Конспекты уроков

Хулер-оол Аясмаа Дойлусовна

Разработанные открытые уроки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 г. Чадана

УРОК  ФИЗИКИ  

 В  7  КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

«СИЛА ТРЕНИЯ»

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:  

Хулер-оол Аясмаа Дойлусовна

Урок физики в 7-м классе по теме "Явление трения. Сила трения"

Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;

 выяснить  причины появления силы трения и виды трения.

Задачи, решаемые на уроке:

              А) Обучающие:

              Формирование навыков работы с физическими приборами;

              Умение строить  гипотезу и подтверждать её опытом;

              Умение самостоятельно делать вывод.

          Б) Развивающие:

              Развитие речевых навыков;

              Развитие способности к анализу и синтезу;

В) Воспитательные:

              Развитие стремления к познанию и интереса к предмету.

Оборудование: штатив, небольшая наклонная плоскость, тележка, коробочка с песком, 2 полоски наждачной  бумаги, 2 пластинки из стекла, динамометр, набор грузов с крючком с двух сторон, структурная схема урока.

Дополнительное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент.

               Итак, начнем мы наш урок,
              Пусть он всем пойдет вам впрок.
              Будем слушать, отвечать,
              И задачки  порешать!
(СЛАЙД 1)

2. Мотивация урока

Ребята на протяжении нескольких недель мы с вами изучали тему: “Взаимодействия тел”, где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. На сегодняшнем уроке мы разберем такую знакомую, но таинственную силу – силу трения, но сначала необходимо повторить полученные знания по теме.

3. Проверка знаний , полученных на предыдущих уроках

Физический диктант. (СЛАЙД 2, 3, 4). Подготовить листочки для диктанта.

  1. Что является мерой действия одного тела на другое?
  2. Какой буквой обозначается сила?
  3. В каких единицах измеряется сила7
  4. Как называется прибор для определения силы?
  5. Как называется сила притяжения к Земле? Запишите формулу.
  6. Какая сила действует на пружину?
  7. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется …

СЛАЙД 5

Задача 1

Вычислите силу тяжести, действующую на мальчика массой 36 кг.

Задача 2

Какая сила тяжести действует на тело массой 250 г?

Задача 3

 Вычислите вес мраморной плиты объемом  0,12  м3. Плотность мрамора 2700 кг/м3.

Сдайте, пожалуйста, ребята, свои листочки, я проверю их в конце урока и всем выставлю оценки.

4. Постановка цели урока.

Ребята, мы с вами сейчас повторили тему: “Взаимодействия тел”, именно силы. Теперь нам необходимо изучить, на мой взгляд, одну из самых важных сил – силу трения, которая играет очень важную роль в нашей жизни. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; экспериментальное установление зависимости силы трения, так же определение положительной и отрицательной роли силы трения в жизни человека. (СЛАЙД 6)

Итак, мы начинаем. Тема урока: «Явление трения. Сила трения». Запишите в тетрадь число и тему урока.  (СЛАЙД 7) Ребята, вам в начале урока розданы листы, где имеется схема изучения темы нашего урока. Пожалуйста, в течение этого урока используйте эту схему для запоминания основных, важных моментов этого урока.

5. Изучение нового материала

Опыт 1: “Наблюдение явления трения”. (СЛАЙД  8, 9)

Ребята, проведем эксперимент. На наклонно закрепленный в штативе желоб, положим шарик и отпустим его. Шарик скатывается на поверхность стола, катиться по ней и останавливается. Если на стол посыпать песок, то шарик прокатится на значительно меньшее расстояние. Остановка шарика свидетельствует о том, что на него подействовала сила, вызванная действием на шарик поверхности стола. Как вы, думаете, что это за сила? Это сила трения. Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах? Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

Выводы:

- Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение?

Варианты ответа: сопротивление движению, механическое сопротивление движению.

Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела.

Определение (СЛАЙД 10): Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Слайд 12

(СЛАЙД 11) Когда возникает трение? Только при движении? Существует ли трение у покоящегося тела? Какие виды сил трения существуют? Что вы можете сказать о сравнительной величине сил трения?

Опыт 2 и 3. “Выяснение причин возникновения трения”.

Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.

Опыт 2(СЛАЙД 12): возьмем 2 стеклянные пластины, прижмем их друг к другу, а затем сдвинем одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

(СЛАЙД 13)Капнем пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторим опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт 3(СЛАЙД 14): возьмем 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрим поверхность этих тел. (СЛАЙД 15) Сложим 2 полоски наждачной бумаги с шероховатыми сторонами друг к другу и попробуем сдвинуть их относительно друг друга.

Назовите 2 причины возникновения трения. (СЛАЙД 16)

Выводы:

  • шероховатость поверхности.
  • Молекулярное взаимодействие.

Направление силы трения (СЛАЙД 17)

Какую силу показывает динамометр?

Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

Выводы (СЛАЙД 18): - сила трения направлена в сторону, противоположную движению;

-имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения

тела с поверхностью;

 От каких факторов еще может зависеть сила трения?

Вывод (СЛАЙД 19): сила трения зависит от материала, из которого изготовлены тела, и от качества обработки их поверхностей.

(СЛАЙД 20)Сила трения зависит от:

  • силы тяжести, действующей на движущееся тело;
  • качества поверхности;
  • площади трущихся поверхностей;
  • вида трения

Можно выделить три вида сил трения: (СЛАЙД 21)

1.Трения скольжения (санки)

2.Трения качения (колёса)

3.Трения покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу)

Полезна ли сила трения всегда и везде?

Иногда трение приносит вред, тогда его стараются уменьшить, а иногда сила трения, если имеет маленькое значение, то его увеличивают.

Как уменьшить трение?  (СЛАЙД 22)

Шлифовка деталей трущихся  поверхностей и подшипники.

  • Смазка.

Чтобы увеличить трение, надо: (СЛАЙД 23)

  • Увеличить нагрузку (вес).
  • Увеличить шероховатости поверхностей.

Положительная и отрицательная роль трения

Как же можно использовать изученное явление в жизни? (СЛАЙД 24) Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике:

  • для передачи движения;
  • при обработке металлов и других материалов;
  • при сварке трением;
  • при заточке инструментов;
  • для скрепления материалов, деталей конструкций;
  • при шлифовке, полировке материалов и т.д.

Какую оценку можно дать роли трения в жизни? (СЛАЙД 25) Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

- подбирать материалы с низким коэффициентом трения;

- повысить качество обработки трущихся поверхностей;

- заменить трение скольжения трением качения;

- использовать смазку.

6. Закрепление изученного материала.

СЛАЙД 26(Задаются вопросы или, если время позволяет,  задача: Вычислите вес ученика массой 45 кг)

7.  Итоги урока.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД 27) § 30 – 33,  

Написать рассказ к структурной схеме изучения темы этого урока,  привести по 3 примера положительной и отрицательной роли трения.

(СЛАЙД 28)   СПАСИБО ЗА УРОК.



Предварительный просмотр:

Урок в 9-м классе по теме «Основные свойства и характеристики звуковых волн»

Цели урока:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Звуковые волны», изучение практической направленности полученных знаний.
  • Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать изучаемые факты; логически излагать мысли, развивать творческую активность учащихся.
  • Воспитательные: развивать интерес  к изучаемому материалу, способствовать формированию коммуникативных качеств, бережного отношения к своему здоровью, способствовать формированию научного мировоззрения.

Подготовительный этап.

ХОД УРОКА

В начале урока звучат звуки природы.

Учитель:

Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос…

Откуда звуки возникают,
Что слух нас всюду услаждают
Пора задуматься всерьез.

Человек живет в мире звуков. Звук это то, что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, гром во время грозы, шелест листьев, тиканье часов. О том, как рождаются звуки и что они собой представляют, люди начали догадываться  давно. Еще древнегреческий ученый Аристотель, исходя из наблюдений, верно, объяснил природу звука.

Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие, целью которого является повторение и обобщение темы «Механические колебания волны. Звук».  На пути нас  ждут много преград, преодолеть которые помогут ваши знания, которые вы получили на прошлых уроках. И так мы начинаем. У нас создана группа экспертов, которая подводит итоги после каждого этапа повторения темы «Звуковые явления».

  1. Проверка теоретических знаний о природе звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.
  • Какие волны называются звуковыми? (слайд 3)
  • А что можно сказать о звуковой волне? (слайд 4, анимация)
  • Что называется звуком? (слайд 5)
  • Звуковые волны с частотой менее 16Гц называются? (слайд 5)
  • Звуковые волны с частотой более 20000Гц называются? (слайд5)
  • Раздел механики, изучающий звук?  (слайд 6)
  • В каких средах распространяется звук?  (слайд 7)
  • Условия, необходимые для возникновения звука? (слайд 8)
  • Какие бывают источники звука (слайд 9)
  • Камертон  (слайд 10)

Закрепление теоретических знаний о природе звука.

В качестве закрепления знаний о природе звука, учащиеся  отвечают на вопросы физического диктанта. Работу выполняют на отдельных листках, затем сдают экспертам. Потом на слайде будет показаны правильные ответы.

Физический диктант  ((Приложение 1).

«Веришь – не веришь» (слайд 11,12,13)

Учитель. Ребята, а сейчас у нас повторение и закрепление характеристик звука

  1. Проверка теоретических знаний о характеристиках звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.

Характеристики звука

У звука существуют различные характеристики. Они подразделяются: на

Объективные и субъективные  (слайд 14)

  • Субъективные: громкость, высота, тембр.
  • Объективные физические характеристики звука: Скорость, период, частота, длина волны, энергия, амплитуда.
  • От какой величины зависит громкость звука? (слайд 15) (Ответы учащихся).
  • От какой величины зависит высота тона?  (слайд 16, слайд 17 анимация) (Ответы учащихся).

Единица измерения тона – Герц.

Наиболее чувствительны наши органы слуха к частотам в диапазоне от 700 до 6000 Гц.

На доске представлена сравнительная таблица:

Частотный диапазон при обычном разговоре:

  • Мужчины 85 – 350 Гц. (включается фрагмент записи Ф. И. Шаляпина), (слайд 18)
    Женщины 160 – 340 Гц.
     Сопрано – 260-1050Гц
  • (фрагмент записи Г.П.Вишневской) (слайд 19)

Примерная частота колебаний голосовых связок при пении:

Бас 80 – 350 Гц.
Баритон 110 – 400 Гц.
Тенор 130 – 520 Гц.
Сопрано 260 – 1050 Гц.
Альт 260 – 1050 Гц.
Колоратурное сопрано 330 – 1400 Гц.

      Звуки с частотой выше 3000 Гц в качестве самостоятельный музыкальных тонов не используются, т.к. слишком резки и пронзительны.

Кроме громкости и высоты тона, музыкальные звуки характеризуются еще одним важным понятием – тембром звука.

  • Что такое тембр звука? (Слайд 18)

Получить чистый звук со строго определенной частотой колебаний, даже при полном отсутствии посторонних шумов, очень трудно, и вот почему. Любое колеблющееся тело издает не  только один основной звук. Его постоянно сопровождают звуки других частот. Эти «спутники» всегда выше основного звука и называются обертонами, т. е. верхними тонами. Именно они и позволяют нам отличать звук одного инструмента от другого и голоса различных людей, если даже они равны по высоте. Каждому звуку обертоны придают своеобразную окраску, или, как говорят, тембр. Если основной звук сопровождается близкими ему по высоте обертонами, то сам звук кажется мягким, «бархатным». Когда же обертоны значительно выше основного тона, мы говорим о неприятном «металлическом» голосе или звуке.

  • Объективные физические характеристики звука:

Скорость, период, частота, длина волны, амплитуда

  • Скорость (слайд 21)

Скорость звука зависит от свойств среды, в которой распространяется звук. В настоящее время скорость звука может быть измерена в любой среде.

Скорость звука в различных средах, м/с (при t = 20 0С)

Воздух

343

Дерево (ель)

5000

Вода

1483

Сталь

5000-6100

Гранит

3850

Стекло

5500

Медь

4700

  • Что называется длиной волны? (слайд 22)
  • Что называется периодом колебания? (слайд 23)
  • Что называется амплитудой колебания? (слайд 24)
  • Что называется частотой звука? (слайд 25)

Закрепление теоретических знаний  об объективных и субъективных характеристик звука. (Приложение 2)

В качестве закрепления знаний объективных и субъективных характеристик звука. Учащиеся  выполняют задания на соответствие. Работу выполняют на отдельных листках, затем сдают экспертам. Потом на слайде будет показаны правильные ответы.

  1. Проверка теоретических знаний о свойствах звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.
  • Какими свойствами обладают звуковые волны? (слайд 26)

Мягкие, пористые тела – плохие проводники звука. Звуковые волны в них затухают, поглощаются. Это свойство звуковых волн называется поглощение.

Вторым свойством звуковой волны является ее отражение.

Учитель. Как вы думаете, какое это явление? Эхо.

Легенда о Эхо 

Название «эхо» связано с именем горной нимфы Эхо, которая, согласно древнегреческой мифологии, была безответно влюблена в Нарцисса. От тоски по возлюбленному Эхо высохла и окаменела, так что от нее остался лишь голос, способный повторять окончания произнесенных в ее присутствии слов.

  • Что такое эхо? ( Слайд 27)
  • На какой местности горной или равнинной возникнет эхо? 
  • Почему мы не слышим эхо в нашем классе? 

Закрепление физических характеристик звука. (Приложение 3)

А теперь постараемся рассчитать физические характеристики звука (слайд 28)

Учащиеся выбирают уровень, решают  задачу,  сдают эксперту. Потом на слайде будет показаны правильные ответы

Учитель. Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой.

  • Демонстрация учащимися простых опытов со звуком.

1. «Поющий бокал». Мокрой подушечкой указательного пальца провести по торцу тонкого стакана, заполненного жидкостью, и стакан «запоет».

(При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А так как бокал — твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора).

2. «Проследи, как распространяется звук».

Опыт проводится с пластиковой бутылкой, у которой срезана нижняя часть и закрыта куском пакета или пленки, прикрепленного с помощью резинки. Если кончиками пальцев стукнуть по пленке, то пламя свечи около горлышка бутылки погаснет.

(Ударяя по натянутой пленке, вызывается сотрясение маленьких частиц воздуха, находящихся возле пленки внутри бутылки. Эти колеблющиеся частички передают колебания все дальше и дальше следующим частичкам.. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя).

Учитель. Ощущение звука возникает при воздействии на органы слуха волн, распространяющихся в воздухе или других средах. Естественным приемником звуковых волн является ухо

Подведение итогов урока

Домашнее задание. Повторить §37-41. решить 2 расчетные задачи, сочинить стишок в стиле синквейн про звуковые волны.

1. Человек услышал звук грома через 10 с после вспышки молнии. Считая, что скорость звука в воздухе 340 м/с, определите, на каком расстоянии от человека ударила молния.

2. Колебания мембраны с частотой 200 Гц в газе создают звуковую волну, распространяющуюся со скоростью 340 м/с. Определите длину этой звуковой волны.