коляда! Подавай пирога,
Блин да лепёшку в заднее окошко!
Загадки:
Какой это мастер на стёкла нанёс
и листья, и травы, и заросли роз? (мороз).
Круглое, румяное, я расту на ветке,
любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко).
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился (варежки).
Без досок, без топоров,
через речку мост готов (лёд).
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки,
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик, вечером – домой (валенки).
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к русской народной культуре
Доказано, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовности и интеллекта. Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре.
Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине очевидна. Однако добиться положительных результатов в этом направлении возможно только в том случае, если работу начинать с младшего возраста. Учитывая это, я поставила перед собой цель – приобщить детей к истокам русской народной культуры.
Большое значение в приобщении малышей к народной культуре отвожу развивающей среде. В группе создан уголок, где дети знакомятся с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В уголке оформлены альбомы по народному творчеству, имеются самодельные куклы в русских костюмах, собраны предметы русской старины: полотенца, железный утюг, керамические крынки и многое другое. Подобранные предметы русского народного творчества, являясь частью нашей группы, служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми.