Характеристика профессиональной деятельности педагога -психолога МБДОУ № 70 г.Шахты Песковой Юлии Владимировны

Пескова Юлия Владимировна

Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании:

Образование:

2006-2011 годы, Шахтинский филиал Южно-Российского Гуманитарного Института, квалификация:  Психолог. Преподаватель психологии, специальность: «Психология». 

Педагогический стаж: 6 лет

Квалификационная категория: нет

Дополнительное профессиональное образование:

2011 год,  Центр психологической помощи и социальной поддержки г. Шахты, интенсивный тренинг по теме: «Принятие и оказание психологической поддержки», 12 часов.

2013 год, Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи», по программе: «Информационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности: Формирование информационного пространства как необходимое условие профессиональной эффективности», 72 часа.

2017 год, Центр психолого-педагогического сопровождения г. Шахты, семинар «Федеральные государственные стандарты дошкольного общего образования, детей с ограниченными возможностями и здоровья как гарантия сохранения единого образовательного пространства и получения образования».

2017 год, Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет», по программе: «Специфика организации и проведения коррекционной работы при различных нарушениях речи и расстройствах поведения у детей в условиях ФГОС», 72 часа.  

2017 год, Интерактивный педагогический портал Мерсибо, мастер-класс  по теме: «Нейропсихологический подход к развитию и обучению леворуких детей: основные направления коррекционно-развивающей работы логопеда и психолога», 3 часа.

2018 год, Методическое объединение педагогов-психологов г. Шахты по теме: «Информационное и организационное единство служб сопровождения в ОО на территории муниципального образования г. Шахты».

2018 год, Центр психолого – педагогического сопровождения г. Шахты, семинар по теме: «Инновационные решения в образовании».

2019 год, авторский семинар – практикум Фатхи О.Г. по теме: «Методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений».

Перечень программ, методических разработок:

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, для успешной реализации Основной образовательной программы в ДОУ созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития. Учитывая требования стандарта и специфику дошкольного учреждения, Песковой Ю.В. были разработаны:

  • Рабочая программа от 2-х до 7-ми лет, психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса дошкольного учреждения, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного учреждения, утвержденная приказом заведующего, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 70», приказ № 221 от 26.08.2016 года.
  • Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию «Иду Дорогою добра» от 3 до 6 лет, составлена на основе парциальной программы Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаевой, Л.И. Юговой «Дорогою добра» с учетом ФГОС, приказ № 236 от 31.08.2018 года.
  • Индивидуальные адаптационные маршруты, разработанные на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
  • Разработаны индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ на основании примерной образовательной программы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  • Цикл психолого-педагогических занятий по социально-коммуникативному развитию на основании программы «Цветик-семицветик» Н.Куражевой.
  • Проект: неделя психологии в ДОУ по теме: «Пусть в нашей жизни всегда будет место друг для друга!». Проект направлен на ознакомление детей и родителей с психологией, на взаимодействие детей, воспитателей и родителей.
  • Картотека арт-терапевтических игр с камушками «марбл» для занятий с детьми.
  • Цикл тренинговых занятий с родителями и педагогами «Погружение в детство».

Представление адреса интернет - ресурса:

Адрес личного сайта, блога и т. д, где можно познакомиться с публикуемыми  методическими материалами:

 http://mbdou70.ru/;

  http://www.maam.ru/users/Uka151081 ;

 https://nsportal.ru/peskova-yuliya-vladimirovna ;

https://www.b17.ru/ukapesk/

Публикации:

Год

Тема публикации

Адрес публикации

2017

Конспект развлечения, посвященный Дню знаний «С Новым учебным годом! » 

https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-ko-dnyu-znanii-s-novym-godom.html

2017

Аналитический отчет педагога-психолога о проведенной диагностике готовности к школьному обучению. Перечень использованных методик и результативные данные.

 

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/190138.html

 

2017

Готовый бланк, форма для заполнений индивидуальной карты психологического исследования дошкольника.

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/190138.html

2018

Конспект занятия психолога в младшей группе «Знакомство с хорошими словами».

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-psihologa-v-mladshei-grupe-znakomstvo-s-horoshimi-slovami.html

2018

Открытое занятие для детей средней группы (4–5 лет) с использованием методики «Кубики Кооса».

https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-zanjatie-dlja-detei-srednei-grupy-4-5-let-s-ispolzovaniem-metodiki-kubiki-kosa.html

2018

Неделя психологии в ДОУ «Пусть в нашей жизни всегда будет место друг для друга!»

https://www.maam.ru/detskijsad/nedelja-psihologi-v-dou-pust-v-nashei-zhizni-vsegda-budet-mesto-drug-dlja-druga.html

2019

Подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие с элементами тренинга «Умею ли я дружить?»

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/02/15/podgruppovoe-korrektsionno-razvivayushchee

2019

Мастер-класс с родителями «Погружение в детство».

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/15/master-klass-s-roditelyami-pogruzhenie-v-detstvo

 

 

Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние   3 года:

Я работаю на основании следующих документов:

1. Конституцией РФ;

2. Конвенция о правах ребенка;

3. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

5.Профессиональный стандарт педагога-психолога;

6. Приказ Минобразования России от 22 октября 1999 года  № 636 «Положение о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации»;

7. Письмо Минобразования России от 24 декабря 2001 года  № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
8. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 года  № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
9. Письмо Минобразования России от 01 октября 2008 года № 06-14-23 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»;

10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №163 от 24.03.2015 года «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога  образовательных организаций Ростовской области».

11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №49 от 31.01.2011 года «Об утверждении Положения о кабинете педагога-психолога».

Профессиональные навыки:

  • проведение индивидуального,  группового и подгруппового консультирования участников образовательного процесса;
  • проведение психологического тестирования и обработки полученных результатов; входная и выходная диагностика готовности к школе старших дошкольников;
  • составление психологических портретов дошкольников по запросу воспитателя или родителей;
  • составление заключений, характеристик, представлений на ребенка по запросу родителей и для ПМПК;
  • проведение психологических тренингов для педагогов и родителей;

проведение совместных детско-родительских тренингов;

опытный пользователь ПК;

В своей деятельности я определяю и реализую следующие задачи:

  • создаю условия для обеспечения укрепления психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и способствовать оптимальному  развитию личности;
  • осуществляю психолого-педагогическую диагностику готовности детей к школьному обучению и усвоения ребенком общеобразовательной программы при переходе из одной возрастной группы в другую;
  • исследую динамику интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные психологические диагностики;
  • формирую социально-коммуникативные навыки, по средствам групповых и подгрупповых занятий;
  • повышаю уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на качество психофизиологического здоровья.

 Работаю по следующим направлениям:

1. Консультативное

Консультативная работа ведется в двух формах: индивидуальная и групповая, для родителей, администрации и  педагогов.

Консультирование администрации ДОУ по вопросам управления педагогическим коллективом.

Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей с учетом их возрастных особенностей, психического и личностного развития.

Проводимая консультативная работа достаточно эффективна и позволяет решить все необходимые задачи консультативной деятельности.

2. Диагностическое

Диагностическая деятельность дает возможность провести анализ развития познавательных способностей дошкольника. Выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. А так же, для дальнейшего формирования групп по коррекционно-развивающей деятельности.

Для проведения психологической диагностики имеется достаточный набор диагностических методик.

Диагностическая работа проводится по плану работы психолога, запросам администрации ДОУ, воспитателей, родителей.

3. Развивающая и психокоррекционная работа

Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа ведется с дошкольниками, в соответствии с планом работы. Она направлена на развитие у детей  более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и социально-коммуникативных  сферах. 

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  • создание условий для успешной коррекции эмоционального состояния ребенка;
  • работа со страхами и повышенной тревожностью;
  • работа с агрессивным поведением ребенка;
  • развитие социально-коммуникативных навыков.

4. Просветительско-профилактическое направление:

Применяю информационно-коммуникационные технологии: методические материалы на личном сайте, личном блоге педагога-психолога, в социальной сети работников образования, подготовка буклетов, памяток, компьютерные презентации, видеоматериалы, выступления на родительских собраниях, педагогических советах.

С детьми, родителями и педагогами провожу занятия с элементами тренинга,  круглые столы, дискуссии по проблемным вопросам, что обеспечивает развитие критического мышления.

В работе используются следующие диагностики и методики:

 

Направления работы

Диагностический инструментарий

1.Психологическое сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду.  

Метод: наблюдение

2. Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой

3. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной аффективно-эмоциональной сфер.

Диагностический комплект Н.Я. Семаго

 

4. Экспресс-диагностика развития психических процессов у   детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы  

«Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко

5. Исследование интеллекта и поведения

Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (Белопольская Н.Л)

6. Диагностика нарушений психического развития у детей

Комплект диагностических материалов «Лилия» О.Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция»

7. Уровень невербального интеллектуального развития

Тест «Прогрессивные матрицы Равена»

8. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценивать различные характеристики мышления, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов; исследование процессов понимания явного и скрытого смысла сюжета; исследование целостного восприятия, возможность создавать и узнавать предметы

Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву (стандартный набор изображений);

Методика «Исключение предметов ( 4 лишний)» Белопольская Н.Л.

Методика «Понимание смысла сюжетных картинок» Белопольская Н.Л.

Методика «Разрезные картинки»

 Белопольская Н.Л.

 

9. Исследование готовности детей к обучению в школе

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека

10. Исследование умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Методика «Домик» Н.И.Гуткина

11. Оценка психологического состояния и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностика психических заболеваний

Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи) А.Л. Венгер

12. Особенности личностного развития: Изучение самооценки дошкольников, представление ребенка от том как оценивают его другие люди.

Методика самооценки «Дерево» Д. Лампен, в адапт. Л.П. Пономаренко;

Методика «Лесенка» В.Г.Щур (модиф. А.М. Прихожан)

13. Выявление формирования внутренней позиции дошкольника готовности к школе

Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан);

Беседы о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)

14. Определение тревожности и выявление страхов у детей. Коррекционная работа со страхами.

Тест тревожности Р.Тэмпл, М. Дорки, В.Амен

Тест «Страхи в домиках» (модиф. М.А. Панфиловой)

 

Обобщенные итоги работы за 2016-2019 годы

Эффективность профессиональной деятельности, характеризуется выполнением всех поставленных задач. С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом и специалистами ДОУ, были созданы благоприятные условия для нахождения детей в  дошкольном учреждении, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями для подготовки ребенка к жизни в современном обществе.

В детском саду,  обучается и воспитывается 424 ребенка, количество групп - 20. Психологическим сопровождением,  были охвачены все дети ДОУ.

Динамика диагностической работы.

В течение 2016-2019 годов педагогом – психологом ведется диагностическая работа. 180 детей прошли период адаптации, в процессе осуществлялось наблюдение, по результатам которого разрабатывались индивидуальные адаптационные маршруты. Грамотно построенная совместная работа с воспитателями и родителями, способствовала следующим результатам.

Сравнительный анализ адаптации детей:

Учебный год

Начало учебного года (в %)

легкая

средней тяжести

тяжелая

2016/2017

37.5%

59%

- 3,5%

2017/2018

68%

30%

- 2%

2018/2019

79%

19,5%

- 1,5%

 

Так же, в течение данного периода, проводилось диагностическое обследование    детей по эмоциональному развитию.

Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 4 - 5 лет.

Учебный год

Воспринимают графическое

изображение эмоций

Распознают эмоциональное состояние своё и людей

 

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

2016/2017

31%

84%

65%

78%

2017/2018

51%

83%

74%

96%

2018/2019

52%

84%

63%

 

 

Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 6 - 7 лет

 

Учебный год

Воспринимают графическое

изображение эмоций

Распознают эмоциональное состояние своё и людей

 

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

2016/2017

84%

86%

78%

86%

2017/2018

83%

89%

86%

88%

2018/2019

84%

92%

89%

-

 

По итогам диагностического обследования, на начало учебного года, была отобрана группа детей для психолого-педагогических занятий на основе программы «Цветик - семицветик» Н.Ю. Куражевой по социально-эмоциональному развитию детей. В результате этих занятий, динамика на конец учебного года значительно улучшилась.

Сравнительный анализ по готовности к обучению в школе.

С детьми, подготовительных к школе, а также старших групп, использовалась диагностика Керна - Йерасика «школьная зрелость», для выявления у детей уровня готовности к школьному обучению. А также методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан); Беседы о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)

- Готовы, к началу регулярного обучения – 69% детей.

- Условно готовы к началу обучения – 21% детей;

- Не готовы  к началу регулярного обучения –10% детей.

После диагностики была сформирована группа детей, с которыми в течение учебного года проводились групповые и индивидуальные занятия по программе В.Л. Шарохиной «Психологическая подготовка детей к школе» с целью развития познавательной сферы у старших дошкольников.

Повторная диагностика, на конце года, по методике Н. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения» показала:

 Результаты уровня готовности детей к обучению в школе

Учебный год

Готовы

Условно готовы

Не готовы

 

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

2016/2017

57%

67%

26%

10%

13%

3%

2017/2018

59%

70%

28%

25%

11%

2%

2018/2019

74%

-

31%

-

10%

-

 

Вывод: проведенная в 2016-2019 учебных годах работа носит положительный характер, одобрена администрацией образовательного учреждения. Улучшились результаты по подготовке детей к школьному обучению, благодаря проведению индивидуальных и групповых занятий с детьми по развитию и коррекции познавательных процессов. Повысился уровень мотивационной готовности к школьному обучению. При работе с семьями, повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей. В дальнейшем, планирую продолжить работу по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.