3.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/ занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания , протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

Соян Саяна Сергеевна

2.Технологическая карта урока по математике. 2 класс. Письменные вычисления. Сложение вида 45+23

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Приёмы  сложения вида 45 + 23.        

Тема урока

Приёмы  сложения вида 45 + 23.

Цели деятельности учителя

Познакомить с письменным приёмом сложения двузначных чисел без перехода через разряд;

-показать место расположения десятков и единиц при решении выражений в столбик;

 -развивать умение применять известные способы сложения двузначных чисел без перехода через разряд;

-совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знают: устные приёмы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении их в столбик; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приёмы сложения и вычитания, складывать двузначные числа, производя запись в столбик.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: оценивают свои достижения на уроке; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение, формируют умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках; формируют  умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формируют умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; формируют умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Оборудование

Ноутбук, проектор

Наглядно-демонстрационный  материал

Табличка с алгоритмом сложения двузначных чисел без перехода через разряд, карточки для составления алгоритма сложения.

Основные понятия и термины

Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись.

Организационная структура урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность

учащихся

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Проговаривают девиз урока.

1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

2. Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

1. Мотивация к учебной деятельности.

 На первом слайде

Мы пришли сюда уч… (учиться).

 Не лениться, а тру… (трудиться).

 Только тот кто много зна… (знает)

 В жизни что-то дости… (достигает).

Демонстрируют готовность

к уроку

Проговаривают девиз урока, слушают учителя, отвечают

на вопросы.

Наблюдение

Устные ответы

II. Актуализация знаний

1)Проверка д/з

д/з-с.62-63 №102-103 р/т

Устные ответы

2)Каллиграфическая минутка

1) Каллиграф-ая мин-ка:

 - Отгадайте ребусы и вы узнаете, какие числа мы будем прописывать.

СМОТРИ - число 3

 ОПЯТЬ – число 5  

 Какие это числа?

Составьте  двузначные числа, используя только эти цифры, так, чтобы цифры в записи числа не повторялись? (35,53)

Что вы можете рассказать об этих числах? (35 – число двузначное, записывается двумя цифрами – 3 и 5;  состоит из 3 десятков и 5 единиц; в числовом ряду стоит после числа 34 и перед числом 36; его можно заменить суммой разрядных слагаемых 30 и 5).

(пропишите эти числа)

–Какие еще двузначные числа можно составить из этих цифр, если бы цифры в записи числа повторялись? (33,55)      

 Работа в парах                                                             

  -Задайте вопросы друг другу по этим числам.                                                                

 - Дайте характеристику числам  33 и 55. (по вариантам).

Взаимопроверка.

- Проверьте и оцените работу  соседа по парте.

(Рисуют на полях смайлы нужного цвета)

Слушают учителя, отвечают

на вопросы, записывают число в тетради

Устные ответы, наблюдение

3.  Устный счет

Работа с числовыми рядами.

На доске ряды чисел:

    45   40   35   30  

    36   32   28   24  

    92   87   82   77  

– Как называются эти числа? (Двузначные.) Почему? ( записываются двумя цифрами)

– Что мы умеем делать с двузначными числами? (Складывать, вычитать, сравнивать, раскладывать на сумму разрядных слагаемых). Проверим, как мы это умеем делать.

3. Выполнение заданий по числовым рядам.

1) Сравните каждый ряд чисел, определите закономерность составления каждого ряда и найдите «лишний ряд».

(Лишний ряд - 36   32   28   24   20).

- Почему? (В этом ряду каждое следующее число уменьшается на 4, а в 1 и 2 -  на 5.)

2) Выберите любое число в последнем  ряду и замените его суммой разрядных слагаемых.

3) Посмотрите на второй ряд чисел и назовите меньшее число. (24.)

– Какое число в этом ряду больше 24 на 12? (36.)

– Как вы это узнали? (К 24 прибавили 12.)

– Объясните решение примера 24 + 12 всеми известными вам способами.

(1 способ: по графическим моделям: к 2 треугольникам (десяткам) прибавляем 1 треугольник (десяток), получаем 3 десятка. Рисуем 3 треугольника. К 4 точкам (единицам) прибавляем 2 точки (единицы), получаем 6 единиц. Рисуем 6 точек. Ответ: 3 десятка 6 единиц;

2 способ: по общему правилу: раскладываем 24, как 20 и 4; а 12, как 10 и 2. Сначала к 20 прибавляем 10, получаем 30. Затем к 4 прибавляем 2, получаем 6. 30 и 6 – 36;

3 способ: по частям: раскладываем второе слагаемое 12, как 10 и 2. Сначала к 24 прибавляем 10, получаем 34, затем к 34 прибавляем 2, получаем 36.)

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения

Устные ответы

и вычитания; анализируют, обосновывают свою точку зрения; составляют равенства

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

Выполняют

элементарные физические

упражнения

(в соответствии в текстом стихотворе-

ния), повторяя их за учителем

Наблюдение

III. Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы

и целей

1. Решение примеров на время.

На доске числовые выражения:

     21 + 58      36 + 23         17 + 42        82 + 15        74 + 12

- За 1 минуту вам нужно решить все эти примеры с подробной записью. Я тоже буду их решать.

(Через 1 минуту)

- Итак, успели ли вы решить примеры? (нет)

- А я успела. Почему не успели вы, давайте разберёмся.

- Объясните, как вы действовали.

- Вы всё делали правильно. Но подходят ли эти способы для быстрого вычисления значения выражений? (Не подходят)

- Что же делать, если надо решить много примеров за ограниченное время, при этом объяснив ход решения? (узнать новый способ)

– Да, именно этот способ, ещё неизвестный вам, позволил мне справиться с этим заданием быстро. Суть этого способа в записи выражения в столбик.

– Сформулируйте цель урока. (Сегодня мы познакомимся со способом записи и решения примеров в столбик.)

– Достаточно ли только познакомиться с  новым способом? (Нет, надо ещё научиться им пользоваться.)

– Зачем вам необходим этот способ? (Чтобы экономить время при нахождении значения выражений.)

– Какова тема урока? (Запись и решение примеров в столбик.)

Решают примеры на время.

Понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности, приобретают мотивацию к учебной деятельности.  

Осознают важность получаемых знаний.

Формулируют тему урока.

Устные ответы

IV. Открытие новых знаний

Предлагает рассмотреть запись на доске:

                             45

                          + 23

                             68

Наблюдают, логически рассуждают, обобщают, делают выводы

Устные ответы

 

– Рассмотрите внимательно запись.

– Вы заметили, что в ней тоже записана сумма чисел 45 и 23?

– Расскажите, как это сделано.

– Как расположены единицы слагаемых? (Единицы расположены под единицами.) 

– Как расположены десятки? (Десятки расположены под десятками.)

Где стоит знак действия? (Слева от слагаемых.)

Что в записи заменяет знак равенства? (Черта.)

Как располагается значение суммы? (Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками.)

Далее поясняет, что при сложении в столбик вычисления начинают делать с единиц

2. Работа с учебником.

- А сейчас познакомимся с алгоритмом сложения в столбик.

(Электронное приложение или Чтение алгоритма на с. 4 сам-но)

V. Первичное закрепление знаний

С целью отработки приема сложения двузначных чисел в столбик предлагает выполнить задание 1.

Приглашает учеников выполнить работу на доске (с подробным объяснением).

Самооценка

- А сейчас оцените себя на данном этапе урока.

Зеленый смайл – умею применять алгоритм решения примеров в столбик.

Желтый  – испытываю трудность в применении алгоритма.

Красный  – не могу применять алгоритм сам.

Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают.

Устные ответы.

Наблюдение

Разминка для глаз

Выполняют

элементарные физические

упражнения

(в соответствии в текстом стихотворе-

ния), повторяя их за учителем

Наблюдение

VI. Работа над задачей

– Прочитайте текст задачи 2 про себя, потом один ученик вслух

– Что в задаче известно? Назовите условие задачи.

– Что в задаче неизвестно? Прочитайте вопрос задачи.

– Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)

–Почему?(т.к. не знаем сколько м ткани отрезали на передник)

– Можем это узнать? Каким действием?(да, вычитанием) .

– Теперь сможем ответить на вопрос задачи? (Да, сложением)

– Запишите задачу кратко. Какие главные слова возьмем для краткой записи?

Платье-4м

Передник-?м, на 3 м меньше, чем        ? м

– Решите задачу по действиям, с пояснениями.

Решение:

1) 4 – 3 = 1 (м) – на передник;

2) 4 + 1 = 5 (м) – всего.

– Запишите решение задачи выражением.

4 + (4 – 3) = 5.

– Сформулируйте и запишите ответ задачи

Слушают учителя, отвечают

на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; выполняют краткую запись;

объясняют, каким образом следует выполнить решение, обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос

Устные ответы,

наблюдение

Разминка для пальцев

Разминка для пальцев

Выполняют

элементарные физические

упражнения

(в соответствии в текстом стихотворе-

ния), повторяя их за учителем

Наблюдение

VII. Закрепление изученного материала

Работа в р/т с. 3 № 1(2)

Взаимопроверка и взаимооценка

- Проверьте и оцените работу  соседа по парте.

(Рисуют на полях смайлы нужного цвета)

Работают самостоятельно, осуществляют взаимоконтроль.

Наблюдение

Инструктаж.

— Закройте учебники и возьмите на партах карточки с предложениями.

— Восстановите порядок выполнения вычислений.

— Что делаем сначала? Какой шаг следующий после того, как сложили единицы? (самоконтроль — опора на доске: два ученика работают у доски)

Восстанови порядок выполнения действий. 

Складываю единицы.

Читаю ответ.

Запоминаю десятки.

Пишу десятки под десятками.

Записываю выражение.

Пишу единицы под единицами

Работают самостоятельно с последующей проверкой, составляют памятку алгоритм сложения двузначных чисел.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Итог урока

– Чему научил вас сегодняшний урок?

–Что изменилось в ваших знаниях после сегодняшнего урока?

– Все ли вам было понятно?

– Что особенно понравилось?

– Что вызвало затруднения?

– Как вы сегодня работали?

Оцените свою работу.

Зеленый – вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Желтый – вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь.

Красный – вы считаете, что  вам было трудно на уроке.

Взаимооценка

–Кому за урок можно поставить 5, 4. А кому еще нужно постараться?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Наблюдение

Устные ответы

IX. Домашнее задание.

Учебник, с. 4: № 3, запомнить алгоритм сложения.

Р/т, с.3 №3

Слушают объяснение, при необходимости задают вопросы.