Главные вкладки

    Консультации для родителей.

    Гетта Ольга Геннадиевна

    Нарушения звуко-слоговой структуры слов у детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    НАРУШЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ

    Консультация  подготовлена  учителем – логопедом  МДОУ  №  254  Гетта О.Г.

    Практика логопедической работы показывает, что в дошкольном возрасте часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования звуко-слоговой структуры слов. Однако, среди всех разнообразных нарушений речи у детей одним из наиболее сложных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение звуко-слоговой структуры слов, которое в дальнейшем нередко становится одной из причин возникновения специфических нарушений письменной речи у школьников. Поэтому особую значимость проблема коррекции звуко-слоговой структуры слов приобретает в условиях ДОУ компенсирующей направленности.

            Звуко-слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и вида составляющих его звуков и слогов. Дефект речевого развития в виде нарушения звуко-слоговой структуры слов характеризуется трудностями в восприятии и последующем воспроизведении слов преимущественно сложного звуко-слогового состава. Диапазон данных нарушений широко варьируется – от незначительных трудностей произношения слов сложной звуко-слоговой структуры в спонтанной речи или в сенсибилизированных условиях (например, скороговорки, насыщенные сложными словами) до грубых искажений восприятия и последующего воспроизведения двух- или трёхсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность.

            Наиболее типичными вариантами ошибок при воспроизведении слов различного звуко-слогового состава  являются следующие.

    Нарушение количества слогов:

    - сокращение (пропуск) слога (моток-молоток);

    - опускание слогообразующей гласной (пинино-пианино);

    - увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных (команата-комната).

    Нарушение последовательности слогов в слове:

    - перестановки слогов (деворе-дерево);

    - перестановки звуков соседних слогов (гебемот-бегемот).

    Искажение структуры отдельного слога:

    - сокращение стечений согласных (тул-стул);

    - вставки согласных в слог (лимонт-лимон).

    Уподобление слогов (кокосы-абрикосы).

    Персеверации (били…били…билитекарь-библиотекарь).

    Антипации: звук (слог) заменяет вытесненный звук (слог) в слове (девево-дерево).

    Контаминации: смешение элементов слов (в холодильнице-в хлебнице и в холодильнике).

    Комбинации  различных типов искажений в рамках одного и того же слова. Например: недоговаривание слова и  сокращение согласного в стечении согласных (сада-солдат).

    Изменение структуры слова до неузнаваемости (умаво-самолёт).

            Усвоение звуко-слогового состава слов родного языка происходит в раннем возрасте.  Трудности в овладении  звуко-слоговым составом слова являются закономерными для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет. Ребёнок в силу ещё несовершенных возрастных особенностей (отсутствие отработанной артикуляции и полноценного фонематического слуха, трудности в установлении последовательности звуков и слогов в слове) начинает говорить с произнесения упрощённых слов. Допускаемые детьми искажения звуко-слоговой структуры слов на определённом этапе развития носят общий характер, т.е. встречаются в основном у всех детей. По мере взросления и проводимой коррекционной работы указанные возрастные особенности постепенно совершенствуются. К 3-3,5 годам жизни большинство детей уже способны произносить слова практически любой сложности, что свидетельствует о сформированности у них психологических механизмов, опосредующих становление звуко-слоговой структуры слов в онтогенезе. Развитие возможности восприятия слов и последующего их воспроизведения идёт параллельно. При этом восприятие слова является опорным фактором для овладения воспроизведением слов. К старшему дошкольному возрасту почти все дети могут произносить слова любой сложности (за исключением малочастотных, иноязычных слов, а также слов, не характерных по своей семантике данной возрастной категории). В случае речевой патологии процесс овладения звуко-слоговой структурой слова растягивается на длительное время, характеризуется определённой спецификой, качественным своеобразием.

            Известно, что решающим фактором в правильном формировании слова с точки зрения его произношения являются звуковой состав и слоговая структура. В ходе логопедического обследования детей с различными видами речевой патологии специалистами в большинстве случаев легко диагностируются и чётко дифференци-руются  дефекты звукопроизношения (отсутствие, искажение или замена звука), чего нельзя сказать о выявлении нарушений слогового состава слова. Это связано с тем, что искажения звуко-слоговой структуры слова носят нестабильный, вариативный характер и зависят от влияния множества факторов (степени знакомости слова, длины слова, ритмической структуры слова, принадлежности к определённой части речи, наличия стечения согласных в слове, порядка согласных в стечении и др.).

            Дефекты звуко-слоговой структуры слов характерны для детей с различными видами речевой патологии: моторной и сенсорной алалией, общим недоразвитием речи (ОНР), дизартрией на определённом этапе речевого развития ребёнка, недоразвитии речи при снижении слуха, задержках психического развития, умственной отсталости, при наличии врождённых расщелин губы и нёба. При внешнем сходстве проявлений  этого нарушения механизмы стойкого искажения звуко-слогового состава слова при вышеперечисленных нозологических единицах являются неоднозначными. Искажения звуко-слоговой структуры слов являются одним из диагностических показателей системного речевого нарушения и в отечественной литературе рассматриваются в первую очередь в структуре ОНР и алалии.

            Нарушения звуко-слоговой структуры слов отрицательно влияют на формирование всей языковой системы ребёнка в целом (лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, овладения навыками письменной речи), а также затрудняют полноценную коммуникацию.

            Особенностью данного вида речевой патологии является не только вариативность, но и стойкость, что значительно осложняет коррекционную работу. Нередко звуко-слоговая структура слова, усвоенная изолированно, искажается при включении этого слова во фразу или спонтанную речь. По мере развития речи этот дефект может постепенно изживаться, но всегда обнаруживается, как только ребёнок сталкивается с новой для себя сложной звуко-слоговой или морфологической структурой слова. Кроме того, дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста (с сохранным интеллектом) сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой речевой дефект от окружающих. Нарушения звуко-слоговой структуры слов в большинстве случаев сохраняются в речи ребёнка гораздо дольше, чем дефекты звукопроизношения, что свидетельствует о значительной тяжести речевого недоразвития.

            Логопедическая работа по исправлению нарушений звуко-слоговой структуры слов представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений и планируется строго индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от вида речевой патологии, уровня речевого развития, возраста и его интеллектуальных возможностей.

            Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слов у дошкольников всегда предшествует обследование ребёнка-логопата. Диагностика состояния звуко-слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учётом уровня речевого развития ребёнка, возраста, особенностей слуховой функции и познавательной деятельности. В процессе обследования также обязательно обращается внимание на степень сформированности тех психологических механизмов, которые являются функциональным базисом для становления звуко-слоговой структуры слов в онтогенезе (сукцессивные способности, симультанное восприятие, двигательная сфера, сформированность пространственно-временных представлений, чувство ритма). В ходе обследования выявляются степень нарушения звуко-слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок. Это позволяет установить границы доступного уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

            Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов довольно сложна и длительна по времени. Как показали исследования относительно речи в норме, требуется от 70 до 90 повторений нового слова взрослым ребёнку, чтобы это привело к правильному употреблению слова самим ребёнком. Естесственно предположить, что ребёнок с недоразвитием речи, особенно на первом этапе обучения, нуждается в значительно большем числе повторений при формировании навыка правильного звуко-слогового оформления слов. Работа по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слов должна проводиться длительно, с учётом принципа от простого к сложному, системности и последовательности в подаче материала, наглядности и использования предметно-практической деятельности, ведущей деятельности ребёнка  (игровой, учебной), с опорой на поэтапность формирования речевых навыков в онтогенезе и др. Для проверки степени устойчивости сформированного навыка необходимо возвращаться к ранее отработанному речевому материалу, предлагать ребёнку аналогичные задания уже на новом вербальном материале, сходном по звуко-слоговой структуре с уже знакомым.

            Коррекционная работа по исправлению дефектов звуко-слоговой структуры слов направлена на формирование:

    • психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение звуко-слогового состава слова в онтогенезе;
    • сенсорного и моторного звеньев речевого процесса;
    • навыков правильного звуко-слогового оформления.

    В логопедической работе можно выделить следующие два этапа.

    • Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Работа проводится на невербальном и вербальном материале.
    • Собственно коррекционный. Целью данного этапа является непосредственная работа по исправлению нарушений восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата. Работа ведётся на вербальном материале на уровне:

    - гласных звуков;

    - слогов;

    - слов;

    - чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов;

    - скороговорок;

    - спонтанной речи.

            Чтобы разнообразить коррекционную работу, поддерживать познавательный интерес и активность ребёнка в ходе занятия, логопеду приходится постоянно изобретать всё новые и новые приёмы коррекционной работы, придумывать игровые упражнения, подбирать различный наглядно-дидактический материал. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок усердно старается овладеть тем, что способствует успешной игре, незаметно для себя решая ту или иную учебно-коррекционную задачу.

    Сукцессивные способности – это умение совершать операции различения, запоминания и воспроизведения временных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов,  звуковых ритмов, изображений, предъявленных в определённой последовательности. Сукцессивное восприятие — это последовательное восприятие информации, шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом — третье. Такое восприятие растянуто во времени. Действуя таким способом, мы последовательно, одно за другим, узнаём нечто об этом мире. Примером может быть восприятие речевой информации: мы прочитываем сначала одно слово, потом второе, третье, и только после этого у нас складывается некий целостный образ в голове. Невозможно прочесть сначала третье, потом десятое, а потом первое слово в предложении — так у нас ничего не выйдет. Нужно соблюдать определенный порядок, алгоритм действий.

    Симультанное восприятие — это единомоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом. Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Когда мы смотрим на картинку, мы видим ее сразу целиком, и она вся во всей своей полноте сразу предстает перед нами. Нам не нужно соблюдать определенный порядок, мы никогда не рассматриваем изображение строго слева направо и сверху вниз. Наши глаза двигаются хаотично, останавливаясь на тех частях рисунка, где больше деталей или которые привлекли наше внимание. Здесь нет никаких алгоритмов, мы сами вольны выбирать порядок рассмотрения явления.

    Литература:

    Агранович З.Е. «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей»