Диагностический инструментарий

Мелькова Светлана  Михайловна

В своей  педагогической деятельности  диагностирую индивидуальные особенности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Определение группы РУВ (педагогическая диагностика)

Высокий

Средний

Низкий

Работоспособность школьника

Сохраняет высокую работоспособность в течение всех уроков.

Сохраняет моральную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживается несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня.

Обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости или раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок в элементарных вычислениях, при переписывании текста.

Умение выделять существенное в изучаемом

Ученику легко и быстро удаётся выделять существенное в изучаемом материале, дать название прочитанному отрывку текста, составить план его изложения, коротко рассказать о самом главном в тексте, сделать резюме, вывод.

В основном справляется с выделением существенного в изучаемом материале, допуская незначительные ошибки, которые не сказываются на усвоении сущности изучаемого в дальнейшем.

Обычно не справляется с выделением существенного в изучаемом материале, концентрирует внимание на деталях, второстепенных признаках, свойствах, фактах.

Самостоятельность мышления

Проявляет самостоятельность мышления, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в овладении знаниями в проблемах рассуждениях Высказывает предположении, стремится дополнить ответы товарищей, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решения задач, проявляет оригинальность в выполнении упражнения, элементы рационализации, изобретательности и пр. может сам составить задачи.

Обнаруживает средний уровень развития самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, делает попытки решать задачу, несмотря на встречающиеся трудности, задачи составляет по аналогии.

Не обладает самостоятельностью мышления, стремится заимствовать готовые решения, при первых же трудностях обращается за помощью, нуждается в постоянной помощи типа оценки.

Умение работать в должном темпе

Темп выполнения учебных навыков (чтение, письмо) выше, чем у большинства учащихся класса.

Темп выполнения основных учебных навыков (письмо, чтение), как у большинства учащихся.

Темп выполнения основных учебных навыков (чтение, письмо, простейшие вычисления, зарисовки, работа с книгой) существенно ниже, чем у большинства учащихся класса.

Самоконтроль при  изучении учебного материала

Самоконтроль стал привычкой в учебной работе ученика, он всегда проверяет степень усвоения изучаемого дома материала с помощью контрольных вопросов учебника, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильность вычислений, обратными действиями, правильность решения физических задач, действиями над наименованиями, оценивает жизненную реальность получаемых результатов.

В основном выполняет названные выше требования, допуская отступлении, не существенно сказывающихся на усвоении знаний, умений и навыков.

Практически не применяет приёмов самоконтроля в учебной деятельности.

Сознательность учебной дисциплины

Ученик, осознавая общественную и личную значимость учения. аккуратно выполняет учебно –воспитательные требования учителей и ученического коллектива, проявляя инициативу, активность, знания этих требований всеми учащимися.

Ученик, осознавая общественную и личностную значимость учения, в основном выполняет учебно – воспитательные требования учителей и ученического коллектива.

Ученик недостаточно осознает значимость учения, не выполняет требования учителей и ученического коллектива.

Уровень предшествующей образовательной подготовленности

Практически не имеет пробелов в знаниях по ранее пройденному учебному материалу.

Практически не имеет существенных пробелов  в ранее пройденном учебном материале, которые мешали бы последующей учёбе.

Имеет существенные пробелы в усвоении ранее пройденного материала в специальных умениях и навыках, которые отрицательно сказываются на усвоении новых знаний, умений и навыков.

Обучаемость

Характеризуется решением без помощи из вне любых познавательных задач, доступных ученикам, в том числе нетиповых. Ученик справляется сам с учебным материалом.

Характеризуется быстрым и прочным усвоением изучаемого материала, решает без помощи типовые задачи, но затрудняется в новых нетиповых ситуациях.

Характеризуется беспомощностью в решении любых познавательных задач, в том числе и типовых, уже неоднократно решаемых в классе.



Предварительный просмотр:

Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина)

Для обучающихся: качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Любознательность:

мне интересно учиться;

 я люблю читать;

мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

я всегда выполняю домашнее задание;

я стремлюсь получать хорошие отметки.

Эрудиция (глубокие познания в какой-либо области науки):

прочность и глубина знаний;

культура речи;

доказательность и аргументированность суждений;

сообразительность;

использование дополнительных источников.

Интеллектуальный уровень:

эрудиция;

культура речи;

логика мышления (доказательность, аргументированность);

самостоятельность.

Прилежание:

я старателен в учебе;

я внимателен;

 я самостоятелен;

я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

мне нравится самообслуживание в школе и дома.

Отношение к труду:

старательность и добросовестность;

самостоятельность;

внимательность;

бережливость;

привычка к самообслуживанию.

Нравственная позиция:

1. Милосердие:

доброта и сострадание вообще;

доброта и сострадание к семье, близким, друзьям.

Отношение к природе:

я берегу землю;

я берегу растения;

я берегу животных;

я берегу природу.

Я и природа:

бережное отношение к земле;

бережное отношение к растениям;

бережное отношение к животным;

стремление сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде;

помощь природе.

2. Ответственность:

долг перед родителями и старшими;

долг по отношению к обществу;

долг перед собой.

Я и школа:

я выполняю правила для учащихся;

я выполняю правила внутришкольной жизни;

я добр в отношениях с людьми;

я участвую в делах класса и школы;

я справедлив в отношениях с людьми.

Я и общество:

выполнение правил внутреннего распорядка;

выполнение правил поведения для учащихся;

следование нормам и правилам человеческого общежития;

милосердие как противоположность жестокости;

участие в жизни класса и школы.

3. Справедливость:

равенство полов;

следование нормам внутришкольной жизни;

следование закону;

следование эстетическим нормам.

Прекрасное в моей жизни:

я аккуратен и опрятен;

я соблюдаю культуру поведения;

я забочусь о здоровье;

я вижу прекрасное в жизни.

Эстетический вкус (отношение к прекрасному):

аккуратность, опрятность;

культурные привычки в жизни;

применение эстетики в жизнедеятельности;

умение находить прекрасное в жизни;

посещение культурных центров.

4. Характер:

щедрость к слабым, больным, нуждающимся;

умение прощать;

гуманизм в отношениях с людьми.

Как я отношусь к себе

я управляю собой, своим поведением;

я умею правильно распределять время учебы и отдыха;

я соблюдаю правила личной гигиены;

я забочусь о здоровье;

у меня нет вредных привычек.

Я (отношение к себе):

я управляю собой, своим поведением;

я умею организовать свое время;

я соблюдаю правила личной гигиены;

я забочусь о здоровье;

у меня нет вредных привычек.

Оценка результатов проводится по 5-балльной системе:    

 5- это есть всегда;        

4- часто;    

3- редко;    

2- никогда;      

1- у меня другая позиция.                  

 По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая  оценка. В результате каждый ученик имеет 5(6) оценок.

Затем 5 (6) оценок складываются и делятся на 5 (6). Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл:     5  –  4,5  - высокий уровень (в)

                               4,4 –  4  -  хороший уровень (х)

                               3,9 -  2,9  -  средний уровень (с)

                               2,8 – 2  -  низкий уровень (н)

Классный руководитель составляет сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся __ класса.



Предварительный просмотр:

Модель работы по предупреждению неуспеваемости обучающихся

  1. Использование дифференцированного подхода при организации работы со слабоуспевающими учениками на уроке.

Этапы урока

Реализация дифференцированного подхода

Контроль подготовленности учащихся

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться к ответу по заданию.

Предложение учащимся примерного плана ответа, опорных слов для ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать ответ на вопрос.

Стимулирование оценкой, похвалой

Изложение нового материала

Изложение учебного материала с учетом практической значимости.

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью включения занимательного материала, касающегося сущности изучаемого вопроса

Привлечение обучающихся в качестве помощников при подготовке опытов и проведения экспериментов

Организация сотрудничества учащихся на уроке

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Включение посильных индивидуальных заданий. Выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на учебный материал, который поможет при выполнении задания

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Посильные задания для обучающихся

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Дополнительное консультирование и дополнительные занятия

  1. Работа с родителями неуспевающих учащихся
  • Своевременное информирование родителей об успеваемости обучающихся посредством электронного журнала и телефонной связи;
  • оказание консультационной помощи по преодолению затруднений.
  1. Работа с классными руководителями
  • Информирование о посещаемости уроков по предмету обучающимися
  • Соблюдение обучающимися единых требований к организации образовательного процесса (опоздание, наличие школьных принадлежностей и т.д.)
  • Информирование о текущей успеваемости обучающихся.

Модель деятельности с обучающимися,

имеющими высокие реальные учебные возможности

Организация деятельности

на уроке

Организация деятельности

во внеурочное время

1. Выполнение заданий повышенной сложности

1. Посещение занятий факультативного курса (кружка) по предмету

2. Подготовка сообщений на основе дополнительного материала по теме

2. Участие в различных конкурсах, олимпиадах предметной направленности

3. Выполнение роли консультанта для слабо успевающих учеников

3. Проведение внеурочных мероприятий по предмету

4. Выполнение роли руководителя группы при организации коллективных форм обучения

4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

5. Разработка творческих заданий для обучающихся класса, используемых на различных этапах урока

5. Вовлечение в волонтерскую деятельность (подготовка и проведение обучающимися внеурочных мероприятий по предмету в других классах и группах)

6. Постановка опытов и экспериментов с последующей презентацией результатов



Предварительный просмотр:

Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ  и управление своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:

  • решение задач творческого и поискового характера;
  • учебное проектирование;
  • проверочные, контрольные работы по предмету;
  • комплексные работы на межпредметной основе и  др.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета.

Отметки обучающимся за стандартизированные итоговые работы и итоговые отметки за четверть выставляются по 5-ти балльной системе.

  • «5» -обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 65 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.
  • «4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.
  • «3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении  тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня.
  • «2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня.