3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/ занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания , протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)
4. Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс. На тему "Предложный падеж имен существительных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Число обучающихся по списку: 24
Предмет: русский язык
Ф.И.О. учителя: Соян Саяна Сергеевна
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).
Планируемые достижения:
Предметные:
- создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению особенностей предложного падежа;
- способствовать использованию учащимися новых знаний в практической деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цепи;
- смысловое чтение;
- с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать её, анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
Регулятивные УУД:
- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;
- оценивать качество и уровень усвоения материала;
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы учителя;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации:
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, проектный метод.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, портрет М.В. Ломоносова, маршрутный лист, карточки с названиями падежей и падежными вопросами, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| • желаю (соприкасаются большими пальцами); • успеха (указательными); • большого (средними); • во всём (безымянными); • и везде (мизинцами); • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) - К нам на урок пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь. Эпиграф урока - Послушайте пожалуйста слова Великого русского поэта. Учите дети, русский к ряду Учите с душой, с усердием, трудом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом. (М.В. Ломоносов) - С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? -Как вы понимаете значение слова «награда»? когда нам нужно узнать толкование какого-нибудь слова, к какому словарю мы обращаемся? - Давайте Обратимся к Толковому словарю Ожегова. ( Награда – 1. То, что дается, получается в знак особой благодарности, признательности: 2. Благодарность за что-нибудь: А для нас награда – новые открытия, знания о языке.) - Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями. На доске вывешены слова: Я..корь, гол..бь, дев…чка, х..лод, м..рмелад, кр..сный, уч..тельница, п..рошок. Вставьте пропущенные буквы , поставьте ударение и найдите лишнее слово. -Лишнее слово красный. А почему? - А давайте вспомним, что такое имя существительное? | Здороваются Вместе учителем анализируют слова Ломоносова , объясняют значение слова - Потому что слово красный, является прилагательным, а все остальные существительные. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет. |
| П п (согласный, глухой, парный) письмо Павел писал о солнечном дне. - С какой буквой мы будем работать? - Что вы знаете о ней ? - Что написано на второй строчке? - сколько слогов в слове? - Сколько в этом слове букв и звуков? Докажите? - Какой частью речи является это слово? - Как изменяются имена существительные? - Сделайте к этому синквейн пожалуйста ребята? -Посмотрите на третью строчку, что вы видите? Прочитайте. - Назовите грамматическую основу. | Ответы детей Слово 2 Букв 6, звуков 5. Потому что мягкий знак не дает звук, а только смягчает предыдущий согласный. Род, число, падеж Письмо (большое, красивое; пишем, отправляем; Я отправил письмо брату.; бумага. Предложение Ответы детей |
| Создание проблемной ситуации Разобрать «Путаницу» и навести порядок с падежами. (На доске на карточках расположены падежные вопросы, название падежей вразброс, не хватает П.п). - Нужно навести порядок. - Вы наверное, заметили, что какого-то падежа нет. - А теперь скажите, что мы будем сегодня изучать? - Как вы думаете, какова наша сегодняшняя задача? - Что мы знаем о Предложном падеже? | Дети по очереди выходят к доске и классифицируют данную информацию о падежах. Формулируют тему урока. |
| - Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа. Предлагает составить маршрут движения к новым знаниям и записать их на доске в виде плана. - В результате у получился следующий план исследования падежа: 1. Название падежа 2. Вспомогательное слово 3. Вопросы падежа 4. Предлоги падежа 5. Член предложения. | Дети работают в группе, предлагают варианты маршрута движения. |
|
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М.В. Ломоносова. Именно М.В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым – естество-испытателем, литератором, историком, художником. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия. А потом Ломоносов назвал его предложным, т.к. употреблялся всегда с предлогами.
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? 3. Работа по учебнику упражнение 97 стр 54. - Найдите ответы на пункты 3 маршрутного листа. Сделайте вывод. Имя существительное в П.п. отвечает на вопросы О ком? О чём? В предложении является второстепенным членом предложения. - В чем отличие предложного падежа от других падежей имени существительного 4. Предлоги падежа. - А теперь выясним пункт 4 нашего маршрута, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? | Находят ответы на пункты маршрутного листа и отвечают на вопросы. Думать Работа по цепочке. Указывают падеж всех выделенных существительных. Делают вывод. Отличие в том, что П.п. всегда пишется с предлогом. Предлоги предложного падежа при, о, об, на, в, во. |
| Вы, наверное устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Дети делают физминутку |
|
- Вы должны составить из данных слов предложения о том, кто (что) где живет (находится). 2. Чтобы ответить на 5 пункт нашего маршрута работаем в парах. - Составить предложения о том, кто и где живет, найти в нем главные члены предложения и посмотреть, являются ли существительные в предложном падеже главным членом или нет? 1 ряд – предложение о белке 2 ряд – о рыбе 3 ряд – о собаке. Взаимопроверка - Создайте пазл-кластер предложного падежа имени существительного. | Выписывают словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми словами. Составляют предложения, подчеркивают главные члены, определяют являются ли существительные в предложном падеже главными членами или нет? Белка живет в дупле. Рыба живет в воде. Собака живет в конуре |
| Обобщение: по маршрутному листу ответить на вопросы. - Для того чтобы оценить свои успехи, нужно выполнить еще одно задание – ТЕСТ. Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в П.п. если слово в П.п. – обведите букву в столбике «да», а если другое, то слово «нет». Тест Да Нет
- Какое слово получилось? Молодцы! - Проанализируйте свою работу на уроке. Нарисуйте у себя в тетради шкалу, и оцените себя. - Если вы сегодня работали на отлично, у вас все получилось, то звездочку рисуем на вершине нашей шкалы. - А если работали средне на хорошо, то рисуем звездочку по середине шкалы. - А если вы думаете, что работали плохо, то рисуем внизу шкалы | Подводят итоги. По маршрутному листу отвечают на вопросы. Выполняют тест (ответ: слово МОЛОДЕЦ) Принимают позицию наблюдателя, осуществляют оценку полученного результата, делают вывод о разрешении поставленной проблемы. |
| Упражнение 99 страница 55 | |
| - Что нового узнали? - Молодцы, дети. Спасибо вам за урок. | Делают выводы. |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/17/016.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/17/017.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/17/018.jpg)