Здоровый образ жизни

Короткова Ольга Сергеевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким        и здоровым, закали- вайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.

        Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.

        Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.

        Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.

        Чтобы получить положительный эффект, необходимо:

  1. Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.
  2. Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.
  3. Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

        Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка. чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.

        Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры).

        Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта.

        При температуре воздуха в помещении 22 градуса детей (до начала закаливания) одевают в двухслойную одежду: хлопчатобумажное бельё, платье (можно хлопчатобумажное или фланелевое); на ноги колготы (для детей 3-5 лет) или гольфы (6-7 лет), туфли. При температуре воздуха ниже 19 градусов поверх платья надевают кофту; либо платье заменяется трикотажным или полушерстяным, колготы (для детей уже закалённых могут быть гольфы), туфли или тёплые тапочки с каблуком. Летом при температуре свыше 22 градусов следует облегчить одежду до однослойной (трусы, рубашка с короткими рукавами).

        Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.

        Одежда во время сна должна соответствовать сезону и погоде. Если ребёнок спит на открытой веранде, то в зимнее время его укладывают в спальный мешок, оставляя открытым только лицо. Весьма важно, чтобы окна на веранде были открыты, даже если она не отапливается. При отсутствии сквозняков во время сна в зимнее время температура воздуха на веранде может достигать – 10 - 15 градусов. Матрац и спальный мешок должны храниться в тёплом помещении.

        Если ребёнок спит не на веранде, а в хорошо проветренной комнате, то спального мешка не требуется. В холодное время года лучшая одежда для сна – байковая рубашка с длинным рукавом или пижама, в тёплое – лёгкое бельё с короткими рукавами. После того, как ребёнок улёгся, в комнате открывают форточки или окна; прохладный воздух ускоряет наступление глубокого сна. За 15-20 минут до подъёма можно закрыть окно, чтобы воздух в комнате нагрелся.

        Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребёнка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

        При температуре воздуха от +6 до -2 дети должны быть одеты в четырёхслойную одежду – бельё, платье, колготы, трикотажную кофту (свитер), рейтузы, куртку или демисезонное пальто (при зимнем пальто не следует надевать кофту), сапожки. При снижении температуры до -3, -8 демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги надевают утеплённые сапоги; при температуре от -1  до -14 градусов дополнительно надевают вторые рейтузы, утеплённые сапоги с носками. В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребёнка. для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять. Игры нужно подбирать подвижные, но чтобы ребёнок не перегревался.

         С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную, а затем на однослойную одежду. Во время подвижных игр одежда должна быть спортивной – тренировочный костюм или трусы и майка.

        Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов.

        Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.

        Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни.

        Утреннюю гимнастику проводят в теплое время года при одностороннем проветривании (фрамуга, форточка, окно); в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом - на открытом воздухе.

        Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.

        Если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготы, платья с длинными рукавами, кофты.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

        Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела и обливанию.

        При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов.

        Закаливание водой детей младшего возраста или ослабленных (часто болеющих) можно начинать с контрастных местных обливаний ног.

         Обливание проводят сначала тёплой водой температурой 36 градусов, затем прохладной, начиная с 28 градусов и постепенно снижая до 20 градусов, и вновь тёплой – 36 градусов.

        Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Но если такое закаливание начинают в прохладное время года, нужно брать тёплую воду(+28), постепенно (каждые 2-3 дня) снижая её температуру на 1-2 градуса, доводя до 18-17 градусов. Непосредственно после умывания кожу вытирают полотенцем. Вся процедура продолжается 1-2 минуты.

        Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Собственно влажное обтирание продолжается 1-2 минуты. Сразу после него кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренного покраснения.

        Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0,5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.

        Более сильное действие оказывает общее обливание, так как в этом случае вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1,5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела.

        Обливание ног может сочетаться с такой гигиенической процедурой, как мытьё ног. После мытья ноги следует облить водой соответствующей температуры.

        Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения.

        В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.

        Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды.

        Для детей старше года температура воды для ванны-36-35 градусов, продолжительность ванны – 10 минут. Высота воды в ванне не должна достигать уровня соска сидящего ребёнка. закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2 градуса меньше, чем в ванне. Специального подогрева комнаты не требуется, надо лишь быстро вытирать и одевать ребёнка.

        После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий – воздушная ванна с последующим обливанием. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) вредна, так как даже после тщательного вытирания кожа остаётся повышенно влажная и для предупреждения избыточной потери тепла должна быть защищена одеждой.

        Купание в открытых водоёмах оказывает наиболее сильное действие, так как здесь имеет место одновременное влияние трёх факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю поверхность кожных покровов. При обеспечении благоприятных условий купание в открытом водоёме в безветренную погоду разрешается детям старше трёх лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой, при температуре воздуха на менее 25 градусов и воды не менее 23 градусов (не более одного раза в день). Хорошо закалённым детям при ежедневном регулярном купании можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Продолжительность купания увеличивается, начиная с трёх минут до пяти-восьми минут.

ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЦЕМ

        Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.

        Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно.

        Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.

        

Консультация для родителей на тему:



Предварительный просмотр:

«Закаливание»

3акаливающие процедуры тренируют защитные силы организма, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды особенно к холоду, потому что охлаждение - наиболее частая причина развития простудных заболеваний, осложнений и усугубления тяжести других болезней ребенка. Закаливание тренирует процессы терморегуляции, благодаря чему обеспечивается сохранение теплового баланса организма. Поэтому, если вы своевременно не закаливали малыша, надо без промедления начать эти процедуры. Однако пользу они принесут только при соблюдении следующих правил:

· предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учётом состояния его здоровья;

· постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнечной радиации);

· закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;

· добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка и многократное проветривание помещения, поддержание в нем оптимальной температуры воздуха 20 гр, во время гимнастики и подвижных игр может быть ниже 16 градусов.

Многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, и в результате - очередная простуда.

Свежий воздух - замечательное средство закаливания детского организма.

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы, постепенно снижая температуру, доводя её до 14 градусов. После процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем. Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Как мы уже говорили, одно из важнейших правил закаливания - постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным. Поэтому прежде чем начать, такие процедуры, как обтирание тела, обливание, приучите ребенка ходить дома не в колготках, а в носках. Полезно, чтобы в течение 3-5 дней он на 3-4 мин. снимал обувь и ходил в носках, после этого, босиком. Через неделю продолжительность процедуры (т.е. хождение босиком) увеличивают ежедневно на 1 мин. и доводят до 15-20 мин. Если ваш ребенок заболел... Обязательно обратитесь к врачу, и если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2 - 3 по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующие действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1,3 стакана воды.

По каким признакам определить, эффективно, ли закаливание.

Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию,

Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и т. п.



Предварительный просмотр:

Оказавшись жарким летним деньком на берегу моря или реки с маленьким ребёнком, родители, скорее всего, не смогут отдохнуть по-настоящему. И вместо того, что бы гонятся за ребёнком, одёргивать его или ругать лучше взять и вместе поиграть.

  1. Самое простое, что можно сделать – это поиграть в песочке. Песок – излюбленный строительно-игровой материал каждого малыша. Только не забудьте одеть на ребёнка трусики, особенно девочкам.
  2. Можно показать ребенку, какой песочек бывает сухой, а какой мокрый, и что можно сделать из одного и из другого. Играя в песке с детками, необходимо показать, как насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую, копать ямы и насыпать кучи. В процессе игры говорите им: «В большое ведерко помещается много песка, а в маленькое – мало» и т.д.
  3. Необыкновенно интересно будет для малышей позаниматься рисованием или выкладыванием камешков на песке. Можно изображать геометрические фигурки, рисовать зверушек, и загадывать, чтоб детвора отгадывала.
  4. Игры в мяч или летающую тарелку. И если позволяет глубина на берегу, можно делать это, зайдя по колено в воду. И ножки будут укрепляться, и ребенок не перегреется.
  5. Если у вас на отдыхе собралась большая компания и детей можно разделить на команды одного возраста, то можно устроить соревнования.
  6. Для игр в воде обязательно следует приобрести детские надувные круги, надувные жилеты и нарукавники. Весёлое купание – это тоже уйма удовольствия. Не стоит забывать про мячи и надувные игрушки, с которым можно придумать массу всего интересного!
  7. Когда ребенок накупался и набегался, ему необходимо погреться на солнышке. В это время можно поиграть в игры со словами, которые пополнят лексический запас малыша, можно подкорректировать речевые проблемы.

Какие бы вы игры для вашего ребенка не выбрали – помните о защите от палящих лучей солнца! Позаботьтесь заранее о кремах, чтобы никто не подгорел. И особенно нужно следить за детьми, когда они в воде.

.



Предварительный просмотр:

  1. Ребенку купаться одному ни в коем случае нельзя. Его обязательно должен сопровождать взрослый или другой ребенок.
  2. При купании детям очень нравится использовать различные самодельные плавательные средства, такие как плоты, надувные матрацы, бревна или камеры. В этом есть определенная опасность. Ведь плот может перевернуться в любой момент, надувные средства может легко унести течением или ветром далеко от берега. При катании на лодке дети часто балуются, раскачивают ее, ходят, меняются местами, перегибаются через борт. Если это не контролировать, могут быть неприятные случаи.
  3. Нужно знать глубину там, где Вы хотите купать ребенка.
  4. Не купайте ребенка (и сами не купайтесь) сразу после еды.
  5. Обязательно следите при купании за детьми - особенно, когда на пляже много людей.
  6. Не всегда легко следить за своим ребенком. На берегу наденьте на него яркую панаму, девочке можно завязать волосы яркой резинкой или бантом. Надевайте на ребенка, когда он плавает, отличимые от других нарукавники или круг. Можно приобрести яркие и заметные плавки или купальники.
  7. Не разрешайте детям заплывать на большую глубину.
  8. В различных магазинах или на рынке продается много надувных средств для плавания. Обратите внимание при покупке на то, чтобы плавсредство состояло из нескольких независимых надувных частей, - если одна из них повредится, ребенка на воде удержит неповрежденная часть.
  9. Входить в воду с ребенком следует не спеша. Сначала просто обрызгайте ноги, затылок, грудную клетку ребенка.
  10. Если недавно перенесли головокружения, отит, а также легкое головокружение или аллергические расстройства, категорически запрещается нырять.
  11. Если это не бассейн или водоем с прозрачной водой, нырять разрешается только после обследования дна.



Предварительный просмотр:

Особенности питания детей в летний период

В летнее время, особенно при работе дошкольного учреждения в загородных условиях, создаются наиболее оптимальные возможности для проведения оздоровительной работы в детском коллективе. Дети большую часть времени проводят на свежем воздухе, совершают длительные пешеходные прогулки, усиленно занимаются посильным трудом, работая в саду, на огороде; с ними активнее проводят различные закаливающие процедуры, увеличивают им нагрузку во время занятий по физическому воспитанию.

Все это связано с повышенной затраой энергии и требует увеличения калорийности суточного рациона питания детей.

Для покрытия повышенной потребности детей в пищевых веществах и энергии в питание необходимо вносить соответствующие изменения.

Во-первых, калорийность питания детей в детском саду необходимо увеличить примерно на 10—15%, что достигается путем увеличения количества молока (преимущественно в виде кисломолочных напитков, которые благоприятно действуют на организм ребенка), а также свежих овощей, фруктов и ягод.

Во-вторых, биологическая ценность детских рационов и летний период повышается за счет использования свежей зелени, обогащенной витаминами и микроэлементами. Летом в рационы детей включают как огородную, так и дикорастущую зелень: укроп, петрушку, щавель, крапиву, зеленый лук, шпинат, салат. Кроме того, в питание детей можно включать выращенные на участке детского сада пли собранные в лесу разнообразные ягоды. Это делает пищу детей не только полноценнее, но и придает блюдам более привлекательный вид, возбуждает аппетит (в жаркие летние дни у детей нередко он ухудшается).

В летний период практикуется некоторое изменение режима питания: обед и полдник меняются местами, что физиологически более обосновано. Обед переносится на время после дневного сна. В жаркое полуденное время, когда аппетит у детей резко снижается, им предлагается более легко питание в виде второго завтрака, состоящего из кисломолочных продуктов, соков, фруктов, ягод. Дети, отдохнувшие после дневного сна и проголодавшиеся после легкого второго завтрака, хорошо справляются с обедом в 16.00.

Летом, в жару, у детей повышается потребность жидкости. Об этом надо помнить и всегда иметь в запасе достаточное количество питья. Питье предлагается детям в виде свежей кипяченой воды, отваров шиповника, овощей, несладких соков.

Питье рекомендуется давать детям после возвращен с прогулки и перед проведением водных закаливающих процедур. При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипяченую воду, несладкий чай) и стаканчики по числу детей.



Предварительный просмотр:

Юный исследователь

Набираем ведро воды, и, опуская туда всякие предметы, дайте малышу возможность самому исследовать, что из них тонет, а что остается плавать на поверхности. Объясните малышу на доступном для него уровне, почему это происходит.

Рисуем на ...камнях

В небольшое ведерко набираем камушки разного размера и формы. Затем просим малыша разрисовать камушки при помощи фломастеров так, чтобы из простых камней получились сказочные персонажи, любимые мультяшные герои. А затем можно поиграть с новыми необычными игрушками.

Накормим и маму, и папу

Предложите ребенку сварить вам суп, посоветуйте заменить настоящие продукты камушками, ракушками и прочим, что есть под рукой. Приготовление вы сможете "продублировать" на настоящей кухне в своей квартире. Кстати, не забудьте о втором блюде и о компоте.

                            Рисуем на собственном теле

Если кожа вашего малыша не склонна к аллергии, эта игра вам вполне подойдет. Речь идет о рисовании на собственном теле. Предложите малышу смывающиеся краски, специальную пену или фломастеры.

                               Выдуваем мыльные пузыри

Возьмите с собой мыльный раствор с соломинкой, приобретенный в магазине, и приготовленный самостоятельно. Пусть ваш малыш порадуется, глядя на радужные пузыри.

Отгадай и покажи

Как хорошо загорать и одновременно загадывать малышу загадки. Еще интереснее она будет, если детей много. Отгадки вполне можно изобразить на языке тела и жестов, или просто нарисовать на песке. Разнообразить эту игру можно, начиная описывать находящиеся рядом предметы или даже людей. Остальные участники должны назвать предмет по вашему описанию. Это занятие отлично развивает речевые функции, внимание и наблюдательность ребенка.

Чудо-облака

Предложите малышу последить за тем, как уплывают облака, как они меняют свою форму, угадать, кого они напоминают. Это очень увлекательная игра, которую можно продолжить на бумаге. Просто нарисуйте на листе бумаги элементарную, произвольную форму, и предложите ребенку представить, что бы это могло быть, и закончить изображение согласно его фантазии.

Что спрятано в мешочке?

В небольшой мешочек складываем самые разные предметы маленького размера, из разных материалов. Запустив руку в мешок, на ощупь ваш малыш должен определить, что он в данный момент держит в руке. И пока он его не достал, пусть ответит на ряд вопросов, связанных с его восприятием и ощущениями: теплый или холодный, гладкий или пушистый и т.д.



Предварительный просмотр:

Здоровые     стопы

                                           Детская обувь

1. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы.

2.Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы. При этом нарушается походка.

3. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы.

4.Слишком мягкая подошва также не допустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жёсткому грунту, асфальту или полу.

5.Каблук. Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, её положение. Высота каблука не должна превышать 5 – 10 мм.

6.Фиксированный задник. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие, фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.

7.Прочная фиксация в носовой части. Открытый носок в летних туфлях, часто используемых в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возникает угроза травматизации пальцев.

8. Хорошая вентиляция обуви. Для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима внутри обувного пространства необходимы такие конструктивные решения (переплетение ремешков, дополнительные «окошки» и др.), которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви.

           

Если все требования к детской обуви будут учтены, дорогие родители, поверьте, у вас будут здоровые дети. Передвигаясь в правильной обуви, ваши дети не будут уставать, полюбят длительные пешие прогулки, походы и вырастут сильными и закалёнными людьми.

           

  Конечно же, не обойтись без упражнений, направленных на предупреждение плоскостопия. Вот некоторые простейшие упражнения, которые вы можете делать дома вместе со своими детьми:

Лёжа на спине - одновременное сжимание и разжимание пальцев рук и ног с последующим растопыриванием пальцев; круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами; круговые движения стопами внутрь и наружу.

Сидя на полу, руки в упоре сзади – катание каждой стопой малого мяча, палки.

Стоя - подъём на носки, на пятки; разведение пяток и носков; ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.

Упражнения в ходьбе – ходьба на носках, на пятках, на наружном крае стопы; ходьба по неровным поверхностям; собирание пальцами ног мелких предметов, рассыпанных на полу и др.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

Тема недели: «Здоровым быть хочу»

Итоговое мероприятие: спортивное развлечение «Здоровейка»

Цель: Формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Создание игровых, проблемных ситуаций, способствующих формированию элементарных навыков ухода за своим лицом и телом. Создание условий для развития представлений о своем внешнем облике, гендерных представлений. Развитие умений различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши)

День недели

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание/организация ППРОС для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Понедельник

16 сентября

1.Физическое развитие

Закрепление

С. Я. Лайзане «Физическая культура для малышей» стр. 95

Цель: Развивать умение соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега, приучать бегать в разных направлениях, не мешая друг другу, развивать внимание.

Способы: показ, игра, анализ

Средства: стулья, кукла

2.Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) «Заболели зверюшки, любимые игрушки»» Дыбина О. В. С.49

Цель: дать детям представление о том, что мама дома выступает в роли врача (лечит, ухаживает, утешает); уточнить названия и назначение медицинских инструментов и приспособлений; воспитывать чуткость, заботливость, сочувствие

Средства обучения: кукла, мишка, набор «доктор»

Способы обучения: показ, объяснение, рассказывание, анализ

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!» - выявить представления детей о пользе витаминов и продуктов содержащих их, научить ребенка заботиться о своем здоровье.

Д/и «Оденем куклу на прогулку» - упражнять детей в умении выбирать одежду в соответствии с временем года, формировать умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Прогулка

Наблюдение «Рассматривание клумбы»

Цели: продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску;

воспитывать любовь к природе.

Трудовая  деятельность: выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.

Подвижные игры

«Птичка в гнездышке».

Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на  друга;

приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Найди свое место».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа «Прыжки через линии» Цель: наблюдение за умением выполнять прыжки через 4 линии пооочередно Варя, Тая, Андрей 

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна,

Дыхательная гимнастика «Зайки нюхают цветы» - приобщение к здоровому образу жизни.

С-р игра «Вызов на дом» - пополнить запас представлений о действиях врача, воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.

П/и «Птичка в гнездышке» - формировать умение свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигналы, возвращаясь на место.

Художественное творчество (лепка): «Полезное угощение для кукол» - закреплять у детей умения отображать в лепке полученные знания, задумывать содержание лепки, воспитывать самостоятельность. (Варя, Андрей, Тая)

Прогулка

И м/п «Что сажают в огороде».Подвижная игра: «Наседка и цыплята».

 Обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба, прыжки), развитие воображения детей. Трудовые поручения:

Учить убирать игрушки после игры в корзину. Воспитывать трудолюбие.

Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье

картинки для рассматривания по сюжету произведений Э.Мошковской «Уши», К.Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочкачумазая»; предметы личной гигиены для дидактической куклы (расчёска, полотенце, носовой платок и др.;

Наборы для сюжетных игр «Оденем куклу на прогулку», «Как накрыть на стол»;

Пассивная помощь воспитателю

«Наводим порядок в спортивном уголке»

.

Папка-передвижка «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»

Анкетирование родителей «Здоровый малыш» - выявить индивидуальные особенности каждого ребенка касающиеся его здоровья, особенности семейного воспитания по формированию у детей положительного отношения к здоровому образу жизни.

День недели

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание/организация ППРОС для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Вторник

17 сентября

1.Речевое развитие (развитие речи)

«Путешествие по комнате»

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду», стр.31

Цель: приучать детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их.

Средства обучения:  обручи, цветные воронки

Способы обучения: рассказывание, показ, объяснение, анализ

2.Художественно-эстетическое развитие (музыка)

Утро

Утренняя гимнастика.

Ознакомление с художественной литературой: Чтение Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду» - подвести воспитанников к пониманию о заботе о своём здоровье.

Д/и «Найди два одинаковых флажка» - упражнять в умении находить среди множества предметов два флажка одинаковых по форме (треугольная, квадратная); по цвету.

Беседа «В гостях у Мойдодыра» - продолжать знакомить детей с предметами личной гигиены и их назначением; правильно определять их качества, свойства, и действия с ними.

Рассматривание картинок «Виды спорта» - развивать кругозор, любознательность, продолжать знакомить с видами спорта. С/р игры по желанию - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Прогулка

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна.

«Построим домик для трех медведей» - развивать конструкторские способности; умение соотносить величину постройки в величиной объекта; закрепить знание о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.

Художественное творчество (рисование): закрепить умение проводить прямые линии с Максимом З.,Степой

Чтение стихов И. Демьянова «Замарашка» - воспитывать умение внимательно слушать стихи; создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, воспитывать желание быть опрятными.

Прогулка

П/и «Кто скорее до флажка?». Цель: развивать быстроту, ловкость.

П/и  «Овощи» Цель:  развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.

Создание условий для занятия творческой деятельностью

Иллюстрации,

Д/и «Валеология» или

здоровый малыш.

Игра  «Цветные кубики»

Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Целесообразно внести:

- оборудование для развёртывания сюжетно-ролевой игры «У врача», «Больница» (ширма, кушетка…),;

Консультация «Дорожки здоровья» - познакомить родителей с способом изготовления дорожек своими руками, их ролью в формировании правильного свода стопы, укреплению физического здоровья ребенка.

Индивидуальные беседы о физических, гигиеничных умениях и навыках, о полезной и вредной пищи, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

День недели

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание/организация ППРОС для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Среда

18 сентября

1 Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Дождик кап-кап-кап»  Т. С. Комарова Конспекты комплексно-тематических занятий

Цель: формировать умение передавать штрихами капельки дождя, идентифицировать синий цвет

Средства обучения: цветные карандаши, белая бумага

Способы обучения: рассказывание, показ, объяснение, анализ

2.Познавательное развитие (ФЭМП)

«Развитие предметных действий»

И. А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений»

Цель: развитие предметных действий

Средства обучения: мячи одинаковые по цвету и величине, корзина

Способы обучения: показ, рассматривание, обсуждение. Анализ.

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа о здоровье и чистоте - воспитывать привычку к здоровому образу жизни, помочь организовать жизненный опыт детей, создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.

Чтение стихотворения «Микроб» - беседа по его содержанию.

Д/и «Веселые шнурочки» - развивать мелкую моторику, закрепить знание основных цветов спектра.

Полив комнатных растений – формировать умение поливать растения у самого корня, воспитывать заботливое отношение к комнатным растениям. (Варя, Тая)

Прогулка

Наблюдение за птицами

Цели: продолжить наблюдение за птицами на участке;

учить различать основные части тела;

развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.
Трудовая деятельность: кормление птиц.

Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка);

воспитывать желание ухаживать за животными.
Подвижные игры:  

«Воробушки и кот».

Цели:  -  учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;

бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего, быстро  убегать, находить  свое место; приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.

«Попади в круг».

Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками;

развивать глазомер, координацию движения, ловкость.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна.

Пальчиковая игра «Ладошки» - развивать мелкую моторику, воспитывать позитивное отношение к культурно- гигиеническим навыкам.

П/и «Курочка и кошка» - упражнять в умении согласовывать  движения  с текстом, развивать ловкость.

Повторить с Андреем и Димой стихи о здоровье – формировать умение выразительно читать стихи.

Дидактическая игра: «Расскажем мишке, как лечиться у врача» - формирование представлений о здоровье, развитие правильной связной речи.

Прогулка

Индивидуальная работа прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться.

 Цель: развивать ловкость.

Максим, Настя, Соня, Тая

П /игра «Ловишки» - действовать по сигналу, воспитывать интерес к подвижным играм.Игровое упражнение: «Попади в круг»

Развивать умение бросать предметы в определённое место двумя руками.

Рассматривание альбома: « Виды спорта»

рассматривание иллюстраций человека (формирование гендерной принадлежности);

Рассматривание семейных фото-коллажей : «В природу за здоровьем»

Игра  «Пляшущие тени»

Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.

Консультация «Как приобщить детей к здоровому образу жизни» - познакомить родителей с здоровье сберегающими технологиями используемыми при работе с детьми.

Почитать с ребенком дома: М. Газиев «Утром», Р. Сеф «Мыло», учить правильно называть процесс ухода за своим телом, предметы, необходимые для его осуществления;

День недели

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание/организация ППРОС для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Четверг

19 сентября

1.Речевое развитие (развитие речи)

«» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр.33

Цель: приучать детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя

Средства обучения: мячи, обручи

Способы обучения: показ, рассматривание, обсуждение, анализ, беседа

2.Художественно-эстетическое развитие (музыка)

По плану муз.руководителя

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа «В здоровом теле - здоровый дух» - развивать желание сохранять и укреплять свое здоровье. П/и «Мыши в кладовой» - формировать умение бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения. Повторить потешку «Водичка, умой мое личико!» - формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости, опрятности, аккуратности.

Разучить с Таей и Димой скороговорку: «И

Сейчас же щетки, щетки затрещали как трещетки, и давай меня тереть...» воспитывать четкость дикции,  развивать умение запоминать небольшой отрывок из стихотворения К.И. Чуковско-го.

Д/и «Угадай, на чем играю?» - развивать тембровый слух, учить различать характер музыки.

Прогулка

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Драматизация сказки «Кошкин дом» - развивать эмоциональную речь, понятие о мерах предосторожности при обращении с огнем, воспитывать желание посочувствовать в беде, оказать помощь. Хороводная игра «Три хлопка» - упражнять в выполнении танцевальных движений, развивать чувство ритма.

«Разноцветные мячи» (рисование) - закрепить умение закрашивать круглые формы с Андреем, Варей, Димой

Игровая ситуация «В травматологическом пункте» - побуждать детей принимать на себя роль, осуществлять ролевой диалог с партнером, воспитывать чувство сопереживания к болеющим.

Самостоятельная деятельность детей  в уголке творчества. Раскрашивание картинок с полезными продуктами - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Прогулка

Внести сюжетные картинки с изображением движений ребенка;

блокнот с набором пословиц, поговорок, загадок, стихов о человеке, о здоровье и т.д.;

шаблоны фигурок детей, взрослого человека;

Самостоятельные игры для детей: Предложить детям кегли, кольцеброс, мячи.

Цель: Учить самостоятельно развивать двигательную активность, силу, ловкость.

Выставка массажных дорожек ( их важность и значимость в развитии ребенка).

Консультация для родителей на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет.

Беседа «Одежда детей в группе».

проведение с детьми в домашних условиях закаливающих процедур и утренней гимнастики, регулярных прогулок на свежем воздухе с целью совершенствования привычки к здоровьесберегающему поведению

День недели

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание/организация ППРОС для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Пятница

20 сентября

Тема дня: Фрукты осенью

1.Физическое развитие  

Занятие 2

С. Я. Лайзане «Физическая культура для малышей» стр. 77 «В гостях у мишки»

 Цель: Развивать умение соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега, приучать бегать в разных направлениях, не мешая друг другу, развивать внимание.

Способы: показ, игра, анализ

Средства: стулья, кукла

2.Художественно-эстетическое развитие (лепка)

«Испечем оладушки»

Т. С. Комарова Конспекты комплексно-тематических занятий, стр.11

Цель: формировать умение аккуратно пользоваться пластилином, скатывать шар и расплющивать

Способы: показ, рассматривание, анализ

Средства: пластилин, доска

Утро

Утренняя гимнастика.

Рассматривание фотографий, принесенных из дома «Моя семья на прогулке» - продолжать формировать интерес к здоровому образу жизни, желание быть здоровым, заниматься спортом, учить составлять 2-3 предложения по фотографии. 

Дидактическая игра:  «Покажем маме, как правильно одеваться, чтобы не простудиться» - закрепить последовательность одевания, чтобы не заболеть.

С/игры по желанию детей - воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, формировать умение делиться игрушками.

Прогулка

Наблюдение за погодой

Цель: учить определять время года по характерным признакам.  

Трудовая деятельность:  поливание песка для игры.

Цели:

Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать
оказывать помощь взрослым;

закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль».

Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

«Береги предмет».

Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.

Вечер

Гимнастика после сна.

Закаливающие процедуры.

Чтение сказки К.И.Чуковского «Айболит» - формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать умение сопереживать болеющим. П/и «Рыболов» - укрепить мышцы ног стопы, развивать ловкость, координацию движений, воспитывать настойчивость.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Апельсин»  с  Максимом и Соней- развивать память, мелкую моторику.

«Починим книги» - формировать умение аккуратно пользоваться клеем, воспитывать бережное отношение к книгам.

«Каждой игрушке свое место» - воспитывать аккуратное, бережное отношение к игрушкам.

Прогулка

Индивидуальная работа прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться.

 Цель: развивать ловкость.

Максим, Настя, Соня, Тая

П /игра «Ловишки» - действовать по сигналу, воспитывать интерес к подвижным играм. Игровое упражнение: «Попади в круг»

Развивать умение бросать предметы в определённое место двумя руками.

. «Составить фигуру девочки (мальчика)».

( блоки Дьенеша)

Дидактическая игра «Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Самостоятельная деятельность: предложить детям поиграть в с/ролевые игры «Больница» «Магазин» - следить за ходом игры.

Дидактическая игра «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое»

 Памятка для родителей «Безопасность детей – забота взрослых».

Подбор пальчиковой и дыхательной гимнастик; подвижных, дидактических и речевых игр; артикуляционных упражнений.

прочитать стихотворение К.И. Чуковского «Мойдодыр» (посмотреть мультфильм) и побеседовать о значении гигиенических навыков для здоровья;

Оформление родительского уголка: Памятки родителям «Профилактика от гриппа», «Плоскостопие и как его избежать».