Работа с одаренными детьми

Егорова Ирина Валерьевна

  Работа с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы с одаренными «Одаренные дети – будущее России!»


1.Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где:

  • хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
  • преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
  • есть свои традиции;
  • дается современное образование;
    уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
    Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.

2.Задатки, способности, знания и умения
Задатки. Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.
Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора  для изобразительных способностей). Но задатки  только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.
Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.
О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие. 
Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, организационные, технические способности ...
Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности (хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей. 
Для развития способностей человека требуется усвоение, а затем и творческое применение знаний, навыков и умений, выработанных и накопленных обществом.
Усваивая систему знаний, учащиеся одновременно овладевают умственными операциями (анализ, синтез, обобщение), что и развивает их умственные способности. Отсутствие нужных знаний и навыков — сильнейший тормоз развития способностей.

3.
Уровни развития способностей
Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
4.
Одаренные дети
Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. 

Отличительные особенности одаренных детей

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  • Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
  • Испытывают радость от умственного труда.
    Категории одаренных детей
  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  • Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.


Принципы работы с одаренными детьми

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

5.Содержание программы


Цель программы:

  • Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
  • Задачи:
  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.
  • Методы работы:
  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ научных источников;
  • творческие работы;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы.
    Формы работы с одаренными учащимися:
  • творческие мастерские;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • кружковые занятия;
  • интеллектуальные конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в предметных олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • научно-исследовательские конференции;
  • членство в ученических научных обществах.
  • Направления программы:
  1. Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.
  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
  3. Использование системы заданий повышенной сложности:
  • задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
  • задания на составление учебных проектов.
  • задания на прогнозирование ситуаций.
  1. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных  и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
  2. Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие учебной аудитории;
  • библиотечный фонд – наличие литературы;
  • цифровые ресурсы – ИКТ.
  • Критерий эффективности:
  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.
  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
  5. Результаты реализации программы.

Стратегия работы с одаренными детьми

  • Этапы работы
    I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития. В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.
    II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.
    III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. С этой целью в школе организована секция естественно-математических наук «Зеленая планета»  
    Истоки математики
     
  • Великие математики мира 
  • Тематические учебные проекты 
  1. В мире закономерных случайностей. Условия успешной работы с одаренными учащимися
  1. Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

План индивидуальной работы с одарёнными детьми

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с учащимися

1

Входная диагностика развития ребенка, пополнение банка данных школы 1-11 класс «одаренный ребенок» по направлениям

сентябрь

 классный руководитель, педагог-психолог

2

Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей

сентябрь

 классный руководитель, педагог-психолог

3

Проведение  олимпиады школьников по предметам:

-русский язык

-математика

-окружающий мир

октябрь

учителя-предметники

4

Проведение школьного этапа олимпиад по учебным предметам

март

учителя-предметники

5

Проведение школьного этапа интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»

январь, февраль

педагог - организатор

6

Участие в районных научно-исследовательских конференциях

На протяжении года

учителя-предметники

7

Участие в олимпиадах

на протяжении года

учителя-предметники

8

Участие в  конкурсах

на протяжении года

учителя-предметники

9

Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года

май

администрация

Работа с учителями

1

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

-олимпиады по предметам,

-разработки интеллектуальных мероприятий,

- диагностические материалы по работе с одаренными учащимися

в течение года

учителя-предметники, классный руководитель

2

Приобретение учебно-методической литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

в течение года

учителя-предметники, классный руководитель, администрация

3

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

сентябрь

администрация

Совет школы

4

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми

в течение года

администрация

5

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми:

-выступление учителей на семинарах, педагогических советах;

-участие в работе РМО

в течение года

администрация, учителя -предметники

6

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

Работа с родителями одаренных детей

1

Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся:

-собеседования школьного психолога с, родителями;

-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям

-привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования

в течение года

педагог-психолог, учителя -предметники

2

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

май

администрация



Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность

  1. Тематика творческих работ
  • Истоки математики 
  • Великие математики мира 
  • Тематические учебные проекты 
  • В мире закономерных случайностей 

«Одаренные дети требуют талантливого учителя»

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения.

Учитель должен:

Знать свой предмет и смежные с ним, психологию и современные педагогические технологии;

Уметь мотивировать ученика к познаниям;

Обладать такими качествами как профессионализм, ум, культура, творчество, толерантность, оптимизм, положительная Я - концепция.

Учитель не должен:

Вмешиваться в творческий процесс;

Давать готовые решения;

Навязывать свое мнение;

Оказывать психологическое давление;

Сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

Рефлексия:

Психологический тренинг «выбор геометрической фигуры» (результаты, педагоги знакомятся с характеристикой фигур);

“Квадрат”.

Человек, который выбрал квадрат, очень трудолюбивый. Начатое дело всегда доводит до конца. “Квадрат” - специалист высокого класса. В любом деле старается доходить до самой сути, стремиться к знаниям, занимается самообразованием. Квадрат выбирают те люди, которые мыслят правым полушарием. Любят чистоту, порядок и | спокойную жизнь. Теряются перед внезапными жизненными трудностями. Окружающие люди их уважают, доверяют им.

Недостатки: за малым не могут разглядеть большего. Не умеют выражать свои чувства, необщительные, поэтому чаще всего в жизни они одиноки.

“Круг”.

Кто выбрал круг, ему повезло больше всех, потому что никто как он не пользуется в жизни уважением окружающих. Это чуткий и умный человек. Мыслит правым полушарием. Очень добрый. Считается с мнением других, умеет спокойно выслушать любого. У “Круга” сильно развита интуиция, он чувствует природу души другого человека, поэтому он может стать хорошим психологом. Рядом с таким человеком всем хорошо. Он привык отдавать, не требуя ничего взамен.

“Прямоугольник”

Прямоугольник выбирает человек с низкой самооценкой. По его мнению, все люди хорошие, и только он плохой. Он | всю жизнь старается доказать окружающим, что он не хуже других. Он наивен и доверчив, поэтому очень часто им пользуются нечистоплотные люди, совершая свои грязны дела. “Прямоугольникам” надо много работать над собой. Им следует выработать твёрдость духа и характер.

“Зигзаг”.

Человек, который выбрал зигзаг, мыслит правым полушарием. Чаще всего он левша. У него сильно развита интуиция. В жизни он непостоянный, всё время что-то меняет, при этом не даёт покоя окружающим.

Недостатки: никогда не доводит до конца начатое дело, не умеет держать себя в руках.

“ Треугольник”.

Человек, который выбрал треугольник, активный, общительный. У Него много друзей, много сил и энергии. Он всегда старается быть впереди всех.

“Треугольники”, как и “квадраты”, думают левым полушарием. Любое дело стараются выполнить быстро, поэтому не любят медлительных. Болезненно воспринимают замечания, завистливы, всё время глядят в “чужой двор”, что там делается.

Недостатки: вся деятельность направлена на карьерный рост; со всеми конфликтует. Обладает твёрдым; характером, при этом совершенно не умеет жалеть. На пути к карьере никого не щадит. “Треугольников” окружающие боятся, уважают, но не любят. Поэтому “Треугольникам” нужно изменить себя, и чем раньше, тем лучше.

Ассоциации со словом «одаренность» (оригинальность, доброжелательность, актуально, развитие, единство целей, новизна, научность, организованность, своевременно, современно, талант, творчество)

Психологический тренинг «выбор плода» (педагоги выбирают яблоки и прикрепляют на дереве).

жёлтое, если разговор был непродуктивным;

красное, если разговор был интересным, полезным;

зелёное, если надо обязательно продолжить разговор на тему, затронутую на педсовете.


Литература:

  1. Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.
  2. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.
  3. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
  4. Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 168 с.
  5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2012. 93 с. – (ФИПИ 2012)

  6. Электронные ресурсы:
  1. http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
  2. http://www.terver.ru/ - Школьная математика. Справочник;
  3. http://www.grin-planeta.ucoz.ru/ - сайт секции «зеленая планета» НОУ.
  4. http://www.nadezhda-rossii.ucoz.ru/ - сайт профильного (10-Б) класса; 
  5. http://www.moy-mir.ucoz.ru/ - персональный сайт.




Предварительный просмотр:

Работа с одарённой ученицей 4-б класса   Коробецкой Алиной.

1. Всероссийский конкурс «Азбука нравственности»  Учи.ру

1 место  

№ФС 77-61677 от 07.05.2015 г.

2.Областной детский экологический форум «Зелёная планета 2016»

Диплом за активное участие  2016 г.

3.Онлайн-олимпиада «Заврики» по математике Учи.ру

1 место №1701-2-2047644 2017 г.

4. ХV Всероссийский детский экологический форум “Зелёная планета 2017» конкурс «Многообразие вековых традиций»

Лауреат  2017 г.

5. Всероссийский конкурс  «Русский медвежонок»

1 место   2017 г.

6.II Международная онлайн-олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным» Учи.ру

 1 место №1704-2-000996299 Пр.№5 от 01.03.2017 г.

7. Областной детский экологический форум «Зелёная планета 2018»

Диплом за активное участие 2018 г.

8. Областной конкурс «Юный любитель сельскохозяйственных животных»  номинация «Ферма будущего»

3 место  

Пр. №1260 от 04.12.2018 г.

9. ХVI  Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета 2018» конкурс «Многообразие вековых традиций»

Лауреат   2018 г.

10. Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

1 место  2018 г.

Работа с одарённой ученицей 4-б класса   Решетник Марией.

1. Областной детский экологический форум «Зелёная планета 2016»

Диплом за активное участие  2016 г.

2.Районный конкурс – выставка технического прикладного  творчества Дети, техника, творчество»

Призёр

Пр. №103 от 26.04.2016 г.

3.Всероссийская олимпиада по предмету литературное чтение. Учи.ру

2 место Сертификат участника №5725 – 1227399 2016

4. ХV Всероссийский детский экологический форум “Зелёная планета 2017» конкурс «Многообразие вековых традиций»

Лауреат   2017 г.

4.Всероссийская олимпиада по математике «Заврики» Учи.ру

Похвальная грамота №038749 от 20.09.2017 г.

5. II Международная онлайн-олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным» Учи.ру

Похвальная грамота  №1704-2-0001416086 Пр.№5 от 01.03.2017 г.

6.Межпредметная онлайн-олимпиада Учи.ру

1 место №1701-2-2047693 2017 г.

7. Межпредметная онлайн-олимпиада «Динамо» Учи.ру

1 место №1705-2-001574852 2017 г.

8. Международная онлайн-олимпиада по математике Учи.ру

1 место №В1710-3-84668 2017 г.

9. Областной конкурс «Юный любитель сельскохозяйственных животных»  номинация «Наша дружба»

2 место  

Пр. №626 от 03.12.2017 г.

Работа с одарённой ученицей 4-б класса   Благодеровой Анной.

1. Всероссийская олимпиада по математике Учи.ру

3 место СМИ ЭЛ №ФС77-61677 от 07.05.2015 г.

2.  Всероссийский конкурс «Азбука нравственности»  Учи.ру

2 место СМИ ЭЛ №ФС77-61677 от 07.05.2015 г.

3. Областной детский экологический форум «Зелёная планета 2017»

Диплом за активное участие  2017 г.

4. ХV Всероссийский детский экологический форум “Зелёная планета 2017» конкурс «Многообразие вековых традиций»

Лауреат   2017 г.

5. Областной детский экологический форум «Зелёная планета 2018»

Диплом за активное участие 2018 г.

6. ХVI  Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета 2018» конкурс «Зелёная планета глазами детей»

Лауреат   2018 г.