Программа "В мире друзей"

Ольга Григорьевна Жбанова

Образовательная программа рассчитана на учащихся 1 -2 классов. Срок реализации программы - 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_druzey.docx63.01 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Нормативной базой для разработки программы являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в школе. Минобразование России от 11.06.2002 № 30-15-43316
  • Приложение к  Письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16.
  • Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области.

На данный момент образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков которыми должен обладать ученик. В концепции модернизации образования отражены идеи самоценности детства, сотрудничества, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности и толерантности. А это во многом определяется получением некоторого набора дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «межличностное общение».

Приходя в школу, первоклассник переживает возрастной кризис – особый этап в жизни ребенка, в процессе которого обостряются многие проблемы развития личности. По данным Института возрастной физиологии РАО, период психологической адаптации ребенка к школе у 65-70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.

Именно  кризис  семи  лет  венчает  развитие  ребенка в  дошкольном  возрасте и открывает перед собой  период  младшего  школьного  возраста. Можно    сказать, что если ребенок прошел кризис  семи  лет – он  школьник, не  прошел  кризиса  семи лет – он психологически  является  дошкольником (Е.Е.Кравцова). Поэтому очень важно, чтобы в этот момент взрослый человек, профессионал поддержал ребенка в его самопознании и самоанализе, помог в формировании рефлексивных качеств. Многие современные исследователи считают, что педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо любому субъекту для успешной адаптации, т.е. выбора оптимальных решений в различных жизненных ситуациях, а педагогическая защита – для обеспечения физической, психологической и нравственной безопасности учащихся.

Полагаю, что разработанная мною программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей», будет способствовать формированию у младших школьников навыков межличностного общения, повышению уверенности в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширению опыта сохранения и укрепления здоровья, снятия статического напряжения, утомления, таким образом, облегчению прохождения периода адаптации ребенка к школьной жизни.

Образовательная программа рассчитана на учащихся 1 -2 классов. Срок реализации программы - 2 года.

При составлении программы были использованы:

  • Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста Н.П. Слободяник "Я учусь владеть собой";
  • Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Крюковой С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;
  • «Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе». Короткая Евгения Владимировна;
  • Тренинговая программа Крюковой С.В. «Давайте жить дружно!»;
  • Тренинговая программа Пазухиной И.А. «Давайте познакомимся!»;
  • Методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста «Азбука общения» – Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Нилова Т.А., Воронова А.П.;

Цель программы: создание условий для формирования межличностного общения школьников,  коммуникативной компетентности, воспитание ребенка активным субъектом эмоционально - нравственных проявлений, общения и познания.

Основные задачи программы 1 года обучения

Программа нацелена на решение  развивающих задач: 

  • оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;
  • снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми, обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
  • расширения представления об окружающем мире (уметь смотреть и видеть, слушать и    услышать);  
  • развития эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности; позитивного отношения к себе;
  • умения саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в  поведении;
  • развития психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи);
  • самовыражения и самоанализа посредством процесса творчества;

Программа нацелена на решение  воспитательных задач: 

  • сознательное отношение к своему здоровью, стимулировать желания совершенствовать его и вести здоровый образ жизни;
  • умение различать и понимать эмоциональное состояние сверстников, выраженные в мимике, в интонации и содержании речи;
  • адекватные способы реагирования на эмоции и чувства окружающих;
  • коммуникативные навыки и положительные взаимоотношения, навыки толерантного взаимодействия;
  • выражать эмоциональное и физическое состояние средствами художественной деятельности;

Основные задачи программы 2 года обучения

Программа нацелена на решение  развивающих задач: 

  • обучение сознательному овладению детьми речевыми средствами общения, повышению уровня самоконтроля своего эмоционального состояния в ходе общения;
  •  развитие у младших школьников самонаблюдения, самооценки, умения считаться с мнением других;
  • обучение умению вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.
  • развитие творческих способностей детей, активности, самостоятельности, организаторских способностей в процессе коммуникативной деятельности.

Программа нацелена на решение  воспитательных задач:

  • воспитание у детей этических качеств (доброты, внимания друг к другу), способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • воспитание культуры речи, культуры поведения в общественных местах, уважения к личности;
  • создание положительного эмоционального климата в группе,
    становление комфортного самочувствия детей, развитие чувства «Мы».

Данная программа имеет следующую структуру:

  1. Пояснительная записка__________________________________стр. 2-6
  2. Общая характеристика учебного курса «В мире друзей»______стр 7-9
  3. Описание места курса «В мире друзей»_____________________стр. 10
  4. Требования к уровню подготовки обучающихся____________стр.10-13
  5. Содержание курса «В мире друзей» 1год обучения _____________________________________________________стр.13-19
  6. Содержание курса «В мире друзей» 2год обучения_________стр. 20-25
  7. Тематическое планирование «В мире друзей» 1год обучения _____________________________________________________стр.26-29
  8. Тематическое планирование «В мире друзей» 2год обучения_____________________________________________стр.29-32
  9.  Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения__________________________________________стр.31-32
  10. Список литературы для учителя, родителей и обучающихся, музыкальное сопровождение____________________________стр.33-37

2. Общая характеристика учебного предмета

в учебном плане

«В мире друзей» 1 год обучения

       Разработанный  в программе материал рассчитан для школьников 1-х классов на  весь учебный год для лучшей адаптации ребенка к школьной жизни, повышения уверенности в себе, развития способности управлять своим поведением, расширения опыта сохранения и укрепления здоровья. Направления работы подразумевают реализацию 4 блоков:

1 блок: «Здравствуйте, а вот и мы». Темы: «Давайте познакомимся», «Тайна моего  Я», «Я и моя семья».

2 блок: «Удивительный мир чувств и эмоций». Темы: «Языки общения»,  «Я и мои чувства».

3 блок: «Познаём себя и других». Темы: «Я и другие», «Мой характер», «Умение владеть собой».

4 блок:  «Азбука общения». Темы: «Мальчики и девочки», «Давайте жить дружно!».

 Переход блоков осуществляется по принципу последовательности – усвоенный материал предыдущего блока служит базой другого. Поскольку ведущей формой организации общения в младшем школьном возрасте является игра, к каждому блоку подбираются специальных игровые упражнения, соответствующие задачам блока и индивидуальным особенностям участников группы.

«В мире друзей» 2 год обучения

       Программа 2 года обучения  рассчитана для школьников 2-х классов, занятия проводятся в течении   всего учебного  года. Направления работы подразумевают реализацию 4 разделов:

1 раздел: «Фантазия характеров»;

2 раздел: Умение владеть собой;

3 раздел: Культура общения;

4 раздел: Мальчики и девочки.

При реализации программы большое внимание уделяется литературным произведениям как примерам нравственности и культуры общения.

Предлагаемый вариант педагогической поддержки младших школьников  основан на следующих принципах обучения:

  • принцип природосообразности,  обязательный     учет     половозрастных особенностей ребёнка, направленности учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие здоровья детей, который предполагает использование специальных технологий, нацеленных на интеграцию процесса обучения и направленного формирования ряда функций организма ребенка (зрительных, двигательно-координационных, позостатических);
  •  гуманистический, признающий самоценность личности;
  •  сотрудничества: работа строится на отношении партнерства, уважения, доверия;
  • принцип деятельностного подхода, в деятельности успешно развиваются высшие психические функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к себе, растет самоуважение;
  • принцип личностно-ориентированного подхода, уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, его духовной жизни, к мотивам его поведения;
  • принцип    коммуникативной   направленности,    основная функция которого состоит в создании условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения;
  • культуросообразности, обеспечивающий понимание воспитательного пространства как социальную среду развития личности.
  • принцип направленности на социальную адаптацию детей и интеграцию их в общество  (отношение к себе как к субъекту деятельности, отношение с одноклассниками, со значимыми взрослыми – учителями, родителями) предполагает необходимость грамотного педагогического внимания на складывающиеся отношения, регулирование и специальное конструирование их с позиций утверждения  достоинства личности.

  1. Описание места курса «В мире друзей» в учебном плане

Данные  программы реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности: в  1 классе - программа 1 года обучения, во 2 классе - 2 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

Прогнозируемые результаты 1 года обучения

Учащиеся  должны  знать:

  • позитивные  взаимоотношения между  людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого  человека и др.);
  •  формы обращения, слова-комплименты;
  • невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;
  •  некоторые положительные и отрицательные  черты  характера;
  • значение  ощущений и восприятия  в познании мира;
  • правила  дружбы, честной  игры;
  • Учащиеся  должны  уметь:
  • подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя;
  • общаться со сверстниками и старшими;
  •  преодолевать негативные эмоциональные состояния;
  • планировать  свое  время;
  • анализировать собственный  жизненный  опыт;
  • останавливаться и принимать  конструктивное  решение в  трудных и опасных  ситуациях.

Прогнозируемые результаты 2 года обучения

Учащиеся  должны  знать: 

  • средства речевого общения;
  • приемлемые для  себя стереотипы поведения и способы  разрешения  конфликтов;
  • приемы мобилизации, концентрации внимания, а  также  снятия  мышечного и эмоционального  напряжения;
  • правила этикета.

Учащиеся  должны  уметь:

  •  вести себя в соответствии с нравственными нормами;
  • управлять и контролировать своё поведение и поступки;
  • осмысливать и давать объективную оценку человеческих поступков и отношений;
  • решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении действительности, во взаимоотношении людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, в практической жизни и при необходимости разрешения собственных проблем;
  • вести дискуссию, выслушивать  различные  мнения, доказывать  свою точку зрения.

Критерии эффективности программы:

  • снятие эмоционального напряжения, снижение уровня агрессивности;
  • умение решать проблемные ситуации, контролировать поведение;
  • повышение коммуникативных навыков;
  • снижение уровня школьной тревожности;
  • формирование устойчивой самооценки.

После окончания проведения 1 блока занятий 1 года обучения проводится комплексное диагностическое исследование, в ходе которого выясняется, успешность адаптации  ребёнка к школе.

Для диагностики эффективности программы используются следующие методики:

  1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”;
  2. Исследование адаптации методом Люшера;
  3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;  
  4. Проективные методики: «Школа зверей», «несуществующее животное»;
  5. Определение мотивов учения М. Р. Гинзбург "Изучение учебной мотивации".

5. Содержание курса «В мире друзей»

1 год обучения

1 блок: «Здравствуйте, а вот и мы».

Тема раздела « Давайте познакомимся».

Тема занятия №1: «Здравствуйте, это я!» Познакомиться с детьми, организовать общение между ними так, чтобы в группе складывались благоприятные отношения. Правила поведения на занятиях. Разучить игры на знакомство.

Игровые упражнения: «Как тебя зовут», «Чет или нечет?», «Аплодисменты по кругу»,

Тема занятия №2: «Знакомимся друг с другом». Узнаем друг друга. Установление контакта между детьми. Создание условий для самораскрытия. Знакомство детей. Выработка правил приветствия.

Игровые упражнения:  «Путанка», «Почтальон», «Спасибо за прекрасный день».

Тема занятия №3: «Магия нашего имени». Демонстрация вариантов знакомств, создание в группе доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

Игровые упражнения: «Закончить предложения», «Нарисуй свое имя»,  «Неоконченные предложения».

Тема раздела «Тайна моего «Я».

Тема занятия №1: Кто    такой    «я»? Я – человек. Анализ и разрешение внутриличностных конфликтов. Снижение уровня тревожности. Приобретение и закрепление приемлемых стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.

Игровые упражнения: «Кто Я?», «Тетрадь моих достижений»

Тема занятия №2: Какой  «я»? Я глазами других. Социально-психологическая компетентность. Выработка  новых способов поведения. Позитивный эмоциональный тон общения.

Игровые упражнения: «Кто? Какой Я?», «Какой я есть и каким бы хотел быть», «Волшебная палочка», «Горячий стул»

Тема занятия №3: Я сам! Учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности. Осознание ответственности школьника за свои поступки. Практиковать в учебном взаимодействии. Нормализация мышечного тонуса.

Игровые упражнения: «Я смогу», «Ученик дня», «Что делает ученик?», «Невидимая надпись», «Моя планета».

Тема занятия №4: Я и моё тело. Развивать у детей способность оценивать свои желания, направлять детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений. Учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности. Сказка «О ленивой звездочке».

Игровые упражнения: «Принц – на – цыпочках», «Что я чувствую в школе», «Замечательные дети», «Как стать самим собой или кто хозяин моего «Я».

Тема раздела «Я и моя семья».

Тема занятия №1: Моя семья. Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи.        

Игровые упражнения: “Родитель, учитель, ученик”, “Домашние дела”, «День рождения».

Тема занятия №2: Родители. Закрепление положительного отношения ко всем членам семьи. Беседа «Что, значит, любить родителей». Как помирить поссорившихся членов семьи, Как поднять настроение маме (папе). Работа со сказкой «Простить маму» (автор - А. Шмидт), «Портрет мамы».

Игровые упражнения: ролевая игра “Родительская собрание”, «Домашний фотоальбом», Сюжетно-ролевые игры «Праздник в семье», «Один день в нашей семье».

Тема занятия №3: Я и взрослый мир вокруг. Формирование внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать свое положительное отношение к другим. Помочь детям осознать качества настоящего друга.

Игровые упражнения: «Я умею», “Что я чувствую дома”, “Неоконченные предложения”,  «Мы - взрослые», «Мы – родители», “Молекула”.

2 блок: «Удивительный мир чувств и эмоций»

Тема раздела «Языки общения».

Тема занятия №1: Язык жестов и движений. Тренировка общих способностей несловесного воздействия друг на друга. Толерантное отношение к другим людям. Оказание помощи другим и умение принять помощь от других.

Игровые упражнения: «Аплодисменты», «Пойми меня».

Тема занятия №2: Язык чувств. «Если б я был волшебником». Актуализация эмоционального состояния учащихся. Способствование переживанию чувств торжества, победы, удачи, уверенности в своих силах.

Игровые упражнения:

Тема занятия №3: Общение без слов. Учимся договариваться. Формирование доброжелательного отношения друг к другу, чувства близости с другими, чувства ценности и самоценности, умения сотрудничать со сверстниками.

Игровые упражнения:  работа со сказкой “О мальчике Вале”

Тема раздела «Я и мои чувства».

Тема занятия №1: Настроение. Учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств. Помочь детям осознать некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.

Игровые упражнения: «Мы охотимся на льва», «Доброе животное» «Волшебные зеркала», «Волшебное колечко», «Паровозик с именем».

Тема занятия №2: Положительные эмоции. Радость. Знакомство с эмоцией «радость», создание благоприятной атмосферы на занятии, привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

Игровые упражнения: Игра-ассоциация «На что похожа радость», «Мы танцуем возле сливы», «Я – лев». Этюд «2 друга»

Тема занятия №3: Удивление. Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.

Игровые упражнения: Игра «Маски», упражнение «Зеркало», «Рукопожатие вслепую», «Театр».

Тема занятия №4: Обида. Злость. Знакомство с эмоцией «обида», «злость». Закрепление мимических навыков.

Игровые упражнения: упражнение «Сломалась игрушка», “Клоуны ругаются”, психогимнастика “Изобрази предмет”.

Тема занятия №5: Страх. Вина. Арт-занятие «Мой страх».

 

3 блок: «Познаём себя и других»

        Тема раздела «Я и другие».

Тема занятия №1: Я и другой: мы разные. Разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций. Способность считаться с различиями между людьми. Терпимое отношение к различиям в поведении людей. Ценностное отношение к иному. Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.

Игровые упражнения: «Узнай по голосу», «Только вместе», «Мы разные».

Тема занятия №2: Внимание к другому. Освоение новой школьной нормы общения. Уточнение возможностей человеческого общения. Преодоление эмоциональной замкнутости. Невербальный опыт взаимодействия с другими детьми.

Игровые упражнения: «Броуновское движение», «Я – это я!»

Тема занятия №3: Согласованность действий. Взаимопомощь. Социальная компетенция. Межличностное общение. Сплочение коллектива. Воспитание чувств, эмпатии, толерантности. Создание условий для  анализа собственного жизненного опыта.

Игровые упражнения: «Друг к дружке», «Муха», « Пойми меня».

Тема занятия №4: Общие переживания.        Умение воспринимать другого человека, понимать его внутренний мир. Эмоциональная близость. Переживание единства и доверия друг другу.

Игровые упражнения: «Кто точнее?», «Найти смысл», «Ты это можешь?», «Подарок», «Поймай руку»,

Тема занятия №5: Добрые слова и пожелания. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Развитие познавательных психических процессов. Овладение  навыками управления своей эмоциональной сферы. Подражательное воспроизведение чужих эмоций.

Игровые упражнения: «Двое с одним карандашом», «Гипнотические руки», «Рисуем как Микеланджело», «Танец рук».

        Тема раздела «Мой характер»

Тема занятия №1: Хорошие и плохие поступки. Сказка «Верить и стараться» (авт. О. В. Хухлаева)        

Игровые упражнения: «Путешествие по классной доске», «На ошибках учатся».

Тема занятия №2: Давайте никогда не ссориться. Спор и ссора. Умение вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и выслушивать различные мнения. Понимание и осознание своих и чужих эмоций.

Игровые упражнения:        “Принц и принцессы”, «Кто внимательней».

Тема занятия №3:Учимся правильно ссориться и мириться. Воспитывать у детей навыки партнерского общения, формировать умения согласовывать свои действия с действиями других детей. Развивать у детей желание помогать друг другу в игровой, трудовой и учебной деятельности.

Игровые упражнения: «Капитаны».

        Тема раздела «Умение владеть собой»

Тема занятия №1: Как поступить? Учить детей радовать своих близких и родных добрыми делами и хорошими поступками. Воспитывать желание оказывать окружающим людям посильную помощь, способствовать продуктивному общению в процессе совместной деятельности.

Игровые упражнения: сказкой “О девочке и строгой учительнице”.

Тема занятия №2: Умей расслабиться. Помоги себе сам. Осознание возможности и необходимости саморегуляции. Приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения. Арт-упражнение «Я росту».

Игровые упражнения: “Брыкание”, «Стряхни!»

Тема занятия №3 «Надо» и «нельзя». Развивать эмпатию детей. Продолжать учить взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Развивать навык общения. «Сказка про Кляксу».

Игровые упражнения: «Должен и хочу», «Обратная связь».

4 блок: «Азбука общения»

        Тема раздела «Мальчики и девочки»

Тема занятия №1: Дружба мальчиков и девочек. Мальчики и девочки.

Культура взаимоотношений. Позитивные отношения между девочками и мальчиками. Тренировка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.

Игровые упражнения: «Вылепи из пластилина», «Разбор».

Тема занятия №2: Игры мальчиков и девочек.

Игровые упражнения: «На кого я похож?», «Если я тебя правильно понял?»

Тема занятия №3: Играем вместе.

Игровые упражнения: “Новоселье”, “Связующая нить”, «Школа на планете «Наоборот».

        Тема раздела «Давайте жить дружно!»

Тема занятия №1: Игры, которые объединяют. Беседа “Как правильно дружить”. Выработка “Правил дружбы».

Игровые упражнения: «Не урони», “Вырежи елочку”, “Цветик-семицветик”.

Тема занятия №2: В кругу друзей. Обобщение представлений о школе, об учениках, об учителе. Осознание того, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем. Развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Игровые упражнения: “Разыгрывание ситуаций”, “Окажи внимание другому”, “Найди себе пару”, «Чемодан в дорогу».

Содержание курса «В мире друзей»

2 год обучения

Тема раздела «Фантазия характеров» (оценка человеческих поступков и отношений).

Тема занятия №1: «Мой любимый герой». Мой любимый герой - пример для подражания. Кто он?

Практика: Инсценировка сказки В.Сухомлинского «Жук на ниточке». Рисунок себя в образе литературного героя.

Тема занятия №2: Добро и зло. Какие это черты характера ?

Практика: Чтение и анализ рассказа В.Сухомлинского «Чтобы бабочка

не укололась». Разучивание песен о доброте.

Тема занятия №3:  Добрые дела. Какие дела мы можем назвать добрыми?

Практика: Чтение и иллюстрирование рассказа В.Осеевой «Плохо». Анализ ситуации (Привести примеры из личной жизни о взаимопомощи, о добрых делах. Какую оценку вы можете дать себе?) Чтение и анализ произведений Л.Толстого «Как Маша стала большой», «Рассказ из новой азбуки».

Тема занятия №4:  Жадность и жадины.  Жадность - отрицательная черта характера человека.

Практика: Чтение и анализ венгерской сказки «Два жадных медвежонка». Стихотворение-загадка «Жадина» (Я.Аким). Конкурс рисунков «Жадность». (Дети рисуют, какой они представляют себе «жадность».) Анализ русских народных пословиц и поговорок о жадности.

Тема занятия №5:  Ты и твои друзья.  Знакомство с понятием «хороший друг».

Практика: Чтение и анализ рассказа В.Осеевой «Три товарища». Чтение и анализ сказки «Лисица и журавль». Конкурс рисунка «Портрет друга».

Тема занятия №6:  Честен тот,  кто работает на совесть. Что значит «быть честным человеком»? Нечестный поступок.

Практика: Обсуждение прочитанного рассказа «Поступок Гены». Подвижные игры. Работа над пословицами о честности, долге.

Тема занятия №7:  Как стать хорошим товарищем. Сопереживание товарищам в радости и горе.

Практика: Чтение и обсуждение рассказа В.Крапивина «Товарищи». Вырабатываем «Законы дружбы». (Конкурс). Работа над пословицами о дружбе.

Тема занятия №8:  Правда и ложь. Знакомство с понятиями «правда» , «ложь».

Практика: Чтение и анализ басни «Лгун» и рассказа «Правда всего дороже» (Л.Толстой). Тематическое рисование. Работа над пословицами и поговорками о правде и лжи.

Тема занятия №9:  Что такое хорошо и что такое плохо. Как мы понимаем слова «хорошо», «плохо». (В каких случаях мы их употребляем).

Практика: Анализ ситуаций. Инсценировка рассказа В.Осеевой «Плохо». Рисование на тему « Что такое хорошо и что такое плохо» (Как с помощью красок можно передать противоположность данных слов).

Тема занятия №10:  О заботливом отношении к людям.  Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости.

Практика: Обсуждение проблемных задач по данной теме. (Дети приводят примеры конкретных и ярких проявлений заботы об окружающих людях). Изготовление сувенира для пожилых людей.

Тема занятия №11:  Будь нетерпимым к грубости, не будь равнодушным. Недопустимость сокрытия ошибок в поведении своём и товарищей.

Практика: Чтение отрывка из рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Обсуждение ситуации, изложенной в отрывке. Назвать 2-3 похожие жизненные ситуации.

Раздел 2. Умение владеть собой.

Тема занятия №1:  Правила, обязательные для всех. Этические нормы поведения в обществе. Знакомство с законами «не».

Практика: Подвижные игры с правилами. Ситуации для обсуждения поведения детей в общественных местах (в школе, библиотеке, во дворе, в столовой).

Тема занятия №2:  Хозяин своего «Я».  Умение управлять и контролировать своё поведение и поступки.

Практика: Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Чего нельзя , того нельзя» . Подвижные игры с правилами . Сочинения - фантазии «Кем и чем я могу быть».

Тема занятия №3:  Не хочу быть плохим. Знакомство с понятием «вредные привычки». Преодоление дурных привычек и поступков.

Практика: Чтение и анализ рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка». Разучивание физкультминуток. Конкурс рисунка « Мы за здоровый образ жизни».

Тема занятия №4:  О лени и лентяях. Что мы вкладываем в понятие лень .

Практика: Путешествие в Лентяйдию. Рисование на тему «Лень и лентяи». Чтение и обсуждение стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри».

Тема занятия №5:  Волшебники добра. Обсуждение понятия «доброта». Где и как вы проявляете свою доброту?

Практика: Чтение и анализ рассказа К.Ушинского «Сила - не право». Разучивание песен «Если добрый ты», «Дарите радость людям». Творческая игра «Письмо маме...» (Вы - волшебники добра. Составьте письмо своему близкому человеку).

Инсценировка рассказа В.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла».

Раздел 3. Культура общения

Тема занятия №1:  Волшебные слова.  Слова приветствия, благодарности.

Практика: Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Волшебное

слово». Работа над пословицами о волшебных словах. Чтение стихов «Невежливая вежливость» (О.Дриз), «Добрые слова» (Н.Юсупов). Разыгрывание сценок по стихотворению С.Маршака «Ежели вы вежливы».

Тема занятия №2:  Учимся вежливо говорить.. Умение начать , поддержать, вести разговор.

Практика: Разыгрывание ситуаций, в которых проявляется умение вежливо говорить. Формулирование правил речевого поведения. (Как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему). Конкурс вежливых ребят.

Тема занятия №3: Вежливый отказ. Вежливые слова, которые вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой. Знакомство с речевыми ответами с вежливыми отказами.

Практика: Закрепление практического материала , изученного ранее. Разыгрывание ситуаций: - мама просит сходить в магазин, а друзья приглашают тебя играть в футбол;

- друг просит тебя на время дать ему лазерную мышку от компьютера, но это вещи папы;

Ваши действия и возможные слова в данных ситуациях?

Тема занятия №3:  Телефон. Телефон на службе у человека . Правила общения по телефону .

Практика: Сюжетно-ролевые игры: «Зазвонил телефон» , «Интервью» , «Звуковое письмо». Инсценировка стихотворения К.Чуковского «Телефон».

Анализ ситуаций. (Общение по телефону.)Чтение и анализ рассказа Н.Носова «Телефон» .

  Тема занятия №4:  Вы идёте в гости . Правила этикета : как вести себя в гостях.

Практика:  Игры-драматизации сказок «Кошкин дом» (С.Маршак) «Кот, петух и лиса» (русская народная сказка).

Тема занятия №5:  Правила приличия в житейских ситуациях. Нормы нравственного этикета.

Практика: Обыгрывание житейских ситуаций. Блицтурнир. Подвижные игры с правилами.

Тема занятия №6:  Игра-путешествие в город «Вежливости».

Занятие-практикум.

Тема занятия №7:  Общение с окружающими. Правила общения с окружающими.

Практика: Формулирование правил общения с окружающими. Советы Мудрой Совы. Составление добрых посланий.

Тема занятия №8:  Волшебное слово на выручку готово.  

Занятие – практикум.

Тема занятия №9:  Волшебный день. Как сделать утро волшебным

Практика: Чтение стихотворений Т. Брыскиной «Бабушкины нравоучения» и О.Дриза «Как сделать утро волшебным». Обсуждение прочитанного. Сочинение на тему «Как я провёл день. Можно ли назвать его волшебным».

Тема занятия №10:  Будьте вежливы.

Занятие-практикум. Конкурсная программа.

Тема занятия №11:  За столом. Правила хорошего тона.

Практика: Разыгрывание ситуации «В столовой».

Тема занятия №12:  Да здравствует вежливость и доброта

Занятие-практикум. Праздник.

Раздел 4. Мальчики и девочки.

Тема занятия №1:  Знакомство. Правила этикета.

Практика: Разыгрывание сценки «Давайте познакомимся». Подвижные игры с правилами. Проигрывание речевых ситуаций.

Тема занятия №2:  Внешность. Внешний облик мальчика и девочки.

Практика: Чтение рассказов, стихов о мальчиках и девочках.

Тема занятия №3:  Как вести себя.

Практика: Правила хорошего тона в различных ситуациях. Конкурс «Теоретики и практики». (Решение задач, в которых надо устранить ошибки в поведении). Игра «Знаем ли мы друг друга». (Вопросы девочкам , вопросы мальчикам .) Чтение и анализ сказки В.Берестова «Аист и соловей».

Тема занятия №4:  Изумрудный город

Практика: Игровая программа.

Тема занятия №5:  Как учиться «вежливости».

Практика: О самонаблюдении.  Самооценка. О мнении других людей. Обсуждение ситуаций поведения людей в обществе.

Тема занятия №6:  Подведение итогов второго года обучения. Повторение теоретического материала, изученного в течение года.

Практика: Рыцарский турнир.  Подвижные игры с правилами.

 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

(1 ч в неделю, 34 часа в год)

Тема блока

Тема раздела

Тема занятий

Задачи

Кол-во занятий

«Здравствуйте, а вот и мы».

Давайте познакомимся

  1. Здравствуйте, это я!
  2. Знакомимся друг с другом.
  3. Магия твоего имени.
  1. Развитие чувства единства и сплоченности.
  2. Обучение действовать согласованно.
  3. Дать возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение.
  4. Формирование позитивного отношения к сверстникам.
  5. Повышение уверенности в себе.

3

Тайна моего «Я»

1)        Кто    такой    «я»? Я – человек.

2)        Какой  «я»?

3)        Я сам!

4)        Я и моё тело.

  1. Развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям.
  2. Формирование способности различать индивидуальные особенности людей, свои мышечные и эмоциональные ощущения.

4

Я и моя семья

  1. Моя семья.
  2. Родители.
  3. Я и взрослый мир вокруг.
  1. Осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений.
  2. Осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи.
  3. Развитие интереса к истории своей семьи.

3

Тема блока

Тема раздела

Тема занятий

Задачи

Кол-во занятий

 «Удивительный мир чувств и эмоций»

Языки общения

  1. Язык жестов и движений.
  2. Язык чувств.
  3. Общение без слов.
  1. Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, дать представление об эмоциях.
  2. Учить ориентироваться в собственных чувствах и чувствах других людей.
  3. Формировать адекватные способы выражения своих эмоций.
  4. Развитие языка жестов, мимики, пантомимики.

3

Я и мои чувства

  1. Настроение.
  2. Положительные эмоции. Радость.
  3. Удивление.
  4. Обида. Злость.
  5. Страх. Вина.
  1. Обучение воспринимать и понимать информацию.
  2. Умение  передавать содержание какого- либо события, впечатления.
  3. Способности рассказывать о поведении, переживаниях и объяснить их

5

Тема блока

Тема раздела

Тема занятий

Задачи

Кол-во занятий

«Познаём себя и других»

Я и другие

  1. Я и другой: мы разные.
  2. Внимание к другому.
  3. Согласованность действий. Взаимопомощь.
  4. Общие переживания.
  5. Добрые слова и пожелания.
  1. Привитие навыков сотрудничества.
  2. Пробудить эмоциональную отзывчивость, желание выражать внимание к окружающим людям.
  3. Формирование внимательного отношения к людям и друг другу, понимания индивидуальных особенностей людей.

5

Мой характер

  1. Хорошие и плохие поступки.
  2. Давайте никогда не ссориться.
  3. Учимся правильно ссориться и мириться.
  1. Сделать ребенка активным субъектом эмоционально-нравственных проявлений в разных видах детской деятельности.
  2. Создать в группе детей благоприятный эмоциональный климат.
  3. Формировать партнерские отношения и учить сотрудничеству друг с другом.

3

Умение владеть собой

  1. Как поступить?
  2. Умей расслабиться.
  3. «Надо» и «нельзя».
  1. Умение  подчиняться правилам и следовать им.
  2. Формирование умения контролировать свои поступки.
  3.  Формирование понятий «надо» и «нельзя».
  4. Развитие навыков позитивного социального поведения.

3

Тема блока

Тема раздела

Тема занятий

Задачи

Кол-во занятий

«Азбука общения»

Мальчики и девочки

  1. Дружба мальчиков и девочек.
  2. Игры мальчиков и девочек.
  3. Играем вместе
  1. Формирование культуры общения полов.
  2. Формирование позитивного отношения к сверстникам.
  3. Развитие чувства единства и сплоченности.

3

Давайте жить дружно!

  1. Игры, которые объединяют.
  2. В кругу друзей.
  1. Повышение уверенности в себе.
  2. Развитие навыков совместной деятельности, позитивного социального поведения.
  3. Обучение действовать согласованно.
  4. Возможность ощутить свою принадлежность к группе.

2

Итого:

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 год обучения

(1 ч в неделю, 34 часа в год)

Тема раздела

Тема занятий

Задачи

Кол-во занятий

                   

         

                  «Фантазия характеров»

  1.  «Мой любимый герой».
  2. Добро и зло.
  3. Добрые дела.
  4.  Жадность и жадины.  
  5. Ты и твои друзья.  
  6. Честен тот,  кто работает на совесть.
  7. Как стать хорошим товарищем.
  8. Правда и ложь.
  9. Что такое хорошо и что такое плохо.
  10. О заботливом отношении к людям.  
  11. Будь нетерпимым к грубости, не будь равнодушным.
  1. Развитие чувства единства и сплоченности.
  2. Обучение действовать согласованно.
  3. Дать возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение.
  4. Формирование позитивного отношения к сверстникам.
  1. Повышение уверенности в себе.
  2. Развитие навыков совместной деятельности, позитивного социального поведения.
  3. Обучение действовать согласованно.

11

             

          Умение владеть собой

  1. Правила, обязательные для всех.
  2. Хозяин своего «Я».  
  3. Знакомство с понятием «вредные привычки».
  4. О лени и лентяях.
  5. Волшебники добра.
  1. Формирование способности различать индивидуальные особенности людей, свои мышечные и эмоциональные ощущения.
  2. Развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям.
  3. Формирование умения контролировать свои поступки.
  4.  Развитие навыков позитивного социального поведения.
  5. Формирование понятий «надо» и «нельзя».

5

Культура общения

  1. Волшебные слова.  
  2. Учимся вежливо говорить.
  3. Вежливый отказ.
  4. Телефон.
  5. Вы идёте в гости.
  6.  Нормы нравственного этикета.
  7. Игра-путешествие в город «Вежливости».
  8. Правила общения с окружающими.
  9. Волшебное слово на выручку готово.
  10.  Волшебный день.
  11.  Будьте вежливы.
  12. Правила хорошего тона.
  13. Да здравствует вежливость и доброта
  1. Учить ориентироваться в собственных чувствах и чувствах других людей.
  2. Формировать адекватные способы выражения своих эмоций.
  3. Развивать способности рассказывать о поведении, переживаниях и объяснить их.
  4. Формирование внимательного отношения к людям и друг другу, понимания индивидуальных особенностей людей.
  5.  Привитие навыков сотрудничества.
  6. Пробуждение  эмоциональной отзывчивости, желания  выражать внимание к окружающим людям.
  7. Формирование умения  подчиняться правилам и следовать им.

13

Мальчик и девочка

  1. Знакомство. Правила этикета.
  2. Внешность. Внешний облик мальчика и девочки.
  3.  Как вести себя. Правила хорошего тона в различных ситуациях.
  4.  «Изумрудный город»
  5. Подведение итогов второго года обучения. Повторение теоретического материала, изученного в течение года.

  1. Формирование культуры общения полов.
  2. Формирование позитивного отношения к сверстникам.
  3. Развитие чувства единства и сплоченности.
  4. Создать в группе детей благоприятный эмоциональный климат.
  5. Формирование партнерских отношений и сотрудничества друг с другом.

5

Итого

34

7. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

Методы и приемы, используемые в программе:

  • словесные и подвижные игры на взаимодействие;
  • ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • психогимнастика (имитационные игры);
  • арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • творческие занятия;
  • сказкотерапия;
  • метафорические этюды-релаксации;
  • беседы, направленные на развитие самосознания ребенка.

Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности школьника:

эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции);

когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения);

поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения);

двигательную (за счет развития навыков психомоторики).

Структура занятий:

  1. Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
  2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинезитерапия, пальчиковые игры).        Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
  3. Основная часть - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия).        Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
  4. Рефлексия – оценка занятия. Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
  5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.

На каждом занятии присутствует игрушка - дракончик Памси, рассказы про которого помогают детям решать различные психологические проблемы.

На занятиях используется музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка, успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствует развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.  

Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

  1. Список литературы для учителя.

 

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997.
  2. Бородкина Г.В.. Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.- 2002.
  3. Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995. – с. 202
  4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред.Д.И.Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995
  6. Вайолет Оклендер. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. Москва, Независимая фирма "Класс", 1997
  7. Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников. Мн., 1988
  8. Венгер Л.А., Венгер А. Л. “Готов ли ваш ребёнок к школе?” М., 1994. – с. 500
  9. “Жизнь ребёнка и его успехи в школе” //н/шк 1996.№ 4. – с.61
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996
  11. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
  12. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995
  13. Евсюшкина Е.П. Готовность ребенка к школе: почему молчат психологи.// Начальная школа, № 10.- 2002.
  14. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 1998
  15. Заморен С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы - СПб.: Речь, 2002.-135 с
  16. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. СПб, 1996. Знаете ли вы своего ученика? (книга для учителя). Под ред. М.М. Безруких и С.П. Ефимовой. - М., Просвещение, - 1991.
  17. Крюкова С., Слободяник Н., «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
  18. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия Развития, 1996
  19. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. – 160с.
  20. Лэндрет ГЛ. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Международная Педагогическая Академия, 1994
  21. Мухина В.С.. Шестилетний ребенок в школе. - М., Просвещение, - 2000.
  22. Нартов К.М. Сказка – поэзия народной души // мир психологии. 1998. №3
  23. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: Сфера, 1996
  24. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
  25. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.
  26. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.
  27. Раз, два, три, четыре, пять – мы идем с тобой играть: Русский детский фольклор/ Сост. М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко. М., 1995
  28. Серов Н.В. Эстетика цвета: методологические аспекты хроматизма. СПб, 1997
  29. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
  30. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига, 1997.
  31. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 1995 .
  32. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников, М.: Генезис, 2001. – 280с.
  33. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4.— М.: Генезис, 1999.— 160 с: ил.
  34. Яничев П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки // Практический психолог. 1998. №5
  35. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.

Литература для родителей.

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М., 1987
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как получить «пятерку» за здоровье. Тула, 1997
  3. Брайт Л. Развиваем интеллект. Спб.; М.; Харьков; М.1997
  4. Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребенка в семье. М., 1995
  7. популярная психология для родителей/ Под ред.А.С.Спиваковской. Спб., 1998
  8. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1998
  9. Трафимова Г.В. Целебные тропинки: Книга для совместного чтения родителей с детьми. Мн., 2000
  10. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. М., 1993

                        Литература для детей.

  1. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. Спб., 1996
  2. Синицына Е. Умные сказки. М., 1997
  3. Синицына Е. Умные слова. М., 1998
  4. Твое питание и здоровье: Школьный иллюстрированный справочник / Пер. с англ. Т.Л.Шишовой. М., 1996
  5. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская, М., 1985
  6. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д.Синюков. М., 1983
  7. Энциклопедический словарь юного спортсмена/ Сост. И.Ю.Сосновский, А.М. Чайковский. М., 1990
  8. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М., 1997
  9. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Культура/ Авт.-сост. Н.В.Чудакова. М., 1998

Музыкальное сопровождение

Эмоции радости

  1. В.Шаинский «Улыбка»
  2. В.Шаинский «Чунга – Чанга»
  3. В.Шаинский «Вместе весело шагать»
  4. В.Шаинский «Цирк»
  5. В.Шаинский «Когда мои друзья со мной»
  6. Д.Шостакович «Испанский танец»
  7. П.И.Чайковский «Марш деревянный солдатиков»
  8. П.И.Чайковский «Камаринская»
  9. П.И.Чайковский «Новая кукла»
  10. О. Онуфриев « Дельфины»
  11. Е.Крылатов «Качели»

Эмоции печали

  1. Д.Шостакович «Ноктюрн»
  2. М.Мусоргский «Тюильский сад»
  3. П.И.Чайковский «Болезнь куклы»

Эмоции страха

  1. М.Мусоргский «Баба Яга»
  2. Д.Китаенко «Кащеево царство»
  3. П.И.Чайковский «Баба Яга»

Покой, расслабление:

  1. Н.Римский -Корсаков «Волшебное озеро»
  2. Ф.Шуберт «Аве- Мария»
  3. К.Сен –Санс «Лебедь»
  4. К.Дебюсси «Чудный вечер»
  5. П.И.Чайковский «Сладкая греза»
  6. П.И.Чайковский «Песня жаворонка»
  7. Д.Кабалевский «Спокойной ночи»
  8. Д.Шостакович «Колыбельная»

Разные эмоции

  1. А.Глазунов «Времена года»