Инновационная/Экспериментальная деятельность

Балдандоржина Аягма Динганорбоевна

В своей работе использую Игровую технологию Коврограф Ларчик и развивающие Палочки Кюизенера.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Администрация г. Удан-Удэ

Комитет по образованию

МБДОУ №70 «Солнышко»

Опыт работы:

«Использование игровой технологии Коврограф Ларчик как средство развития самостоятельности и инициативности дошкольников»

Выполнила: Балдандоржина. А. Д

Внедрение игровой технологии Воскобовича в образовательный процесс можно рассматривать как развивающий стимул для обновления в соответствии с требованиями ФГОС ДО содержания основной образовательной программы. Современный мир накладывает свой отпечаток на работу образовательных учреждений, а, следовательно, и на работу воспитателя, как представителя этой сферы деятельности. Все выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности педагога. Необходимо постоянно развиваться и привносить в педагогический процесс новые и новые средства, приемы, технологии.

Педагог, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, будет работать более эффективно, чем коллеги, идущие по традиционному пути. Воспитатель должен быть творческой личностью сам, чтобы уметь помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал. И в этом ему помогают новые педагогические технологии, одной из которых является игровая развивающая технология В.В. Воскобовича «Коврограф Ларчик».

В нашей группе создается центр развивающих игр Воскобовича, где могут быть представлены коврограф. В процессе деятельности с развивающими играми используются разные формы заданий. Комплект игровой технологии «Коврограф Ларчик» органично входит в уже существующий, привычный уклад жизни группы. Достигается это, отчасти, благодаря тому, что в основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком.

 Ребенок погружается в непринужденную, творческую атмосферу, которая дает ему чувство внешней безопасности, ведь он получает возможность творить согласно своим задумкам, не подчиняясь образцу. А если нет образца, то нет и страха получить отрицательную оценку. Все игры построены по принципу постоянного и постепенного усложнения, а для решения поставленных задач используются все виды мышления: образное, наглядно-действенное и логическое. Кроме этого, в каждой игре заложен конкретный, «предметный» результат. Именно такая игровая деятельность, в «зоне ближайшего развития» ребенка и создает благодатную почву для его интенсивного интеллектуального развития.

Воспитатель должен быть творческой личностью сам, чтобы уметь помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал. И в этом ему помогают новые педагогические технологии, одной из которых является игровая развивающая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Коврограф Ларчик».

Коврограф — это игровое поле учебно-методического комплекта. Кроме игрового поля пособие включает в себя дидактические карточки с цифрами, буквами, фигурами, различными изображениями, эталонами и стрелками, а также приспособлениями для фиксации дидактического и игрового материала (зажимами, кармашками, кружочками и веревочками), игровые и обучающие приложения, методическое пособие.

На первый взгляд кажется, что Ларчик используется на занятиях по математике, однако это не так. Возможности коврографа позволяют использовать его в различных образовательных областях.

Во время непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию: при создании схем и технологических карт для определения последовательности действий: по уходу за комнатными и уличными растениями, по реставрации книг, по сервировке стола и т.д.

Во время непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию мы с детьми используем коврограф Ларчик:

Формирование элементарных математических представлений — наглядный и дидактический материал по разделам количество и счет, величина, форма,ориентировка в пространстве, ориентировка во времени * Ознакомление с миром природы — визуализация природных процессов (круговорот воды в природе, классификация видов животных: хищные и травоядные, дикие и домашние и т.д.)

Познавательно-исследовательская деятельность — планирование и прогнозирование результатов эксперимента. Во время непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию: при создании мнемотаблиц для составления рассказа и при фонетическом разборе слова (упрощенная версия)

Во время непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию: при планирования своей деятельности (последовательность выполняемых действий) и подведении итогов занятия (анализ и самоанализ детей)

Во время непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию: при создании и комбинировании движений для гимнастик, физминуток и подвижных игр В процессе самостоятельной игровой деятельности детей, а так же во время режимных моментов Ларчик можно использовать как поле для настольно-печатных игр, как фон для разыгрывания сценок и игр, как схемы для игр с правилами Ларчик расширил возможности предъявления информации детям, позволил усилить мотивацию каждого ребенка. Игровые компоненты, включенные в комплект, способствовали активизации познавательной деятельности детей и усилили усвоение материала, а также существенно улучшили развитие психических процессов (за три месяца использования комплекта): внимания на 5%; памяти на 5%; мышления на 10%; воображения на 15%; мелкой моторики рук на 5%.

Кроме того, у детей стал выше уровень действий по заданным правилам.

Дети стали меньше спорить и легче принимать точку зрения другого. А также стали учиться делать осознанный выбор действий.

Таким образом, могу сделать вывод что, комплект игровой технологии «Коврограф Ларчик» способствует полноценному развитию личности ребенка. И можно с уверенность сказать, что использование данных игровых технологий в будущей деятельности будет благоприятно сказываться на развитии детей.

C:\Users\user 1.user1-ПК\Downloads\20211022_181128.jpgC:\Users\user 1.user1-ПК\Downloads\20211022_181341.jpgC:\Users\user 1.user1-ПК\Downloads\20211126_161137.jpg

C:\Users\user 1.user1-ПК\Downloads\20220420_182648.jpgC:\Users\user 1.user1-ПК\Downloads\20230118_075151.jpgC:\Users\user 1.user1-ПК\Downloads\IMG_20240426_102212_779.jpg



Предварительный просмотр:

Администрация г Улан-Удэ

Комитет по образованию

МБДОУ№70 детский сад «Солнышко»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Выполнила : Балдандоржина А.Д

2022уч год

Актуальность проекта:

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!

А. Лесных

      Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения.    Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного развития. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Данная тема очень актуальна во все времена.

Цель:

Создание условий для проявления детского интереса к сказкам и чтению художественной литературы.

Задачи: 

1. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; выражать свое отношение к героям сказки.

 2. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения).

3. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения.

 4. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.

5. Создавать положительный эмоциональный настрой.

6. Воспитывать интерес к сказкам.

Тип проекта: информационно – игровой.

 Продолжительность: краткосрочный – 1 неделя (с 24 января по 28 августа 2022года.)

 Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Материалы и оборудования: иллюстрации к сказкам, разработанные презентации – викторины, задания по сказкам, разрезные картинки, пазлы, книги, атрибуты к театру «Теремок».

Этапы проекта: 

1.Подготовительный:

 -.Постановка цели и задач.

 -Составление плана деятельности.

 -Подбор материала по данной теме.

 -Подбор информации для родителей.

 2.Основной:

 - Совместная деятельность детей и воспитателей в соответствии с поставленной задачей.

 -Работа с родителями

3. Заключительный

 Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту. Оформление выставки рисунков «Любимый герой из  сказки».

 Ожидаемые результаты – ребёнок: 

- проявляет интерес и любовь к сказкам;

 - знает и называет прочитанные сказочные произведения, тексты, персонажей;

-узнаёт сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению;

- умеет использовать различные средства выразительности;

- умеет самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания.

План  реализации проекта

День недели

Вид деятельности

Цель

Понедельник

Загадка о книге

Беседа: «В гости к сказке»

Д.и. «Салат из сказок», «Из какой мы сказки?»,

Выставка разнообразных книг сказок, иллюстраций к сказкам

Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»

Викторина «Угадай, кто лишний»

Чтение и анализ русской народной сказки «Три медведя»

Дать представление о различии книг по оформлению, толщине, содержанию иллюстраций

Расширять знания детей о литературном жанре «сказка»;

Расширять знания детей о  сказках

Воспитывать бережное отношение к книге

Познакомить детей со сказкой, развить внимание

Вторник

Д.и. «Отгадай-ка»,

«Сложи картинку и узнай сказку», «Найди пару»

Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Формировать и закреплять знания детей о героях сказок.

Побуждение интереса к  сказкам

Учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки, развивать внимание.

Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам

Среда

Тематический день «Сказки дедушки Корнея»

Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского; побуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать память, мышление, воображение.

Четверг

Развлечение «По тропинкам сказок»

Составление сказки по сюжетно-ролевым картинкам «Расскажи сказку по серии картинок»

Русская народная игра: «У медведя во бору» Д.и. «Волшебные слова», «Что сначала, что потом», «Найди отличия»

Развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова

Пятница

Рисование «Любимый герой из сказки»

Кукольный театр «Теремок» 

Развивать творческие способности

Развивать интерес к театрализованной деятельности

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль сказки в формировании нравственности»

Изготовление своими руками «Книжки Малышки»

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка

        

.

Литература:

1.Е.А.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»-М.: ТЦ «Сфера»,2010.

2. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
4.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014



Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МБДОУ№70 д/с " Солнышко "



КРАТКОСРОЧНЫЙ  ПРОЕКТ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ      
«КОСМОС»

                                                                                                Подготовила воспитатель:

                                                                                                            Балдандоржина А. Д













г. Улан-Удэ, 2024 уч. год

КРАТКОСРОЧНЫЙ  ПРОЕКТ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ        
«КОСМОС»

Вид проекта: творческо - информационный.
Продолжительность проекта:  краткосрочный (с 9.04 по 13.04.24г.)
По содержанию: социально-педагогический.
Образовательная область: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Руководитель проекта: воспитатель Балдандоржина А. Д
Участники проекта: дети подготовительной  группы.

Срок реализации проекта: 5 дней.

Актуальность проблемы:

     Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Цель:  формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.

Задачи проекта:
Личностно-ориентированные задачи:
1. Развивать умения и навыки исследовательской деятельности: задавать вопросы, собирать совместно с взрослыми необходимую информацию из различных источников.
2. Учить правильно, формулировать выводы и умозаключения.
Образовательные задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. 
2. Научить добывать информацию из разных источников.
3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
Воспитательные задачи:
1. Способствовать созданию активной исследовательской позиции, как детей, так и их родителей.
2. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.

Этапы реализации проекта

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе;
2. подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.

3. консультаций для родителей;

4. подборка раскрасок, стихов, загадок о космосе (воспитатели, родители)

2 этап

1. Проведение недели космоса в группе;
2. работа с родителями по заданной теме;
3. организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3 этап

1. Организация выставки  работ о космосе (совместная работа детей и родителей);
2. коллективное панно «Полёт в космос». 
Предварительная работа:

1.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».                                        
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.                 
4.  Подготовить раскраски в соответствии с  возрастом.
                                                        Содержание проекта

Беседы с использованием презентаций.

1. Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

НОД

1. Лепка

Тема: «Космонавт в скафандре».

Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали.

2. Рисование
Тема: «Космическая фантазия». Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать .

3. Лепка

Тема: «Космос».

Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей при помощи пластилинографии.

4. Аппликация
Тема: «Полет в космос».
Цель: учить передавать форму планет, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.

Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты»; «Космическая эстафета»;                   «Невесомость»; «Солнышко и дождик»

Сюжетно-ролевые игры:

«Космонавты»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Полёт в космос»
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада  предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
«Больница для космонавтов»
Цель:  формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников.

«Космическое путешествие»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.

Дидактические игры:  «Восстанови порядок в солнечной системе»; «Найди лишнее»; 
 «Подбери созвездие»; «Найди недостающую ракету»; «Добавь словечко»; «Куда летят ракеты».

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. 
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»;
- В. Кащенко «Созвездие драконов»;
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»;
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»;
- Н.Носов « Незнайка на луне»;
- стихотворения о космосе;
- загадки о космосе.

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе);
- собирание пазлов «Космические пазлы»;
- выкладывание картинок из счётных палочек;
- индивидуальная работа по развитию речи  игра «Скажи наоборот». 


Итог:

1. Оформление коллективного панно «Полёт в космос».

2. Выставка работ о космосе.



Предварительный просмотр:

Администрация г Улан-Удэ

Комитет по образованию

МБДОУ №70 «Солнышко»

Проект " Сагаалган , праздник Белого месяца "

Выполнила : Балдандоржина А. Д

2023 уч. год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Сагаалган – праздник белого месяца»

Вид проекта

Творческий, информационный, коллективный

Продолжительность проекта

Краткосрочный (1 неделя)

Направление развития

Познавательное, художественно-эстетическое

Участники проекта

Воспитанники ДОУ (старшая группы), воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Новизна проекта

Гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Проблема

Дети дошкольного возраста не имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа

Цель

Приобщение детей к культуре бурятского народа, содействовать сближению родителей и детей посредством вовлечения в совместную деятельность. Создание условий для формирования у детей и их родителей интереса к традициям и обычаям бурятского народа.

Ожидаемый результат

Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;

Оформление практического материала по теме проекта;

Проведение праздника «Сагаалган»;

Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: создание альбома «Сагаалган», участие в празднике;

Оформление предметно-развивающей среды по теме «Культура и традиции бурятского народа».

Актуальность:

При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Поэтому наш проект направлен на развития чувства сопричастности к народным торжествам. На территории поселка проживают люди разных национальностей. Для успешного взаимодействия важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. Нет будущего у того народа, кто не почитает своё прошлое. Чтобы родители и их дети стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций, необходимо их знакомить, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В своём проекте исследуем объект – «Праздник Сагаалган» для детей дошкольного возраста и родителей, значимость которого заключается в приобщении к музыкальной культуре, к творчеству – духовному наследию бурятского, русского и других народов нашего края, к результатам и возможностям использования их на практике.

Цель проекта: Приобщение детей к культуре бурятского народа, содействовать сближению родителей и детей посредством вовлечения в совместную деятельность. Создание условий для формирования у детей и их родителей интереса к традициям и обычаям бурятского народа.

Задачи:

1.Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к ценностям бурятской самобытной культуры, прошлому, настоящему, будущему своей малой Родины.

2.Стимулирование интереса детей и родителей к познанию истории и культуры, традиций бурятского народа, расширение их образовательного кругозора. 3.Воспитание культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, манеры поведения во время праздника.

Продолжительность реализации проекта: 1 неделя

Основные направления деятельности: -культурно-познавательное;

-досуговое;

-спортивно-развлекательное; -практико-ориентированное.

В подготовке проведения месячника участвуют дети подготовительной группы, их родители, педагоги. События проекта разворачиваются на всей территории детского учреждения: спортивный участок, коридоры, групповые, музыкальный зал.

Этапы реализации проекта

I этап Подготовительный

Подбор и изучение методической литературы, пособий, сказок. Сбор материалов, мультимедийная презентация.

II этап. Основной

Организация предметно-пространственной развивающей среды: - Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

Примерный план деятельности по проекту:

Название мероприятия

Беседа: «Новый год по лунному календарю», «Звериный календарь», «Как встречать Сагаалган». Показ презентации по теме.

Беседа: «Звериный календарь». Показ презентации по теме.

Беседа: «Как встречать Сагаалган». Показ презентации по теме.

Лепка «Ёхор»

Загадывание бурятских загадок. Рассказывание  сказок придуманных детьми.

Художественное творчество. Лепка «Бурятская национальная пища».

Подвижные игры «Юрта», «Ловля тарбаганов».

Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган».

Беседа: «Молочная пища». Показ презентации по теме.

Беседа: «Цвета хадака». Показ презентации по теме.

Художественное творчество «Рисуем природу Бурятии»

Подвижные игры «Иголка, нитка, узелок», «Прятание колечка», "Юрта".

Чтение бурятских сказок.

Беседа: «Бурятская национальная одежда». Художественное творчество  рисование «Бурятский  орнамент»

Беседа: «Пять видов домашних животных». Художественное творчество  аппликация  «Домашнее животное» (по выбору детей)

Прослушивание народной музыки. Заучивание элементов ёхора.

«Развлечение»

Конкурсы различного уровня (поселковый, районный, республиканский)

Взаимодействие с родителями: Участие в выставке поделок: «Сувениры», рисунков к бурятским народным сказкам, одежда. Участие в конкурсах различных уровнях

III этап - Заключительный

Организация работы над проектом – поэтапно, активизация инициативы.

- Реализация ситуации на равных партнерских отношениях.

- Умение детей рассказывать о празднике «Сагаалган».

- Вовлечение в проектную деятельность родителей.

- Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.

- Итоговый: презентация проекта

Заключение.

Таким образом, реализация данного проекта была посвящена знакомству детей с бурятским народным праздником Сагаалган, его историей и обычаями; дети познакомились с правилами проведения бурятских народных игр. Приобрели новые знания, узнали новые игры, повысился интерес к творчеству, народным



Предварительный просмотр:

Администрация г Улан-Уд

Комитет по образованию

МБДОУ№70 «Солнышко»

Развлечение

День Бурятского языка

для старшей , подготовительной группы.

Выполнила; Балдандоржина. А. Д

Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости! Санбайнэ!  (Благопожелания на бурятском языке)

Мы живём с вами в Республике Бурятия и сегодня мы отмечаем День Бурятского языка. Наша Бурятия широка и привольна, есть в ней и таёжные чащи, и обширные равнины, богаты её просторы различными животными, а озеро Байкал считается жемчужиной всего мира. Именно об этом и поётся в гимне Бурятии.

Нам песни многих стран известны,

Мы с ними дружим и поём.

Но где найти нам лучшей песни,

Рождённой здесь, в краю родном!

1) Звучит гимн Бурятии( 1 куплет по русски, 2 по бурятски) «Таёжная, озёрная, степная»

Презентация  «Бурятия моя»

Ведущая:  Ребята, а насколько хорошо вы знаете Республику Бурятию? Сейчас мы проверим.

  1. Как называется наша республика?
  2. Какие цвета присутствуют на флаге Бурятии?
  3. Как называется столица нашей республики?

Ведущая:  Да, столица Республики Бурятия -это город Улан-Уде, в котором уже очень давно в мире и согласии живут вместе буряты и русские. Об этом и поётся в песне «Мой родной Улан-Удэ»

2) Видеоклип «Мой родной Улан-Удэ».

Ведущая: Ребята, сегодня мы отмечаем День Бурятского языка.  И сейчас мы проверим, как вы знаете некоторые слова на бурятском языке.

( На экране идёт изображение предмета- соответствующее называемому слову)

1.Как  называется бурятский головой убор? (МАЛХЭ).

2. Как называется верхняя национальная одежда. (Дыгыл).

3.Как по-бурятски называются рукавицы?(Бэлэ)

4.Как называется обувь бурят?( ГУТУЛ)

5. Какое всемирно известное озеро находится в Бурятии?(Байкал)

Ведущая: Красоту Байкала неустанно воспевает в своих песнях бурятский народ.

3) Песня-клип  «Байкал» (на бурятском языке)

Ведущая: Традиции бурятского языка очень богаты, много скрыто народной мудрости в бурятских пословицах. Послушайте некоторые из них:

1)hайн мориндо эзэн олон,

hайн хγндэ нγхэр олон.-

У доброго коня хозяев много,

У хорошего человека друзей немало.

2)Аяга сай эдеэнэй дээжэ,

”А” γзэг эрдэмэй дээжэ.

Чашка чаю – угощения начало,

Буква «А» - учения пролог.

3) Амбаар хэдышье ехэ hаа, дγγрэг,

Аман хэдышье бага hаа, дγγрэдэггγй

Хоть велик амбар, но наполняется,

Хоть мал рот, но не насыщается.

4) Эртээр бодоогγй hаа –γдэрθθ гээхэш,

Эдиртээ hураагγй hаа – золоо гээхэш

Не встанешь спозаранку –

День потеряешь.

Не познаешь в юности науки -

Счастье упустишь.

5) Мориной hайниие унажа мэдэдэг,

Хγнэй hайниие зугаалжа мэдэдэг

Лишь оседлав коня,

Узнаешь его норов.

Лишь поговорив с человеком,

Поймешь его душу.

Ведущая: Ребята, а какие бурятские национальные праздники вы знаете?(Сагаалган,Сурхарбан).

Ведущая: Ни один национальный праздник бурят не обходился без состязаний в скачках. И сейчас наши мальчики посоревнуются в конкурсе «Смелые наездники»

3) Конкурс «Смелые наездники».

Ведущая: А сейчас я предлагаю посостязаться в силе!

4) Состязание  «Перетягивание каната»(старшая, подготовительная группы).

5) Игра «Юрта»

6) Игра «Верблюжонок и верблюд»

Ведущая: Как красив бурятский язык! В этом вы сами ещё раз убедитесь, послушав стихи на бурятском языке в исполнении наших детей.

Стихи на бурятском языке.

Ведущая:

 А сейчас проявите свою догадливость:

бурятский народ придумывал  множество загадок давайте  попробуем разгадать некоторые.

(Видеоряд)

1.Палочка зверя победила. (Стрела).

2.Самый маленький заставляет плакать самого большого. (Комар).

1.Отгадай-ка, поскорее, дом имеет сто дверей. Любит белка этот дом. Кто же проживают в нем? (Кедровые орешки).

2.Лошадкой бегаю по небу, кружусь, летаю, вот, вот растаю. (Облака).

1.Седой старик в веках живёт. (Байкал)

2. Вокруг озера девушки ёхор танцуют.(ресницы)

Ведущая: Праздник просит в круг входить,

Ёхор праздничный водить.

Встаньте вместе с нами в круг.

Кто нам близок, кто нам друг!

5)Дети подготовительных групп исполняют «Ёхор»

Ведущая:

Поздравляем Вас с праздником, Днём Бурятского языка, дорогие ребята. Желаем вам изучать бурятский язык и знать историю и традиции  родного края!

 До новых встреч!

Баирте!


Предварительный просмотр: