Работа с одарёнными детьми
Целостная система по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды для работы с одарёнными детьми представлена на основе реализации образовательных программ
1. Работа с одаренными детьми реализуется в рамках реализации на базе МБОУ СОШ №3 ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ при МАН «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» г. Обнинск. Приказ №80, от 13.07.2006г.
2. Приказ №415-о О создании творческой группы по реализации федеральной экспериментальной площадки Общероссийской детской общественной организации "Малая Академия Наук" "Интеллект будущего" по программе "Психолого-педагогические условия для развития детской одарённости в общеобразовательном учреждении"
2. ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: «Лестница Успеха». Срок реализации программы: 2017-2021 уч год.
3. Составлены и обработаны программы:
Программа развития одарённых детей 1-4 классов «Совёнок».
Срок реализации программы: 2017-2021 уч.год
Разработаны и апробированы рабочие программы по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
«Интеллектуальный марафон» и «Учимся играя».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_odarennyh_detey_1-4_klassov_sovenok_1.doc | 95.5 КБ |
intellektualnyy_marafon_4_klass.docx | 41.12 КБ |
uchimsya_igraya_1_kl.docx | 26.43 КБ |
prikaz_o_realizatsii_eksperimentalnoy_ploshchadki.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации мо г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено» протокол № 1 от 27.08.2017 г. заседания НМС | «Согласовано» 29.08.2017 г. | «Утверждено» приказ № 561-о от 29 августа 2017 г |
Председатель НМС | Зам.директора по УВР | Директор школы |
Чернецкая Н.Г. | Омельченко А.В. _____________ | Ямполец Н.И. |
_______________ | _______________ |
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
ПРОГРАММА развития одаренных детей 1-4 классов
«Совёнок»
Срок реализации программы: 2017-2021 уч год.
Разработчик программы: учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 Таланцева С.Б., классный руководитель 1 г класса
Нормативно - правовые основы Программы
Программа развития одаренных детей «Совёнок» разработана в соответствии с:
1.Законом РФ «Об образовании»,
2.Конвенцией ООН «О правах ребенка»,
3.Концепцией модернизации содержания и структуры российского образования;
4.Концепция воспитания в образовательной среде ЯНАО;
5.Уставом МБОУ СОШ №3 г Салехард,
6.Локальными правовыми актами школы
7.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795);
8.Рекомендацией “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16);
9.Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16);
10.Ф З “О воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”;
11.Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»
12.Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение , 2009.
13.ФГОСами нового поколения, 2010.
Пояснительная записка
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа направлена на развитие интеллектуальных, творческих, спортивных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одарённых детей. Одарённость - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Общая одарённость (проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интереса).
Специфическая одарённость (музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская, техническая, художественная, артистическая и др.)
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
- развитие физических способностей учащихся.
Цели программы:
- создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности, общества, государства;
- обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:
- выявление одаренных учащихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных, городских, окружных , всероссийских и международных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
КОЦЕПЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Но такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяет утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными.
К этой группе детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующие, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
- испытывают радость от умственного труда;
- характеризуются высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер.
Создание условий для оптимального развития одаренный детей, включая детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто ослабленных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Целями работы учителей с одаренными детьми являются:
- Выявление одаренных детей
- Создание условий, способствующих их оптимальному развитию
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1.Знакомство учителей с психолого-педагогической и методической
литературой о работе с одаренными детьми, проведение педагогических советов, методических семинаров, подбор и накопление литературы для самообразования, курсы повышения квалификации.
- Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
- Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, накопление библиотечного фонда
- Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
- разработка индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена:
- составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими;
- создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками;
- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведения ребенка на пьедестал и публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
7. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
8. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому вопрос о стратегии работы с данной категорией учащихся на этапе начальных классов рассматривается как отдельный вопрос.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и в удовольствии от умственного труда.
Познавательная потребность, является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие её способностей из природных задатков.
Выявление одаренных детей проходит в несколько этапов:
I этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т. д. Этот этап (1 - 4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотнее осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и вне урочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности .
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой при роде деятельности - в области художественного развития.
II этап - диагностический (5 - 9-е классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП) спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т. д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
Развитие одаренного ребенка в начальной школе должно стать одним из основных направлений работы школы.
Исходя из вышеперечисленного можно выделить следующие цели и задачи учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе:
1. Развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей.
2. Развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).
Задачи:
- обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми;
- на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но и уровень его творческих возможностей, специальные интересы и способности;
- разработать диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей ;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- поддержать совместно с родителями талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
спецкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учениками должно быть направлено на оптимальное развитие способностей иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию охотно работает над пополнением собственных знаний, учится у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным, проводником передовых педагогических технологий, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Система дополнительного образования
Необходимым условием для решения стоящих перед школой задач в области развития творческих способностей личности является создание системы дополнительного образования.
Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования составляет единое образовательное пространство школы, в котором развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.
План мероприятий по выполнению программы
«Одаренные дети»
на 2017-2021 гг.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Диагностика одаренных детей |
ежегодно | Таланцева С.Б. |
2. | Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся | Март ежегодно | Гизатулина Н.А. |
3. | Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками | Март ежегодно | Кл. руководители |
5. | Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь ноябрь ежегодно | Таланцева С.Б. |
6. | Участие в городских, всероссийских олимпиадах | Ноябрь, декабрь ежегодно | Учителя-предметники, Таланцева С.Б. |
7. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы развития одаренных детей 1-4 класов «Совёнок» | январь | Администрация |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми | Постоянно | Таланцева С.Б. |
9. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно | Учителя- предметники |
10. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | май | Администрация |
11 | Организация работы научного общества обучающихся и учителей (НООУ) в учебном году | Сентябрь | Таланцева С.Б. |
12 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | С 2017 года | Учителя-предметники, Таланцева С.Б. |
15 | Творческий отчет учащихся | Ежегодно май | Гизатулина Н.А., Таланцева С.Б. |
16 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми | Ежегодно | Таланцева С.Б. |
17 | Распространение опыта работы с одаренными детьми | ежегодно | Таланцева С.Б. |
18 | Проведение предметных недель и декад | Ежегодно | Учителя-предметники |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено» протокол № 1 от 27.08. 2016 г. заседания НМС | «Согласовано» «29» августа 2016 г. | «Утверждено» приказ № 561 -о от «29» августа 2016 г. |
Председатель НМС | Зам.директора по УВР | Директор школы |
Чернецкая И..Г. | ______________Омельченко А.В. | Ямполец Н.И. |
_______________ | _______________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
Интеллектуальный марафон для 4 класса
Таланцевой Светланы Борисовны
Ступень: 1
Класс: 4
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе: авторской программы «Интеллектуальный марафон», автор – составитель учитель начальных классов Гизатулина Начия Аминовн, г.Салехард, 2009г.
г. Салехард
2016 год
Пояснительная записка
1.Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Письмо Министерства образования науки от 12.05. II № 03 – 296 «об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»;
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3».
- Основные образовательные программы общего образования на период 2010 -2015 гг.
- Программа дополнительного образования.
Актуальность программы
Работа с одарёнными детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по развивающей системе Л.В.Занкова, Образовательной модели «Школа 21 века». Эти программы имеют систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностей учащихся, задачи творческого уровня, которые содержат элементы неизвестности, противоречия, требуют рассмотрения вопросов с разных точек зрения. В традиционных программах таких заданий недостаточное количество. Анализ литературы, документов по работе с одарёнными детьми, показал, что на сегодня существуют программы с одарёнными детьми:
- Президентская программа «Дети России», «Одарённые дети»;
- Программа профессора МГПУ Савенкова А.И. «Одарённый ребёнок в массовой школе»;
- Программа для одарённых детей дошкольного возраста американских психологов Дж. Рензулли, Дж.Гилфорда, Б.Блума;
- Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников «Радость познания». И.В.Бабкиной, финалиста конкурса «Учитель-98».
Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого учёного. При выполнении творческих заданий следует оценивать только успех. Учитель должен внимательно выслушивать ребёнка, быть восприимчивым слушателем. Видеть в каждом школьнике индивидуальность с особыми возможностями, дарованиями. Поисково-творческие задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке её целей и находить способы их достижений.
Объем программы
Содержание программы реализуется через систему занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, с целью организации системной работы по развитию интеллектуальных способностей, коммуникативных умений и мотивационной сферы учащихся.
Цель программы:
- обогащение кругозора учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;
- совершенствование сферы когнитивного развития – «обучения мышлению» (горизонтальное обогащение содержания по А.И.Савенкову);
- совершенствование сферы психосоциального развития – «социальной сферы» (горизонтальное обогащение содержания образов по А.И.Савенкову).
Задачи программы:
- развитие целостной картины мира;
- развитие воображения как основы творческой деятельности;
- развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем;
- развитие способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
- развитие способностей к самопознанию и самопониманию, формирование положительной «Я –концепции».
Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:
- усложнения содержания учебной деятельности;
- доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;
- ориентация по потребности ребёнка;
- максимальное расширение круга интересов;
-доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;
- ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся.
Методические принципы построения заданий факультатива
Одним из необходимых условий в работе с одарёнными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребёнка в рамках дополнительного образования (горизонтальное обогащение содержания образования по А.И.Савенкову): работу кружка. Набор детей в кружок проводится на основе диагностики склонностей ребёнка, разработанной А.И.Савенковым «Карта интересов младших школьников».
В программе ярко выражена предметная (лингвистическая, математическая) направленность. Она интегрированная, ориентирована не только на расширение знаний в области языка, математики, но и формирование, и корректировку умственных способностей психосоциальной (аффективной) сферы ребёнка, творческое развитие.
Структуру программы представляют три блока:
- блок по развитию кругозора (русский язык, математика)
- блок по развитию интеллектуальных способностей;
- блок по развитию аффективной сферы, способствующий, развитию творческого потенциала личности ребёнка.
Формы контроля за уровнем достижений обучающихся
- Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практических работ во время занятий;
- Итоговый контроль проводится в конце каждого занятия.
Предполагаемые результаты
Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности, возможно, осуществлять по методикам Векслера, Равенна, адресованные психологам, и методикам, предложенные Савенковым А.И., разработанные для учителей и родителей: «Интеллектуальный портрет», «Карта одарённости», по методике Куровской С.Н. «Методика определения общей одарённости». Сочетание этих методик позволяет более объективно осуществлять мониторинг развития.
Программа может стать подспорьем для педагогов, желающих организовать работу с учащимися младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной школе, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний, поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня.
В процессе работы по программе у учащихся формируются следующие способности и умения
- Познавательные способности: владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного знания на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Использование путей поиска информации. Умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат. Умение рассуждать. Построение гипотез. Критичность мышления. Высокая любознательность.
- Творческие способности: Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость мышления и действий. Способность
высказывать оригинальные идеи. Богатое воображение. Развитие интуиции.
- Особенности эмоциональной сферы: Реалистическая Я - концепция. Уважение к другим. Толерантность. Склонность к самоанализу. Настойчивость в выполнении задания. Соревновательность. Чувство юмора. Чуткость к анализу нравственных проблем.
Содержание тем учебного курса русский язык
№п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Лексика и фразеология | 4 |
2 | Здесь живут части речи | 8 |
3 | Занимательное словообразование | 3 |
4 | Речевое творчество. Мир фантазий. | 2 |
Итого | 17 |
Содержание тем учебного курса математики
№п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Тайны чисел | 8 |
2 | В мире задач | 6 |
3 | Занимательная геометрия | 3 |
Итого | 17 |
Список литературы
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: «АСТ-ПРЕСС», 1995 г.
- Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста».- Москва, 1996 г.
- Куликов А. Н. Лучшие логические игры и головоломки. Талантливому педагогу- заботливому родителю – М.: Улис XXI, 2005г.
- Серия «Умный малыш», «Логические задачи»- Киров, 2007 г.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Тетрадь с заданиями для развития детей « Упражнения для развития детей « Упражнения для развития творческого мышления», часть 1,2 – Киров, 2007г.
- Куровская С.Н. «Одарённый ребёнок и семья» - Мозырь, 2006г.
- Мукосеева В.А. Школа гениев. Увлекательная математика «Задачки на сообразительность» - Москва, 2008 г.
- Мукосеева В. А. Школа гениев. Увлекательная математика «Реши за 5 минут» - Москва, 2008 г.
Календарно-тематическое планирование
(русский язык 1 час в 2 недели)
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | Теоре тические | Практи ческие |
1. | Лексика и фразеология | 4 | 4 | |
1.1 | Фразеология как раздел русского языка | 1 | 1 | |
1.2 | Палиндромоны | 1 | 1 | |
1.3 | Этимология | 1 | 1 | |
1.4 | Игра «Брейн-ринг» | 1 | 1 | |
2. | Здесь живут части речи | 8 | 8 | |
2.1 | Здравствуй, имя существительное! | 1 | 1 | |
2.2 | Доброе утро, имя прилагательное! | 1 | 1 | |
2.3 | Здравствуй, дядюшка глагол! | 1 | 1 | |
2.4 | Местоимения | 1 | 1 | |
2.5 | Наречие | 1 | 1 | |
2.6 | Имя числительное | 1 | 1 | |
2.7 | Служебные части речи | 1 | 1 | |
2.8 | Путешествие по стране Речь | 1 | 1 | |
3 | Занимательное словообразование | 4 | 3 1 | |
3.1 | Корень слова | 1 | 1 | |
3.2 | Приставка | 1 | 1 | |
3.3 | Суффикс | 1 | 1 | |
3.4 | Окончание | 1 | 1 | |
4. | Речевое творчество. Мир фантазий. | 1 | 1 | |
Итого часов: | 17 |
Календарно-тематическое планирование
(математика 1 час в 2 недели)
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | Теоре тические | Практи ческие |
1. | Тайны чисел | 8 | 5 3 | |
1.1 | Числовые закономерности | 1 | 1 | |
1.2 | Арифметические ребусы | 1 | 1 | |
1.3 | Магические квадраты и треугольники | 1 | 1 | |
1.4 | Сумма трёх чисел одна и та же | 1 | 1 | |
1.5 | Комбинаторика | 1 | 1 | |
1.6 | Задания с историческими датами | 1 | 1 | |
1.7 | Математические игры со словами. Буквенные примеры. | 1 | 1 | |
1.8 | Зашифрованные выражения | 1 | 1 | |
2 | В мире задач | 6 | 4 2 | |
2.1 | Старинные задачи | 1 | 1 | |
2.2 | Логические задачи | 1 | 1 | |
2.3 | Задачи повышенной сложности | 1 | 1 | |
2.4 | Задачи со сказочным сюжетом. | 1 | 1 | |
2.5 | Оригинальные задачи | 1 | 1 | |
2.6 | Задачи на взвешивание | 1 | 1 | |
3 | Занимательная геометрия | 3 | 1 2 | |
3.1 | Задачи на разрезание фигуры на равные части | 1 | 1 | |
3.2 | Задачи на площади | 2 | 1 1 | |
Итого часов: | 17 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено» протокол № 1 от 29.08.2017 г. заседания НМС | «Согласовано» 28.08.2017 г. | «Утверждено» приказ № 388 – 0 от 29.08.2017 г. |
Председатель НМС | Зам.директора по УВР | Директор школы |
Чернецкая И.Г. | _____________Шакун Н. Н. | Ямполец Н.И. |
_______________ | _______________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся играя»
Таланцевой Светланы Борисовны
Ступень: __I___
Класс: 1
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе: образовательной программы дополнительного образования детей по ФГОС «Учимся играя»
Салехард
2017 г.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 1 класса, рассчитана на 16 часов. Рекомендуется для занятия в период обучения грамоте (букварный период). Программа направлена на закрепление умений и навыков, полученных на уроках обучения грамоте, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словарного запаса младшего школьника, совершенствование фонематического слуха.
Занятия проводятся по 1 часу в неделю, что составляет 34 часа в год.
Цели:
1.Формирование основ учебной деятельности у младших школьников. Формирование и развитие фонематического слуха.
2. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика».
Задачи:
- Закрепление умения правильно произносить, различать, классифицировать звуки по заданному основанию.
- Строить устное речевое высказывание.
- Действовать по алгоритму.
- Принимать и сохранять учебную задачу: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
- Формирования норм поведения в классе, норм коммуникативного взаимодействия.
Внеурочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных действий обеспечивает достижение результатов первого уровня. Приобретение школьниками знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности, о способах действий.
Постоянная смена вида деятельности, разнообразные формы работы способствуют снятию как физической, так и моральной нагрузки. . Программа строится так, чтобы дать учащимся прекрасную возможность показать свои способности.
Включение игровых программ в жизнедеятельность младших школьников через внеурочную деятельность позволит оказывать эффективное влияние на их физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие, формирование основ учебной деятельности, первых навыков сотрудничества, положит начало формирования универсальных учебных действий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»;
- Мотивационная основа учебной деятельности;
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения частной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Умение принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации ;
- Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- Адекватно воспринимать оценку учителя;
- Оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные универсальные учебные действия:
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Осуществлять синтез как составление целого из частей;
- Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- Учитывать разные мнения;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Строить понятные высказывания;
- Задавать вопросы;
- Использовать речь для регуляции своего действия;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Ожидаемые результаты обучения
К концу 1-го года обучения учащийся будет знать:
- Проговаривать последовательность действий;
- Слушать и понимать речь других;
- Осуществлять анализ языковых единиц с выделением признаков;
- Проводить сравнение и классификацию звуков речи по заданным критериям;
- Осуществлять синтез как составление целого из частей (и букв – слово, из слов – предложение, из предложений – текст);
- Действовать по алгоритму;
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Учащийся будет уметь:
- Действовать по редложенному плану в соответствии с поставленной задачей;
- Оценивать правильность выполнения действия;
- Учитывать разные мнения;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Оформлять свои мысли в устной форме;
- Договариваться о правилах поведения совместно с учителем и общения;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Использовать речь для регуляции своего действия;
- Владеть диалогической формой речи;
- Учитывать правило в планировании и контроле своего действия;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Содержание | в аудитории | Дата проведения | Корректировка | ||
1 | 1 | Вводное занятие. Необычные игры. Принятие правил игры. | Парная и индивидуальная деятельность. | 1 | |||
Раздел «Звуки и буквы» | |||||||
2 | 2 | Гласные звуки | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | |||
3 | 3 | Согласные звуки. Звонкие и глухие. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. Экскурсия в школьный сад. | 2 | |||
4 | 4 | Согласные звуки. Твёрдые и мягкие. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | |||
5 | 5 | Согласные звуки. Составление рассказа, сказки на заданный согласный. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 1 | |||
2 четверть | |||||||
6 | Согласные звуки. Составление рассказа, сказки на заданный согласный. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | ||||
7 | Слог. Ударный и безударный слоги. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | ||||
8 | Буквы. Звуки и буквы. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 1 | ||||
9 | Буквы. Звуки и буквы. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 1 | ||||
Раздел 2. Слово. | |||||||
10 | Слово. Лексическое значение слова. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | ||||
11 | Слово. Лексическое значение слова. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | ||||
12 | Предложение. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | ||||
13 | Предложение. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | ||||
14 | Порядок слов в предложении. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | ||||
15 | Текст. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | ||||
16 | Текст. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | ||||
17 | Текст. | Познавательная игра. Парная и индивидуальная и групповая деятельность. | 2 | 3 | |||
Итого: | 30 | 3 | |||||
33 часа |
Литература:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя –М., Просвещение,2010г. 223 с.
2. Водина В. Учимся играя. М., Просвещение,1994 г.
3. Джежелей О.В. Я расту. М., 1998 г.
4. Лопухина И. Логопедия. М., 1994 г.
5. Успенский Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно. М., 1973 г.
6. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М., 1981 г.
7. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск, «Пелинг», 192 г.
8. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи, М., 1983 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
🖂 ул. Титова 19, г. Салехард, Ямало-Ненецкий Автономный округ, Россия, 629008
🕿/факс (34922) 3-34-79, 3-37-22, E-mail: sh3@salekhard.org
ОКПО 39346654 ОГРН 1028900508560 ИНН 8901007221 КПП 890101001
Приказ № 415 - О
От 02 сентября 2017 года г. Салехард
О создании творческой группы
по реализации федеральной экспериментальной площадки
Общероссийской детской общественной организации
«Малая Академия Наук «Интеллект будущего»
по программе " Психолого – педагогические условия для развития детской одарённости в общеобразовательном учреждении"
На основании договора о научно-педагогическом сотрудничестве и опытно-экспериментальной работе между ОДОО МАН «Интеллект будущего» в лице председателя Ляшко Льва Юрьевича и МБОУ СОШ № 3 в лице директора Ямполец Наталии Ивановны от 01 марта 2016 г. с целью организации научно-исследовательской (НИР) и опытно-экспериментальной работы (ОЭР) по реализации совместных образовательных и научно-исследовательских программ по созданию психолого – педагогические условий для развития детской одарённости в общеобразовательном учреждении, приказываю:
1. Создать творческую группу по по реализации федеральной экспериментальной площадки Общероссийской детской общественной организации «Малая Академия Наук «Интеллект будущего» по программе " Психолого – педагогические условия для развития детской одарённости в общеобразовательном учреждении" в 2017-2018 учебном году в следующем составе:
Руководители группы – Чернецкая Ирина Георгиевна, зам. директора по НМР
Гизатулина Начия Аминовна, учитель – методист
Состав группы –
Босова Юлия Сергеевна, педагог-психолог
Алдакаева Наталья Георгиевна – учитель русского языка и литературы
Бусуёк Марина Владимировна – учитель математики
Бязиева Рита Ахмедовна – учитель начальных классов
Гилёва Лариса Владимировна – учитель географии
Вараксина Татьяна Владимировна – учитель начальных классов
Васильева Ольга Петровна – учитель технологии
Зыкова Марина Ивановна – учитель химии
Корх Ольга Владимировна – учитель русского языка и литературы
Морозов Роберт Николаевич – учитель физики
Ниязова Мадина Абдрахиновна – учитель истории
Падикова Марина Владимировна – учитель технологии
Пищулина Екатерина александровна – зав. библиотекой
Прокопенко Надежда Константиновна – учитель музыки
Свиридова Людмила Леонидовна – учитель физической культуры
Серасхова Сания Эрнестовна – учитель начальных классов
Сулейманова Татьяна Станиславовна – учитель математики
Таранова Елена Анатольевна – учитель биологии
Угинов Олег Михайлович – учитель физики и информатики
Чернов Даниил Юрьевич – учитель английского языка
Таланцева Светлана Борисовна – учитель начальных классов
Мухминова Исенгуль Пиктимировна – учитель специальных (коррекционных) классов
Шаньгина Ирина Леонидовна - учитель английского языка
2. Распределить обязанности между членами творческой группы по реализации теоретических и практических направлений экспериментальной деятельности в 2017-2018 учебном году (Приложение №1).
3. Руководителю творческой группы (Н.А. Гизатулина):
3.1. Разработать план реализации федеральной экспериментальной площадки на 2017-2018 учебный год;
Срок: до 10.09.2017
3.2. Направлять в адрес департамента образования г. Салехарда информацию о реализации плана в срок: 01.12.2017 г., 10.05.2018 г.
3.3. Освещать деятельность реализации экспериментальной площадки федерального уровня на сайте департамента образования, в СМИ.
4. Зам. директора по НМР (И.Г. Чернецкая) осуществлять сбор и обобщение информации о ходе реализации эксперимента.
5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
и.о. директора школы С.Л. Осипов
Приложение №1
к приказу МБОУ СОШ №3
№ 415-о от 02.09.2017 г.
Распределение обязанностей между членами творческой группы по реализации теоретических и практических направлений экспериментальной деятельности в 2017-2018 учебном году
1 | Должностное лицо, курирующее работу ЭП | Чернецкая Ирина Георгиевна, завуч по НМР Гизатулина Начия Аминовна, учитель – методист |
2 | Психолого-педагогические диагностики на выявление одарённых детей.
| Босова Юлия Сергеевна |
3 | Тьюторы (педагогические работники и специалисты), работающие с одарёнными детьми (подготовка к олимпиадам, исследовательская, проектная деятельность) | Алдакаева Наталья Георгиевна Бусуёк Марина Владимировна Бязиева Рита Ахмедовна Гизатулина Начия Аминовна Гилёва Лариса Владимировна Вараксина Татьяна Владимировна Васильева Ольга Петровна Зыкова Марина Ивановна Корх Ольга Владимировна Морозов Роберт Николаевич Ниязова Мадина Абдрахиновна Падикова Марина Владимировна Прокопенко Надежда Константиновна Свиридова Людмила Леонидовна Серасхова Сания Эрнестовна Сулейманова Татьяна Станиславовна Таранова Елена Анатольевна Чернецкая Ирина Георгиевна Чернов Даниил Юрьевич Угинов Олег Михайлович Таланцева Светлана Борисовна Мухминова Исенгуль Пиктимировна Шаньгина Ирина Леонидовна Пищулина Екатерина Александровна |
4 | Научное общество учащихся «Интеллект» | Руководитель НОУ - Падикова Марина Владимировна
|
5 | Образовательная Банк данных одарённых детей | Падикова Марина Владимировна |
6 | Участие одаренных детей в выездных интенсивных школах | Гизатулина Начия Аминовна |
7 | Школьный ресурсный центр | Пищулина Екатерина Александровна |
9 | Информационная Ведение раздела (страницы) сайта МБОУ СОШ № 3, посвященного работе с одарёнными детьми | Бязиева Рита Ахмедовна |
10 | Организационно - методическая деятельность (семинары, мастер-классы и т. д.) | Чернецкая И. Г. Гизатулина Н. А. Алдакаева Наталья Георгиевна |
11 | Школа проектной деятельности | Гилёва Лариса Владимировна - руководитель |
12 | Школа юного исследователя | Зыкова М. И Прокопенко Н. К. |
14 | Творческие группы « Одарённые дети» | Вараксина Татьяна Владимировна – нач. школа Васильева Ольга Петровна– среднее звено Сулейманова Т. С. - старшие кл. |
16 | Обобщение опыта работы с одарёнными детьми. Размещение на сайте муниципального педагогического сетевого сообщества лучших практик, инновационных проектов, продуктов | Чернов Даниил. Юрьевич Прокопенко Н. К. |
17 | Организация и проведение школьной и региональной конференций | Чернов Д. Ю. – приём исследовательских работ и подготовка их к работе экспертов |
18 | Взаимодействие с организациями и физическими лицами по работе с одарёнными детьми | Гилёва Л. В. – сетевое взаимодействие с организациями |