Консультация для родителей. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

bogdanova9154682121@mail.ru

Консультация для родителей

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения. Дидактическая игра

Характеризуется определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер и целенаправленность, наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться играя, и конечно правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути.

Дидактическая игра знакомит детей с формой, величиной, цветом, звуком, пространственными признаками.

Предоставляются различные дидактические игры:

- «Грибочки для ежика»

- «Подбери по цвету»

- «Собери бусы»

- «Посади бабочку на цветочек»

- «Подбери заборчик к домику»

- «Закрой окошки в домиках» и т. д.

Дидактическая игра «Собери яблоки».

Цель: упражнять детей в различении и назывании трех цветов: красного, желтого, зеленого. Учить детей раскладывать яблоки по цвету на соответствующие данному цвету тарелочки.

Дидактическая игра: «Собери грибочки»

Цель: упражнять детей в различении и назывании трех цветов: красного, желтого, зеленого. Учить детей раскладывать грибочки по цвету шляпок на соответствующие данному цвету тарелочки.

Дидактическая игра: «Собери урожай»

Цель: Ознакомление детей с величиной предметов. Упражнять детей в раскладывании предметов: в большую корзину- большие овощи, в маленькую-маленькие. Закреплять цвета: красный, зеленый.

Дидактическая игра: «Подбери чашку к блюдцу»

Цель: Формировать у детей представление о цвете. Учить различать и называть цвета.

Дидактическая игра: «Найди пару к варежке»

Цель: Закреплять умение соотносить цвет, форму с образом.

Дидактическая игра: «Собери мячики в ведра»

Цель: Учить детей соотносить предметы по размеру.

Дидактическая игра: «Волшебные мешочки»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, учить называть основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Содержание мешочков: пуговицы, шишки, желуди, бусины, крышки, губка, шуршащий мешочек.

Дидактическая игра: «Волшебный фартук»

Цель: Учить детей подбирать по цвету прищепки к кармашкам. Называть и закреплять основные цвета.

Дидактический материал всегда вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Сначала необходимо использовать красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Затем постепенно можно вводить белый и черный. Для этого необходимо подбирать предметы и игрушки интенсивной окраски. Большинство дидактических игр для маленьких детей является именно игровыми упражнениями с различными геометрическими телами (шар, куб и т. д.), и геометрическими фигурами (круг, квадрат и т. д.). Практически действуя с ними, дети сенсорно познают их, научаются различать, узнавать и т.д.

Хорошо подобранные и правильно организованные игры на называние цветов и геометрических фигур, пространственных признаков могут принести много пользы.

Дети раннего возраста:

- должны ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;

- ориентироваться в 3 и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);

- собирать пирамидку по убыванию размера 4-5 колец контрастных величин;

- соотносить конфигурацию объёмной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывать вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

- начинать распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый);

- в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть нарисованное.

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. Для детей с 2 до 3 года лет.

В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

Желательно. Чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов- дерева, камня, глины, металла, различных по фактуре тканей и т. п. причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам.

Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и перекладывать из одной емкости в другую;

Различные движущиеся игрушки:

- игрушки для построения ряда по возрастанию- убыванию:

пирамидки, матрешки и т. д.

- игрушки в которых используются разные принципы извлечения звука;

- самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть:

- банки из под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.

- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков.

- шуршание при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;

- свистки и дудочки из глины и дерева;

- конструкторы и мозаика;

- разнообразные изобразительные материалы;

Пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.

Игрушки контрастных размеров и различной формы (круглые, кубические). Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия, положить - достать, насыпать и высыпать. Книги с большими предметными картинками.