3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/ занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания , протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

Соян Саяна Сергеевна

4. Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс. На тему "Предложный падеж имен существительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhnyy_padezh_imen_sushchestvitelnyh.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Число обучающихся по списку: 24

Предмет: русский язык

Ф.И.О. учителя: Соян Саяна Сергеевна

Тема урока: Предложный падеж имён существительных.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Планируемые достижения:

Предметные:

- создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению особенностей предложного падежа;

- способствовать использованию учащимися новых знаний в практической деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цепи;

- смысловое чтение;

- с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать её, анализировать, сравнивать, обобщать информацию;

Регулятивные УУД:

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;

- оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации:

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, проектный метод.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, портрет М.В. Ломоносова, маршрутный лист, карточки с названиями падежей и падежными вопросами, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

•        желаю (соприкасаются большими пальцами);

•        успеха (указательными);

•        большого (средними);

•        во всём (безымянными);

•        и везде (мизинцами);

•        Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- К нам на урок пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь.

Эпиграф урока

- Послушайте пожалуйста слова Великого русского поэта.

Учите дети, русский к ряду

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом.

(М.В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

-Как вы понимаете значение слова «награда»? когда нам нужно узнать толкование какого-нибудь слова, к какому словарю мы обращаемся?

- Давайте Обратимся к Толковому словарю Ожегова.

( Награда – 1. То, что дается, получается в знак особой благодарности, признательности: 2. Благодарность за что-нибудь: А для нас награда – новые открытия, знания о языке.)

- Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.

На доске вывешены слова:

Я..корь, гол..бь, дев…чка, х..лод, м..рмелад, кр..сный, уч..тельница, п..рошок.

Вставьте пропущенные буквы , поставьте ударение и найдите лишнее слово.

-Лишнее слово красный. А почему?

- А давайте вспомним, что такое имя существительное?

Здороваются

Вместе учителем анализируют слова Ломоносова , объясняют значение слова

- Потому что слово красный, является прилагательным, а все остальные существительные.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?  и обозначает предмет.

  1. Минутка чистописания

П п (согласный, глухой, парный)

письмо

Павел писал о солнечном дне.

- С какой буквой мы будем работать?

- Что вы знаете о ней ?

- Что написано на второй строчке?

- сколько слогов в слове?

- Сколько в этом слове букв и звуков? Докажите?

- Какой частью речи является это слово?

- Как изменяются имена существительные?

- Сделайте к этому синквейн пожалуйста ребята?

-Посмотрите на третью строчку, что вы видите? Прочитайте.

- Назовите грамматическую основу.

Ответы детей

Слово

2

Букв 6, звуков 5. Потому что мягкий знак не дает звук, а только смягчает предыдущий согласный.

Род, число, падеж

Письмо (большое, красивое; пишем, отправляем; Я отправил письмо брату.; бумага.

Предложение

Ответы детей

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Создание проблемной ситуации

Разобрать «Путаницу» и навести порядок с падежами.

(На доске на карточках расположены падежные вопросы, название падежей вразброс, не хватает П.п).

- Нужно навести порядок.

- Вы наверное, заметили, что какого-то падежа нет.

- А теперь скажите, что мы будем сегодня изучать?

- Как вы думаете, какова наша сегодняшняя задача?

- Что мы знаем о Предложном падеже?

Дети по очереди выходят к доске и классифицируют данную информацию о падежах.

Формулируют тему урока.

  1. Построение проекта из затруднения.

- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.

Предлагает составить маршрут движения к новым знаниям и записать их на доске в виде плана.

- В результате у получился следующий план  исследования падежа:

1. Название падежа

2. Вспомогательное слово

3. Вопросы падежа

4. Предлоги падежа

5. Член предложения.

Дети работают в группе, предлагают варианты маршрута движения.

  1. Реализация построенного проекта
  1. Работаем по 1 пункту маршрутного листа «Название падежа»

-  Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М.В. Ломоносова.  Именно М.В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

     Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым – естество-испытателем, литератором, историком, художником.

  В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия. А потом Ломоносов назвал его предложным, т.к. употреблялся всегда с предлогами.

  1. Знакомство с падежом.

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

3. Работа по учебнику упражнение 97 стр 54.

- Найдите ответы на пункты 3 маршрутного листа. Сделайте вывод. Имя существительное в П.п. отвечает на вопросы О ком? О чём? В предложении является второстепенным членом предложения.

- В чем отличие предложного падежа от других падежей имени существительного

4. Предлоги падежа.

- А теперь выясним пункт 4 нашего маршрута, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?

Находят ответы на пункты маршрутного листа и отвечают на вопросы.

Думать

Работа по цепочке. Указывают падеж всех выделенных существительных. Делают вывод.

Отличие в том, что П.п. всегда пишется с предлогом.

Предлоги предложного падежа при, о, об, на, в, во.

  1. Физминутка

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Дети делают физминутку

  1. Самостоятельная работа
  1. Работа по учебнику страница 55 упражнение 100

- Вы должны составить из данных слов предложения о том, кто (что) где живет (находится).

2. Чтобы ответить на 5 пункт нашего маршрута работаем  в парах.

- Составить предложения о том, кто и где живет, найти в нем главные члены предложения и посмотреть, являются ли существительные в предложном падеже главным членом или нет?

1 ряд – предложение о белке

2 ряд – о рыбе

3 ряд – о собаке.

Взаимопроверка

 - Создайте пазл-кластер предложного падежа имени существительного.

Выписывают словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми словами.

Составляют предложения, подчеркивают главные члены, определяют являются ли существительные в предложном падеже главными членами или нет?

Белка живет в дупле.

Рыба живет в воде.

Собака живет в конуре

  1. Рефлексия учебной деятельности

Обобщение:  по маршрутному листу ответить на вопросы.

- Для того чтобы оценить свои успехи, нужно выполнить еще одно задание – ТЕСТ. Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в П.п. если слово в П.п. – обведите букву в столбике «да», а если другое, то слово «нет».

Тест                                                  Да                       Нет

  1. Приехал в деревню            о                            м
  2. Рассказ о книге                   о                           к
  3. Читал о космосе                 л                           р
  4. Видел белку                        ё                           о
  5. Телеграмма маме.              в                           д
  6. Мечтаю о супе                   е                           н
  7. Думаю об детях                 ц                          ф

- Какое слово получилось? Молодцы!

- Проанализируйте свою работу на уроке. Нарисуйте у себя в тетради шкалу, и оцените себя.

- Если вы сегодня работали на отлично, у вас все получилось, то звездочку рисуем на вершине нашей шкалы.

- А если работали средне на хорошо, то рисуем звездочку по середине шкалы.

- А если вы думаете, что работали плохо, то рисуем внизу шкалы

Подводят итоги.

По маршрутному листу отвечают на вопросы.

Выполняют тест (ответ: слово МОЛОДЕЦ)

Принимают позицию наблюдателя, осуществляют оценку полученного результата, делают вывод о разрешении поставленной проблемы.

  1. Домашнее задание

Упражнение 99 страница 55

  1. Итог урока

- Что нового узнали?

- Молодцы, дети. Спасибо вам за урок.

Делают выводы.