Для родителей

Ольга Григорьевна Жбанова

На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

С переходом вашего дошкольника  к школьной жизни значительно изменится не только его жизнь, но и ваша жизнь, жизнь вашей семьи. Не случайно этот период считается кризисным для семьи.

Поэтому родителям желательно обдумать заранее, как это скажется на каждом из членов семьи. Необходимо решить, где и с кем будет находиться ребенок после школы. Возможно, у вас возникнет необходимость научить ребенка пользоваться бытовой техникой, открывать замки, разогревать обед и, наконец, соблюдать «правила техники безопасности». Вам будет гораздо спокойнее, если подготовку к самостоятельному пребыванию первоклассника дома вы закончите еще до 1 сентября.

    Родителям нужно быть готовыми к тому, что у ребенка могут возникнут сложности. Каждый родитель в глубине души надеется, что его ребенок будет успешным учеником, лидером. И первые же неуспехи, которые, к сожалению, бывают у всех детей, очень сильно разочаровывают родителей, и родители не могут скрыть обманутые иллюзии, сильно подрывая самооценку своего чада.

        С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. И свой новый социальный статус ваш ребенок примется демонстрировать незамедлительно и, прежде всего дома вам. Ваша терпеливая и понимающая позиция в этот период очень важна.

На вопрос «Хочешь ли ты в школу?» большинство дошколят ответят «Да!». Но, к сожалению, уже после недели обучения у значительной части первоклассников ответ на тот же вопрос меняется на «Нет!». 
             Поэтому важно не только не запугивать ребёнка школой, но и не идеализировать, не приукрашать. Настраивайте ребенка на успех в учебе, не пугайте неудачами.

             Как сделать так, чтобы его не ждало разочарование? 
          Единственный способ выяснить это – говорить со своим ребенком.

Расскажите о своей школьной жизни и о своем первом классе поделитесь с ребенком собственными впечатлениями и воспоминаниями. Расскажите смешные истории из своего школьного прошлого, расскажите про своих друзей - одноклассников. Устройте семейный вечер воспоминаний с просмотром фотографий вашей школьной поры. Удовольствие и пользу получит не только ваш будущий первоклассник, но и вы сами.

     Я, как психолог, уделяю большое внимание в своей работе адаптации 1 –ков. Помимо диагностики реализую программу «В мире друзей», на занятиях мы учимся общаться, преодолевать трудности, занимаемся творчеством.

         Если у вас есть какие –то опасения, вы испытываете тревогу по поводу предстоящей школьной жизни вашего ребёнка, готовности ребёнка к школе, я буду рада помочь, мой кабинет 210, 2 этаж.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: 

-         проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

-         помните, что поступки ребенка не являются умышленными;

-         контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

-         не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

-         стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

-         избегайте с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных  

          требований к ребенку;

-         реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите  

          действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

-        повторяйте свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз;

-          не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

-        выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

-        для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье: 

-         уделяйте ребенку достаточно эмоционального внимания;

-         проводите досуг всей семьей;

-         не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий: 

-         установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;

-         чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

-         снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

-        оградите гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и    

          просмотра телевизионных передач;

-        избегайте по возможности больших скоплений людей;

-        помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию

         гиперактивности;

-       организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей

         с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа: 

-      придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и

       наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую  

       систему, завести дневник самоконтроля;

-     не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к

       наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном

       месте после совершения поступка;

-     чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень

      низок, поэтому гиперактивный ребенок воспринимает выговоры и наказания,      

      однако чувствителен к поощрениям;

-     составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите

      соглашение на определенные виды работ;

-     воспитывайте в ребенке навыки управления гневом и агрессией;

-      не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

-      постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

-      не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

-       не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту

        и способностям;

-     помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный  

       этап;

-    не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с

     нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из

     нескольких звеньев;

-   объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните: 

- Невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Коррекционный процесс очень длителен и требует терпения.

- Признаки гиперактивности исчезнут по мере взросления ребенка, а импульсивность и дефицит внимания сохранятся и во взрослой жизни;

- Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: медицинской (неврологической, психиатрической), психологической и педагогической. Успешная коррекция гиперактивного ребенка возможна до 5-9 лет.

 



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ 

Первая проблема — это трудности удерживать статический объект глазами. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами  в играх.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз. Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд. 
          Третья проблема — дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга. 
Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов? 
    1. Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём. 

2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована — обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак — «глаза бы мои это не видели» — и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира! 
     3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.

4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя. 

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка?

Очень просто! Да, это просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать), что ребёнок уже находится в зависимости от гаджетов: 

1. Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день. 
2. Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом. 
3. Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет. 
4. Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет.
5. После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности. 
6. После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении.

Как понять, что детской психике причинен ущерб?

Опять же очень просто! Да, это действительно просто, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить уровень ущерба. Итак, первый ориентир — это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики — это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка, подростка нанесён значительный ущерб. Выше описанные дефекты уже требуют если не лечения, то длительной специализированной терапии и абсолютный запрет на использование гаджетов как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.

ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ

* Для детей дошкольного возраста рекомендуется полный запрет на электронные гаджеты. 

* Исследования показывают, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них. 

* Исследователи настаивают, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами — дольше 2-х часов в сутки. 
        * Для 10-14-летних детей использование ПК допускается только для выполнения школьных заданий.                                         
       * Учёные утверждают, что только по достижении ребёнком 14 лет можно снимать ограничения на использование IT технологий.                    
        * Обучение должно быть без IT, потому что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Для образовательного процесса лучше, если компьютеры используются как можно меньше, потому что технологии только отвлекают, когда нужны грамотность и проявить способность критически мыслить. 

                                               
P.S. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Дети, которые часы на пролёт увлечены своими гаджетами, не умеют ни первого, ни второго. Нас уже накрыла интеллектуальная катастрофа. 

Татьяна Гогуадзе—Почётный Педагог России, учитель-дефектолог.