Родителям
Родителям
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.09 КБ | |
| 25.34 КБ | |
| 24.5 КБ | |
| 222.24 КБ | |
| 16.62 КБ | |
| 25.55 КБ | |
| 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей "Правила поведения и меры предосторожности на водоемах в зимний период"
1.Необходимо помнить, что выходить на лед можно только в крайнем случае с максимальной осторожностью.
2.Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения и возможного возвращения на берег.
3.Следует остерегаться мест, где лед запорошен снегом, под снегом лед нарастает медленнее.
4.В местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где имеются родники или ручей впадает в водоем, образуются промоины, проталины или полыньи. Здесь вода покрывается очень тонким льдом.
5.Особо опасны места сброса в водоемы промышленных сточных вод, растопленного снега с улиц города, насыщенного разного рода реагентами. В таких местах вода практически не замерзает всю зиму.
6.Безопаснее всего переходить водоем по прозрачному с зеленоватым или синеватым оттенком льду при его толщине не менее 7 см.
7.Прежде чем встать на лед нужно убедиться в его прочности, используя для этого палку. Во время движения палкой ударяют по льду впереди и по обе стороны от себя по несколько раз в одно и то же место.
8.Если вы видите чистое, ровное, не занесенное снегом место, значит здесь полынья или промоина, покрытая тонким свежим льдом.
9.Если на ровном снеговом покрове темное пятно, значит под снегом - неокрепший лед.
10.Очень опасно скатываться на лед с обрывистого берега, особенно в незнакомом месте. Даже заметив впереди себя прорубь, пролом во льду или иную опасность, бывает трудно затормозить или отвернуть в сторону, особенно, если катаются маленькие дети.
11.Для катания на санках, лыжах, коньках необходимо выбирать места с прочным ледяным покровом, предварительно обследованным взрослыми людьми.
12.Необходимо соблюдать особую осторожность на льду в период оттепелей, когда даже зимний лед теряет свою прочность.
ПОМНИТЕ!
1.Человек может погибнуть в результате переохлаждения через 15-20 минут после попадания в воду.
2.В случае треска льда, пригибания, появления воды на поверхности льда, немедленно вернитесь на берег
3.Не ходите по льду толпой или с тяжелым грузом. Лучше всего без необходимости не выходить на лед!!!
4.Если Вы провалились под лед, старайтесь передвигаться к тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь как можно больше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу. Выбравшись на сушу, поспешите как-нибудь согреться. Охлаждение может вызвать серьезные осложнения.
5.Если на Ваших глазах кто-то провалился под лед, вооружитесь любой палкой, шестом или доской и осторожно, ползком двигайтесь к полынье. Доползти следует до такого места, с которого легко можно кинуть ремень, сумку на ремне или протянуть лыжную палку. Когда находящийся в воде человек ухватится за протянутый предмет, аккуратно вытаскивайте его из воды. Выбравшись из полыньи, отползите подальше от ее края.
Уважаемые родители!
Показывайте детям пример правильного поведения на водоемах. Нет большего счастья, чем видеть наших детей здоровыми и весёлыми!
Уберечь детей - наше общее дело!
Полезные советы и рекомендации для детей
Все мы любим зиму за возможность поиграть в снежки и насладиться зимними видами спорта. Водоёмы покрываются льдом, и можно покататься на коньках или пойти на зимнюю рыбалку. Однако следует помнить о том, что лёд — очень опасная и хрупкая вещь. Прежде чем выходить на замёрзшую водную поверхность, необходимо ознакомиться с правилами поведения на льду.
Толщина льда, на который без опаски может ступить один человек, должна быть не менее 7 см. Передвигаясь в группе, нужно идти на расстоянии 5—6 м друг от друга, по следам идущего впереди человека. Не выходите на лёд, припорошённый снегом: в нём могут быть пробоины. Наиболее тонкий лёд — в местах сильного течения реки, а также там, где есть камыши и выходят стоки промышленных вод. Если вы передвигаетесь по льду на лыжах, выньте руки из петель палок. Идущий впереди лыжник должен проверять прочность льда ударами лыжных палок. Лёд возле берега, как правило, имеет небольшую толщину. Не выходите на первый лёд, чтобы покататься на коньках: в начале зимы он может быть очень непрочным.
Ни в коем случае не ходите весной по льду, особенно под мостами, вблизи поворотов реки и возле берега.
Помните, что весной по утрам лёд ещё крепкий, однако днём под него можно провалиться.
Если при передвижении по ледяной поверхности вы увидите, что наружу проступает вода, немедленно возвращайтесь назад, но ни в коем случае не бегите. Идите скользящим шагом, не отрывая ступней ото льда. Если лёд очень тонкий и трещит под ногами, перемещайтесь ползком.
Не вставайте на отколовшиеся от общей поверхности льдины, так как они могут перевернуться, и вы провалитесь под лёд.
Если человек провалился под лёд
Если вы провалились под лёд, немедленно избавьтесь от предметов, которые держали в руках. Раскиньте руки как можно шире, чтобы удержаться за кромку льда, не повредив её. Переместитесь к тому краю, где вас не унесёт подводным течением. Вылезайте на лёд ползком, не делая резких движений, прижимая грудь к ледяной поверхности. Выбравшись из воды, откатитесь к тому месту, откуда пришли, и дальше передвигайтесь ползком. Если вы не в силах перемещаться самостоятельно, раскиньте ноги и руки как можно шире и зовите на помощь.
Если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд, немедленно дайте ему знать, что идёте на помощь. Приближайтесь к пострадавшему ползком; если у вас есть такая возможность, подложите под себя доску или лыжи.
К кромке льда не приближайтесь ни в коем случае!
Протяните человеку любой предмет, с помощью которого можно вытащить его из воды — лыжную палку, шест, верёвку, длинный шарф. Вытаскивая пострадавшего из воды, не делайте резких движений. Если вы шли в составе группы, остальные участники должны вам помочь. Для этого тот, кто находится сзади вас, должен лечь на лёд и держать вас за ноги.
Нужно постараться вытащить человека из воды как можно быстрее, чтобы он не замёрз. После того как пострадавший выберется на поверхность, приложите все усилия к тому, чтобы в кратчайшее время доставить его домой или в любое другое тёплое помещение. Затем необходимо снять с пострадавшего мокрую одежду и, надев на него тёплое бельё и шерстяные носки, уложить в постель. Отпаивайте его тёплой жидкостью. Если вы обнаружили, что пострадавший обморозил какую-либо часть тела, действуйте согласно правилам, описанным выше.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Как организовать отдых ребенка в каникулы».
План.
- Где провести каникулы.
- Как провести каникулы дома
- Режим дня на каникулах.
Лето – долгожданная пора отпусков и самых продолжительных каникул, которых с огромным нетерпением ждут не только дети, но и их родители: ведь в это время не нужно проверять у ребенка уроки, будить его по утрам, встречать из школы, ходить на родительские собрания и т.д. Правда, приятные ожидания родителей "разбиваются" о реальность в первые же дни летних каникул.
Да, в период летних каникул у родителей отпадает необходимость ежедневно собирать ребенка в школу. Но появляется другая проблема: чем занять любимое чадо, чтобы он хорошо отдохнул и весело провел время? Как направить его энергию в мирное русло и обеспечить ему безопасное времяпрепровождение, пока родители находятся на работе? Что нужно сделать, чтобы за три месяца отдыха ребенок не только не разучился писать/читать/считать, но и узнал что-то интересное, научился чему-то новому?
Большинство родителей хорошо помнят свое пионерско-советское детство и незабываемые впечатления от отдыха в детском лагере (независимо от того, положительные это или отрицательные впечатления). Поэтому когда приходит время заняться организацией отдыха детей, первое что им приходит в голову, это детский лагерь.
Примечательно, что путевку в "пионерский" лагерь для своего ребенка спешат купить даже те мамы и папы, которые в свое время испытали негативные эмоции от подобного вида отдыха. Ведь с высоты своего возраста и жизненного опыта они прекрасно понимают, что, несмотря на все недостатки детских лагерей, только здесь их ребенок будет придерживаться режима дня, принимать участие в различных мероприятиях, круглосуточно находится под присмотром взрослых, полноценно питаться, дышать свежим воздухом и приобретать навыки общения с незнакомыми людьми.
Тем более, что "ассортимент" детских лагерей сегодня, по сравнению с советским временем, значительно расширился, и родителям есть из чего выбрать. Это могут быть как традиционные детские лагеря, расположенные в пригороде на берегу небольшой речки, так и оздоровительные лагеря на морском побережье, как тематические детские лагеря в России, так языковые лагеря за границей. Кстати, для отдыха любого ребенка сегодня открыт и знаменитый "Артек" – лагерь-мечта каждого советского школьника, в который раньше можно было попасть только за выдающиеся заслуги.
В ДЕРЕВНЮ, К ДЕДУШКЕ ...
Что же делать тем, у кого нет возможности оплатить полную стоимость путевки? Конечно же, вспомнить о родственниках в деревне, особенно если весь школьный год ребенок провел в шумном мегаполисе.
Отдых в селе может стать незаменимым по части трудового воспитания и приобретения новых навыков: огородно-полевые работы, выпас скота, сбор грибов и лесных ягод, рыбалка, ведение домашнего хозяйства – это только малая толика того, чему может научиться ребенок, живя в деревне. Кроме того, не стоит забывать о том, что в селе ребенок получит возможность жить на чистом воздухе, ежедневно кушать свежие домашние продукты, общаться со сверстниками и глубже изучить культуру и традиции нашего народа, которые намного лучше сохранились в селе, чем в городе.
Ну а чтобы ребенок не забыл буквы и цифры, можно положить ему в чемодан несколько интересных книг, и поручить бабушке/дедушке-тете/дяде проследить за тем, чтобы школьник хотя бы один час в день посвящал чтению.
ДОМА И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ
Если материальное положение семьи не позволяет купить путевку в детский лагерь и родственников в селе нет, то родителям не остается ничего другого, как оставить ребенка на все лето дома. Самым лучшим вариантом в этом случае может стать так называемый школьный лагерь, где с 9 утра до 17 часов (то есть, именно в то время, когда родители работают) ребенок будет находиться под присмотром педагогов, ходить на экскурсии, принимать участие в развлекательных мероприятиях и т.д.
Однако школьный лагерь, как правило, работает только в июне-июле (большинство школ в августе проводят ремонтные работы и осуществляют подготовку к новому учебному году), так что в определенный период времени родителям все-таки придется приложить некоторые усилия для организации досуга своего ребенка. Поэтому желательно заранее договориться с начальством об отпуске на период летних каникул (например, папа может уйти в отпуск в июле, а мама – в августе).
Лучше всего на каникулах проводить время вместе с детьми. Готовясь к школьным каникулам, составьте программу их проведения. Планируйте её совместно с ребёнком: предоставляйте возможность предложить самому интересные занятия, сделать выбор в пользу любимых дел. Поинтересуйтесь, куда бы хотел ученик отправиться, что посетить.
Совместные летние каникулы детей и родителей могут включать в себя:
- поездки за город или на дачу;
- экскурсии по местным достопримечательностям;
- пляжный отдых;
- прогулки по городу;
- совместные занятия творчеством;
- мини-путешествия в близлежащие города и пригороды;
- занятия спортом.
- Кино
- театр
Как провести каникулы дома
.Если же ребёнку предстоит остаться на каникулах одному дома, то не забывайте о его безопасности: проведите инструктаж, чаще звоните ему.
Расскажите, чем он может заняться дома, когда вы на работе:
- Давайте задания. Пусть прочтёт определённое количество страниц детской книги, а вечером перескажет. Пусть нарисует рисунок или подготовит стенгазету на заданную тему. А можно изготовить поделку, коллаж, аппликацию. Подскажите ребёнку идеи для интересных дел, и пусть он меньше просиживает у компьютера или перед телевизором.
- Давайте волю творчеству. Предоставьте возможность для творчества детей. Обеспечьте девочек пяльцами, нитками, схемами вышивок, красками, кистями и бумагой, а мальчиков — новым современным конструктором. Пусть занимаются, ведь новое всегда вызывает интерес.
Многим родителям легче усадить ребёнка перед компьютером или телевизором, чтобы он не ныл от безделья. Однако не многие знают, что младшим школьникам рекомендуется проводить время у компьютера не больше 20 минут, а ученикам постарше — не более 30 минут. Сидение перед экраном таит в себе опасность потери зрения, выработки плохой осанки, а слабая двигательная активность приводит и к появлению всяческих болезней. Поэтому тщательно продумайте, чем мог бы заниматься ребёнок, находясь дома.
Учимся, играя
Полезным во время каникул будет ненавязчивое развитие ребёнка в рамках школьной программы. Особенно это качается младших школьников. Организуйте игры-занятия вместе с ребёнком во время каникул.
- Чтение. То, что обязательно надо читать во время каникул – это факт. Посетите книжный магазин или библиотеку – пусть ребёнок сам выберет заинтересовавшую его книгу. Тогда и заставлять читать не придётся.
- Математика. Придумывайте для учеников младших классов игры с математическим уклоном. К примеру, «Клад» (где нужно считать шаги и выполнять несложные примеры), «Кулинарный шедевр» (где при приготовлении блюда можно тренироваться в мерах веса или поделить между гостями испеченные булочки). Обращайтесь за помощью к ребёнку: так он будет чувствовать свою значимость и с интересом выполнять ваши задания. Повторяйте таблицу умножения, расклеивая стикеры с заданиями по дому. Пользу принесут занятия с головоломками, игры в шахматы, лото и шашки.
- Развитие речи и логика. Общайтесь с ребёнком на прогулке, играйте с ним в устные игры, развивающие воображение, речь, логику, словарный запас.
- История, география, биология, химия, физика. Каникулы – лучшая пора, чтобы спланировать посещение музеев, тематических выставок, исторических мест. Школьник совершенно ненавязчивым путём пополнит свои знания, расширит кругозор, а то и увлечётся чем-то всерьёз.
- Эстетическое воспитание. Приобщайте ученика к лучшим образцам музыки, живописи, народного творчества. Каникулы – самое время сходить на выставку или концерт детской филармонии, а потом высказаться о своих впечатлениях.
- Уроки на каникулах. Вы знали, что на каникулы задают уроки? Да, для того, чтобы школьники не потеряли сноровку в обучении. Рекомендуется не делать всё сразу, а выполнять по одному уроку в день.
«Совет. Лучшее время для выполнения заданий по школьной программе во время каникул – 11-12 часов дня. Не переусердствуйте!»
Поддерживайте интерес у ребёнка к учёбе естественными способами. Не забывайте, что детям необходим отдых.
Режим дня на каникулах.
Каникулы — долгожданная пора прекрасного времяпрепровождения для детей и их родителей. Как сделать, чтобы ребёнок мог с пользой насладиться каждым мгновением отдыха? Необходимо правильно организовать его. Нужно чётко понимать: от того, как ученик проведёт каникулы, как он отдохнёт, зависит успешность его обучения в следующей четверти. Итак, базовые правила по организации отдыха школьника во время каникул:
- Соблюдаем режим. Время подъема и «отбоя», часы приёма пищи, гигиенические процедуры: всё это должно соответствовать возрасту и потребностям школьника.
- Следим за питанием. Постоянное употребление конфет, батончиков и прочих сладостей, газировки, еды из фаст-фуда не принесут здоровья ученику.
- Занимаемся спортом. Пусть ребёнок не забывает о ежедневной утренней гимнастике, а игры на свежем морозном воздухе прибавят бодрости, укрепят и закалят его.
- Расширяем кругозор. Предлагаем ученику интересные книги для чтения во время каникул, посещаем библиотеку.
Помним, что во время каникул самое главное — восстановиться после напряженной учёбы и подготовить организм к следующему учебному периоду. А варианты могут быть самые разные.
Планирование режима дня
Приступая к планированию содержания каникул для вашего ребёнка, прежде всего, выясните, как сделать это с максимальной пользой. Обратите ваше внимание на режим дня ученика во время каникул. Многих родителей тревожит вопрос: «Стоит ли позволить ребёнку изменить привычный режим дня в каникулярный период?». То есть, позволить вставать позже обычного, сместить режим завтраков-обедов-ужинов, время прогулки и прочее. В этом случае всё индивидуально, родители вправе выбирать режим дня ребёнка во время каникул. Лучше всего обратиться к индивидуальному подходу решения этого вопроса, потому что один ребёнок нормально переносит подъем рано утром, а другой — тяжело адаптируется ко всяческим изменениям. Детям второго типа (чаще всего это относится к младшим школьникам) лучше оставить привычный для них режим, который был в учебное время. Так мы не нарушим благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка. Можно просто немного сместить время подъёма и отхода ко сну: например, на 1 час. Всё-таки ребята утомились во время учёбы: пусть отдохнут.
Можно и совсем отказаться от чёткого соблюдения режима: пусть планы на день слегка откорректируют его. Однако при этом следует сохранять время продолжительности сна детей:
- младшим школьникам врачи рекомендуют спать 10-11 часов
- детям 10-11 лет — не меньше 10 часов
- ученикам 12-14 лет — около 9 часов
- старшеклассникам можно спать немного меньше (8 часов).
«Совет. Пусть ученики выспятся на каникулах, ведь часто во время школьных занятий они недосыпают, а это чревато неврозами, срывами, депрессивными состояниями».
РАЗНООБРАЗИЕ – ЗАЛОГ ПОЛНОЦЕННОГО ОТДЫХА
Конечно же, если все три месяца летних каникул ребенок проведет или в лагере, или в деревне, или дома, то отдых может показаться ему скучным и однообразным. Поэтому рекомендуется чередовать активные виды отдыха с познавательными или успокаивающими. Например, в июне можно отправить ребенка в деревню, в июле – в лагерь отдыха, а август лучше всего провести дома, совмещая семейный отдых с подготовкой к школе. Главное, чтобы отдых ребенка был разнообразным и отвечал увлечениям и наклонностям школьника. А еще желательно ограничить "общение" ребенка с компьютером, чтобы он в полной мере мог насладиться возможностями летнего отдыха.
Литература
1. https://paidagogos.com/provodim-shkolnyie-kanikulyi-s-polzoy.html
2. https://fulledu.ru/articles/765_letnie-kanikuly--kak-organizovat-detskiy-otdyh.html
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ОТ ПСИХОЛОГА
Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
Не торопитесь. Умение рассчитать время ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.
Не в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, не балуйся!», «Веди себя хорошо!» и т.д. Пожелайте ему успехов.
Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытываетесь, пусть успокоится, тогда и расскажет обо всем сам.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
В общении с ребенком постарайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то … ». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Найдите в течение дня хотя бы полчасика, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на телевизор, домашние заботы, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят сказки перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ -
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ОБОДРЯЮЩИМ СЛОВОМ
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные ПОХВАЛОЮ,
Умеют видеть хорошее.
А воспитание СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ
Учит детей доверию.
Дети, воспитанные ОДОБРЕНИЕМ,
Живут с собою в ладу.
Одаренные ДРУЖБОЙ, ДУШЕВНЫМ ТЕПЛОМ -
Находят в мире любовь.
Сэлли Фельдман
Предварительный просмотр:
Сценарий семинара-практикума для родителей третьеклассников
«Профилактика гаджет зависимости у детей»
Автор: Медведь Инна Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ СШ№8 ,г.Нижневартовска. Описание материала: сценарий предназначен для проведения семинара-практикума для родителей третьеклассников. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателям.
Цель: повышение компетентности родителей третьеклассников по вопросам профилактики гаджетзависимости у детей.
Задачи:
- показать родителям значимость проблемы гаджетзависимости;
- раскрыть роль семьи в решении данной проблемы;
- познакомить родителей с упражнениями, помогающими победить компьютерную зависимость.
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование: экран, проектор, компьютер; столы расположены по группам
Подготовка: распечатать раздаточный материал.
Демонстрационный материал: презентация «Профилактика гаджетзависимости у детей».
Раздаточный материал: памятки
Ход семинара.
Педагог:
Уважаемые родители! Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, и мы не представляем без них ни учёбы, ни работы, ни проведения досуга. Но у каждого новшества есть две стороны. Многие современные родители переживают, что их дети приобретают зависимость от телефонов и компьютеров, уходя из реальности в виртуальный мир.
1 этап теоретический
Слайд 1.И дети, и взрослые проводят много времени в телефонах, потому что там много информации на любой вкус: хочешь — учись или общайся, хочешь — играй или смотри сериалы. Мы все буквально «утекаем» в гаджеты, потому что там огромный мир в свободном доступе. Этот мир очень привлекательный: в телефоне картинки более яркие, а действия более быстрые, чем в жизни.
Маленькие дети вовлекаются в этот мир быстрее, чем взрослые, потому что еще не умеют себя контролировать. К тому же для дошкольников смартфон — это способ получить быстрый и понятный результат, например в играх. В итоге ребенок думает: зачем прикладывать какие-то усилия в реальной жизни, если в телефоне добиться успеха можно гораздо быстрее.
Подростков привлекают в смартфоне не только развлечения, но и общение — тоже легкодоступное. Дети в этом возрасте очень радуются тому, что могут «дружить» онлайн, что кому-то на другом континенте интересны их мысли и впечатления.
Поэтому очень важно заботиться о физическом и психологическом здоровье ребенка.
Слайд 2.Нужно ли отвлекать ребенка от гаджетов? И если да, то как это сделать?
Если ребенок проводит в смартфоне часть свободного времени, при этом у него есть любимые занятия, он нормально учится и помогает по дому, значит, он умеет отвлекаться и контролировать себя, и ваша помощь ему пока не нужна. Но когда гаджет заменяет всё, родителям нужно насторожиться.
Так как дети сидят в смартфонах, потому что это привлекательно, единственный способ вытащить их оттуда — найти что-то еще более привлекательное и интересное.
Для детей дошкольного возраста эта альтернатива шире. Можно вместе с ребенком играть в куклы, машинки или настолки, собирать лего, гулять, кататься на самокате или велосипеде — делать всё, что любит ребенок.
Со школьниками 7–11 лет искать альтернативу сложнее. В этом возрасте у детей уже есть свои интересы, и они не всегда хотят проводить время с родителями. Чтобы найти альтернативу смартфону, спрашивайте ребенка о его желаниях: куда он хочет пойти, какую книгу почитать, в какую настолку поиграть.
Слайд 3.Стоит ли прибегать к экстренным мерам вроде полного запрета гаджетов и нужно ли это?
Современных детей гаджеты окружают с рождения, поэтому не получится просто взять и запретить смартфон. Даже если у ребенка нет своего телефона, он есть у его друзей в классе. Так что школьник всё равно будет смотреть, во что играют сверстники, или залипать на ролики из соцсетей. Нужно не запрещать детям смартфон, а объяснять, что это всего лишь инструмент и им нужно правильно пользоваться.
Вместе с ребенком обсудите, какие приложения вы можете установить на его телефон, а какие нет и почему. Например, у некоторых соцсетей не зря есть возрастное ограничение «14+»: дети младшего возраста не всегда умеют фильтровать контент. Скорее всего, ребенок будет протестовать и говорить: «Почему другим можно, а мне нет?» Спокойно объясните, что вы заботитесь о его безопасности и здоровье и до 18 лет несете за это ответственность. Обычно к такому аргументу дети прислушиваются и перестают возмущаться.
Вместо полного запрета смартфона для младших школьников я рекомендую установить родительский контроль и ограничить общее время, которое ребенок проводит в гаджете, или задать лимиты на каждое приложение. С подростками можно договариваться: вместе определить максимальное количество времени для смартфона. Если понимаете, что ребенок не может себя контролировать, предложите поставить ограничения на экранное время.
Слайд 4. Как понять, что проблема «ребенок и гаджеты» зашла слишком далеко и нужно обратиться к специалисту — психологу или психотерапевту?
Для начала нужно обратить внимание на физиологические симптомы. Когда ребенок слишком много времени проводит в смартфоне, это сказывается на его состоянии:
- он не высыпается, потому что поздно ложится;
- у него нет аппетита;
- он становится рассеянным, менее внимательным — на это обычно жалуются педагоги в школе или на дополнительных занятиях.
Также меняется поведение ребенка:
- он перестает общаться со сверстниками, друзьями, родителями;
- вместо любимых занятий всё время проводит в смартфоне;
- то, что раньше давалось легко, теперь идет сложнее.
Если замечаете хотя бы три из этих признаков, значит, проблема действительно есть и пора что-то делать. Ожидание здесь — не лучшая тактика. Чем дальше, тем больше симптомов будет появляться и тем сложнее будет их устранить.
Но нельзя ругать ребенка и обвинять, что он всё время проводит в телефоне. Нужно объяснить: «Я вижу, что тебе тяжело и ты сам не справляешься. Мы вместе решим эту проблему».
Чтобы восстановить режим сна, советую опять же поставить родительский контроль. Дело в том, что детям в любом возрасте сложно отложить любимую вещь в сторону и забыть о ней на какое-то время. Поэтому важно договориться с ребенком, во сколько телефон будет превращаться в «кирпич». Например, дети 7–9 лет могут использовать телефон до 21:00, школьники постарше — до 22:00. Конечно, нужно объяснить, почему вы так делаете: «Если перед сном ты будешь сидеть в телефоне, да еще поздно ляжешь спать, твой мозг не успеет отдохнуть, с утра ты будешь вялый и не сможешь делать свои дела так эффективно, как это нужно».
Если понимаете, что не можете самостоятельно «вытащить» ребенка из гаджета, обратитесь за помощью к психологу. По моему опыту, дети уходят в смартфон, когда у них есть какие-то трудности: в учебе, в общении со сверстниками, в отношениях с родителями или учителями. Психолог поможет найти истинные причины такого «зависания» и подскажет, как их устранить.
Слайд 5. Чему нужно научить ребенка, чтобы использование смартфона ему не навредило?
Научить управлять своим временем. Этот навык по мере взросления осваивают все дети. Позволяйте ребенку выполнять что-то самостоятельно, чтобы он чувствовал объем задачи, понимал, сколько времени на нее нужно потратить, мог оценить результат, который получит.
Объяснить, что любой предмет, будь то лопатка, линейка или смартфон, — это только инструмент. Жизнь не должна превращаться в зависимость от этой вещи. Да, с помощью телефона можно решать разные задачи, но это всего лишь инструмент.
Научить самоконтролю. Для этого можно делать упражнения, которые применяются в боевых искусствах: например, удерживать определенную позу в течение трех минут. Этот навык поможет ребенку самостоятельно контролировать, сколько времени он проводит в гаджете.
Научить переключаться и отдыхать. Если ребенок не умеет расслабляться физически и эмоционально, он будет использовать для этого телефон — в первую очередь игры и видеоконтент. Но это лишь иллюзия отдыха.
Научиться отвлекаться от гаджетов можно так. В течение дня предложите ребенку отключить всю технику и посидеть в полной тишине пять минут. Постепенно можно увеличивать время до 15–20 минут в день и «отключаться» регулярно.
Еще важно показать, как можно выплескивать негативные эмоции: например, помять сквиш, поколотить подушку или порвать бумагу.
Все эти навыки нужны, чтобы ребенок в любой момент мог сам определять, сколько времени он может проводить в смартфоне без ущерба для остальных занятий, чему уделить больше внимания, от чего пора отдохнуть.
Сколько минут или часов в день можно разрешать пользоваться смартфоном? Или дело не в часах, а в контенте?
Слайд 6. Сколько минут или часов в день можно разрешать пользоваться смартфоном? Или дело не в часах, а в контенте?
Здесь можно отталкиваться от рекомендаций ВОЗ. До 1 года ребенку лучше вообще не взаимодействовать ни с телевизором, ни со смартфоном. В 3–4 года экранное время может быть не больше часа. Но всё зависит от привычек и образа жизни родителей. Когда маленькие дети проводят много времени в гаджетах, они становятся более эмоционально восприимчивыми, а их реакции — более яркими и неконтролируемыми. Если родители относятся к этому спокойно — это их выбор.
С более старшими детьми вопрос времени можно обсуждать. Если ребенок осознает, сколько часов или минут ему нужно, умеет себя контролировать, договоритесь об оптимальном времени использования гаджета.
Конечно, на эмоции детей влияет и контент, который они потребляют. Если замечаете, что после игры или видео из Ютуба ребенок становится более возбудимым, злым или несобранным, нужно сказать, что вы видите эти изменения и беспокоитесь о его состоянии. Возможно, такой раздражающий контент придется ограничить.
Слайд 8. Как победить детскую зависимость от компьютерных устройств?
Эту зависимость и побеждать не надо, стоит только вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. А маленьким детям не стоит совать в руки планшет только для того, чтобы он перестал капризничать.
У ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их будет много. Например, рисование, конструирование, лепка. Только надо найти такие занятия, которые будут доставлять ему удовольствие.
Необходимо всячески поощрять друзей, которые с удовольствием гоняют на велосипедах, роликах, скейтбордах, играют в футбол, волейбол или другие подвижные игры. Родителям надо обязательно подкидывать своим детям интересные игры и идеи совместного времяпрепровождения.
Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку, чтобы посмотреть, что новенького появилось в социальных сетях. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.
Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.
2 этап практический
- Составление списка совместных дел.
Родители садятся по группам.
Задание для групп: составьте список 10-15 совместных дел с ребенком.
Группы зачитывают свой список. Таким образом у нас получается общий список из 30- 40 совместных дел.
- Изготовление тряпичной куклы –травницы, символа семейного уюта.
Предварительный просмотр:
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
МЫ ПИСАЛИ, МЫ ПИСАЛИ...
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5—2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует научение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на нет.
Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
КАК РАСПОЗНАТЬ НЕПРАВИЛЬНЫЙ НАВЫК
О неправильном навыке письма говорят следующие детали.
- Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
- Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
- Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
- Кисть жестко фиксирована.
- Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3—4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
КАК ИСПРАВИТЬ
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.
- На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
- Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
- Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
КАК РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МУСКУЛАТУРУ РУКИ РЕБЕНКА
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Успехов вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле — подготовке ребенка к школе.
Предварительный просмотр:
Как развивать память младшего школьника
Без памяти человек не может ничего изобрести,
не может скомбинировать и двух идей
Вольтер
Цели и задачи:
Показать родителям возможности развития памяти ребенка;
Дать информацию о способах помощи ребенку с недостатками памяти;
Дать информацию о способах развития памяти.
Ход собрания
Вступление.
Уважаемые мамы и папы! Проблемы с памятью, несомненно накладывают серьезный отпечаток на успешность учебы ребенка. Ребенок много учит, пересказывает дома, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости и возможности развития памяти.
Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохих относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Хотя у большинства людей типы памяти перемешаны, всё же у многих людей один тип главенствует, что отличает классификацию.
Различают два основных типа памяти: образную и словесно-логическую. К образной памяти относится: зрительная, слуховая, двигательная. Сюда же примыкает и особая память на чувства, переживания – эмоциональная память. В чистом виде они встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный.
Двигательная память выражается в запоминании и воспроизведении движений, она является основой выработки двигательных навыков (езда на велосипеде, плавание и так далее). На её основе формируются все навыки, начиная с простейших, в последующем работа двигательной памяти не «отменяется», но становится более сложной.
Люди с преобладающей слуховой памятью предпочитают один раз услышать, чем сто раз увидеть. Если человек зрительного типа желает запомнить номер телефона, старается представить его написанным, а человек двигательного типа произносит его про себя или пишет в воздухе, то человек со слуховой памятью воспроизводит его звуковой рисунок, его интонационно-ритмический образ.
Принято различать кратковременную, долговременную и оперативную память. Как свидетельствуют сами названия, эти три вида памяти определяются временем сохранения материала.
При этом в отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, краткосрочная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (впервые же секунды после восприятия материала).
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот материал функционирует, он остаётся в ведении оперативной памяти.
Критерии, принятые за основания деления памяти на виды (по характеру психической активности – образная и словесно-логическая, по характеру целей деятельности – произвольная и непроизвольная, по продолжительности закрепления и сохранения материала – кратковременная, долговременная и оперативная), связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве.
Виды памяти имеют возрастные особенности. Рассмотрим возрастные особенности памяти младших школьников.
Первоначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей, продолжительность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала.
Если говорить о закономерности словесного материала, то на всём протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие название предметов (конкретный материал), чем слова, обозначающие абстрактные понятия (абстрактный материал). Ученики сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядный образцы, являющиеся значимыми в понимании того, что запоминается. Хуже запоминают тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.
Абстрактный материал – так же: запоминается такой абстрактный материал, который является обобщением ряда фактов (взаимосвязь между определёнными географическими явлениями). И, наоборот, учащиеся с трудом запоминают абстрактный материал, если он не раскрывается на определённом материале (например, определения понятий, если их не подкреплять примерами).
Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется и в том, что дети справляются даже с таким трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом опора на наглядность, на иллюстрации. Младшим школьникам вполне доступно умственное действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков различных предметов. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией. Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности.
В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память. Эта особенность младших школьников обуславливается своеобразием других психических процессов, и прежде мышления. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, но могут делать это лишь по отношению к конкретным, образно представляемым связям. Их мышление характеризуется как конкретно-образное, что определяет необходимость чёткой организации передачи материала через непосредственный опыт. Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предполагается учителем, приводит к такой особенности памяти, как буквальность (дословное воспроизведение того, что запомнилось). Буквальность памяти младших школьников проявляется в воспроизведении текстов. Буквальность запоминания обогащает активный словарный запас ребёнка: развивает литературно оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. К третьему классу у ребёнка появляются «свои слова» при воспроизведения материала. Буквальность воспроизведения материала является показателем произвольности памяти. Но, являясь положительной характеристикой памяти, буквальность запоминания уже к концу начальной школы начинает препятствовать творческому развитию памяти и, как следствие этого, затруднять умственное развитие ребёнка. Поэтому, начиная с первого класса, следует наряду с учётом этой особенности памяти учить ребёнка логически запоминать, материал, учить выделять главное.
Развитие памяти в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Память в этом возрасте становится мыслящей.
Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание), возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная, эмоциональная память оказывается уже недостаточной.
Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Это факт неопровержимый. Однако спорным представляется утверждение, что для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним. Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) превращают память младшего школьника в истинную высшую психическую функцию осознанную, опосредствованную, произвольную. Память ребенка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.
Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся 1-2 и 3-4 классов.
В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др. Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у младших школьников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: а) формирование самого умственного действия; б) использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания. Таким образом, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности.
На разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способам смыслового запоминания: если у второклассников потребность в их использовании самостоятельно еще не возникает, то к концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.
В развитии произвольной памяти младших школьников необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунком. По мере освоения письменной речи (к 3 классу) дети овладевают и опосредствованным запоминанием, используя такую речь как знаковое средство. Однако и этот процесс у младших школьников происходит стихийно, неуправляемо, как раз на том ответственном этапе, когда складываются механизмы произвольных форм запоминания и припоминания.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка: ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т.п. Но независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом. Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.
Родителям предлагается памятка для быстрого заучивания стихотворений с ребенком.
Памятка
Как быстро выучить стихотворение
- Чтобы быстро выучить стих, читать его надо вслух. Сделайте это 2-3 раза.
- При чтении постарайтесь выстраивать ассоциации, представить ситуацию, показанную в стихотворении.
- Прочтите стих еще раз, уже медленно, стараясь запомнить именно слова, то есть их форму и время.
- Перепишите стихотворение на бумагу, это подключит еще один вид памяти. Во время переписывания также проговаривайте его вслух. Не пропускайте этот шаг, он позволит выучить стих быстрее.
- В целях упрощения запоминания вы можете разбить каждый отдельный столбик стиха еще на несколько.
- Теперь переходим непосредственно к процессу заучивания. Учите стих только по той бумаге, на которую переписали его. Прочтите несколько раз первую строчку, повторите вслух, не смотря на лист. Затем прочтите первую и вторую строчку вместе, повторите вслух. Затем первую, вторую и третью…..И так далее. Каждый раз добавляйте по строчке. Но совсем необязательно учить стихотворение полностью таким образом. Можете начинать новый «цикл» после каждых 4-8 строк.
- Часто случается так, что какое-то место в стихотворении никак не поддается, чаще всего это происходит именно на « стыке» циклов. Напишите шпаргалку со словом, с которого начинается цикл, начало которого вы никак не можете запомнить.
- Подобным способом нетренированный человек может выучить до страницы текста за один час. Если времени в запасе много, начните заучивать перед сном за 2 дня до сдачи стихотворения. Уделите ему 20 минут перед сном в этот день и час перед сном в следующий. Ночью у человека происходит переосмысление выученного.
Литература:
- Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.- М., 2001
- Сонин В. А. Психологический практикум.- М., 1998
- Филимонова Н. И. Через занимательное – к развитию личности. -Минск, 2000
Предварительный просмотр:
Тема:
Как развивать самостоятельность школьников
при подготовке домашних заданий
Актуальность темы
Сегодня нам представляется важным рассмотреть тему самостоятельности детей при подготовке домашних заданий.
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные — одному достаточно решить 5–10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач.
В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними.
Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем.
Проблемное содержание темы
Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.
Это означает, что ребенок может:
· сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
· спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
· распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
· понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
· применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
· представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.
Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.
Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.
Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь.
И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности.
Обозначение аспекта, который будет рассмотрен на данной встрече
Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.
Сегодня мы рассмотрим один из аспектов: какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.
Обсуждение выделенного аспекта
Анализируя частые жалобы на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.
Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками — это поле деятельности прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.
Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания — нет проблем).
Пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся
Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?
Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б.Гиппенрейтер:
«Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».
Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно.
Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.
Приглашение к дальнейшему контакту
Время не позволяет нам подробно рассмотреть все аспекты этой темы сегодня. Если у вас появилось желание продолжить обсуждение, можно собраться еще раз, посвятив теме самостоятельности детей больше времени. (Можно наметить конкретную дату встречи, если значительная часть родителей проявит интерес.)
Возможно, у кого-то из вас возникли конкретные вопросы, связанные с выполнением домашних заданий вашим ребенком. Мы сможем обсудить их на индивидуальной встрече. На общем собрании речь, как правило, идет об общих тенденциях, а индивидуальная встреча дает возможность более детально проанализировать конкретную ситуацию. Если у кого-нибудь появилось (или появится позже) такое желание, вы можете связаться со мной (сообщите родителям, каким образом они могут с вами связаться).

