Мои технологии

Земская Наталия Аполлоновна

Технологии для детей младшего и среднего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология использования русского фольклора

в работе с детьми младшего и среднего возраста.

Цель использования технологии.

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности.

Знакомство с произведениями народного творчества проходило последовательно в соответствии с различными жанрами фольклора.

Тема 1. Заучивание потешек, прибауток.

Тема 2. Пение колыбельных песен.

Тема 3. Проведение народных игр.

Тема 4. Чтение и инсценировка сказок.

Параллельно осуществлялось общение педагогов с коллегами из Болгарии, обмен фольклорными произведениями и знакомство детей с произведениями болгарской литературы.

Результат использования технологии.

Использование технологии позволило:

- сформировать у детей интерес к художественным произведениям,

- познакомить с различными видами русского народного творчества,

- осуществить логопедическую работу по развитию различных сторон речи, повысить уровень развития просодической и диалогической стороны речи, увеличить речевую активность,

- повысить уровень развития различных сторон речи.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский фольклор для детей младшего дошкольного возраста.

Фольклор -  устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности, источник национальных художественных традиций. Фольклор - массовое творчество. Произведения фольклора анонимны, их автор народ (Зуева Т.В. [2]).

Детство - период расцвета в жизни человека. Поэтому задача взрослых – с раннего детства прививать детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развивать у малышей такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Русский фольклор – яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Фольклор – устное народное творчество. Это коллективная, творческая деятельность народа, которая отражает его жизнь, взгляды, идеалы. Это источник национальных художественных традиций.

Знакомство детей с русским фольклором является одним из разделов «Художественно-эстетического развития» программы «От рождения до школы» (Веракса Н.Е. [4]).

В работе с детьми особое значение имеет обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, прибаутки, сказки наилучшим образом открывают ребенку жизнь общества, окружающий мир. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Цель работы: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи:

  1. Знакомство детей  с произведениями русского народного творчества.
  2. Использование русских произведений в разных видах деятельности.
  3. Развитие устойчивого интереса к художественным произведениям.
  4. Совершенствование всех компонентов устной речи.
  5. Знакомство с произведениями болгарской литературы.
  6. Приобщение детей к национальной культуре.

Русский фольклор очень разнообразен. Он представлен различными произведениями, среди которых колыбельные песни, потешки, прибаутки, игры, загадки, сказки (Зуева Т.В. [2]).

Потешки, прибаутки. Это небольшие песенки и стишки, сказочки и истории, которые сопровождают игры ребенка («Водичка-водичка», «Ладушки, ладушки»). Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Важное значение в потешках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

С помощью прибауток дети знакомятся с окружающим миром. Это знакомство проходит в виде игры. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки и истории в стихах.

Потешки и прибаутки бывают разными по содержанию. Одни побуждают к действиям, другие, наоборот, успокаивают, настраивают на отдых.

Хорошо подобранные, рассказанные с выражение потешки и прибаутки помогают установить контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции. Поэтому они должны быть понятными ребенку и соответствовать уровню его развития.

Потешки и прибаутки бывают разными по содержанию. Одни побуждают к действиям, другие, наоборот, успокаивают, настраивают на отдых.

«Пальчик-мальчик»

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел!

Колыбельные песни. Это песни, которые поет мама своему малышу, чтобы успокоить его и помочь заснуть («Баю-бай», «Маленькие заиньки»). Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька. Малыш еще не понимает слов, но понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает, что его любят, мама рядом и всё хорошо.

«Спи, моя радость, усни!»

Спи, моя радость, усни!

В доме погасли огни;

Пчелки затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит…

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!

«Маленькие заиньки».

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Игры с элементами фольклора. Игры отражают быт и серьезные жизненные ситуации: охота, жатва, посев. Точное воспроизведение таких дел в их строгой последовательности имело цель путем многократного повторения игровых действий с малых лет привить ребенку уважение к существующему порядку вещей и обычаям, научить его правилам поведения. Игра - это подготовка к жизненной борьбе и труду. Сами названия игр - “Волк и овцы”, “Медведь в бору”, “Волк и гуси”, “Коршун” - говорят о связи игр с бытом и жизнью сельского населения. В играх сочетаются важные требования и принципы народной практической педагогики.

«Волк и овцы».

Один из игроков назначается пастухом, другой волком, остальные овцами. На площадке для игры помечаются два загона и логово для волка. Пространство между загонами называется полем. Овцы встают в один загон, а пастух встает в поле вблизи загона. Волк ждет в логове, пастух перегоняет овец из одного загона в другой, волк при этом старается поймать овец, пастух их защищает. Волк может ловить только в поле. Пойманная овца становится помощником волка. В следующий раз волк выходит со своими помощниками. Число помощников постепенно увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока волк не поймает всех овец.

Загадки.  Загадка представляет собой краткое образное определение, описание предмета или явления, но в иносказательной, затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Золотое коромысло

Над рекой повисло.

(Радуга) 

Лежит — молчит,

Подойдешь — заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да побежала. (Еж)

Считалки. Это небольшие стишки, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи — тебе водить!

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

Русские народные сказки. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку, - сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. «Волк ловит рыбу - опустил хвост в прорубь и приговаривает: “Ловись, рыбка, и мала и велика!» (“Лиса и волк”). «Лиса извещает тетерева о новом “указе” - тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит» (“Лиса и тетерев”). Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история, описанная в сказке. Самые элементарные и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

Пословицы, поговорки. Пословица – краткое мудрое выражение с поучительным смыслом. Содержит законченное суждение, вывод. Поговорка – меткое, образное выражение, которое не наставляет, не поучает, а сообщает. В поговорке нет суждения, вывода.

Примеры поговорок: «Когда рак на горе свистнет», «Остаться у разбитого корыта», «Глаза боятся, а руки делают», «Где ум, там и толк».

Примеры пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь — один отрежь», «Кто не работает, тот не ест».

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Мы разделили указанные виды фольклора на разные темы и постепенно знакомили детей с традициями и бытом русского народа.

Тема 1. «Потешки, прибаутки». Заучивание потешек прибауток («Водичка-водичка», «Ладушки, ладушки») в процессе умывания детей, одевания и др.

Тема 2. «Колыбельные песни». Пение колыбельных песен («Баю-бай» и др.) в сюжетно-ролевых играх или детям перед сном.

Тема 3. «Игры с элементами фольклора». Проведение игр «Волк и овцы», «Гуси и волк» на прогулке и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Тема 4. «Чтение и инсценировка сказок» («Теремок» и др.).

 

Ознакомление малышей с русским фольклором проходит в таких формах работы, как:

1. Индивидуальное общение педагогов с детьми.

2. Различные виды занятий воспитателя и логопеда с детьми.

3. Совместная деятельность в режимных моментах.

4. Праздники и досуги.

Технология осуществляется с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В рамках российско-болгарского проекта «Ребенок в мире без границ» проводится обмен опытом с болгарскими коллегами. Мы делимся с ними материалом, представленным в данной технологии. Передаем материал, содержащий различные фольклорные произведения по темам и описание работы. В свою очередь болгарские коллеги знакомят нас со своими национальными литературными произведениями и праздниками.  

Трансляция опыта болгарским  коллегам  в форме:

- писем;

- видеопрезентаций;

- фотографий;

- обмена литературой.

При подборе литературных произведений мы использовали книги Князевой О.Л. [3], «Русские детские сказки» Афанасьева А.Н. [1], «Тараторки» [7], «Сказки-подсказки» [6], «Русские народные сказки» [5] и др.

В логопедической работе с детьми на материале литературных произведений мы проводили работу по развитию понимания и активизации речи, интонационной выразительности, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, а также по автоматизации поставленных звуков.

Тема 1 «Потешки, прибаутки».

Потешки и прибаутки можно использовать в различных видах деятельности:

  1. На физкультурных занятиях.
  2. В быту (умывание, одевание, прием пищи, подготовка ко сну и др.).
  3. В игре.
  4. На музыкальных занятиях.
  5. При наблюдениях за природой и животными.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Расти коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся!

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

Петушок-петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поешь,
Саше спать не даешь?

Тема 2. «Колыбельные песни».

В нашем детском саду укладывая детей спать, мы включаем колыбельные песни. Тихая спокойная музыка  и нежные ласковые голоса успокаивают малышей и они засыпают.

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок

Под ракитовый кусок.

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

Тема 3. «Игры с элементами фольклора».

 «Гуси- лебеди»

На площадке, на расстоянии 10-15 метров чертятся две линии - два «дома». В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между «домами под горой» живет «волк» - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: - Гуси, гуси! - Га-га-га. - Есть хотите? - Да-да-да. - Так летите! - Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой. После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».

Тема 4. «Чтение и постановка сказок».

В приложении представлены сценарии спектаклей русских и болгарских сказок.

Таким образом, нами проводилась последовательная работа по знакомству детей с произведениями русского фольклора.

Использование технологии позволило сформировать у детей интерес к художественным произведениям, познакомить с различными видами русского народного творчества, повысить уровень развития просодической стороны речи, диалогической речи, увеличить речевую активность.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЯЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Разработка и применение технологии осуществляется на протяжении нескольких лет с детьми младших и средних групп с речевыми нарушениями.

Представленная технология охватывает различные стороны речевого развития, но в наибольшей степени оказывает влияние на развитие связной речи.

Ниже представлена сводная таблица данных с 2020 по 2019 учебный год.

Таблица 1. Показатели развития связной речи.  

учебный год

начало-конец года

норма

средний

низкий

2020-2021

сентябрь

0

33

67

май

7

46

47

2021-2022

сентябрь

0

61

39

май

35

58

7

2022-2023

сентябрь

25

25

50

май

35

49

16

На протяжении всех лет в конце учебного года наблюдалась динамика в развитии связной речи. У детей возрос интерес к художественным произведениям и русской культуре, увеличился уровень просодических компонентов речи, диалогической речи, возросла речевая активность. Дети научились понимать и пересказывать сюжетные произведения.

В конце каждого учебного года отмечалось преобладание нормального и среднего уровня развития связной речи.

В разные года обучения низкий уровень развития сократился. Увеличилось число детей с уровнем, соответствующим возрастной норме.

Список литературы

  1. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. – М.: Детская литература, 1987. – 239 с.
  2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 304 с.
  4. От рождения для школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 0 368 с.
  5. Русские народные сказки / Сост. В.П. Аникина. – М.: Детская литература, 1987. – 719 с.
  6. Сказки-подсказки. Русские народные сказки в обработке В. Безбородова. – Союз социальной защиты детей, Российское отделение Ассоциации всемирного образования. М.: 2007. – 32 с.
  7. Тараторки: Песенки и потешки. – М.: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2017. – 32 с.



Предварительный просмотр:

Технология развития дыхания у дошкольников

младшего и среднего возраста.

Цель использования технологии.

Развитие правильного дыхания, формирование грудобрюшного типа дыхания, выработка направленной воздушной струи.

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности.

  1. Изучение типа дыхания у детей.
  2. Подбор наглядных пособий для работы над дыханием.
  3. Систематизация различных приемов дыхательной гимнастики.
  4. Формирование грудобрюшного типа дыхания.
  5. Формирование направленной воздушной струи.
  6. Развитие артикуляционного аппарата.
  7. Нормализация звукопроизношения и просодических  компонентов речи.

Результат использования технологии.

Использование технологии позволило:

- выстроить последовательную работу по воспитанию правильного дыхания,

- подобрать наглядные пособия для работы над дыханием,

- систематизировать различные приемы дыхательной гимнастики,

- улучшить грудобрюшной тип дыхания,

- выработать направленную воздушную струю,

- начать работу по постановке правильного звукопроизношения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дыхание – физиологический процесс, обеспечивающий поступление кислорода к клеткам и тканям и удаление из организма образующейся углекислоты. Частота и глубина дыхания регулируется рефлекторно и зависит от выносливости дыхательных мышц. Главной движущей силой и активным участником процесса дыхания выступает диафрагма. Она задействована в разных типах дыхания, но степень ее участия разная (Воробьева Т.А. [3]).

Типы дыхания:

Грудной (верхнереберный) – дыхание осуществляется в верхних и средних отделах грудной клетки. Участие диафрагмы слабое. Грудное дыхание способствует перебору воздуха, короткому выдоху и утомлению.

Брюшной (диафрагмальный) – дыхание совершается в нижнем отделе грудной клетки. Такое дыхание ухудшает качество звука.

Грудобрюшной (диафрагмально-реберный) – дыхание совершается мышцами грудной клетки и брюшного пресса. Это наиболее глубокий и оптимальный  тип дыхания.

У большинства детей с нарушениями речи можно наблюдать нарушение дыхания.

Виды нарушения дыхания.

  1. Поверхностное дыхание, неритмичное.
  2. Укороченное прерывистое дыхание.
  3. Наличие дополнительных движений на вдохе и выдохе.
  4. Слабая, рассеянная воздушная струя.
  5. Задержка дыхания, дополнительные вдохи.
  6. Произнесение фраз на вдохе.
  7.  Назальный выдох.

Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. 

Почему вредно дышать через рот? Воздуха в легкие попадает значительно меньше, работают только верхние отделы, следовательно, организм получает меньше кислорода. Далее изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно.

Цель использования технологии. Развитие правильного дыхания, формирование грудобрюшного типа дыхания, выработка направленной воздушной струи.

Задачи работы.

  1. Изучение типов дыхания у детей.
  2. Подбор наглядных пособий для работы над дыханием.
  3. Систематизация различных приемов дыхательной гимнастики.
  4. Формирование грудо-брюшного типа дыхания.
  5. Формирование направленной воздушной струи.
  6. Нормализация звукопроизношения и просодических  компонентов речи.

Тренировать дыхание можно на различных занятиях:

- на музыкальных занятиях при выполнении вокальных упражнений;

- на занятиях ритмикой при выполнении специальных логоритмических упражнений;

- на занятиях по плаванию в бассейне под руководство тренера;

- на занятиях по развитию речи при выполнении физкультминутки;

- на подгрупповых занятиях по звукопроизношению и на индивидуальных логопедических занятиях при выполнении специальной дыхательной гимнастики

Требования к занятиям по работе над дыханием:

- выполнение дыхательных упражнений на протяжении всей коррекционной работы над звукопроизношением;

- выполнение упражнений в хорошо проветриваемом помещении;

- дозированность упражнений (3-5 раз за один прием);

- обработка инструментов перед каждым использованием;

- свободное, не напряженное положение тела при выполнении упражнений;

- не стоит проводить упражнения с детьми, страдающими респираторными заболеваниями.

Для работы над дыханием необходимо помнить о разных видах воздушной струи и учитывать это при последующей работе над постановкой правильного звукопроизношения.

Виды воздушной струи:

- широкая, теплая (при произнесении шипящих звуков) / узкая, холодная (при произнесении свистящих звуков);

- слабая / сильная;

- рассеянная / направленная.

Процесс формирования правильного дыхания, как и любой другой вид деятельности, имеет свою последовательность и особенности работы. Ниже представлена система работы по развитию правильного дыхания на протяжении учебного года.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Первоначально мы провели работу по изучению у детей типа дыхания, его объёма и длительности. Полученные данные были зафиксированы в речевой карте в соответствующих графах. Далее проводилась работа непосредственно по формированию правильного дыхания.

На основе различных методик (Воробьева Т.А. [3], Фомичева М.Ф. [4], Бурлакина О.В. [2], Янушко Е.А. [5]) мы выстроили систему работы над правильным дыханием и разделили ее на 4 этапа. Данная система рассчитана на работу с детьми с речевыми нарушениями и позволяет постепенно подготовить детей к работе над звукопроизношением.

 

Этапы и приемы работы

Упражнения

  1. этап. Научить делать вдох через нос с последующим плавным выдохом через рот, не надувая щеки.

Приемы:

выполнение ритмичных движений.

«Кораблик»

«Мишки-зайки»

«Ежик по лесу идет»

Параллельно по необходимости делать артикуляционную гимнастику и массаж для щек и губ.

  1. этап. Научить делать вдох через нос и сильный выдох через рот.

Приемы:

упражнения с движениями,

упражнения с предметами:

 - мяч (подбросить или прокатить – пропеть звуки),

 - дуть на желобки, ворота, катушки, машинки, вата,

 - дуть в дудочки и свистки,

 - дуть на бумажные пособия,

 - дуть на вертушки,

 - задания с водой,

 - использование зондов.

компьютерные игры

рисование дорожек (прямых, спиралевидных)

«Пропевание гласных звуков с движениями»

«Активная зарядка с гласными»

«Пропевание с ритмом»

«Пропевание гласных и их сочетаний с разной силой звучания»

«Формирование выдоха без речевого сопровождения»

Параллельно по необходимости делать артикуляционную гимнастику и массаж для щек и губ.

  1. этап. Отработка центральной воздушной струи.

Приемы:

- дуть на вертушки, катушки, шарики, бумажные пособия, вату,

- выполнять артикуляционные упражнения.

«Блинчик» научить распластывать язык.

«Заборчик» научить удерживать губы в улыбке.

Параллельно по необходимости выполнять логопедический массаж в зависимости от тонуса мышц.

4 этап. Отработка воздушной струи в зависимости от группы звуков

Приемы:

см. 3 этап +

- изолированное закрепление поставленного звука в движениях.

- для свистящих:

удерживать губы в улыбке

удерживать широкий язык

выработка центральной воздушной струи, направленной вниз.

- для шипящих:

удерживать округленные губы

удерживать язык чашечкой

выработка центральной воздушной струи, направленной вверх.

- для [р]:

удерживать язык вверху,

формировать сильный выдох.

- для [л]:

Формирование воздушной струи, проходящей между боковыми краями языка и щеками.

Традиционно работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (Акименко В.М. [1]). Далее следует провести дифференциацию ротового и носового дыхания. После чего ведется работа по формированию речевого дыхания. Далее вырабатывается центральная воздушная струя и струя, необходимая для постановки определенных групп звуков.

Вся работа по формированию правильного дыхания начинается с самого начала учебного года и строится последовательно в соответствии с вышеуказанными этапами.

Задания включаются как в подгрупповые, так и в индивидуальные занятия. Задания из первого и второго этапа проводятся со всеми детьми. Третий и четвертый этап проводятся в зависимости от конкретного вида нарушения звукопроизношения.

Ниже представлены некоторые игры и упражнения для каждого этапа.

1 этап.

Ежик по лесу идет

Он еду себе найдет,

Вот грибочек за пеньком,

Вот черника под кустом.

Ребенок стоит, руки на поясе. Делать вдох с одновременным поворотом головы вправо и отведением правой руки в сторону. После выдоха и возврата в исходное положение упражнение выполняется с поворотом влево.

2 этап.

«Дровосек»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

«Маятник»

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

3 этап.

Игра «Прокати мяч к воротам»

Дети сидят на стульях напротив друг друга. На столе лежит «футбольное поле» с воротами и мячик из пенопласта. Играющий должен дуть на мяч и попасть в ворота.

«Кто дольше сможет подуть на листики?»

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики. Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

4 этап.

«Остуди чай»

Закрепление умения направлять воздушную струю посередине языка вверх.

Улыбнуться, приоткрыть рот, установить язык в форме чашечки за верхние зубы и подуть вверх.

«Проведи линии».

Произноси звук [с] на одном выдохе.

Картинки по запросу насос раскраска СКартинки по запросу дорожки со звуком с

Картинки по запросу кран с водой раскраскаСКартинки по запросу дорожки со звуком с

Картинки по запросу ветер раскраскаСКартинки по запросу дорожки со звуком с

Таким образом, процесс воспитания у детей правильного дыхания должен проходить систематически, последовательно с учетом соблюдения всех требований к занятию.

Использование технологии позволило:

- выстроить последовательную работу по развитию правильного дыхания,

- подобрать наглядные пособия для работы над дыханием,

- систематизировать различные приемы дыхательной гимнастики,

- улучшить у детей грудобрюшной тип дыхания,

- выработать направленную воздушную струю,

- начать работу по постановке правильного звукопроизношения.

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Разработка и применение технологии осуществляется второй год обучения с детьми младшей и средней группы.

Ниже приведена сводная таблица данных с 2017 по 2019 учебный год.

учебный год

начало-конец года

норма

средний

низкий

2020-2021

Сентябрь

16

24

60

Май

35

50

15

2021-2022

Сентябрь

38

38

24

Январь

61

30

9

Как видно на рисунке 1, представленная система позволила достичь положительных результатов. На протяжении всего периода использования технологии возросло количество детей, у которых нормализовалось дыхание. Постепенно стало сокращаться число детей со средним и низким уровнем развития дыхания.

У детей был сформирован длительный выдох, выработана направленная воздушная струя, начата работа по постановке правильного звукопроизношения.

Полученные данные говорят об эффективности применяемой технологии и дальнейшем ее использовании в логопедической работе с детьми.

 

Рисунок 1. Сводные данные развития дыхания у детей.

Список литературы.

  1. Акименко В.М. Исправление заикания у детей и взрослых. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 141 с.
  2. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2012. – 80 с.
  3. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательство Дом «Литера», 2014. – 112 с.
  4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. - М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
  5. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М.: Теревинф, 2010. – 192 с.