Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Мажорики»

Егорова Елена Вячеславовна

Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_programma_pdo_mazhoriki.docx268.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 СЕРПАНТИН» г. Ростова

                        

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом МДОУ

«Детский сад №5 СЕРПАНТИН»

протокол от 14.09.2021  №1

  УТВЕРЖДАЮ:

  Заведующая  МДОУ

   _________  Н. В. Новикова

 приказ от 14.09.21 № 25/1 од

среднего и старшего дошкольного возраста ( 4-7 лет)

Срок реализации – 1 год

Разработчик программы:

Егорова Елена  Вячеславовна,

музыкальный руководитель

г.Ростов

2021 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  1. Новизна программы.
  2. Актуальность.
  3. Педагогическая целесообразность.
  4. Цель и задачи программы.
  5. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
  6. Сроки реализации.
  7. Формы и режим занятий.
  8. Ожидаемые результаты.
  9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
  1. Учебно-тематическое планирование.
  2. Содержание образовательной деятельности.
  3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  5. Диагностический мониторинг.
  6. Библиографический список.

Пояснительная записка

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа  художественно-эстетического развития воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования  вокального кружка «Мажорики» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября  2018 г. № 52831 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 "О направлении информации" «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;  
  • Составлена на основании программ;  музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста  КАМЕРТОН Э. П. Костина. ЛИНКА-ПРЕСС//МОСКВА, 2008; «Хоровое пение» М.Ю. Картушина; «Сольное пение» Р.А. Жданова

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что она разработана для детей дошкольного учреждения, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности.
        В данных условиях программа «Мажорики» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающая систему практических занятий. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно - ориентированные на игровые технологии.

Актуальность

Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется запросом со стороны родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников. Современное общество характеризуется повышением внимания к нравственному, эстетическому развитию дошкольников и уникальным возможностям отдельно взятой личности.  Музыкальное искусство занимает особое место в современной культуре. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.  Занятия музыкой развивают не только музыкальные способности детей и их художественный вкус, но и содействует воспитанию определенных черт характера.

Педагогическая целесообразность

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.         Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в детском объединении «Мажорики »- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цель и задачи программы

Целью деятельности вокального кружка является формирование эстетической культуры дошкольников; развитие певческих способностей у детей  в условиях  дополнительного   образования ДОУ.      

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

             Развивающие:

  • Заложить основы гармонического развития: слуха, голоса, внимания, движения, чувство ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей и творческой активности у детей. 

Воспитательные:

  • Привлекать  родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.
  • Формировать навыки работы в коллективе, сценического поведения, коммуникативные умения.

Возраст детей участвующих в реализации данной

дополнительной образовательной программы

Программа вокального кружка «Мажорики» предназначена для детей 5-7 лет,

образовательная деятельность осуществляется два раза в неделю  во вторую половину дня в музыкальном зале

Понедельник 16.00 – 16.25

Среда             16.00 – 16.25

Сроки реализации

Программа  рассчитана на 1 год обучения. Учебный год распланирован на  38  учебных недель с 01.09.2021 г.  по 31 мая 2022 г.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, дополнительной  образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13.

Формы и режим занятий

В ходе реализации  программы сочетается  групповая (работа в вокальной группе) и  индивидуальная  работа (сольное пение).

Применяются  такие формы работы как:

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция, отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

        -         песни хором в унисон

  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму

Программа включает подразделы:

-           восприятие музыки;

                  -            развитие музыкального слуха и голоса;

                  -            песенное творчество;

                  -            певческая установка;

                  -            певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по несколько раз.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам с твердой атакой звука.

Структура занятия

Структура занятия состоят из теоретической и практической частей.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты.

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.  

Ожидаемые результаты

  • Ребенок владеет определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции.
  • Может эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные).
  • Может исполнять самостоятельно и довольно качественно выученные песни.

Умеет петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения.

  • Ребенок дает оценку своему пению, эмоционально высказывает эстетические суждения о содержании и характере песни; выражает свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Формой подведения итогов, реализации программы дополнительного образования вокального кружка «Мажорики» является:  концертная деятельность, отчетные концерты,  участие в конкурсах, фестивалях (на разных уровнях), смотрах, выступление для воспитанников младших групп, выступление для родителей.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы вокального кружка «Мажорики»

Всего количество занятий в год 76,         в учебный план включены часы теории  и практики.               

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Вводное

1

1

«Музыкальная подготовка»

2

Развитие музыкального слуха

15

3

12

3

Развитие музыкальной памяти

12

2

10

4

Развитие чувства ритма

6

1

5

«Вокальная работа»

1

Прослушивание голосов

1

1

2

Певческая  установка

Дыхание

12

12

3

Распевание

6

6

4

Дикция

6

2

4

5

Работа с ансамблем  над репертуаром

17

17

Итого часов

76

9

67

Содержание дополнительной  общеобразовательной – общеразвивающей программы « Мажорики»

Месяц

Тема занятия

Образовательные задачи

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1 неделя 

Вводное занятие «Песня – душа народа».

Роль музыки, песни в жизни человека.

Музыкальная гостиная «Песенка - чудесенка»

2, 3 неделя

«Мы – артисты»

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

4 неделя «Настроение в песне».

Научить детей определять характер песни. Знакомство с ладом.

Октябрь

1, 2 неделя «Осень – дивная пора»

Вокально-хоровая работа.

 Разучивание песен про осень

Выступление на праздничном осеннем развлечении.

3,4 неделя

« Где живет мой голос»

Познакомить детей: - голосовым аппаратом; - певческой установкой; - певческим дыханием.

Ноябрь

1 неделя «Расскажи нам, песенка»

Знакомство с песенным текстом. Художественное единство текста и музыки. Строение песни (куплет, припев, вступление, проигрыш).

Праздничный концерт ко Дню матери.

2, 3 неделя

«Моя мама – лучшая на свете».

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен о маме.

4 неделя «Волшебный микрофон».

Знакомство с микрофоном. Формирование навыков работы с микрофоном, постановки корпуса и рук при пении в микрофон.

Декабрь

1, 2 неделя «Город детства».

Вокально-хоровая работа. Разучивание новогодних песен.

Творческий концерт для родителей «Декабрьские вечера»

3, 4 неделя 

«С песней встретим Новый год»

Работа над выразительностью, эмоциями. Развивать умение у детей петь под фонограмму. Формирование сценической культуры пения

Январь

2 неделя «Русская зима».

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен о зиме.

Музыкальная гостиная «С чего начинается песенка?»

3 неделя

 «В гостях у композитора»

Кто сочиняет песни? Песенная импровизация на заданный текст (окончания песен, песенных фраз).

Февраль

1 неделя «Хороводные, шуточные, календарные пес- ни»

Разучивание песен к масленице.

Выступление на музыкально - спортивном празднике к 23 февраля.

2, 3 неделя «Россия – Родина моя».

Разучивание песен о папе, дедушке, защитниках отечества России.

4 неделя «Госпожа мелодия»

Работа над звуковедением. Работа над дыханием. Разучивание песен о маме.

Март

1, 2 неделя «Рисуем голосом»

Возможности моего голоса. Работа над звукообразованием

Концерт для мам и бабушек к 8 марта.

3, 4 неделя «Весна красна»

Разучивание песен о весне.

Апрель

1, 2 неделя

« Конкурс Нотки души»

Разучивание песен на конкурс

Участие в концерте межмуниципаль-

ного конкурса

 « Нотки души»

3, 4 неделя «Апрельская капель»

Повторение песен к отчетному концерту.

Май

1, 2 неделя

« День победы»

Разучивание песен военных лет

Концерт для детей детского сада

«Мы любим петь»

3,4  неделя. «Что такое доброта?».

Песни о дружбе. Работа над звукообразованием.

Сентябрь

Занятия № 1, 2

Тема: «Давайте познакомимся»

Задачи:

формировать позитивное отношение к пению; способствовать повышению   уверенности в себе и развитию самостоятельности.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой своѐ имя ласково».

Музыкально-коммуникативная игра «Найди друга», дидактическая игра «Слушаем тишину».

2. Основная часть.

Беседы «Что такое звук?», «Звуки шумовые и музыкальные».

Вокально-певческая постановка корпуса: Л. Абелян «Петь приятно и удобно» -

слушание.

Распевание: «Листики летят» М. Сидорова, «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев.

Пение: «Тише, тише, тишина» - слушание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - разучивание, музыкальная игра «В доме моѐм тишина».

Занятия № 3, 4

Тема: «Песня – душа народа».

Задачи:

учить сидеть прямо, занимая всѐ сиденье, опираясь на спинку стула; учить правильно брать дыхание, дышать через нос без напряжения спокойно; знакомить с музыкальными жанрами; учить различать жанр песни через игру.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой своѐ имя» – оценить, кто спел лучше, почему?

Музыкально-коммуникативная игра «Найди друга», дидактическая игра

«Слушаем тишину».

2. Основная часть.

Беседы «Что такое звук?», «Звуки шумовые и музыкальные», «Почему всѐ

звучит?»

Вокально-певческая постановка корпуса (сидя): Л. Абелян «Петь приятно и

удобно» - 1 куплет, разучивание.

Распевание: «Листики летят» М. Сидорова, «Ветер», «Как кричит крокодил» А.

Усачев.

Пение: «Тише, тише, тишина» - разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - разучивание, музыкальная игра «В доме моѐм тишина».

Занятия № 5-6

Тема: «Мы – артисты».

Задачи:

учить осваивать пространство, устанавливать эмоциональный контакт с

детьми; побуждать детей к активной вокальной деятельности;

добиваться певческого раскрепощения, выразительного пения с движениями.

1. Вводная часть.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте» М.Картушиной.

2. Основная часть.

Вокально-певческая постановка корпуса (сидя): Стихотворение «Спинка-

тростинка» М.Картушиной.

Дыхательные упражнения: «Комарик», «Жук» (по М.А.Давыдовой).

Артикуляционная гимнастика: Речевая декламация «Корова», «Самолет».

Скороговорки: «Андрей-воробей», «От топота копыт».

Распевание: «Ходит зайка по саду», «Василек»,

Пение: Колыбельная «Совушка» А.Колпаков

 «До чего ж хорошо!» Е.Гомоновой – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, музыкальная игра «Ёлочки-пенечки», сюрпризный момент.
 

Занятия № 7, 8

Тема: «Настроение в песне».

Задачи:

развивать эмоциональную отзывчивость детей на песню; учить правильно интонировать мелодию песни; учить петь длинные и короткие звуки; учить петь кластер.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой своѐ имя» – ласково.

Музыкально-коммуникативная игра «Найди друга», дидактическая игра

«Слушаем тишину» - искусственно созданные звуки.

2. Основная часть.

Беседы: «Почему всѐ звучит?», «Откуда берѐтся голос?»

Вокально-певческая постановка корпуса (сидя, стоя): Л.Абелян «Петь приятно и

удобно» - закрепление.

Распевание: «Листики летят», «Считалочка» М. Сидорова.

Пение: «Осень в гости к нам спешит» слова С.Русских, музыка О.Лыкова закрепление.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - закрепление, музыкальная игра «В доме моѐм тишина».

Октябрь

Занятия № 1- 4

Тема: «Осень – дивная пора».

Задачи:

упражнять детей в чистом интонировании секунды, малой терции вниз и чистой кварты вверх с музыкальным сопровождением; развивать навык точного интонирования несложной мелодии, построенной в поступенном движении звуков вверх и вниз.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой своѐ имя» – ласково.

Музыкально-коммуникативная игра «Найди друга».

2. Основная часть.

Вокально-певческая постановка корпуса (сидя, стоя): Л.Абелян «Петь приятно и

удобно» - 2 куплет, разучивание.

Распевание: «Листики летят», «Считалочка» М. Сидорова, «Ветер», «Как кричит

крокодил» А. Усачев.

Пение: «Осень в гости к нам спешит» слова С.Русских, музыка О.Лыкова –

разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - упражнение, музыкальная игра «В доме моѐм тишина».

Занятия № 5- 8

Тема: «Где живет мой голос?».

Задачи:

познакомить детей с голосовым аппаратом, певческой установкой, дыханием; развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию,

охране и укреплению здоровья детей; учить детей чѐтко проговаривать текст,  включая в работу артикуляционный аппарат; учить петь на одном звуке.

1. Вводная часть.

«Песенка-приветствие» М.Картушиной.

2. Основная часть.

Вокально-певческая постановка корпуса (сидя): М.Картушина «Сидит дед».

Дыхательные упражнения: «Воздушный шар», «Паровоз» - короткий вдох,

долгий выдох.

Артикуляционная гимнастика: «Самолѐт» - на звук «У» (протяжно, на цепном

дыхании, повышая и понижая голос).

Скороговорки: «Тигры».

Распевание: «Андрей-воробей»; «Котенок и бабочка».

Пение: «Гномики» муз. и сл. К.Костина – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, сюрпризный момент.

Ноябрь

Занятия № 1, 2

Тема: «Расскажи нам, песенка».

Задачи:

продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, лѐгким звуком;

упражнять детей в чистом интонировании большой терции вниз; упражнять в чистом интонировании мелодии поступенно вверх и вниз.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой имя соседа слева».

Музыкально-коммуникативная игра «Доброе животное».

2. Основная часть.

Беседа: «Сила звука и динамический слух».

Л. Абелян «Дыхание» - слушание.

Распевание: «Считалочка» М. Сидорова, «Эхо».

Пение: «Кот Мурлыка» слова Ю. Марцинкевича, музыка А Морозова -

разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Рисование» - разучивание,

музыкальная игра «Тишина».

Занятия № 3-6

Тема: «Моя мама лучшая на свете».

Задачи:

продолжать учить детей петь без напряжения; развивать ладотональный слух; развивать эмоциональную отзывчивость на песню о маме; знакомить с новой песней.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой имя соседа справа».

Музыкально-коммуникативная игра «Доброе животное», развивающая игра  «Я тебя знаю» - отмечать ударные и безударные слоги имени с помощью динамики (f  и p).

2. Основная часть.

Беседа: «Основные обозначения динамики (f, mf, sf, p, mp)».

Л. Абелян «Дыхание. Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер».

Распевание: «Мы поѐм», «Без слов» - исполняется закрытым ртом, «Эхо», «Лесенка».

Пение: «Кот Мурлыка» слова Ю. Марцинкевича, музыка А Морозова – закрепление.

«Мамочка» слова Н.Осошник, музыка В.Осошник – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Рисование» - разучивание, музыкальная игра «Тишина».

Занятия № 7, 8

Тема: «Волшебный микрофон».

Задачи:

продолжать стимулировать и развивать песенные импровизации у детей; учить петь песню под фонограмму точно интонируя мелодию; закреплять умение начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Здороваемся по знакам динамики».

Музыкально-коммуникативная игра «Доброе животное»,  «Я и мои друзья - ладошки, плечики, спинки, животы, коленки».

2. Основная часть.

Беседа: «Основные обозначения динамики (f, mf, sf, p, mp)», «Сказка про кота».

Вокально-певческая постановка корпуса (стоя): Л. Абелян «Петь приятно и удобно».

Л. Абелян «Дыхание. Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер».

Распевание: «Мы поѐм», «Без слов» - исполняется закрытым ртом, «Эхо»,

«Лесенка», «Мы – весѐлые ребята».

Пение: «Мамочка» слова Н.Осошник, музыка В.Осошник – закрепление.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Рисование» - упражнение, музыкальная игра «Тишина».

Декабрь

Занятия № 1-4

Тема: «Город детства».

Задачи:

учить петь песню под фонограмму без напряжения, естественным голосом; следить за чѐтким и ясным произношением слов в пении; развивать эмоциональное отношение к пению; продолжать учить детей передавать весѐлый характер песни, правильно пропевать гласные в словах; учить детей петь песню по цепочке.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь».

Музыкально-коммуникативная игра «Дотронься до…».

2. Основная часть.

Беседа: «Как беречь голос» Л. Абелян, закаливание звуки – А, Э.

Распевание: «Без слов», «Пою себе» - исполняется закрытым ртом, «Мы –

весѐлые ребята», «У деда Ермолая».

Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Часы» - разучивание, музыкальная

игра «Ёлочки-пенечки».

Занятия № 5-8

Тема: «Песней встретим Новый год» (подготовка к концерту).

Задачи:

продолжать учить петь выразительно, передавая разный характер песен; закреплять умение сохранять правильную осанку во время пения; учить точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок песни, брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь».

Музыкально-коммуникативная игра «Дотронься до…».

2. Основная часть.

Беседы: «Высота звука и звуковысотный слух», «Я красиво петь могу» -

слушание.

Распевание: «Без слов», «Пою себе», «Гармошка» - исполняется закрытым ртом.

Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина – закрепление.

«Белые снежинки» слова И.Шаферана, музыка Г.Гладкова – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Часы» - закрепление, музыкальная

игра «Ёлочки-пенечки».

Январь

Занятия № 1, 2

Тема: «Русская зима».

Задачи:

повторить песни о зиме; учить петь детей в ансамбле, одновременно начинать и заканчивать песню; петь с инструментальным сопровождением и без него;

развивать мышцы голосового аппарата.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь».

Музыкально-коммуникативная игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая

игра «Слушай хлопки».

2. Основная часть.

Беседа «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян.

Распевание: «Без слов», «Пою себе» - исполняется закрытым ртом, «У деда

Ермолая», «Вышел зайчик погулять».

Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина. «Белые снежинки»

слова И.Шаферана, музыка Г.Гладкова – повторение.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Маленькая мышка» - разучивание,

музыкальная игра «Поѐм гласные».

Занятия № 3, 4

Тема: «В гостях у композитора».

Задачи:

познакомиться с профессией композитора, научиться импровизировать песенные фразы; развивать у детей самостоятельность; учить правильно интонировать мелодию, выразительно обыгрывать песню ;учить петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, игривая, светлая).

1. Вводная часть.

Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь».

Музыкально-коммуникативная игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая

игра «Слушай хлопки».

2. Основная часть.

Беседа «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян, «Песенка про гласные».

Распевание: «Запевай песню», «Вышел зайчик погулять», «Пою себе».

Пение: «Что ты хочешь кошечка?» слова А.Шибицкой, музыка Г.Зингера, «Зайка,

зайка, где бывал?» слова А.Шибицкой, музыка М.Скребковой.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Маленькая мышка» - разучивание,

музыкальная игра «Поѐм гласные».

Занятия № 5-8

Тема: «От песенки до оперы».

Задачи:

познакомиться с формами и жанрами вокальной музыки; учить детей высказываться о характере песни; развивать эмоциональную отзывчивость на песню; упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонацию на повторяющихся звуках.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь».

Музыкально-коммуникативная игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая

игра «Слушай хлопки» в быстром темпе.

2. Основная часть.

Беседа: «Длительность звука и чувство ритма».

Распевание: «Запевай песню», «Вышел зайчик погулять», «Пою себе».

Пение: Музыкальная сказка «Колобок на новый лад».

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Маленькая мышка» - закрепление,

музыкальная игра «Поѐм гласные».

Февраль

Занятия № 1, 2

Тема: «Хороводные, шуточные, календарные песни».

Задачи:

разучить песни к Масленице; добиваться чистого интонирования мелодии, умения брать дыхание между музыкальными фразами; учить песню по музыкальным фразам.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Здороваемся с хлопками».

Музыкально-коммуникативная игра «Передай мячик».

2. Основная часть.

Беседы: «Нотный стан, скрипичный ключ, нота «До», «Формирование качества

звука. Интонация» Л. Абелян, «Баю бай» р.н.п.

Распевание: «Запевай песню», «Пою себе», «Села кошка на такси».

Пение: «Вот уж Зимушка проходит» русская народная песня, «Хоровод

Масленица» слова и музыка И.Парахневич – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - разучивание,

музыкальная игра «Гули-гули».

Занятия № 3-6

Тема: «Россия – Родина моя».

Задачи:

знакомить с новой песней; уточнить умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции; совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; упражнять в чѐткой дикции; учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Здороваемся с хлопками».

Музыкально-коммуникативная игра «Передай мячик».

2. Основная часть.

Беседы: «Ноты «ДО», «РЕ». Ребусы», «Формирование качества звука.

«Интонация» Л. Абелян, «Птичка-синичка»

Распевание: «Запевай песню», «Села кошка на такси», Сольфеджио.

Пение: «Росиночка-Россия» слова И.Шевчука, музыка Е.Зарицкой – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - разучивание,

музыкальная игра «Гули-гули».

Занятия № 7, 8

Тема: «Госпожа Мелодия».

Задачи:

учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; развивать ладотональный слух; продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их исполнения, проявляя при этом и самокритичность к собственному пению.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Здороваемся с хлопками».

Музыкально-коммуникативная игра «Передай мячик».

2. Основная часть.

Беседы: «Ноты «МИ», «ФА». Ребусы», «Формирование качества звука.

Интонация» Л. Абелян, «Динь-дон» р.н.п.

Распевание: «Запевай песню», «Колокольчик», «Села кошка на такси», Сольфеджио.

Пение: «Моя мама» слова и музыка И.Черник – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - закрепление,

музыкальная игра «Гули-гули».

Март

Занятия № 1-4

Тема: «Рисуем голосом».

Задачи:

добиваться выразительного исполнения песен различного характера; петь с музыкальным сопровождением и без него; развивать творческую самостоятельность, накапливать и использовать музыкальный опыт; учить петь, правильно передавая ритмический рисунок; продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песен, их содержание; учить тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песен.

1. Вводная часть.

Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания.

Музыкально-коммуникативная игра на снятие напряжения «Солнечный зайчик»,

«Скульптор».

2. Основная часть.

Беседы: «Ноты «ФА», «СОЛЬ». Ребусы», «Дикция, артикуляция, слово» Л.

Абелян, «Песенка про дикцию».

Распевание: «Колокольчик», «Колыбельная», «Ноты изучаем», Сольфеджио.

Пение: «Моя мама» слова и музыка И.Черник – закрепление.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Паучок» - разучивание, музыкальная

игра «Повторяй за мной».

Занятия № 5-8

Тема: «Мы весну встречаем».

Задачи:

учить детей чувствовать жанр песни; упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке; следить за правильным дыханием; закреплять навык звуковысотной ориентировки; добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт; учить петь выразительно, осмысливая характер песен; развивать ладотональный слух, используя вопросно-ответную форму. закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения.

1. Вводная часть.

Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания.

Музыкально-коммуникативная игра на снятие напряжения «Солнечный зайчик».

2. Основная часть.

Беседы: «Ноты «ЛЯ», «СИ». Ребусы», «Дикция, артикуляция, слово» Л. Абелян,

«Песенка про дикцию», скороговорки.

Распевание: «Колыбельная», «Пой со мной».

Пение: «Веселая песенка» слова В.Борисова, музыка А.Ермолова.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Паучок» - закрепление, музыкальная

игра «Повторяй за мной».

Апрель

Занятия № 1-4

Тема: «Нотки души»

Задачи:

петь выразительно передавая динамику не только от куплета к куплету, но по музыкальным фразам; поощрять инициативу и творческие желания детей;

развивать у детей ладотональный слух; слышать и точно передавать в пении поступенное движение мелодии; учить при пении правильно формировать гласные;

воспитывать у детей чувство дружбы; учить петь выразительно, мимикой, жестами, интонацией, динамикой передавать содержание и характер песен.

1. Вводная часть.

Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания.

Музыкально-коммуникативная игра «Прогулка по ручью», развивающая игра

«Весѐлый оркестр».

2. Основная часть.

Беседа: «Тембровая окраска и тембровый слух».

Распевание: «Пой со мной», «Это я», «Подражаем скрипочке».

Пение: Песни по выбору.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Улитка» - разучивание, музыкальная

игра «Шла коза по мостику».

Занятия № 5-8

Тема: «Апрельская капель»

Задачи:

учить петь детей лѐгким звуком в оживлѐнном темпе; учить детей точно воспроизводить ритмический рисунок песни; учить петь выразительно, передавая характер песни в целом, а также смену темпа в запеве и припеве; работать над расширением диапазона детского голоса;способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот; содействовать развитию у детей музыкальной памяти.

1. Вводная часть.

Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания.

Музыкально-коммуникативная игра «Прогулка по ручью», развивающая игра

«Весѐлый оркестр».

2. Основная часть.

Беседа: «Выразительность исполнения» Л. Абелян, «Модница», «Прекрасен мир

поющий».

Распевание: «Пой со мной», «Это я», «Бубен», «Барабан».

Пение: Песни по выбору. Повторение выученных песен.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Улитка» - закрепление, музыкальная

игра «Шла коза по мостику».

Май

Занятия № 1-4

Тема: «День Победы».

Задачи:

добиваться выразительного исполнения песен различного характера; петь с музыкальным сопровождением и без него; развивать творческую самостоятельность, накапливать и использовать музыкальный опыт; учить петь, правильно передавая ритмический рисунок; продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песен, их содержание; учить тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песен.

1. Вводная часть.

Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания.

Музыкально-коммуникативная игра на снятие напряжения «Солнечный зайчик»,

«Скульптор».

2. Основная часть.

Беседы: «Ноты «ФА», «СОЛЬ». Ребусы», «Дикция, артикуляция, слово» Л.

Абелян, «Песенка про дикцию».

Распевание: «Колокольчик», «Колыбельная», «Ноты изучаем», Сольфеджио.

Пение: «Катюша» , « Кино идет» « Майский вальс»

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Паучок» - разучивание, музыкальная

игра «Повторяй за мной».

Занятия № 5-8

Тема: «Что такое доброта?»

Задачи:

учить петь детей лѐгким звуком в оживлѐнном темпе; учить детей точно воспроизводить ритмический рисунок песни; учить петь выразительно, передавая характер песни в целом, а также смену темпа в запеве и припеве; работать над расширением диапазона детского голоса;способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот; содействовать развитию у детей музыкальной памяти.

1. Вводная часть.

Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания.

Музыкально-коммуникативная игра «Прогулка по ручью», развивающая игра

«Весѐлый оркестр».

2. Основная часть.

Беседа: «Выразительность исполнения» Л. Абелян, «Модница», «Прекрасен мир

поющий».

Распевание: «Пой со мной», «Это я».

Пение: Песни по выбору. Повторение выученных песен.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Улитка» - закрепление, музыкальная

игра «Шла коза по мостику».

Методическое обеспечение

         дополнительной образовательной программы

  • Музыкально-дидактические игры;
  • комплексы дыхательной  гимнастики;
  • комплексы пальчиковой гимнастики;
  • комплексы артикуляционной гимнастики;
  • программы, сценарии концертов;
  • СD -  диски с записями классической музыки и песен;
  • электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
  • методическая литература;
  • портреты композиторов.

Описание материально-технического обеспечения

                              образовательного процесса

  • Музыкальный зал;
  • стулья по количеству детей;
  • фортепиано;
  • музыкальные инструменты;
  • музыкальный центр; 
  • микрофоны;
  • микшер – усилитель;
  • колонки;
  • мультимедийная  аппаратура;
  • телевизор.

                                             Диагностический мониторинг

Для определения уровня музыкальных способностей детей в начале и конце года проводится диагностический мониторинг по следующим критериям: развитость ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Ладовое чувство проявляется как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену в нем настроений, как чувство тяготения звуков. Музыкально-слуховые представления развиваются, прежде всего, в пении, в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Чувство ритма формируется в пении, в музыкально-ритмических движениях.

Формы диагностического мониторинга:

  • Педагогические наблюдения.
  • Открытые занятия с последующим обсуждением.
  • Итоговые занятия.
  • Концертные выступления.
  • Конкурсы, фестивали, смотры.

Диагностический мониторинг  уровня музыкальных способностей

Показатели

Высокий
уровень

Средний
уровень

Низкий
уровень

Показатели   развития певческих   умений

Качественное исполнение знакомых песен.

 

 

 

Навыки выразительной дикции

Показатели развитости ладового чувства

Просьба повторить

 

 

 

Высказывание о музыке с контрастными частями

 

 

 

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

 

 

 

Определение окончания мелодии

 

 

 

Показатели развитости музыкально-слуховых представлений

Пение знакомой мелодии без сопровождения

 

 

 

Пение малознакомой мелодии (после нескольких
ее прослушиваний) с сопровождением

 

 

 

Показатели развитости чувства ритма

Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии

 

 

 

н (низкий) - не справляется с заданием или справляется с помощью педагога

с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Примерный репертуар

Основу репертуара программы составляют детские песни народной,

классической и современной музыки, песни из мультфильмов. Разнообразие репертуара позволяет педагогу подбирать музыкальные произведения с учетом:

возрастных особенностей и уровня развития вокальных способностей детей.

Принципы подбора репертуара: исполнительские возможности и художественная ценность произведения.

Песенный репертуар может быть изменѐн и дополнен с учетом особенностей детей.

Примерный репертуарный список

Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха

В объеме терции:

«Мы идем с флажками». Е. Тиличеева.

«Уж я колышки тешу». Русская народная мелодия.

«Белые гуси». М. Красев.

«Качи-качи». Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

В объеме кварты:

«Два кота». Польская народная мелодия.

«Петушок». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.

«Дождик». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.

«Идет коза». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.

«В детский сад». Л. Печников.

В объеме квинты:

«В огороде заинька». В. Карасева.

«Чики-чики, чикалочки». Русская народная мелодия в обр. Е. Тиличеевой.

«Кукушечка». Е. Тиличеева

«Барашеньки-крутороженьки». Русская народная мелодия.

«Дудочка». В. Карасева.

«На зеленом лугу». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

Песни

Животные и птицы:

«Белка пела и плясала», словенская народная мелодия;

«Гуси», русская народная мелодия;

«Две тетери», русская народная мелодия;

«Воробей», А.Филиппенко;

«Воробушки», И.Кишко;

«Заинька», русская народная мелодия;

«Зайка», А.Филиппенко;

«Зайки серые сидят», Г.Финаровский;

«Курочка», Т. Попатенко;

«Мяу», Т.Шутенко;

«Наша киска», В.Витлин;

«Петушок», В.Витлин;

«Про котика», В.Маклаков;

«У окна-окошка», А.Филиппенко;

Мир ребенка и сверстников:

«Алешкин флот», Т.Попатенко;

«Барабанщик», Р.Хейф;

«Веселая девочка Таня», А.Филиппенко;

«В гости», Н.Бордюг;

«Водичка», В.Витлин;

«Вот так, хорошо», Т.Попатенко;

«Детский сад», Н.Бордюг;

«Детский сад», Н.Мурычева;

«К нам гости пришли», Ан.Александров;

«Мы — солдаты», Ю.Слонов;

«Песенка друзей», В.Герчик;

«Песенка о дружбе», Ю.Рожавская;

«Песенка о песенке», Т.Попатенко;

 «Плакса», Б.Долинский;

«Праздник», Г.Фрид;

«С днем рождения», Ю.Слонов;

«Трусливая Наташа», И.Кишко.

Мир взрослых:

«Бабушка моя», Е.Гомонова;

«Заболела бабушка», Н.Мурычева;

«Мамочке любимой», Е.Гомонова;

«Маму я люблю», Н.Мурычева;

«Мы запели песенку...», Р.Рустамов;

«Наша воспитательница», Н.Мурычева;

«Песенка про бабушку», И.Пономарева;

«Песенка о няне», А.Филиппенко;

Мир природы:

Зима:

«Елочка», М.Красев;

«Елочка», А.Филиппенко;

«Снежок», И.Кишко;

«Снежок», Ю.Слонов;

«То снежинки, как пушинки...», А.Филиппенко.

Весна:

«Веснянка», И.Кишко;«Весенняя песенка», А.Филиппенко;

«Песенка о весне», Г.Фрид;

«Тает снег», А.Филиппенко.

Лето:

«Будет дождик или нет?», Е.Тиличеева;

«Дождик», А.Филиппенко;

«Мы на луг ходили», А.Филиппенко;

«Солнышко», З.Компанейц.

Осень:

«Вот какие кочаны», Л.Львов-Компанейц;

«Грустное настроение», Н.Бордюг;

«Кап-кап-кап»., румынская народная песня в обр. Т.Попатенко;

«Листочек золотой», Г.Вихарева;

«Осень», Н.Бордюг;

«Осень», Е.Тиличеева;

«Осень», Ю.Чичков;

«Осень», В.Иванников (для взрослого и детей);

«Что нам осень принесет», З.Левитова.

Песенное творчество

«Коза и козлята», Н.Мурычева;

«Кукла Таня знакомится с ребятами», Н.Мурычева;

«Мишкин марш», Н.Мурычева;

«Пароход гудит», Т.Ломова;

«Песня птички», Н.Мурычева;

«Плясовая зайчика», Н.Мурычева;

«Пчела жужжит», Т.Ломова.

Библиографический список:

Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду – М.,1989.

Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей – Ярославль, 2007.

Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2000.

Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению – Санкт - Петербург, 2005. 

Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки – М., 2005.

Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста – Ростов-на-Дону, 2008.

Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 1985.

Орлова Г.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет – М , 1988.

Суязова Г.А. Мир вокального искусства – Волгоград, 2007.

Э. П. Костина.,Программа  музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста  КАМЕРТОН ЛИНКА-ПРЕСС//МОСКВА, 2008;

Интернет-ресурсы:

Адрес интернет ресурсов: http://www.resobr.ru/materials/48/5684/;

Адрес интернет ресурсов http://www.maam.ru/detskijsad/programa-vokalno-horovoe-penie-v-detskom-sadu.html.