Обучающимся.

Комбу Долаана Деспижековна

1. Права и обязанности обучающегося.

2. Памятка по правам и обязанностям.

3.Телефон доверия.

4.Памятка-план лингвистического анализа текста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Права учащегося

1. Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации.

2. Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

3. Свобода получения информации.

4. Свобода мысли, совести и религии.

5. Уважение человеческого достоинства.

6. Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов,

умственных и физических способностей.

7. Обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, на ускоренное обучение, обучение на дому (по медицинским показаниям).

8. Выбор формы образования (очное, экстернат, семейное), досрочной сдачи экзаменов.

9. Дополнительная помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

10. Получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с  Уставом школы.

11. Открытая оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

12. Заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком; в течение дня может быть проведена только одна контрольная. При планировании всех видов текущей и рубежной аттестации (контрольные работы, зачёты, сочинения и др.), не допускать более одной  аттестационной работы в неделю для 5-6 классов, не более двух аттестационных работ в 7-11 классах.

13. Право знать о поставленных ему оценках, как за устные, так и за письменные предметы.

14. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.

15. Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузки по предмету.

16. Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

17. Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

18. Право быть выслушанным.

19. Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).

20. Открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Совете школы.

21. Создание различных общественных организаций, если они не противоречат Уставу школы.

22. Использование для выступлений школьной стенгазеты, открытых микрофонов.


 

Общие правила поведения

1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает верхнюю одежду, занимает рабочее место с 1 звонком и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2. Ученик обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные школьной программой.

3. По первому требованию учителя следует предъявлять дневник.

4. Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.

5. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.

6. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты наркотики, другие одурманивающие средства и яды.

7. Курение на территории школы запрещено.

8. Не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.

9. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.

10. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.

11. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.

12. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущербу имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.

13. Учащимся следует уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.

14. Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их дежурному администратору или учителю.

15. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.

16. Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из школы в урочное время.

17. В случае пропуска занятий до 2-х дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска занятий более 2 дней, учащиеся обязаны представить справку из медицинского учреждения.


Поведение на занятиях

1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере).

2. Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы.

3. Во время, урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами, так как этим нарушаются права других на получение необходимых знаний.

4. На уроке учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему надо бережно и аккуратно.

5. Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения.

6. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

7. Ученик вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме.

8. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.

Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий

1. Во время перерывов (перемен) учащийся обязан подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.

2. Время перемены - личное время каждого учащегося. Он может его проводить по своему разумению, однако, не должен мешать другим.

3. Во время перемены учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме тех мест, где им запрещено находиться в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории).

4. Во время перемен учащимся запрещается толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.

6. Категорически нельзя самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.

7. Во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр.

 

Поведение учащихся в столовой

1. Во время приема пищи в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.

2. Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.

3. Разговаривать во время еды следует не громко, чтобы не беспокоить тех, кто ест по соседству.

4. Учащиеся убирают стол после принятия пищи, ставят на место стулья.

5. Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.

6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

7. Запрещается выносить еду из столовой.


Обязанности дежурного по классу

1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

2. Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку классного помещения.

3. Во время перемены дежурный ученик (ученики) проветривают класс, помогает учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздает тетради по просьбе учителя.

4. В конце рабочего дня дежурные учащиеся готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют полы).

 


Рекомендации к внешнему виду учащихся

1. В школу учащиеся должны приходить в школьной форме, в бантах (у каждой параллели свой цвет), предназначенной для занятий.

2. Рекомендуется не применять излишнюю косметику и не носить много украшений на занятиях.

3.Спортивная одежда предназначена для уроков физической культуры, на других уроках она не уместна.

4. Находится в школе в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.

5. На торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в соответствующей форме.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка

План лингвистического анализа текста:

1.     Тема текста.

Темой текста является описание…

Это произведение посвящено изображению… 

2.     Основная мысль

Автор стремится показать…

Автор подводит читателя к выводу, что…

Основной мыслью произведения является… 

3.     Количество микротем

Несмотря на небольшой объем текста, в нем можно выделить … микротем, а именно…

В данном тексте можно выделить следующие микротемы…

Количество абзацев в тексте совпадает (не совпадает) с количеством микротем. 

4.     Настроение

 Это произведение пронизано ощущением радости (веселья, грусти…)

Автор хочет передать грусть (веселье), которое охватывает его, когда он наблюдает за тем, что…

 Произведение проникнуто грустным (печальным, меланхоличным; радостным, веселым, жизнерадостным…) настроением. 

5.     Средства художественной изобразительности

 В тексте автор создает яркий (запоминающийся, необычный образ …, используя следующие изобразительно-выразительные средства:

эпитеты…,

сравнения…,

метафоры…,

олицетворения…

Автор достигает своей цели, используя … 

6.     Лексические особенности

В тексте изображаются обычные жизненные явления, поэтому автор использует общеупотребительную лексику.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами помогают автору передать положительные эмоции.

Лексические повторы позволяют сосредоточить внимание на…

Чтобы показать важность, значимость события, автор использует возвышенную лексику.

Обилие разговорной лексики позволяет передать… 

7.     Выразительные и изобразительные возможности синтаксиса

 В тексте преобладают простые (сложные) предложения

По цели высказывания большинство предложений - …, по интонации -  …

Большинство предложений являются односоставными (двусоставными), это создает …

Можно выделить предложения с однородными членами, с их помощью автору удается передать быструю смену действий, непрерывность движения.

Предложения с многоточиями…

Предложения с тире … придают тексту большую эмоциональность.

Предложения с обратным порядком слов … придают тексту поэтичность, выразительность.

 

8.     Звуковые средства художественной изобразительности

Звуковая организация текста подчинена раскрытию его содержания.

Звуки … пронизывают все произведение.

Из звуковой гаммы текста выделяются …

Частое употребление звуков … помогают передать общее настроение произведения.

 9.     Элементы стихотворной речи

В данном тексте можно встретить такой элемент поэтической речи, как рифмующиеся слова …

Кроме того, можно утверждать, что в тексте присутствует ритм.

10. Проза и стих. Ритм. Размер. Метр. Рифма. Строфа.
Прозаическая и стихотворная речь – это две формы интонационно-звуковой организации литературно художественного языка. Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала. Стихотворная речь ритмически организована, упорядочена, эмоциональна. Стихотворная речь делится на строчки, в них повторяются однородные элементы – паузы, стопы, рифмы, строфы.

Прозаическая и стихотворная речь
используются во всех трёх литературных родах. Существуют пограничные явления – верлибр или стихотворения без единого ритма, рифм, строфики, стихотворения в прозе, ритмизованная проза.

Ритм в стихотворной речи основан на упорядоченном чередовании языковых элементов. Чередоваться могут ударные и неударные слоги, гласные и согласные звуки, паузы, рифмы, строки, строфы.

В основе силлабо-тонической системы стихосложения лежит правильное чередование ударных и безударных слогов внутри стиха.

Стих делится на отдельные повторяющиеся части – стопы.

В стопе равномерно повторяются сочетания ударных и безударных слогов.
11.  Размер. Метр. Стопы бывают двухсложные и трёхсложные. 
Двухсложные:
Ямб – двухсложная стопа с ударением на втором слоге:


Его зарыли в шар земной
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград. (С. Орлов)


Хорей – двухсложная стопа с ударением на первом слоге:
                      Три девицы под окном 
                      Пряли поздно вечерком. (А. Пушкин)

В чистом виде хорей встречается редко. Ритмическое разнообразие хорея достигается за счет применения разного количества стоп в строчках.
                                Трёхсложные стопы.
Дактиль – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге:
Тучки небесные, вечные странники… (М. Лермонтов).
Или:   Как бы прошёл я все муки 
          В той неуютной дали,
           Если б не помнил в разлуке
         Запах родимой земли? (А. Жигулин).

Шестистопный дактиль совпадает с классическим гекзаметром:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид… (перевод Н. Гнедича). 

Пятистопный дактиль называют пентаметром. Сочетание гекзаметра с пентаметром образует элегический дистих.
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи
Старца великого тень чую смущённой душой. (А. Пушкин). 

Амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на втором слоге:
Последняя тучка рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури. (А. Пушкин).

Или: Пестрели коврами покрытые вьюки. (М. Лермонтов).


Одностопный амфибрахий встречается редко, двухстопный – часто.

Румяной зарёю
Покрылся восток
В селе за рекою 
Потух огонёк. (А. Пушкин).


Анапест – трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге:

Перелётный вспорхнул ветерок
Прозвенел золотой голосок. (Ф. Блок).

В принципе можно составить стихотворение из односложных слов, в котором не будет стоп. Подобное есть у В. Брюсова: 

Верь в звук слов:
Смысл тайн – в них. –
Тех дней зов,
Где возник стих.

Дай снам власть,
Пусть вихрь бьёт;
Взвей стяг – страсть:
Путь вдаль – взлёт!

Каждый тип стопы может иметь несколько повторений в строке. Строка является ритмико-смысловой единицей стихотворного произведения.



Идеальная схема чередований называется метром.

Размер – количество ритмических повторений (стоп) в стихотворной строке. Иногда слово размер употребляют как синоним метра или стопы.
В стихах редко наблюдаются классические метры. Разнообразие стихам придаёт отступление от идеальных схем.

Ритмика силлабо-тонического стиха может включать различные комбинации внутри стоп, такие как пиррихий, спондей, анакруза, энклитика, проклитика, вольный стих.

12.
Рифма.
Созвучие отдельных слов или их частей в одних и тех же местах в стихотворных строках называется
рифмой. Рифма представляет собой явление звуковое, а не графическое.

Рифма в письменных источниках известна в Китае со 2-го тысячелетия до новой эры, в Аравии – с V –VI cт, в Европе – с IX cт.

У славянских народов рифма впервые появилась в фольклорных жанрах – в пословицах, поговорках, загадках, сказках, песнях. У некоторых народов стихосложение обходится без рифмы.

Рифма выполняет в стихе ряд функций – ритмообразующую, фоническую, мнемоническую, композиционную, семантическую функции.

Классификация рифм.
А) По месте в строке чаще всего рифмы бывают концевыми (в конце строк), но могут быть начальными и внутренними. Завершение стихотворной строки называют также
клаузулой, поэтому рифмой иногда называют созвучие клаузул.

Б)
По месту ударения –

  • мужские (с ударением на последнем слоге),
  • женские (на предпоследнем),
  • дактилические (на третьем от конца),
  • гипердактилические (на четвёртом и далее). 

    У В. Брюсова есть стихотворение, в котором сознательно использованы все виды рифм, от сверхдактилических до мужских:

    Ветки, тёмным балдахином свешивающиеся,
    Шумы речки с дальней песней смешивающиеся,
    Звёзды, в ясном небе слабо вздрагивающие,
    Штампы роз, свои цветы протягивающие, 
    Запах трав, что в сердце тайно вкрадывается,
    Теней сеть, что странным знаком складывается,
    Вкруг луны живая дымка газовая,
    Рядом шопот, что поёт досказывая,
    Клятвы, днём глубоко затаённые,
    И ещё – ещё глаза влюблённые
    Блеск зрачков при лунном свете белом, 
    Дрожь ресниц в движении несмелом,
    Алость губ, ускользнувших прочь,
    Милых, близких, жда
    ннных… Это – ночь!

    В)
    По качеству звучания –
  • точные (полные) – вал – звал, грозы –морозы, града – ограда),
  •  неточные (приблизительные).
  • Среди приблизительных различают ассонансные (пояс-поезд, ветер-светел, печать – плеча), консонансные (стеная- стеною, опорные, корневые, усечённые, разноударные (неравносложные – папахи-попахивая, трезвость-врезываясь), анаграммные. 

    Г)
    В зависимости от числа совпадающих слогов –
  • богатые (глубокие), – молодой- золотой, голодная, подклолодная, сеновала, миновала
  •  бедные – край –игра, жар – ножа. 

    Д)
    По составу –
  • простые,
  •  составные (росли мы-палимы, лбом бы-бомбы, власть им - счастье, полюса-по лесу)
  • Омонимические
  • каламбурные.

    Область рифм – моя стихия,
    И легко пишу стихи я;
    Без раздумья, без отсрочки
    Я бегу к строке от строчки,
    Даже к финским скалам бурым
    Обращаюсь с каламбурам. (Д. Минаев).

    Е) По тому, как
    слова и   каких частей речи рифмуются –
  • грамматические
  • неграмматические.

    Ж) По
    частотности употребления –
  • банальные(стёртые, затасканные – кровь-любовь, розы-морозы, берёзы-слёзы)
  •  редкие (изысканные )
  • экзотические – талии-Австралии, подруг-Кук, коварен Бог-Рембо, альбатрос-СОС.

    З)
    по способу размещения в стихотворении –
  • смежные (параллельные, парные) – аабб,
  • перекрёстные – абаб,
  • охватные (опоясные, кольцевые) – абба,
  •  тернарные – аабввб.

    Стихотворения с одной повторяющейся рифмой называют моноримом

    Стихотворения, в котором рифмуется каждое слово, называется панторифмой:

    Опьяняет смелый бег,
    Овевает белый снег,
    Режут шумы тишину,
    Нежат думы про весну. (В. Брюсов).

    Или:

    Вы думаете, здесь живёт Брик, исследователь языка?
    Ошибаетесь: здесь живёт шпик и следователь Чека.

    Отдельные строчки в строфе могут быть не зарифмованными, они называются холостыми:

    Пускай утопал я в болотах.
    Пускай замерзал я на льду,
    Но если ты скажешь мне снова, –
    Я снова всё это пройду. (М. Исаковский).

13. Строфа.
Строфой называется группа стихотворных строк, объединённых одной мыслью, интонацией и порядком рифмовки. Строфа является дополнительным средством организации и ритмизации стихотворной речи.

Стихи, не составляющие строф, называются астрофическими.

Стихотворения могут быть равнострочными и разнострочными.

В современной поэзии наблюдаются явления, когда строфические стихи перемежаются с прозаическими включениями.
     Строфа может охватывать разное количество строк. Самая малая строфа состоит из двух строк – дистих (ааббвв…).

Условно строфы делят на строгие и свободные.
Виды свободных строф:
Двустишие – аа бб вв –
Трёхстишие (терцет) – ааа ббб, ааб ввб, абв абв –
Четверостишие (катрен) – аабб, абаб, абба –
Пятистишие (квинтила) – абааб – 
Шестистишие (секстет) – абабвв, (секстина) – аБаБаБ, (ронсарова строфа) – ААбВВб – 
Семистишие (септима) – аабввбв, ААББВВБ – “Бородино” М, Лермонтова.
Восьмистишие (октет) – ааббввгг, абабаааб, абвгабвг –
Октава – АбАбАбвв – “Домик в Коломне” А. Пушкина.
Девятистишие (нона) – АбАббВбВВ (спенсерова строфа)
Децима – аббаввггвв, АбАбВВгДДе (одическая строфа – “Энеида” И Котляревского) – 
Рондель – тринадцать строк, связанных двумя сквозными рифмами – АБбаабАБаббаА
Онегинская строфа – АбАбВВггДееДжж

Терцина – разновидность терцета, вид трёхстрочного стиха пятистопного ямба, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с первой и третьей в следующей терцине. Терцин в произведении может быть сколько угодно, но всё произведение завершается отдельной строчкой, которая рифмуется сов торой строкой последней терцины.
Виды строгих, классических, твёрдых форм стиха:

Октава – восьмистрочное стихотворение, которое чаще всего пишется пяти- или шестистопным ямбом, и рифмуется по схеме АбАбАбвв.

Рондо – стихотворение, состоящее из восьми, тринадцати или пятнадцати строк, связанное двумя сквозными рифмами – 

Сонет – Вид стиха, состоящий из четырнадцати строкпяти- четырёх- или шестистопного ямба. Схема – абба абба ввг ддг – французский, или итальянский – абаб абаб вгв гвг (или вгд вгд), или английский (шекспировский) – абаб вгвг деде жж. Сонет возник в Италии в ХIII ст. В России первый сонет написал В. Тредиаковский, в Белоруссии – Я. Купала – «Жніво”, “па межах родных і разорах” и “Запушчаны палац”.в 1910 году.

Существуют различные варианты сонета: хвостатый (два четверостишия и три терцета), сплошной (на двух рифмах), опрокинутый (два терцета и два катрена), безголовый (без первого четверостишия), половинный (один катрен и один терцет), хромой ( с неравностопными четвёртыми строками катренов).
Созданы циклы сонетов, называемые венок сонетов и венок венков сонетов.

Триолет – восьмистишие с рифмовкой АБаАаБАБ, причём первый стих полностью повторяется в 4-й и 7-й строках, а2-й – в 8-й.