Элективные курсы

Гоголева Надежда Филипповна

Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» города Когалыма

«РАССМОТРЕНО»

На заседании

ШМО учителей русского языка и литературы

протокол № 1

от «31 августа» 2018 г.

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УВР

                         

              Киселева Н.Г..

Директор МАОУ «Средняя школа №5»

 П.И. Заремский

«31 августа»  2018 г.

«_31 августа__» 2018г.

 

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

в 10 «Б» классе на 2018-2019 учебный год

«Деловой русский язык»

Составитель: учитель русского языка и литературы

Гоголева Н.Ф.,

соответствие занимаемой должности

2018-2019 учебный год

Элективный курс «Деловой русский язык»

Пояснительная записка

        Цель элективного курса – познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.

        Программа рассчитана на 34 часа и предназначена учащимся 10 класса.

        Учащиеся, изучающие данный курс, должны

знать:

        - нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать (служебный этикет);

        - нормы и правила делового общения;

        - структурные элементы деловой беседы; деловых переговоров; требования, предъявляемые к разговору по телефону;

        - основные функции делового письма, его жанры;

        - композиционные модели деловых бумаг;

        - основные требования к языку деловых бумаг и документов;

уметь:

        - вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;

        

          - оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

        - редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.        

        Программа носит ориентировочный характер, предполагает формирование, которое может быть связано с индивидуальным подходом учителя к решению отдельных вопросов.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Форма проведения

Образовательный

продукт

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

2.

3.

4.

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

6.

Служебная этика и служебный этикет.    

Этикет деловой речи. Особенности делового общения.  

Виды делового общения.  

 Деловой стиль письменной речи.    

 Деловые бумаги: жанры деловых документов,

 композиционные модели, языковое оформление и редактирование.  

Типы документов.

Документирование информационно - справочных материалов  

Требования к оформлению частных деловых бумаг.    

Современное деловое письмо.

 Основные требования к языку деловых бумаг и  документов.

Зачёт.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                       

4

3

4

2

3

2

4

3

4

2

3

34часа

2

1

2

1

1

1

1

2

1

2

2

2

1

2

1

4

2

2

1

Лекция практикум

практикум

лекция

семинар

практикум

лекция

семинар

ролевая игра

лекция

беседа

практикум

Лекция

практикум

лекция

ролевая игра

лекция

практикум

Ответы на вопросы, решение речевых ситуаций.

Решение речевых ситуаций.

Анализ текста, составление памяток,

моделирование речевых ситуаций.

Стилистический эксперимент.

Составление плана лекции,

сопоставление текстов.

Составление документов.

Сопоставление текстов,

составление документов, их

анализ.

Составление деловых писем, их анализ.

Редактирование.

Презентация деловой беседы, деловых переговоров, защита составленных деловых бумаг и документов, тест.

                                                                                     

Содержание программы

  1. Служебная этика и служебный этикет.

Определение понятие «этика» и «этикет», «служебная этика» и «служебный этикет».  Функция этикета. Нормы служебного этикета. Искусство вежливости.  Преодоление конфликтной ситуации.  Стиль общения.

  1. Этикет деловой речи.  Особенности делового общения.

Речевой этикет как правило речевого общения. Важность владения деловым этикетом. Этикетные формы делового общения: приветствие, прощание, просьба, благодарность, поздравление, приглашение. Особенности делового общения: партнёрские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и условий эффективного слушания.  Невербальные средства общения.

  1. Виды делового общения.

Деловое общение как основная функция официально – делового стиля.  Деловая беседа.  Соблюдение условий и правил проведения продуктивного диалога. Характерные особенности деловой беседы.  Рекомендации по ведению деловой беседы.  Деловые переговоры.  Переговоры – форма коллективного делового общения.  Структура переговоров.  Телефонный разговор.  Разговор по телефону – форма дистанционного делового общения.  Общепринятые правила ведения телефонного разговора.

     4.Деловой стиль письменной речи.

Подстили официально – делового стиля: законодательный, дипломатический, деловой.  Языковые средства официально-делового стиля.  Синтаксис делового стиля.

    5. Деловое письмо: жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование.

5.1 Типы документов.

Законодательные, дипломатические документы, административно – канцелярские бумаги.

5.2 Документирование информационно – справочных материалов.

Справки, доклады, объяснительные записки.   Акты.   Телеграммы.  Планы.   Отчёты.

5.3 Требования к оформлению частных деловых бумаг.

Автобиография.   Заявление.  Доверенность.   Расписка.  Счёт.   Характеристика.   Резюме.

          5.4 Современное деловое письмо.

Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам (письмо-напоминание, гарантийное письмо, письмо-подтверждение, сопроводительное письмо).  Деловая и коммерческая корреспонденция (письмо-запрос, письмо-извещение, письмо-предложение, письмо-рекламация).

5.5 Основные требования к языку деловых бумаг и документов.

Точность.   Языковой стандарт.  Использование корректирующих знаков при редактировании.

Методическое обеспечение программы

        Программа предусматривает отбор методов и приёмов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств  в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.

Основные формы работы с учащимися: лекция, беседа, ролевая игра, конференция, семинар, практикум.

        Формы контроля: презентация деловой беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.

Список литературы

Литература для учителя:

1. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю.  «Деловые бумаги.   Деловые качества.    Деловой стиль речи.   Тесты по психологии делового общения.»

2. Кудрявцева Т.С., Арзуманова Р.А., Васева Н.Б.  Русский язык. Текст. Переработка текста.  Стили речи. 10 класс. – М.: Дрофа, 2001.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. – М.: Флинта; Наука, 2001

4. Солганик Г.Я. Русский язык. 10-11 классы. Стилистика: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995.

5. Азбука делового общения.  Встречи. Переговоры. Переписка. – М.,1991

6. Власова Л.В., Сементовская В.К.  Деловое общение. – М., 1980.

7. Венедиктова В.И. «О деловой этике и этикете».- М., 1994.

8. Кузин Ф.А.  Культура делового общения: практическое пособие для бизнесменов. – М., 2000.

9. Лебедева М.М.  Вам предстоят переговоры. – М., 1993.

10. Мицич П.  Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

11. Рахманин Л.В.  Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1988.

Литература для учащихся:

         1.   Бабайцева,  В.В Русский язык. 10-11 кл.: учеб. Для  общеобразоват учреждений фиолог  профиля / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2004. – С. 96-101, 229-230.

2. Власенко, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /  А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. 7-е изд., дораб. – М.: Просвещение,2001.-С. 285-299.

5. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум.7-е изд., испр. – М.: Флинта; Наука, 2010

6.Солганик, Г. Я. Русский язык. 10 – 11 классы. Стилистика:учебное пособие общеобразоват. учеб.  заведений,  школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. -  М.: Дрофа, 1995 – С.161.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» города Когалыма

«РАССМОТРЕНО»

На заседании

ШМО учителей русского языка и литературы

протокол № 1

от «31 августа» 2018 г.

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УВР

                         

              Киселева Н.Г..

Директор МАОУ «Средняя школа №5»

 П.И. Заремский

«31 августа»  2018 г.

«_31 августа__» 2018г.

 

Рабочая программа

элективного курса по литературе

в 10 «Б» классе на 2018-2019 учебный год

«Современная литература»

Составитель: учитель русского языка и литературы

Гоголева Н.Ф.,

соответствие занимаемой должности

2018-2019 учебный год

Программа элективного курса по литературе 10 класс

«Современная литература»

Пояснительная записка

          Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

          Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без продолжения этой работы за рамками школьного урока.

          Цель элективного курса»Современная литература» - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

          Элективный курс по литературе предполагает систематическое чтение художественных произведений русских классиков и знакомство с новинками современной литературы. Задача курса – воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным произведением, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности.

          Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет вывести ученика из состояния пассивности в состояние активного действия, когда резко возрастает познавательный интерес к предмету, растут качественные показатели, то есть результативность обучения.

          Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.

          Отбор произведений современной литературы подчинён этим задачам.

          Программа представляет собой цикл занятий, посвящённых творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.

         Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста.

          Представленные в программе произведения принадлежат перу как совсем молодых, так и уже получивших читательское признание.

          Программа содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвящён нескольким произведениям, изучаемым текстуально.

          В связи с тем, что в современной литературе появляются новые и возвращаются забытые имена, учитель вместе с учащимися может вносить в программу необходимые изменения.

          В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала.

          Данный курс рассчитан на 17 часов и может быть рекомендован для учащихся любых профилей.

Календарно-тематическое планирование для 11 класса (17 часов)

п/п

урока

Тема занятия

Кол.

часов

Прим.

сроки

Форма

занятий

Предполагаемые результаты

Электронные ресурсы

1

1

Введение. Основные тенденции и направления развития современной литературы

1

Лекция

Иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития современной литературы

Таблица

Тема коллективизации в русской литературе

4

2

2

Обзор произведений, посвящённых теме коллективизации: «Так это было на земле»

1

Лекция с элементами беседы

Дать представление об исторических  событиях 30 годов 20 века

3

3

Тема «раскрестьянивания» в произведениях Б. Можаева «Мужики и бабы», С. Антонова «Овраги», С. Залыгина «На Иртыше», В. Быкова «Облава», В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

3

Семинар

Умение делать идейно-тематический анализ выбранных произведений

Презентации книг

Тема сталинских репрессий в русской литературе

6

4

4

Обзор произведений, посвящённых теме сталинских репрессий

1

Лекция

Дать представление об исторических  событиях 30-50 годов 20 века

5

5-6

Тема судьбы советской науки в романах В. Дудинцева «Белые одежды» и Д. Гранина «Зубр»

2

Семинар

Умение делать идейно-тематический анализ выбранных произведений

Презентации

биографий писателей

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе

7

8

7

Обзор произведений, посвящённых теме Великой Отечественной войны

1

Лекция

Дать представление об исторических  событиях 1941-1945 годов 20 века и об их отражении в литературе

10

8

Образ молодого бойца в произведениях Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние», В. Кондратьева «Сашка», М. Карима «Помилование»

2

Семинар

Умение делать идейно-тематический анализ выбранных произведений

Презентации книг

11

9-10

Правда о войне в повестях К. Воробьёва «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой»

2

Семинар

Умение делать идейно-тематический анализ выбранных произведений

Презентации книг

12

11-12

Нравственные проблемы в повести В. Астафьева «Пастух и пастушка»

2

Семинар

Умение делать идейно-тематический анализ выбранных произведений

Презентации

биографии писателя и книги

Нравственные проблемы в современной русской литературе

13

13-14

Тема связи с родовыми корнями в произведениях В. Распутина «Пожар», «Изба», «В ту землю»

2

Семинар

Умение делать комплексный анализ выбранных произведений

Презентация биографии писателя

14

15

Тема отцов и детей в рассказе В. Распутина «Женский разговор»

1

Семинар

Умение делать проблемный анализ выбранного произведения

15

16-17

Нравственная красота простого человека в произведениях Е. Носова «Яблочный Спас», «Карманный фонарик»

2

Семинар

Умение делать идейно-тематический анализ выбранных произведений

Презентация биографии писателя

Содержание программы элективного курса «Современная литература»

Введение. Роль художественных и идейно-нравственных традиций современной литературы. Основные направления и тенденции развития. Многоплановость, жанровое многообразие.

Тема 1.  Тема коллективизации в русской литературе.

Всенародная трагедия. Широта художественной панорамы. Глубина постижения исторических процессов.  Б. Можаев «Мужики и бабы», С. Антонов «Овраги», С. Залыгин «На Иртыше», В. Быков «Облава», В. Тендряков «Хлеб для собаки». Крушение мечты о «всеобщем счастье». Тема «раскрестьянивания» в литературе.

Тема 2. Тема сталинских репрессий в русской литературе.

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Отражение эпохи 30-40-х годов в литературе. Судьба российской интеллигенции. Тема исторической памяти. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях современных авторов.

 В. Дудинцев «Белые одежды» и Д. Гранин «Зубр»,  О. Волков «Погружение во тьму», В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы».

Тема 3. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.

Углубление темы Великой Отечественной войны в современной литературе. Художественное исследование духовных истоков массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны. Героика военных будней. Осмысление подвига и трагедии народа. Нравственные основы личности человека в трагических коллизиях войны.

  Е. Носов  «Костёр на ветру»,  «Красное вино победы»,  Г. Бакланов  «Навеки – девятнадцатилетние», В. Кондратьев «Сашка»,  М. Карим  «Помилование», К. Воробьёв  «Это мы, Господи»,  «Убиты под Москвой», В. Астафьев «Пастух и пастушка».

Тема 4. Нравственные проблемы в современной русской литературе.

Нравственная красота нашего современника. Проблема отношений личности и коллектива. Пристальный интерес к сложному духовному миру человека, нравственным основам его характера. В. Распутин «Пожар», «Изба», «В ту землю»,

«Женский разговор»,  Е. Носов «Яблочный Спас», «Карманный фонарик», В. Астафьев «Людочка».

Литература для учащихся и учителя

  1. Белокурова С. П. и др. Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы: учебно-методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001
  2. Белокурова С. П. и др. Русская литература XX века.  – М., 1991
  3. Вуколов Л. И. Поговорим об истинных ценностях. – М., 1992
  4. Золотусский И. Крушение абстракций. -  М., 1990
  5. Обернихина Г. А. Литературный процесс 80-90-х годов XX века: пособие для учителя и учащихся. – М., 1992
  6. Черняк М. А. Путеводитель по новейшей литературе. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: Сага, 2002